Конспект занятия научные открытия хотим все знать средняя группа
Обновлено: 07.07.2024
Автор: Безрукова Виктория Валерьевна
Должность: воспитатель
Учебное заведение: МАДОУ "Детский Сад №35 г.Благовещенск"
Населённый пункт: Амурская область
Наименование материала: методическая разработка
Тема: Тематическая неделя "Хочу все знать" средняя группа
Раздел: дошкольное образование
Цель: Продолжать знакомить с детским садом как с ближайшим социальным окружением ребенка.
Закреплять знания правил поведения в детском саду. Способствовать формированию дружеских
взаимоотношений детей. Вызывать у детей радость от возвращения в детский сад.
(рассматривание)
совершенствовать знания о школе, кто и чему учится там. Воспитывать интерес
и желание учиться.
труд в мини-
центре природы
Работа в уголке природы – уход за комнатными растениями.
Цель: учить детей определять, какое растение нуждается в поливе больше
другого- с подгруппой детей
деятельность
умный, добрый, внимательный; школьники – старательные, нарядные.
Развивать мышление, речь.
создать положительную эмоциональную обстановку.
Самостоятельная деятельность детей в уголках активности. Цель: учить детей
занимательно проводить время, выбирать занятие по интересам.
Индивидуальная
работа по ОО
понятия, ассоциируя с действиями происходящими в определённое время суток
с Багданом, Андреем, Джахидом.
Карточка № 1 Сентябрь
Комплекс ОРУ сроки: 3.09.18 – 14.09.18
Физ-ая культура
Программное содержание: Упражнять детей в ходьбе и беге колонной по 1; учить сохранять
устойчивое равновесие при ходьбе по повышенной площади опоры.
энергичном отталкивании 2 ногами от пола и мягком приземлении при подпрыгивании на
месте. Воспитывать выразительность движений.
Развитие речи
В. В. Гербова стр. 27
Программное содержание: Помочь детям понять, что и зачем они будут делать на
Цель: сформировать у детей интерес к познавательно-исследовательской через опыты, эксперименты.
- Формировать у детей навыки экспериментирования.
- Учить детей различать и называть качества предметов (камня и вата).
- Учить анализировать и делать вывод об эксперименте.
- Активизировать речь детей.
- Упражнять в умении находить твердые и мягкие предметы на ощупь.
- Развивать фантазию, творчество, умение участвовать в совместной деятельности.
- Воспитывать интерес к объектам неживой природы, аккуратность в работе.
Предварительная работа.
- Наблюдение на прогулках.
- Рассматривание картинок.
- Беседы о правилах поведения в лабораториях.
- Дидактические игры “Из чего сделано”, “Волшебный мешочек”.
Материал и оборудование.
- Подносы для материалов (камни, вата).
- Тазы с водой.
- Лупа.
- Картинка с изображением горы.
- Карточки с контурами для художественного творчества (бабочка, цветок, облако, солнышко, гриб).
Интеграция областей: познавательно-исследовательская деятельность, речевое развитие, художественное творчество.
Словарная работа: ученый, лаборатория, эксперимент.
Методы и приёмы: игровая мотивация, вопросы, указания, поощрения, напоминания, исследовательские действия.
1. Организационный момент.
-Здравствуйте дети. Я ученый. Мне о вас очень много рассказывали, что вы дружные, умные. И сегодня я пришел к вам в гости и хочу с вами поиграть. Тогда давайте мы с вами подружимся. Вставайте в круг и возьмитесь за руки.
Дружно за руки возьмемся,
И друг другу улыбнемся.
Мы не будем унывать,
Будем весело играть.
- Вот мы с вами и подружились.
- Сегодня мы будем играть в необычную игру-эксперименты. А что бы все вы смогли заниматься интересными экспериментами- нам надо стать учеными. Я скажу волшебные слова, и вы превратитесь в ученых.
Фокус, покус, покружитесь
И в ученых превратитесь.
(Дети кружатся и превращаются в ученых.)
2. Исследовательская деятельность
- Вот мы стали учеными. Все ученые работают в лабораториях. А лаборатория- это специальный кабинет, где проводят исследования, ставят опыты, эксперименты. И я приглашаю вас пройти в нашу лабораторию, где есть все необходимое оборудование, чтобы провести эксперименты. Присаживайтесь, кому где удобно.
- Сейчас, ребята, я вам загадаю загадку.
В сережках у мамы огнем он горит
В пыли на дороге ненужным лежит.
Меняет он форму, меняет он цвет,
А в стройке годится на тысячу лет.
Он может быть мелкий-
В ладони лежать.
Одному не поднять.
- Кто, дети, загадку мою отгадал?
- Кто этот предмет по приметам узнал?
А чтобы узнать все секреты камней, мы проведем с вами эксперименты.
- Возьмите по одному камешку.
- Посмотрите на ваши камни.
- У кого самый маленький?
- У кого самый большой?
- Кому достался шершавый камень?
- А знаете, где можно встретить такой камень? (У моря)
- Как вы думаете, почему у него нет острых углов?
(Вода двигает камни, ударяет их друг о друга, трутся они и о песок, острые углы постепенно стираются, исчезают. Камень становится округлым.)
- Как называется этот предмет? (Лупа).
- Для чего он нужен? (Для увеличения предметов.)
- Посмотрите на свои ладошки. А теперь посмотрите на них через лупу. Чтобы лучше увидеть поверхность камней мы проделаем с ним тоже самое.
- Что интересного вы увидели?
- Есть ли у вас одинаковые камешки? (Нет.)
Вывод: все камни разные (большие, маленькие, гладкие, шершавые).
Что нужно к ране приложить
Чтобы кровь остановить?
И стерильно чистое.
- Возьмите вату.
- Какая она? Потрогайте вату на ощупь.
Вывод: вата мягкая, белая, воздушная.
- Возьмите в одну руку камень, в другую вату.
- Сожмите обе ладошки.
- Что произошло с камнем?
- Что произошло с ватой?
Вывод: камень твердый и его нельзя сжать; вата мягкая и сжимается.
- Сожмите кулачки. Поднимите кулачки вверх и аккуратно отпустите камень. Что произошло?
- Опустите вату. Что произошло?
Что вы услышали?
Вывод: камень падает быстро и издает звук. Вата падает медленно и тихо.
Что произошло с камнями?
Что произошло с ватой?
Вывод: камни тонут быстро, а вата медленно.
- Все эксперименты закончились. Ребята, мы исследовали с вами сегодня камни и вату. Давайте подведем итоги.
- Назовите свойства камней?
(Камни бывают разные: большие, маленькие, гладкие, шершавые. Камни твердые, быстро тонут и быстро падают.)
- Назовите свойства ваты? (Вата белая, мягкая, воздушная, легкая, медленно тонет и медленно падает.)
- А сейчас ребята, я предлагаю вам послушать сказку и немного отдохнуть.
Сказка “Путешествие гнома” (с движениями)
Жил был гномик. Он жил в большой горе. Однажды гномик проснулся и решил пойти погулять. Но гулять просто так гномик не хотел. Он решил посмотреть, что находится на вершине горы. И полез гномик на гору. Лез он высоко вверх, а по пути собирал камешки и бросал их вниз. Залез гномик на самую вершину и стал смотреть вокруг. Ничего не видно. А потом он посмотрел вниз и увидел там маленькие дома, маленькие деревья, и маленьких людей. Вдруг мимо горы проплыло облако. Гномик прыгнул на облако, и облако полетело по небу. В небе гномик увидел птичек. Они летали и громко чирикали. Но вдруг в небе раздался гром. Это начиналась гроза. Гномик испугался и попросил птичек отвезти его домой. Птички построились в большую стаю и полетели с гномиком к его дому. Возле горы птички отпустили гномика на землю и улетели. Гномик долго махал им вслед. Гномик устал, а дома он попил чай и лег спать.
- Ребята, а вы знаете, что из камней можно сделать интересные рисунки. Хотите попробовать? Я приглашаю вас пройти в новую лабораторию - художественную мастерскую.
- Посмотрите, в нашей лаборатории есть разные пособия и материалы (камни и картинки).
(Дети выбирают по желанию то, что они будут делать.)
Воспитатель (ученый) помогает детям сделать картинки из камней.
- Посмотрите, какие замечательные картинки вы все сделали.
- Из какого предмета вы сделали картинки? (Из камней.)
- Ребята мне очень понравилось у вас, вы такие умные, воспитанные. Я принес вам подарок (Показывает коробочку.)
В этой коробочке лежат волшебные разноцветные камешки. Нужно загадать желание, опустить камень в воду и тогда ваше желание обязательно исполнится.
- До свидания ребята, в следующий раз я приду к вам в гости и мы еще поэкспериментируем.
В ходе экспериментирования дети узнают свойства камней, сравнивают их с ватой, осваивают сенсорные эталоны, простые орудийные действия – происходит внешнее действие с предметами. Проводя простую манипуляцию с предметами и наблюдая, дети узнают окружающий мир, развивается интеллект.
Опытно – экспериментальная деятельность способствует формированию у детей познавательного интереса, развивает наблюдательность, мыслительную деятельность.
В ходе экспериментальной деятельности создаются ситуации, которые ребенок разрешает посредством проведения опыта, анализирует, делает вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает представлением о том или ином законе или явлении.
Конспект занятия по экспериментированию в средней группе В лабораторию к профессору Почемучкину
Тема: В лабораторию к профессору Почемучкину
развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования.
Воспитательные:
- воспитывать интерес и желание детей расширять свой кругозор;
- воспитывать любознательность, взаимопомощь,
- воспитывать позитивное отношение к окружающему миру, желание исследовать его всеми доступными способами.
Развивающие:
- развивать у детей мыслительные операции: умение выдвигать гипотезы, делать выводы, подбирать способы действия.
Образовательные:
- дать представление о том, что он обладает свойствами (невидим, лёгкий, не имеет запаха), а также дать представление о том, что ветер – это движение воздуха;
- способствовать овладению некоторыми способами обнаружения воздуха; способствовать формированию у детей познавательного интереса; обобщить, уточнить ранее полученные знания о свойствах воздуха; учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов;
- обогатить словарь детей новыми словами.
Словарная работа:
лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование:
Логика построения организованной деятельности детей
1.Организационный момент
(Воспитатель настраивает детей на начало НОД, используя психогимнастику)
Воспитатель:
Здравствуйте! Ты скажешь человеку.
Здравствуй! Улыбнется он в ответ.
И, наверно, не пойдет в аптеку.
И здоровым будет много лет.
Воспитатель:
Постановка цели, игровая ситуация.
Воспитатель:
(Воспитатель включает компьютер. На диске видеописьмо от профессора Почемучкина)
Здравствуйте, ребята. Вы меня узнали. Я — профессор Почемучкин.
Я целый день тружусь в лаборатории. У меня возникли некоторые проблемы, и я хочу чтобы вы мне помогли. Все мы слышали, что нас со всех сторон постоянно окружает воздух. Но его нельзя ни увидеть, ни потрогать руками. Так может и нет никакого воздуха?
Воспитатель:
Ребята поможем профессору Почемучкину? Не будем доверять слухам, а проверим с помощью опытов и экспериментов: существует ли воздух и какими свойствами он обладает. Я вот тоже воздух не видел, но знаю, что он всегда вокруг нас! Ребята, я предлагаю вам пойти в нашу лабораторию и, как настоящим ученым, провести опыты, чтобы узнать много интересного о воздухе. Вы согласны? Тогда – вперед!
Воспитатель:
Он нам нужен, чтоб дышать, Чтобы шарик надувать. С нами рядом каждый час, Но невидим он для нас! Что это?
Воспитатель:
Воздух? А что это такое? Давайте проведем опыт. Сомните лист бумаги и затолкайте его в стакан так, чтоб он не падал при переворачивании стакана. Погрузите стакан полностью под воду, держа его вниз отверстием. Достаньте стакан. Проверьте, намокла ли в нем бумага?
: Бумага в стакане остается сухой.
Воспитатель
Вывод 1: Воздух существует!
Воспитатель
: Ребята, а вы видели, этот воздух?
Воспитатель:
Если мы его не видим, значит он какой? Как иначе можно сказать.
Воспитатель
: а какого он цвета?
Воспитатель
: а как он пахнет? Понюхайте воздух. Чем пахнет? (можно для сравнения предложить детям вдохнуть носом воздух. Затем взять лимон, чеснок, духи и предложить ребятам поочерёдно попробовать почувствовать запахи, а потом просто понюхать воздух).
: ничем, он без запаха.
Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.
Воспитатель:
Чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите, я научу вас ловить воздух?
Воспитатель:
Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Воспитатель:
Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
В нём нет воздуха.
Вывод 3:
воздух невидимый
, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
Воспитатель:
Ребята, а вы знаете, что воздух живет внутри людей. И мы сейчас с вами это докажем. Посмотрите ребята, что это?
Воспитатель:
Да, это соломинки и стакан с водой. А теперь попробуйте подуть в соломинки, опущенные в стаканчики (дети дуют).
Воспитатель:
Воспитатель:
а что они делают?
Пузырьки поднимаются наверх.
Воспитатель:
Дети: мы выдуваем из себя воздух. Пузырьки – это и есть воздух.
вот мы и доказали:
оказывается воздух живет вокруг нас и внутри нас.
Вы выдыхаете воздух. Значит, он есть внутри вас. Но как он к вам попадает?
мы его вдыхаем через нос.
Воспитатель:
Конечно! Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики — вдыхаем и выдыхаем воздух. Давайте сначала вдохнем глубоко, а затем выдохнем.
Воспитатель
: Мы настолько привыкли дышать, что даже и не замечаем этого. Между тем мы бы не смогли жить без дыхания. Давайте это проверим. Закройте носики и постарайтесь не дышать. Посмотрим, как долго вы сможете вытерпеть без воздуха.
Вот видите, все вы в итоге отпустили носик, чтобы подышать.
Вывод 5
:
Человек не может жить без воздуха.
Физминутка
(с мягкими модулями)
:
Зашагали ножки прямо по дорожке Весело гуляли, друга повстречали. – Здравствуй, здравствуй милый друг, Ты посмотри вокруг, Ты мне просто улыбнись, крепко обнимись.
Воспитатель:
В моей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Пускать их по воде.
Воспитатель:
А как же они будут плыть?
Можно на них подуть.
Воспитатель:
Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух двигается — получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
Воспитатель:
А если не дуть, как ещё можно сделать ветер? Ребята, давайте попробуем устроить ветер с помощью веера! Помашите веером сначала на себя, потом друг на друга. Что вы чувствуете?
В лицо дует ветерок.
Воспитатель:
Смотрите: воздух не движется, и кораблики не плывут. Я машу веером, толкаю воздух, получается ветер, и он помогает парусникам плыть.
Вывод 6: ветер – это движение воздуха.
Воспитатель:
На столе лежат тарелочки с геометрическими фигурами, попробуйте сложить из них кораблики.
Воспитатель:
Молодцы ребята как хорошо у вас получилось!
Воспитатель:
А сейчас я предлагаю вам нарисовать море, но не бумаге, а на песке. Попробуем?
(дети рисуют на песке)
Воспитатель:
А еще, ребята, воздух очень легкий. Предлагаю вам в этом убедиться, поиграв немного с мыльными пузырями. Мыльные пузыри можно перемещать даже дыханием (дети играют с мыльными пузырями из машины мыльных пузырей).
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
Воспитатель:
Спасибо, ребята, вы мне сегодня помогли узнать, что такое воздух. Я теперь могу и профессору Почемучкину все рассказать.
(Рассматриваем слайды и закрепляем знания о воздухе)
Вывод 1: Воздух существует!
Вывод 2: Воздух невидимый, безцветный, прозрачный, без запаха.
Вывод 3:
Воздух невидимый,
Вывод 4:
Воздух живет вокруг нас и внутри нас
Вывод 5: Человек не может жить без воздуха.
Вывод 6: Ветер – это движение воздуха.
Вывод 7: Воздух очень лёгкий.
АУТОТРЕНИНГ
Закройте глаза, мы с вами отдохнем (включаем мелодичную музыку)
Воспитатель:
Мы с вами на лугу
.
Ярко светит солнце. Дует легкий ветерок. Тихо колышется травка. Над нами порхают бабочки и стрекозы. Мы вдыхаем чистый, свежий воздух. Нам хорошо и приятно.
Воспитатель:
Ой, ребята, посмотрите, а как у нас шарик оказался?
Его придуло ветром, но посмотрите, какой он не веселый, давайте его украсим.
(Дети украшают шарик салфетками, намоченными в воде)
Воспитатель:
А можно я этот шарик подарю профессору на память о нас.
Воспитатель
: тогда вы идите играть, я пойду на почту, отправлю шарик профессору.
— познакомить детей со свойствами бумаги и ткани;
— дать сравнительную характеристику данным материалам;
— учить устанавливать отношения между материалом, из которого изготовлен предмет и способом использования предмета;
— расширять словарный запас детей, учить правильно формулировать высказывания.
Активизация словаря
: бумага, ткань, гладкая, твердая, теплая, шершавая, шуршит, ткань не издает звуков, бумага размокает, ткань намокает, мятый, состоит из ниток.
Предварительная работа:
беседа о производстве бумаги и ткани.
Интеграция образовательных областей
Оборудование:
ноутбук, видеоряд о производстве бумаги и ткани, чемоданчик, листочки бумаги, кусочки ткани, клеенка, мисочки с водой, полотенце, схемы свойств бумаги и ткани на разных листах.
Ход занятия
1. Организационный момент
Дети входят в группу:
Воспитатель: Ребята посмотрите, сколько гостей сегодня пришло. Давайте поздороваемся.
Воспитатель: Придумано кем – то просто и мудро
А сейчас улыбнитесь друг – другу и подарите свои улыбки гостям.
Воспитатель: Я пришла к вам не с пустыми руками. Одна моя знакомая девочка попросила ей помочь. Ее пригласили на праздник и она задумала сшить себе новое, красивое платье. У нее есть много бумажных и тканевых кусочков. Но она никак не может решить из какого материала ей сшить платье, чтобы оно не сильно мялось и его можно было постирать, если она вдруг испачкается… Аня просит вас помочь ей и передает вам свой серебристый чемоданчик… Посмотрим, что в нем… Ага, в нем разноцветные кусочки, разные и красивые. Мы поможем Ане выбрать материал?
Воспитатель. Но для того, чтобы наверняка помочь Анюте мы и сами должны узнать, что такое бумага и ткань. Я приглашаю вас на киносеанс.
(Дети рассаживаются на стулья перед ноутбуком. Показ видеоряда о производстве бумаги и ткани)
2. Основная часть. Изучение свойств ткани и бумаги.
Воспитатель. Вот теперь, когда мы так много узнали, можно приниматься за дело! Ребята, посмотрите, на столе много предметов: цветные кусочки ткани, листочки бумаги, цветные мисочки с водой и полотенце. Все это нам очень пригодится. Подходите дружно к столу.
1. Определяем бумагу и ткань на ощупь.
Воспитатель. Сейчас мы возьмем в руки сначала листочек бумаги, потрем его пальчиками, отложим. А теперь возьмем кусочек ткани, потрем её пальчиками.
Какой на ощупь кусочек ткани, а какой – листочек бумаги?
Ответы детей. Ткань – мягкая, теплая; бумага – жесткая, холодная и т. д..
Воспитатель. Молодцы, ребята! Мне очень понравились ваши ответы!
2. Рассматриваем бумагу и ткань на свет.
Воспитатель. А теперь давайте повернемся лицом к окошку и посмотрим на свет сначала на кусочек ткани, а потом на кусочек бумаги.
Что мы видим, когда рассматриваем ткань?
Дети. Видим ниточки.
Воспитатель. А когда рассматриваем бумагу?
Дети. Ниточек нет.
Воспитатель. Давайте твердо запомним, что ткань состоит из ниток, а бумага нет. Мы увидели в фильме, что ткань изготавливают из нитей на ткацкой фабрике, а бумагу прессуют из бумажной массы, полученной из щепок.
Ребята, а хотите узнать, могут ли бумага и ткань разговаривать?
3. Мнем бумагу и ткань.
Воспитатель. Для того, чтобы услышать как разговаривают бумага и ткань, нам надо сделать тишину. Давайте тихим голосом расскажем про нее стишок.
Не колышется вода,
Не шумят камыши,
Воспитатель. Тихо-тихо берем сначала бумажный листочек, начинаем его мять. Что вы слышите?
Дети. Он шуршит, разговаривает.
Воспитатель. Правильно, он шуршит. (Вместе повторим – бумага шуршит.)
Теперь возьмите кусочек ткани, начинаем его мять. Прислушайтесь, разговаривает ли ткань? Вы слышите что-нибудь?
Воспитатель. Правильно, ткань не разговаривает, не издает никакого звука.
Значит, что мы можем запомнить?
Дети. Что, когда мнешь бумагу она шуршит, а ткань – не издает звука.
4. Разглаживание бумаги и ткани.
Воспитатель. Ребята, посмотрите, мы помяли и бумагу и ткань, давайте попробуем их разгладить. Сначала разглаживаем руками бумажный листочек. Что у вас получилось?
Дети. Не получается разгладить! Все равно мятая.
Воспитатель. Правда! Бумага настолько мятая, что не распрямляется.
Давайте теперь попробуем разгладить руками ткань. Что у вас получилось?
Дети. Она немного разглаживается!
Воспитатель. Точно, ткань при разглаживании распрямляется.
А теперь вспомните, Аня просила узнать, какой материал можно постирать, если он испачкается…
5. Погружаем бумагу и ткань в воду.
Воспитатель. Берем сначала кусочек ткани, погружаем в воду, потрем, отжимаем. Что произошло?
Дети. Ткань стала мокрой.
Воспитатель. Расправьте её и положите рядом с мисочкой.
Воспитатель. Теперь погрузите в воду кусочек бумаги, потрите его, отожмите и попробуйте распрямить. Что вы видите?
Дети. Бумага размокла и стала рваться.
Воспитатель. Правильно, если постирать шарфик из ткани, он намокнет, но не порвется. А если постирать бумажный шарфик, он размокнет, начнет рваться и её придется выбросить.
Значит, какой материал прочнее – ткань или бумага? Какой материал можно постирать, а не выбрасывать?
Воспитатель. Ребята, а мы можем из бумаги сшить одежду?
Дети. Нет, она не прочная и скоро порвется.
Воспитатель. А из ткани?
Дети. Можем, одежда из ткани прочная и долго носится.
Ребята, давайте еще раз повторим, то что мы узнали о бумаге и о ткани.
(Дети повторяют изученное, опираясь на схематическое изображение свойств бумаги и ткани, выполненное на отдельных листах).
Бумага: жесткая, холодная, не состоит из ниток, шершавая, если ее мять – шуршит, не распрямляется, при намокании – рвется.
Ткань: мягкая, теплая, состоит из ниток, если ее мять – не издает звуков, при разглаживании распрямляется, в воде намокает, но не рвется.
3. Заключительная часть
Воспитатель. Вот теперь, когда мы все знаем о бумаге и ткани, мы можем выбрать материал для Аниного платья! Давайте разложим эти красивые кусочки в разные места:
– Бумажные листочки мы положим в конвертик, а кусочки ткани сложим обратно в серебристый чемоданчик. И для того, чтобы Аня больше не путалась, мы положим ей подсказки: картинку со свойствами ткани мы тоже положим в серебристый чемоданчик, а картинку со свойствами бумаги – в конверт. Когда я передам эти вещи Ане, она очень обрадуется.
За то, что вы так мне помогли разобраться что к чему, я принесла вам в подарок нарисованных кукол, но все они раздеты. Вы можете нарисовать дома с мамами красивые платья для своих кукол и потом принесете ваши картинки в детский сад. Здесь мы организуем выставку и выберем самую красивую и нарядную куклу.
- учить работать в коллективе и индивидуально во время опытов.
- развивать любознательность, наблюдательность, мыслительную деятельность;
- воспитывать интерес и желание расширять свой кругозор;
бережное отношение к окружающей среде,
Словарная работа: Обогатить словарь детей словами: лаборатория, прозрачный, невидимый, опыты.
Оборудование: магнитная доска, полиэтиленовые мешочки, пластиковые стаканчики с водой, трубочки для коктейля, кораблики, кусок полиэтиленовой плёнки, гуашь, кисти, салфетки,иллюстрации о свойствах воздуха.
Воспитатель приглашает детей войти в группу:
И девчонки, и мальчишки!
Прошу в круг всех встать,
За руки друг друга взять.
Друг на друга посмотрите
И улыбки подарите!
- Я пришла к вам не одна –
Гостей в группу привела!
Воспитатель: Дети давайте поздороваемся с гостями и согреем их своими улыбками.
(здороваются на русском и казахском языке)
А что нас ещё согревает и улучшает наше настроение?
Дети: Солнышко.
Воспитатель: Правильно, солнышко. А давайте представим, что наши руки это солнечные лучики, коснёмся друг друга пальчиками и подарим тепло своим друзьям (дети становятся вкруг, вытягивают руки вверх, соприкасаясь друг с другом).
Дети:
Солнышко, солнышко
Мы твои лучи!
Быть людьми хорошими,
Ты нас научи.
(садятся на стульчики)
Ход занятия:
Воспитатель: Ребята, чтобы узнать, о чём мы с вами сегодня будем говорить, нужно отгадать загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать.
С нами рядом каждый час,
Но невидим он для нас!
Воспитатель: Правильно, это воздух!
Сегодня мы с вами поговорим о воздухе, будем делать опыты, как настоящие учёные. Для этого у нас есть лаборатория. А что такое лаборатория? Правильно, это помещение, где проводят разные опыты. Все сотрудники нашей лаборатории должны соблюдать ряд правил:
Правило №1. На столах ничего не трогать без разрешения.
Правило №2. Соблюдать тишину, не мешать другим ребятам.
Правило №3. Содержимое сосудов не пробовать на вкус.
Правило №4. Бережно обращаться с оборудованием. Поработал – убери на место.
Правило №5. Помни – некоторые опыты можно проводить только в присутствии взрослых.
Наша лаборатория не простая, а чуточку волшебная и чтобы попасть в неё, нам надо сказать заклинание. Повторяйте за мной:
И в учёных превратись!
Скажите ребята, вы видите воздух вокруг нас?
Дети: нет, не видим.
Воспитатель: Если мы его не видим,то он какой?
Дети: Воздух прозрачный, невидимый,бесцветный.
Воспитатель: Я вот тоже воздух не вижу,но знаю,что он всегда вокруг нас!
А чтобы воздух увидеть, его надо поймать. Хотите я
научу вас ловить воздух? Давайте пройдём в нашу лабораторию.
Опыт 1.С полиэтиленовым пакетом.
Воспитатель: Возьмите полиэтиленовый пакет. Что в нём?
Воспитатель: Его можно сложить в несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы набираем в пакет воздух и закручиваем его. Пакет полон воздуха, он похож на подушку. Воздух занял всё место в мешке. Теперь развяжем пакет и выпустим из него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: В нём нет воздуха.
Воспитатель: Вывод: воздух прозрачный, чтобы его увидеть, его надо поймать. И мы смогли это сделать! Мы поймали воздух и заперли его в мешочке, а потом выпустили его.
-Ребята, а как вы думаете, внутри нас воздух есть? Давайте проверим?
Опыт 2.Подуть в трубочку, опущенную в стакан с водой.
Воспитатель: Подуйте в трубочку, опущенную в стакан с водой. Что происходит?
Дети: Выходят пузырьки.
Воспитатель: Вывод: значит, воздух есть внутри нас. Мы дуем в трубочку, и он выходит. Но чтобы подуть ещё, мы сначала вдыхаем новый воздух, а потом выдыхаем через трубочку и получаются пузырьки. Ребята, а какие пузырьки можно ещё пускать?
Загадка про парашют.
-Вы знаете, кто такие парашютисты? (дети отвечают). А что у них раскрывается над головой при прыжке с самолёта?
Дети: Парашют.
-Посмотрите, какой большой у меня кусок полиэтиленовой плёнки.
Она какая? Лёгкая воздушная, воздуху послушная.
-Давайте тоже сделаем парашют. А поможет нам в этом конечно же воздух (воспитатель предлагает стать в круг и взяться за края плёнки)
Дружно мы все стали в круг (встают)
Будем делать парашют (берутся за плёнку)
Друг за другом мы идём
Парашют в руках несём (идут по кругу)
Руки вверх мы поднимаем (поднимают руки)
Парашют наш надуваем.
Вот какой наш парашют
Легким воздухом надут ( опускают на пол).
-Понравилось вам играть с воздухом?
Все люди дышат через нос. Ребята, давайте покажем, как дышат наши носики. Когда мы просто вдыхаем и выдыхаем воздух, мы видим его?
Опыт 3. С салфеткой.
Воспитатель: А с салфеткой видно?
Воспитатель: Вы заметили, что когда мы вдыхаем и выдыхаем воздух, салфетка шевелится, как летом листочки на деревьях. А мы говорили, что листочки качаются от ветра. Откуда же ветер появился тут, сейчас?
Вы вдыхали и выдыхали, воздух двигался и получился ветерок. Значит, когда воздух движется, получается ветер. Хотите устроить ветер?
Игра с корабликами.
В нашей лаборатории есть кораблики, а как с ними можно поиграть?
Дети: Пускать их по воде.
А как же они будут плыть?
Дети: Можно на них подуть.
Давайте устроим тихий . лёгкий ветерок.
А теперь ветер подул сильнее, ещё сильнее.
Да, ребята, когда мы вдыхаем и выдыхаем, воздух движется - получается ветерок, и кораблики плывут. Кораблики ловят воздух парусами. Значит, воздух может передвигать предметы.
Опыт 4.с апельсином и чесноком.
Воспитатель: Ребята, а как вы думаете, сам воздух пахнет? Понюхайте. А как же получается, что когда пекут пироги, то мы чувствуем запах? Оказывается, воздух движется и доносит эти запахи до наших носов, хотя сам воздух запаха не имеет. Воспитатель: А для чего нам нужен воздух?
Воспитатель: Всему живому на земле необходим воздух: и людям, и животным, и растениям! Без воздуха они погибнут.
А ещё воздухом можно рисовать.
Ну а сейчас нам пора превратиться из учёных опять в ребят. Повторяйте за мной:
Хлопни, топни, повернись
И в детишек превратись!
Рассматриваем картинки и закрепляем знания о воздухе:
Воздух бесцветный, поэтому мы его не видим.
Чтоб увидеть воздух, его надо поймать;
Воздух находится даже внутри людей;
Ветер – это движение воздуха.
Без воздуха ничто живое не может жить.
Но иногда случается так, что воздух загрязняют и людям становиться трудно дышать. Скажите, что может загрязнять воздух? (отвечают, рассматривают иллюстрации).
Читайте также: