Живая и неживая природа 1 класс занков конспект

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ кластер на доску.docx

стареют и умирают

Выбранный для просмотра документ кластер на парты.docx

стареют и умирают

стареют и умирают

стареют и умирают

Выбранный для просмотра документ конспект урока.docx

Урок окружающего мира 1 класс по системе Занкова

1.Создать условия для открытия новых знаний учащимися о группах предметов окружающего мира, помочь детям выделить признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы.

2.Развивать мыслительные процессы.

3.Воспитывать интерес к изучению окружающего мира.

Формируемые УУД

1) проявлять доброжелательность, доверие, внимательность, помощь;

2)выражать положительное отношение к процессу познания: проявлять внимание, удивление, желание больше узнать;

3) применять правила делового сотрудничества: сравнивать разные точки зрения; считаться с мнением другого человека.

Регулятивные:

Коммуникативные:

1) Осуществление учебного сотрудничества с учителем и сверстниками;

2) постановка и обсуждение вопросов

3)умение с достаточной полнотой и точностью выражать и обосновывать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.

Познавательные:

1) общеучебные универсальные действия ( поиск и анализ необходимой информации; использование знаково-символических средств);

2)логические (анализ, синтез , доказательство, классификация, выбор оснований и критериев для сравнения);

3)использование адекватных способов решения проблем.

1. Этап урока – самоопределение к учебной деятельности

-Мы радуемся новым открытиям человечества.

-Кто из вас желает научиться открывать новые знания?

Тогда давайте отправимся в увлекательное путешествие.

А вот куда, попробуйте догадаться сами.

Посмотри, мой милый друг,

Что находится вокруг?

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года –

Это все вокруг….(природа)

2. Актуализация опорных знаний

2.1 - О чем мы будем говорить на уроке? (о природе)

- Что вы знаете о том, что такое природа? (все, что нас окружает и не сделано руками человека)

2.2 Работа в рабочей тетради

- Проверьте свои знания, поработайте в паре.

Откройте рабочую тетрадь с.14 и выполните задание 16 № 1

- Докажите свое мнение.

2.3 Работа с предметными картинками на доске

- Все ли мы знаем о природе?

- Разделите объекты природы на 2 группы.

(на доске предметные картинки с объектами живой и неживой природы)

- Назовите тему сегодняшнего урока. (Живая и неживая природа)

3. Постановка цели урока

- Что бы вы хотели узнать на уроке? (Признаки живой природы)

- Как вы думаете, почему это надо знать? (Беречь все живое на Земле)

- Где мы может получить необходимые знания? (В учебнике, в энциклопедии, в интернете, у учителя)

4. Осознанное выполнение различных действий для выявления и освоения способов решения учебных задач

4.1 Работа с учебником

- Рассмотрите рисунки, назовите живые объекты, попробуйте аргументировать свое мнение.

(По ходу рассуждений на доске появляются опорные слова для кластера)

Рождаются (размножаются) – гнездо, обезьяна, цыплята .

- Как называют детенышей собаки, овцы, свиньи, лошади?

( Разломайте мел, раздробите любой камень. Мел остался мелом, камень – камнем. Изменились только их размеры.)

- А что будет, если сломать деревце, цветок? Значит, живое может погибнуть? А камень может погибнуть?

(Травинка, деревце, жучок или зверек сразу погибнут, если их сломать.

Этот бутон уже никогда не расцветет!)

Растут – маленькие, большие.

Питаются – яблоки, косточка.

- Как питаются растения?

- Как питается хищная птица?

- А как дышат растения?

- Дыхание растений можно хорошо увидеть под водой. При дыхании образуются пузырьки.

- Посмотрите на рисунок, на котором изображены деревья на берегу горной реки. Что здесь движется?

(Река движется из-за разности высот русла – место, где течет река)

Животные, люди перемещаются в пространстве. Животные бегают, прыгают, летают, плавают. Их движение не вызывает сомнение.

- А как двигаются растения?

4.2 Физминутка

Ветер дует нам в лицо,

Ветерок все выше, выше,

Деревцо все ниже, ниже.

4.3 Опыт. На подоконнике в классе стоят цветы. Посмотрите, куда тянутся их веточки. Повернем растение в сторону класса. Через 3-4 дня вновь посмотрим, куда будут направлены веточки растения.

- Некоторые растения в засушливых местах, чтобы уменьшить количество солнечного света, падающего на листовую пластинку, поворачивают ее ребром к солнцу (эвкалипт), открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, кислица, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко.

Старение – трава, человек.

4.4 Реакция на изменения во внешней среде – курица с цыплятами, обезьяна с детенышами, орёл.

- Обратите внимание на быстрый бег курицы с цыплятами, выражение морды обезьяны. Что они выражают?

- Это реакция живых организмов на изменения во внешней среде. Испуг, страх курицы, обезьяны, вероятно, связан с появлением хищной птицы.

5. Первичное закрепление. Составление опорной схемы (кластера)

5.1 Работа в паре (составить схему ответа) по теме природа

- На доске работает одна пара

- Проверка по эталону

6. Игра «Живое- неживое

- Если тот объект, о котором я буду говорить – живой, то вы хлопаете в ладоши, если неживой – то сидите тихо, как будто замерли.

1. Стоит Антошка на одной ножке,

Его ищут, а он не откликается. (Гриб)

2. Без рук, без ног, а ворота открывает. (Ветер)

3. Рассыпался горох

На семьдесят дорог.

Никто не подбирает:

Ни царь, ни девица,

Ни красная девица. (Град)

4. Много рук, а нога одна. (Дерево)

5. Личный кран имеет он,

Чтоб полить свои шесть тонн. (Слон)

6. Конь бежит, земля дрожит. (Гром)

7. Включение нового знания в систему знаний и повторения.

- Работа в тетради с.14 и выполните задание 16 № 2

- Проверка на доске

8. Рефлексивный анализ собственной деятельности ученика.

Стихотворение читает ученик класса.

Зелёный цвет – цвет жизни

Ты посмотри вокруг:
В зелёной травке ходят
И цапля, и паук,
Зелёною листвою
Покрыт дремучий лес,
А сколько за листвою
Скрывается чудес!
Кружась, летят стрекозы,
Навстречу им скворец
И муравьи- трудяги
Построили дворец.
Зелёный цвет – цвет жизни.
Запомни это ты.
Природу нашу милую
От бед убереги!

-что хочу узнать…

8. Домашнее задание по желанию ученика

Нарисовать природу, где в тесной связи находятся объекты живой и неживой природы.

1. Зырянова Светлана Валентиновна

2. Свердловская область, г.Лесной, ул. Ленина д.65 кв.8

5. Учитель начальных классов

Выбранный для просмотра документ презентация к уроку.ppt

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?

Описание презентации по отдельным слайдам:

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?

Посмотри, мой милый друг, Что находится вокруг?

Небо светло-голубое,

Солнце светит золотое.

Солнце светит золотое.

Ветер листьями играет,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Гром, туманы и роса.

Человек и время года – Это всё вокруг.

Человек и время года – Это всё вокруг.

Всё, что нас окружает и не сделано руками человека

Всё, что нас окружает и не сделано руками человека


Какая бывает природа?

Какая бывает природа?

Тема урока: НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА

Тема урока: НЕЖИВАЯ И ЖИВАЯ ПРИРОДА

Дыхание растений

Физкультминутка


Я мистер Кластер, схемы мастер! Учу я связно говорить! Я помогу вам текст со.

Я мистер Кластер, схемы мастер! Учу я связно говорить! Я помогу вам текст составить И все заданья повторить! Составляем схему текста, Отвечаем мы по ней. Добавляем всё, что знаем Рассказ связный получаем!

Природа Живая Неживая Растения Животные Человек Солнце Воздух Вода Дышат, пит.

Природа Живая Неживая Растения Животные Человек Солнце Воздух Вода Дышат, питаются, растут, двигаются, размножаются, стареют и умирают.



Краткое описание документа:

Вырезки из урока:

Ход урока.
1. Этап урока – самоопределение к учебной деятельности
Здравствуйте, ребята!
-Мы радуемся новым открытиям человечества.
-Кто из вас желает научиться открывать новые знания?
Тогда давайте отправимся в увлекательное путешествие.
А вот куда, попробуйте догадаться сами.
(презентация стихотворения)
Слайд 1-10

8. Домашнее задание по желанию ученика
Нарисовать природу, где в тесной связи находятся объекты живой и неживой природы.

Цель: Дать учащимся элементарные представления о природе в целом, о различиях и признаках живой и неживой природы.

Задачи: расширить первоначальное представление о живой и неживой природе, определить их взаимодействие; развивать умение анализировать полученную информацию, наблюдательность, внимательность и кругозор учащихся; воспитывать интерес и бережное отношение к природе.

  • Иллюстрации предметов, созданных трудом человека
  • Карточки с картинками живой природы
  • Карточки с картинками неживой природы
  • диски с записью голосов птиц.

Уч-ся должны уметь:

– Объяснять понятия и отвечать на вопросы – Сравнивать и делать выводы – Определять по определенным признакам виды природы

1. Организационный момент.

– Чтоб природе другом стать,
Тайны все ее узнать, Все загадки разгадать,
Научиться наблюдать,
Будем вместе развивать у себя внимательность
А поможет все узнать наша наблюдательность.

– Мне кажется, что радость и доброта всегда помогают человеку. Так давайте, начнем наше занятие с улыбки.

– Ребята улыбнитесь друг другу.

2. Работа над новой темой.

- Ребята мы часто с вами произносим такую фразу: “Какая природа, какая красота!” или “Я был на природе”.
- А что такое природа?

- Сегодня на уроке мы будем искать ответ на этот вопрос.
- Посмотрите на доске различные картинки, на какие группы можно их разделить?

У доски дети делят картинки на группы и объясняют, по какому признаку их разделили.

- Что сделал человек?
- Что сделала природа?

- 1 группа – зонт, мяч, книга. (Сделал человек)
- 2 группа – медведь, звезды, солнце, цветок, камни, вода, бабочка, сосулька, дети, дерево. (Сделано природой).

- Сейчас мы уберем то, что сделал человек, но оставим то, что сделала природа. Подумайте, на какие ещё две группы их можно разделить. (На доске крепим картинки по группам живое и неживое )
- Живое: дерево, медведь, бабочка, дети, цветок.
- Неживое: камни, звезды, вода, солнце, сосулька.

- Сегодня мы будем изучать, что такое живая и неживая природа.

Учитель подводит детей к тому, чтобы они сами ответили, что такое природа.

Нажмите, чтобы узнать подробности

(подходит для любого УМК)

Тема: Живая и неживая природа.

1. Учить детей правильно отвечать на вопросы по предметным картинкам, развивать речь через художественное слово и при сравнении рыбок.

4. Обобщить знания детей о живом и неживом объекте.

5. Воспитывать познавательный интерес и любовь к природе.

Учитель читает детям отрывок из стихотворения Ф. Тютчева.

Сияет солнце, воды блещут.

На всем улыбка, жизнь во всем.

Деревья радостно трепещут,

Купаясь в небе голубом.

Поют деревья, плещут воды,

Любовью воздух растворен.

И мир, цветущий мир природы,

Избытком жизни упоен.

- Как вы думаете, ребята, о чем это стихотворение?

- Правильно, о нашей природе. О ней мы сегодня с вами и поговорим.

Отгадайте загадки, а отгадки найдите на этом рисунке (учитель показывает большой рисунок с изображением природы).

а) В морях и реках обитает,

Но часто по небу летает.

А как наскучит ей летать.

На землю каплями падает опять. (вода)

б) Меня бьют, колотят,

И всем добром плачу. (земля, почва)

в) Голубой платок,

По платку катается

И людям улыбается. (небо и земля)

г) Голубая простыня

Весь свет покрывает. (небо)

д) Светит, сверкает,

Всех согревает. (солнце)

е) Без рук, без ног,

А ворота отворяет. (ветер)

- Молодцы, ребята! Вы правильно отгадали все загадки!

– Ребята, а что еще вы видите на этом рисунке?

(Дети называют объекты живой и неживой природы)

- А теперь еще раз посмотрите на этот рисунок и подумайте, как одним словом можно назвать все, что на нем изображено?

(Учитель подводит детей к выводу, что на рисунке изображена природа)

- Как вы думаете, что такое природа?

Ученики: На рисунке нет домов и машин, заводов, скамеек и т. д.

- Как вы думаете, ребята, почему художник не изобразил их? Он сделал это специально или просто забыл нарисовать?

Ученики: Специально, ведь на этом рисунке изображена только природа.

- А кто делает машины, дома, скамейки, игрушки, велосипеды?

- Итак, ребята, все, что сделано руками человека, мы не можем назвать природой. Что же называется природой? Природа - это все то, что нас окружает, но не сделано руками человека. Правильно!

- Ребята, у вас на партах лежат картинки и конверты. Возьмите картинки и рассмотрите их внимательно. Подумайте, что на них изображено, природа или нет?

- А теперь положите картинки с природой в конверт, а остальные оставьте на тарелочках.

(Дети распределяют картинки)

- А теперь предлагаю проверить, как вы справились.

В класс к нам жук влетел, (грозят пальцем)

Вот он вправо полетел, (указывают рукой направление и прослеживают взглядом)

Каждый вправо посмотрел.

Вот он влево полетел,

Каждый влево посмотрел.

Жук на нос хочет сесть, (правой рукой движение к носу со стороны)

Не дадим ему присесть. (направление движения вниз и приседание)

Жук наш приземлился.

Зажужжал и закружился (делают вращательные движения типа волчка и встают)

Жук, вот правая ладошка, (поочередно вытягивают руки и смотрят на них)

Жук, вот левая ладошка,

Жук наверх полетел

И на потолок присел. (поднимают руки вверх и смотрят на них)

На носочки мы привстали, (приподнимаются на носочки и вытягиваются)

Но жука мы не достали,

Хлопнем дружно (хлопки над головой)

Хлоп – хлоп – хлоп,

Чтобы улететь он мог. (имитируют полет жука и садятся на стульчики)

Ученики по очереди располагают картинки на доске. С живой природой ставят на верхнюю полоску, с неживой - на нижнюю.

- Давайте еще раз посмотрим на верхнюю полоску. Тут у нас оказались картинки: человек, собака, птица, рыба, дерево, цветок, еж - все они питаются, растут, дышат, поэтому их относят к живой природе.

- А солнце, облака, камни, почву, воду относят к неживой природе, т. к. у них нет

способности к росту, питанию, дыханию. Молодцы, ребята, справились с заданием.

(Слова: вода, солнце, дождь, ветер. Воспитатель интересуется, какую пользу и какой вред может причинить каждое из этих явлений. Например: Чем хороша вода? Чем может навредить вода)

9. Природа в рисунках детей. Учитель предлагает нарисовать дома природу.

Конспект урока по окружающему миру на тему

Урок по окружающему миру на тему "Живая и неживая природа"проводится в 1 классе по системе Занкова. Через наблюдения обучающиеся выделяют признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы; учится сравнивать, делать выводы. На уроке формируются основные УУД.файл содержит конспект урока

Система Занкова Л.В.. 1 класс.

Цель урока : Формирование умения различать живую и неживую природу.

Формировать познавательные УУД : через наблюдения помочь детям выделить признаки, присущие только объектам живой природы, отличающие их от объектов неживой природы; учить сравнивать, делать выводы;

Формировать коммуникативные УУД: расширять кругозор и речь детей; учить работать в паре;

Формировать личностные УУД: воспитывать бережное отношение и любовь к родной природе на основе местного материала.

1. Организация класса.

Милые мои, ребята,

Видеть вас я очень рада

И надеюсь я на вас.

Замечательный мой класс,

Что меня не подведете,

Мыслью и умом блеснете,

Речью грамотной своей,

Чтоб порадовать гостей.

А девиз у нас такой:

То, что знаешь, не скрывай, на вопросы- отвечай!

-Мы начинаем наш урок с улыбки друг другу, чтобы учиться нам было интересно и легко.

2. Актуализация знаний.

-Наш урок называется окружающий мир. Что такое окружающий мир.

-Как ещё можно назвать всё перечисленное

-Мы учимся быть наблюдательными и внимательными к тому, что нас окружает, к тому какие изменения происходят в окружающем нас мире. Послушаем рассказ о погоде сегодняшнего дня.

-Что изменилось в природе по сравнению со вчерашним днём

Облака низко плывут – жди сильных морозов в ближайшее время.

Мыши делают норки на теплой стороне – примета, что зима будет холодной и морозной

-Итак, вы сказали, что окружающий мир - это природа

-Нас окружают не только объекты природы, а что ещё?

природа объекты, сделанные руками человека

-Работа с раздаточным материалом: вы будете работать в парах, а я посмотрю кто лучше сумеет договориться, надо разделить картинки на две группы -объекты природы и объекты, сделанные руками человека. Один из вас возьмёт одну группу картинок, второй- другую группу картинок.

-Оценка парной работы.


3.Создание проблемной ситуации.

-Незнайка тоже выбрал себе объекты природы. Проверьте, верно ли он справился с заданием.

-Но ответить на следующий вопрос Незнайка затрудняется.

Какой объект лишний?

-Дети находят лишний объект неживой природы, объясняют свой ответ.

-Возвращаемся на слайд 1.

природа объекты, сделанные руками человека

4 .Объявление темы урока.

-Сегодня на уроке мы попробуем разъяснить Незнайке чем отличаются объекты живой и неживой природы, а вместе с ним и сами поймём.

5 . Физ.минутка.

6 . Изучение нового материала.

Итак, почему мы одни объекты называем живыми, а другие неживыми.

-Выслушиваются предположения детей, некоторые признаки они назовут сами.

-Выделение признаков живой природы.

Слайд 1. В колонке живая появляются слова.

-Что видите в гнезде на дереве яйца птиц

-Кто из них родится

-Кто знает откуда рождаются цыплята

-А как рождается растение

-Цыплята родились очень маленькими. Они останутся такими навсегда?

-У кого есть младшие братья, сёстры? Вы помните, какими они родились? Что происходит с ними год за годом , месяц за месяцем?

-Как можно увидеть рост растений.

-Для того, чтобы расти надо питаться.

-Рассмотрите рисунки в учебнике, расскажите кто чем питается.

--А как питаются растения?

-Попробуйте задержать дыхание. Долго ли смогли не дышать. Значит что необходимо живым организмам

-А как дышат растения?

Народная мудрость гласит Движение - это жизнь. Действительно все живые организмы двигаются и поэтому живут.

- Посмотрите на рисунок, на котором изображены деревья на берегу горной реки. Что относится к живой природе? Что к неживой природе?
Но деревья стоят на месте, а движется река – вода в реке. (Из-зa разности высот русла)

А как двигаются растения?

Обладают ли они движением?

Опыт. На подоконнике в классе стоят цветы. Посмотрите, куда тянутся их веточки. Повернем растение в сторону класса. Через 3-4 дня вновь посмотрим, куда будут направлены веточки растения.

- Некоторые растения открывают и закрывают цветки в разное время суток или при изменении погоды (мимоза, одуванчик). Головка подсолнечника всегда смотрит на солнышко.

- Что же вы можете сказать о движении растений?

Размножение

-Рождение маленьких детёнышей называется размножением, т.е. была одна курица - стало много цыплят из которых вырастут курицы.

Опыт. Разломайте мел, раздробите любой камень. Мел остался мелом, камень – камнем. Изменились только их размеры.

-Обратите внимание на старика, который сидит на бревне , собаку , которая лежит у его ног. Они уже не бегают, не резвятся как цыплята или обезьянки. Почему? Что ожидает их в будущем? К, сожалению, они умрут. Умирает любой живой организм.

Реакция на изменения во внешней среде – курица с цыплятами, обезьяна с детенышами, орёл.

- Обратите внимание на быстрый бег курицы с цыплятами, выражение морды обезьяны. Что они выражают?

- Это реакция живых организмов на изменения во внешней среде. Испуг, страх курицы, обезьяны, вероятно, связан с появлением хищной птицы.

Живые организмы, особенно животные, изменяют свое поведение в зависимости от изменений во внешней среде, они могут приспосабливаться к изменившимся условиям

7 . Подведение итога урока.

- Чем же живая природа отличается от неживой?

Дети называют все признаки живой природы с опорой на карточки.

Игра Найди лишнего”: тетрадь с.14

Игра Найди меня:

В классе развешаны картинки, выбрать картинку с объектом окружающего мира и встать в нужную группу: живая природа, неживая природа, объекты, сделанные руками человека.

Читайте также: