Конспект урока эвглена зеленая

Обновлено: 03.07.2024

Тема: Эвглена зеленая как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Цель урока: повторить и закрепить особенности строения Саркодовых амебы обыкновенной; сформировать знания о Жгутиконосцах совмещающие признаки животных и растений

Обучающие: познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности жгутиконосцев; сформировать знания о колониальных жгутиковых

Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, обобщать, формулировать выводы

Воспитывающие: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу; воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент

Объявление темы, цели и задач урока

2. Проверка актуализации знаний

Ребята, мы с вами уже познакомились с одноклеточным животным Амеба обыкновенная. Давайте вспомним с чего мы начали изучение этих замечательных животных?

Работа по карточкам (особенности строения и жизнедеятельности корненожек): дополнить пропущенные слова предложения.

3. Объяснение нового материала

Тема: Эвглена зеленая как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Как вы думаете почему эвглена зеленая имеет такое название?

В чем причина совмещения признаков разных царств животных и растений?

Целью урока сегодня и будет познакомиться с еще одним классом простейших животных, и выявить ее особенные черты существования

Класс Жгутиконосцы. Главный отличительный признак жгутиконосцев - наличие одного или нескольких жгутиков, с помощью которых они передвигаются.

Внешнее строение и место обитания. Зеленая эвглена, как и обыкновенная амеба, живет в прудах, загрязненных гниющими листьями, в лужах и в других водоемах со стоячей водой. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, а задний заострен. На переднем конце тела эвглены находится - жгутик. Вращая им, эвглена передвигается.

Учащимися зарисовывается рисунок строения простейшего

Урок 7 класс Эвглена зеленая

Рис. 1. Строение эвглены зеленой

Как и почему эвглена зленная совмещает в себе признаки животных и растений?

Питание. Эвглена способна менять характер питания в зависимости от условий среды. На свету ей свойственно автотрофное питание, за счет фотосинтеза. В темноте эвглена питается гетеротрофно - готовыми органическими веществами.

Эвглена дышит кислородом, растворенным в воде. Газообмен происходит через всю поверхность тела.

В сократительную вакуоль собираются вредные вещества (продукты распада) и избыток воды, которые потом выталкиваются наружу.


Размножение.

Размножается эвглена бесполым путем: клетка делится надвое вдоль продольной оси тела. Сначала разделяется ядро. Затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две примерно одинаковые половины.

Циста. При неблагоприятных условиях у эвглены, как и у амебы, образуется циста. При этом жгутик отпадает, а тело эвглены округляется, покрываясь плотной защитной оболочкой.

Виды состоящие из 8 -16-32 и даже по тысячи клеток. Вольвокс - колония жгутиковых простейших. В прудах и озерах их можно найти плавающими в воде зеленые круглые организмы диаметром до 1 мм. Под микроскопом можно заметить, что каждый шарик его состоит из тысячи мельчайших клеток. Каждая клетка выглядит как самостоятельная единица, но работают сообща образуя колонию, так как соединены между собой цитоплазматическими мостиками.

4. Закрепление нового материала

Учащимся раздаются рисунки эвглены зеленой, предлагается подписать отдельные органы простейшего.

Цель урока: Сформировать знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и образа жизни представителей типа Жгутиконосцы на примере эвглены зелёной. Дать первоначальное представление об обмене веществ и раздражимости.

ВложениеРазмер
урок биологии по теме: "Эвглена зелёная" 26.8 КБ

Предварительный просмотр:

Цель: Сформировать знания учащихся об особенностях строения, жизнедеятельности и образа жизни представителей типа Жгутиконосцы на примере эвглены зелёной и вольвокса. Дать первоначальное представление об обмене веществ и раздражимости.

I. Актуализация опорных знаний

1. Где обитает амеба обыкновенная?

2. Как передвигается амеба?

4. Как дышит амеба?

5. Как происходит процесс пищеварения у амебы?

6. Как называется процесс поступления веществ в клетку и удаление продуктов жизнедеятельности?

7. Какую функцию выполняет сократительная вакуоль?

8. Как называется способность живого организма реагировать ни воздействие
внешней среды?

9.Что происходит с амёбой при наступлении неблагоприятных условий?

II. Изучение нового материала

Сегодня на уроке вы продолжите знакомиться с одноклеточными организмами – эвгленой зелёной и вольвоксом.

1. Среда обитания, строение и передвижение эвглены зеленой

Эвглена зеленая , как и амёба, живет в сильно загрязненных пресных водоемах со стоячей водой.

Тело эвглены вытянуто, имеет веретеновидную форму. Длиной около 0,05 мм. Передний конец тела притуплён, а задний заострён.

Наружный слой цитоплазмы эвглены плотный, он образует вокруг её тела оболочку. Благодаря оболочке форма эвглены практически не изменяется при движении. Но тонкая и эластичная оболочка позволяют ей сокращаться, вытягиваться и изгибаться. В цитоплазме, в передней части тела, лежит сократительная вакуоль , а в задней трети – ядро .

На переднем конце тела эвглены имеется тонкий длинный вырост цитоплазмы – жгутик. Благодаря жгутику эвглена может свободно передвигаться. Вращая жгутиком, эвглена как бы ввинчивается в воду, благодаря чему плывёт тупым концом вперёд. Наличие жгутика определило систематическое положение эвглена зелёной:

По своему строению эвглена похожа на одноклеточные водоросли. В её цитоплазме содержатся зеленые хлоропласты , несущие зеленый пигмент – хлорофилл.

В: Какова роль хлоропластов?

- на свету в хлоропластах идёт процесс фотосинтеза – превращение неорганических веществ в органические.

Благодаря наличию хлоропластов, на свету эвглена способна к фотосинтезу.

Ещё одна особенность, указывающая на сходство эвглены с растениями, наличие ярко-красного светочувствительного глазка . При помощи глазка эвглена различает изменения освещенности. Благодаря глазку эвглена всегда плывёт в освещённую часть водоёма, где условия для фотосинтеза наиболее благоприятны.

В: О чём говорит сходство эвглены с растениями?

- сходство в строении клеток растений и животных указывает на родство между растениями и животными.

В зависимости от условий среды эвглена способна менять характер питания.

На свету, благодаря способности к фотосинтезу, ей свойственно автотрофное питание – способность самостоятельно синтезировать органические вещества из неорганических. В цитоплазме в виде мелких зёрен скапливаются запасные питательные вещества по составу напоминающие крахмал. Они расходуются при голодании эвглены. Если эвглена длительное время находится в темноте, то хлорофилл исчезает, и она начинает питаться гетеротрофно – усваивает готовые органические вещества, образовавшиеся при гниении отмерших организмов.

Растворённые в воде органические вещества поступают в цитоплазму через оболочку и через клеточный рот , который расположен на переднем конце тела. Благодаря движению жгутика в клеточный рот затягиваются органические микрочастицы.

Переваривается пища в пищеварительной вакуоли. Непереваренные остатки пищи выбрасываются у заднего конца тела.

Эвглена дышит кислородом, растворенным в воде. Газообмен происходит, как и у амебы, через всю поверхность тела. Растворенный в воде кислород поступает в клетку, где расходуется в процессе жизнедеятельности.

В сократительную вакуоль собираются вредные вещества (продукты распада) и избыток воды, которые потом выталкиваются наружу.

Размножается эвглена бесполым путем: клетка делится надвое вдоль продольной оси тела. Сначала разделяется ядро. Затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две примерно одинаковые части. Если в одну из дочерних клеток не попал какой-либо органоид (например, глазок или жгутик), то впоследствии он там образуется.

При неблагоприятных условиях у эвглены, как и у амёбы, образуется циста. Жгутик отпадает, тело округляется и покрывается плотной защитной оболочкой. В таком состоянии эвглена проводит зиму или переносит высыхание водоёма.

Многообразие простейших класса Жгутиконосцы

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Поурочный план 7 класс

Тема: Эвглена зеленая как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Цель урока: повторить и закрепить особенности строения Саркодовых амебы обыкновенной; сформировать знания о Жгутиконосцах совмещающие признаки животных и растений

Задачи урока:

Обучающие: познакомить с особенностями строения и жизнедеятельности жгутиконосцев; сформировать знания о колониальных жгутиковых

Развивающие: формировать умение работать с дополнительной литературой, анализировать полученную информацию, обобщать, формулировать выводы

Воспитывающие: активизировать познавательный интерес к изучаемому материалу; воспитывать бережное отношение к природе

Тип урока: комбинированный

1. Организационный момент

Объявление темы, цели и задач урока

2. Проверка актуализации знаний

Ребята, мы с вами уже познакомились с одноклеточным животным Амеба обыкновенная. Давайте вспомним с чего мы начали изучение этих замечательных животных?

Работа по карточкам (особенности строения и жизнедеятельности корненожек): дополнить пропущенные слова предложения.

3. Объяснение нового материала

Тема: Эвглена зеленая как простейшее, совмещающее признаки животных и растений. Колониальные жгутиковые.

Как вы думаете почему эвглена зеленая имеет такое название?

В чем причина совмещения признаков разных царств животных и растений?

Целью урока сегодня и будет познакомиться с еще одним классом простейших животных, и выявить ее особенные черты существования

Класс Жгутиконосцы. Главный отличительный признак жгутиконосцев – наличие одного или нескольких жгутиков, с помощью которых они передвигаются.

Внешнее строение и место обитания. Зеленая эвглена, как и обыкновенная амеба, живет в прудах, загрязненных гниющими листьями, в лужах и в других водоемах со стоячей водой. Тело эвглены вытянутое, длиной около 0,05 мм. Его передний конец притуплен, а задний заострен. На переднем конце тела эвглены находится – жгутик. Вращая им, эвглена передвигается.

Учащимися зарисовывается рисунок строения простейшего

hello_html_76832c14.jpg

Рис. 1. Строение эвглены зеленой

Как и почему эвглена зленная совмещает в себе признаки животных и растений?

Питание. Эвглена способна менять характер питания в зависимости от условий среды. На свету ей свойственно автотрофное питание, за счет фотосинтеза. В темноте эвглена питается гетеротрофно – готовыми органическими веществами.

Эвглена дышит кислородом, растворенным в воде. Газообмен происходит через всю поверхность тела.

В сократительную вакуоль собираются вредные вещества (продукты распада) и избыток воды, которые потом выталкиваются наружу.

hello_html_m79936ce0.jpg

Размножение.

Размножается эвглена бесполым путем: клетка делится надвое вдоль продольной оси тела. Сначала разделяется ядро. Затем тело эвглены продольной перетяжкой делится на две примерно одинаковые половины.

Циста. При неблагоприятных условиях у эвглены, как и у амебы, образуется циста. При этом жгутик отпадает, а тело эвглены округляется, покрываясь плотной защитной оболочкой.

Виды состоящие из 8 -16-32 и даже по тысячи клеток. Вольвокс – колония жгутиковых простейших. В прудах и озерах их можно найти плавающими в воде зеленые круглые организмы диаметром до 1 мм. Под микроскопом можно заметить, что каждый шарик его состоит из тысячи мельчайших клеток. Каждая клетка выглядит как самостоятельная единица, но работают сообща образуя колонию, так как соединены между собой цитоплазматическими мостиками.

4. Закрепление нового материала

Учащимся раздаются рисунки эвглены зеленой, предлагается подписать отдельные органы простейшего.

2) доказать принадлежность эвглены к царству животных.

Ход урока

I. Повторение материала.

1) Назовите царства живой природы.
2) Перечислите признаки растительных организмов.
3) Перечислите признаки животных организмов.

II. Изучение нового материала.

1) Сегодня мы с вами познакомимся с удивительным представителем живой природы. Этот представитель перед вами (на доске рисунок организма).

2) Зачитать текст об этом представителе (поставить проблему).

Если взять зелёную плёнку с поверхности небольшой лужи, застоявшейся на проезжей дороге или около скотного двора, то мы увидим под микроскопом зелёные одноклеточные организмы. Тело у них стройное и продолговатое с одним жгутиком.

Присутствие хлорофилла придаёт им зелёный цвет, а маленький красноватый “глазок” на переднем конце вполне соответствует такому же “глазку” у хламидомонады. Эти организмы, как и водоросли, способны к фотосинтезу.

Кто же это? Что это за организм?

3) Назвать этот организм.

Учитель: – А вы знаете, как зовут этот организм?

Ученики: – Это эвглена!

4) Разобрать систематическое положение.

Постепенно заполняем эту схему:

Эвглена – какая систематическая единица (род), тогда вид – эвглена зелёная, почему зелёная?

– Т. к. этот организм зелёного цвета, он содержит хлорофилл.

– Что мы еще можем сказать о нём?

Читая выданный текст, учащиеся могут определить класс, тип; царство нельзя.

Получается на доске схема:

5) Почему нельзя определить царство, читая текст (есть сходство с растениями).

6) Разбираем признаки эвглены (находим противоречия).

Учащиеся в удивлении, кто же это, растение или животное.

Далее учитель зачитывает текст:

Если поместить этот живой организм в полную темноту, прибавив к воде картофельного отвара, и подержать его там 20-25 дней, то тогда мы увидим, что организмы не погибли, хотя и лишились своей зелёной окраски.

– Что мы можем сказать теперь?

– Этот организм способен к гетеротрофному питанию, потому он и не погиб, т. е. он питался органическими веществами картофельного отвара.

Учащиеся говорят, что это животное, тогда учитель спрашивает, а как же быть с признаками растений. Дети снова в недоумении.

После чего учитель сообщает, что более тщательные исследования ученых, показали наличие у эвглены ротового отверстия.

– Вот тогда учащиеся убеждены, что это животное.

7) Почему? Доказать?

Растения не могут в темноте питаться, т. к. органические вещества образуются у них только при действии света, и у растений нет ротового отверстия.

8) Формулируем вывод и знакомство с новым типом питания.

Эвглена зелёная относится к царству животных, в темноте питается гетеротрофно, но она может питаться и как растение (автотрофно) на свету, значит у неё смешанный тип питания.

Учитель: Да, у эвглены смешанный тип питания, а называется он – МИКСОТРОФНЫЙ.

В результате определили царство организма – царство Животные. Вопрос с доски убираем.

9) Почему этот организм вызвал у нас затруднение, удивление?

– Потому что он сочетает в себе признаки растений и животных.

– А о чём это говорит?

– Это говорит о единстве происхождения органического мира.

III. Закрепление материала (работа в тетрадях).

а) Запись темы урока.

б) Систематическое положение эвглены зелёной.

г) Подписать органоиды клетки и написать выполняемые функции (рисунок выдан).

-формирование представлений о познаваемости мира, воспитание бережного отношения к живому миру.

Основные термины: Жгутиконосцы, автотрофное и гетеротрофное питание, размножение: бесполое и половое

Оборудование: УМК И.Н. Пономаревой, презентация, карта урока


  1. Организационный момент

  2. Проверка домашнего задания

  1. Биологический диктант:

  1. Подведение итогов по проверке задания (проверка в парах)

Эвглена зеленая

Чудо природное.

То ли растение?

То ли животное?

Долго всем миром искали ответ.

А в чем же разгадка?

Узнай, ты, секрет!


  1. Физминутка для улучшения мозгового кровообращения.

2. Исходное положение – сидя, руки на поясе. Поворот головы вправо. Исходное положение. Поворот головы влево. Исходное положение. Повторить 4–6 раз. Темп медленный.


  1. Закрепление изученного

  1. Самостоятельная работа. Заполнение таблицы по сравнению строения и особенностей процессов жизнедеятельности амебы протея и эвглены зеленой.

5. Домашнее задание

-Почему ее относят к классу жгутиконосцев?

-Составьте синквейн на тему: ЭВГЛЕНА ЗЕЛЕНАЯ.

КЛАСС: 7 ДАТА: 01.10.2014 г. Ф.И. учащегося___________________________________________________

Тема урока: Жгутиконосцы. Эвглена зеленая.

Цель урока: __________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________________________________Биологический диктант

Тело амебы протея состоит из __________________ и выполняет все функции живого организма. При неблагоприятных условиях амеба образует _____________. Она обладает _______________ - способностью отвечать на воздействие окружающей среды. Амеба протея не имеет постоянной ___________________, так как цитоплазма постоянно образует выпячивания - __________________, с помощью которых она передвигается.

Заполните таблицу по сравнению строения и особенностей процессов жизнедеятельности амебы протея и эвглены зеленой.

Читайте также: