Церковный раскол и народные движения в 17 веке конспект

Обновлено: 02.07.2024

Раскол Русской Православной церкви в 1650-1660-е годах в результате реформ патриарха Никона. Суть преобразований состояла в исправлении и унификации церковных книг и богослужебных обрядов в соответствии с современными им греческими канонами, что, в свою очередь диктовалось расширением связей с греческим Востоком.

Церковные реформы

Подобные изменения воспринимались многими верующими как посягательство на чистоту православия и вызывали протест, что приводило к расколу церкви и общества.

Раскол

Официально раскол как религиозно-общественное движение существовал с принятия собором 1667 года решения об осуждении и отлучении приверженцев старых обрядов – старообрядцев – как людей, отказывавшихся повиноваться авторитету официальной церкви. Фактически же он появился с начала реформ Никона.

Старообрядцы включали представителей разных групп населения: белого и черного духовенства, боярства, посадских людей, стрельцов, казачества, крестьянства. По разным оценкам, в раскол ушло от одной четверти до одной трети населения.

Лидеры раскола

Во второй половине XVII века появился целый ряд ярких расколоучителей – Спиридон Потемкин, Иван Неронов, Лазарь, Епифаний, Никита Пустоясвят и др. Особое место среди них занимали женщины, в первую очередь боярыня Федосья Прокопьевна Морозова. Свой дом в Москве она сделала оплотом старообрядчества. В 1671 году она была заключена в земляную тюрьму, где умерла в 1675 году. Вместе с ней погибла ее сестра Е.П. Урусова и Мария Данилова.

Идеология раскола

Важное значение придавали староверы сохранению незыблемости обрядов не только в их содержании, но и форме. Нововведения Никона, считали они, разрушали канон, а значит, и саму веру. Также раскольники не признавали священства русской церкви, которая, по их мнению, лишилась благодати. Но при этом старообрядцы не сомневались в божественности царской власти и надеялись на то, что царь образумится.

Староверы отстаивали традиционную систему культурных ценностей, противясь распространению светского образования и культуры. Так, например, Аввакум отрицал науки, крайне негативно отзывался о новых веяниях в живописи.

Таким образом, сохранение национальной традиции в духе старообрядчества было чревато для его приверженцев духовным консерватизмом и отрывом от культурного прогресса.

Практика самосожжений

Раздел старообрядчества

В конце XVII века произошло разделение старообрядцев на поповцев, признававших институт священства и принимавших к себе раскаявшихся иереев православной церкви, и беспоповцев, отрицавших существующую церковную иерархию и сохранивших из таинств только крещение и исповедь. Два данных течения, в свою очередь, дали начало многим толкам и согласиям, определившим развитие старообрядчества в XVIII-XIX веках.

Раскол русской церкви в XVII веке – поистине трагическая страница истории нашей страны. Последствия раскола не изжиты до сих пор.

Важнейшее событие правления Алексея Михайловича - проведение церковной реформы и раскол РПЦ, о котором далее будет кратко рассказано. Предпосылками для проведения реформы стало развитие в XVII веке отношений с Украиной и бывшими византийскими православными. Поэтому потребовалась унификация церковных обрядов и книг.

Личность Никона

Возглавил реформу Никон, ставший в 1652 году патриархом. Выходец из крестьян, Никон (настоящее имя Никита Минов) быстро поднялся по служебной лестнице в церковной иерархии. Еще в молодости он был членом Кружка ревнителей древнего благочестия в Москве, состоявшего из церковной элиты. Вскоре после пострижения в монахи Никон стал игуменом в монастыре недалеко от Каргополя. Никон тесно общался с царем Алексеем Михайловичем, благодаря поддержке последнего Никон получил титул архимандрита московского Новоспасского монастыря, где покоились предки Романовых.

Целью Никона-патриарха было сделать из русской церкви - центр мирового православия, тем самым реализовав властолюбивые мечты.

Причины реформы

Реформа имела под собой объективные основания:

а) множественные ошибки в церковных книгах

б) многоголосие в церквях (шум, разговоры прихожан во время служб)

в) неподобающее поведение священнослужителей и монахов (разнузданный и распутный образ жизни)

Нововведения

В ходе реформы провели следующие преобразования:

1) вызвали из Киева греческих монахов, которые переписывали священные книги

2) под жесткий контроль взяли образование и поведение монахов

3) провели изменения в обрядах ( "Исус" заменено на "Иисус", двоеперстие на троеперстие, хождение по солнцу во время крестного хода заменено на хождение против солнца, земной поклон - на поясной поклон)

Раскол

Эти перемены не нашли отклика в народе. Произошел раскол на приверженцев старых порядков - старообрядцев, староверов или раскольников - во главе с протопопом Аввакумом и сторонников Никона - никониан. Староверов преследовали, сажали в тюрьмы, они скрывались на Поморском Севере, в Заволжье, Урале и Сибире, устраивали показательные самосожжения - "гари" и "заповещания" - умирали голодной смертью. Простой народ поддерживал их бунтами и восстаниями.

Протопопа Аввакума вместе с союзниками отправили в ссылку в Пустозерск, где они в течение 14 лет просидели в земляной тюрьме, после этого их сожгли заживо. Главный враг - "Никон-Антихрист", добившись власти и потеряв всякое уважение перед царем, однажды нарочито покинул Москву, сказав, что не желает больше служить патриархом в столице, а будет патриархом Руси. Алексей Михайлович такое поведение не оценил. В 1666 церковным собором Никон был лишен статуса патриарха и отправлен в ссылку в Ферапонтов монастырь. Вернулся Никон из ссылки только после кончины Алексея Михайловича и умер неподалеку от Ярославля, в один год с Аввакумом (1681).

  • Сформировать представление о народных движениях XVII века.
  • Выявить причины, рассмотреть ход и итоги народных выступлений XVII века;
  • Развивать познавательные умения – умения доказывать, делать выводы;
  • Развивать мыслительные навыки – анализировать информацию, устанавливать причинно-следственные связи между событиями;
  • Воспитывать уважение к историческому прошлому России.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний

I. Организационный момент – 1 минута

1. Компьютерный вариант проверки:

1 задание – Кто они? Вам необходимо по характеристике назвать имя исторической личности.

- Был в польском плену. В 1619 году провозглашён патриархом Московским и всея Руси. Управлял страной вместе со своим неопытным сыном

- Руководитель старообрядцев. За свои взгляды был лишён места в московском Казанском соборе, заключен в монастырь. За непокорность, приговорён церковным Собором к казни. (Протопоп Аввакум)

2 задание – Объясни даты Какие событие произошли в эти годы?

-1619 г. – митрополит Филарет Церковным Собором избран патриархом Московским и всея Руси.

- 1645 год - воцарение на престол Алексея Михайловича Романова

- 1649 год – принятие Соборного уложения.

- 1651 год – Никон становится патриархом

- 1654 год – церковная реформа, исправляющая богослужение была одобрена церковным собором

3 задание – Объясните понятия:

- Крепостничество – наиболее тяжелая форма зависимости крестьян, проявляющаяся в прикреплении их к земле и полном подчинении власти феодала

- Раскол - религиозно-общественное движение, возникшее в России в середине 17 в.

- Самодержавие – монархическая форма правления в России, основанная на сильной, почти неограниченной власти царя

- Соборное Уложение – общерусский свод законов.

- Старообрядцы – противники церковной реформы

2. Повторение. Актуализация опорных знаний. Выход на проблему и ее постановка.

Вопрос: Что объединяет данные иллюстрации?

Какие восстания Смутного времени вы помните? Назовите их причину, состав? Смута, восстание Хлопка, выступления под руководством И.Болотникова , Церковный раскол

В царствование Алексея Михайловича (Тишайшего) страна сотрясалась от народных восстаний. Народные восстания запомнились и современникам, и потомкам. И этот, XVII век, многие историки называют "бунташным ". И сегодня на уроке мы с вами узнаем, почему он имеет такое название, какие бунты происходили в XVII веке, какие причины и последствия они имели.

Сегодня мы познакомимся с новыми народными движениями.

Учащиеся видят на экране слайд с несколькими иллюстрациями, отвечают на опросы, вспоминают предыдущие темы (Смута). Используют свой словарный запас и объясняют термин бунт, бунташный век. (Слайд 3, приложение 1 )

3. Постановка задач урока.

А вот как стихами можно описать данный период в истории:

Что же предстоит нам сегодня сделать на уроке? ( Смотрим и читаем задачи урока ):

4. Усвоение новых знаний, умений и навыков.

Работа в группах: Сформулируйте из имеющихся знаний о данном периоде, что и почему не устраивало отдельные сословия в политике Алексея Михайловича?

1 группа – посадские люди, 2 группа – крестьяне, казаки, 3 группа – духовенство.

Учащиеся выполняют предложенные задания. Представляют себя в роли сословий 17 века. (Слайд 7, приложение 1 )
Теперь выявим общие (совместные) причины восстаний народа:

  • Закрепощение крестьян и рост феодальных повинностей;
  • Усиление налогового гнета, ведение непрерывных войн;
  • Усиление приказной волокиты;
  • Попытки ограничения казачьей вольности;
  • Церковный раскол и расправы со старообрядцами. (Слайд 8, приложение 1 )

Соляной, Медный бунты и Соловецкое восстание. ( Приложение 2 )

Сейчас мы побывали в роли народа 17 века и пришли к выводу, что очень многое нам не понравилось в политике царя. И вот наступают первые бунты. Сейчас каждой группе будет предложено рассмотреть 3 разных бунта – Соляной, Медный и Соловецкое восстания. На столах у вас находятся листы с таблицами. Используя материалы из учебника (стр. 62-63 и 67), заполните их.

А теперь послушаем, что получилось у каждой группы и составим общую таблицу. Слайд 9, приложение 1 )

Делаем общие выводы: Несмотря на то, что прошли бунты в городах России, положение народа не улучшилось. Где же искали вольницу крестьяне? (на юге, на Дону).

Восстание Степана Разина

Вершиной “бунташного” века стало восстание С.Разина. Движение зародилось в станицах донского казачества. Весной 1667 года в Москве стало известно из воеводских донесений, что “в Донском краю между речками Тишиной и Иловлей собираются многие казаки воевать Волгу, взять Царицын и засесть там”. Сведения были достоверны.

Восстание под руководством С.Разина проходило в 2 этапа.

2 этап (1670-1671гг.) – выступления С.Разина.

О первом этапе выступления о появлении и личности С.Разина посмотрите водеоролик

Ответьте на вопросы по фильму: (Слайд 13, приложение 1 )

  • Почему казаки стали популярны в народе?
  • Откуда появился Степан Разин?
  • Откуда он брал средства на восстание?
  • Состав участников восстания.

Весной 1670 года начался второй этап выступления Разина. Восставшие сходу захватили Царицын и подошли к хорошо укреплённой Астрахани, сдавшейся без боя. Расправившись с воеводой и дворянами, восставшие сформировали на кругу правительство во главе с атаманами Василием Усом и Федором Шелудяком.

Успех восставших послужил сигналом к переходу на строну Разина населения многих поволжских городов: Саратова, Самары, Пензы и других. В числе участников выступления были не только казаки и русские крестьяне, но и представители многих народов Поволжья: чуваши, марийцы, татары, мордва. Большинство из них привлекало в Разине то, что каждого участника выступления он объявлял казаком (т.е свободным человеком). Общая численность населения восставших земель составляла около 200 тысяч человек.

В сентябре 1670 года восставшие осадили Симбирск, но взять его не смогли и отошли на Дон. Карательную экспедицию против Разина возглавил Воевода князь Ю.Барятинский. Опасаясь расправы, зажиточные казаки схватили Разина и выдали его властям. После попыток и суда руководитель восставших был четвертован.

Однако восстание продолжалось. Лишь через год, в ноябре 1671 года, царским властям удалось занять Астрахань и полностью подавить выступление. Масштабы расправы над разинцами были огромны. Водном Арзамасе было казнено до 11 тысяч человек. Всего было убито и замучено до 100 тысяч восставших. Таких расправ страна ещё не знала.

Память о С.Разине долго сохранялась в народе. О нем слагали песни, рассказывали легенды. Имя Разина отразилось в песнях: “Из-за острова на стрежень”, “Ой, то не вечер”, “Есть на Волге утес”; в пословицах и поговорках, крылатых выражениях, например, “Стенька вел себя важно, говорил отважно”, “Умел Стенька слово сказать, себя показать”.

Разные поколения людей в зависимости от своего исторического сознания, нравственных установок по-разному воспринимали и воспринимают имя и дело С.Разина. Ведь у каждой эпохи свое отношение к истории, свои герои и антигерои. Пожалуй, ни один русский человек из столь отдаленной эпохи не отмечен такой народной любовью, не воспет в таких прекрасных песнях, не окружен такой многовековой славой.

Ребята, как сегодня прошел урок? Давайте оценим пройденный урок. С помощью разноцветных карточек оцените свою работу на уроке:


В середине XVII в. отношения между церковью и властью в Московской державе осложнились. Происходило это в момент усиления самодержавия и нарастания общественной напряжённости. В этих условиях прошли преобразования православной церкви, которые привели к серьёзным изменениям в политической, духовной жизни российского общества и церковному расколу.


Причины и предпосылки

Разделение церкви произошло в 1650-х – 1660-х годах в ходе проведения церковной реформы, начатой патриархом Никоном. Причины раскола церкви на Руси в 17 веке можно разделить на несколько групп:

  • социальный кризис,
  • церковный кризис,
  • духовный кризис,
  • внешнеполитические интересы страны.

Социальный кризис был вызван стремлением власти ограничить права церкви. Она обладала значительными привилегиями по влиянию на политику и идеологию. Церковный кризис был порождён низким уровнем профессионализма духовенства, его распущенностью, различиями в обрядах, толкованием содержания священных книг. Духовный кризис – общество менялось, люди по-новому понимали свою роль и положение в социуме. Они ожидали, что и церковь будет соответствовать требованиям времени.

Двоеперстие

Рис. 1. Двоеперстие.

Интересы России во внешней политике также требовали преобразований. Московский царь хотел стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Чтобы осуществить желаемое, необходимо было привести обряды в единство с греческими образцами, принятыми на территориях православных земель, которые правитель стремился присоединить к России, или взять под её контроль.

Реформа и раскол

Раскол церкви на Руси в 17 веке начался с избрания Никона патриархом и начатой им церковной реформы. В 1653 г. во все московские церкви отправили документ о замене двоеперстного крестного знамения на троеперстное. Спешка, репрессивные методы Никона при проведении реформы вызывали протест населения и привели к расколу.

Патриарх Никон

Рис. 2. Патриарх Никон.

В 1658 г. Никона выдворили из Москвы. Опалу вызвало и его властолюбие, и происки бояр. Преобразования продолжил сам царь. В соответствии с новейшими греческими образцами реформировали церковные обряды и богослужебные книги, которые в течение веков не менялись, а сохранялись в том виде, в котором получили их из Византии.


Церковь на Руси с первых лет принятия христианства играла важную политическую и духовную роль в стране. К 17 веку в ней возникли противоречивые процессы, которые привели к тому, что патриарх Никон, при поддержке царя Алексея Михайловича, предложил провести реформу.

Церковный раскол – это появление в обществе представителей духовенства и мирян, не согласных с изменениями, проводимыми по церковной реформе. Людей, отстаивающих прежние положения церкви, называли раскольниками или старообрядцами. Во главе старообрядцев был протопоп Аввакум.

Читайте также: