Буква а планета знаний конспект урока

Обновлено: 01.07.2024

Предметная - познакомиться со звуком [a] и буквами А,а.

Метапредметная -научиться работать со схемами.

1.Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята как вы понимаете эти слова?

Учитель: Дети желаю вам сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте пожелаем друг другу удачи.

Учитель: К нам сегодня на урок пришел доктор Айболит. С какого звука начинается его имя? Как вы думаете что сегодня на уроке мы с вами будем изучать? (звук [a])

3.Постановка учебной задачи.

Учитель: Давайте поставим цель нашего урока (познакомиться со звуком [a] и буквами А,а)

4.Открытие нового знания.

Учитель: Каким является этот звук - гласным или согласным? Докажите.

В каких еще названиях предметов вы слышите этот звук? Где он находиться: в начале слова, в середине или в конце?

Добрый доктор Айболит! И жучок, и червячок,

Он под деревом сидит. И медведица!

Приходи к нему лечиться Всех излечит, исцелит

И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит.

Учитель: Каких животных приглашают на прием к Айболиту?

В названиях каких животных есть звук [a]?

Учитель: Назовите изображенные предметы одним словом. (Фрукты)-учебник стр. 24

Назовите каждый фрукт.(Ананас, груша, банан)

Сколько слогов в каждом слове?

В каждом ли слоге есть звук [a]?

В каких словах он является ударным?

Учитель: Под картинками даны схемы. Чем эти схемы отличаются от тех, которые встречались на предыдущих страницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквенные схемы) Вместо тех букв, которые вы еще не знаете, вы будете ставить точки.

Учитель: Составьте на листочке звуковые и буквенные схемы слов (Аист, акула, корова)

ВложениеРазмер
urok_chteniya_v_1_klasse.docx 20.17 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект открытого урока

обучения грамоте (чтения) в 1 классе

учителя ГБОУ гимназия №426

Кейм Светланы Викторовны

Тема урока : Звук [а]. Буквы А, а

- познакомиться с новой буквой и звуком; -учиться анализу звуковых и буквенных моделей слов; научиться писать печатную букву, используя эталон; - узнать, что буква А может быть словом и предложением; - расширять словарный запас

- формулировать цель деятельности на уроке;

- планировать решение учебной задачи;

- выполнять последовательность необходимых операций;

- анализировать написание буквы в соответствии с эталоном;

- анализировать собственную работу, находить ошибки

-ориентироваться в своей системе знаний: отличать новое от уже известного;

- добывать новые знания; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке;

- перерабатывать полученную информацию: делать выводы

- донести свою позицию до других: оформлять свою мысль в устной или письменной речи;

- слушать и понимать речь других;

- совместно договариваться о правилах работы в парах

- проявлять интерес к новому;

- интерес к способу решения и общему способу действия;

- развивать способность адекватно судить о причинах своего успеха/неуспеха в учении, развивать доброжелательность;

- применять правила делового сотрудничества, желание оказать помощь одноклассникам

4. Карточки для составления звуковых схем слов.

1. Организационный момент

- Проверьте, всё ли необходимое для урока лежит у вас на партах.

- Чтение рифмовки (хором).

«Нет никакой загадки: расскажут в тот же миг.

- Сегодня мы отправимся в путешествие в удивительный город. Для того, чтобы узнать его название, отгадайте загадку:

«Буквы-значки, как бойцы на парад,

В строгом порядке построены в ряд.

Каждый в условленном месте стоит,

- Откройте маршрутные листы и прочитайте название города (Алфавитинск).

- Мы совершим экскурсию по городу Алфавитинску, в котором живут все 33 буквы русского алфавита. Дорога нам будет показывать направление нашего движения.

- На чём мы будем путешествовать? (на автобусе)

Палочки, крючочки, закорючки, точки

Бегали толпою и поодиночке.

Ссорились, мирились, прыгали без дела,

Наконец, без дела жить им надоело.

И сказал им кто-то, умный и серьёзный:

«Взяться за работу никогда не поздно!

Слышим мы повсюду много разных звуков,

Но для них пока ещё нет ведь знаков – букв.

Эй, крючочки и точки, чёрточки, кружочки!

Собирайтесь вместе, становитесь в строчки

Чёрточки послушались, прекратили драки,

Превратились в нужные правильные знаки.

Стали всем понятными буквами печатными.

И тогда вприпрыжку прибежали в книжку!

- Пока ребята читали стихотворение, мы подъехали к 1-му домику Алфавитинска.

- Назовите буквы, которые поселились в 1-м подъезде этого дома (А, У, О, Э, Ы )

- Именно с этими буквами мы будем знакомиться в первую очередь.

- Буква, о которой мы сегодня поговорим поподробнее, спряталась в начале названия транспортного средства, на котором мы путешествуем.

- Назовите эту букву. ( а )

- С нами в путешествие просится сказочный герой. Отгадайте, кто это?

«Всех на свете он добрей, лечит он больных зверей,

И однажды бегемота вытащил он из болота.

- Какой звук слышите в начале имени доктора? [а]

- Придумайте слова, начинающиеся со звука [а]

4. Планирование предстоящей деятельности

- Какой звук она обозначает гласный или согласный?

- Если звук согласный, то звонкий или глухой, твёрдый или мягкий?
- Если звук гласный, то ударный или безударный?

- Как буква пишется?

- ? (Что-то новое о букве)

- На какие из этих вопросов вы можете ответить?

- Звук [а] гласный. При его произношении воздух проходит через рот свободно, не встречая преграды.

5. Работа в рабочей тетради (с.13)

1) Упражнения для пальцев рук

1 ) Выделение звука [а] из слов?

- В названиях каких животных слышится звук [а]?

- В какой части слова он находится?

- Каких животных приглашают на приём к Айболиту?

- В названиях каких животных есть звук [а]?

3) Анализ звуковых и буквенных схем слов

- Чем Доктор Айболит нас угощает? Назовите одним словом. (фрукты)

- Чем отличаются схемы слов от тех, которые встречались на предыдущих страницах. (К звуковым схемам присоединились буквенные)

- Назовите каждый фрукт.

- Сколько слогов в слове?

- В каждом ли слоге есть звук [а]?

- В каких словах он является ударным (ананас, банан)?

- В каком слове звук [а] образует слог? (ананас)

Вывод : звук [а] может быть ударным и безударным; звук [а] может быть слогом

4) Работа со схемами предложений

- Работая в парах, дополните предложения словами и прочитайте получившиеся предложения ( Айболит добрый, а Бармалей злой. Арбуз сладкий, а лимон кислый)

6 ) Чтение предложений с разной интонацией

- Рассмотрите рисунки. Что под ними записано? (Предложения)

- Что в них общего (Они состоят из одного слова. Слова состоят из одной буквы.)

- Чем различаются эти предложения? ( В конце предложений стоят различные знаки препинания. Предложения должны произноситься с разной интонацией.)

- В каких случаях люди произносят эти предложения?

- Разыграйте в парах эти маленькие сценки, предварительно распределив роли.

7) Работа с пословицей

Доктор Айболит принёс вам новое слово: ПОСЛОВИЦА.

- Кто знает, что такое пословица? (Короткое народное изречение с поучительным смыслом)

-Пословицы учат людей быть мудрыми. Они были созданы много лет тому назад, а существуют и по сей день.

- Какие пословицы вы знаете?

- Кто может объяснить её смысл?

8. Подведение итогов урока

- Звук [а] бывает ударным и безударным.

- Звук [а] может образовать слог.

- Буква [а] может быть словом.

- Узнали, как в древние времена писали букву А.

Доктор Айболит благодарит вас за работу, но у него остался ещё один вопрос:

- А почему она первая?

- Что же это делается, а? – кричали гласные. – Букву, с которой начинаются слова ангина и акула, нельзя ставить во главе Азбуки!

Но громче всех кричала буква Я:

- Это какое же такое слово?

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок обучения грамоте "Чтение слов с изученными буквами"

Урок составлен для обучающихся 1 класса. Это урок - повторение изученных букв. Затрагивается работа над фонетическимслухом детей, проводятся орфографические наблюдения. Упражнения в чтени ислов, предл.



конспект урока обучения грамоте (чтение) "Звуки [м], [м\'], буквы М,м."

Цели урока:1) продолжить работу по знакомству с новыми согласными звуками, познакомить со звуками [м], [м\'];2) продолжить знакомство с явлением парности согласных звуков по звонкости и глухости;3) обр.


Цели урока: Познакомить детей с буквенным обозначением звука [р], сформировать навык чтения прямых и обратных слогов, односложных слов с буквой р. 1) образовательные: - формирование умения выделят.

Урок обучения грамоте "Чтение слов с изученными буквами".

Урок обучения грамоте по программе "Школа России". Это второй урок при изучении согласных звуокв д,д*. Урок сопровождается презентацией. Дети знакомятся с некоторыми профессиями, а также с река.


Урок обучения грамоте (чтение) по теме "Согласные звуки и буквы П. Чтение слов, предложений и текстов с новой буквой".

Урок составлен и проведен в соответствии с требованиями ФГОС второго поколения.


Конспект урока обучения грамоте "Чтение текста с изученными буквами"

Представляю вам конспект урока обучения грамоте на тему: "Чтение текста с изученными буквами". УМК "Школа России".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Предметная – познакомиться со звуком [a] и буквами А,а.

Метапредметная –научиться работать со схемами.

1.Самоопределение к деятельности.

Учитель: Ребята как вы понимаете эти слова?

Учитель: Дети желаю вам сегодня на уроке узнать много нового и интересного. Давайте пожелаем друг другу удачи.

Учитель: К нам сегодня на урок пришел доктор Айболит. С какого звука начинается его имя? Как вы думаете что сегодня на уроке мы с вами будем изучать? (звук [ a ])

3.Постановка учебной задачи.

Учитель: Давайте поставим цель нашего урока (познакомиться со звуком [ a ] и буквами А,а)

4.Открытие нового знания.

Учитель: Каким является этот звук – гласным или согласным? Докажите.

В каких еще названиях предметов вы слышите этот звук? Где он находиться: в начале слова, в середине или в конце?

Добрый доктор Айболит! И жучок, и червячок,

Он под деревом сидит. И медведица!

Приходи к нему лечиться Всех излечит, исцелит

И корова, и волчица, Добрый доктор Айболит.

Учитель: Каких животных приглашают на прием к Айболиту?

В названиях каких животных есть звук [a]?

Учитель: Назовите изображенные предметы одним словом. (Фрукты)-учебник стр. 24

Назовите каждый фрукт.(Ананас, груша, банан)

Сколько слогов в каждом слове?

В каждом ли слоге есть звук [a]?

В каких словах он является ударным?

Учитель: Под картинками даны схемы. Чем эти схемы отличаются от тех, которые встречались на предыдущих страницах? (К звуковым схемам слов присоединились буквенные схемы) Вместо тех букв, которые вы еще не знаете, вы будете ставить точки.

Учитель: Составьте на листочке звуковые и буквенные схемы слов (Аист, акула, корова)

Поменяйтесь листочками друг с другом и сверьте схемы с доской.

Учащиеся выполняют задания в тетради.

Учитель: Какую цель урока вы ставили?

Удалось решить поставленную цель?

Для чего вам нужно это знание?

Что на уроке у вас хорошо получалось?

Над чем нужно еще поработать?

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 933 человека из 80 регионов


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 207 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 609 048 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 28.08.2015 2599
  • DOCX 29.5 кбайт
  • 20 скачиваний
  • Рейтинг: 4 из 5
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Миронова Татьяна Викторовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Время чтения: 2 минуты

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.


Данный конспект разработан по всем требованиям современного урока по ФГОС, ориентирован на детей первых классов, конспект по программе "Планета знаний". К конспекту прилогается презинтация, которая эллиюстрирует содержание урока.

Содержимое разработки

КОНСПЕКТ УРОКА

По теме: Звук [а].Буква А а

Скулкина Мария Александровна

Учитель начальных классов

1 квартал, 2017г.Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог: Скулкина Мария Александровна

Район: Первомайский район

Тема урока: Звук [а].Буква А а

Характеристика класса: В классе 26 человек. Из них 15 девочек и 11 мальчиков. Возрастной состав класса от 7 до 8 лет. Разно уровневый состав обучающихся: дети, посещающие детский сад владеют понятиями звук и буква, они хорошо знают алфавит, имеютначальные навыки чтения. Большинство учащихся обладают высоким уровнем учебной мотивации, они активны на уроках и понимают необходимость овладения новымизнаниями. На уроках учащиеся успешно работают в парах. В классе есть дети со среднимуровнем способностей и невысокой мотивацией. Они часто отвлекаются на уроках и не всегда усваивают новый материал. С таким детьми организованны дополнительные занятия, на уроках осуществляется индивидуальный подход.

Средства, обеспечивающие учебный процесс на уроке: компьютер, мультимедийный проектор; мультимедийное сопровождение к уроку, выполненное в программе NotebookSmartboard.

Андрианова Т.М. Букварь: 1-й кл.: учебник/ Т.М. Андрианова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. -111, [1]с.: ил.-(Планета знаний).

Андрианова Т.М. "Обучение грамоте в 1 классе по "Букварю" Т. М. Андриановой"– Москва: АСТ: Астрель,2015.- 288.

Андрианова Т.М. Спутник букваря. 1 класс ФГОС Т.М. Андрианова. – Москва: АСТ: Астрель, 2015. - 96.

Цель урока: создать условия для достижения образовательных результатов: личностных, метапредметных и предметных.

Задачи урока:

по достижению метапредметных результатов: сопоставлять свои действия и результаты, понимая причины своего неуспеха и находя способы выхода из этой ситуации, учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве;

Организационный момент

Цель: создать психологически комфортные условия для работы на уроке, способствующие формированию устойчивого интереса школьника к преподаваемому предмету.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Темы уроков: Азбука – к мудрости ступенька. Звук [a]. Буква Аа.

Строчная и заглавная а А

Образовательная: - Познакомить детей со звуком [а], буквами А а,

и их употреблением в речи, учить выделять из слов

на слух гласный звук [а] , узнавать графический

образ этих букв.

Развивающая: - развивать фонематический слух, внимание, логическое мышление и

Воспитательная: - воспитывать культуру поведения, желание помочь тем, кто попал в

Ход занятия.
I. Организационный момент.

Важнее нет науки!

Тот, кто сумеет сам читать,

Совсем не знает скуки.(с.2)

II. Актуализация имеющихся знаний. (повторения опорных понятий, ранее усвоенных учебных действий.)

Повторение по вопросам: На какие группы можно разделить звуки речи?

Как образуются гласные звуки?

Как разделить слова на слоги?

Какова роль гласных звуков в образовании слога?

Если в слоге один только звук, то какой он – гласный или согласный?

Что мы называем слогом-слиянием?

Какой звук стоит в слиянии первым – гласный или согласный?

Могут ли быть согласные вне слияния?

Каким цветом изображается на схемах гласный звук?

Формулирование темы урока.

-Добрый день дорогие ребята. Начинаем урок с игры.

Всех на свете он добрей,

Лечит он больных зверей,

И однажды бегемота

Вытащил он из болота,

Он известен, знаменит

-У нас сегодня в гостях Доктор Айболит. Кто такой доктор Айболит?

-Молодцы! Он лечит больных зверей.

-Скажите ребята, какой звук слышится в начале слова Айболит? (А)

- С каким новым звуком мы с вами сегодня познакомимся на уроке? (звуком А)

-Задачи нашего урока:

- познакомиться со звуком [a] и буквой Аа

- познакомиться с лентой букв и местом буквы А на ней,

- Почему мы разделяем звук и букву?

Это одно и то же или нет?

III. Работа по теме урока.

Знакомство со звуком А

-Что надо говорить, когда доктор Айболит осматривает горло? (А-а-а!)

- Как девочка укачивает куклу? (Аа-аа-ааа…)

Произносим хором а- а- а- а.

– какой он гласный или согласный? (гласный)

Звук [А] – гласный. Его можно спеть. Попробуйте.

Айболит принес девочкам цветок астру, а мальчикам арбуз. Составьте схему этих слов.

Какой цветок изображен на рисунке?

Из скольких слогов состоит слово астра? Прочитайте по слогам.

Сколько в этом слове гласных звуков?

Как на схеме отражены эти звуки?

Первый [a] находится вне слияния или в слиянии? А второй?

Под ударением он или безударный?

Какой вывод пока можно сделать для схемы по заголовкам темы?

Гласный звук А он может стоять под ударение а может и нет.

Чтение стихотворения на с.21. (учащиеся после каждого слова говорят, есть ли в слове звук [a], ударный он или безударный. Одновременно дети пальчиком ведут по строкам и видят в словах букву А или а.)

Подобрать слова, в которых звук [a] в начале слова (арбуз, акация, аист), в середине слова (барабан, заяц, вагон) и в конце слова (лиса, сова, белка), можно по рисунку на с.20.

Знакомство с буквой Аа

Звук а на письме обозначается буквой Аа.

А- начало алфавита,

Тем она и знаменита.

А узнать ее легко,

Ноги ставит широко.

Печатание буквы Аа

Определение буквы а в ленте букв.

IV. Закрепление.

Сюжетная картинка на с.20.

Назвать, какие дикие животные изображены (сова (филин), ёжик, лиса, белка, заяц) и есть ли в названиях звук [a].

V. Рефлексия

Оцените себя на уроке, поднимите смайлик.

Освоение написания строчной буквы а

– Сегодня мы отправимся в путешествие по стране письма, где вы научитесь красиво и правильно писать буквы.

Что поезд отправляется,

От станции Москва

До первой буквы – А.

– Проверяем посадку, правила обращения с ручкой

С буквой А вы не шутите,

У нее серьезный вид.

Эта буква, вы учтите,

– Наш чудо-автомобиль доставил нас к букве А. Давайте учиться писать строчную и заглавную букву.

– Посмотрите на строчную букву а. Из каких элементов она состоит? Сравните ее с печатной буквой.

Показ и объяснение учителем написания буквы а (первый элемент – овал, второй элемент – палочка с закруглением).

– Начинаем писать букву а немного ниже верхней линии рабочей строки, ведем влево округлую линию к верхней линии рабочей строки, округляем вниз до нижней линии, затем ведем наклонную через точку начала письма буквы до верхней линии. Без отрыва ведем вниз второй элемент буквы – это черта с закруглением внизу.

– Выполним письмо буквы в воздухе.

– Пропишите обратным концом ручки, точно соблюдая направление движения.

– Напишем сочетание аа.

– Дома можете потренироваться в написании строчной буквы а

ФИЗКУЛЬТМИНУТКА

Освоение написания заглавной буквы А

Мы уже встречались с печатной заглавной буквой А, видели эту букву в прописях, а теперь поучимся ее писать. Это очень трудная буква, надо постараться.

– Обведите по контуру веточки с листочками.

– Прописная (заглавная) буква А состоит
из трех элементов: длинной плавно наклон-
ной линии с закруглением внизу; длинной прямой линии с закруглением внизу; поперечной петельки.

Письмо буквы А по элементам.

– Начинаем писать букву А снизу, чуть выше нижней рабочей строки, слегка закругляем вправо и ведем наклонно вверх: не доходя до следующей строки, опускаем черту на себя, не отрывая руки, начинаем писать петлю. Ведем немного вверх по написанному. А затем отводим влево, закругляем и пересекаем первую часть буквы, петлю загибаем вправо, пересекая написанное, ведем на соединение со следующей буквой.

– Напишем букву А по элементам: в воздухе, на доске, в тетради.

– Зачем нужна заглавная буква? – Имена людей пишутся с большой буквы

С заглавной буквы, без сомненья,

Имя мамы, папы, дочки,

Чтобы выделить их в строчке.

Буквы пишем аккуратно,

Чтобы было всем понятно

Включение нового знания в систему знаний и повторений

– В словах пропущена буква а. Впишите ее.

– Рассмотрите схему слова Анна.

– Сколько слогов в слове?

– Какой слог ударный?

– Сколько звуков в первом слоге?

– Из чего состоит первый слог?

Аналогично выполняют анализ других слов (Алик, мак)

Какую тему мы обсуждали сегодня? К какому выводу пришли?

Какую букву начали изучать? Какой гласный звук она обозначает? На что указывает буква А в слоге-слиянии?

Может ли буква А одна составлять целое слово? Приведите примеры.

Может ли одна буква (звук) А составлять целое предложение? Приведите примеры.

–– Буква А довольна вашей работой. А вы? Что получилось? Над чем надо еще поработать? Понравилось вам в гостях у буквы А?

Читайте также: