Биосфера сфера жизни 6 класс конспект урока полярная звезда

Обновлено: 16.05.2024

Содержание школьной географии ориентировано не только на изучение, но и на преобразование изученных процессов и явлений, на самостоятельное решение географической проблемы и получение нового для ученика продукта, ( презентации, эссе, модели и др).Конспект урока может быть использован в курсе 7 класса.

ВложениеРазмер
6 класс.Центры происхождения культурных растений (на основе системно-деятельностного подхода) 1.15 МБ

Предварительный просмотр:

Конспект урока географии 5 класс

Центры происхождения культурных растений

(на основе системно-деятельностного подхода)

Братусь Юлия Федоровна

Цели : формировать способности учащихся к анализу и самостоятельному сопоставлению; способствовать формированию собственного представления учащихся о культурных растениях и их происхождении

- обучающие : расширить знания о разнообразии культурных растений; изучить появление культурных растений на территории России, сформировать представление о центрах происхождения культурных растений; показать влияние деятельности человека на растительный мир

- развивающие : развитие познавательных интересов учащихся, умения работать в группе с учебником, дополнительной литературой и ресурсами ЭОР;

- воспитательные: формирование культуры общения при работе в парах.

- личностные : осознание ценностей географического знания, как важнейшего компонента научной картины мира;

- метапредметные : умение организовывать свою деятельность, определять её цели и задачи, умение вести самостоятельный поиск, анализ, отбор информации, умение взаимодействовать с людьми и работать в коллективе; высказывать суждения, подтверждая их фактами; владение элементарными практическими умениями работы с учебником для исследования;

- предметные : знать основные факторы, влияющие на распространение организмов;

- объяснять причины неравномерного распространения растений на Земле;

- знать о появление культурных растений на территории России,

- называть центры происхождения культурных растений

Универсальные учебные действия :

- личностные : осознать необходимость изучения окружающего мира.

- регулятивные : принимать и формулировать учебную проблему.

- познавательные: анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

- коммуникативные : умение общаться и взаимодействовать друг с другом.

Тип урока: комбинированный.

Формы работы учащихся : коллективная, групповая, работа в парах . Оборудование : мультимедийная установка, персональный компьютер, презентация

Средства обучения: учебник, атлас, рабочая тетрадь, видеофрагменты, презентация, физическая карта полушарий, электронное приложение.

Структура и ход урока

Приветствие учащихся, проверка готовности уч-ся к уроку.

Вспомните: Какие оболочки Земли мы изучили? Что нам неизвестно о Биосфере?

Предлагает сформулировать тему урока и её корректирует

Приветствие учителя, готовность к уроку.

Вспоминают изученный ранее материал ( П) .

Определяют , каких знаний им не хватает ( Р)

Этап 2. Создание проблемной ситуации

Побуждает учащихся на создание проблемной ситуации (Приложение)

Вступают в диалог, проговаривают и осознают ( К, Р )

Объясняют и формулируют тему, записывают в тетради (П )

Этап 3. Целеполагания:

Цель записывается на доске и обсуждается (Р).

Узнают, запоминают, сравнивают, анализируют, делают вывод (П , Р, К)

Побуждает учащихся к теоретическому объяснению фактов.

- найти в тексте учебника и узнать информацию о биосфере; о том, каковы особенности биосферы; что вам известно о происхождении растений; какие виды растений вам известны

- задаёт вопрос сравнение

Стимулирует активное участие всех детей к практической части

для выполнения задания к рис.106 на стр.158.

Работают с учебником : находят и узнают информацию, передают своими словами содержание (П,Р)

Сравнивают, анализируют, объясняют, обсуждают ( П,К ).

Практикум: работа в группах (4) Создают презентации, формулируют вывод о круговороте в биосфере. (П,Р,К.)

Этап 5. Учебные действия по реализации плана. Выражение решения. Применение нового знания.

Предлагает ученикам рассказать о результатах выполнения работы.

Обсуждают в группах и индивидуально,обосновывают выбор своего решения или несогласие с мнением других. (Р,К ,П)

Объясняют, анализируют, формулируют.( П,Р,К)

Дают развернутый ответ, обобщают информацию . (К, Р)

Этап 6. Рефлексия

Формулирует выводы , выставляет оценки за работу на уроке давайте сделаем первый вывод , как одинаковые культурные растения оказались в разных уголках земного шара?

Как вы считаете, почему основные центры происхождения культурных растений расположены в районах тропиков и субтропиков? Как вы считаете, а зачем людям нужны знания о происхождении культурных растений?

Именно человек многие виды растений переместил на все континенты в виде культурных растений

Знания о центре происхождения культурного растения необходимы для ухода за ним, создания таких условий, к которым оно приспособлено эволюцией

Определяют степень продвижения к цели (Р,Л,П)

Этап 6. Домашнее задание

Записывают домашнее задание

Примечание: (Л)-личностные УУД; (Р)-регулятивные УУД; (П)-познавательные УУД; (К)-коммуникативные УУД.

Этап 1. Задания по актуализации опорных знаний:

  1. Вспомните (устно): Какие Оболочки существуют на Земле?
  2. Что же такое культурные растения?
  3. Какие культурные растения вы знаете?
  4. Откуда они ?

Задание для создания проблемной ситуации.

- что вам известно о Биосфере?

- Помидор, Капуста ,Елка

- Кукуруза, Свекла, Яблоко

2. Выберите верное утверждение (задание на экране, отвечают на листочках):

А) Из общего числа видов организмов примерно пятая часть приходится на растения.

Б) Родина всех овощей Южная Америка?

В) Человек влияет на распространение растений на Земле?

(Ученики должны пояснить свой критерий выбора, т.е. обосновать свой выбор. Учитель подводит к определению новой темы урока.

  1. Какие виды растений составляют биосферу?
  2. Как они различаются ?

Этап 3. Откуда пришли к нам овощи на наш стол ?

Сегодня тема нашего урока: центры происхождения культурных растений, целью которого является углубление знаний о культурных растениях и их происхождении

Для этого вам предстоит совершить виртуальное путешествие по нашей стране и узнать на самом ли деле культурные растения, которые мы привыкли считать исконно русскими, являются таковыми. Или же фрукты и овощи, которые мы постоянно употребляем в пищу - заморские гости, приехавшие в нашу страну.

Итак, сначала давайте вспомним, что же такое культурные растения (мультимедиа). Культурные растения произошли от дикорастущих форм, в результате их коренных изменений под влиянием деятельности человека. Древний человек, находя в природе полезные для себя растения, сначала просто собирал их, а затем стал выращивать, разрыхлял почву мотыгой и, при необходимости, поливая посевы. Большинство культурных растений имеют древнюю историю, а некоторые возникли совсем недавно. Например, пшеницу возделывали уже в 7 тысячелетии до нашей эры, а сахарную свеклу с начала 19 века.

Благодаря археологическим находкам стало известно, что у шумеров уже 5-4 тыс. до нашей эры в земледелии были элементы искусственного отбора, и они выращивали ячмень, пшеницу, лук, чеснок, огурцы. В Египте в конце 5-4 тыс. до нашей эры выращивали ячмень, фасоль, чечевицу, виноград. В Китае выращивали просо, рис, чай, сою уже во 2 тыс. до нашей эры.

Влияние человека на мир растений резко возросло в эпоху великих географических открытий. Многие растения были широко расселены по земному шару, введены в культуру.

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Открытый урок географии в 6классе

Тема: Биосфера — сфера жизни

— определить значение биосферы; — сформировать представление о неравномерности размещения живых организмов на планете; — показать значение биосферы для человека и её изменение человеком.

-воспитание экологической компетентности учащихся

раскрыть взаимосвязи в биосфере; выявить зависимость разнообразия растительного и животного мира от климата; высказывать мнение о воздействии человека на биосферу в своей местности.

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

-анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме и графической);

-строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

-излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая данными;

-организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе.

учащиеся должны знать:

-факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;

учащиеся должны уметь:

-раскрывать суть понятий: биосфера;

-сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек;

-объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

- формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;

- формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

Тип урока: комбинированный

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, групповая .

Оборудование: презентация, слайды, рисунки, учебник, видеоролик.

Понятийно-категориальный аппарат усвоения:

Жизнь в биосфере. Человек — часть биосферы. Самая уязвимая оболочка Земли.

Ценностный компонент урока : понимать, что биосфера — самая уязвимая оболочка Земли; осознавать, что человек — часть природы.

Учитель :Здравствуйте !Как хорошо что мы вместе. Пусть этот урок принесет нам радость общения. Наполнит ваше сердце благородными чувствами, а голову мудрыми мыслями.

Все ли готовы к уроку? Тогда начинаем

2.Актуализация опорных знаний:

Учитель :Изучая географию вы узнали разные земные оболочки.

1 .Твердая оболочка Земли, состоящая из земной коры и верхней части мантии, называется …(Литосфера)

2. Водная оболочка Земли, состоящая из океанов, морей, ледников, подземных вод и поверхностных вод суши, называется . (Гидросфера)

3.Воздушная оболочка Земли называется…(Атмосфера)

Учитель : Верно, не забывайте оценивать свою работу.

Перед вами изображения планет. Выберите среди них уникальную (единственную, исключительную) планету.

Покажите планету и назовите её.

Дети .Земля

Почему эта планета является уникальной среди космических тел Солнечной системы?

Дети (, На ней есть жизнь. Ее населяют живые организмы, есть кислород, вода и живые организмы , есть живая оболочка.)

Учитель: О какой оболочке пойдет речь?

Дети : Жизнь

Учитель :Вы назвали оболочку и сферу ,которую она образует .Давайте вместе попробуем сформулировать тему урока.

3.Целеполагание

Учитель: Запишите тему урока в маршрутной карте

А теперь напишите имя русского ученого который создал учение о биосфере .

Дети : Владимир Иванович Вернадский (1863-1945 гг.),. Слайд

Учитель: Что вы еще можете сказать об ученом?

Дети: Выдающийся русский ученый.

- Именно он доказал, что биосфера связана всеобщим круговоротом веществ и энергии.

-Он говорил об уникальности планеты. Что биосфера – очень ранимая оболочка.

Учитель:Вспомните какую проблему поставил В.И.Вернадский?(Предполагаемый ответ)

Дети: проблему взаимодействия человека и природы, следом за этим возникла наука экология.

Учитель:Как вы считаете эта проблема актуальна в наши дни?

Дети: Эта проблема актуальна всегда.

Учитель: А почему?

Дети: Потому что биосфера в опасности.

Учитель: какую проблему мы с вами будем сегодня решать ?

Дети: Как сохранить биосферу?

Учитель: Давайте обратимся к учебнику на стр 161и сформулируем цели нашего урока.

Мы выясним : Как живые организмы разместились по Земле?

Определим.В чём значение биосферы для человека?

Выясним . Как человек изменяет биосферу?

4.Этап достижения целей.

Учитель:Давайте вместе узнаем как живые организмы разместились по Земле?

Дети:(Биосфера покрывает практически всю Землю)

Учитель: Скажите в каких пределах обитают живые организмы?

Дети: Это верхняя часть литосферы, нижняя часть атмосферы и гидросфере.)

(в почве ,на суше, в океане ,в воздухе)

Учитель: Большинство живых организмов (живого вещества)где обитает ?

Дети: (на суше)

Учитель: Верно и лишь примерно 20% в Океане?

Учитель: (Посмотрите видео ролик и скажите .)

Наибольшая концентрация живого вещества на границах каких оболочек?

составим схему на доске из карточек

Дети :А-Л:,А-Г: Г-Л

Дети:(Наибольшая концентрация живого вещества там, где земные оболочки соседствуют друг с другом.)

Учитель:А какая наука изучает живые организмы?

Дети: (Биология)

Учитель:Это значит что растительный и животный мир нашей планеты очень разнообразен.

Вспомните что необходимо для жизни животных и растений? Запишите условия в карту

Дети: (Свет, тепло, влага. )

- Учитель: Назовите условия ,не забывайте оценивать свои ответы. Это вы назвали условия, необходимые для жизни. Везде ли на Земле эти условия одинаковые? (Нет.)

- Учитель: Какие области на Земле имеют более благоприятные условия?

Дети: (Ближе к экватору.)

Учитель:А что происходит с изменением географической широты. В направлении от экватора к полюсам вы узнаете из текста на стр162 первого пункта параграфа

Работа с учебником . Чтение текста с. 162

Учитель: (Прокомментируйте слайд №7) нарушение этой закономерности в чем?.

Дети: тропическая пустыня ближе к экватору, чем умеренные широты, но здесь недостаточно влаги, слишком высокие температуры, неплодородные почвы.Поэтому в пустынях растительный и животный мир беднее, чем в умеренных широтах(ближе к полюсу)

Работа с картой у доски

Учитель:. Покажите тропические пустыни северного тропика ,умеренные широты.

Учитель:Посмотрите (Слайд № 8 )– это обитатели каких широт?

Дети: Низких.

Учитель:Что благоприятствует разнообразию флоры и фауны этих широт?

Дети: (Климатические условия)

Учитель: Посмотрите (Слайд № 9 )– это обитатели каких широт?

Дети:Высоких

Учитель:отличается разнообразием флора и фауна этих широт?

Дети:Мало видов живых организмов. Потому что суровые климатические условия

Учитель:Что мы выясняли

Дети (ВЫВОД) : распространение живых организмов на земле зависит от климата. Самая активная жизнь сосредоточена там ,где земные оболочки соприкасаются

2. Учитель:Определим в чем значение биосферы для человека?

Биосфера –среда жизни человека. Человек как живой организм тоже часть биосферы. Вспомните историю . Первобытный человек выживал за счет чего?

Дети: Собирательство, охота, рыболовство.

Учитель:С появлением промышлености стали расти потребности человечества ?

Дети:Человек все больше брал от биосферы.

Учитель:А что нужно для полноценной жизни современному человеку мы узнаем работая в парах .

Перед вами карточка с набором слов . Дайте название каждой группе слов и напишите в кластере , что берет человек от биосферы.

1группа . Хлопок ,лён, шерсть

Панты оленя, шиповник, пустырник, ромашка, чабрец, валериана

Овощи, фрукты, рыба ,мясо

Нефть, уголь, торф (образовались при накоплении органических остатков)

Сосновый бор, Крым, Черное море, Алтай, озеро Рица в Абхазии. Минеральные воды.

вода, растения ,солнце, фотосинтез

тундровая глеевая ,таежная подзолистая, чернозем.

Учитель: Составим кластер из ваших выводов.

Что дает биосфера человеку: Материалы для одежды, лекарства ,продукты питания, топливо, туризм, отдых , кислород, почва.

Учитель: Вы указали почву как компонент биосферы ,а как она влияет на размещение населения?

Дети: На размещение населения влияет плодородие почв и возможность производить продовольствие.

Учитель:Найдите на стр 162 в последнем абзаце пункта название территорий подтверждающих фактор размещения населения. Найдите эти территории на карте.(учебник стр177,178) и покажите у доски.

Где на планете высока плотность или очень низкая плотность населения ?

Дети: полуостров Индостан плодородные почвы ,полуостров Ямал –низкая плотность населения .

Учитель :Вернемся к кластеру .В чем значение биосферы?

Сделайте вывод и напишите в маршрутную карту.

биосфера обеспечивает существование человека на Земле.

3.Как человек изменяет биосферу?

Учитель: Биосфера самая уязвимая оболочка среди других. Как вы думаете, что может быть причиной разрушения биосферы?

Дети: (хозяйственная деятельность человека. )

Учитель;Посмотрите на слайды и и определите какое влияние оказывает человек на биосферу.

Дети по цепочке комментируют слайды, говорят об отрицательном влиянии на биосферу Земли.

Загрязнение воздуха;(Это отрицательное влияние ,ведет к гибели растений ,животных ,болезням людей, отравляют всю атмосферу ядовитые выбросы)

Вырубка лесов(легкие нашей планеты)

Мусор (Разлагается долгие годы ,отравляет почву и воздух)

Загрязнение пресных вод(рек ,озер ,в мире не хватает пресной воды)

Загрязнение вод мирового океана(гибнут обитатели. в том числе редкие)

Аварии на нефтяных танкерах, буровых установках.

из –за перевыпаса скота снижение плодородия почв.

Лесные пожары ( . Сокращение видового разнообразия животных и растений);

Нерациональное использование природных ресурсов(при добыче полезных ископаемых нарушаются почвы и рельеф,гибнут целые экосистемы.

Учитель:Давайте найдем примеры положительного влияния человека на биосферу на странице 163 учебника. ( Работа с учебником.)

Учитель:Ребята, а вы можете привести примеры положительного влияния на биосферу .

Дети приводят примеры (сажают деревья, создают заповедники, заказники, памятники природы, редкие и исчезающие виды растений и животных заносят в Красную книгу, подкармливают птиц ,очищают русла рек, восстанавливать почву,закрывают заводы без очистных сооружений, создают био-автомобили,)

Учитель: Как же человек изменяет биосферу?

Дети :Человек может её легко разрушить, но может сохранить и даже улучшить

Учитель: Положительное влияние называют экологическими мероприятиями. Чему учит экология?

Дети: Экология учит людей, как вести себя в природе, чтобы сохранить ее для себя и будущих поколений .Экология учит соблюдать законы.

Найдите один из законов на странице163 вашего учебника. Как вы его понимаете?

Дети: все связано со всем; изменяя один компонент надо думать как это скажется на всех остальных компонентах .( осушив ручеек может погибнуть река и все ,что с ней связано)

Учитель :Вы узнали только первый закон.

Напишите кратко (одним предложением) главный путь сохранения биосферы .

Дети: Соблюдать законы экологии.

Экологически грамотное поведение человека сохранит уникальность Земли.

Не покорять, а жить в гармонии с природой.

Подведение итога:

Учитель.:А теперь о самом главном.

Скажите нашли мы с вами пути решения проблемы сохранения биосферы?

Учитель: Наше путешествие подошло к концу. Подсчитайте набранные вами баллы и определите уровень своих достижений в маршрутной карте .

Учитель: Перед вами ладошки разных цветов выберите ту ,которая соответствует вашим достижениям и настроению. В начале урока вы выбрали живую планету. Её будущее –ваше будущее ,давайте вместе протянем Земле руки помощи и сохраним биосферу .

Учитель: Наше путешествие на сегодня закончилось, но жизнь – это бесконечная дорога, на которой нас ждут новые встречи. До свидания .

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Зарегистрироваться 15–17 марта 2022 г.

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Цель урока: создать условия для формирования представлений о биосфере, как оболочке Земли, населенной живыми организмами, ее границах и значении для человека

Планируемые результаты обучения:

Метапредметные:

анализировать и делать обобщения на основе различных источников информации (в текстовой форме и графической);

строить логические рассуждения, включающие установление причинно-следственных связей;

излагать свое мнение, аргументируя его, подтверждая данными;

организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально, в паре и группе.

учащиеся должны знать:

факторы, ограничивающие распространение жизни в разных сферах;

учащиеся должны уметь:

раскрывать суть понятий: биосфера, живое вещество, круговорот веществ;

сопоставлять границы биосферы с границами других оболочек;

объяснять взаимосвязи живых организмов в процессе биологического круговорота веществ.

формирование эмоционально-ценностного отношения к окружающей среде;

формирование представлений о целостности природы на примере биологического круговорота веществ.

Тип урока: урок изучения нового материала.

Виды деятельности учащихся: индивидуальная, парная, групповая.

I. Организационный момент

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Все ли на месте? Все ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

Все, что надо под рукой!

Сядьте правильно все за парты свои,

Ведь урок географии начинаем мы!

II. Актуализация опорных знаний

Вот уже почти 2 года вы изучаете географию. Знакомство с окружающим миром, с планетой Землей вы осуществляете через изучение земных оболочек. И сегодня на уроке мы продолжим изучать оболочку, которая называется….биосфера. Но прежде чем преступить к новой теме, я хочу узнать, какие оболочки земли вы изучили . Гляньте на слайд и скажите какие оболочки Земли мы изучили полностью?

2 . Этап проверки д/з.

У вас на столе лежат распечатанные листочки с тестовыми вопросами. Вы должны выбрать правильный ответ и записать в тетрадь.

Проверяем: обменялись в парах тетрадями и поставили + или –

1. Какая оболочка Земли изучает живые организмы:

2. Назовите главное свойство почвы, отличающее её от горной породы:

В) способность пропускать влагу

3. Наиболее плодородными являются почвы:

4. По какому признаку почвы получили своё название:

А) по местоположению

В) по количеству гумуса

5. Кто является основателем науки о почвах (почвоведения):

ОТВЕТЫ: 1. Г) 2. А) 3. В) 4. Б) 5. А)

Ну а сегодня мы продолжим нашу работу. Я покажу вам несколько слайдов, а вы попробуйте определить тему нашего урока, что мы будем сегодня изучать.

Учащиеся совместно пробуют сформулировать тему урока.

Итак, записываем тему нашего урока : Биосфера – сфера жизни

§ 50; стр. 161-164

Давайте попробуем определить цели нашего урока: на слайде даны незаконченные фразы, а вы. Используя одну из них попробуйте сформулировать цели нашего урока.

Итак , цели нашего урока:

Выяснить, как живые организмы разместились на Земле;

В чём значение биосферы для человека;

Как человек изменяет биосферу.

3. Этап изучения нового материала.

Биосфера возникла гораздо позже, чем другие земные оболочки. Попробуйте представить себе, как бы выглядела Земля без растений и животных. Вместо травы, лесов, кустарников — голые скалы. Вместо шума листвы, шуршания травы, пения птиц — полная тишина.

Задание. Ученые считают, что образование планеты Земля произошло примерно 4,5 млрд. лет назад. Первые живые организмы появились в океане около 3,5 млрд. лет назад. Развитие растительности на суше началось 400 млн. лет назад, птиц и млекопитающих – 50 млн. лет назад. А предки человека появились всего 2 млн. лет назад.

Живые организмы не оставались неизменными с момента своего возникновения. Первые живые существа были очень примитивны. Прошли сотни миллионов лет, прежде чем в процессе эволюции сформировался тот разнообразный органический мир, который существует сегодня и образует на Земле особую оболочку – биосферу.

Равномерно ли живые организмы разместились на Земле? Почему?

Где сосредоточена подавляющая часть живых существ?

Какие места на Земле наименее обитаемые?

Итак, биосфера – сфера жизни на Земле. Но и человек как живой организм тоже является частью биосферы. Давайте сейчас попробуем выяснить, в чём же заключается значение биосферы для человека. Открываем учебник на стр. 162 и самостоятельно читаем о значении биосферы в жизни человека.

Вывод: биосфера играет огромную роль в жизни человека. Но и человек, являясь частью биосферы также оказывает воздействие на неё.

Вывод: природа знает лучше;

• все связано со всем;

• ничего не дается даром;

• за все надо платить

ЗАКРЕПЛЕНИЕ:

Итак, мы рассмотрели главные вопросы, а теперь давайте закрепим изученный материал: выполнение заданий (слайды 21-25)

4. Рефлексия

Ну а теперь давайте подведём итоги нашего урока и оценим свою работу:

На уроке я открыл для себя. .

Сегодня на уроке я узнал.

Сегодня меня удивило. .

Возникли неожиданные мысли о. .

Это мне пригодится…..

1. Я активно работал во время опроса

2. Я активно работал во время объяснения новой темы

3. Я активно работал, когда подводили итоги

3 балла: оценка 5

2 балла: оценка 4

1 балл: оценка 3

0 баллов ничего не ставим.

Если осталось время:

Вопросы для самопроверки усвоения изученного материала. Выберите правильный ответ:

Учение о биосфере создал ( А. Ж.Б.Ламарк Б. Э.Зюсс В. В.И.Вернадский).

Совокупность всех живых организмов на Земле образует ( А . Живое Б . Неживое) вещество биосферы.

Среди живых организмов наиболее разнообразны по видовому составу ( А . Грибы Б. Растения В. Животные).

По массе живого вещества среди живых организмов превосходят ( А . Грибы Б. Р астения В. Ж ивотные).

Биосфера охватывает нижнюю часть ( А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы), верхнюю часть ( А. Атмосферы Б. Гидросферы В. Литосферы) и всю ( А. Атмосферу Б. Гидросферу В. Литосферу).

Мощность биосферы составляет ( А. 6-7 км Б. 20-25 км В. 30-35 км).

Процесс круговорота веществ начинается с деятельности ( А. Животных Б. Микроорганизмов В. Растений).

Учащиеся самостоятельно определяют уровень достижений своих результатов, используя ключ и шкалу оценивания.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок составлен на основе учебника А.И. Алексеева "География. Природа и люди" серии "Полярная звезда". Урок разработан с использованием таких технологий как: игровая, групповая, проблемная, ИКТ технология.

- выяснить значение биосферы;

- формировать понятие биосферы;

- раскрыть роль живых организмов в биосфере;

- формировать понятие "почва" и "тип почв".

Урок географии в 6 классе

Оборудование:

Организационный момент.

- Здравствуйте ребята. Сегодня на уроке у нас присутствуют гости. Повернитесь и поприветствуйте их.

2. Проверка домашнего задания.

- О чем шла речь на прошлом уроке.

Фронтальный опрос. Трое работают по карточкам (карточки прилагаются).

Чем погода отличается от климата?

Что такое воздушные массы? Какие вы знаете воздушные массы? Чем воздушные массы отличаются друг от друга?

Докажите, что Океан влияет на климат.

Согласны ли вы с мнением известного географа А. И. Воейкова о том, что теплые течения — трубы водяного отопления земного шара? Ответ аргументируйте с помощью карты.

Как влияют на климат горные районы?

Опишите сегодняшнюю погоду.

Назовите погодные явления, которые носят катастрофический характер.

Изучение нового материала.

- Давайте вспомним, какие земные оболочки вы изучили и в чем их особенность? (картина природы планеты на слайде)

- Изучая географию, мы постоянно подходим к мысли об уникальности Земли. А в чем уникальность нашей планеты мы будем сегодня на уроке выяснять?

-Что не хватает на нашей картине природы? (растений и животных)

- Как скучна была бы наша планета без деревьев, травы, птиц… . К счастью около 3 млрд. лет назад в древнем Океане на нашей Земле зародилась жизнь. Это были простейшие микроорганизмы и одноклеточные водоросли, затем появились более сложные организмы. А постепенно растения и животные вышли на сушу. Около 40 тысяч лет назад появился человек.

- В чем же уникальность нашей планеты? Уникальность (единственность, исключительность) планеты Земля состоит в том, что ее населяют живые организмы, на ней есть жизнь. Зона места обитания живых организмов на нашей планете охватывает верхние слои земной коры, гидросферу и нижние слои атмосферы. Почему именно в этих пределах есть жизнь?

(для организмов в этих пределах есть необходимые условия)

- Эти живые организмы образуют БИОСФЕРУ.

- Кто может дать определение термина БИОСФЕРА?

(Земная оболочка в которой существуют живые организмы)

- В 20-е гг. XX в. выдающийся русский ученый Владимир Иванович Вернадский разработал целостное учение о биосфере. По его мнению, биосфера — это не только область жизни, но и сложная природная система, которая преобразует живые организмы. Ведь нынешний состав атмосферы – это результат многовековой работы растений.

- Биосфера связана с другими оболочками Земли и состоит из:
а) собственно живого вещества (т. е. созданного и преобразованного организмами);
б) косного вещества (образованного геологическими процессами), например горные породы;
в) биокосного вещества (сочетание живого и неживого вещества), например почва. Поэтому биосферу нельзя связывать только лишь с растениями и животными, хотя живое вещество биосферы покрывает почти всю поверхность планеты.

-Рассмотрим подробнее как биосфера связана с другими оболочками выполнив задание в тренажерах ст. 69 №3
- Живое вещество биосферы распространяется по земной поверхности и оказывает влияние на окружающую среду, изменяя ее. Так, живые организмы ученые обнаружили в многолетних толщах льда, донных отложениях глубоководных впадин, недрах вулканов.
-Пределы биосферы обусловлены границами физических условий существования живых организмов. Существование жизни ограничивается значениями температуры от – 250 до +160 °С. Нижняя граница жизни биосферы в Океане проходит на глубине 10 км, а в земной коре до 2 км. Верхняя граница биосферы проходит в атмосфере; она обусловлена слоем озона, предохраняющим живое вещество от губительного ультрафиолетового излучения Солнца, и распространена на высоте от 20 до 45 км над уровнем моря.

-Какие живые организмы обитают в биосфере? Чтобы ответить на этот вопрос прочитайте текст учебника ст. 159-160.

-Сколько видов живых организмов на Земле?

-Что такое органический мир?

-Почему человек — часть органического мира?

-Какие особенности характеризуют мир растений?

-Каковы особенности обитания живых организмов в Океане?

За все добром плачу. (Почва)

- Почва – особый природный слой, который находится у нас под ногами. Еще в древности почву называли “матушкой- кормилицей” и сочиняли о ней сказки, легенды, пословицы, загадки. Вы знаете, что от почвы зависит урожай зерна, овощей, фруктов.
- Долгое время у ученых не было ответа на вопросы: что такое почва? Как она образовалась? Только в конце XIX в. великий русский ученый, основатель почвоведения (науки о почвах) Василий Васильевич Докучаев смог ответить на эти вопросы. Ученый выяснил, что почва — особое природное тело, такое же, как минералы, растения, животные. Она образовалась под влиянием горных пород, рельефа, климата, воды, микроорганизмов, растений и животных. На образование почвы влияет деятельность человека, а также такой особый фактор, как время.

- Действительно, почвы образуются очень медленно под воздействием перечисленных условий. За 100 лет мощность почвы увеличивается всего на 0,5—2 см. Этот факт свидетельствует о том, что люди должны бережно относиться к этому удивительному дару природы.
Почва — самый верхний, очень тонкий (толщина его колеблется от нескольких сантиметров до 2—3 м) слой на поверхности Земли, образовавшийся в результате длительного взаимодействия живой (органической) и неживой (неорганической) природы. Основой почвы является горные породы. Их называют материнскими породами. Но не на всех горных породах могут образовываться почвы. Например: в пустынях нет растительности – только песок или глина, в горах – голые скалы. Как же образовывается почва? Послушаем сказку.

В некотором царстве, в тридесятом лесном государстве. Жил-был булыжник. Старый такой, невзрачный, серенький. Угловатый какой-то. Никто на булыжник внимания не обращал. Разве что мальчишка, какой первобытный пнет ногой от нечего делать. А уж как хотелось булыжнику знаменитым стать. Уж как хотелось! Но он становился все старше и старше. Да и солнышко, вода, ветер не щадили его старости. То раскалится камешек под жаркими лучами солнышка, то замерзнет под холодными струями дождика. Не вынес он своей старости, да и развалился. Видели Вы где – нибудь такое чудо, чтобы камень, да вдруг развалился?

Ну вот, такое, к сожалению, и с нашим камешком случилось. Скоро совсем в песок, гравий, да глину превратился. Какая уж тут знаменитость? Но вот однажды… И вот, однажды поселилась среди камешкиных песчинок жизнь.

Крошечная такая, совсем невидимая. Микробчик построил свой домик в песчинках. Стал работать, семью создал, расширять свой домик стал. И вот уже не один, а миллионы микробиков нашли свое убежище в песчиночках. Как-то раз опустился на камешек маленький такой парашютик, на котором сидел плодик одуванчика. И как только весеннее солнышко пригрело песочек, проклюнулся плодик, и появилось среди песчинок желтенькое чудо. Старая пчела прилетела умирать под его листиками, червячок поселился среди корешочков, паучок спрятался на зиму, да там и остался до конца своей жизни.

- Кому принадлежит основная роль в почвообразовании. (Растениям и микроорганизмам)

- Самое главное свойство почвы — плодородие. Плодородие зависит от наличия в почве органического вещества — перегноя (гумуса). Этим почва отличается от горных пород. Прочитаем определение почвы в учебнике ст.161.

-На Земле существуют разные типы почв. Условия образования разных типов почв различны. В зависимости от рельефа, вод, климата, растительных и животных организмов для каждой территории характерны свои сочетания почв с определенными свойствами. Рис 119 рассмотрим.

-Выполним работу по рядам, пользуясь текстом учебника ст.161:

1-ряд подготовит рассказ о черноземе; Самая плодородная почва образуется там, где в нее больше всего поступает органических веществ. Это хорошо заметно в тех районах где в растительном покрове преобладают однолетние травы. Например: на юге (в степях) России распространены самые плодородные почвы – ЧЕРНОЗЕМЫ. Содержание гумуса здесь велико и его толщина достигает 1-1.5 метров.

2-ряд – о таежной подзолистой почве; Под хвойными лесами образуются ПОДЗОЛИСТЫЕ почвы. В почву поступает только хвоя, которая содержит мало питательных веществ, и немного травы. Климат там холодный, осадков много. Поэтому часть органических веществ просачивается в землю, а наверху остается белесый слой – он называется ПОДЗОЛОМ (похож на золу). Плодородие этих почв намного меньше чем черноземов.

3-ряд – о тундровой глеевой почве; Но еще меньше плодородия в почвах северных безлесных областей, где растительность в основном мхи и лишайники. Слой почвы здесь очень тонок и возделывать ее нельзя, там пасут оленей.

-Почву необходимо беречь. Её называют бесценным природным богатством за то, что она одевает, кормит, дает сырье для промышленности, лес для строительства. Она нуждается в бережном отношении, поскольку очень легко разрушается, смывается водой и сдувается ветром. Однако самый большой урон почве наносит человек. Неправильная распашка почвы, неумелое применение удобрений, ядохимикатов, давление на почву мощной сельскохозяйственной техники, загрязнение окружающей среды — все это приводит к гибели почвенных организмов, к разрушению верхнего, плодородного слоя почвы.

-Живые организмы на Земле тесно взаимосвязаны. Каждая группа организмов играет в биосфере определенную роль. Растения — посредники между Солнцем и Землей. С помощью фотосинтеза под действием сол­нечного света они создают органические вещества (стебли, листья, корни и т.д.). Растения служат кормом для травоядных животных. Их поедают хищники. Отмершие растения и погибшие животные попадают в землю и часть из них перерабатываются микроорганизмами и превращаются в перегной (гумус) , а на этой почве снова вырастают растения и все повторяется – так происходит круговорот веществ в биосфере. Рис 120. А другая часть отмерших животных и растений под действием долгого времени превращается в осадочные горные породы.

- Кто может назвать эти породы? Уголь, известняк, мел.

- О круговороте веществ в биосфере прочитаем вывод на ст.163.

4. Закрепление.

- А сейчас давайте решим небольшой кроссворд.

1. Земная оболочка в которой существуют живые организмы. Биосфера.

2. Разработал учение о биосфере. Вернадский.

3. Одно из условий необходимое для роста и развития растений. Свет.

Читайте также: