Философская лирика есенина конспект

Обновлено: 07.07.2024

2)Проследить 2 линии (любовную и философскую) в произведении .

3)Развитие у учащихся навыков самостоятельного анализа текста. Развитие устной речи учащихся, логического мышления, умения видеть художественные средства и делать вывод.

4) Воспитание интереса к творчеству поэта, воспитание любви к Родине.

Оборудование:

-фотографии З.Райх с детьми

-иллюстрации к стихотворению

Художественно-философский мир Есенина под влиянием событий 20 века (выделение периодов (этапов) в творчестве Есенина, отношение к революции в

Домашнее задание для всех: Выразительное чтение стихотворения с анализом.

Выступления учеников:

Какова основная тема этого произведения?
( Самоопределение личности в эпоху исторического перелома. Это рассказ о прошлом и настоящем героя, обращение к оставившей его женщине).

Чему посвящено произведение? Это послание литературоведы считают целой поэмой. Они относят его к принципиально новому периоду творчества Есенина, когда его взгляды на будущее России кардинально переосмысливаются. Несмотря на то что название стихотворения несколько интимно (ведь письма адресованы кому-то лично, в данном случае - конкретной женщине), произведение посвящено теме определения во время исторического перелома отдельной личности. Лирическому герою именно форма письма помогает, обращаясь к любимой, поразмыслить о будущем и прошлом, как своем собственном, так и своей страны

Какие 2 линии прослеживаются в стихотворении?

Анализ стихотворения Есенина "Письмо к женщине" показывает, что в нем сплетаются 2 линии, 2 пласта: общественное и личное, любовь к родине и любовь к женщине. Оно начинается личным воспоминанием. Лирический герой описывает сцену расставания с любимой женщиной, которая бросала ему в лицо горькие и резкие обвинения. Женщина хотела расстаться с ним, так как считала, что ему пора приняться за дело, что его измучила ее "шальная жизнь". Лирический герой в ответ выдвигает свои обвинения. Она просто его не понимала, не могла понять душевного разлада, а также трагедии в мире, когда безвозвратно в прошлое уходит одна страна, а что-то неизведанное и совершенно новое приходит ей на смену. (Прочтение отрывка)

Сколько частей в поэме?

Как называется этот прием?
Антитеза - художественное противопоставление характеров. Обстоятельств, понятий, явлений и т.д. (Запись в тетради)

Я стал не тем, Кем был тогда.

Простите мне. Я знаю: вы не та.)

Каким же мы видим лирического героя в этом произведении?

От какого лица идет повествование?
( От первого.)

2) Ответа на вопрос ( вопрос философский): Что происходит? Попытка разобраться и осмыслить происходящее.

Лица не увидать.

Большое видится на расстоянии.

Эти слова впоследствии стали известным афоризмом. Как прав был поэт… Только спустя годы можно по-настоящему оценить случившееся. Такую попытку и делает Есенин в следующих строках своего письма, используя развернутую метафору:

За новой жизнью, новой славой

В прямую гущу бурь и вьюг

Ее направил величаво.

Что подразумевает поэт в этих строках?

Есенин тоже считает себя членом команды корабля. Наблюдая, что происходит с людьми в это жестокое время, герой:

Cпустился в корабельный трюм,

Чтоб не смотреть людскую рвоту.

Чтоб, не страдая ни о ком,

Какую страшную жизненную истину открыл для себя поэт? Как было с этим жить? Воспоминания о трагическом времени, о боли, причиненной любимой, терзают героя стихотворения. Прошлое, незабытая любовь, не дают ему покоя, он мечется, то оправдывая себя, то признавая свою вину перед любимой:

У вас была тоска

В глазах усталых.

Как построено стихотворение? Какой прием использует автор?

Следующая секстина повторяет 4 cтрофу стихотворения: автор строит письмо, используя кольцевую композицию внутри первой части стихотворения (до отточия) для передачи cвоего душевного состояния.

Посмотрим на первое пятистишье второй части . На какие размышления наводит эта часть стих-я?

Как изображается место совершения действия в стихотворении?

И чувствую и мыслю по-иному…

Хвала и слава рулевому.

О чем мы узнаем далее?

С серьезным, умным мужем:

Что не нужна вам наша маета,

Ни капельки не нужен.

Чем же заканчивается стихотворение?

Последняя секстина, благодаря красивому развернутому сравнению, звучит совсем по-пушкински: как благословение этой женщине.

Как вас ведет звезда,

Под кущей обновленной сени.

Как вы думаете, чувства героя остыли?.

Строки, которыми подписался поэт, дают полное представление о его чувствах, не остывших со временем, но вместе с тем, деликатных и не компрометирующих любимую.

Итоги урока: Стих далеко не только о любви, скорее любовная история является полотном на котором рисуется картина мира.

Многие стихи Есенина стали песнями, романсами. И эта вторая жизнь лирики поэта стала частью нашей жизни.

Поиск философских истоков и мотивов творчества Есенина. Исследование философских исканиях поэта, особенности отражения реальных жизненных событий в его сочинениях. Факторы, оказавшие влияние на изменение философских воззрений Есенина с течением времени.

Рубрика Литература
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 20.11.2018
Размер файла 14,5 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Философские мотивы лирики С.А. Есенина

Сергей Александрович Есенин - выдающийся русский поэт, представлявший новокрестьянскую поэзию и лирику, а в более позднем творчестве - имажинизм [3]. Произведения Сергея Есенина всегда очень искренни. Они пронизаны русским духом, русской православной душой простого человека. Исповедальность и откровенность - черты, отличающие лирику этого поэта. Именно они позволяют назвать творчество Есенина лирическим автобиографическим романом-исповедью в стихах.

В его творчестве трудно отделить философскую лирику от любовной, пейзажной, лирики, посвященной своей Родине - России. Философские мотивы его поэзии переплетаются с любовью к родному краю, женщине, матери, красоте вокруг себя. Он восхищается гармонией природных пейзажей. Все это в совокупности - мир, в котором живет человек, мир, который его окружает, мир, полный раздумий, тайн и загадок.

Что касается раннего творчества, поэтическое мировоззрение Есенина построено на художественном параллелизме, который наполняет произведения живыми метафорами. Поэтический мир Есенина одушевлен единым замыслом, где легко просматриваются соответствия между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы.

В ранней лирике Есенина мир и человек тесно связаны, между ними нет конфликта и противоречий [1]. Есенинский мир - это природа, связанная с человеком с самого рождения. Эта природа живая, в ней все одушевлено, взаимосвязано, все перетекает во все. Этот принцип, отличающий поэзию Есенина, является основным принципом богатейшей образности. Живой мир показан нам с помощью немалого количества олицетворений и метафор, то есть уподоблений друг другу различных на первый взгляд явлений и предметов. Это видно на примере стихотворения, которое считают первым поэтическим опытом Есенина:

Там, где капустные грядки

Красной водой поливает восход,

Клененочек маленький матке

Зеленое вымя сосет [2, с. 9].

поэт есенин философский лирика

Постепенно в творчестве Есенина рождается своеобразный пантеизм с чертами крестьянской, христианской традиции. Природа у Есенина - храм, а человек - богомолец и странник. Лирический герой как бы чувствует свое присутствие на таинственной литургии природы. Радостное и кроткое принятие жизни и своего места, ощущение жизненной полноты и одухотворенности, гармония и взаимопонимание с миром - преобладающие мотивы поэзии Сергея Александровича. Гармония и взаимопонимание с миром, природным храмом, выражаются в следующих строках:

Я - пастух; мои хоромы -

В мягкой зелени поля.

Говорят со мной коровы

На кивливом языке.

Кличут ветками в реке [Там же, с. 17].

Данные строчки говорят о том, что лирический герой неразрывно связан с природным миром, он чувствует его настроение, может подстраиваться под его переменчивый характер. Хоромы - большой природный дом, он отождествляется с местом, где человек живет, с тем, чем он владеет.

В то же самое время в лирике постепенно начинают выявляться бунтарские мотивы. Речь идет уже не о принятии мира в смиренности таким, каков он есть, а о преобразовании мира, возможно даже бросив вызов Богу. Наверняка на поэта повлияли идеи Февральской и Октябрьской революций. Он болезненно переживал революционные события, резкие перемены в деревне и деревенском укладе жизни. По мнению поэта, все это означало гибель кроткой патриархальной Руси. Есенину казалась, что исчезла родная и поэтическая природа, а значит, исчезли и чувства, с нею связанные.

Языком вылижу на иконах я

Лики мучеников и святых.

Обещаю вам град Инонию,

Где живет Божество живых [Там же, с. 295]!

Стоит сказать, что этот богоборческий дух скорее отражен в поэмах, нежели в лирике.

Мотив странничества и проповедования иночества - один из ключевых мотивов в творчестве Сергея Есенина. По его мнению, человек - странник и гость на земле, который утратил все связи с прошлым. Частый образ в его произведениях - образ дороги, который олицетворяет жизненный путь человека, скоротечность жизни и то, что человек не должен стоять на месте, а идти всегда вперед, несмотря ни на что. Человек приходит в этот мир как гость и уходит так же:

Ведь каждый в мире странник -

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом [Там же, с. 149].

Еще один часто встречающийся мотив - мотив дома. Дом - это место уюта, место, примиряющее и роднящее человека с внешним миром. Если странник покидает дом, то нить, связывающая его с ним, не обрывается. Он все равно помнит родное место, несмотря на то, что прошло уже много лет.

Мотив возвращения домой ассоциируется с завершением жизни, служит залогом возвращения на свое место.

Мотив осени у Есенина - это завершение жизни и предчувствие конца. Все черты осенней природы созвучны с чертами человека перед уходом из жизни и наоборот [1]. Мотив осени акцентирует сопричастность человеческой жизни и природного, растительного. Есенин верит и в цикличность мира: увядает природа, увядает и человек, но мир живет, и все повторяется снова и снова. Такие трагические размышления о конце жизни связаны с депрессией поэта последних годов его жизни.

Но лирический герой благодарно и благородно принимает смерть как часть бытия:

Будь же ты навек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть [2, с. 7].

В свою очередь природа Есенина неравнодушна к человеку. Его природа не абстрактная, а конкретная, она теплее, мелодичнее, человечнее. Она живая, она грустит о краткости человеческой жизни, ее грусть проявляется во всем ее образе:

О всех ушедших грезит конопляник

С широким месяцем над голубым прудом [Там же, с. 149].

Поэзия Есенина дарит читателю ощущение гармонии бытия, разнообразия жизни с ее радостями и тревогами, взлетами и падениями. Она говорит о ценности жизни, показывает чувство связи человека со всем, что его окружает.

Список источников

1. Есенин С.А. Избранное. М.: Молодая гвардия, 1988. 402 с.

2. Есенин С.А. Сборник стихотворений. М.: Эксмо, 2015. 381 с.

3. Павлов П.В. Писатель Есенин. М.: Молодая гвардия, 1988. 355 с.

Подобные документы

Периоды жизни и творчества С. Есенина по Л.В. Занковской. Особенности стихов С. Есенина, посвященных России. Отношение писателей-эмигрантов к поэзии русского поэта. Взаимосвязь народного творчества и космических мотивов в творчестве С. Есенина.

реферат [27,8 K], добавлен 08.07.2010

Красота и богатство лирики Есенина. Особенности художественного стиля, метафоры. Поэтическая лексика, техника. Луна в поэзии Есенина. Тема деревни, родины, любви в лирике Есенина. Предшественники и последователи. Есенин и древнерусская литература.

курсовая работа [192,8 K], добавлен 21.11.2008

Описание основных фактов из жизни Сергея Александровича Есенина. Их отражение в творчестве и проявление в ведущих мотивах его произведений. Признание первого стихотворения поэта. Отношение Есенина к революции. Самобытность его поэзии. Образ жизни поэта.

контрольная работа [17,3 K], добавлен 04.01.2012

Экзистенциальная проблематика в творчестве Есенина. Поэзия С. Есенина и философия "экзистенциалистов". Философия творчества С. Есенина. Лирический субъект есенинской поэзии ощущает свой внутренний конфликт с новой реальностью.

реферат [22,4 K], добавлен 06.11.2005

Устная народная поэзия и непосредственные впечатления об окружающем мире как основной источник раннего творчества поэта. Отзвуки популярных фольклорных жанров в поэзии С.А. Есенина. Художественный яркий, запоминающийся образ в частушках С.А. Есенина.

Урок-лекция по литературе

Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова. На разных этапах своего творчества поэта интересовали разные вопросы и проблемы. Его лирический герой предстает перед нами в образе то забияки и сорванца, то глубоко лиричного поэта. И Есенину, называвшему себя "последним поэтом деревни", было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, "последнего поэта деревни", Сергея Александровича Есенина. Данный материал адресован учителям литературы

ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА

СЕРГЕЯ ЕСЕНИНА

Урок- лекция по литературе 11 класс

Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова. На разных этапах своего творчества поэта интересовали разные вопросы и проблемы. Его лирический герой предстает перед нами в образе то забияки и сорванца, то глубоко лиричного поэта.

«Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Жизненный путь пройден, природа завершила свой круг.

Соотношение весны человека и догорающего костра жизни выражено через зримый предметный образ:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Несмотря на это, лирическому герою не жаль прошедшей жизни, так как бытие воспринимается им как преходящее.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком…

Скажите так…что роща золотая

Отговорила милым языком.

Несмотря на трагическое звучание стихотворения, воспоминания о прошумевшей жизни вызывают у читателя принятие смерти как данности. Эта элегия очень похожа на исповедь лирического героя. Есенин поднялся над своей личной трагедией к общечеловеческим высотам.

В этих последних строках поэт поднимает вопрос о своем творчестве (роща золотая-золотоголовый поэт (автобиографический образ неоднократно встречается в поэзии Есенина); падающие листья-слова-строки-стихи). Поэт полон сомнений и раздумий не только о жизни, но и о судьбе своих стихов.

Сходство проявляется даже в образах; поэт чувствует, что молодость безвозвратно прошла, пути в прошлое нет, и каждый человек когда-нибудь покинет этот мир, как когда-то в него пришел. Это гармоничное, спокойное восприятие жизни Есенин передает опять же через образы природы, причем символические: "роща" - это вся жизнь героя, его судьба; юность всегда ассоциируется с голубым или сиреневым цветами ("души сиреневая цветь"), старость - кисти рябины, а вся жизнь передается через образное сравнение:

«Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охваченный,

«Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь.

Будь же ты вовек благословенно,

Именно к природе взывает лирический герой, именно с ней горче всего прощаться, стоя у роковой черты.

Человеческая душа и Мир едины. однако, порою это единство нарушается, трагическая дисгармония разрушает идиллическое существование.

«Покатились глаза собачьи

« В синюю высь звонко

Глядела она, скуля,

А месяц скользил, тонкий,

«Мы теперь уходим понемногу

«Может быть, и скоро мне в дорогу

Однако вторая строфа совсем иная по настроению. Она убеждает, что лирический герой еще не готов пройти по этой скорбной дороге. Яркие олицетворения, трогательный эпитет, восклицательная интонация, обращения и использование личных местоимений свидетельствуют о жизнелюбии, о трепетном отношении к русской природе:

«Милые березовые чащи!

Ты, земля! И вы, равнин пески

Но не только плотскими страстями была наполнена жизнь лирического героя:

«Много дум я в тишине продумал

Так и нужно жить, понимая, что ты -не хозяин природы, мира, а их часть. Нужно наслаждаться возможностью созерцать красоты земли, нужно просто жить:

«Счастлив тем, что я дышал и жил.

Счастлив тем, что целовал я женщин,

Нужно ценить то, что дала нам жизнь, радоваться каждому дню, любить живых.

В стихотворении “По осеннему кычет сова” (1920) появляется образ лирического героя, осознающего бренность своего существования, неизбежность ухода, неизбежность смены поколений: “Новый с поля придет поэт, В новом лес огласится свисте…”.Но поэт ощущает свою слитность с природой, считая себя частицей ее. Поэтому возникает пейзаж (“раздолье дорожной рани”, “по-осеннему сыплет ветер, по-осеннему шепчут листья”), передающий психологическое состояние героя.

До свиданья, друг мой, до свиданья.

Милый мой, ты у меня в груди.

Обещает встречу впереди.

До свиданья, друг мой, без руки, без слова,

Не грусти и не печаль бровей, —

В этой жизни умирать не ново,

Но и жить, конечно, не новей.

Действительно, Есенин прожил недолгую, но очень яркую жизнь, во многом трагичную; надолго поэтов, творивших после революции, пришлись тяжелые испытания, в первую очередь - гнетущая проблема выбора, решить которую было для многих очень непросто. И Есенину, называвшему себя "последним поэтом деревни", было необычайно сложно продолжать творить в условиях цензуры, слежки, недоверия. Но даже за такой короткий срок поэт успел так много понять, осмыслить и выразить это в поэтической форме, что литературное наследство, оставленное им, многогранное, сочетающее в себе множество мотивов, образов, тем, идей, остается памятником таланту русского крестьянского поэта, "последнего поэта деревни", Сергея Александровича Есенина. Очень сложно выбрать есенинские стихотворения, относящиеся к философской лирике, потому что все его творчество таково. Размышляя о природе, о Родине, о своей личной судьбе, поэт неизбежно приходит к мысли о том, жизнь нужно принимать такой, какая она есть:

Привет тебе, жизни денница!

Встаю, одеваюсь, иду.

Дымком отдает росяница

На яблонях белых в саду.

И на ней человек

Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным:

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Список использованной литературы

1. Воронова О.Е. Мировое есениноведение: современные аспекты интерпретации творчества С. Есенина// Филологические науки. 1992. № 2.

2. Хазан В.И. Проблемы поэтики С.А. Есенина. М.; Грозный, 1989. С. 71.

3. Федотов Г.П. Стихи духовные. Русская народная вера по духовным стихам. М., 1991. С. 182

4. Мусатов В.В. Поэтический мир Сергея Есенина // Литература в школе, 1995. № 6.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 занятие Литература 11 класс

Философская лирика Сергея Есенина

- Изучить данную статью

Философские мотивы лирики С. Есенина

Философская лирика Есенина очень сложна и многопланова. На разных этапах своего творчества поэта интересовали разные вопросы и проблемы. Его лирический герой предстает перед нами в образе то забияки и сорванца, то глубоко лиричного поэта.

Особенностью философской лирики поэта является и то, что она запечатлевает духовный путь поэта с ошибками и прозрениями, характерными для человека его поколения. Поэт философски осмысляет путь человека только в незыблемой связи с Родиной, а поэтом называет лишь того, кто имеет чувство Родины.

Начиная с ранних стихов, для поэтического мироощущения Есенина характерен художественный параллелизм, обусловивший своеобразие метафор в его лирике. Для поэта мир одушевлен единым замыслом, и соответствия легко просматриваются между явлениями человеческого и природного, животного и растительного, земного и небесного, живого и неорганического мира, рождая необычные образы:

Там, где капустные грядки
Красной водой поливает восход,
Клененочек маленький матке
Зеленое вымя сосет.

Основными мотивами и темами лирики поэта являются тема Родины и природы, тема революции, мотив трагического размышления поэта о жизни и некоторые другие.

Отговорила роща золотая.

Отговорила роща золотая

Березовым, веселым языком,

И журавли, печально пролетая,

Уж не жалеют больше ни о ком.

Кого жалеть? Ведь каждый в мире странник —

Пройдет, зайдет и вновь оставит дом.

О всех ушедших грезит коноплянник

С широким месяцем над голубым прудом.

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности веселой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль.

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костер рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Не обгорят рябиновые кисти,

От желтизны не пропадет трава.

Как дерево роняет тихо листья,

Так я роняю грустные слова.

И если время, ветром разметая,

Сгребет их все в один ненужный ком.

Скажите так. что роща золотая

Отговорила милым языком.

размышления героя об ушедшей юности тесно переплетаются с тем, что происходит в природе:

Стою один среди равнины голой,

А журавлей относит ветер в даль,

Я полон дум о юности весёлой,

Но ничего в прошедшем мне не жаль…

Лирический герой обращается к своему прошлому и его одолевает грусть по ушедшему времени. Однако герой не испытывает чувства разочарования, в нем нет желания повернуть время вспять, изменить то, что было:

Не жаль мне лет, растраченных напрасно,

Не жаль души сиреневую цветь.

В саду горит костёр рябины красной,

Но никого не может он согреть.

Когда Есенин убедился, что революция ускорит переход России с полупатриархальной колеи на магистрали современной машинной техники, он воспринял это очень болезненно. Реальные революционные события, резкие перемены в деревне - всё это в представлении Есенина гласило о гибели кроткой, созданной, главным образом, воображением поэта патриархальной, уединенной, с замкнутыми обычаями и интересами Руси. Крушение этого иллюзорного представления о деревенской России было закономерным, но при этом Есенину казалось, что исчезла близкая природе и глубоко поэтическая область жизни, а значит, и область чувств. А с ней у поэта связывался недостижимый идеал душевного мира, ясности, чего-то радушного и покойного.

Не жалею, не зову, не плачу,

Всё пройдёт, как с белых яблонь дым.

Увяданья золотом охвачен,

Я не буду больше молодым.

Оттого особенно глубоким и значимым для характеристики его внутреннего мира предстает вывод стихотворения:

Будь же ты вовек благословенно,
Что пришло процвесть и умереть.

Жизнь – обман с чарующей тоскою.

Оттого так и сильна она,

Что своею грубою рукою

Роковые пишет письмена….

Но и все ж, теснимый и гонимый,

Я, смотря с улыбкой на зарю,

На земле, мне близкой и любимой,

Эту жизнь за все благодарю.

Поэт приводит нас к мысли о незащищенности человека от темного как в себе. Его лирический герой все же лишь герой, отражающий мысль поэта, и вряд ли можно ставить знак равенства между ним и автором даже при глубокой исповедальности лирики Есенина.

В горниле сомнений росла философская зрелость Есенина. Преодоление себя, своей души в слове и обретение своего духа через слово есть самое таинственное и могущественное в творчестве С. Есенина:

Все мы, все мы в этом мире тленны,

Тихо льется с кленов листьев медь…

Будь же ты вовек благословенно,

Что пришло процвесть и умереть.

Таким образом, философская лирика Сергея Есенина тесно связана с существованием человека, со смыслом его жизни. Поэт принимает изменчивость и быстротечность времени и считает такой закон жизни естественным и самым верным.

Читайте также: