Буква м конспект логопедического занятия в подготовительной группе

Обновлено: 04.07.2024

Конспект фронтального занятия по обучению грамоте детей с ФФН в подготовительной группе “Звук [ м ] и буква М”.

Егоршина И.Н., учитель-логопед.

Тема : Звук [ м ] и буква М

Цель: познакомить детей с новым согласным звуком и новой буквой;

1) активизация в памяти пройденного материала;

2) знакомство с согласным звуком [ м ] и буквой М;

3) формирование умения выделять изучаемый звук и букву в начале слова, обучение чтению буквы М;

4) пополнение словарного запаса детей словами с изучаемым звуком;

5) корригирование мыслительных операций: анализ, синтез;

6) развитие памяти детей;

7) воспитание навыка оказания взаимопомощи в коллективе.

Оборудование : Игрушка –Незнайка, предметные картинки, линейка букв, наборное полотно, печатные изображения букв, раздаточный материал, кассы букв.

I . Организационный момент.

Л.: Здравствуйте, ребята. Все готовы к занятию?

Логопед проверяет готовность к занятию каждого ребенка: отмечается наличие всех необходимых для занятия предметов, проверяется правильность посадки детей, повторяются правила поведения детей на занятии.

Л.: Ребята, у меня для вас новость: сегодня у нас на занятии будет новый гость. Посмотрите, кто к нам пришёл. Дети, это Незнайка. Давайте все вместе с ним поздороваемся: Здравствуй, Незнайка!

Л.: Незнайка и вам говорит: “Здравствуйте”.

II . Артикуляционная гимнастика.

Л.: Итак, ребята, Незнайка сегодня будет с нами заниматься. Так как он первый раз на нашем занятии, давайте расскажем и покажем, с чего начинается оно.

Д.: С зарядки для язычка.

Л.: Молодцы, ребята! А ты, Незнайка, запоминай.

Л.: Ребята, давайте все вместе сделаем нашу зарядку, а наш гость посмотрит и постарается запомнить. Дети, старайтесь.

Дети вместе с педагогом выполняют артикуляционные упражнения: “Улыбка”, “Трубочка”, “Оскал”, “Часики”, “Лопаточка”, “Иголочка”, “Чистим зубки”, “Орешек”, “Индюк”, “Маляр”. Педагог следит за правильностью и точностью выполнения предложенных упражнения детьми.

III . Повторение пройденного материала.

Л.: Ребята, давайте расскажем Незнайке, какие буквы мы уже прошли.

Л.: Найдите букву А на наборном полотне и поставьте её на планке нашей доски.

То же самое дети делают с буквой У.

Л.: Ребята, давайте вспомним, что мы произносим?

Л.: Молодцы. Так, каких два звука мы с вами прошли?

Д.: Звуки [ а ] и [ у ].

Л.: Хорошо! А теперь попробуйте угадать, какой звук я произношу.

Педагог произносит звук А.

Л.: Дети, как я открыла рот?

Л.: Так открывают рот при произнесении какого звука?

Такая же работа проводится со звуком [ у ].

Л.: Ребята, а какие это звуки?

Л.: Почему мы их называем “гласные”?

Д.: Потому что их можно пропеть.

Л.: Правильно. Ребята, ещё бывают согласные звуки. Вы знаете, чем отличаются гласные от согласных?

Л.: Ребята, мне Незнайка сказал, что он тоже не знает, чем же отличаются гласные и согласные звуки. Я расскажу это и вам и ему. Как вы сами сказали, гласные мы можем пропеть, и произносим мы их без преграды во рту. А согласные мы пропеть не можем. И когда мы их произносим, у нас во рту образуется преграда. Запомнили, ребята, что пропеть согласные мы не можем?

Л.: Очень хорошо. И ты, Незнайка, запоминай!

л.: Ребята, Незнайка сказал мне, что он хочет познакомиться с вами поближе. Он принёс показать вам свои любимые игрушки.

Перед детьми по очереди появляются картинки с изображением игрушек: машина, мотоцикл и матрешка. Каждую картинку дети называют.

Л.: Ребята, расскажите Незнайке, какие игрушки вы больше всего любите.

Дети рассказывают, педагог добивается от каждого полного ответа.

Л.: Ребята, а теперь послушайте меня внимательно.

Логопед произносит название картинок ещё раз, но при этом выделяет голосом первый звук.

Л.: Ребята, какой звук я выделяла во всех этих словах?

Л.: Правильно. А где он стоит во всех этих словах? Послушайте ещё раз: м_ашина, м_отоцикл, м_атрёшка.

Д.: В начале слова.

Л.: Правильно. Итак, ребята, сегодня на занятии мы познакомимся с новым звуком, со звуком [ м ]. Ребята, посмотрите внимательно, как я произношу этот звук: М. Мой рот закрыт.

V . Изучение нового материала.

У.: М – нам губы звук смыкает!

Звуку голос помогает.

Если голос есть – мычанье,

Если нет – тогда… молчанье!

Л.: А теперь вы произнесите звук [ м ].

Дети произносят, педагог следит за правильностью произнесения.

Л.: Почувствовали, как ваши губки напряглись?

Л.: Ребята, можем мы пропеть этот звук? Попробуйте.

Л.: А когда этот звук мы произносим, наши губки создают преграду для воздуха, который идёт из горлышка. Значит, какой это звук: согласный или гласный?

Л.: Молодцы, правильно. Ребята, Незнайка приготовил для вас загадки. Попробуете их отгадать?

Л.: Слушайте внимательно: Сидит девица в темнице,

А коса на улице!

Появляется соответствующая картинка

Л.: Молодцы. А какой звук встретился нам в этом слове? Послушайте ещё раз: м_орковь.

Л.: Правильно, а где этот звук?

Д,: В начале слова.

Л.: Слушайте вторую загадку: В подполье, в коморке

Живет она в норке,

Появляется соответствующая картинка.

Л.: Правильно. А какой знакомый нам уже звук встретился нам в этом слове? Послушайте ещё раз: м_ышка.

Л.: Хорошо, а где этот звук стоит в слове?

Л.: Незнайка очень доволен вами. А вам понравилось?

Л.: Ребята, звуки мы произносим, а пишем…?

Л.: Правильно. Итак, наш звук [ м ] на письме обозначается буквой М (эм). Вот она.

Изображение печатной буквы вывешивается на наборном полотне.

Л.: Постарайтесь запомнить нашу новую букву. Найдите букву М в кассе букв.

Дети выполняют задание, учитель проверяет.

VI . Закрепление изученного материала.

Л.: Ребята, что нарисовано на картинках?

Педагог указывает на изображение моркови.

Л.: Сейчас мы с вами будем работать со схемами. Возьмите то, что лежит у вас на партах.

У каждого ученика лежит одна полоска, один кружок синего цвета.

Л.: Послушайте: морковь. Сколько слов я произнесла?

Л. : Значит, сколько полосок мы выложим?

Педагог вывешивает на доску одну полоску, а дети делают это у себя на парте.

Л.: Хорошо. Послушайте ещё раз: м_орковь. Где мы слышим звук [ м ]?

Д.: В начале слова.

Л.: Значит, куда я должна положить кружок?

Педагог кладёт кружок в начале полоски, дети делают это на парте. Педагог следит за правильностью выполнения этого действия детьми.

Л.: Какой буквой обозначается звук [ м ]?

Л.: Возьмите её из разрезной азбуки и положите под кружочком.

Подобная работа проводится с другими словами-названиями картинок.

VII . Подведение итогов.

Л.: Итак, ребята, с какой буквой мы сегодня познакомились?

Д,: С буквой М (эм).

Л.: Какой звук она обозначает?

Буква открывается на линейке букв.

Л.: Хорошо. А с какими буквами мы уже знакомы?

Д: С буквами А и У.

Л.: Молодцы, ребята. Вы сегодня очень хорошо работали. Незнайка очень благодарен вам за то, что вы так много ему рассказали, много ему подсказывали, и он хочет подарить вам свои любимые звёздочки.

Цели: Закрепить навыки различения и четкого произношения звуков (М,МЬ) в слогах в словах, фразах развивать фонематический слух, упражнять в подборе антонимов; учить понимать и правильно объяснить крылатые выражения.

2. Артикуляционная гимнастика по Косиновой А. М.

3. Знакомство со звуком М,МЬ.

Выставляется на полотно картинки со звуком М, МЬ. Какой звук чаще других звуков встречается во всех этих словах? Дети отвечают (Звуки М,М.)

Артикуляция звука : М – губы сжаты и напряжены, язычок лежит на донышке, воздух проходит через нос.

Характеристика звука М :

- Звук (М) – согласный, звонкий, твердый, его нельзя петь, обозначается синим цветом. Звук МЬ - согласный, звонкий, мягкий.

4. Речевая зарядка: ма-мя, мо-мё, му-мю, мы-ми, мэ-ме, ам-амь,ом-омь, у -Произнести чистоговорки

Ом-ом –вот наш дом

Ом-ом – в лесу гном

Ом-ом - в реке сом

Ом-ом - на полке альбом

м-умь, ым- ымь, эм-эмь

Бедный мишка заболел,

Мишка много меда съел. Мишка плачет и кричит:

- У меня живот болит.


В слогах: са, то, мо, ка, по, му, во, ми, да, и т. д.

В словах: сом, Соня, Рита, ,Саша, море, Толя, март, мох и т. д.

6. Определить звук по дидактическим картинкам по звуковым домикам. - (в начале в середине и в конце) мак, Тим, Миша, ком, Том, маяк и т. д.)




Чертим в воздухе, составить букву «М из палочек, из крупы из проволоки.

9. Какие буквы спрятались? -


На полу скребется мышка,

Спит в берлоге бурый мишка.

Этот мишка очень мил,

Только лапу он не мыл.

Убежала в норку мышка,

Спать залег в берлогу мишка.

Мальчик мал, но очень мил.

Он водичкой руки мыл.

12. Знакомство с крылатыми выражениями.

- Медвежья услуга. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. Логопед делает вывод : (услуга, которая приносит вместо помощи вред, неприятность).

- Махнуть рукой. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли. (перестать обращать внимание на что-либо, перестать заниматься кем-либо или делать что-либо).

- Мутить воду. Как вы понимаете? Дети отвечают свои мысли.

(специально запутывать какое-либо дело, вносить неразбериху во что-либо). Все выражения начинаются с какой буквы? Дети отвечают.

Взявшись за руки мы встали -

И на М похожи стали.

- Рисуем пальчиком в воздухе.

- Выкладывание буквы М из крупы.

- Сделайте фигуру буквы М из проволоки.

14. Работа с графической записью. Составление предложений из 3-х, 4-х слов. Мама моет Милу. Мила играет с Анной.

Печатание букв М, м; слогов ма, мо, му, мы, ми, ам, ом, ум, ым, им; слова мама

15. Чтение слогов и слов с доски.

16. Итог занятия.


Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект логопедического занятия по обучению грамоте в подгоотовительной к школе группе.

Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определение позиций звуков в словах; знакомство с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук; составлять предложения из предложенных слов.

Учитель – логопед Исмагилова Г.И.

Тюмень, 2017

Тема: Звуки [М], [М’] и буквы М.

Цели: Уточнение знаний о звуках [М], [М’]; закрепить правильное и четкое произношение звуков [М], [М’]; упражнять детей в выделении звуков [М], [М’] в словах и определение позиций звуков в словах; знакомство с буквой М, развивать фонематический слух, мелкую моторику рук; составлять предложения из предложенных слов.

Оборудование: зеркала, игрушечная машина, картинка колокольчик, сигнальные карточки (синего и зеленого цвета), картинки валенки с заплатками, картинки со звуком [М], [М’], картинка с ежиком, массажные мячики.

Ход занятия:

Организационный момент:

Здравствуйте ребята, сегодня мы с вами продолжим наше путешествие по волшебной стране звуков и букв, познакомимся с новыми звуками и буквой. Но давайте для начала подготовим наш язычок к предстоящему путешествию (возьмите зеркала).

А скажите пожалуйста, чем отличается буква от звука?

- Звуки мы слышим, произносим, но не видим, а буквы мы видим, пишем, читаем.

С некоторыми звуками и буквами мы уже познакомились. Давайте вспомним их.

А, О, У, Ы, Э, И.

- Как они произносятся?

- свободно, легко, с голосом (их можно пропеть).

Усвоение нового материала:

Ребята, а можно я загадаю вам загадку?

- Пьет бензин, как молоко.

Может бегать далеко.

Возит грузы и людей.

Ты знаком, конечно, с ней. (МАШИНА)

Выше Ани скачет

Наш веселый …. (МЯЧИК).

- Ребята давайте еще раз назовем эти слова – отгадки.

- Назовите первые звуки эти слов.

ММММашина [М], ММММЯчик [М’].

- Да именно об этих звуках мы сегодня будем говорить.

3. Уточнение артикуляции звука:

- возьмите зеркала улыбнитесь. Давайте сначала произнесем звук [М] (хором, индивидуально).

- А теперь звук [М’] (хором, индивидуально).

- Что происходит с нашими губами?

- Они сначала смыкаются, а потом размыкаются.

- А воздух выходит свободно?

4. Характеристика звуков:

- А как называются звуки, при произнесении которых нам что-либо мешает?

- Значит, звуки [М], [М’] согласные.

- Также мы с вами знаем, что согласные звуки могут быть звонкими или глухими. Давайте определим, какие наши звуки звонкие или глухие. Для этого приложим ладонь к горлу, и произнесем звуки [М], [М’]…. Чувствуете, как звенит голос, горлышко дрожит. Значит звуки [М], [М’] какие?

- Звонкие. (Звонкий звук мы обозначаем колокольчиком).

- А еще согласные звуки могут быть мягкими и твердыми.

- Твердые звуки мы каким цветом обозначаем? (Синим).

- А мягкие? (Зеленым).

- Вот спасибо, помогли мне картинки разобрать.

- А теперь давайте немного отдохнем (выходят на коврики).

Физминутка.

Тук ток, туки ток,

Будем строить новый дом

С высоким крыльцом

С окнами большими

Со ставнями резными,

Тук ток, туки ток

Вот готов новый дом,

Будем жить мы в нем.

(Молодцы, садимся на свои места).

МУ-ХА, МА-ШИ-НА, МУ-ХО-МОР, МАС-КА.

МУХА- летает, жужжит, надоедает, сидит, ползает…

МАШИНА – едет, останавливается, везет, заезжает, выезжает….

МЫШКА – пищит, шумит, грызет, шуршит, бегает, прыгает….

- Нужно составить предложение со словами: МЕДВЕДЬ, МАЛИНА, МУХОМОР.

Палочка и палочка,

Между ними галочка.

И понятно сразу всем,

- А теперь давайте напишем эту букву в воздухе. (Дети пишут букву в воздухе).

- Ребята посмотрите, какой колючий еж пришел к нам в гости. Давайте, с ним поговорим. (раздаются массажные мячики).

- Гладь мои ладошки еж,

Ты колючий, ну и что ж,

Я хочу тебя погладить,

Я хочу с тобой поладить.

Глупый - (мудрый)
Много - (мало)
Большой - (маленький)
Сухой - (мокрый)

Повтори предложения.
Мама моет Машу. У мамы мак. Маня любит малину. Маленький Мук идет в магазин. У кумы маленькая сумка. Из дома идет дымок. Мама моет раму. Маня ломает замок. У дома маленький ком. У кумы маленький сом. Маня смотрит альбом. У Димы лом. Кругом мрак. В сумке сом. Маша умножает. Мама моет младенца. Маша младше Вити.

А теперь будьте очень внимательными, будете отгадывать загадки!

Бусы красные висят,

Из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти

Дети, птицы и медведи. (Малина)

Вкусны — оближешь пальчики! —

Но только в них я не играю,

Я неизменно их съедаю. (Мандарины)

Шляпки на подкладке.

Скользкие да гладкие. (Маслята)

От него здоровье, сила

И румянец щёк всегда.

Белое, а не белила,

Жидкое, а не вода. (Молоко)

Сидит в темнице,

А коса на улице. (Морковь)

Пока я ночью сладко спал,

Пришёл волшебник с кистью

И на окне нарисовал

Сверкающие листья. (Мороз)

Через речку во всю ширь

Лёг могучий богатырь.

Он лежит — не дрожит,

По нему трамвай бежит. (Мост)

На поляне возле ёлок

Дом построен из иголок.

За травой не виден он,

А жильцов в нём миллион. (Муравейник)

Задки про лесных зверей:

- Послушайте первую загадку:

У кого нет берлоги,

Не нужна ему нора,

От врагов спасают ноги,

А от голода-кора? (ЗАЯЦ).

- Как вы догадались, что эта загадка о зайце? (У зайца нет домика. Он любит грызть кору. Он убегает от врагов).

- Послушайте вторую загадку:

Зверька узнаем мы с тобой

По двум таким приметам:

Он в шубке серенькой зимой,

А в рыжей шубке-летом. (БЕЛКА).

- Как вы догадались, что эта загадка о белке? (Белка носит рыжую шубу летом, а зимой у нее серенькая шубка).

- Послушайте следующую загадку:

Он в берлоге спит зимой

Под большущею сосной,

А когда придет весна,

Просыпается от сна. (МЕДВЕДЬ).

- Почему вы решили, что это медведь? (Медведи спят зимой в берлогах. Просыпаются они весной).

Перескажи рассказ
Взрослый предлагает ребёнку послушать рассказ, а затем пересказать его.

У нас живёт кошка Мурка. У Мурки красивые усы, пушистый хвост. Мурка очень любит пить молоко. Мама специально для Мурки покупает его в магазине.
- На, Мурка молоко.
- Мур-мур-мур, - благодарит кошка. Какая Мурка умная!

Беседа о диких животных.

- Почему белку, лису, волка, медведя, зайца, ежа называют дикими животными? (Они живут в лесу, сами себе добывают корм, сами о себе заботятся).

- Чем дикие животные отличаются друг от друга? (Они разного размера. Они питаются разной пищей. У них разные хвосты, лапы и т.д. Мех у них разного цвета и т.д.

- Вот наше занятие подошло к концу, скажите с какими звуками мы познакомились? Какими они бывают? Каким цветом обозначаются? Звонкие или глухие? Молодцы ребята, большое вам спасибо!

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение

занятия по обучению грамоте

в подготовительной логопедической группе

Ахметханова Э.Н..

Закрепление навыков правильного произношения звуков [М], [ М’].

Знакомство со звуками М-Мь, буквой М.

Коррекционно - образовательные:

Закреплять навыки: - определения позиции звука в слове;

- нахождения заданного звука в словах,

- дифференциации звуков по твердости, мягкости,

- составления предложений по картинке; записи графической схемы предложения;

- печатания буквы по клеточкам.

Коррекционно - развивающие:

Развивать: - слуховую память, внимание, восприятие;

- умение концентрировать внимание;

- слухоречевую память, фонематическое восприятие;

- просодические компоненты речи (ритм, ударение, интонационную выразительность);

Коррекцтонно - воспитательные:

- Воспитывать доброжелательные отношения друг к другу, желание говорить красиво, правильно.
- Формировать навыки сотрудничества, самостоятельность, инициативность.

- Воспитывать у детей привычку аккуратно обращаться с раздаточным материалом.

Оборудование:

Ход занятия

I. Организационный момент.
- Ребята, у нас сегодня гости, поздороваемся с гостями. (дети здороваются) Вы рады их видеть? Покажите, как вы рады приходу гостей. (улыбаются гостям)
- Молодцы! Здесь они оказались не случайно! Гости хотят посмотреть, чему мы научились с вами на занятиях по обучению грамоте.
- Посмотрите на меня, давайте настроимся на занятие.

Психологический настрой.
Хорошо, что солнце светит? (изображают солнце)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо, что дует ветер? (изображают ветер)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо идти с друзьями? (шагают)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо прижаться к маме? (обнимают себя)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо в краю родном? (разводят руки в стороны)
Хорошо! (хлопают в ладоши)
Хорошо там, где наш дом? (изображают дом)
Хорошо! (хлопают в ладоши)

- Ребята сегодня на занятии нам будут помогать два сказочных персонажа из вашего любимого мультфильма. Послушайте песенку и попробуйте догадаться кто это.

-Скажите, какой первый звук в имени Маша? (М). Миша? (Мь)

-Сегодня на занятии мы познакомимся со звуками М-Мь. Проходите за столы.

Логопед на доску выставляет символы звуков М-Мь ( звуковые человечки)

-Положите перед собой домики для определения места звука в слове. Покажите, где начало слова, конец, середина.

- Я буду называть слова, а вы внимательно слушайте, где находится звук М или Мь .

Мост, дом, гном, сумка, матрешка, миска, семь .
(Логопед называет слова. Дети работают со схемами и фишками).

-Ребята, Маша и Миша картинки к занятию везли на паровозиках. Как вы думаете, чей синий паровозик? (Машин) , а зеленый (Мишин). Но по дороге некоторые вагончики отцепились. Давайте поможем Маше и Мише правильно составить паровозики .

(Дети выходят из-за столов, находят вагончики и прикрепляют к паровозикам.)

- Давайте проверим, все ли правильно мы сделали. Машин паровозик везет вагончики со словами –мак, моряк, мышь, майка, муравей, муха, малина. А Мишин паровозик везет картинки – миска, медуза, мяч, мясо, мешок, мед, мельница.

Все верно. Молодцы!

- Посмотрите, ребята, у Маши в руках корзинка с конвертами. Пока мы играли, Маша с Мишей приготовили для вас небольшие сюрпризики. В конвертах находятся разрезные картинки. Берите конверты, проходите за столы и попробуйте собрать картинки.

(Дети собирают разрезные картинки)

- Назовите, что изображено на ваших картинках. (матрешка, мост, мышка, мяч, мед, машина, миска, морковь)

- Слушаем задание: На картинку посмотри и слово на слоги раздели. (Дети делят слова на слоги. Логопед по очереди опрашивает всех детей).

- А теперь каждый по своей картинке составьте предложения. Но прежде давайте вспомним, что мы знаем о предложении:

-предложение нам о чем-то или о ком-то сообщает;
- предложение состоит из слов;
- каждое слово пишется отдельно;
-первое слово в предложении пишем с большой буквы;
- в конце предложения ставим точку.

- Зарина, какое предложение ты составила? Сколько слов в твоем предложении?
( Логопед опрашивает всех детей)

- Запишем схему предложения. Дима сделает запись на доске, а остальные ребята в тетрадях.

- Ребята, вам понравились сюрпризы от Маши и Миши? (Да)

- Давайте и мы сделаем им сюрприз. Только вот какой? (Выслушиваются предложения детей: нарисовать картинку, сделать подарок). Интересные предложения, все это мы сможем сделать после занятия. А сейчас давайте выложим имена Маши и Миши из звуков, сделаем звуковой анализ этих слов. Думаю, что Маша и Миша очень удивятся.

XI . Знакомство с буквой М.

- Ребята, у каждого звука есть своя буква. Скажите, а чем отличается звук от буквы? (Звуки мы слышим, а буквы видим, читаем, пишем).

- Из каких элементов состоит буква М? (из 4-х палочек).

- Напишите букву М в воздухе.

- Выложите букву М из счетных палочек.

- Откройте тетради и напишите одну строчку букву М .

Вы прекрасно справились со всеми заданиями. Молодцы!

XIII . Рефлексия.
- Ребята, в корзине у Медведя лежат смайлики, но они разные.
- Чем они отличаются? (настроением: радость, задумчивость, грусть)
- Если вам сегодня было легко на занятии, справились со всеми заданиями - возьмите радостного смайлика, если встречались трудности, но вы их старались преодолеть - задумчивого смайлика, а если совсем трудно - грустного.

Читайте также: