Человек и вера конспект урока по однкнр 6 класс

Обновлено: 04.07.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Есть Бог, есть мир, они живут во век,

А жизнь людей мгновенна и убога,

Но всё в себе вмещает человек,

Который любит мир и верит в Бога.

РЕЛИГИЯ КАК ОДНА ИЗ ФОРМ КУЛЬТУРЫ.

Пыркина Елена Игоревна,

учитель истории и обществознания

обобщить и систематизировать знания о религии и религиозных организациях.

ЧТО ТАКОЕ РЕЛИГИЯ?

ПЛЕМЕННЫЕ сложились в условиях первобытнообщинного строя (у некоторых народов Азии, Африки)

РЕЛИГИЯ – совокупность духовных представлений, основанных на вере в существование Бога или богов, сверхъестественных сил, а также соответствующее поведение и специфические действия.

ИСТОРИЧЕСКИЕ ФОРМЫ РАЗВИТИЯ РЕЛИГИИ:

распространенные в пределах одного государства или имеющие последователей преимущественно среди представителей одной нации

МИРОВЫЕ распространившаяся среди народов различных стран и континентов.

ОСОБЕННОСТИ РЕЛИГИОЗНОЙ ВЕРЫ:

  • Убежденность в существовании сверхъестественных сил;
  • Убежденность в воздействии сверхъестественных сил на жизнь человека и общества в целом;
  • Убежденность в возможности контакта человека со сверхъестественными силами.

Регулирующая

Регулирует поведение людей в обществе посредством религиозных норм.

Воспитательная

Воспитывает человека, побуждает к развитию определенных положительных качеств.

Мировоззренческая

Определенный взгляд на мир, сущность человека и его место в мире.

Психологическая (компенсаторная)

Снимает тяжелое психологическое состояние человека, позволяет ему почувствовать облегчение.

Коммуникативная

Религия способна избавить человека от одиночества.

Интегративная

организации, построенные вокруг яркого

  • замкнутость,
  • обособленность,
  • претензии на исключительность своей роли,
  • абсолютная нетерпимость к инакомыслию

СЕКТА - религиозная группа, отделившаяся от основного религиозного направления и противостоящая ему; имеет свою организованную традицию, своего основателя и особое учение.

АТЕИЗМ - мировоззрение, отвергающее существование сверхъестественного— богов, духов, других нематериальных существ и сил, загробной жизни и т. д. СВОБОДА СОВЕСТИ- право человека самостоятельно формировать свои убеждения и открыто их выражать, не причиняя ущерба свободе других людей и общества в целом. СВОБОДА ВЕРОИСПОВЕДАНИЯ – право самостоятельно выбирать, какую религию исповедовать, или вообще отказаться от религии, встав на позицию атеизма. КОНСТИТУЦИЯ РФ СТАТЬЯ 28 Каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними. КОНВЕНЦИЯ ООН О ПРАВАХ РЕБЕНКА. Ст. 14. Свобода мысли, совести и религии. Государства должны уважать право детей на свободу мысли, совести и религии под руководством их родителей.

Цель урока: познакомить учащихся с влиянием разных религий на образование; дать представление о том . как получали образование люди разного вероисповедания; объяснить смысл получения образования.

Оборудование: учебник, пакет с рабочим материалом.

Тип урока: открытие нового знания

I . Организационный момент

II . Мотивационно -целевой этап

Послушайте загадки и отгадайте

- Большой, просторный, светлый дом.

Ребят хороших много в нём.

Красиво пишут и читают.

Рисуют дети и считают. (школа)

- Не куст, а с листочками.

Не рубашка, а сшита.

Не человек, а рассказывает. (книга)

- На каникулах скучает,

Тихо и спокойно в ней,

После — школьников встречает

Днем распахнутых дверей. (школа)

Вопросы к классу

- Какое отношение они имеют к теме нашего урока?

Тема урока: Религия и образование.

- Предположите , о чем мы будем говорить.

- На какие вопросы нам предстоит ответить?

1. Христианская вера и образование на Руси.

2. Софья Палеолог.

3.Влияние ислама, буддизма, иудаизма на развитие образования.

III . Работа по теме урока

1. Христианская вера и образование на Руси.

Как вы уже знаете , в X веке Русь приняла христианство. После принятия новой веры для нашего государства начался новый этап развития. Конечно, нельзя сравнивать грамотного человека X - XI веков с нашими современниками. Очень много знаний и опята накопило человечество за прошедшие века. Но грамотный человек в XI веке по сравнению с неграмотным знал очень многое.

Работая с текстом стр. 101-102 учебника запишите факты , как люди занимались образованием:

Появление славянской письменноси

Обучали грамоте не только мальчиков, но и девочек

2. Софья Палеолог.

Рассказ учителя о Софьи Палеолог.

Вопросы к классу

- О ком вы узнали?

- Какое отношение имеет Софья Палеолог к теме урока?

- Что вы видите на ней?

- Каков внешний вид людей, их действия , другие детали?

- Определите правдиво ли это изображение реконструкция?

Работая в парах выполни задание: Переведите на современный язык рассказ пономаря московской церкви XV века о тайнике , в котором , по его предположению . была спрятана библиотека Софьи Палеолог.

3.Влияние ислама, буддизма, иудаизма на развитие образования.

Класс делится на три группы

Задание для первой группы : познакомиться с текстом «Влияние ислама на развитие образования стр. 104-105 и ответить на вопросы.

- Что было основой будущих школ ?

- Какие науки изучали в светских школах?

- Какое занятие считалось важным для распространения знаний?

Задание для второй группы : познакомиться с текстом «Влияние буддизма на развитие образования стр. 105-106 и ответить на вопросы.

- Что изучали в школах при буддийских монастырях?

- На каких трех принципах строилось обучение?

- Кто обучал в буддийских монастырях?

- Почему некоторые буддийские монастыри превращались в образовательные центры?

Задание для третьей группы : познакомиться с текстом «Влияние иудаизма на развитие образования стр. 106-107 и ответить на вопросы.

-сформировать представление об основных священных книгах мировых религий: Трипитаке, Торе, Библии, Коране;

-развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;

-способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения.

ВложениеРазмер
svyashchennye_knigi_religiy_mira.doc 76.5 КБ

Предварительный просмотр:

План урока по ОДНКНР в 6 классе,

проведённого в рамках предметной недели истории и ОДНКНР, учитель Алмакаева Н. В.

Священные книги религий мира: Тора, Библия, Коран, Трипитака.

-сформировать представление об основных священных книгах мировых религий: Трипитаке, Торе, Библии, Коране;

-развивать речь, логическое и ассоциативное мышление обучающихся;

-способствовать развитию коммуникативных способностей обучающихся, умению аргументированно отстаивать свою точку зрения.

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, заполнение таблицы, работа в группах с источником информации, игра, работа с текстом.

Основные термины и понятия: Трипитака, Тора, Библия, Коран.

Оборудование: компьютер, мультимедиа, раздаточный материал.

1. Организационный (1-2 минуты)

До начала урока разложен на парты раздаточный материал;

2. Проверка усвоения материала прошлого урока (10 минут)

Не сеялки, а добро сеют,

Не хлеб, а досыта кормят,

Без рук, а всё умеют,

Без ног, а по дорогам водят. (Книги)

О каких первых священных книгах мы узнали?

Что такое Веды? О чём в них рассказывается? Слайд 3

О чём повествуется в Авесте?

3. Введение в тему и создание проблемной ситуации (5-7минут)

-Сегодня мы продолжим знакомство со священными, почитаемыми книгами религиозных культур.

Рассмотрите коллаж. Что изображено на каждой фотографии? Слайд 4

Каждый изображённый человек является представителем какой-то религиозной культуры. Давайте попробуем определить, представителей каких религий мы видим?

Обоснуйте свои ответы. (Ответы-предположения детей. Каждое предположение должно обосновываться.)

А чем они все заняты? (Читают)

Как вы думаете, что за книги они читают?

Кто-нибудь знает, как называется каждая из книг?

4. Объяснение нового материала (15-20 минут)

-Итак, чтобы узнать, что это за священные книги, вам необходимо поработать в группах с текстами. Ваша задача - внимательно прочитать текст, а затем ответить на вопросы, данные после текста.

(Приложение 1). При выполнении задания учитель помогает, если в этом возникает необходимость.

На каждой карточке имеется номер. Номера указывают порядок выступления участников в группе.

Теперь каждый участник группы будет работать индивидуально. Возьмите конверт, распределите карточки-задания. Выполните задание: Вставьте пропущенные слова в текст.

(см. Приложение 2).

При выполнении задания, обучающиеся могут пользоваться текстом, обращаться за помощью к членам своей группы.

-Что же у вас получилось?

Сейчас каждая группа с помощью карточек расскажет об одной из священных книг. Рассказ по цепочке в соответствии с номерами, указанными на карточках. Слайды 5-8 (по мере выступления групп).

-Во время рассказа одной из групп каждая группа должна заполнить таблицу, располагая карточки в нужных секторах (Приложение 3).

Далее выслушиваются составленные рассказы о священных книгах, заполняются таблицы.

-Проверьте, пожалуйста. Что у вас получилось.

Самопроверка полученной таблицы (сверка со слайдом)

Вопросы каждой команде задаются по очереди, отвечать можно с опорой на составленную таблицу.

5. Итог занятия (10 мин.) Рефлексия

-каждый из вас получил таинственную грамоту. В ней спрятались названия священных книг. Найдите их. Впишите найденные названия книг ( Приложение 5). Слайд 9

-Подведём итог нашей работы. О каких священных книгах религий мира мы узнали? Есть ли что-то общее у всех этих книг?

Действительно, священные книги, как и люди, независимо от своей принадлежности к какой-либо религии, имеют, много общего. Они побуждали и побуждают верующих людей к активной деятельности, поиску собственных жизненных путей, учили и учат жить, соблюдая определённые заповеди. Слайд 10

В заключение давайте сочиним синквейн. Кто забыл правила его написания, посмотрите на слайд. Слайд 11

  • Книга
  • Священная, древняя Слайд 12
  • Помогает, учит, наставляет
  • Чтение - лучшее учение
  • Культура

6. Домашнее задание (2-3 мин)

Рассказать родителям о священных книгах мировых религий.

Трипитака - свод буддийских священных текстов.

Первый раздел Трипитаки содержит тексты, призванные регулировать жизнь буддийской монашеской общины. В него входят правила поведения монахов и монахинь, а также правила и процедуры, призванные способствовать сохранению гармонии в монашеской общине.

Во втором разделе большинство сутр повествуют о жизни Будды.

Третий раздел представляет собой сборник философских трактатов, притч и бесед, а также сборников легенд, содержащих систематизацию учения Будды.

Долгое время Трипитака передавалась устно. Около 80 г. до н.э., в связи с угрозой утраты текстов, Трипитака была впервые записана на пальмовых листьях монахами.

В 1871 году был созван буддийский собор, на котором около 2400 монахов путём сверки различных рукописей и переводов создали текст Трипитаки. После восстановления текста его вырезали на 729 мраморных плитах, для каждой из которых построили отдельный миниатюрный островерхий храм. Так появился знаменитый храмовый комплекс Куто-до Пайя, своеобразный городок-библиотека, хранилище канона, почитаемое сейчас большинством буддистов мира.

– О какой священной книге вам рассказывала данная статья?

– К какой религиозной культуре принадлежит Трипитака?

– Из каких частей она состоит?

– Чему учит эта; книга?

Корна делится на 114 глав, именуемых сурами. Каждая сура делится на аяты. Аят — это фраза или фрагмент фразы. Большая часть Корана написана рифмованной прозой, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.

По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на финиковых листьях, кусках плоского камня, кожи, ткани. После того как секретарь записывал его ещё раз почитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники заучивали откровения наизусть, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Корана, остальное - фрагментарно.

В 651 году все аяты Корана в виде отдельных записей были собраны воедино. Полученный текст дошёл до наших дней в неизменном виде.

Коран для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит наставления, правила, запреты, повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера.

– О какой священной книге вам рассказала данная статья?

– К какой религиозной культуре принадлежит Коран?

– Из каких частей он состоит?

– Чему учит эта книга?

Коран делится на __________ глав, именуемых ___________________.

Каждая сура делится на аяты. _____________________ - это фраза или

фрагмент фразы. Большая часть Корана написана ________________________________________, т.е. несколько аятов оканчиваются на один и тот же слог.

По распоряжению пророка ниспосланные ему аяты сразу же записывались на ____________________________________. После того как секретарь записывал откровение, Мухаммед заставлял его ещё раз прочитать аяты, настаивал, чтобы сподвижники _____________________________________ Откровения ____________________, ибо такое знание будет вознаграждено Аллахом. Таким образом, часть мусульман знали наизусть весь Коран, остальные - фрагментарно.

В _________________ году все аяты Корана в виде отдельных записей были __________________________. Полученный текст дошёл до наших дней в ________________________________ виде.

_________________________ для всех мусульман является главным источником вероучения. Он содержит __________________, _________________________. Повеления культового, этического, юридического, хозяйственного характера.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок- деловая игра в 5 классе на тему "Возникновение мировых религий".

Конспект урока (ОДНКНР)

Моя религия - греть и светить
Людям, которых люблю и ценю,
Тем, с кем невидима связана нить,
Тем, с кем не ставлю я в сердце броню

Тема урока: Возникновение религий. Религии мира и их основатели.

Тип урока: Урок закрепления новых знаний

Форма урока: Урок – деловая игра

Виды деятельности: беседа, устный рассказ на тему, работа с иллюстративным материалом, работа в группах, работа с карточками, заполнение таблицы

Основные термины и понятия: христианство, ислам, буддизм

Дидактический материал: карточки со словами-терминами

Оборудование: компьютер

Цель: сформировать представление о возникновении мировых религий и их основателях

Формирование представлений об основателях основных мировых религий, их жизненном пути, их первоначальных учений;

Развитие умения давать определения основным понятиям;

Формирование умения пользоваться различными источниками знаний, анализировать информацию этих источников;

Воспитание чувства национального уважения, веротерпимости, уважения к предмету;

Актуализация знаний. Разминка

Итог урока. Рефлексия

Скажите, чтобы вы хотели получить от урока? Для чего нам нужно знать мировые религии?

- Но прежде чем мы перейдем к теме урока, давайте сделаем разминку и вспомним термины, которые мы изучали на предыдущих уроках.

- Что такое культура?

(это материальные и духовные ценности, которые создает человек на протяжении своей истории)

- Что вы знаете о пантеоне?

- Что означают заповеди для верующего человека?

(правила и запреты)

- Что такое скрижали?

(каменные таблички, на которых были записаны заповеди Бога еврейскому народу)

- Что такое религия?

(вера в сверхъестественное)

- Что мы называем многобожием?

(вера во многих богов)

- Какие виды культуры вы знаете?

(материальная и духовная)

- Что можно отнести к материальной культуре?

(памятники, архитектура, картины )

- Какие религии мы называем национальными? Приведите примеры

(верующие принадлежат к одному народу. Индуизм, иудаизм)

(слайд на экране)

- На первых уроках мы с вами узнали, что со временем появились религии, которые стали называться мировыми. Выберите из предложенных вариантов те религии, которые считаются мировыми.

- Правильный ответ (буддизм, христианство, ислам)

- Перед вами три известные религии и их основатели.(слайд).

Игра наша пройдёт в три этапа.

Первый этап

-Разделимся на 3 группы по религиям ( в группе историк и основатель) Вы должны рассказать о возникновении религий с позиции вашей роли.

Ученик- историк

Но многие в народе считали, что он должен избавить иудеев от врагов, должен быть храбрым военачальников, а не проповедником. Поэтому скоро Иисуса схватили и казнили страшной казнью, распятием на кресте. Через три дня верные последователи Христа пришли к пещере, где оставили тело Иисуса, хотели как и полагается, похоронить его, но обнаружили поразительное открытие: Иисус, как сын Божий не был подвластен смерти, и воскрес.

Ученик – основатель религии

Я родился в маленьком городке Вифлеем. Моим родителям не хватило места в гостинице, поэтому мать Мария родила меня в пещере, которую использовали для ночлега скота.

Когда я вырос, в возрасте тридцати трёх лет, я стал проповедовать. Учил, что люди должны любить Бога и своих ближних. Также я исцелял больных, помогал тем, кто в этом нуждался. Люди, которые шли за мной, считали меня Сыном Божьим, который пришёл открыть людям путь к праведной жизни. Но многие ждали от меня другого. Начальники иудеев схватили меня рядом с Иерусалимом в саду под названием Гефсимания и решили казнить. В этот момент многие ученики испугались. Но были и те, которые остались со мной.

Вдохновлённые вестью, что я неподвластен смерти, мои ученики стали проповедовать моё учение в Иудее и за её пределами, скоро это учение распространилось по многим странам и стало называться христианством.

Ученик – историк

В 570 году в далёкой Аравии в городе Мекка стали появляться люди, которые верили в единого Бога, жили благочестивой жизнью, но не были ни иудеями, ни христианами. Около 610 года появился Мухаммад, который стал проповедовать среди мекканцев. Он призвал всех арабов, которые верили в разных богов, вернуться к религии единобожия. Так Мухаммад сумел объединить разрозненные племена Аравии, а правившие после него приемники сумели подчинить территории далеко за пределами Аравийского полуострова.

Ученик – основатель религии

Я родился в городе Мекка, меня назвали Мухаммад. Рос сиротой, сначала был на попечении деда, а потом дяди. Рано стал верить в единого Бога. В 25 лет женился на богатой купчихе Хадидже.

Однажды, когда я уединился для молитвы на невысокой горе, ко мне явился ангел, который стал мне диктовать священные тексты и объявил, что я – посланник Бога. Я не сразу поверил в свою пророческую миссию. Считая себя недостойным. Однако, любимая жена Хадиджа убедила меня, и я стал проповедовать среди мекканцев.

Я считал, что Бог давно посылал людям пророков. Пророками были и Моисей у иудеев, и Иисус у христиан. Я – Мухаммад - последний пророк.

Ученик – историк

Третья мировая религия – буддизм возникла раньше остальных. Древней религией Индии был индуизм. Его особенностью была вера в то, что душа человека не умирает вместе с телом, а рождается на земле вновь и вновь в самых разных обличьях: человека, животного или растения.

Ученик – основатель религии

Я родился в Индии в богатой семье. Назвали меня Гаутама. Жил во дворце, в роскоши и без забот. Родители хотели, чтобы я стал великим государём и именно так воспитывали меня. Я был способным и обгонял сверстников в науке и спорте. В 29 лет женился на принцессе и родился сын. Но, однажды я встретил похоронную процессию, и понял, что все люди на земле смертны. В другой раз – я встретил тяжело больного человека и осознал, что любого смертного подстерегают болезни. В третий раз увидел нищего, и осознал мимолётность богатства. Тогда я понял, что нужно найти причины страданий и способы избавления от них.

Как-то я сел под дерево банана и дал клятву, что не сойду с места, пока не познаю истину жизни. Ко мне пришло просветление, я познал четыре благородные истины:

В мире есть страдания

Есть и причина страданий

Существует освобождение от страданий

А также путь, который ведёт к освобождению от страданий

Так я стал просветлённым – Буддой. У меня появились ученики. Когда я стал стар, я простился с учениками, лёг в позу льва, погрузился в созерцание и вступил в вечность, в которой нет страданий.

Мои ученики стали распространять буддизм по всему миру.

- Учитель: Спасибо за ваши интересные рассказы.

Для того, чтобы проверить друг друга, сейчас в каждой группе вы должны придумать по одному вопросу о религии для других групп.

А теперь давайте поменяемся в группах. Историки и основатели религий объединятся между собой (две группы: историки, основатели). Заодно проведём физкультминутку.

Второй этап

Для того чтобы проверить себя в умении различать понятия, термины, значения разных религий, вы выполните следующее задание. Перед вами 3 большие карточки с названиями религий и большое количество маленьких карточек со словами, фразами, именами, названиями, которые вы должны отнести к той или иной религии. Работать вы должны вместе, советуясь друг с другом. На задание – 5 мин.

Христианство

Иисус, христиане, Иудея. Вифлеем, Мария, распятие, воскресение, сын Божий, Иерусалим, крест, Христос, Гефсиманский сад

Индия, Гаутама, истина, Просветлённый, Путь освобождения от страданий, Будда, поза льва, ступы, дерево банана

Отдельно карточки со словами: многобожие, пантеон

Третий этап

- Давайте представим картины того, о чём сейчас говорили и слушали. Просмотрим иллюстрации. Ваша задача – рассказать сюжет картины.

Просмотр иллюстраций и рассказ учеников.

4. Составление таблицы

- а теперь давайте вернемся к задачам, которые мы поставили в начале урока?

Читайте также: