Конспект занятия по развитию речи старшая группа звук ш

Обновлено: 05.07.2024

1. Познакомить с артикуляционным укладом произношения звука [Ш].

2. Научить правильно произносить звук [Ш].

3. Познакомить с образом буквы Ш.

4. Развивать тактильные ощущения.

5. Развивать мелкую моторику – пальчиковая гимнастика.

6. Учить ребёнка определять последовательность звуков в слове, совершенствовать навыки аналитическо-синтетической деятельности, развивать звуко-слоговые представления.

7. Закреплять умение согласовывать числительные с существительными в родительном падеже.

8. Повторить гласные звуки [А][О][У][Ы][И][Э].

9. Учить различать звуки [С] и [Ш].

10. Учить преобразовывать слова.

Оборудование: предметные картинки, картинки разрезного лото, цветные карточки, картинки с изображением букв Ш, А, О, У, И, Ы, Э; листы с заданиями для индивидуальной работы, простые карандаши, карандаши синего и красного цвета, фишки для поощрений.

1. Организационный момент – отгадывание загадок.

Не ведаю, на ком.

Здесь войско выстроилось в ряд:

Слоны, и кони, и ладьи,

И пешки - чинно все стоят!

Скорей игру мне назови!

Он стоит в углу у стенки

Ох, огромный он на вид!

Но он вовсе не наказан,

Мама вещи в нём хранит.

Бывает горький и молочный,

Во рту он тает быстро очень,

Отведать каждый его рад,

Что же это? ………. (шоколад).

2. Знакомство со звуком [Ш].

- Вспоминаем слова-отгадки, определяем и называем первый звук в словах-отгадках.

- Уточняем артикуляцию звука [Ш]:

губы округлены и слегка вытянуты вперёд;

тёплая воздушная струя идёт по центру язычка;

- Произносим звук [Ш], сравниваем его с шипением змеи, с шумом проколотого воздушного шара и т.д.

- Даём характеристику звука [Ш]: согласный, всегда твёрдый, глухой.

- Придумываем слова со звуком [Ш] (поощрение фишками).

- Хлопаем на слова со звуком [Ш].

3. Знакомство с буквой Ш.

- Рассматриваем и называем картинки на доске.

- Определяем с какого звука начинаются эти слова ([Ш]).

- Вспоминаем, как обозначаются звуки на бумаге (на письме) – буквами.

- Рассматриваем изображение буквы Ш на доске.

- Обводим букву Ш пальцем по контуру на бумаге (приложение 1).

- Рисуем букву Ш пальцем на спине соседа.

Буква Ш из пальцев: большой палец и мизинец правой руки соединить, а указательный, средний и безымянный пальцы по-очереди поднять вверх. То же сделать на левой руке, а затем и на обеих.

4. Звуко-слоговой анализ слов

- Называем картинки: уши, шмель, карандаш (см. приложение 2).

- Согласовываем названия картинок с числительными 1-2-5-9. Проговариваем вслух (хором или индивидуально).

- Определяем количество слогов в каждом слове (проговаривая слово вслух и хлопая на каждый слог), отмечаем на схеме дугами.

- Выделяем звук [Ш] в каждом слове, обозначаем на схеме (в прямоугольнике под картинкой): в нужном месте (начало, середина или конец слова) нужным цветом (синим).

- Обозначаем их на схеме (в нужном месте нужным цветом - красным).

- Вспоминаем все гласные звуки русского языка.

- Проговариваем обратные слоги с гласными звуками и звуком [Ш] - АШ, ОШ, УШ, ЫШ, ИШ, ЭШ (со зрительной опорой на доску).

5. Дифференциация звуков [С] и [Ш].

- Вспоминаем артикуляцию звука [С] и сравниваем её с артикуляцией звука [Ш]. Логопед обращает внимание детей на положение языка при артикуляции звуков [С] и [Ш].

В основу игры берётся разное положение языка (нижнее и верхнее соответственно) при артикуляции звуков [С] и [Ш]:

Положение кулака с оттопыренным большим пальцем, поднятым вверх, обозначает звук [Ш]; кулак с оттопыренным большим пальцем, опущенным вниз, обозначает звук [С]. Логопед показывает эти положения по-очереди много раз подряд, постепенно увеличивая темп и меняя периодичность чередования. Задача детей правильно называть звук вслух на каждое положение.

Положили в плошку … КАШКУ,

Надевал пожарный … КАСКУ.

Сочинял писатель … БАШНЮ,

Рисовал художник … БАСНЮ.

Сладко спит в берлоге … МИСКА,

На столе с салатом … МИШКА.

В поле землю я … ПАСУ,

На лугах коров … ПАШУ.

- Преобразовываем слова (заменить в слове звук [Ш] на звук [С] – какое слово получится?)

6. Итог.

В конце занятия логопед загадывает загадку:

Гусь этим звуком всех пугает,

Его произносит змея,

Проколотый шар с ним летает,

Звук этот скажите, друзья!

Дети называют звук [Ш] и его основные характеристики: согласный, всегда твёрдый, глухой звук.

Приложение 2.

Тема: Знакомство со всегда твёрдым согласным звуком [Ш] и буквой Ш. Освоение звукового анализа слов. Слоговой анализ слов. Работа со схемами звукового состава слов. Согласование числительных с существительными в родительном падеже. Слухо-произносительная дифференциация звуков [Ш] и [С].

Звук Ш

Домашнее задание

шут

1. Назвать картинку (шут).

2. Определить на слух, есть ли в слове звук [Ш]. Определить его место в слове. Отметить нужным цветом на схеме звукового состава слова.

4. Определить количество слогов в слове (прохлопать). Отметить дугой под схемой (внизу). Сопоставить с количеством гласных звуков.

Приложение 1.

ш

Список использованных источников:

- какой согласный звук слышится в словах: шипит шина, шелестят листья?

- Сегодня мы поговорим о звуке [ш].

- Сегодня всё ликует в руках у детворы

Сегодня всё ликует.
В руках у детворы,
От радости танцуют
Воздушные: (шары) .

Я рубашку сшила мишке

Я сошью ему: (штанишки).

Если мы растём на ели,
Мы на месте, мы при деле.
А на лбу у ребятишек
Никому не нужно: (шишек) .

- Какой звук мы слышим в начале этих слов?

- Уточняем артикуляцию [ш].

Губки округлены и слегка вытянуты вперед.

Широкий язычок наверху образует “чашечку”.

Теплая воздушная струя идет по центру язычка.

- Произнесем звук [ш]. Какой он гласный или согласный?

- С голосом произносим его или без голоса? Значит он звонкий или глухой?

- Твердый или мягкий?

- Есть ли у него мягкий братик?

- Запомните, звук [ш] всегда твердый! Каким цветом обозначаются твердые звуки?

- Какие слова со звуком [ш] вы знаете?

- детям предлагается выловить удочкой картинки и определить место звука [ш] в слове (у каждого ребенка на столе схема слов).

III. Физкультурная минутка.

Раз - подняться, подтянуться.
Два - согнуться, разогнуться.
Три - в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре - ноги шире.
Пять - руками помахать.
Шесть - за стол тихонько сесть.

Воспитатель показывает рисунок мышонка.

- Ребята, посмотрите, кто пришел к нам в гости, какую букву он спрятал? (хвост мышонка в виде буквы ш ).

- Звуки мы произносим , а пишем буквы, так звук [ш] на письме обозначается буквой ша .

- Рассматривание буквы. Буква ша , как гребешок, три зубца, внизу соединяем. Рисование буквы в воздухе.

2) Чтение прямых и обратных слогов (ша – шо – шу – ши; аш – ош – уш – иш)

Цель: знакомство со звуком и буквой Ш.

Образовательные задачи: Формировать правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Познакомить с буквой Ш.

Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Демонстрационный материал: домики для звуков, символ звука – ш, буквы Ш. Игрушка: мышка Шуша. Картинки с одеждой, 2 цветка (весёлый и грустный).

Раздаточный материал: задания на листах бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Оргмомент. (1 мин.)

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

II. 1. Введение в тему. (2 мин.)

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Шмель и шершень дружно жили,

На машинке швейной шили,

Шапки, шарфики, штаны,

Какой звук вы слышали чаще всего? -ш

- Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришла мышка Шуша.

- Какой звук повторяются в словах Шуша и мышка?

– Верно, это звук [ш].

Сегодня на занятии мы

будем знакомиться со

звуком [ш]. но перед

этим мы вместе с

2. Артикуляционная гимнастика. (3 мин.)

Толстый мышонок приехал к нам в гости (надуваем щёки,

По сравнению с ним мы худые – лишь кожа да кости (втягиваем щёки).

Мы все ему улыбнулись (губы в широкой улыбке, видны верхние и нижние зубы,

Поцеловать его мы все потянулись (губы тянутся вперёд).

Утром проснулись – в улыбочку губы (снова широкая улыбка).

Чистили свои мы верхние зубы (широкий язык за верхними зубами)

Вправо и влево, внутри и снаружи (соответствующие движения широким языком).

С нижними зубками тоже мы дружим (повторение этих движений языком в положении за нижними зубами).

Губы сожмем мы, и рот прополощем (поочерёдное надувание щёк – губы не пропускают воздух,

И самоваром пыхтим, что есть мочи (одновременное надувание обеих щёк с последующим выпусканием воздуха через губы).

Блюдца поставим – положим блины (широкий язык лежит на нижней губе).

Блинчик жуем, завернем и прикусим (жуём распластанный язык, потом прикусываем его, завернув за нижние зубы,

Блинчик с вареньем малиновым вкусным (облизываем широким языком верхнюю губу спереди назад).

Чашки поставим, чтоб чаю налить (широкий язык загибаем кверху чашечкой,

Вкусный был завтрак – мы губки оближем (кончик языка облизывает губы по кругу).

- Молодцы ребята. Проходим за столы.

Ребята, мышка Шуша шалунишка она залезает за ширму и шуршит там: шур – шур – шур.

– Ребята, как шуршит мышка Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов? -ш

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на дудочку.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?

– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

к небу, за верхние зубы.

А какой воздух – теплый

или холодный выходит изо

рта, когда мы произносим

звук [ш]? Поднесем ладонь

ко рту и скажем все шшшш.

– Ребята, а звук [ш] какой он :

гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш]

согласный. При его

пропеть мы его не сможем как например гласные звуки а,о,у,ы,и,э,ю

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

- Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).

- Ребята предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть слова, а вам нужно определить лишнее слово, в котором нет звука -ш

Кувшин, стул, карандаш

Шар, шоколад, флаг

Снег, калоши, лошадь

Машина, каша, шнур

6. Определение позиции звука [ш] в словах. (2 мин)

-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Ребята послушайте пожалуйста слова которые я назову, вам нужно определить где находится звук -ш.

Вначале, середине или конце слова. (шоколад, машина, карандаш)

- Наступают холода, а значит приближается какое время года? Зима.

Мышке Шуше холодно зимой. Давайте подберём одежду.

- Но, в названии одежды должен быть звук -Ш и она должна быть зимней.

(Перед детьми картинки с одеждой, дети выбирают, ту одежду в которой есть звук -ш)

8. Знакомство с буквой Ш. (1 мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? (гребешок) Каким цветом мы будем обозначать согласные буквы (синим).

Ребята предлагаю вам выложить из палочек букву Ш.

Что там чудится в тумане? (Дети вытягивают руки вперёд.)

Волны плещут в океане. (Дети машут руками, изображая волны.)

Это мачты кораблей. (Дети вытягивают руки вверх.)

Пусть плывут сюда скорей! (Дети приветственно машут руками.)

Мы по берегу гуляем,

Мореходов поджидаем, (Ходьба на месте.)

Ищем ракушки в песке (Наклоны.)

И сжимаем в кулаке. (Дети сжимают кулачки.)

Чтоб побольше их собрать, —

Надо чаще приседать. (Приседания.)

Дети выполняют движения в соответствии с текстом

Ребята для вас есть ещё одно интересное задание, но прежде, чем мы к нему приступим нужно подготовить к ваши руки и пальцы.

Пальчиковая гимнастика (1 мин.)

Весёлая мышка перчатку нашла,

Гнездо в ней устроив мышат позвала,

Им корочку хлеба дала пососать,

Погладила всех и отправила спать.

С каким звуком и буквой мы сегодня познакомились? Какой он согласный или гласный? Каким цветом обозначается?

Задание рисуночное. (3 мин)

Итог (1 мин)

Оценка речевой деятельности.

- Ребята вы сегодня прекрасно занимались. Я вами очень довольна. Как вы думаете какой цветок можно подарить Мышке Шуше, чтобы она могла запомнить наше занятие? (Весёлый или Грустный).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

АДМИНИСТРАЦИИ ГОРОДСКОГО ОКРУГА СОЛНЕЧНОГОРСК

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

141580, Московская область,
г.о.Солнечногорск, пос. Лунево


Воспитатель:

Михуткина М.Э.

Конспект занятия по звуковой культуре речи в старшей группе

звук [ш], буква Ш .

Цель : знакомство со звуком и буквой Ш.

Образовательные задачи: Формировать правильное произношение звука [ш]. Упражнять в определении наличия – отсутствия звука [ш] в словах; в определении позиции звука [ш] в слове (начало, середина). Познакомить с буквой Ш.

Развивающие задачи: Развивать слуховое внимание, память, речь, тонкую и общую моторику; координация речи с движением.

Воспитательные задачи: Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности.

Оборудование:

Демонстрационный материал: домики для звуков, символ звука – ш, буквы Ш. Игрушка: мышка Шуша. Картинки с одеждой, 2 цветка (весёлый и грустный).

Раздаточный материал: задания на листах бумаги, цветные карандаши.

Ход занятия

I. Оргмомент. (1 мин.)

Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся.

II. 1. Введение в тему. (2 мин.)

- Сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком и буквой. Но сначала вспомним, чем отличается звук от буквы. (Звуки мы произносим и слышим, а буквы мы пишем и читаем).

Послушайте стихотворение.

Шмель и шершень дружно жили,

На машинке швейной шили,

Шапки, шарфики, штаны,

Какой звук вы слышали чаще всего? -ш

- Ребята к нам сегодня в гости кто-то пришла мышка Шуша.

- Какой звук повторяются в словах Шуша и мышка?


– Верно, это звук [ш].

Сегодня на занятии мы

будем знакомиться со

звуком [ш]. но перед

этим мы вместе с

2. Артикуляционная гимнастика . (3 мин.)

- Молодцы ребята. Проходим за столы.


Ребята, мышка Шуша шалунишка она залезает за ширму и шуршит там: шур – шур – шур.

– Ребята, как шуршит мышка Шуша?

– Верно, все вместе произнесем: шур – шур – шур.

– Какой звук стоит в начале этих слов? -ш

– Давайте произнесем его.

– Что делают наши губы, когда мы произносим звук [ш] ?

– Губы выдвигаются вперед. Они похожи на бублик или на дудочку.

– Что делает наш язычок, когда мы произносим звук [ш]?


– Откройте рот, покажите, где у вас находится язык, когда мы произносим звук[ш].

к небу, за верхние зубы.

А какой воздух – теплый

или холодный выходит изо

рта, когда мы произносим

звук [ш]? Поднесем ладонь

ко рту и скажем все шшшш.

– Ребята, а звук [ш] какой он:

гласный или согласный?

– Правильно, звук [ш]

согласный. При его

пропеть мы его не сможем как например гласные звуки а,о,у,ы,и,э,ю

(На мольберте размещены красный и синий домики, рядом с ними – соответствующие фишки для обозначения звуков.)

- Посмотрите, что это за домики? (Домики для звуков).

- Какие звуки живут в красном домике? (Гласные звуки).

- Какие звуки живут в синем домике? (Согласные твердые звуки).

- Ребята предлагаю вам поиграть в игру. Я буду называть слова, а вам нужно определить лишнее слово, в котором нет звука -ш

Кувшин, стул, карандаш

Шар, шоколад, флаг

Снег, калоши, лошадь

Машина, каша, шнур

6. Определение позиции звука [ш] в словах. (2 мин)

-А теперь давайте покажем мышонку, как мы умеем определять позицию звука в слове. Ребята послушайте пожалуйста слова которые я назову, вам нужно определить где находится звук -ш.

Вначале, середине или конце слова. (шоколад, машина, карандаш)

- Наступают холода, а значит приближается какое время года? Зима.

Мышке Шуше холодно зимой. Давайте подберём одежду.

- Но, в названии одежды должен быть звук -Ш и она должна быть зимней.

(Перед детьми картинки с одеждой, дети выбирают, ту одежду в которой есть звук -ш)

8. Знакомство с буквой Ш. (1 мин)

– Ребята, звук [ш] обозначается вот так – буквой Ш. А на что похожа буква Ш? (гребешок) Каким цветом мы будем обозначать согласные буквы (синим).

Цель: учить четко произносить звук (изолированно, в слогах, в словах).

Задачи:

Оборудование: зеркала, шарик, письмо, картинки

Методические приемы: организационный момент, игровой сюжет, беседа, динамическая пауза, использование яркой наглядности, ИКТ; смена статического положения, звуковое оформление, сюрпризный момент, рефлексия.

ХОД НОД

- Ребята, давайте посмотрим в окно и скажем: какое сейчас время года? (зима)

Какие признаки зимы вы знаете? (ответы детей)

А сейчас я загадаю вам загадку…

С неба падают зимою и кружатся над землею,
Легкие пушинки, белые… (снежинки)

Сильный ветер вдруг подул,
И снежинку нашу сдул. (2-3 р)

- К нам в гости пришел веселый Язычок и предлагает с ним поиграть. Возьмите зеркала и слушайте внимательно.

- Язычок очень любит выглядывать из домика. Посмотрите, как он это делает.

Однажды решил Язычок поиграть: вообразил, что он лисичка, распустил хвостик (сделал его широким) и выставил на улицу, чтобы лисий хвостик погрелся на солнышке.(показ)

Вдруг Язычок заметил большую собаку. Он испугался, вбежал в домик и спрятал хвостик за верхние зубы, и домик закрыл, чтобы собака не вбежала за ним следом. А хвостик все равно держал за верхними зубами. Попробуйте и вы спрятать кончик языка за верхние зубы.

Подождал Язычок немножко и опять решил посмотреть, где собака. Он открыл домик, но хвостик не опустил. Уж очень он боялся, что собака где-то рядом. Он все время держал хвостик поднятым кверху. Вот так (показ). Несколько раз Язычок открывал и закрывал домик, а хвостик все держал поднятым кверху. Вот так (показ). Но собаки нигде не было. Она давно убежала.

Сейчас вы будите изображать гусей. Как шипят гуси? (ш-ш-ш) Теперь гуси шипят громко, тише, совсем тихо.

- Язычок принес вам в подарок шарик. Ребята, давайте, вспомним, какая песенка у шарика? (ш-ш-ш)

- Посмотрите, к шарику привязан конверт, давайте посмотрим, что в нем?

- В конверте задания, которые нам надо выполнить.

Сегодня все ликуют
В руках у детворы
От радости танцуют
Воздушные… (шары)
Носит яркий гребешок
Наш веселый …(петушок)
Рисуют дружно малыши,
У них в руках …(карандаши)
Вот бежит малышка
Серенькая …(мышка)
Зашуршали тихо шины –
Это едет к нам …(машина)

Задание 2

- Язычок любит чистоговорки, давайте вместе с ним повторим:

Ша-ша-ша… наша Маша хороша
Шу-шу-шу… дали кашу малышу
Ши-ши-ши… съели кашу малыши
Шо-шо-шо… после каши хорошо

(Шапка, снегурочка, шуба, елка, шар, шарф, снег, зима)

Все мышки, которых поймали, должны произнести слово со звуком [ш].

Тише, мыши… Тише, мыши…
Кот сидит на нашей крыше.
Мышка, мышка, берегись
И коту не попадись…

Задание 5.

- Язычок вас приглашает за покупками в магазин (правильное употребление окончаний существительных во множественном и единственном числе в родительном падеже) (развивающий мультфильм)

Задание 6.

- За то, что вы выполнили все задания, Язычок приготовил вам сюрприз - шарики.

Читайте также: