Кодирование как изменение формы представления информации 5 класс конспект

Обновлено: 07.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Задания для группы 7 штук.docx

Задания для группы №1

Фамилия, имя _____________________________________________________

1.Дана кодировочная таблица флажковой азбуки. Каждой букве алфавита поставлен в соответствие рисунок флажка.

Декодируйте зашифрованное слово – российский город. Ответ запишите в квадратики.

2.Разгадайте ребус (подсказка: зашифрованное слово является термином информатики)

Ответ:_____________________________

3.Замена буквы ее порядковым номером в алфавите.

Декодируйте слово, которое обозначает устройство вывода информации –

17 18 10 15 20 6 18

4.Код Цезаря

(замена буквы следующей за ней буквой по алфавиту).

Кодируем город – Я С Н Ы Й с помощью Кода Цезаря

5.Азбука Морзе

Задания для группы №2

Фамилия, имя _____________________________________________________

1.Дана кодировочная таблица флажковой азбуки. Каждой букве алфавита поставлен в соответствие рисунок флажка.

Декодируйте зашифрованное слово – российский город. Ответ запишите в квадратики.

2. Разгадайте ребус (подсказка: зашифрованное слово является термином информатики)

Ответ:_____________________________

3.Замена буквы ее порядковым номером в алфавите.

Декодируйте слово, которое обозначает устройство вывода информации –

14 16 15 10 20 16 18

4.Код Цезаря

(замена буквы следующей за ней буквой по алфавиту).

Кодируем город – Я С Н Ы Й с помощью Кода Цезаря

5.Азбука Морзе

Задания для группы №3

Фамилия, имя _____________________________________________________

1.Дана кодировочная таблица флажковой азбуки. Каждой букве алфавита поставлен в соответствие рисунок флажка.

Декодируйте зашифрованное слово – российский город. Ответ запишите в квадратики.

2. Разгадайте ребус (подсказка: зашифрованное слово является термином информатики)

Ответ:_____________________________

3.Замена буквы ее порядковым номером в алфавите.

Декодируйте слово, которое обозначает устройство ввода информации –

19 12 1 15 6 18

4.Код Цезаря

(замена буквы следующей за ней буквой по алфавиту).

Кодируем город – Я С Н Ы Й с помощью Кода Цезаря

5.Азбука Морзе

Задания для группы №4

Фамилия, имя _____________________________________________________

1.Дана кодировочная таблица флажковой азбуки. Каждой букве алфавита поставлен в соответствие рисунок флажка.

Декодируйте зашифрованное слово – российский город. Ответ запишите в квадратики.

2. Разгадайте ребус (подсказка: зашифрованное слово является термином информатики)

Ответ:_____________________________

3.Замена буквы ее порядковым номером в алфавите.

Декодируйте слово, которое обозначает устройство ввода информации –

4.Код Цезаря

(замена буквы следующей за ней буквой по алфавиту).

Кодируем город – Я С Н Ы Й с помощью Кода Цезаря

5.Азбука Морзе

Задания для группы №5

Фамилия, имя _____________________________________________________

1.Дана кодировочная таблица флажковой азбуки. Каждой букве алфавита поставлен в соответствие рисунок флажка.

Декодируйте зашифрованное слово – российский город. Ответ запишите в квадратики.

2. Разгадайте ребус (подсказка: зашифрованное слово является термином информатики)

Ответ:_____________________________

3.Замена буквы ее порядковым номером в алфавите.

Декодируйте слово, которое обозначает устройство ввода информации –

20 18 6 12 2 16 13

4.Код Цезаря

(замена буквы следующей за ней буквой по алфавиту).

Кодируем город – Я С Н Ы Й с помощью Кода Цезаря

5.Азбука Морзе

Задания для группы №6

Фамилия, имя _____________________________________________________

1.Дана кодировочная таблица флажковой азбуки. Каждой букве алфавита поставлен в соответствие рисунок флажка.

Декодируйте зашифрованное слово – российский город. Ответ запишите в квадратики.

2. Разгадайте ребус (подсказка: зашифрованное слово является термином информатики)

Ответ:_____________________________

3.Замена буквы ее порядковым номером в алфавите.

Декодируйте слово, которое обозначает устройство ввода информации –

12 13 1 3 10 1 20 21 18 1

4.Код Цезаря

(замена буквы следующей за ней буквой по алфавиту).

Кодируем город – Я С Н Ы Й с помощью Кода Цезаря

5.Азбука Морзе

Задания для группы №7

Фамилия, имя _____________________________________________________

1.Дана кодировочная таблица флажковой азбуки. Каждой букве алфавита поставлен в соответствие рисунок флажка.

Декодируйте зашифрованное слово – российский город. Ответ запишите в квадратики.

2. Разгадайте ребус (подсказка: зашифрованное слово является термином информатики)

Ответ:_____________________________

3.Замена буквы ее порядковым номером в алфавите.

Декодируйте слово, которое обозначает устройство ввода информации –

5 8 16 11 19 20 10 12

4.Код Цезаря

(замена буквы следующей за ней буквой по алфавиту).

Кодируем город – Я С Н Ы Й с помощью Кода Цезаря

5.Азбука Морзе

Выбранный для просмотра документ Урок в 5 бклассе.doc

Обучающая: способствовать формированию базовых знаний о кодировании информации в окружающем нас мире, о его значении для природы, общества и человека в повседневной жизни. Привить навык использовать в повседневной жизни необходимый конкретно в каждой ситуации код (формируются регулятивные, личностные, познавательные и коммуникативные УУД).

Воспитательная: учить аргументировано отстаивать свое мнение, знать и стремиться выполнять правила работы в группе, умение выслушать одноклассника и сделать логически правильные выводы, следующие из полученной информации. (развиваются регулятивные УУД, личностные УУД, коммуникативные УУД);

Развивающая: продолжается пополнение словарного и научного запаса слов обучащихся, к знакомым словам добавляются новые значения, вводятся новые понятия. Развиваются культура речи, логическое мышление путем совместной и самостоятельной работы на уроке (регулятивные, коммуникативные и личностные УУД);

Актуализация знаний (3)

Проверка дом задания, Кроссворд (4,5)

(6)Назови виды сигналов, с помощью которых может поступать информация от источника к приемнику; (звуковой сигнал, зрительный сигнал, световой сигнал и другие)

- Догадайся, что означает представленный сигнал для человека? (7,8)

-Преобразуй звуковой сигнал в числовую и текстовую формы.

Подумай, какое действие с информацией ты выполнил, преобразовав её?

Расшифруйте ребус и скажите о чём мы сегодня будем говорить на уроке(9)

- Что мы должны узнать на уроке? (что такое код и как кодировать информацию)

Открыли тетради, записали число и тему урока.(10)

-Ребята, а что такое обработка информации?( на столах у вас терминологические словари) (11)

Существует 2 типа обработки (12)

Обработка информации происходит при систематизации, поиске и кодировании информации. (13) (14) (15)


Нам уже знакомы некоторые виды кодирования информации. На этом уроке вспомним их и узнаем, что изменение формы представления информации – это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения и передачи.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Кодирование как изменение формы представления информации"

На сегодняшнем уроке мы познакомимся ещё с одним важным видом обработки информации ‒ изменением её формы представления, кодированием. На прошлых занятиях мы уже встречались с кодированием информации.

Система условных знаков для представления информации называется кодом.

А представление информации с помощью какого-либо кода называется кодированием.

Мы научились кодировать графическое изображение с помощью чисел на Декартовой системе координат, а значит изменять его форму представления. Изначально информация была представлена в виде рисунка, а мы закодировали ее и представили в числовой форме.


При написании изложения мы получаем аудиальную (звуковую) информацию из уст учителя, затем кодируем ее и представляем в текстовом виде.


Изменение формы информации с текстовой на графическую, происходит при рисовании иллюстраций с изображением сказочных героев к прочитанным произведениям.


Переводя текст с иностранного языка на русский, мы тоже занимаемся изменением формы представления информации. В этом примере изначально информация была представлена на английском языке, а мы, зная перевод слов, можно сказать код, представили её в другой форме, более нам привычной.


Можно сделать вывод, что изменение формы представления информации ‒ это переход от одной формы информации к другой.

Конечно, такая форма представления информации неудобна и для продавца магазина и для покупателей, желающих приобрести продукты. Вот если информация о переучёте была представлена в текстовой форме, на табличке, то такой способ представления не задерживал бы продавца, и был более удобен для восприятия покупателями.

Цель кодирования информации – это изменение её для улучшения восприятия, обработки, хранения и передачи.

Например, специальный шрифт для слепых, созданный французским изобретателем Луи Брайлем применяется для кодировки информации при написании книг. Издаются такие книги для слепых людей. Информация закодирована с помощью рельефных знаков, выдавленных на бумаге. Проводя по бумаге кончиками пальцев и осязая эти знаки, слепой человек получает информацию, то есть может читать.


Почтовый индекс – один из примеров кодирования информации. С помощь шести цифр индекса кодируется информация о районе, в который следует доставить письмо. Индекс указывается на конверте в специально отведённом для этого месте и облегчает сортировку и передачу писем.


А вся информация в компьютере закодирована с помощью двух цифр: нуля и единицы. То есть используется двоичная знаковая система. Каждый символ, который вводится с клавиатуры, кодируется цепочкой из восьми нулей или единиц.


А правила дорожного движения закодированы с помощью дорожных знаков. Эти знаки представлены в виде наглядных символических рисунков. Каждый такой знак имеет определённый смысл и управляет участниками дорожного движения.


На этом занятии мы узнали, что изменение формы представления информации – это переход от одной формы представления информации к другой, более удобной для восприятия, обработки, хранения и передачи.

Цель: Познакомить с обработкой информации, связанной с изменением формы её представления, но не изменяющей содержания, происходящей при систематизации информации, поиске информации, кодировании информации.

  1. Орг. момент:
    • Поприветствовать друг друга.
    • Объявить план сегодняшнего урока.
    • Записать число и тему .
  2. Повторение:
    • Определение понятия “обработка информации”.
    • Типы обработки информации.
    • Задачи решенные на прошлом уроке.
  3. Новый материал:
    • Кодирование и декодирование.
    • Систематизация.
    • Поиск.
  4. Практическая работа за компьютерами.
  5. Домашнее задание.
  • рабочие тетради
  • учебник “Информатика 5” под ред. Л. Л. Босовой
  • раздаточный материал (таблицы)
  • кабинет информатики, проектор, компьютеры
  • телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

Сегодня на уроке, мы, сначала, вспомним, чем занимались на прошлом уроке (неделю назад). Затем займёмся кодированием и декодированием информации, систематизацией информации и поиском информации. Запишите домашнее задание в дневники: параграф 1. 13, №8 стр. 53

- Откройте тетради, запишите число и тему урока: “Изменение формы представления информации”.

1 вопрос: Что такое обработка информации?

Ответ: Обработка информации – это решение некоторой информационной задачи. (Сначала выслушать детей, т. к. дома нужно было выучить определение из параграфа 1. 12. Затем показать слайд №2 из презентации. Дети, которые выучили и рассказали правильно, увидели подтверждение своих слов. Дети, которые дома не выучил или выучил плохо, сейчас ещё раз вспомнили определение.)

2 вопрос: С какими типами обработки информации вы знакомы?

  1. Обработка, связанная с получением новой информации.
  2. Обработка, связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая её содержания.

(Сначала выслушать детей, затем показать слайд №3)

- А ещё мы решили 2 задачи.

Вопрос: Ребята, задачи, какого типа вы чаще всего решаете на уроках математики?

Ответ: На уроках математики мы решаем чаще всего задачи похожие на первую, т. е. связанные с получением новой информации.

Молодцы. А вот процесс изменения формы представления информации часто сводится к процессам её кодирования и декодирования (раскодирования).

Графический – с помощью рисунков и знаков

Числовой – с помощью чисел

Символьный – с помощью символов алфавита

Запишите в тетради способы кодирования информации.

По первым буквам нарисованных предметов прочти имя героя.


Вопрос: Какой способ кодирования здесь представлен?

Ответ: Графический, т. к. использованы рисунки.

- Ребята, оказывается, вы сейчас изменили форму представления информации, заменили графическую на символьную (рисунки заменили буквами), но не меняли содержание.

А) (устно) По первым буквам написанных слов прочтите новое слово.

КОТ, РЫБА, ОКУНЬ, ЛЕС, ИГЛА, КОЗА

Б) (письменно в тетради) Таким же способом закодируйте своё имя.

(Устно спросить нескольких учеников результат кодировки.)

Вопрос: Какой способ кодирования информации вы использовали?

Ответ: Символьный, т. к. использованы буквы.

На уроках английского языка вы пользуетесь словарём, переводите текст с английского языка на русский, т. е. тоже изменяете форму представления информации.

Итак, при кодировании и декодировании происходит обработка информации связанная с изменением формы представления информации, а не её содержания. (слайд №9)

Ещё очень важным способом изменения формы представления информации является систематизация информации.

Систематизировать информацию – что это значит? (слайд №10)

Нам предстоит ответить на этот вопрос.

Но сначала рассмотрим несколько примеров. (слайд №11)

Задание №3 Графическую информацию замените на символьную и заполните таблицу по основному признаку предмета.


- Посмотрите внимательно и запишите названия этих предметов в таблицу.

(У всех розданы готовые таблицы. Приложение 2)

Наводящий вопрос: Как можно назвать столбцы?

  1. музыкальные инструменты
  2. спортивный инвентарь
  3. цветы

(Дети заполняют сами. Проверим ответ слайд №12)

Задание №4 Систематизируйте. (кадр №12)


Одежда Обувь Головные уборы

(Дети заполняют розданные заранее таблицы. Результат проверим устно).

Раздать быстро на несколько парт (или на все) телефонный справочник, словари, энциклопедии и т. п.

1. Ребята, посмотрите и скажите: “Как в этих источниках систематизирована информация?”

  • По алфавиту
  • По темам
  • По датам
  • По местоположению и т. п.

Вопрос: А для чего информацию расположили именно таким образом?

Возможный ответ: Информация расположена так для того, чтобы можно было быстро найти то, что нужно.

- Верно, молодцы, а теперь следующее задание устно.

Подберите синонимы к слову “Систематизировать”.

  • Расположить
  • Разобрать
  • Отсортировать
  • Разложить и п. т.

Вопрос: Ребята, как вы думаете, что значит систематизировать информацию?

(Выслушать несколько мнений и показать слайд №14)

Систематизировать - это значит расположить таким способом , чтобы можно было быстро произвести поиск нужной информации.

Вопрос: Для чего нужно систематизировать информацию?

Ответ: Систематизировать информацию нужно для того, чтобы можно было легко найти нужную информацию.

Итак, можно сделать вывод о том, что если информация систематизирована, то поиск нужной информации осуществляется быстро. (слайд №15)

Вопрос: Ребята, подумайте и скажите: “Где и как человек находит, получает информацию?” (Сначала выслушать возможные ответы)

  • Наблюдение
  • Общение
  • Чтение соответствующей литературы
  • Просмотр телепередач
  • Работа в библиотеках
  • И другие методы

Практическое задание за компьютером:

Воспользуйтесь терминологическим словарём в учебнике стр. 187 и заполните таблицу.

(Таблица уже заранее подготовлена на каждом компьютере. Дети ищут нужный материал в словаре учебника и печатают, заполняют таблицы. Приложение 3)

термины значение
код система условных знаков для представления информации
информация сведения об окружающем нас мире
пользователь человек, пользующийся услугами компьютера для получения информации или решения задач.

- Ребята, подведём итог.

(перед звонком слайд №17)

Вывод: Обработка связанная с изменением формы представления информации, но не изменяющая содержания, происходит при кодировании, систематизации и поиске.

Планируемые учебные результаты:
Предметные: представление о кодировании как изменении формы представления информации;
Метапредметные: умение преобразовывать информацию из чувственной формы в пространственно-графическую или знаково-символическую; умение перекодировать информацию из одной знаковой системы в другую; умение выбирать форму представления информации в зависимости от стоящей задачи;
Личностные: понимание роли информационных процессов в современном мире.

Решаемые учебные задачи:
1) закрепление представлений учащихся об обработке информации, не изменяющей еѐ содержания;
2) расширить представления учащихся о круге задач, связанных с изменением формы представления информации.



Читайте также: