Бунташный век егэ конспект

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытый урок.

Предмет: история

Учитель: Павлова Полина Викторовна

Дата: 10 марта 2021 года.

Тип урока: комбинированный

Задачи урока:

Образовательные: сформировать представление о народных движениях в XVII веке; выявить причины, основных участников, рассмотреть ход и итоги народных движений в XVII веке.

Развивающие: развивать познавательные умения; мыслительные навыки; навыки работы с учебником; умения анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, сравнивать, обобщать, делать выводы, и самостоятельно подводить итоги.

Воспитательные: воспитывать уважение к богатому историческому прошлому России.

Планируемые результаты:

Предметные: знать причины, различные особенности и итоги народных движений в XVII веке; уметь сравнивать народные движения, давать оценку историческим событиям.

Личностные: формировать и развивать интерес к изучению истории России.

Основные даты и события: 1648 г. – Соляной бунт, 1650 г. – восстания в Пскове и Новгороде, 1662 г. – Медный бунт, 1670-1671 гг. – восстание Степана Разина.

Персоналии: С.Т. Разин, Л.С. Плещеев, Б.И. Морозов, Гаврила Демидов, А.И. Хованский, Василий Ус, Федор Шелудяк.

Организационный момент: 1 минут

Определение темы урока: 5 минут

Здравствуйте ребята! Очень рада всех вас видеть.

Перед каждым из вас на столе лежит рабочий лист, на котором в процессе урока вы будете делать записи. Подпишите свою фамилию в правом верхнем углу вашего рабочего листа.

Итак, на протяжении нескольких последних уроков мы с вами проходим 17 век. Сейчас я вам прочитаю стихотворение, для того, что бы мы свами определили тему урока.

17-век неспокойно прошел,

Народ на борьбу за волю пошел.

Восстания, бунты длились 100 лет

Итак, как вы думаете, как звучит тема нашего сегодняшнего урока?

Проблемный вопрос который мы сегодня перед собой ставим это:

Запишите, пожалуйста, на вашем рабочем листе определение слова бунт.

Бунт – стихийное восстание, мятеж.

Целеполагание. Мотивационный момент:

На какие вопросы нам сегодня предстоит ответить?

Что вы хотите узнать по теме урока?

Изучить народные восстания в 17 веке!

Весь класс поделился на команды, и каждая из команд подготовилась рассказать по одному из бунтов 17 века.

В то время, когда одна из команд будет выступать, задача остальных будет внимательно слушать и записывать в рабочих листах полученную информацию. После окончания выступления, можно будет задать уточняющие вопросы. На эти вопросы сможет ответить любой из участников команды.

Приступим. 1 команда.

План: 5 минут на каждый ответ = 25 минут

1. Восстание Ивана Болотникова

3. Восстания в Пскове и Новгороде

5. Восстание Степана Разина

Что должно быть в ответе:

Восстание Ивана Болотникова

Восстания в Пскове и Новгороде

Восстание Степана Разина

Цели и требования восставших

1. Восстание Ивана Болотникова

1606-1607 год.

Прокопий Ляпунов, Иван Болотников, Князь Телятевский, Лжепетр, Василий Шуйский.

Уничтожение формировавшихся крепостнических отношений, ликвидация феодальной зависимости, борьба с боярами, феодалами, всеми торговыми людьми.

1) новые попытки властей ограничить свободу крестьян на фоне усиления феодального гнета;

2) затянувшийся политический кризис, связанный с частой сменой царей и появлением самозванцев;

3) тяжелая экономическая ситуация и растущий голод;

4) недовольство социальных низов действиями правящей верхушки.

1) Казнь восставших

2) крестьянам удалось на время отсрочить введение крепостного права и истребовать некоторые свободы.

2. "Соляной бунт" в Москве 1-10 июня 1648 г.

Территории восстания: Козлов, Курск, Воронеж, Москва

Участники: Горожане, стрельцы, крестьяне

1. Отмена налога на соль

2. Наказание градоначальника за казнокрадство, приказную волокиту и потворство богатым горожанам

1) Усиление налогового гнёта.

2) Введение пошлин на соль в 1646 г. (2 гривны на пуд).

3) Недовольство некоторыми представителями власти (Б.И. Морозов, Л.С. Плещеев)

Основные события Соляного бунта:

1) Народное возмущение политикой царского правительства во главе с Б.И. Морозовым, которое в 1646 г. ввело косвенный налог на соль, но из-за массовых протестов он был отменен в феврале 1647 г.

2) В 1648 г. правительство решило взыскать за 2 года недоимок с населения (так называемые стрелецкие и ямские деньги), что и вызвало социальный взрыв в столице. Последовал разгром дворов московской знати, убийство восставшими глав Земского приказа (Л. Плещеева) и Пушкарского приказа, дьяка Н. Чистого. Власти пошли на уступки: участвовавшим в восстании стрельцам возвратили по 8 рублей, было принято решение о созыве Земского собора для составления нового уложения

2. Смещение виновных бояр, особенно Морозова Боярина Морозова отстранили от власти. Позднее он принимал участие в управлении страной неофициально. Также были казнены самими бунтовщиками несколько видных политических деятелей.

3. Налоги, вызвавшие протест, были уменьшены до первоначального размера или отменены.


3. Восстания в Пскове и Новгороде, 1650 г.

Территории восстания: Псков, Новгород

Участники: Посадские люди и стрельцы, затем крестьяне, горожане.

1. Снижение цен на хлеб.

2. Уменьшение податей

1) Принятие Соборного уложения 1649 года

2) Повышение цен на хлеб, большие подати.

3) Передача хлебных запасов Швеции

Основные события:

1. 28 февраля 1650 года против царя Алексея Михайловича восстал Псков, а через 15 дней день мятеж перекинулся на Новгород. Население этих городов было недовольно подорожанием хлеба. Рост цен на него подстёгивали поставки зерна в Швецию, которые осуществлялись в соответствии с условиями Столбовского мира. Допустить брожения в двух важнейших форпостах на северо-западной границе царь не мог. В Новгород и Псков были отправлены войска, которые разбили силы восставших. Важным фактором проигрыша бунтовщиков было то, что мятеж не поддержали дворяне. Расположения помещиков Алексею Михайловичу удалось добиться благодаря недавно принятому Соборному уложению, которое окончательно закрепостило крестьян.

2. Восставшие в Пскове взяли под стражу воеводу и создали свое правительство во главе с Г.Демидовым.

Город держался полгода.

1) Снижение цен на хлеб, уменьшение податей.

2) Арест руководителей восстания.

3) Усмирение восстания царскими войсками во главе с князем И.Н. Хованским, восстановление власти царской администрации.

4) Новгородцы не проявили стойкого сопротивления, открыли ворота города. Инициаторы восстания были заключены под стражу

4. Медный бунт, 1662 г.

Территории восстания: Москва

Участники: Посадский люд, служилые люди

Отмена медных денег

1) Усиление налогового гнёта.

2) Дороговизна и голод из-за обесценивания выпущенных медных денег

Основные события:

1. Поводом к восстанию послужила денежная реформа 1654 г. — введение медных денег, приравненных к серебряным. С течением времени это привело к серьезному их обесцениванию, что резко снизило покупательную способность населения.

3. Толпа двинулась в Коломенское, где находился царь Алексей Михайлович, вступивший в переговоры с восставшими. Но затем были вызваны верные царю стрелецкие полки, подавившие выступление жителей Московского посада. Многие люда были схвачены и казнены

1) В 1663 г. выпуск медных денег был прекращен

2) Казнь зачинщиков бунта

5. Восстание Степана Разина 1667-1671 гг.

Территории восстания: Дон, Поволжье

Участники: Донские казаки, беглые крестьяне, холопы, посадские люди, народы Поволжья : чуваши, марийцы, мордва, татары и другие

1) Скопление на Дону беглых крестьян, холопов, посадских, недовольных усилением крепостного права.

2) Активность казачества, недовольство государственными порядками России

3) Соборное уложение 1649 г. В данном документе подтверждалось личное ограничение свободы крепостных. Вводился бессрочный сыск беглых крестьян;

1) освободить крепостных от помещиков;

2) помочь царю против бояр-изменников (хотя сам царь был против);

3) установить власть казачества по всей России.

Основные события :

Основные события восстания делятся на 2 этапа:

1 этап - Поход за зипунами (1667 - 1669 гг.)

2) 1669 г. — захват Яицкого городка, где Разин с подвижниками остались на зиму, готовясь к походу на Москву .

2 этап - Антикрепостническое выступление (1670 - 1671 гг.)

1. 1670 г. — Степан Разин рассылает по городам “Прелестные грамоты”, где призывает народ сплотиться против бояр и выступить на Москву.

2. апрель-июль 1670 г. — крестьянско-казачье войско отправляется на Волгу. Стихийно занимаются города: Царицын, Камышин и Черный Яр. Стоит отметить, что первые удачи проходили практически без кровопролития, городские ворота открывались для Разина без сопротивления.

3. 22 июня 1670 г. — штурм Астрахани. При взятии города восставшие казнили городского воеводу, а также еще около 500 дворян;

4. август-сентябрь — взятие Самары и Саратова;

5. в сентябре разинцы осадили Симбирск, где встретили серьезное сопротивление со стороны царских войск. Осада города стала сложным испытанием для казаков и 1 октября Разин со своей армией был вынужден отступить. Повстанцы уходят обратно за Дон.

6. 14 апреля 1671 г. — Степан Разин был захвачен казачьими старейшинами, которые адекватно оценивали сложившуюся обстановку, и был выдан царскому правительству. Бунтаря доставили в Москву, где вершился суд. Разин по приказу царя был подвержен страшным пыткам, а позже приговорен к смертной казни через четвертование.

1. Подавление восстания царскими войсками.

2. Сохранение незыблемости государственных порядков России, усиление крепостного права

3. Практика сыска беглых крестьян укрепилась на южных окраинах России.

Казнь Степана Разина.

Вопросы классу: 3 минуты

1) Что объединяет все эти восстания?

(Ухудшение положения людей, основная движущая сила в первых трех выступлениях – стрельцы и посадские люди)

2) Чем они отличаются друг от друга?

(Различия в поводах, масштабах, и итогах, в отличие от других восстаний в восстании Степана Разина участвовали казаки и крестьяне)

3) Считаете ли вы, что восставшие добились своих целей?

4) Что произошло бы, если бы восстание Степана Разина закончилось победой?

5) Изменилась бы форма правления в Российском Государстве?

Подведение итогов урока: 3 минуты

Эти восстания были радикальной попыткой общества заставить правительство выполнить требования различных социальных слоев общества.

Каковы были цели урока? (Изучить народные восстания в 17 веке)

Достигли ли мы поставленных целей? (Да)

Смогли ли мы с вами ответить на проблемный вопрос? (Да, в 17 веке было множество бунтов)

Рефлексия: 2 минуты

Итак, наше занятие подходит к концу.

С помощью карточки рефлексии и самооценки предлагаю оценить, насколько вам понравился урок, насколько комфортно вы себя чувствовали и как вам кажется, на сколько хорошо усвоена тема?

Домашнее задание: 1 минута

Спасибо большое всем за урок, вы очень хорошо работали. Все большие молодцы. Урок окончен.

Чем больше человек способен откликаться на историческое и общечеловеческое, тем шире его природа, тем богаче его жизнь и тем способнее такой человек к прогрессу и развитию.

Ф. М. Достоевский

Бунташный век - так называется 17-ое столетие в российской истории. Чаще всего говорится, что название века связано с большим количеством восстаний и бунтов в том время. Но это только одна сторона медали. Другая же сторона кроется в бунташном отображении церкви и сословий общества.

Причины

Причины, в результате которых Бунташный век стал возможным:

  1. Увеличение налогов. Государство после Смуты пыталось всеми средствами привлечь деньги в казну.
  2. Укрепление крепостничества и завершение процесса закрепощения крестьян.
  3. Войны. В это время были войны внутри страны (Смута), а также противостояние главным образом с Польшей и Швецией. Народ, устал от войн, которые, как известно, истощают общество (демографически, финансово).
  4. Церковный раскол. В церковном укладе менялось практически все, поэтому естественно простым людям это не нравилось. Ситуация усугублялась тем, что власть преследовала старообрядцев.

Народные восстания

Таблица: Народные движения в Бунташном, 17–ом веке
Событие и дата Охваченные регионы Последствия
Соляной бунт. 1648 год. Москва, Воронеж, Курск, Козлов Принято Соборное уложение 1649 года.
Восставшие убили множество бояр.
Городские восстания 1650 года Новгород и Псков Восстание было подавлено царской армией. Порядок восстановлен.
Медный бунт. 1662 год. Москва Государство перестало чеканить медные деньги.
Восстание В. Р. Уса. 1666 год. Дон Расстрел восставших.
Восстание Разина. 1667 - 1671 гг. Дон, Поволжье Восстание подавлено царской армией. Разин казнен.
Соловецкое восстание. 1667-1671 гг. Соловецкий монастырь Обострение противоречий между церковью и староверами. Преследование старообрядцев.

Народные выступления 17 века отчетливо показывают, что страна нуждалась в изменениях. Старый порядок себя изжил, и нужно было что-то новое. В результате в начале 18 века совпало настроение русского общества и желания Петра 1 - в России начались масштабные реформы.

Карта восстаний

Карта народных восстаний в России в 17 веке.

Восстания в России в Бунташный век

Международные конфликты

Одна из причин народного недовольства властью и положением в стране заключалась в войнах. Россия в 17 веке вела следующие международные войны:

Церковь в 17 веке

Отдельно следует отметить, что Бунташный век относится не только к народным выступлениям, но и к церковной жизни. Там также назрел серьезный кризис, апогеем которого стал церковный раскол. Его еще называют реформой Никона.

Справедливости ради следует отметить, что необходимость церковных реформ в России 17 века объективно назрела. Но вот методы их реализации оставляли желать лучшего. В определенном смысле Никон был очень похож с Петром 1. Никон переделывал православную церковь на греческий лад, а Петр переделывал саму Россию на голландский лад. Но главное, что роднит этих людей - они очень легко разрывали с прошлым. И эти разрывы шли с таким перегибом, что Россия очень долго приходила в себя духовно и физически после Никона и после Петра 1.

Бунташный век практически полностью изменил русскую церковь: менялись обычаи, обряды, иконы, книги и так далее. Представьте насколько сильно это влияло на людей. Даже сегодня если церковь решит полностью изменить свои обряды - это приведет к народным волнениям. В 17 веке, когда люди были более набожными, это вызывало неизбежную и неотвратимую реакцию населения.

Бояре

Главные жертвы Бунташного века - бояре. Бояре были привилегированным сословием, но с каждым годом их положение становилось все тяжелее. 17 век в итоге стал временем заката боярства: их власть сокращалась, привилегии ограничивались, народ выступал против них. Закончилось все тем, что Петр 1 официально запретил боярство, а последний боярин в России умер в 1752 году.

Бояре в России

Правители эпохи

Бунташный век в истории России пришелся на период правления следующих царей:

Оборудование: Таблички с названием восстаний , карта, разделение класса на зоны, портреты К.Булавина и С.Разина.

(Для проведения этого занятия детям дается опережающее задание, познакомиться с народными выступлениями в конце XVII начале XVIII вв.)

Тема урока: Народные движения в XVII веке. (тема записывается в тетрадь).

(Оргмомент настраивает детей на восприятие нового материала. Очень важно создать благоприятную обстановку)

На протяжении нескольких уроков мы изучали XVII век, который назван “Бунташным”. Почему? ( Потому что было много восстаний, народных волнений. )

Как вы думаете, почему происходили эти волнения? ( Из-за разногласий между правительством и народом. Царь не хотел видеть, какие проблемы волнуют простой народ и, чтобы отвлечь народ, царь постоянно вступал в различные войны: русско-шведская война 1656–1661 гг. за выход к Балтийскому морю, Смоленская война 1632-1634 гг. за расширение территории на юго-западном направлении и др. )

Но ведь царю помогала церковь, на нее были возложены большие надежды. ( Дело в том, что между церковью и правительством произошел разрыв из-за церковной реформы, которую возглавил Никон. )

Но ведь царь сам поручил Никону провести эту реформу. Что же случилось? ( Церковная реформа разделила общество на старообрядцев и нововеров, что еще больше внесло неразберихи в умы простого народа. )

Хорошо, вернемся к самому определению “Бунташный век”. Вы сказали, что было много народных волнений. Домой вам было дано задание: рассмотреть народные восстания, причины этих восстаний, дать оценку их руководителям. Давайте мы выслушаем представителей – участников этих восстаний и представим себе картину происходящего.

Учитель подготавливает класс к восприятию материала.

Закрыли глаза… Москва. 1648 год. “Соляной бунт”. (Слово предоставляется группе детей, приготовивших рассказ о “Соляном бунте”.)

Снова закрываем глаза… Два города перед глазами, два восстания: Псков и Новгород. (Слово следующей группе.)

А мы опять закрываем глаза… Медленно идет время, бедствуют люди, растет их недовольство и злость. И вновь перед нами Москва, 1662 год, “Медный бунт”. (Слово группе “Медного бунта”.)

И снова закрываем глаза… Мы видим, как быстро проходит время, исторические рамки сужаются, город за городом – везде тяжело народу, кругом чувствуется рука хладнокровного царя. Остановимся здесь, в Астрахани. (Слово следующей группе.)

А вот еще один смелый человек поднял за собой народ. (Слово группе, приготовившей рассказ о Кондратии Булавине). На доске портрет К.Булавина.

Но вершиной “Бунташного” века стало восстание Степана Разина, которое зародилось в станицах донского казачества. Переносимся на Дон. (Слово группе). Портрет С.Разина.

Степан Разин с братом Фролом.
Английская гравюра 1672 г.

Приговор Степану Разину

Итак, давайте подведем итоги:

  1. Каковы были причины восстания?
  2. Можно ли их объединить?

(Дети отвечают или “да” или “нет” и доказывают свое мнение.)

Давайте попробуем объединить. (Ответы детей обобщаются)

  1. Закрепощение крестьян и рост их повинностей.
  2. Усиление крепостного гнета.
  3. Попытка ограничения казачьей вольности.
  4. Церковный раскол и преследование старообрядцев.
  5. Повышение цен на хлеб и соль.
  6. Нежелание царя быть ближе к народу.

Каковы же были цели у восставших? (Ответы детей обобщаются)

  1. Захват Москвы.
  2. Уничтожение бояр и дворян.
  3. Ликвидация крепостного права.
  4. Облегчение жизни крестьян и ремесленников.

Назовите главные причины поражения этих выступлений. (Ответы детей обобщаются)

  1. Восставшие не имели ясных целей.
  2. Верили в “добрых” царей, которые вели их за собой.
  3. Имели плохое вооружение.
  4. Разнородный состав восставших (каждый шел за своей правдой).

Как вы думаете какова же была цель нашего урока? (Ответ детей записывается в тетрадь)

Далее объяснение домашнего задания и запись его в дневники.

На данном уроке можно использовать презентации выполненные детьми.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка: предполагаемый план проведения урока - При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.

При подготовке к уроку использовать как вспомпгательный ориентир для каждого этапа урока. Презентация отражает создание условий для учебных действий на уроке.


Знакомство со стихотворениями С.Есенина, посвящёнными теме родины, с творческим методом поэта.


Конспект открытого урока по технологии в 6 классе. Тема урока: Игровые технологии на уроках обслуживающего труда. Одежда и требование к ней. Снятие мерок для построения чертежа юбки. (Презентация к уроку)

Разработка урока с презентацией помогает учителю более доступно и понятно познакомить учащихся с историей юбки. На уроке используются игровые технологии, что помогают учащимся лучше усвоить материал у.


Урок для учащихся 9 класса по теме "Системы счисления. Перевод чисел". Урок в разделе программы по счету третий. Цель:Образовательная: систематизация и расширение знаний обучающихся о операциях п.


Урок обобщающего повторения по теме Южная Америка.Урок-игра.Особый колорит уроку придаёт просмотр ролика"Танго и футбол", вопрос от шеф повара с угощением мамалыгой и синквейн. Легенда рассказанная в начале урока настраивает ребят на работу.

Урок географии в 7-м классе по теме "Южная Америка". Подготовила и провела: учитель географии 1квалификационной категории Васильева Елена Тихоновна в МБОУ СОШ №21 г. Коврова, в рамках подго.


Конспект урока Вторая война Рима с Карфагеном 5 класс, Конспект урока кубановедения Появление человека современного облика 5 класс, Конспект урока Королевство франков и христианская церковь в VI— VIII вв. 6 класс, Конспект урока Московское княжество и его

В ходе подготовки к урокам использовались современные информационные технологии. Участники проектной деятельности в ходе подготовки к уроку использовали свободное образовательное пространство сети Инт.

Нажмите, чтобы узнать подробности

если государство заинтересовано в преданности своих подданных, оно должно проявлять о них заботу.

Приемы деятельности учителя:

учитель организует и координирует занятия;

организация работы учащихся , постановка познавательной задачи;

руководство учебной деятельностью;

обобщение, подведение итогов.

Тип урока: урок изучения нового материала (по дидактическим целям)

Форма урока: урок работы в группах

Методы обучения: поисковый, проблемный.

Приемы обучения: кластер.

Орг. момент. – 5 минут.

Постановка целей, кластер. 5 минут.

Работа в группах. – 10 минут.

Предъявление результатов работы. -15 минут.

Подведение итогов. – 10 минут.

Вступительное слово учителя, постановка целей, работа с кластером.

Выявление причин и последствий событий XVII века, работа над проблемным заданием.

Обобщение, завершение работы над кластером. Подведение итогов.

Н. А. Бердяев (русский философ)

Учитель: Мы продолжаем изучение истории России XVII века. Ученики записывают тему урока в тетрадь.

Учитель в центре доски записывает словосочетание: XVII век. Бунташный.

Учитель задает вопрос: Какие ассоциации у вас возникли? Что можно записать в нашу схему, опираясь на уже имеющиеся знания?

Учитель фиксирует высказывания учеников на доске. Учащиеся вместе с учителем делают записи в тетради.


налоги


Много бунтов Тяжелое положение


населения



Соловецкое XVII век Движение

Учитель озвучивает личностно-значимую проблему.

необходимость вдумчивого и взвешенного принятия решений

(с прогнозированием всех возможных последствий);

если государство заинтересовано в преданности своих подданных, оно должно проявлять о них заботу.

Учитель: А теперь, работая в группах( 1 ряд, 2 ряд, 3 ряд) , вы дополните свои представления по теме урока, работая с учебником - параграф 6, не забывая о нашей основной задаче – выяснить причины и последствия изучаемых событий.

2. Класс делится на группы:

III группа – восстание под § 6, с. 64 - 68

Каждая группа работает над своим материалом, выясняя ход события, действующих лиц, делают записи в тетрадях, обсудив в группе все моменты.

Реформа привела к резкому увеличению поборов с населения, народное возмущение переросло в бунт, закончившийся погромами боярских дворов в Москве, отголоском столичных событий стала це­лая серия городских восстаний по всей стране. Соляной бунт сопрово­ждался требованием проведения реформ. Большую роль в городских восстаниях играли стрельцы, недовольные задержкой жалованья.

Что представляли собой стрелецкие полки? (Стрелецкие вой­ска существовали на постоянной основе. Однако, стрель­цы - не профессиональные военные. Они не получали доста­точного жалования, чтобы регулярно совершенствовать свое воинское искусство.)

В ходе восстаний конца 40-х гг. XVII в. правительство не по­шло на широкие расправы, т. к. понимало необходимость реформ и опасалось общенародного движения.

Дворяне и посадские люди выдвинули целый ряд требований, выступая совместно.

Дворяне стремились решить свои проблемы за счет крепостных крестьян и правительство, стремясь расширить свою социальную опору, юридически оформило крепостное право. Крепостное право существовало и в других странах центральной и восточной Европы (например, в Речи Посполитой, Пруссии) - Россия в этом смысле исключением не была. Более того, в России сравнительно позд­нее оформляется прикрепление крестьян к земле. Посадские люди пытались улучшить свое положение путем более равномерного распределения налогового бремени (тягла) среди всего неприви­легированного городского населения.

Чему способствовало Соборное Уложение? (Определенной стабильности в обществе.)

Какой свод законов ему предшествовал? (Русская правда.)

Медный бунт 1662 г.

к спокойствию, а когда, наконец, прибыли войска, началась расправа. 19 наиболее активных зачинщиков мятежа царь велел казнить, а ещё 12 человек примерно наказали клеймением, отрезанием рук, ног, язы­ков. Тем не менее, правительство вынуждено было прекратить выпуск медных денег.

Комментарий: Расскажите о ходе восстания.

Власть уже была гораздо сильнее, что позволило ей провести репрессии среди участников бунта, однако царь был вынужден от­казаться от медных денег - т.о. восстание достигло своей цели.

Почему восставший народ обвинял инициаторов реформы, бояр и купцов в измене в пользу Речи Посполитой? (В об­ществе были еще сильны воспоминания о Семибоярщине, когда политическая элита Московского государства вела переговоры с поляками.)

III группа – восстание под § 6, с. 64 - 68

Война под предводительством Степана Разина (10 мин)

Типологически восстание Разина все же близко к казацким, а не городским восстаниям.

Как вы думаете, в чем причина казачьих волнений? (В окон­чательном закрепощении крестьян, а, следовательно, в дес­табилизации положения на окраинах.)

Попробуйте назвать еще одну причину? (Власть часто пы­талась ограничить казацкую вольницу.)

Поход на Каспий сделал Разина очень популярной фигурой в народе (с тех пор в народе распространились песни и сказания об атамане Степане Разине - зачастую даже Илья Муромец пред­ставляется в них лишь есаулом при Разине).

Комментарий: По карте проследите действия повстанцев, ука­жите места наиболее ожесточенных столкновений с правитель­ственными войсками.

Почему казачья верхушка пошла на сговор с властями?

Что это, казацкое восстание или крестьянская война? (Все же движущую силу восстания и основу войска составляли казаки, а не крестьяне).

3. Теперь каждая группа предъявляет результаты своей работы:

Что вы узнали, изучив текст учебника

Что толкало людей на такие радикальные действия? В чем причина народных волнений?

Какие последствия имели эти события. Как они отразились на положении народа? Какие выводы для себя сделало царское правительство?

По ходу обсуждения на доске записываются причины народных волнений XVII века.

Запись выглядит примерно так:

1. Налоговый гнет, непрерывные войны.

2. Притеснение бояр, злоупотребления.

3. Закрепощение крестьян.

4. Рост феодальной повинности.

1. Земской собор, новый свод законов.

2. Прекращение чеканки медных денег.

3. Снижение налогов.

Таким образом, правительству государства необходимо вдумчиво и взвешенно принимать решения с прогнозированием всех возможных последствий. Государство должно проявлять заботу о своих подданных, чтобы не допускать массовых выступлений, ведь всё это влечёт за собой большие жертвы. Данная позиция не теряет актуальности и в настоящее время.

4. А теперь вернемся к нашей схеме. Чем можно ее дополнить после изучения темы?

налоги

Много бунтов Тяжелое положение


населения








Жестокие Соловецкое восстание

Соляной бунт Восстание С.Разина

1648г. 1667-1671 гг.

Учитель: каков будет ответ на проблемное задание?

Учащиеся дают ответы.

Домашнее задание. §6,

творческое задание: Что бы Вы сделали на месте царя Алексея Михайловича, что предприняли? Можно ли было избежать массовых волнений? Свою точку зрения аргументируйте.

Читайте также: