Человек и природа в рассказе в п астафьева васюткино озеро 5 класс конспект и презентация

Обновлено: 03.07.2024

Дидактическая цель – создать условия для осознания учащимися неразрывных связей между природой и человеком, активизировать познавательные интересы учащихся средствами информационно-коммуникативных технологий и метода проектной деятельности.

Цели по содержанию:

Образовательная – познакомить учащихся с творчеством В.П.Астафьева, с жанром “робинзонады” в русской литературе; способствовать формированию литературоведческих понятий: “средства создания образа”, “антитеза”, “образ-символ”, “нравственно-эстетический идеал”.

Развивающая – создать условия для развития у учащихся рефлексивных навыков, умений анализировать художественное произведение, работать в над литературоведческими понятиями с помощью интерактивной доски.

Воспитательная – способствовать воспитанию у школьников интереса к литературным традициям в русской литературе; формирование через литературное произведение нравственных понятий, чувства сопричастности миру природы, осознание себя частью целого на земле.

Тип учебного занятия – заключительный урок по рассказу В.П.Астафьева “Васюткино озеро” в форме эвристической беседы с использованием интерактивной доски. Урок проводится в 5-м классе по программе А.Г.Кутузова перед изучением зарубежной литературы, романа Д.Дефо “Приключения Робинзона Крузо”.

Методы обучения: эвристический, частично-поисковый, исследовательский.

Форма обучения: фронтальная, групповая.

Средства обучения: тексты произведений, интерактивная доска, проекционное оборудование, компьютер.

Ход урока

I. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме

Ребята, сегодня на уроке мы будем говорить… О чем? Догадайтесь сами, ответив на мои простые, но в то же время мудрые вопросы.

  • Она величественна и похожа на океан.
  • Она щедра и сурова.
  • Она таит в себе загадки и ответы на многие вопросы.
  • Она учит человека и наказывает за легкомыслие и эгоизм.
  • Она раскинулась широкой полосой по центру Сибири и северу Европейской России.

Действительно, это тайга. Посмотрите видеофильм “Таинственный лес” и подумайте: “Что скрывает в себе тайга?” (Тайну, загадку, силу, мощь, величие)

Вторая часть “ребуса”:

  • Он маленький, как песчинка в океане, как звездочка во Вселенной.
  • Он беззащитный и в то же время сильный.
  • Он сын и одновременно хозяин.
  • Он по-детски легкомысленный и по-взрослому мудрый.
  • Он совершает ошибку и исправляет ее.

Вы правы: это главный герой рассказа В.П.Астафьева “Васюткино озеро”.

Какое противоречие возникает из сказанного? Маленькая песчинка легко теряется в океане, а человек в тайге. (Вспомним жизненную ситуацию: несколько лет назад в конце июля в Слободском районе погиб 14-летний подросток. Он заблудился в тайге. Он умер не от голода, нет! Он поддался страху, панике, который сковал его и лишил сил, то есть возможности выжить. Он провел в тайге всего сутки и погиб от переохлаждения.)

Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

- Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?”

Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

- Ребята, попытайтесь сформулировать проблемные вопросы сегодняшнего урока.

  • Природа – друг или враг?
  • Спасение Васютки – чудо или закономерность?
  • Какие уроки дает природа герою и читателю?

Обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты” (Слайд 1-й)

Читая этот отрывок, мы чувствуем, что о Васютке, 13-летнем мальчике, автор говорит с уважением. Почему Васютка не по годам мудр? Кто был его учителем?

Природа (Слайд 2-й)

Природа - учитель и друг (Слайд 3-й)

“Тот, кто правильно указывает на мои ошибки, - мой учитель; тот, кто правильно отмечает мои верные поступки, - мой друг…” (Сюнь-цзы)

Задание: Какие ловушки устраивает природа? (Чтение наизусть “Паук и его жертва”) Чему учится Васютка, проходя через испытания? Какие подсказки дает природа мальчику? Можно ли назвать Васютку жертвой тайги?

Итак, природа в рассказе многогранна: она, как змей-искуситель, соблазняет, запутывает следы, но в то же время дает подсказки, оставляет знаки. В книге Пауло Коэльо “Алхимик” сказано: “Ты найдешь туда путь по тем знакам, которыми Господь отмечает путь каждого в этом мире. Надо только суметь прочесть то, что написано для тебя”.

“Природа – это книга, которую надо прочитать и правильно понять” (М.Налбандян)

Почему тайга стала для Васютки открытой книгой? Что помогло ему познать законы природы?

Тест: а) мудрые слова деда;

б) опыт отца;

в) знания, полученные в школе?

А сейчас посмотрим, как вы внимательно читали рассказ и знаете ли вы ответы на вопросы, которые спрятаны в мудрой книге природы?

    1. Как в лесу без компаса определить стороны горизонта?
    2. Что свидетельствует о близости реки в тайге?
    3. Что предвещает вечером смену погоды?
    4. В чем особенность эха в лесу?
    5. Как сберечь в тайге припасы от грызунов?

    Книга не только дает знания, но и учит переоценке ценностей: Васютка по достоинству оценил мудрость деда и те навыки, которые передал ему отец, заботу и любовь матери.

    (Стр. 126, 131, 132)

      Природа – мать, кормилица

    “Тайга, наша кормилица, хлипких не любит” (Слайд 6-й)

    Природа, как вторая мать, помогает Васютке и выводит его из тайги, ведь она по своей сути гуманна и милостлива. Сам В.П.Астафьев говорил когда-то о природе такие слова: “ Землю свою люблю и не перестаю удивляться красоте её, неистощимому терпению и доброте…Рано потерявший мать – она утонула в Енисее весной 1932 года – я, естественно, тянулся ко второй моей и неизменной матери – земле. И жизнь предоставляла мне постоянную возможность быть на природе и с природой”.

    Задание: сортировка продуктов – кладовая природы, забота матери.

    Мать-природа (Макошь – славянская богиня плодородия) и Енисей-батюшка указывают Васютке выход к дому, к родителям, к тому, о чем тосковал всю жизнь сам писатель, лишившийся родителей слишком рано.

    Испытания помогли Васютке оценить любовь и заботу матери, ведь по-настоящему начинаешь что-то ценить только тогда, когда лишаешься этого. Человек, оказавшийся в безысходной ситуации, невольно, на уровне подсознания, обращается за помощью не только к матери, но и к Богу.

    Васютка, оказавшись один на один с природой, начинает чувствовать ее живую душу: разговаривает с ней (примеры), ищет поддержки, замечает малейшие изменения, чувствует ее состояние. Через природу он пытается подать весточку родным (стр. 129, 132), очищается ( 134) и даже исповедуется (Стр. 132)

    Да и красота природы подобна великолепию храма:

    Природа – некий храм, где от живых колонн
    Обрывки смутных фраз исходят временами.
    Как в чаще символов, мы бродим в этом храме,
    И взглядом родственным глядит на смертных он. Ш.Бодлер

    Задание по слайду: работа в парах. Восстановить пропущенные сравнения и метафоры. Как средства выразительности помогают понять, что природа, подобно Богу, прощает Васютку: дарует веру, надежду, любовь.

    Итак, природа научила Васютку ценить своих близких, не поддаваться соблазнам и гордыне, помогла увидеть красоту окружающего мира. “Леса учат человека понимать прекрасное”,- писал А.П.Чехов. (Отрывки наизусть)

    Умение через природу понимать и видеть человека пришло к В.П.Астафьеву постепенно. Ведь его учителем была не только природа, но и великая русская литература. М.М.Пришвин в “Кладовой солнца” так говорил о “зеркале” природы, в котором отражается человек: “ Бывает, наклонишься в лесу к тихой заводи ручья и там, как в зеркале, увидишь – весь-то человек, большой, прекрасный…из-за твоей спины наклонился и тоже смотрит в заводь, как в зеркало. И так он прекрасен там, в зеркале, со своей природой, с облаками, лесами, и солнышко там внизу тоже садится, и молодой месяц показывается, и частые звездочки”.

    Задание: работа в группах

    • Васюткино озеро – “озеро надежды”?
    • Почему озеро называется Васюткино? Только ли потому, что его нашел наш герой?
    • Почему отражение в Енисее удивило Васютку?

    Он изменился внешне, но изменения произошли и во внутреннем мире: Васютка за 5 неполных дней повзрослел, научился ценить то, что раньше считал обыденным, незначительным для себя.

    Васюткино озеро – отражение души подростка, чистой, глубокой, щедрой. Не мог он погибнуть в тайге: как лесное озеро питают реки и речушки, сама мать Тайга и батюшка Енисей, так и Васютку спасает опыт взрослых людей, вера, надежда, любовь - любовь к своим родителям, к природе, к великой и могучей Родине.

    Итак, наше путешествие по тайге подошло к концу. Что же мы узнали о природе и человеке, об их взаимоотношениях?

    Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Птицы, звезды, месяц – предвестники добра и справедливости. Однако основную задачу спасения должен решить сам человек. Только тогда он станет настоящим сыном и хозяином природы (Значение имени Васютка). Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих близких.

    Попытаемся отразить наши размышления в виде синквейна или стихотворения собственного сочинения.

    Синквейн (пятистишие) – свободная поэтическая форма, состоящая из 5 строф:

    1. Имя существительное, определяющее тему.
    2. 2 прилагательных – описание темы.
    3. 3 глагола(деепричастия) – название действий.
    4. 4 слова: фраза – отношение к теме.
    5. Образ – метафора, суть, смысл, синоним темы. (Слайды 9-10)

    Затеси – это зарубки на деревьях, указывающие путь людям. Читая произведение, мы тоже оставляем в душе какие-то впечатления, зарубки на сердце, постигаем тайну произведения. Вам предлагается написать сочинение-размышление на одну из тем нашего урока: “В чем тайна Васюткина озера?”, “Зарубки на сердце”. Ответ на эти вопросы каждый даст индивидуально в форме сочинения – размышления. Помогут вам в работе тезисы 11-го слайда:

    • Древние считали, что родник, озеро, источник - глаз Божий на земле.
    • Природа посылает Васютке озеро-загадку.
    • Озеро - отражение души Васютки.
    • Тайга-матушка, Енисей-батюшка, озеро.

    Заключительное слово учителя

    Зарубки на сердце

    Уроки мужества, уроки доброты
    Ты в сердце сохранишь навеки,
    И озеро, как символ чистоты,
    Тебе откроется, пусть на изломе лета.
    Увидишь в струях чистого ручья
    Природы первозданной отраженье,
    И собственная грешная душа
    Почувствует истоки очищенья.
    Вольется в сердце неба синева,
    И звезд на небе тихое мерцание,
    И щебет птиц, и росная трава -

    Обучающие: продолжить работу по обучению аналитическому комментарию художественного текста, работу над характеристикой литературного героя.

    Развивающие: совершенствовать речевые умения: пересказ художественного

    произведения, выразительное чтение отрывков; развивать умение высказывать своё мнение о прочитанном.

    Воспитательные: помочь учащимся задуматься, как человеку выйти из трудной

    ситуации, как пробудить в себе готовность бороться со страхом, робостью; вызвать у учащихся эмоциональный отклик на прочитанное.

    Планируемые результаты изучения темы:

    Предметные умения: знать своеобразие творчества В. П. Астафьева, иметь представление об автобиографических произведениях писателя; уметь определить значение картин природы в рассказе, дать характеристику герою.

    Метапредметные УУД:

    Личностные: участвует в творческом, созидательном процессе; осознает себя как индивидуальность и одновременно как член общества.

    Регулятивные: планирует необходимые действия, операции, действует по плану.

    Познавательные: понимает информацию, использует знаково-символические средства для решения различных учебных задач.

    Коммуникативные: задает вопросы, слушает и отвечает на вопросы других, формулирует собственные мысли, высказывает и обосновывает свою точку зрения.

    Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений.

    I.Организационный этап. Здравствуйте, ребята, садитесь. Я вижу много красивых лиц и умных глаз. Желаю, чтобы вы на уроке помогали друг другу, открыли для себя что-то новое и интересное, а самое главное, чтобы хорошее настроение всегда присутствовало на нашем уроке.

    Васютка снабжал рыбаков орехами. (Да)

    Не всякая таёжная дорога начинается с затесей. (Нет)

    Блуждают люди в лесу и погибают иногда. (Да)

    Заполярная тайга не страшна зверьём. (Да)

    В лесном озере была только озёрная рыба: щука, сорога, окунь. (Нет)

    Васютка догадался, что у костра на берегу его быстрей заметят. (Да)

    Ещё много есть неизведанных мест на карте нашей Родины. (Да)

    Вместо тетради у вас на столах рабочие листы. Я предлагаю вам самим сформулировать тему нашего урока, вставив недостающие слова в начало предложения.

    Сегодня мы побываем с вами в воображаемом путешествии, пройдём Васюткиными тропами по тайге. А какие цели мы поставим перед собой? Соотнесите действие и его содержание стрелочками в рабочем листе.

    Итак, нам необходимо:

    Узнать… тайны тайги

    Задуматься …о взаимоотношениях человека и природы

    Думаю, в конце урока вы ответите на вопросы:

    Природа – друг или враг?

    Спасение Васютки – чудо или закономерность?

    - Какие советы даёт Васютке мать? ……. (СЛАЙД 5)

    - Давайте вспомним, когда остановился первый раз Васютка? .

    - Мы тоже задержимся здесь. А вы видели в природе птицу кедровку? …

    Скажу честно, я тоже не видела. Предлагаю посмотреть на неё внимательно, запомнить.

    - Предположите, что я принесла вам в корзинке? ………

    - Правильно, кедровые шишки, но необычные, с заданием: сформулируйте вопрос, услышав ответ на него. Кто у нас самый смелый путешественник.

    1.Что собирал Васютка в тайге? (Кедровые шишки)

    2.Кого увидел Васютка на старой взлохмаченной ели? (Кедровку)

    3.Чем полезна тайге птица кедровка? (Кедровка разносит семена кедра)

    - Васютка знал, какую пользу приносит кедровка тайге. А вы запомнили? Запишите в маршрутном листе первую тайну природы.

    - Идем дальше. Вот что-то сильно захлопало. Васютка вздрогнул от неожиданности и увидел поднимающуюся с земли большую чёрную птицу. Какую. (СЛАЙД 8) Посмотрите на эту птицу.

    - Возьмите карточки в конверте №1, на которых записаны действия героя, и расположите их в правильной последовательности. Работаем в парах. (Проверка)

    - Какую тайну охоты на глухаря поведал нам Васютка? Запишите.

    - Что случилось с мальчиком? (заблудился)

    - Могут ли такие люди выжить в тайге? (Нет)

    - Могут выжить только сильные духом и физически люди. Докажите, что Васютка был нехлипким. Как он вёл себя ночью в тайге? (….)

    - В конверте №2 следующее задание. На карточке нужно восстановить текст, вставив пропущенные слова. Работаем в парах. Какие слова вставили? Какое средство выразительности использует автор, чтобы описать тайгу? (Эпитеты)

    - Вы любите отгадывать загадки? Но у меня они необычные, состоят из одних эпитетов. Что описывал Астафьев такими эпитетами?

    молчаливая, равнодушная, глухая, угрюмая

    небольшое, унылое, подёрнутое ряской

    молочный, клейкий, неподвижный

    далёкие, таинственные, мерцающие

    раньше обыкновенная, не очень приветливая, но родная, красивая

    - Что хотел увидеть Васютка, забравшись на высокое дерево? Какую ещё тайну тайги знал Васютка? Запишите.

    - Васютка решает идти на север в надежде дойти до тундры и выбраться из леса. И мы продолжим путь, только чуть-чуть отдохнём. (СЛАЙД 12)

    Физкультминутка.

    Мы классом по лесу гуляли

    И за природой наблюдали:

    Вот вверх на солнце посмотрели,

    Там на пенёчке посидели,

    За бабочками наблюдали,

    Нам птички крыльями махали.

    Мы мох погладили руками,

    Траву заметив под ногами.

    Вдруг ноги вязнут отчего-то:

    Знать впереди нас ждёт болото!

    - Вот и ещё одна тайна природы. Запишите.

    - Куда вышел по болоту герой рассказа? (К озеру) (СЛАЙД 13)

    - Почему Васютка удивился тому, что в озере водилась белая рыба? (Он знал ещё одну тайну от рыбаков: если в озере водится белая рыба, значит оно проточное и приведёт его к реке) Запишите.

    - На 5-й день скитаний по тайге выбрался наконец Васютка к Енисею. Представьте себя на берегу Енисея, вы Васютка и услышали звуки рыболовецкого бота. Какими будут Ваши действия? (…………)

    - Вас заметили с бота? (Да)

    - Следующая тайна тайги, которую вы знаете: чтобы вас далеко увидели, нужно развести костёр на открытом месте и прислушаться к звукам. Запишите.

    -Итак, вы успешно преодолели все трудности, которые встретились нам на Васюткиных тропах.

    - Посмотрите, у кого на парте есть картинка …………. Представьте, что вы в путешествии делали зарисовки. Сейчас представьте ваш отчёт о путешествии. Расположите иллюстрации в правильной последовательности.

    - А чтобы было понятнее, нужны подписи, к каждой иллюстрации нужно подобрать цитаты из текста. Этим займутся те, у кого на парте……………

    В это время класс определяет, какие чувства испытывал Васютка в тайге.

    V. Обобщение.

    Давайте вернёмся к вопросам, поставленным в начале урока.

    Природа – друг или враг?

    - Почему же тогда иногда погибают люди, оказавшиеся один на один с природой. (Она наказывает за пренебрежение законами, за легкомыслие, самонадеянность. Природа мстит тому, кто её не бережёт.)

    - Вы знаете, как называется наука о взаимодействии и совместном проживании человека и природы? (Экология)

    - 2017 год в России объявлен Годом экологии. Говоря об экологии в наши дни, мы думаем о спасении природы, а с ней и спасении человека.

    - А что мы можем сделать для природы? …………………(СЛАЙД 16)

    Ты, человек, любя природу,

    Хоть иногда ее жалей;

    В увеселительных походах

    Не растопчи её полей;

    В вокзальной сутолоке века

    Ты оценить её спеши:

    Она твой давний добрый лекарь,

    Она союзница души.

    Не жги её напропалую

    И не исчерпывай до дна,

    И помни истину простую:

    Нас много, а она одна. (В. Шефнер)

    - Спасение Васютки – чудо или закономерность? (Закономерность, т.к. он знал тайны и законы природы, он был сильным, и даже когда отчаивался, брал себя в руки)

    - Можем ли мы сказать, что этот случай стал для него уроком воспитания души?

    - Поднимите руки те, кто считает, что тайны природы, которые вы сегодня узнали, пригодятся в жизни.

    VI. Домашнее задание.

    Напишите письмо Васютке о том, чему вы научились благодаря ему.

    Расскажите эпизод из жизни, когда вам помогли знания тайн природы, полученные от ваших родных.

    VII. Рефлексия.

    Запишите свои впечатления от рассказа Астафьева в рабочих листах. Задание: закончите предложения.

    Благодарю вас за активность, неравнодушие. На севере Кировской области в Лузском районе, где я живу, есть таёжные места, где не ступала нога человека. Брусничное варенье –это дар вам наших северных лесов.

    авторы: Воротникова Ольга Григорьевна , учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7, Себельдина Наталья Николаевна , учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7

    УМК по литературе для 5-11 классов Т. Ф. Курдюмовой и др.

    Тип урока: комбинированный урок.

    Цели:

    • образовательные: научить анализировать прозаический текст; развивать навыки комментированного чтения; отрабатывать умения выделять главное, обобщать и делать выводы.
    • воспитательные: воспитание нравственных принципов во взаимоотношениях человека и природы, добросовестного отношения к своим обязанностям, положительного отношения к знаниям, воспитание дисциплины.
    • развивающие: развитие речи учащихся, формирование умений применять полученные знания на практике, ставить проблему, выдвигать гипотезы, оценивать результат.

    В качестве системы обучения используется технология критического мышления. В качестве учебного занятия используется интегрированный урок. Он привлекает своей глубиной, новизной восприятия материала, возможностью выявления внутрипредметных и межпредметных связей, изучения предмета или явления с различных позиций.

    Ход урока

    Этапы урока

    Деятельность учителя

    Деятельность ученика

    Приемы и методы, используемые учителем

    Обращается внимание учащихся на пословицы и поговорки, размещенные в кабинете:

    Осина и без ветра шумит
    Сосна кормит, липа обувает
    По опушке леса не узнаешь
    В лесу не без зверья
    Не будет хлеба, не будет и обеда
    Рыба – вода, ягода – трава, а хлеб всему голова и т.д.

    Учащимся предлагается выбрать по одной пословице и объяснить ее значение.

    Учащиеся делают попытку объяснить смысл понравившихся им пословиц и поговорок

    1) Беседа, которая должна выявить осознанное восприятие ребятами произведения:

    Кто главный герой?
    В какую ситуацию он попал?
    Благодаря чему спасся?

    Работа с текстом

    Учитель записывает на доске слова, которые предлагают ребята.

    Представитель каждой группы диктует слова, которые учитель записывает на доске.

    Ведутся записи на листах

    Учитель предлагает найти общие понятия, которые подчеркиваются.

    Учащиеся делают вывод, почему много общего между понятиями.

    Ребята дают определение, вспоминают, что такое экологические факторы, слушают, дополняют ответы друг друга.

    Работают с тетрадями по природоведению

    4) Фронтальная беседа, в которой принимают участие все группы.

    Ребята отвечают на вопросы, используя текст рассказа, дополняют ответы друг друга.

    Работа с текстом и записями в тетрадях

    С учетом знаний, полученных на стадии осмысления, ребята делают выводы и по-новому объясняют смысл пословиц и поговорок.

    Устанавливаются причинно-следственные связи между блоками информации, возвращаются к ключевым словам.

    учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей литературы Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, учитель русского языка и литературы МОУ СОШ №7

    учитель высшей категории, руководитель районного методического объединения учителей биологии Нижегородского района г. Нижнего Новгорода, учитель биологии МОУ СОШ №7

    После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

    Подписи к слайдам:

    Галина Николаевна Хекало,

    МБОУ СОШ №29 г. Новороссийска учитель русского языка и литературы.

    Виктор Петрович Астафьев

    1. Учиться анализу прозаического текста.

    2. Развитие навыка устного словесного рисования.

    3. Воспитать в себе доброе, мудрое отношение к природе.

    Введение в тему.

    Вступительное слово учителя.

    Работаем в группах.

    1 группа – аналитики. Задание. 1)Как и почему человек должен относиться к природе?

    2) Какие качества помогли Васютке выбраться к реке?

    2 группа – эксперты. Задача: комментарий текста.

    3 группа – покажет умение ориентироваться в тексте.

    Что изображено на рисунке? Устно проиллюстрируйте эту ситуацию. Слушаем 1 группу .

    Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

    Устно проиллюстрируйте отрывок о том, кто снабжал орехами рыбаков. Слушаем 1 группу

    Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

    Найдите отрывок в котором говорится о том, как Васютка следил за затесями. Слушаем 3 группу.

    Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

    Найдите отрывок в котором говорится о том,

    как Васютка понял, что ушёл в глубь тайги. Слушаем 3 группу.

    Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

    Какие чувства переполняли Васютку после осознания того, что он заблудился. Слушаем 3 группу.

    Прочитайте отрывок, в котором говорится о том, как Васютка приготовился к ужину, а, съев свою первую добычу, лёг спать. Слушаем 3 группу.

    Слушаем 2 группу. Прокомментируйте этот эпизод.

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Писатель рассказывает много интересного о рыбной ловле на Енисее. Рыбная ловля ведется бригадами. Бригада либо движется по реке вниз по течению и ловит сетями, либо живет на одном месте и ведет промысел паромами и переметами. В ловушки попадалась ценная рыба — осетр, стерлядь

    урока литературы

    В.П. Астафьев

    Человек и природа в рассказе.

    Учитель русского языка и литературы

    1. Орг. момент

    2. Актуализация знаний, побуждение интереса к теме.

    — Как вы понимаете значение слова биография?

    - Кто такой автор произв.? Что означает слово автобиография?Автобиография — описание своей жизни.
    — Какое произведение мы можем назвать автобиографическим?
    Автобиографическое произведение — произведение, в котором автор рассказывает о своей жизни.
    Автобиографичное произведение — произведение, содержащее элементы автобиографии.
    — Как вы думаете, каким является рассказ Астафьева: автобиографическим или автобиографичным? Рассказывает писатель именно о себе или ставит своего героя в ситуацию, в которой оказался он сам?
    Приходим к выводу, что Астафьев рассказывает не о себе, но наделяет своего героя чертами своей биографии, поэтому рассказ называем автобиографичным.

    3. Изучение новой темы

    1) Слово учителя

    - Находясь вдали от близких и родного дома, оставшись один на один с суровой и величавой природой, Васютка борется за выживание. Китайский мыслитель Лу Синь считал: “Пути не открываются перед теми, кто не борется”. Но не только самообладание помогло герою. Что же еще? Его поддерживали мудрость деда, навыки, сформированные отцом, доброта матери и умение разгадать тайны природы.

    - Можно ли назвать наш урок “Поединок Васютки и тайги?” Нет, в поединке участвуют враги, противники, в этом же рассказе они находят общий язык: Васютка смог прочитать “книгу тайги”, жил по ее законам, и она указала мальчику выход из тупика, преподала уроки мудрости и доброты.

    Итак, обобщая сказанное, сформулируем тему урока: “Васютка в зеркале природы, или Уроки мудрости и доброты”

    Запишем тему урока в тетрадь.

    2) Работа с учебником. Вспомним историю создания рассказа?

    Учитель: Итак, ребята, мы выяснили, что рассказ писателя автобиографичен

    3) Беседа по вопросам

    — Как вы думаете, почему к этому рассказу можно сделать много различных иллюстраций?
    В рассказе много действия, которое сочетается с описаниями природы.
    Природа – мудрый наставник, учитель друг, иногда судия. Она наказывает за легкомыслие и эгоизм, за пренебрежение законами и традициями. Она же и прощает, помогает людям выбраться из тайги, указывает человеку верный путь. Через природу человек лучше понимает самого себя, учится ценить своих
    5. Подготовка к сочинению

    Обсуждаем тему, определяем идею сочинения. Вспоминаем, как составлять сложный план.
    6. Домашнее задание:

    Читайте также: