Конспект по теме глаз

Обновлено: 05.07.2024

Урок по физике для 8 класса на тему "Глаз и зрение" с презентацией и тестовыми заданиями.

ВложениеРазмер
glaz_i_zrenie_8_klass_-_kopiya.zip 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

Урок физики по теме "Глаз и зрение".

  • Обеспечить в ходе урока усвоение знаний о строении глаза и функциях отдельных его частей, о характеристиках изображения, которое дает оптическая система глаза, о недостатках зрения и способах их исправления;
  • Развивать познавательный интерес у учащихся путем использования занимательного материала;
  • Познакомить учащихся с основами гигиены зрения.

1. Организационный момент.

Приветствие, проверка готовности к уроку.

2. Проверка домашнего задания, подготовка к усвоению новых знаний (актуализация знаний).

  1. Линзой называют.
    а) Прозрачное тело, ограниченное сферической поверхностью.
    б) Прозрачное тело.
    в) Тело, ограниченное сферической поверхностью.
  2. На рисунке изображены стеклянные линзы. Какие из них являются собирающими?

    а) 1.
    б) 2.
    в) 3.
  3. Какой буквой обозначается главный фокус линзы?
    а) F;
    б) О;
    в) Д.
  4. В каких единицах измерения дается оптическая сила линзы?
    а) мм;
    б) кг;
    в) дптр;
  5. Фокусное расстояние линзы F = -20 см. Какая это линза?
    а) собирающая;
    б) рассеивающая.
  6. Оптическая сила линзы Д = 2 дптр. Какая это линза?
    а) собирающая;
    б) рассеивающая.

3. Объяснение новой темы.

Мы живём в прекрасном мире, богатом красками, звуками, запахами. Информация о происходящем в окружающей среде мы получаем через органы чувств – зрения, слуха, осязание, вкуса и обоняния. Внешний мир мы видим благодаря зрению. Орган зрения играет огромную роль в жизни человека. Более 90% информации об окружающем мире мы получаем с помощью глаз.

Познакомимся со строением глаза .

  • глазного яблока , соединенного
  • зрительным нервом с головным мозгом, и
  • вспомогательного аппарата (веки, слезные органы и мышцы, двигающие глазное яблоко).
  • Глазное яблоко защищено плотной оболочкой, называемой склерой .
  • Передняя (прозрачная) часть склеры называется роговицей .
  • За роговицей расположена радужная оболочка , которая у людей может иметь различный цвет.
  • В радужный оболочке есть небольшое отверстие – зрачок . Диаметр зрачка может изменяться от 2 до 8 мм, уменьшаясь на свету и увеличиваясь в темноте.
  • За зрачком расположено прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу – хрусталик .
  • Хрусталик окружен мышцами , прикрепляющими его к склере.
  • За хрусталиком расположено стекловидное тело .
  • Задняя часть склеры – глазное дно - покрыто сетчатой оболочкой (сетчаткой ). Она состоит из тончайших волокон, устилающих глазное дно и представляющих собой разветвленные окончания зрительного нерва.

Вставить пропущенные слова:

Как устроен глаз

Глаз – волшебный теремок,

Круглый маленький домок,

Хитро он устроен –

Без гвоздей построен.

Круглый дом со всех сторон

Белой стенкой окружен,

Стенку эту белую

Обойдем же дом скорей –

Ни крылечка, ни дверей,

Роговица, словно пленка,

Вся прозрачна, как стекло, -

В мир чудесное окно,

Через круглое оконце

В глаз проходит свет от солнца.

Глаз бывает синий, серый:

Яркой радужки кружок

Украшает глаз – домок.

В центре радужки – зрачок,

Черный маленький кружок.

Лишь стемнеет – наш зрачок

Станет сразу же широк,

Коль светло – зрачок поуже,

Чтобы видел глаз не хуже.

А за радужкой лежит

Он такой имеет вид,

Как стеклянный шарик.

Изнутри весь этот дом

Выстлан, будто бы ковром,

Что же в домике внутри?

На картину не смотри –

В домике невидное

Тело стекловидное , оно прозрачно как алмаз…ну, а как же видит глаз?

Экспериментальное задание : Обнаружение слепого пятна.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?

Свет, преломляясь в оптической системе глаза, которую образуют роговица, хрусталик и стекловидное тело, дает на сетчатке действительное, уменьшенные и обратные изображения предметов. Попав на окончания зрительного нерва, свет раздражает эти окончания. Эти раздражения передаются в мозг, и у человека появляются зрительные ощущения: он видит предметы.

Отразится лучик света

От какого – то предмета,

Упадет на роговицу,

Миг – и дальше устремится,

И сквозь дырочку – зрачок

Проберется в глаз – домок.

Дальше, следуя порядку,

Попадает на сетчатку.

Круглый дом с одним окном,

Плотно он закрыт кругом,

Ни крыльца, ни двери нету,

Дальше не пробиться свету?

Нет, от глаза нерв идет,

В мозг сигнал передает,

После этого тотчас

Все вокруг увидит глаз.

Очень хрупок круглый дом!

Тонки, нежны стенки в нем,

А прозрачное окно

Ставней не защищено.

Если тронешь роговицу –

Глаз сейчас же разболится,

Если ранится хрусталик –

Помутнеет чудный шарик,

Станет темным дом навек

И ослепнет человек.

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является перевернутым .

Первым это доказал, построив ход лучей в оптической системе глаза, был немецкий астроном И. Кеплер (Портрет учёного ). Вся эта система аналогична оптической системе собирающей линзы.

Но почему тогда мы видим предметы неперевернутыми? Процесс зрения непрерывно корректируется мозгом. В свое время английский поэт Уильям Блейк подметил:

Посредством глаза, а не глазом
Смотреть на мир умеет разум.

Глаз приспособлен к работе в различной интенсивности освещения (благодаря адаптации)

Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и на более далеком расстоянии называется аккомодацией (от лат. accomodatio - приспособление). Благодаря аккомодации человеку удается фокусировать изображения различных предметов на одном и том же расстоянии от хрусталика - на сетчатке глаза.

Однако при очень близком расположении рассматриваемого предмета напряжение мышц, деформирующих хрусталик, усиливается, и работа глаза становится утомительной. Оптимальное расстояние при чтении и письме для нормального глаза составляет около 25 см. Это расстояние называют расстоянием ясного (или наилучшего) зрения.

Чувствительность глаза к свету может меняться в миллиарды раз, благодаря изменению диаметра зрачка.

У человека два глаза. Какое преимущество дает зрение двумя глазами?

  • При видении двумя глазами увеличивается поле зрения.

  • При видении двумя глазами мы можем различать какой предмет находится ближе, какой дальше.

  • При видении двумя глазами мы видим предметы объёмными, а не плоскими.

В глазах человека могут возникнуть отклонения от нормы, вследствие чего нарушаются основные условия наилучшего зрения, так как хрусталик теряет эластичность, способность менять свою кривизну. Эти отклонения называются дефектами зрения. Изображение близко расположенных предметов расплывается – развивается дальнозоркость . Другой дефект зрения – близорукость , когда люди, наоборот, плохо видят удаленные предметы.

При близорукости изображение предмета фиксируется перед сетчаткой и поэтому воспринимается как расплывчатое . При дальнозоркости изображение предмета фиксируется за сетчаткой и тоже воспринимается как расплывчатое.

При близорукости необходимо изображение предмета отодвинуть от хрусталика и переместить на сетчатку. Для этого применяют линзы вынутые – рассеивающие свет с отрицательной оптической силой.

При дальнозоркости изображение предмета за сетчаткой перемещают с помощью линз выпуклых – собирающих свет. Оптическая сила таких линз - положительная.

Экспериментальное задание: Определите, какие из имеющихся на вашем столе линз пригодны для исправления близорукости( дальнозоркости).

Глаз – это живой оптический прибор. Мышцы глаза ученика за один учебный день испытывает такую же нагрузку, какую испытывают мышцы его рук и торса, если он пытался бы поднять и удержать над головой штангу весом предназначенного для среднего профессионала-атлета. Чтобы спасти глаза от перенапряжения, необходима специальная гимнастика, которая восстанавливает зрение.

5.Из истории оптики, или Просто очки.(доклад ученика)

Хотя глаз и является замечательным оптическим прибором, он все-таки не лишен недостатков. Глаз поддается многочисленным обманам, которые называются оптическими иллюзиями. Предлагаю вам посмотреть некоторые из них.

7. Зрение в мире животных.(доклад ученика)

8. Закрепление изученного материала.

Чтобы выяснить как вы усвоили новый материал, мы выполним тест.

Тест: (Карточка 2)

1.Какая часть глазного яблока является двояковыпуклой линзой?
а) хрусталик;
б) роговица

2.На какой части глазного яблока образуется изображение предмета?
а) на сетчатке;
б) на роговице

3.Способность глаза приспосабливаться к видению, как на близком, так и так и на более далёком расстоянии:
а) адаптацией;
б) аккомодацией;
в) иллюзией зрения

4.При близорукости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами

5.При дальнозоркости применяют очки
а) с рассеивающими линзами;
б) с собирающими линзами.

9.Рефлексия. Подведение итогов урока, выставление оценок . Домашнее задание.

Что дал мне сегодняшний урок?


Слеза увлажняет поверхность глазного яблока, смывает посторонние частицы, содержит бактерицидное вещество - лизоцим.

Наружная оболочка (фиброзная):

непрозрачную, плотную оболочку белого или слегка голубоватого цвета

Оптическая система глаза (проведение и преломление света)

придает форму глазному яблоку и защищает его

Сосудистая оболочка:

содержит кровеносные сосуды, пигмент меланин

содержит пигмент, обуславливающий цвет глаз

форма двояковыпуклой линзы, прозрачный, эластичный

питание глазного яблока

мышечные волокна ресничного тела изменяют размеры зрачка в зависимости от освещенности(радиальные - расширяют зрачок, кольцевые - сужают); регулируют кривизну хрусталика

оптическая система глаза

оптическая система глаза

передняя камера глаза

снабжает питательными веществами роговицу,

оптическая система глаза

задняя камера глаза

снабжает питательными веществами лишенный кровеносных сосудов хрусталик;

оптическая система глаза

стекловидное тело.

оптическая система глаза

содержит светочувствительные рецепторы – палочки (125 млн.) и колбочки (6 млн.).

Световоспринимающая часть глаза:

палочки содержат зрительный пигмент родопсин и воспринимают свет;

колбочки содержат пигмент иодопсин и воспринимают цвета при ярком освещении (3 типа колбочек, которые воспринимают красный, зеленый и синий цвет)

желтое пятно

Состоит в основном из колбочек

Место наилучшего видения (центральное зрение). Остальная часть сетчатки обеспечивает боковое (периферическое) зрение.

слепое пятно

участок, лишенный зрительных рецепторов - место выхода зрительного нерва

Аккомодация – способностью обеспечивать резкое изображение предметов (за счет изменения кривизны хрусталика), расположенных как на близком, так и на далеком расстоянии от глаза

Сочетанная работа обоих глаз (бинокулярное зрение) обеспечивает стереоскопическое (объемное ) зрение

Аномалии зрения:

близорукость - человек четко видит предметы только на близком расстоянии, лучи фокусируются впереди сетчатки, так как хрусталик выпуклый и сильно преломляет лучи, либо удлиненное глазное яблоко, либо ослаблена ресничная мышца.

дальнозоркость - человек хорошо видит предметы на далеком расстоянии, лучи фокусируются позади сетчатки, т. к. хрусталик плоский и слабо преломляет лучи, либо укороченное глазное яблоко, либо хрусталик потерял эластичность, либо ослаблена ресничная мышца.

при близорукости применяют очки с двояковогнутыми линзами (рассеивающие), при дальнозоркости – с двояковыпуклыми (собирательные).



Задняя камера глаза

Передняя камера глаза

Рис. Строение органа зрения


-75%

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

8 класс Дата______________

Тема: Глаз и зрение.

образовательная : рассмотреть строение человеческого глаза и построение изображений в глазу; ознакомить с основными дефектами зрения;

развивающая : развивать умения рассчитывать оптическую силу линз различных видов;

воспитательная : воспитывать чувство сохранности своего зрения.

Тип урока: комбинированный.

Оборудование: мультимедийная презентация, ПК.

Организационный момент

Приветствие с учащимися, проверка присутствующих.

Актуализация опорных знаний

Фронтальный опрос:

Что называют линзой?

Какие виды линз вам известны?

Какие основы построения изображений с помощью линз?

Что называют фокусом линзы?

Изучение нового материала

Глаз – орган зрения высших животных, в том числе и человека, является сложным оптическим прибором. Рассмотрим строение глаза человека.

hello_html_7331ec50.jpg

Глаз или глазное яблоко имеет почти шарообразную форму. Снаружи глаз покрыт прочной белой оболочкой – склерой , которая защищает его от повреждений. Передняя часть склеры прозрачна для света и называется роговицей . За роговицей расположена прозрачная водянистая масса, а за ней – радужная оболочка . Она определяет цвет глаз. В радужной оболочке есть отверстие – зрачок . Диаметр зрачка может изменяться: увеличиваться в темноте и сокращаться на свету. После зрачка свет проходит через хрусталик – прозрачное тело, напоминающее двояковыпуклую линзу. Хрусталик окружен мышцами, прикрепляющими его к склере. За хрусталиком расположено стекловидное тело , заполняющее всю остальную часть глаза. Задняя стенка склеры – сетчатка – состоит из разветвлений волокон зрительного нерва , чувствительных к свету.

Как возникают и воспринимаются глазом изображения различных предметов?

Световые лучи, попадая в глаз, преломляются в роговице, хрусталике и стекловидном теле (оптической системе глаза), и на сетчатке глаза появляется изображение. Сетчатка служит своего рода шарообразным экраном, на который проецируется окружающий мир.

hello_html_65f8c255.jpg

Изображение предмета, возникающее на сетчатке глаза, является действительным, уменьшенным и перевернутым.

Почему же мы видим предметы такими, какие они есть на самом деле? Дело в том, что в сетчатке оптическая информация воспринимается светочувствительными нервными клетками и передается в мозг. Обрабатывая сигналы, мозг снова переворачивает изображение, так что мы все видим правильно.

Человек может рассматривать объекты, по-разному удаленные от него. Когда человек смотрит на дальние предметы, он не напрягает зрение, мышцы, удерживающие хрусталик, расслаблены, и изображение оказывается на сетчатке. Когда же человек переводит взгляд на приближенные к нему предметы, изображение должно сместиться за сетчатку. Чтобы изображение не было размытым, глазные мышцы сжимают хрусталик, делая его более выпуклым. При этом его кривизна, а значит и оптическая сила, увеличиваются, и изображение опять оказывается на сетчатке.

Большинство же животных видят каждым глазом свою картину. Видимые ими предметы не отличаются рельефностью, к которой мы привыкли, но зато поле зрения гораздо обширнее. Каждый глаз человека видит в горизонтальном направлении примерно в пределах 120°, и оба угла зрения почти перекрывают друг друга.

hello_html_1547306f.jpg

Область бинокулярного зрения – это область перекрытия полей зрения двух глаз.

У человека с хорошим (нормальным) зрением глаз в ненапряженном состоянии собирает параллельные лучи в точке, лежащей на сетчатке глаза. Наиболее распространены два недостатка зрения – близорукость и дальнозоркость.

Близорукость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а ближе к хрусталику.

Близорукие люди не могут четко видеть удаленные предметы. Расстояние наилучшего зрения для близорукого глаза меньше 25 см.

Дальнозоркость – это недостаток зрения, при котором параллельные лучи после преломления в глазу собираются не на сетчатке, а за ней.

Дальнозорким людям трудно сфокусировать взгляд на близких предметах. Расстояние наилучшего зрения для дальнозоркого глаза больше 25 см.

Близорукость и дальнозоркость исправляются применением линз.

hello_html_m8ae9512.jpg

При близорукости изображение удаленного предмета получается внутри глаза перед сетчаткой. Чтобы оно отодвинулось от хрусталика и переместилось на сетчатку, следует уменьшить оптическую силу преломляющей системы глаза. Для этого применяют рассеивающие (вогнутые) линзы.

При дальнозоркости изображение оказывается за сетчаткой. Оптическую силу системы дальнозоркого глаза надо увеличить. Для этого используют собирающие (выпуклые) линзы.

Формирование умений

Решить задачи:

Рассчитать оптическую силу линзы, фокусное расстояние которой равно 20 см.

Оптическая сила линзы составляет -2,5 дптр. Какая это линза и чему равно её фокусное расстояние?

Свеча находится на расстоянии 12,5 см от собирающей линзы, оптическая сила которой равна 10 дптр. На каком расстоянии от линзы получится изображение и каким оно будет?

Человек видит не глазами, а посредством глаз, откуда информация передается через зрительный нерв, хиазму, зрительные тракты в определенные области затылочных долей коры головного мозга, где формируется та картина внешнего мира, которую мы видим. Все эти органы и составляют наш зрительный анализатор или зрительную систему.

Строение глаза

Основные функции глаза

Строение глаза

Передняя камера глаза — это пространство между роговицей и радужкой. Она заполнена внутриглазной жидкостью.

Радужка — по форме похожа на круг с отверстием внутри (зрачком). Радужка состоит из мышц, при сокращении и расслаблении которых размеры зрачка меняются. Она входит в сосудистую оболочку глаза. Радужка отвечает за цвет глаз (если он голубой — значит, в ней мало пигментных клеток, если карий — много). Выполняет ту же функцию, что диафрагма в фотоаппарате, регулируя светопоток.

Зрачок — отверстие в радужке. Его размеры обычно зависят от уровня освещенности. Чем больше света, тем меньше зрачок.

Сетчатка — состоит из фоторецепторов (они чувствительны к свету) и нервных клеток. Клетки-рецепторы, расположенные в сетчатке, делятся на два вида: колбочки и палочки. В этих клетках, вырабатывающих фермент родопсин, происходит преобразование энергии света (фотонов) в электрическую энергию нервной ткани, т. е. фотохимическая реакция.

Палочки обладают высокой светочувствительностью и позволяют видеть при плохом освещении, также они отвечают за периферическое зрение. Колбочки, наоборот, требуют для своей работы большего количества света, но именно они позволяют разглядеть мелкие детали (отвечают за центральное зрение), дают возможность различать цвета. Наибольшее скопление колбочек находится в центральной ямке (макуле), отвечающей за самую высокую остроту зрения. Сетчатка прилегает к сосудистой оболочке, но на многих участках неплотно. Именно здесь она и имеет тенденцию отслаиваться при различных заболеваниях сетчатки.

Склера — непрозрачная внешняя оболочка глазного яблока, переходящая в передней части глазного яблока в прозрачную роговицу. К склере крепятся 6 глазодвигательных мышц. В ней находится небольшое количество нервных окончаний и сосудов.

Сосудистая оболочка — выстилает задний отдел склеры, к ней прилегает сетчатка, с которой она тесно связана. Сосудистая оболочка ответственна за кровоснабжение внутриглазных структур. При заболеваниях сетчатки очень часто вовлекается в патологический процесс. В сосудистой оболочке нет нервных окончаний, поэтому при ее заболевании не возникают боли, обычно сигнализирующие о каких-либо неполадках.

Зрительный нерв — при помощи зрительного нерва сигналы от нервных окончаний передаются в головной мозг.

Читайте также: