Роман повесть рассказ конспект урока

Обновлено: 05.07.2024

Увы, это не совсем так. Потому что разница все же есть — по наполнению, композиции и т.д.

К тому же для издателя — это очень важно! Потому что на первый план выходит объем.

"Зачем мне объем в знаках? Я считаю в страницах!"

Я понимаю, что когда пишешь в телефоне или в гугл-доксе, отслеживать объем в знаках или словах бывает сложно. И очень часто современные авторы не понимают, как можно считать объем в знаках или авторских листах.

Увы, поверьте, это очень нужно. По крайней мере, если вы собираетесь представлять свои произведения в бумажные журналы или книжные издательства. От объема зависит толщина книги, а от нее — цена. Как ни печально, но сегодня бумага и типография стоят в несколько раз дороже, чем все издательские расходы и гонорар автора вместе взятые.

Поэтому я очень рекомендую с самого начала привыкать к оценке объема текста в знаках. В Word это легко — статистика сразу показывает объем текста в словах и знаках. Как это посмотреть? Внизу слева экрана Word есть окошко "Число слов" — если щелкнуть по нему, откроется статистика всего документа. Знаки для издательств считаются вместе с пробелами (без учета пробелов считают только очень жадные заказчики рерайта или копирайта).

Если вы работаете не в Ворде, то используйте онлайн-сервисы. Хотя бы для того, чтобы понять, сколько в конкретно ваших текстах примерно знаков на одной странице — привычные шрифты у всех разные, так что и объем в страницах у всех разный. Кстати, обилие диалогов или нудных описаний без разбивки на абзацы тоже существенно влияют на объем текста, так что считать в страницах — безумная затея.

Как найти нужный онлайн-сервис? Наберите в поисковике "сколько знаков" — и вам выбросит множество онлайн счетчиков, правда многие имеют ограничения по объему текста, так что считать придется кусками по несколько страниц за раз.

Когда вы знаете объем произведения в знаках, легко можете посчитать его объем в авторских листах:

Но это в среднем, для примерного расчета объема рукописи. Если в ней много списков, диалогов с короткими вопросами, есть картинки, ноты и т.д., то объем печатного текста может серьезно возрасти. Подробнее можете почитать. тут.

Сколько знаков в рассказе, повести, романе?

Точного различия между рассказом, повестью и романом нет. Но для удобства издателя обычно разделяют примерно так:

Зачем нужна разбивка на главы?

Если действие линейно и излагается от лица только ГГ, главы могут быть вообще не нужны.

Да и в электронном виде по главам бывает легче читать.

Длина глав

Если хотите привлечь читателя на лит.портале, то главы лучше делать не слишком длинными (10-15 тыс.зн.) — при каждом обновлении (выкладывании новой главы) ваше произведение поднимается вверх в ленте и шансов, что его увидит больше читателей, поднимаются.

Правда, сейчас некоторые порталы поднимают в ленте только когда обновление составит определенное количество знаков (например, на ЛитНет — больше 20 тыс.зн.).

Но все же чаще длина глав зависит от писателя и от конкретного произведения. Например, для меня самый удобный размер главы — 15-20 тыс. зн., а для Роулинг — 30-35 тыс. зн., а есть люди, которым комфортнее всего коротенькие главы 2-3 тыс. зн.). При этом любой может написать главу и 5, и 50 тыс. знаков.

Предтекстовое задание на с. 76 является обязательным. Необходимо, чтобы учащиеся самостоятельно узнали о значении необходимых для понимания текста слов.

Учащиеся осознаЮт особенность эпического повествования: рассказ о событии, отстранённом от автора, созданном его творческой фантазией; умеют отличать произведения разных эпических жанров (без заучивания терминов) не по формальному признаку (объём), а по масштабу изображаемого события; владеют начальными приёмами анализа эпического произведения: характеризуют героя и способы создания его образа (портрет, речь, поступки); объясняют роль некоторых композиционных элементов (пейзаж, диалог); сопоставляют героев одного произведения и ; героев разных произведений; сопоставляют эпизоды одного произведения и ; эпизоды разных произведений; дают оценку героям и событиям; имеют первоначальное представление об авторской позиции в эпическом произведении и способах её выражения

Слово о писателе. Случай и судьба в жизни человека. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Проводить самостоятельное исследование.

Задание на с. 123, побуждающее выяснить мнение читателей о романе, развивает исследовательские умения учащихся. Выполнение задания в паре не является обязательным: учащийся может работать над исследованием индивидуально.

Воля и труд. Образ главного героя. Характеризовать сюжет и проблематику произведения. Характеризовать героя произведения. Слово о писателе. Человек в необычной ситуации. Проблема испытания и преодоления. Воспринимать текст литературного произведения. Характеризовать героев произведения. Составлять план текста. Устно отвечать на вопросы. Нравственная проблематика. Характер главного героя. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения. Устно отвечать на вопросы. Размышлять.

Задание 4 на стр. 130 предполагает обязательное обоснование суждений с опорой на текст рассказа.

Слово о писателе. Проблема испытания силы духа. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Составлять план произведения. Человек в экстремальной ситуации. Образ главного героя. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Выявлять проблему и идею произведения.

Выполнение дискуссионного задания на с. 148 позволяет актуализировать знания учащихся, развивает умение сопоставлять произведения, строить устный аргументативный текст.

Сочинение

Мальцев и его помощник

(по выбору учащегося)

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением-сравнительной характеристикой

Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

Не допускаем поощрения сочинений, не соответствующих теме, неоправданно многословных, не содержащих конкретных тезисов, бездоказательных. Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-сравнительной характеристики, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

Сочинение

Сочинение

Слово о писателе. Таинственное и реальное в жизни. Воспринимать текст литературного произведения. Составлять план произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.

Выполняя предтекстовое задание на с. 148, учащиеся применяют в новой учебной ситуации знания о жанрах устного народного творчества и о легендах.

Образы главных героев. Характеризовать героев произведения. Сопоставлять героев произведения. Образ рассказчика. Автор и рассказчик. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения.

Выполняя задания 2 и 3 на с. 173, учащиеся совершенствуют умение читать текст (с карандашом!), обращая внимание на значимые подробности и интерпретируя их.

Природа как тайна. Человек и природа в рассказе. Характеризовать проблематику рассказа. Выявлять роль пейзажа в произведении. Выявлять проблему и идею произведения.

Задание на стр. 173 предполагает обсуждение проблемного вопроса в группах. Учитель может организовать выполнение этого задания иначе: в форме беседы, в форме письменного развёрнутого ответа. Главное, чтобы высказанные учащимися гипотезы были обоснованы.

Слово о писателе. Роль сказочно-поэтического мировосприятия в жизни человека. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.

Предтекстовое задание на с. 173 актуализирует знания учащихся, необходимые для понимания текста об авторе и текста рассказа Ю.П. Казакова.

Внутренний мир человека. Характер главной героини. Характеризовать проблематику рассказа. Характеризовать героиню произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Предтекстовое задание на с. 174 направляет чтение, побуждает школьников размышлять об особенностях героини. Хорошо, если школьники, читая, будут делать карандашом пометы, которые помогут при ответе.

Задание на стр. 184 организует самостоятельное исследование учащихся. Важно обсудить в классе представленные результаты.

Слово о писателе. Особенности характера главного героя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Характеризовать героя произведения.

Предтекстовое задание на с. 184 обучаетдиалогу за пределами урока; формирует личностные компетенции учащихся.

Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение (с. 195.) развивает важнейшие коммуникативные умения ученика: читать и интерпретировать прочитанное, сжимать текст, строить самостоятельные суждения на основе прочитанного и др. Это задание хорошо выполнить в конце первого урока, обобщив таким образом знание об авторе, знание содержания текста и результаты первого этапа анализа повести.

Тема человека и природы. Характеризовать проблематику повести. Сопоставлять произведения.

Обратим внимание на задание (с. 195), нацеливающее на составление и произнесение речи Киша. Эта учебная деятельность помогает решить комплекс задач: систематизировать представление о герое и способах создания его образа, осознать идею и пафос произведения, сформировать и развить коммуникативные умения учащихся.

Слово о писателе. Человек в чрезвычайных обстоятельствах. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл.

Предтекстовое задание на с. 196 помогает задуматься о роли детских воспоминаний в творчестве писателей. Можно обсудить на уроке вопрос: для детей или взрослых создано это произведение? Ответы должны быть обоснованы.

Особенности сюжета произведения. Составлять план произведения. Характеризовать проблематику рассказа. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы.

Письменное задание Напиши аннотацию на прочитанное произведение (с. 225) развивает важнейшие коммуникативные умения ученика: читать и интерпретировать прочитанное, сжимать текст, строить самостоятельные суждения на основе прочитанного и др. Это задание хорошо выполнить на первом этапе работы с текстом, систематизировав таким образом знание содержания текста и первоначальные представления о герое.

Преодоление себя. Образ главного героя. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героя произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Система заданий 1-3 на с. 225. представляет собой алгоритм характеристики героя. Важно, чтобы все ответы учащихся были развёрнутыми и обоснованными.

Художественное своеобразие произведения. Устно отвечать на вопросы. Выявлять художественные особенности произведения. Выявлять роль пейзажа в произведении. Сопоставлять произведения.

Обязательно вернёмся к предтекстовому заданию на стр. 197: ответы учащихся помогут сделать вывод об особенностях композиции рассказа.

Система заданий 1-2 на с. 225 нацелена на сопоставительный анализ произведений. Необходимо проводить пошаговое сопоставление, как это указано в формулировке задания. Хорошо, если сбор материала и планирование ответа будут оформлены в виде таблицы. Учитель может организовать выполнение задания в паре или в группе.

Сочинение

Митраша и Васютка

Анализ темы; сбор и систематизация материала; планирование работы над сочинением-сравнительной характеристикой

Продолжаем работу над сочинением-сравнительной характеристикой. Усложняем учебную задачу: проводим сопоставление героев разных произведений.

Сочинение по литературе следует рассматривать не как контрольную работу, а как процесс обучения письменной речевой деятельности.

Не считаем написанное учеником сочинение окончательным вариантом: даем возможность исправлять и совершенствовать по замечаниям учителя.

Все, написанные учеником работы, должны тщательно проверяться и сопровождаться рецензией учителя.

Учащиеся умеют раскрывать тему сочинения, формулировать основную мысль сочинения, собирать материал к сочинению, систематизировать собранный материал, совершенствовать написанное, строить высказывание в соответствии с композицией сочинения-сравнительной характеристики, выражать свои мысли правильно, точно, ясно, выразительно.

Сочинение

Сочинение

Слово о писателе. Характеры героев. Комическое. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Читать учебно-научный текст учебника и постигать его смысл. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения.

Перед учащимися можно поставить задачу найти в тексте примеры смешного и постараться аргументировать свой выбор. Таким образом, создается основа для анализа произведений (рассматриваются особенности речи, характеры и поступки героев, комизм ситуаций, смешение веселого и грустного).

Столкновение мира взрослых и мира детей. Воспринимать текст литературного произведения. Устно отвечать на вопросы. Характеризовать героев произведения. Выявлять художественные особенности произведения. Создавать сценарий (инсценировку).

Завершить работу можно инсценировкой одного из рассказов М.М.Зощенко (задание с.245). Это позволит актуализировать знания учащихся о драме как роде литературы, о её отличии от эпоса. Задание следует выполнять в соответствии с представленным в формулировке алгоритмом.

Мы помним (произведения о Великой отечественной войне) Устно отвечать на вопросы. Сопоставлять литературные произведения.

Важно научить школьников приёмам работы с книгой: правилам пользования библиотекой и др.

Вариант диагностической работы представлен в данном пособии. Учитель может подобрать или разработать диагностический материал самостоятельно. Нецелесообразны задания с выбором ответа, не соответствующие специфике предмета Литература.

В ходе анализа результатов работы следует обязательно организовать самоанализ и взаимопроверку.

1. На материале повести А. С. Неверова сформировать у учащихся представление о таких нравственно-этических понятиях, как человечность и доброта.

2. Закрепить навыки идейно-тематического анализа художественного произведения.

3. Развить кругозор учащихся средствами краеведческого материала о писателе-земляке

1. Выставка книг А.С. Неверова.

2.Стенды по краеведению.

1. Вступительное слово учителя.

История нашего края богата значительными событиями и именами, поучительна.

Общение с прошлым вызывает яркие образные представления о событиях, людях, помогает глубже узнать прошлое нашего края. Каждая новая крупица полученных вами историй станет вашим достоянием, расширит ваш кругозор и заставит по-иному взглянуть на край, где мы с вами живем.

Наш урок-семинар посвящен Александру Сергеевичу Неверову (1986-1923 г.), нашему земляку, замечательному писателю.

О пребывании А.С. Неверова в наших краях вы сами подбирали материал, о чем и расскажете.

2. Выступления учащихся по темам, связанным с пребыванием А.С. Неверова в различных
населенных пунктах области:

1. Новиковка. 4. Озерки.
2.Мелекесс. 5. Новый Письмерь.
3.Старая Майна. 6. Камышовка.

Эти населенные пункты указаны яркими кружочками на карте Ульяновской области.

3. Продолжение рассказа учителя.

Человек большой душевной широты и скромности, потрясенный грозной стихийной силой и размахом происходящих на его глазах событий, Неверов с большим трудом принимает революцию, его оттолкнуло насилие, кровь.

Нелегкий путь в Ташкент проделал осенью 1921 г. сам Неверов с несколькими друзьями-писателями.

Учитель: Вы все прочли эту книгу. Скажите:

1. Где и когда происходили события? (В с. Лопатино, в Ташкенте.)

2. Кто главные герои повести?

3. Какой город казался голодным людям сказочным, хлебным?

4. Какой была обстановка в доме Мишки Додонова?

5. О чем же задумался Мишка?

Сценка - диалог (Мишка и Сережка, одетые по-крестьянски, с котомками, в лаптях; глава 1).

6. Что же взял с собой Мишка? Зачитайте из главы 1.

7. Как мама провожала сына? (гл. 2).

9. Что привлекает Сережку в Мишке? (гл. 2-10).

11. Когда и почему Мишка солгал? (гл. 21). Оправдываете ли вы его ложь?

В свои 12 лет Мишка увидел и пережил столько, сколько иному человеку за всю жизнь не придется. Смерть отца, а потом и родных, грязь, болезни, гибель друга и сотен чужих людей, недружелюбие, а иногда и откровенная враждебность измученных нуждой взрослых – все это больно отзывалось в душе Мишки. И при этом постоянный, неотвратимый, изнуряющий голод, который не только опустошает желудок и обессиливает человека, но и нередко диктует свои жестокие законы: укради, отними у слабого, соври. (Зачитать гл. 21.)

Вряд ли сегодня найдется человек, способный осудить Мишку за его вранье зажиточным мужикам. Ведь его поступками руководили еще и забота о младших братьях и матери, о разоренном хозяйстве.

12. Когда и почему Мишка заплакал? (Зачитать гл. 17,18.)

13. Кто помог Мишке преодолеть трудности? (гл. 18,32).

Человеческая доброта, ласковый взгляд, обращенный к Мишке, делают его сильнее, помогают остаться человеком в любых ситуациях.

14. Как и где Мишка находит нового друга? (гл. 26).

16. Чем занимается Мишка в Ташкенте? (гл. 32).

17. Что помогло Мишке выжить? (гл. 18).

Его внутренняя чистота помогает выжить среди голода и смерти. И не только выжить, но и остаться при этом настоящим человеком. Ловкость, находчивость, врожденное чувство справедливости и еще острое ощущение того, что надеяться-то больше не на кого – вот что помогает Мишке не только выжить, но и бороться.

19. Что привлекло вас в Мишке?

Мишке приходится принимать решения, от которых зависит судьба других людей, он наделен прекрасным даром дружбы (сначала с Сережкой, а потом с Трофимом).

Ребята не раз оказываются между жизнью и смертью, но плачут редко. Мишке присущи такие качества, как преданность, честность, верность, умение держать слово, надежность.

20. Чем заканчивается повесть? (гл. 32).

21. Какие жизненные уроки получили вы, прочитав повесть? Что нового узнали на уроке?

2. Ученики вносят на руках огромный душистый каравай хлеба и угощают всех.

Таких рассказов много в учебниках – хрестоматиях 5 и 6 классов. Это “Мой по­лет” А. И. Куприна, “Огненное “А” Е. И. Замятина, “Как я встречался с Чеховым” И. С. Шмелева, “Бежин луг” И. С. Тургенева, “Толстый и тонкий” А. П. Чехова и др. Главными признаками рассказа в данном случае являются его размер и относительная несложность ком­позиции.

Назовите произведения, которые вы могли

К таким произведениям можно отнести “Муму” Тургенева, которое даже сам автор называл то повестью, то рассказом.

Какие произведения вы считаете самыми большими по объему? Что несет писатель своему читателю, создавая такие произведения?

Самые большие по объему произ­ведения – это романы и романы-эпопеи. Например, роман А. С. Пушкина “Дуб­ровский”. В 5 классе все читали отры­вок из романа-эпопеи “Война и мир” Л. Н. Толстого – “Петя Ростов”.

И да­же в этом небольшом отрывке из романа-эпопеи

вы знакомились со многими действующими лицами и с одним из собы­тий партизанской войны, которое проис­ходило во время Отечественной войны 1812 года.

В больших по объему произведениях всегда происходит много событий и участвует множество лиц, и их чтение помогает решать сложные проблемы, ко­торые волнуют читателя.

Читайте также: