Конспект урока изо 1 класс осенний пейзаж

Обновлено: 07.07.2024

Бесплатное участие. Свидетельство СМИ сразу.
До 500 000 руб. ежемесячно и 10 документов.

Конспект урока по изобразительному искусству для 1 класса по программе В.С.Кузина. В разработке урока содержатся основные теоретические сведения,подробное описание технологических приемов и этапов выполнения работы,систематизированный набор упражнений и заданий,направленных на решение образовательных задач,развитие творческого потенциала. Урок соответствует требованиям федерального государственного образовательного стандарта.

Материалы: акварель, кисти, альбомные листы

Организация детей на урок: Приветствие.
Проверка готовности учащегося к уроку: на столе должны лежать краски акварельные, альбом, кисть, простой карандаш, ластик.

Учитель:
- Ребята,какое сейчас время года?(осень)
- Докажите мне,что сейчас осень!
(похолодание, выпадают осадки, на небе тёмные облака, небо низкое и серое, над водоёмами бывают туманы, мокрая, влажная почва, листья желтеют и краснеют.)
-Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?
(ответы детей)


- Об этих изменениях расскажет нам стихотворение:
Учитель читает стихотворение.
Художница-Осень рисует пейзаж,
Берёт в свои руки простой карандаш,
Наносит им плавно дожди и ветра,
И жар от горящего чудо костра.

Сентябрь с ней в паре рисует картину,
Кладёт ей грибы и орехи в корзину,
Листвой устилает поля и луга,
И птиц всех сгоняет на те берега.

Художница-Осень закончив наброски,
Представила будто она - Айвазовский,
И свой карандаш обменяла на кисть,
Чтоб сочные краски как море лились.

Сентябрь и Осень – хорошая пара,
Мне ночью об этом пропела гитара,
Они дополняют друг друга искусно,
Когда они рядом – им вместе не грустно.

- Ребята, сегодня мы с вами ,как настоящие художники будем рисовать осенний
пейзаж.
- Кто из вас знает ,что такое пейзаж?
(ответы детей)


-Пейзаж-это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.
(родной природы- лес, поле, озеро….море -морской пейзаж, горы-горный, космос-космический, сельский-деревня, лес, архитектурный-город, дома, сказочный-сказка, фантазия)

- Пейзаж можно рисовать с натуры, например выехать на природу,а можно придумать самому.

- Для того чтобы правильно нарисовать пейзаж нужно знать о трех законах линии горизонта, ближнем и дальнем планах.

- А вы ребята знаете, что такое Линия горизонта?



- Чтобы не запутаться в размерах предметов, при рисовании, нужно сначала провести
Линию горизонта.
- У края листа буде крупный и яркий БЛИЖНИЙ ПЛАН,а около линии горизонта
ДАЛЬНИЙ ПЛАН мелкий и бледных цветов.


В рисовании существуют три правила,три закона,о которых помнит каждый художник
создавая свою картину.
! 1правило: Все линии,удаляясь от наших глаз,стремятся слиться в точку на линии
горизонта.
! 2 правило: Все предметы удаляясь от нас,уменьшаются в размерах,пока не
Превратятся в точку на линии горизонта.
! 3 правило: Все цвета предметов бледнеют и размываются сильнее и сильнее
при удалении от наших глаз к линии горизонта.

- Ребята,а какие цвета мы будем использовать рисуя осенний пейзаж?




- В каком жанре изобразительного искусства работал художник-пейзаж,портрет,натюрморт?
- Рассмотрите репродукцию и скажите,что на ней изображено?
- Какие цвета использовал И.Левитан рисуя эту картину?
- Кто может оказать линию горизонта на этой репродукции?
- Покажите ближний план,что на нём изображено?
- Покажите дальний план,что на нём изображено?
- С помощью каких художественных средств художнику удалось передать осеннее настроение?

Что особенно вам понравилось или не понравилось в картине?

Физкультминутка:
Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь.

Самостоятельная работа учащихся:
- А теперь вы поработаете самостоятельно.

Нарисуете свой осенний пейзаж.

Учитель напоминает о правилах работы акварельными красками.(дети выполняют работу сначала простым карандашом,затем в цвете,при помощи акварели)



Итоги урока:
- С каким жанром изобразительного искусства мы с вами сегодня познакомились?
- Что такое пейзаж?
- Что называется линией горизонта?
- Какие законы вы узнали?
- Как изображаются предметы на дальнем и ближнем планах?

Урок по основам перспективы для 1 класса. Как художник передает пространство? Как нарисовать деревья ближе-дальше?Как нарисовать реку и тропинку ,чтобы они удалялись? Ответы на эти вопросы в уроке-презентации для 1 класса >.

ВложениеРазмер
konspekt_uroka_izo.doc 34.5 КБ
prezentaciya_izo1.ppt 2.78 МБ

Предварительный просмотр:

Изобразительное искусство 1 класс.

Осенний пейзаж (выполнение работы красками ).

- познакомить детей с разнообразием пейзажных сюжетов;

- показать роль искусства в понимании красоты природы;

- учить определять линию горизонта на пейзаже.

- рисовать ,думать, анализировать.

- развивать воображение, творческую фантазию;

Комбинированный с использованием компьютерной презентации.

Мультимедийный проектор, компьютер, наглядные пособия,выполненные специально для этого урока.

Листы бумаги формата А3, краски - гуашь, кисти, репродукции картин И.И.Левитана и современных художников.

1. Организационный момент.

2. Повторение пройденного.

3. Изложение нового материала.

4. Самостоятельная работа учащихся.

5. Закрепление полученных знаний.

Проверка готовности учащихся к уроку,

Как называются краски, которые стоят у вас на столе?

Чтобы получить оттенки цвета и новые цвета нам нужна палитра .Помните ,как пользоваться палитрой ? Как правильно держать кисть в руке ,чтобы она тонко рисовала?

Изложение нового материала

Кто в наше время не знает, что такое пейзаж? Это картина, на которой изображены лес, поле, река, море или город, деревня, и т.д.

Пейзаж – это непосредственный отзвук души человека, зеркала его внутреннего мира. Но нарисовать пейзаж так, чтобы передать в нем пространство, как настоящие художники ,не просто. И сегодня на уроке мы узнаем секрет, как нарисовать пейзаж так ,чтобы в нем показать глубину пространства.(Слайд№1).Сначала мы посмотрим , как это делал знаменитый русский художник И.И.Левитан.(слайд№2).Перед картинами этого художника в музеях люди останавливаются и долго рассматривают их. Картины И.И.Левитана пронизаны грустью засыпающей природы ,и необыкновенной глубиной пространства ,так мастерски изображенным им.

Давайте и мы сегодня узнаем и попробуем применить в нашей работе секрет ,который знал художник.

Давайте внимательно посмотрим на пейзаж (слайд№3).На этом пейзаже только небо и земля. А разделяет их линия горизонта. Кто покажет мне линию горизонта на пейзаже? (Учащиеся быстро справляются с этой задачей.)

(Слайд №4).А этот пейзаж тоже имеет линию горизонта , только она спряталась за деревья, горы. Кто может показать линию горизонта на этой работе?

А теперь давайте сравним величину предметов(деревьев) там ,далеко у линии горизонта, и близко к зрителю .Чем они отличаются ?Правильно .Все что далеко от нас и находится у линии горизонта ,становится маленьким .А то ,что близко к нижнему краю листа. Наоборот становится большим .Вот и весь секрет изображения пространства плоскости листа. Называется он перспективой. Есть даже наука такая перспектива .И с каждым годом обучения вы будете узнавать о ней все больше и больше.А теперь давайте расставим магнитные осенние деревья так, чтобы на доске изобразить глубину пространства.Учащиеся,выразившие желание, подходят,расставляют деревья из картона на магните (большие близко,маленькие относят к линии горизонта.).Успешно справляются.

А теперь скажите мне , какими цветами мы будем рисовать наш пейзаж?(Слайд№5)Называют правильно.Давайте посмотрим и полюбуемся осенними пейзажами современных художников.(Слайды№№6,7,8) Звучит Сентиментальный вальс Чайковского.После просмотра-

Ну теперь,когда вы все узнали,давайте нарисуем,как настоящие художники осенние деревья и грибы в лесу Близко и далеко.Учащиеся начинают рисовать,учитель ходит между рядами и отвечает на возникающие вопросы

Цель: Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего мира, его художественного смысла.

Задачи урока :

1. Закрепить знания о цветоведении, о теплых и холодных цветах.

2. Развивать образное мышление, умение видеть богатство цвета в окружающем мире, развивать моторику, зрительную и эмоциональную память, видеть прекрасное в обычных вещах.

3. Создать на уроке творческую атмосферу, способствующую развитию активности детей и творческих способностей, раскрыть детям красоту осенней природы.

4. Воспитать аккуратное отношение к материалам и инструментам.

Оборудование для учителя:

1. Репродукции картин художников (Левитан, Андреев).

2. Интерактивная доска, презентация. Последовательное изображение пейзажа.

Оборудование для учеников: лист бумаги А4, краски гуашь, кисти №8, №5, №2, №1, вода, палитра, салфетка.

План урока :

Организационное начало урока.

Ребята! На уроке изобразительного искусства я желаю вам хорошего настроения и творческих успехов в работе!

А что мы сегодня будем рисовать, вы сейчас узнаете:

Если видишь, на картине нарисована река,

Или ель и белый иней, или сад и облака,

Или снежная равнина, или поле и шалаш -

Обязательно картина называется … (ПЕЙЗАЖ).

Вы догадались, чем мы будем заниматься? (ответы детей)

Для того, чтобы попасть в королевство красок, нужно приготовить к уроку необходимые принадлежности. Отгадайте какие:

Я в руке своей держу радуги кусочек.

Он поможет серый мир превратить в цветочек. (краски)

Только в гуашь уткнусь я хвостиком

Буду рисовать то, что попросите. (кисть)

Имею я большой запас бумаги для каждого из вас. (альбом)

Чёрный Ивашка, деревянная рубашка,

Где носом проведёт,

Там заметку кладёт. (карандаш)

Молодцы! Всё отгадали. Постарайтесь их не забывать.

Организация рабочего места.

Но и это ещё не всё. Любой художник, даже самый великий начинает работу с организации рабочего места, чтобы ему было удобно заниматься творчеством.

Сейчас мы этим и займёмся.

- для того, чтобы не запачкать парту красками, нужно постелить на неё клеёнку;

- чтобы краски не пачкались при работе, нужно кисточку промывать в баночке с водой. Баночку ставим с той стороны, где рабочая рука.

- кисть не нужно опускать полностью в краску, достаточно обмакнуть полхвостика.

Подготовка к выполнению практической работы.

Ребята, перед вами на столе лежат краски разных цветов. Назовите эти цвета (ответы детей). А ещё какие цвета знаете?

Скажите, что вам напоминает каждый цвет? (жёлтый – солнце, зелёный – траву)

Прежде, чем начать рисовать, нужно кисточку опустить в воду, затем взять на неё краску. Каждый раз меняя цвет, нужно кисточку хорошо мыть в банке с водой, а лишнюю воду можно промокнуть салфеткой.

Хранить краски надо чистыми, а вот на бумаге и палитре их можно и нужно смешивать.

Работа над новым материалом.

Мы с вами неоднократно читали стихи об осени. Я хотела бы сейчас прочитать ещё одно стихотворение, посвящё нное этому прекрасному времени года:

Стало вдруг светлее вдвое,

Двор, как в солнечных лучах,

Это платье золотое

У берёзы на плечах.

Утром мы во двор идём –

Листья сыплются дождём,

Под ногами шелестят,

И летят… летят… летят…

Много художников создали свои полотна о лесе в разное время года.

(Показ и демонстрация репродукций на экране). Учитель комментирует репродукции художников. Обращает внимание детей на цветовые решения картин, эмоциональную сторону восприятия, детализацию, состояние погоды, композицию. Вызывает желание бережно относиться к природе и любить её, любить свой край свою Родину.

Сейчас вы становитесь художниками и перед вами стоит задача – создать осенний пейзаж. Для этого вы проявите смелость, фантазию, своё творчество и вы будите экспериментировать с красками, создавать разные смеси оттенков.

Рассматривание педагогического рисунка. Учитель объясняет и показывает последовательность выполнения рисунка.

Самостоятельная работа учащихся.

Дети выполняют свою творческую работу с опорой на просмотренный материал и помощь учителя. Промывают кисти и убирают краски, своё рабочее место.

Итог урока. Рефлексия.

Проводится выставка и просмотр детских работ.

-Давайте полюбуемся на ваши работы, на сказочный волшебный осенний лес, в котором светит яркое солнце и падают листья.

-Молодцы! Вы просто умницы! У вас получились прекрасные работы. Мне очень они нравятся.

-Вам понравилось создавать такие интересные работы? (Да)

–Благодаря нашей творческой работе у нас в классе ещё долгое время будет стоять осень. Поблагодарим друг друга за работу, за такое интересное дело.

- Что нового открыли вы для себя на уроке?

(Смешивать краски, работать по – сырому. Работать коллективно. Быть аккуратными и старательными. Делать приятное другим – это здорово.)

Прикреплённые файлы:

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема : Рисование осеннего пейзажа

«Собрались все дети тут,

Я твой друг и ты мой друг.

Крепко за руки возьмёмся

И друг другу улыбнёмся.

2. Цели и задачи урока

- Вы правильно догадались, о чём сегодня мы будем говорить на уроке? (Об осени)

- Как вы думаете, какие у нас с вами цели и задачи урока?

- Чему мы должны научиться?

- Что нам для этого нужно?

УЧИТЕЛЬ : А что вы знаете об осени ? Докажите мне, что сейчас осень! (Дети называют признаки осени ) .

- (похолодание, выпадают осадки, на небе тёмные облака, небо низкое и серое, над водоёмами бывают туманы, мокрая, влажная почва, листья желтеют и краснеют.)
- Какие изменения произошли в природе с наступлением осени?
(ответы детей)

УЧИТЕЛЬ : Да, ребята, осень – чудесная и удивительная пора ! Это немного грустное, но и прекрасное время года. Осень – любимое время многих поэтов, художников, музыкантов. Многие поэты, писатели, композиторы, художники посвящали ей свои замечательные произведения, они восхищались красотой осени. Знаменитых художников-пейзажистов вдохновляла Госпожа Осень и ими были созданы в ее честь картины с чудесными осенними пейзажами .

- Что изображено на картине?

- Знакома ли вам эта картина?
- Как зовут художника?
- Название репродукции?

- Какое у вас возникает настроение, когда вы смотрите на эту репродукцию? Какие краски использовал художник, какой период осени изображён?

УЧИТЕЛЬ : На картине Левитана "Золотая осень" (1895), изображен березовый лес, наряд у него ярко-желтый и охристо-оранжевый . Трава приобретает тусклые оттенки. Небо более глубокого серо-синего цвета.

- Ребята, сегодня мы с вами, как настоящие художники будем рисовать осенний
пейзаж.
- Кто из вас знает, что такое пейзаж?
(ответы детей)

УЧИТЕЛЬ : Пейзаж - это французское слово, которое обозначает изображение природной среды.
(родной природы- лес, поле, озеро….море -морской пейзаж, горы-горный, космос-космический, сельский-деревня, лес, архитектурный-город, дома, сказочный-сказка, фантазия)

- Пейзаж можно рисовать с натуры, например, выехать на природу, а можно придумать самому.

Для своей работы Осень, как художник, взяла самые яркие краски и прежде всего отправилась с ними в лес. Там и принялась за свою картину.

Берёзы и клёны покрыла Осень лимонной желтизной. А листья осинок разрумянила, будто спелые яблоки. Стал осинник весь ярко-красный, весь как огонь горит.

Забрела Осень на лесную поляну и Могучий дуб одела в медную кованую броню. Густые, развесистые липы нарядила в убор из золотой парчи.

Все деревья и даже кусты разукрасила Осень по-своему, по-осеннему: кого в жёлтый наряд, кого в ярко-красный. Одни только сосны да ели не знала она , как разукрасить. У них ведь на ветках не листья, а иглы, их и не разрисуешь. Пусть как были летом, так и останутся.

Вот и остались сосны да ели по-летнему тёмно-зелёными. И от этого ещё наряднее сделался лес в своём пёстром осеннем уборе. Довольна Осень своей работой!

Б еседа по прочитанному .

УЧИТЕЛЬ : Как раскрасила Осень деревья , кусты? Какие краски использовала?

УЧИТЕЛЬ : Ребята, мы с вами, рисуя осенние пейзажи, какие будем использовать цвета?

- Представьте, что мы идём на чудесную полянку набирать листья !

(все встали) Физминутка

Мы - листочки, мы - листочки,
Мы - осенние листочки,
Мы на веточках сидели,
Ветер дунул, полетели - 2 раза
И на землю тихо сели…

4. Объяснение материала

УЧИТЕЛЬ : «Вот сколько чудесных листочков мы насобирали. Рассмотрите внимательно листья. Оказывается, они похожи на деревья – крона, прожилки – веточки, черенок – ствол.

Показ учителя

Берём лист дерева, кладём его на подкладной листок, красим его яркой краской с помощью кисточки (можно красить один листик разными красками, краски сольются, и получатся разные и очень необычные оттенки); аккуратно переворачиваем на лист бумаги, прижимаем салфеткой, после чего салфетку убираем; так заполняем весь рисунок. Затем дорисовываем стволы , траву, кусты, небо, солнце, облака.

УЧИТЕЛЬ: Перед работой выполним гимнастику для пальчиков с карандашом, будем растирать карандаш между ладошек и пальчиков

«Карандаш наш, карандаш,

ты помощник, друг ты наш,

помоги нам рисовать ,

пальчики свои размять,

чтоб картина получилась,

5. Самостоятельная работа

УЧИТЕЛЬ : Теперь давайте приниматься за работу! Рисовать осенние пейзажи мы будем на отдельных листах формата А3 . Работать будем в паре. При работе нужно советоваться друг с другом, работать дружно, сообща и тихонечко.

(Во время работы учитель помогает, советует, следит за осанкой)

Подведение итога.

Рефлексия. Оценивание.

УЧИТЕЛЬ : Пока сохнут пейзажи , подведем итог.

- Что мы рисовали , что такое пейзаж , каким способом мы его рисовали , понравилось ли так рисовать , какое настроение и т. п.

- Мне больше всего понравилось/не понравилось…………

- Что получилось / не получилось?

Самооценивание

----- красный листочек - если всё вам удалось на уроке, всё у вас получилось и у вас приподнятое настроение;

----- жёлтый листочек – если у вас получается, но еще не так, как бы этого вы хотели;

----- зелёный листочек – что-то пока не получилось, вы затрудняетесь и еще нужно поучиться.

(Дети прикрепляют листочки на дерево)

- Сегодня хорошо поработала пара ________________

Читайте также: