Образование и его значение для личности и общества конспект

Обновлено: 05.07.2024

Образование понимается как долговременный процесс получения человеком знаний, а также ознакомление с приоритетными ценностями и нормами культуры, которые характерны для данного общества. Основной задачей образования является общая профессиональная подготовка членов общества. Кроме того, как социальный институт оно выполняет в жизни общества ряд важных функций.

  1. Социализация подрастающего поколения. Суть этой функции заключается в том, что образовательные учреждения занимаются воспитанием и прививают молодому поколению ценности, без которых человеку будет довольно сложно адаптироваться в обществе и соответствовать его ожиданиям.
  2. Профессиональная подготовка. Связана с необходимостью общества иметь квалифицированную рабочую силу, которая будет адаптирована к высокому уровню развития техники и текущим экономическим условиям.
  3. Аккультурация. Помогает человеку быстро адаптироваться в обществе, для чего ему необходимо владеть какой-либо профессией и обладать общими знаниями.

Развитию образования присущи следующие тенденции:

  • в мире осуществляется процесс всеобщего образования, то есть в подавляющем большинстве стран введено обязательное начальное образование;
  • прослеживается тенденция унификации образования, то есть вырабатываются общие критерии, характерные для общеобразовательных систем разных стран;
  • процесс образования становится непрерывным, это связано с необходимостью постоянно обновлять имеющиеся знания, которые быстро теряют свою актуальность вследствие научно-технического прогресса;
  • происходит гуманизация образования, то есть в ходе его получения учитываются интересы и особенности каждого человека;
  • больше внимания уделяют освоению гуманитарных знаний, то есть осуществляется гуманитаризация образования.

Образование является одной из главных сфер человеческой деятельности, играет важнейшую роль в жизни человека и общества. Приоритетная задача образования заключается в приобщении индивида к достижениям человеческой цивилизации. В процессе обучения осуществляется передача учащемуся определённых данных и идёт подготовка к его самостоятельной творческой деятельности в выбранной сфере деятельности. Именно от качества образования, которое существует в отдельно взятом обществе, зачастую зависят темпы его экономического и политического развития. Вот почему каждое государство должно уделять огромное внимание развитию образования, выделять деньги для его финансирования, регулировать деятельность в сфере образования.

Образование

Под системой образования следует понимать совокупность образовательных программ и стандартов, сеть образовательных учреждений и органов управления, а также принципы, на которых строится функционирование образования. В системе образования Российской Федерации существуют следующие образовательные ступени:

  • дошкольное образование;
  • общее образование насчитывает три ступени — начальное общее образование (1-4 классы), основное общее образование (5-9 классы), среднее (полное) общее образование (10-11, 10-12 классы); основной целью общего образования является передача требуемого уровня общих и специализированных знаний, необходимых для нормальной адаптации человека к общественной жизни;
  • профессиональное образование состоит из следующих ступеней: начальное, среднее, высшее, послевузовское профессиональное образование; цель этого вида образования заключается в передаче специальных знаний, необходимых человеку для успешной деятельности в определённой сфере.

Основополагающим институтом современного образования является школа, которая отличается от других форм обучения многообразием подготовки учащихся, а также особыми технологиями, используемыми в процессе занятий.

Для развития российского образования характерны те же тенденции, что и во всём мире. В Российской Федерации осуществляется модернизация образования, важнейшими характеристиками которой являются:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока: Образование и его роль в жизни человека.

Цель урока: Закрепить знания об образовании. Выяснить роль образования в жизни человека.

Образование является одним из социальных институтов духовной жизни человека. Образование напрямую связано с наукой. Наука, в свою очередь, создает знания, которыми пользуется все человечество.

Задача образования заключается в том, что оно позволяет каждому человеку получать прогресс в самом широком значении этого слова. Образованному человеку легче найти работу, передвигаться по карьерной лестнице, находить взаимосвязь с другими людьми и т. д.

От того, насколько будет образовано общество, зависит и общественный прогресс. Чем больше в нем образованных людей, тем быстрее оно будет развиваться во всех сферах общественной жизни.

Таким образом, можно сделать вывод о том, что образование является одной из общечеловеческих ценностей.

Сам процесс образования включает в себя обучение и воспитание.

1. Мировоззренческая. Образование формирует взгляды человека на окружающий мир и позволяет понять свое место в этом мире.

2. Социализация. С помощью образования человек впитывает в себя культурные ценности и социальные ориентиры. Учится корректно вести себя в жизненных ситуациях.

3. Воспитание. Образование формирует личность

4. Обучение. Образование направлено на усвоение знаний, умений и навыков.

5. Развитие. Образование удовлетворяет одну из человеческих потребностей, а именно духовных потребностей в познании.

6. Профессионализм. Образование подготавливает квалифицированных специалистов во всех отраслях.

Для осуществления данных функций образования созданы и действуют различные образовательные учреждения: ясли, детские сады, школы, техникумы, институты. Однако этими учреждениями это не ограничивается. Образование мы получаем ежедневно и с помощью других источников: интернет, телевидение, общение с людьми и т.д. Образование является неотъемлемым процессом в нашем обществе.

Общее образование имеет следующую структуру:

1. Дошкольное образование (ясли, детские сады)

2. Начальное общее образование (1-4 классы)

3. Основное общее образование (5 – 9 классы)

4. Среднее общее образование (10 – 11 классы)

Важно отметить, что получение основного общего образования в РФ является обязательным для всех граждан РФ.

Профессиональное образование имеет следующую структуру:

1. Среднее профессиональное образование (техникумы, колледжи)

2. Высшее профессиональное образование (бакалавриат)

3. Высшее профессиональное образование (магистратура, специалитет)

4. Высшее профессиональное образование (аспирантура – подготовка научно – педагогических работников; адъюнктура – МВД, ординатура – медицинские работники, и т. д.)

Тенденции современного образования:

1. Гуманизация. Права и достоинства каждого субъекта образовательного процесса являются высшей ценностью образования.

2. Гуманитаризация. Процесс увеличения объема преподавания социально – гуманитарных дисциплин, направленных на владение родным и иностранным языками, овладевание финансовой и юридической грамотностью.

3. Дифференциация. Создание условий по выбору учебных дисциплин

4. Информатизация. Внедрение в образование компьютерных технологий с целью повышения грамотности населения.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: 1. Дать представление о роли образования и его принципах.

2. Обозначить наиболее острые проблемы в этой области и возможные

пути их решения.

3. Побудить выпускника к более серьезным размышлениям о личных

жизненных перспективах повышения образовательного уровня.0

4. Развитие практических навыков и формирование социального

опыта при изучении нового материала.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Структура образовательной системы РФ.

Современные тенденции в развитие образования.

Выступление обучающихся с отчетом СЛАЙД №3

Учитель. Результаты вашего социологического исследования показали важность образования в жизни человека. Основными задачами сегодняшнего урока будут:

1. Получить представление о роли образования и его принципах.

2. Обозначить наиболее острые проблемы в этой области и возможные

пути их решения.

3. Побудить выпускника к более серьезным размышлениям о личных

перспективах повышения образовательного уровня.

Изучать сегодняшнюю тему не изучив, историю развития образования невозможно, поэтому Родионова Дарья познакомит вас с итогом своей поисковой работы.

Выступление обучающегося с исторической справкой.

Учитель. Попробуйте сами дать определение образования.

Ответы уч-ся

Учитель. Познакомимся с современным определением образования.

Учитель. А если эта деятельность осуществляется самостоятельно, без помощи обучающих лиц, то, как мы ее назовем?

Ответы уч-ся

Учитель. Теперь нам необходимо определить цели образования. И я предлагаю вам выполнить задание. В – 4 (ЕГЭ) Слайд №6

Приобщение индивида к достижениям человеческой цивилизации.

Восстанавливает в душе гармонию.

Создание условий для развлечений.

Учитель. Проверим, правильно ли вы справились с заданием.

Учитель. Теперь определим функции образования в современном обществе. Эту работу вы сделаете, самостоятельно поработав с материалом учебника на стр. 97

Ответы уч-ся

Учитель. Образование это система. А любая система состоит из компонентов.

Структура системы образования РФ.







Учитель. Первый компонент Совокупность образовательных стандартов и программ. Это гос. документы, которые определяют содержание образования. То есть это те требования, которые предъявляет государство ко всем образовательным учреждениям. Слайд №10

Наше Российское образование базируется на следующих принципах:

Гуманистический характер образования;

Приоритет общечеловеческих ценностей;

Право личности на свободное развитие;

единство федерального образования при праве своеобразия национальных и региональных культур;

Общедоступность образования; светский характер;

Свобода и плюрализм в образовании;

Демократический характер управления и самостоятельность образовательных учреждений.

Учитель. А следующие два компонента нам объяснят Бойченко Антон и Сема Екатерина, которые изучили этот вопрос в ходе выполнения опережающего задания.

Ответы уч-ся Слайд №!! и №12

Учитель. Стремительное развитие науки и связанных с ней производственных технологий поставило на повестку дня вопрос реформирования образования, как структуры, так и содержания. Исходя из этого требования, в нашем образовании появились следующие тенденции. Определить которые вам помогут цитаты из прессы. Предлагаю разбиться на группы и выполнить это задание.

( Цитаты смотри в приложении)

Ответы обучающихся.

Учитель. В обществознании нет однозначной оценки изучаемых явлений. Поэтому я предлагаю вам поразмышлять о положительных и отрицательных моментах и положениях в современном образовании. Для этого мы разделимся на 2 группы.

Учитель. Вы выяснили и плюсы, и минусы образования, а теперь поразмышляем над вопросом: Так какой же должна быть современная школа?

Ответы обучающихся.

Учитель. Следующее задание письменное, выполнять которое вы будете индивидуально. Мне хочется, чтобы каждый из вас проанализировав весь изученный на уроке материал, продолжил фразу: « Образование для меня –

Ответы обучающихся.

Учитель. Наш урок подошел к своему логическому завершению, Запишем в дневники домашнее задание.

Самообразование – самостоятельное освоение индивидом навыков, способностей, умений, без помощи специалистов.

Принципы государственной политики в сфере образования

  • приоритетность образования;
  • обязательность общего базового образования;
  • осуществление перехода к обязательному общему среднему образованию;
  • доступность дошкольного, профессионально-технического и на конкурсной основе среднего специального и высшего образования;
  • преемственность и непрерывность уровней и ступеней образования;
  • национально-культурная основа образования;
  • приоритет общечеловеческих ценностей, прав человека, гуманистического характера образования;
  • демократический характер управления образованием;
  • светский характер образования.


Функции образования

  1. Передача ценностно-нормативной базы.
  2. Усвоение и передача культурных особенностей этноса.
  3. Социализация – представлена ознакомлением и принятием господствующих норм и ценностей в социуме, с их дальнейшим выполнением. Помимо этого, образование является каналом социальной мобильности.
  4. Селекция членов социума.
  5. Экономическая – предоставляет профессиональное направление индивиду, формирует профессиональную структуру социума.
  6. Социальный контроль.

Самообразование и образование

Тенденции развития образования

  1. Демократизация (в связи с ликвидацией безграмотности в ряде стран – образование становится доступней большему населению, хоть и присутствует разделение по учреждениям)
  2. Рост продолжительности образования (для углубления в специфику дисциплин срок обучения увеличивается)
  3. Непрерывное образование (в нынешних условиях развития – индивиду необходимо быстро переключаться с одного вида деятельности на другой, владеть новейшими технологиями)
  4. Гуманизация образования (переход на мягкий тип образования, акцент учителей и школы ставится на личность учеников: способности, потребности и особенности)
  5. Интернационализация (единая система образования для разных государств)
  6. Компьютеризация (использование, в процессе обучения, современных технологий и глобальной сети)

Виды образования

Образование разделяется на общее, профессиональное и дополнительное. Дополнительно выделяют уровни образования:

  1. Дошкольное;
  2. Начальное общее;
  3. Основное общее (неполное среднее);
  4. Среднее общее (полное среднее);
  5. Среднее профессиональное;
  6. Высшее:
    • бакалавриат, специалитет;
    • магистратура;
    • аспирантура, ординатура.

Общее образование представлено базовыми знаниями, требуемыемыми для понимания явлений действительности, участия в жизнедеятельности общества. В процессе школьного обучения происходит социализация – знакомство и принятия действующих ценностей, норм, правил, морали.

Профессиональное образование – ставится упор на специализированные области жизнедеятельности (культурная, экономическая, политическая). В ходе происходит усвоение узконаправленных знаний, практических умений в выбранной сфере.

Обучение может проходить в очной, очно-заочной, заочной форме. Дополнительно также выделяют семейное образование, самообразование и экстерн.

Образование выполняет многообразные функции, среди которых можно выделить основные:
- культурная – распространение культуры в обществе, трансляция культурных достижений новым поколениям;
- социальная – помощь индивидам в достижении новых статусов. Образование – важнейший канал социальной мобильности, средство получения новых статусов. Получив образование, человеку легче получить новый статус;
- воспитательная – формирование у представителей молодого поколения ценностных установок, жизненных идеалов; воспитание учащихся;
- экономическая – формирование социально-профессиональной структуры общества, развитие профессиональных экономических сообществ, помощь в развитии экономики через передачу профессиональных знаний и т.п.

Законом установлены уровни образования и соответствующие им учебные заведения:
- дошкольное (детский сад или специальные воспитательные заведения для детей);
- начальное общее (4 класса общеобразовательной школы);
- основное общее (9 классов школы);
- среднее общее (полный курс общеобразовательной школы);
- среднее профессиональное (профессиональные училища, техникумы, колледжи);
- высшее образование – бакалавриат (как правило, полный курс составляет 4 года в институте, академии, университете);
- высшее образование – специалитет, магистратура (как правило, 5 лет для специалитета или 2 года дополнительно к бакалавриату для магистратуры в институте, академии, университете);
- высшее образование – подготовка кадров высшей квалификации (аспирантура, ординатура для медиков при вузах, научных учреждениях).

Кроме упомянутых, в нашей стране действует целая сеть учреждений дополнительного образования – бизнес-школ, языковых, театральных, музыкальных школ, курсов и т.п.

Читайте также: