Анималистический жанр 6 класс изо конспект

Обновлено: 08.07.2024

Цель: расширить понятие о жанрах в изобразительном искусстве

  1. Систематизировать знания учащихся о жанрах изобразительного искусства.
  2. Дать определение понятиям: жанр, натюрморт, портрет, пейзаж, анималистический жанр, бытовой и исторический жанры.
  3. Воспитывать интерес к мировой культуре и искусству.

Оборудование: репродукции картин разных жанров, презентация по теме урока, карточки-задания.

I. Организационный момент.

– Здравствуйте, ребята. Прозвенел звонок – начинается урок.

Проверка готовности к уроку.

– Порядок на столе,
Порядок в голове,
К уроку мы готовы ВСЕ!

II. Введение в тему урока. (Слайд 1).

– Сегодня мы с вами совершим увлекательное путешествие в мир искусства, узнаем много нового и интересного.

– Вы уже знакомы с понятием “виды” изобразительного искусства. Перечислите их. (Живопись, скульптура, архитектура, графика, ДПИ.)
– А сегодня нам предстоит узнать что такое “жанр” и, какие виды жанров существуют в изобразительном искусстве.

III. Изучение нового материала.

(Слайд 3. Понятие “жанр”.)

Живопись – вид изобразительного искусства, художественные произведения, которые создаются с помощью красок, наносимых на какую-либо твёрдую поверхность.

Доступные живописи широта и полнота охвата реальной действительности определяют многообразие присущих ей жанров.

Жанр – в теории изобразительного искусства область искусства, ограниченная кругом тем, предметов изображения, авторским отношением к предмету.

В современной живописи существуют следующие жанры: портрет, исторический, мифологический, батальный, бытовой, пейзаж, натюрморт, анималистический жанр.

Хотя понятие “жанр” появилось в живописи сравнительно недавно, определенные жанровые различия существовали еще с древних времен: изображения животных в пещерах эпохи палеолита, портреты Древнего Египта и Месопотамии с 3 тыс. до н.э., пейзажи и натюрморты в эллинистических и римских мозаиках и фресках. Формирование жанра как системы в станковой живописи началось в Европе в 15–16 вв. и завершилось в основном в 17 в., когда помимо разделения изобразительного искусства на жанры появляется понятие “высоких” и “низких” жанров в зависимости от предмета изображения, темы, сюжета. К “высокому” жанру относили исторический и мифологический жанры, к “низким” – портрет, пейзаж, натюрморт. Такая градация жанров просуществовала до 19 в. хотя и с исключениями.

– А теперь познакомимся более подробно с некоторыми из жанров изобразительного искусства.

Натюрморт – жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы.

Натюрморт может быть наделен сложным символическим смыслом, играть роль декоративного панно, быть “обманкой”, которая дает иллюзорное воспроизведение реальных предметов или фигур, вызывающих эффект присутствия подлинной натуры.

Исходную точку раннего натюрморта можно найти в XV–XVI веках, когда он рассматривался как часть исторической или жанровой композиции. Долгое время натюрморт сохранял связь с религиозной картиной, обрамляя цветочными гирляндами фигуры Богоматери и Христа, а также часто располагаясь на оборотной стороне алтарного образа. Также в XVI веке была распространена традиция создания портретов с изображением черепа. Ранние натюрморты часто выполняли утилитарную функцию, например, в качестве украшения створок шкафа или для маскировки стенной ниши.

Натюрморт окончательно оформляется в качестве самостоятельного жанра живописи в творчестве голландских и фламандских художников XVII в. Предметы в натюрмортной живописи этого периода часто содержат скрытую аллегорию – либо быстротечности всего земного и неизбежности смерти, либо – в более широком смысле Страстей Христовых и Воскресения. Это значение передаётся посредством использования предметов – в большинстве случаев знакомых и встречающихся в каждодневной жизни, которые наделяются дополнительным символическим значением.

Начиная с 40-х годов XVII века, натюрморт в голландской живописи получил широкое распространение как самостоятельный жанр. Причины популярности цветочного натюрморта можно найти в особенностях быта голландского общества – традиции иметь сады, загородные виллы или комнатные растения – а также благоприятных природных условиях для развития цветоводства.

Натюрморт (франц. nature morte, буквально – мёртвая природа; англ. still life – неподвижная жизнь) – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению вещей, организованных в группу. Кроме неодушевлённых предметов, в натюрморте также изображают объекты живой природы, изолированные от своих естественных связей и тем самым обращенные в вещь, – рыбу на столе, цветы в букете и т.п. Изображение живых, движущихся существ – насекомых, птиц, зверей, даже людей – может иногда входить в натюрморт, но лишь дополняя его основной мотив. По сравнению с другими жанрами в натюрморте вырастает значительность малых предметов, выделенных из контекста быта, уделяется повышенное внимание к структуре и деталям объектов, фактуре поверхности.

Представители: Кустодиев Борис Михайлович, Коровин Константин Алексеевич, Перов Василий Григорьевич, Грабарь Иван и др.

Портрет – жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей.

Портрет – один из древнейших жанров изобразительного искусства. Виды портрета – парадный, камерный, одиночный, групповой, погрудный, поясной, парный, в рост, автопортрет.

Портрет (фр. portrait, от cтарофранц. portraire – “воспроизводить что-либо черта в черту”) – изображение человека, выполненное средствами изобразительного искусства (живописи, гравюры, скульптуры, фотографии), а также (в переносном смысле) словесное описание (в частности, в литературе).

Этот жанр распространен не только в живописи, но и в скульптуре, графике и т.д. Главные требования, предъявляемые к портрету, – передача внешнего сходства и раскрытие внутреннего мира, сущности характера человека.

Портрет может считаться вполне удовлетворительным, когда воспроизводит оригинал в точности, со всеми чертами его внешности и внутреннего индивидуального характера, в наиболее привычной его позе, с наиболее свойственной ему экспрессией. Удовлетворение этим требованиям входит в круг задач искусства и может приводить к высокохудожественным результатам, если исполняется одарёнными художниками, способными вложить в воспроизведение действительности свой личный вкус, талант и мастерство.

Представители: Боровиковский Владимир Лукич, Брюллов Карл Павлович, Гау Владимир Иванович, Кипренский Орест Адамович, Крамской Иван Николаевич и др.

Пейзаж – изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта; по предмету изображения выделяют архитектурный, индустриальный пейзаж, городской, деревенский, марину (изображает море), исторический и фантастический (футурологический) пейзаж.

Нередко перечисляя жанры искусства, пейзаж упоминают на одном из последних мест. Ему придают порой второстепенную роль по отношению к сюжету картины. Но сегодня такая точка зрения, соответствующая старинным представлениям, кажется по меньшей мере наивной. В наше время неспокойных раздумий о кризисе во взаимоотношениях человека и природы, поисков путей сближения цивилизации и окружающей среды пейзажное искусство предстает зачастую мудрым учителем. В произведениях минувших эпох, в лучших полотнах современности оно демонстрирует, как входит природа в человеческое сознание, претворяясь в символ, лирическое раздумье или тревожное предупреждение.

В пейзаж входят некоторые основные элементы:

  1. Земная поверхность,
  2. Растительность,
  3. Человеческие постройки,
  4. Перспектива вида.

Картина также может включать:

  1. Водоёмы (озера, моря, реки),
  2. Фауну,
  3. Людей.
  4. Свет.
  5. Метереологические образования (облака, дождь).

Представители: Алексеев Фёдор Яковлевич, Горбатов Константин Иванович, Клодт Михаил Константинович, Куинджи Архип Иванович, Левитан Исаак Ильич, Саврасав Алексей Кондратьевич, Шишкин Иван Иванович и др.; художники-моренисты – Айвазовский Иван Константинович, Беггров Александр Карлович, Боголюбов Алесей Петрович и др.

Анималистический – связанный с изображением животных в живописи, скульптуре и графике; сочетает естественно-научные и художественные начала.

Анималистический жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий животных. Художник-анималист уделяет внимание художественно-образной характеристике животного, его повадкам, декоративной выразительности фигуры, силуэта. Часто животные наделяются присущими людям чертами, поступками и переживаниями. Изображения животных часто встречаются в античной скульптуре, вазописи.

Представители: Серов Валентин Александрович, Василий Ватагин, Михаил Кукунов и др.

Исторический жанр – один из основных жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям прошлого и современности, социально значимым явлениям в истории народов.

Исторический жанр. Один из ведущих жанров изобразительного искусства, посвященный историческим событиям и деятелям, значительным явлениям в истории той или иной страны. Обращенный в основном к прошлому (порою и к глубокой древности), исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Основные виды произведений этого жанра – исторические картины, росписи, рельефы и круглая скульптура, графика. Исторический жанр часто переплетается с другими жанрами – бытовым (историко-бытовые изображения); портретом (изображения деятелей прошлого, групповые портретно-исторические композиции), пейзажем (так называемый исторический пейзаж); особенно тесно смыкается с ним батальный жанр, когда он раскрывает исторический смысл военных событий. В историческом жанре часто находили художественное выражение драматические столкновения реальных исторических персонажей, события у классовой и национально-освободительной борьбы. Исторический жанр в его современном виде сформировался полностью лишь в XVIII– XIX вв., но многие его особенности сложились значительно раньше. Зачатки этого жанра известны с глубокой древности, когда воспоминания о реальных переселениях или войнах племен соединялись с фольклорным вымыслом и мифами.

Представители: Бронников Фёдор Андреевич, Васнецов Виктор Михайлович, Верещагин Василий Васильевич, Лебедев Клавдий Васильевич и др.

Бытовой жанр – жанр изобразительного искусства, показывающий сцены повседневной, личной жизни человека, повседневного обихода из крестьянского и городского быта.

Бытовой жанр может отображать частную жизнь обитателей и царского дворца, и крестьянской избы, и дворянского поместья, и городской квартиры; различные житейские ситуации могут быть представлены и на фоне природы, и в общественном месте, и на городской улице. Таким образом, бытовой жанр очень тесно переплетается с другими жанрами – историческим, портретным, пейзажным, батальным. Изображая будничную жизнь людей, художники стремятся показать их духовный мир. Изображения бытовых сцен известны с глубокой древности, но как самостоятельный жанр искусства бытовая живопись сложилась сначала на Востоке – к Х в., а позднее в Европе – в XVI в., когда на смену религиозной живописи пришла светская. В России активный интерес к бытовому жанру начинается во второй половине XVIII в.

Представители: Архипов Абрам Ефимович, Богданов-Бельский Николай Петрович, Журавлёв Фирс Сергеевич, Маковский Владимир Егорович и др.

IV. Закрепление нового материала.

– Назовите, к каким жанрам изобразительного искусства относятся эти произведения искусства.

Работа по карточкам-заданиям в парах.

– Соотнесите произведение искусства и жанр. (Для слабых детей.)
– Подпишите, к какому жанру изобразительного искусства относятся данные произведения? (Для сильных детей.)

V. Обобщение изученного материала.

1. Дайте определение понятию “жанр”. Приведите примеры жанров изобразительного искусства.

2. Продолжите определение:

  • жанр изобразительного искусства, показывающий неодушевленные предметы, размещенные в реальной бытовой среде и организованные в определенную группу; картина с изображением предметов обихода, цветов, плодов, битой дичи, выловленной рыбы – … (натюрморт).
  • жанр изобразительного искусства, посвященный изображению человека или группы людей – … (портрет).
  • изображение какой-либо местности, картин природы: рек, гор, полей, лесов, сельского или городского ландшафта – … (пейзаж).

3. Кого изображают художники-анималисты?

4. Как называется жанр изобразительного искусства, отображающий повседневную жизнь людей?

5. Что такое исторический жанр и может ли он перекликаться с бытовым жанром? Объясните.

– Что нового узнали на уроке?
– Что особенно понравилось, запомнилось?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Анималистический жанр: К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных.К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных.

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

Анималистический жанр

Николаева Дмитрия Валерьевича

Республика САХА (Я)

К нему относятся произведения живописи, скульптуры, графики, декоративно-прикладного и народного искусства, изображающие животных.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема урока : Анималистический жанр. Изображение домашних животных по памяти и представлению.

Худ ожественное название :

Цел ь урока:

Образовательная:

Познакомить учащихся с анималистическим жанром и историей его возникновения, а также с его представителями;

Показать неразрывную связь человека и животного.

Развивающая:

1.Способствовать формированию знаний об анималистическом жанре в изобразительном искусстве;

2.Способствовать совершенствованию графических уменицй и навыков у учащихся при изображении птиц и животных от общего к деталям;

3. Умение определять и передавать пропорции, особенности формы,

делать наброски животных в движении;

Воспитывающая:

1.Показать неразрывную связь человека и животного, формировать понимание необходимости защищать и изучать природу.

2.Воспитание чувства за тех, кого приручили, любви и доброго отношения к нашим четвероногим.

3 . Приобщение учащихся к эстетической культуре.

Тип урока: Введение и закрепление знаний

Форма урока : урок - занятие с результативно- творческой работой; (путешествие в мир анималистического жанра)

Оборудование для учителя:

3. Компьютер, проектор;

Оборудование для учащихся:

3. Карандаши простые, фломастер, пастель (по выбору самого учащегося);

4. Кисти, поролон, ватный тампон, акварельные, гуашевые краски.

Эпиграф: Мы в ответе за тех, кого приручили

Антуан де Сент – Экзюпери

- И что же вы увидели интересное?

- Постарайтесь определить название: чему или кому будет посвященный урок фильм?

- Давайте попробуем сформулировать тему нашего урока.

II. Актуализация опорных знаний

Сегодня мы познакомимся с новым жанром в изобразительном искусстве- анималистическим жанром. Совершим путешествие в прошлое и пополним наш багаж знаний, умений и навыков, познакомимся с художниками – анималистами, а также сделаем наброски своих любимых домашних животных и попробуем их изобразить нетрадиционной техникой работы - работы с поролоном и ватным тампоном для передачи фактуры (шерсть) животных. Но прежде, чем продолжить урок, нам необходимо повторить жанры живописи.

Ученики работают по таблице, отвечают на вопросы. Слайд № 1.

ІІІ. Мотивация обучающей деятельности учащихся.

1.Работа в словарях – тетрадях:

Презентация 1. Слайд №2.

Анималистический жанр – (лат. Animal- животное) – изображение животных в живописи, скульптуре и графике.

Художники, рисующие животных – являются художниками – анималистами.

Учитель: К уроку приготовлена для вас презентаци я , которая поможет узнать, над чем работают художники - анималисты, какие техники применяли в своих работах. Но сначала мы вновь обратися к эпиграфу.

2. Обращение к теме урока :

Кого же мы свами будем сегодня рисовать на уроке? Для этого

попробуем разгадать загадки:

А с водой не знается. (Кошка)

2.Заворчал живой замок,

Лег у двери поперек,

Две медали на груди,

Лучше в дом не заходи! (Собака)

Учитель: Обращение к теме и художественному названию урока: Сегодня на уроке мы попробуем выполнить зарисовку домашних животных.

3.Изучение нового материала

Этот жанр сочетает в себе естественное и художественное начала. Здесь важны наблюдательность и точность, чтобы верно передать облик и повадки животных. Анималистический жанр зародился еще в первобытную эпоху, о чем свидетельствуют хорошо сохранившиеся (во Франции, Северной Америке и др.) наскальные рисунки с изображением зверей, птиц, сцен охоты. Как самостоятельный жанр анималистка сложилась в VIIIв. в Китае, а в Европе она достигла расцвета в XVII-XVIIIв.

Первые представители анималистического искусства- Пещера Ласко, пещера Альтамира, Капова пещера. Здесь можно увидеть изумительные по своей красоте изображения животных людьми каменного века.

Пещера Ласко. Презентация №1. Слайд № 6.

hello_html_767c14e5.jpg

Пещера Ласко находится во Франции, близ Монтиньяка (Дордонь) в сорока километрах от Перигё, на краю плато, над левым берегом р. Везер. Согласно старинной легенде, от замка Монтиньяк, под Везер к поместью Ласко проходил подземный ход, в котором были спрятаны сокровища. Эти-то сокровища и искали четверо подростков, когда, 12 сентября 1940 года, они обнаружили небольшой вход в пещеру, действительно таившую в себе настоящий клад - великолепные наскальные росписи эпохи позднего палеолита. Это изображения различных животных (лошадей, бизонов, оленей, быков и др.), которые полны движения и гармонии. На стенах пещеры аббатом Глори, работавшим здесь с 1952 по 1963 год, было обнаружено более 2000 изображений.

Ласко всегда представляла большой интерес не только для ученых, но и для многочисленных туристов. Частые посещения больших туристических групп привели к изменению микроклимата пещеры, что губительно сказывалось на изображениях. В 1963 году, решением министра культуры Франции А. Мальро, Ласко была выкуплена государством и закрыта для посетителей на 14 лет. Благодаря долгой и кропотливой работе целого коллектива археологов, биологов, химиков, спелеологов и геоморфологов живопись и графику пещеры удалось уберечь от разрушения. И сейчас вход в Ласко закрыт для туристов.

Второй не уступающей пещере Ласко по своей значимости является пещера Альтамира.

Пещера Альтамира. Презентация №1. Слайд №3 - №4

hello_html_4a166e97.jpg

Альтамира - одна из самых известных палеолитических пещер Испании. Она находится в провинции Кантабрия неподалеку от города Сантандер, на окраине деревни Сантильяна дель Мар. Обнаружена графом Марселино Санз де Саутуолом. Из живописи Альтамиры наибольшую известность получил плафон - роспись низкого потолка в одном из "залов" пещеры слева от входа. Общая площадь плафона - около 100 кв.м. Здесь художник умело сочетал красочную роспись с рельефом потолка. Из более чем 20 фигур нарисованных здесь животных (в основном, бизонов, хотя есть и лошадь, и кабан, и олень), большинство нанесено на естественные выпуклости потолка. Получается впечатляющая картина полуобъемных, рельефных фигур. Открыта была в 19 веке.

Каповая пещера. Презентация №1. Слайд №5.

hello_html_m58794b11.jpg

hello_html_5f011fc8.jpg

.

hello_html_m77b3f5b0.jpg

І V . Практическая работа (10-15 минут)

В настоящее время, к величайшему сожалению, многие известные птицы и животные находятся на гране исчезновения, они занесены в Красную книгу, чтобы человечество знало, что на Земле их осталось мало, и предпринимало меры для их сохранения.

- Какие животные живут у наших крымских лесах?

- Что вы знаете о них?

Кроме этого каждый из вас побывал в нашем знаменитом Парке Львов, который расположен в 3-х километрах от г. Белогорска.

- Каких животных вы там видели?

- Какие больше всего запомнились и почему?

Каждый из нас знает, каких животных относим к домашним.

- Есть ли у вас дома кошка, собака, попугай?

- Как вы к ним относитесь ?

Учитель: Сейчас, когда утрачены традиционные связи человека и природы, доброе отношение к животным стало редкостью. Таков наш век! Не случайно проблемы взаимосвязи человека и природы , человека и животных занялась не только наука, но и искусство, стремясь передать эстафету любви.

Вы просмотрели видеофильм, презентацию, и каждому из вас запомнилось: в котятах, собаке, зверятах - их детскость, доверчивость и неуклюжесть, в слоне, бизоне – огромность, силу и покатость спины, крупная голова и короткие ноги, у зубра сравнительно небольшую голов и высокие ноги. На данном этапе работы вы должны подумать и изобразить вашего любимого животного и подчеркнуть главное.

Как вы знаете набросок - это произведение графики, живописи, бегло и быстро исполненное. Главная назначение наброска - фиксация отдельных наблюдений и замыслов в процессе текущей работы. Он может исполняться с натуры, по памяти или воображению. Ваш набросок будет исполнен при помощи вашей памяти и воображения. Каждое животное должно находиться как в движении, так и статике. Для этого в первую очередь обратите внимание на выполнение наброска корпуса животного и его головы. А позже, когда будет нарисован общий контур, можете приступать к изображению наиболее мелких деталей.

Учитель: - Какие породы кошек и собак вы знаете?

- Чем они отличаются друг от друга?

- Возможно вы заметили, что некоторые четвероногие друзья похожи на своих хозяев.

- Вспомните их внешность и попробуйте придать им черты сходства.

Презентация№2. Слайд №2.

hello_html_m6bffc27b.jpg

hello_html_m4a666421.jpg

Задание: Выполнить набросок домашнего любимца: кошку, собаку, попугая карандашом, фломастер, пастель (по выбору самого учащегося), а затем нетрадиционным способом завершить работу.

Во время практической работы учитель делает целевые обходы:

1) контроль организации рабочего места;

2) контроль правильности выполнения приемов работы;

3) оказание помощи учащимся, испытывающим затруднения;

4) контроль качества выполняемой работы.

V .Обьяснение последовательности выполнения работы.

Рассматривание таблиц с изображением животных: собаки, кошки, птиц(попугая). Обратите внимание на схему. Презентация №2

- Представить все составляющие фигуры животного, его повадки, привычки.

- Как ведет себя кошка при встрече с собакой.

- Правильно закомпоновать объект.

- Нанести общие начертания изображаемого объекта.

-Конструктивные оси тела животного совпадают с костями скелета, которые определяют его внешний вид.

- Скелеты разных животных отличаются только пропорциями.

-Рисовать начинают с четко обозначенной продольной оси, совпадающей с позвоночником и проходящей через голову и хвост.

-Потом определяют направления ног, головы, хвоста, формы тела, стараясь точнее уловить характер, движение и пропорции животного.

Изображение кошки

Легкими движениями намечаем границы рисунка. Устанавливаем размеры головы, туловища, шеи, лап и хвоста. Выполнение первоначального наброска общей формы намечаем с туловища как самой крупной части. Домашняя кошка типичный представитель семейства кошачьих. Она имеет удлиненное туловище и невысокие ноги. На короткой шее посажена широкая короткая голова. Хвост средней длины, волосяной покров равномерно покрывает туловище. Шерсть короткая и гладкая.

hello_html_3c452f5c.jpg

Изображение собаки.

При выполнении рисунка собаки обозначают туловище удлиненным овалом. Отмечают двумя линиями трапецевидную шею, голову – голову овалом или треугольником, а положение ног – линиями. В овале туловища очерчивают несколькими разноправленными штрихами грудь, вогнутое брюхо и волнистой линией спину, внимательно наблюдая над тем, как получается форма. Затем линией определяют от шеи плечевой пояс, отмечают толщину ног, находят характер контура головы и ее частей, ног и хвоста.

Презентация № 2. Слайд №4.

hello_html_mab79175.jpg

Презентация №2 Слайд №3.

hello_html_48fa48d3.jpg

V І. Самостоятельная работа учащихся

(Учащиеся выполняют упражнения предложенные учителем.)

V ІІ. Оформление работы . Нетрадиционный метод:

1. Тычек толстой полусухой кистью

Средства выразительности: имитация фактурности пушистой поверхности. Толстой клеевой кисточком легкими тычками заполнить силуэт рисунка.

Опустить в гуаш кисть и ударять ею по бумаге вертикально. Кисть в воду не опускать. Таким образом заполнить контур , силует рисунка.

2. Оттиск поролоном.

Способ получения изображения:

Средства выразительности: пятно, фактура, цвет.

Капроновая крышечка (мыльница), в которую вложена поролоновая подушечка , пропитаная гуашью. Поролон прижать к подушечке с краской и нанести оттиск на рисунок. Можно сочетать эту технику с техникой

Презентация №2. Слайд №8.

hello_html_m6b1cc86e.jpg

Презентация №1. Слайд№9.

hello_html_m7f073489.jpg

( Учащиеся выполняют набросок животного).

V ІІІ. Закрепление материала:

Презентация №2. Слайд 15.

hello_html_85a24bd.jpg

1. . Знаешь ли ты автора? Назови.

2 . Кто на ней изображен?

3. Где находится семья медведей?

4. Сколько медвежат?

5. Кто забрался на деревья?

6. А кто сидит около медвежат?

7. Что делают медвежата?

8. Какие деревья в этом лесу?

9. Какие деревья ты знаешь в наших крымских лесах?

9 . Какие средства выразительности использовал художник?

10 . Как ты думаешь, о чем могут размышлять данные животные на картине?

11. Какое настроение вызывает картина?

12 . Понравилась ли тебе картина?

(Учащиеся описывают картины у при помощи предложенной схемы.)

- Чему научились сегодня на уроке?

- Что нового узнали?

Х. Выставка рисунков. Конкурс

ХІ. Итог урока : Обращение к эпиграфу.

Запомните, ребята, что Земля в человека только одна. Что же дорого человеку на на шей Земле? Все! Ее синева. Ее воздух и запахи. Ее снег и цветы. И все живое, что на ней обитает: люди, стрижи, муравьи, кошки, собаки, верблюды, слоны – все, что дышит, подает голос, что называется очень хорошим словом жизнь. Она так сложна, так прекрасна, так интересна и так загадочна. Вот только надо беречь эту жизнь. Помните, ребята, все нужны на Земле! Нужно научиться беречь и любить мир, уважать то, что сохранено и создано для нас. Вы учитесь в школе, у своих родителей, учитесь за порогом дома - в поле, лесу, на речке. Вас не оставим ни за что на свете .

Звучит стихотворение

Когда вам больно - нам еще больней.

Мы – рядом с вами,

вы нам словно дети.

Нас дела е т е чище и добрей.

Доверчивые, милые, родные –

Не просто уши, лапы и хвосты.

В суровом и жестоком этом мире

Вы – островки тепла и доброты.

ХІІ. Домашнее задание:

ХІІІ. Последействие

Анималистический жанр.Передача повадок и характера животных.

Содержимое разработки

Урок изобразительного искусства 3 класс.

Учитель Осмоловская Юлия Петровна

Тема:Анималистический жанр. Передача повадок и характера животных в произведениях живописи, графики и скульптуры, декоративно-прикладного искусства

Цель: Рассмотреть анималистический жанр как вид изобразительного искусства, создать портрет животного

Познакомить учащихся с анималисти­ческим жанром;

Развивать наблюдательность, умение подмечать характерные черты портретуемого животного;

Показать неразрывную связь человека и животного, сформировать понимание необходимости защищать и изучать природу

Материал: любые графические или живописные средства.

Зрительный ряд: мультимедийная презентация с произведениями Е.И. Чарушина, А. Дюрера, В. Серова, В. Ватагина

Организационный момент. Психологический и эмоциональный настрой.

Чтите науки, любите искусство,

Без сожаленья беритесь за труд.

Дети! Тогда благородные чувства

В вас благородную почву найдут!

Актуализация необходимых знаний.

- На уроках рисования мы много говорили о роли изобразительного искусства в жизни человека. Изобразительное искусство говорит на языке различных жанров: уже знакомых вам и тех, о которых вам еще предстоит узнать.

- Вспомните, какие виды изобразительного искусства вы знаете.

(Изобразительное искусство делится на пять видов: архитектура, скульптура, графика, живопись, ДПИ)

- Каждый из этих пяти видов искусства делится на жанры. Ярче всего это проявляется в живописи и графике.

Первые наскальные рисунки первобытных людей. Что они изображали?

Почему именно образ животного был первым и основным изображением в древнем мире?

Животное - это источник жизни для человека в древнем мире. Мясо животных употребляли в пищу, из их шкур делали одежду, обувь и жилище. Можно сказать, что человек неразрывно связан с животным миром и зависит от него. В прирученном звере человек нашел защитника своего благополучия и преданного друга.

- Изображения каких животных нам оставил древний мир?

В древнем мире изображения животных были символичны.

Сфинкс - олицетворение единства животного и человека.

В ассирийской культуре образ крылатого быка с головой человека, в греческой - кентавра.

Кошка символизировала мудрость и грацию, лев - силу и ярость.

Итак, какой вывод по беседе мы можем сделать? (Животное становится не только источником материального существования человека, но и средством его духовного развития, воплощением красоты и совершенства. Образ животного занимает значительное место в изобразительном искусстве)

Появился отдельный жанр, который получил название анималистический. Художники-анималисты воспевает удивительный мир живой природы.

Посмотрите на слайды и назовите имена художников – анималистов. (Леонардо да Винчи, Е.И. Чарушин, А. Дюрер, В. Серов, В. Ватагин)

Кто по веткам ловко скачет,

Кто взлетает на дубы?

Кто в дупле орешки прячет,

Сушит на зиму грибы?

Будто школьные тетрадки

От копыт до головы.

Пушистый хвост – краса,

А коготки востры.

Весь иголками покрыт…

Слышишь топот шустрых ножек?

Это наш приятель …(Ежик)

Шубу теплую в колечках

Кто так заливисто поет?

О том, что солнышко встает.(Петух)

-А ком все наши загадки?

-Догадались ли вы, кого мы будем сегодня изображать?

-А как же называется в изобразительном искусстве жанр, в котором изображают животных? (Анималистический жанр)

Произведения анималистического жанра призывают беречь, любить и изучать животный мир, природу.

Изобразить животное с натуры очень трудно. Кошка или собака не будут позировать вам часами. Поэтому художник должен долго наблюдать за ними, как например Е. Чарушин, который приходил в зоопарк рано утром и наблюдал за повадками и поведением животных.

Практическая часть.

Задание: выполнить наброски домашних животных по памяти в различном эмоциональном состоянии. Рисунок в графике

1. рисуем самостоятельно

2. рисуем с опорой на схему (поэтапное рисование)

3. помощь одноклассника, учителя

Индивидуальная работа с учащимися.

П осмотрите, ребята, какие разные и интересные получились у вас животные. Сколько вас в классе – столько и видений различных животных. В ваших работах вы сумели выразить свое личное отношение к изображаемому. Выразительные композиции, оригинальные подходы придали неповторимость вашим работам, вашим произведениям.

-По вашим работам видно, что вы сегодня сделали первые шаги в освоении техники изображения животного. И хотя не все сразу у вас получилось достаточно четко и пропорционально, но, только пробуя, постоянно зарисовывая каких – либо животных, вы сможете научиться правильно, изображать их, добиваясь сходства.

Очень рада, что все хорошо усвоили выразительные особенности при изображении животных.

Читайте также: