От чего зависит климат нашей страны 8 класс конспект

Обновлено: 03.07.2024

сравнение сопоставление. Развитие устной речи, развитие творческих способностей.

Воспитание чувства ответственности, коллективизма и самостоятельности, уверенности

Оборудование: карты атласа ( суммарная солнечная радиация, температура янва ря, июля)

картосхемы учебника; настенная конту рная карта России, набор ус ловных значков -

символов, физическая карта России, контур России на кажду ю парту.

постановки цели: что мы узнаем ? чем у науч имся? что каждый из нас су меет сделать?

Что мы узнаем: какие климатообразу ющие факторы влияют на климат России.

Чему научимся: анализировать климатические карты, а для этого задава ть вопросы,

находить на них ответы, делать выводы, моделировать картосхем у «Климатический

Каждый сумеет создать климатический образ нашей страны.

В каких климатических поясах находится Россия? (работа по климатичес ким картам

Какой можно сделать вывод? (Климат России разнообразный)

- Как географическое положение влияет на климат, назовите особенности ГП России

- В каких климатических поясах расположена на ша страна? ( работа с картой атласа)

- Назовите климатические поясы основные и переходные, их особенн ости.

ГШ - угол падения солнечных лучей - солнечная радиация. (Дополняется схема на доске)

Даётся определение солнечной радиации, затем рассматривается схема в учебнике стр. 72 и

презентации «Виды солнечной радиации: прямая, рассе янная, отражённая, поглощенная,

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

ТЕМА: От чего зависит климат нашей страны.

Цели: изучение климата страны, типы климатов и от чего зависит климат.

Задачи: 1.Сфоримировать знания о климатических поясах и о климатообразующих факторах.

2. Способствовать развитию умения работать с различными источниками географической информации (климатической картой, текстом учебника, таблицей).

3. Воспитывать чувство коллективизма при работе

Х О Д У Р О К А

Изучение новой темы.

Климатические условия оказывают большое влияние на все компоненты природы, на жизнь и хозяйственную деятельность человека. Поэтому очень важно для успешного освоения и использования территории знать особенности климата, уметь объяснить их, предвидеть возможные изменения.

Климат нашей страны отличается большим разнообразием. На его формирование оказывают влияние четыре группы факторов: географическое положение, солнечная радиация, движение воз душных масс (циркуляция), подстилающая поверхность.

hello_html_38f91fda.jpg

1. Влияние географического положения. Основные особенности климата определяются прежде всего географическим положением территории. С них связаны такие особенности климата нашей страны четко выраженная смена температурных условий по сезонам года, различия в степени континентальности и увлажненности, большое разнообразие климатов.

Протяженность территории страны с севера на юг почти от 78 0 с. ш. до 41° с. ш. определила ее положение в арктическом, субарктическом и умеренном поясах. Преобладающая часть территории России находится в умеренном поясе. Разнообразие климатов усиливается также близостью или удаленностью отдельных частей страны от океана, большим различием в абсолютных и относительных высотах, особенностями рельефа и т. д.

От географического положения страны зависит распределение солнечной радиации по ее территории и циркуляция воздушных масс.

2. Солнечная радиация. Излучение солнцем тепла и света называется солнечной радиацией. Радиация измеряется количеством тепла и выражается в килокалориях на 1 см2 (или мегаджоулях на 1 м2 земной поверхности.

Сравнение типов климата.

- Какой самый холодный климат? (арктический)

- В каком самая холодная зима? (резко-континентальный)

- В каком самое холодное лето? (арктический)

- Какой тип климата имеет наибольшую амплитуду температуры? (резко-континентальный)


На этом уроке учащиеся познакомятся с климатообразующими факторами России, а также рассмотрят общую характеристику климата страны. Урок способствует формированию у учащихся умения работать с картой.


В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Конспект урока "Факторы, определяющие климат России. Общая характеристика климата"

На формирование климата любой территории оказывают влияние следующие факторы: географическое положение, циркуляция атмосферы, рельеф и высота места над уровнем моря, близость морей и океанов. Все вышеперечисленные климатообразующие факторы формируют своеобразные климатические условия того или иного региона, в том числе и нашей страны. Рассмотрим факторы, определяющие климат России, подробнее.

Влияние географического положения на климат. Это очень важный климатообразующий фактор, ведь от того, в каких широтах располагается территория страны, зависит поступление солнечной радиации. К сведению! Солнечная радиация – это вся энергия Солнца, которая поступает на поверхность Земли. Та часть солнечной радиации, которая достигает поверхности Земли без препятствий, называется прямой радиацией.

Процесс, в результате которого солнечные лучи проходят через облака и водяной пар, получил название рассеянная солнечная радиация. Всё солнечное излучение, которое достигает земной поверхности в виде суммы прямой и рассеянной радиации, так и называется суммарная солнечная радиация. Часть суммарной радиации отражается от поверхности Земли. Величина отражённой радиации зависит от различных характеристик подстилающей поверхности, прежде всего, от цвета. Например, свежевыпавший снег отражает почти 90 % падающих на него лучей. Тогда как свежевспаханная почва – всего 5 %. Оставшаяся же часть солнечной радиации идёт на нагревание земной поверхности. Её называют поглощённой радиацией. Именно поглощённая солнечная радиация является главным источником энергии природных процессов. Радиация измеряется в килокалориях на один квадратный сантиметр земной поверхности.

Территория Российской Федерации расположена полностью в Северном полушарии; большая часть территории страны находится в Восточном полушарии. Россия расположена на севере материка Евразия, занимает большую часть Восточной Европы и весь север Азии. Протяжённость территории страны с запада на восток составляет около 9000 километров, с севера на юг – свыше 4000 километров. Большая протяжённость России с севера на юг определяет положение страны в разных климатических поясах, что обуславливает разное количество солнечного тепла, получаемое той или иной территорией.

Величина суммарной солнечной радиации зависит от географического положения территории. Ведь именно географическая широта места определяет и угол падения солнечных лучей, и продолжительность светлого времени суток.

Климат любой местности зависит от количества солнечного тепла, которое поступает на земную поверхность. Нагрев Земли прежде всего зависит от высоты Солнца над горизонтом. Следовательно, чем выше Солнце, тем больше нагревается земная поверхность, а от неё и воздух. Наша планета нагревается неравномерно, это объясняется её шарообразной формой. Так, угол падения солнечных лучей в разных регионах Земли различен.

Вращение Земли вокруг Солнца


Наблюдается закономерность: чем ближе к экватору территория, тем больше угол падения солнечных лучей, а значит и выше температура приземного слоя атмосферы, а чем дальше от экватора - тем становится холоднее. Наиболее низкие температуры наблюдаются в полярных областях. Таким образом, напрашивается вывод о том, что наибольшее количество солнечной радиации поступает на поверхность земли в южных районах России, поэтому именно там наблюдаются самые высокие температуры воздуха.

Циркуляция атмосферы – это совокупность воздушных течений над земной поверхностью. Как фактор образования климата, циркуляция атмосферы предопределяет движение воздушных масс как по земной поверхности, так и по вертикали. Благодаря движению воздушных масс перераспределяются давление, влажность и температура воздуха на земле, таким образом образуются воздушные потоки, называемые ветром. При условии вторжения потоков воздуха на территорию, отличную от них по температуре, возникают циклоны и антициклоны. Циклон – это нисходящий поток воздуха, который образует на поверхности Земли область пониженного атмосферного давления.


Антициклон – это нисходящий поток холодного воздуха, образующий на поверхности область повышенного атмосферного давления. При антициклонах формируется ясная, малооблачная погода. При циклонах же, напротив, преобладает пасмурная погода с сильными ветрами. Что касается России, то над её территорией циклоны наиболее интенсивно развиваются летом – на Дальнем Востоке и на западе Восточно-Европейской равнины. Антициклоны зимой – в Восточной Сибири.


Над Россией перемещаются арктические и умеренные, а на крайнем юге тропические воздушные массы. Большая часть территории страны лежит в умеренных широтах и находится под воздействием ветров западного переноса. Западные ветры господствуют почти на всей европейской части России и практически на всей территории Сибири. Что касается Дальнего Востока, то для этой территории характерен муссонный перенос. Муссонные ветры дважды в год меняют направление на противоположное. Летний муссон дует со стороны Тихого океана на сушу, зимний – с суши в сторону Тихого океана. И, наконец, северные берега России находятся под воздействием ветров северо-восточного переноса, которые приходят со стороны Северного Ледовитого океана. Иногда этим ветрам удаётся проникнуть на юг (вглубь страны), в случае чего они приносят с собой похолодание.

Одним из важнейших климатообразующих факторов России является рельеф (высота места над уровнем моря).

Земная поверхность, вдоль которой перемещается воздушная масса, – это сложное и индивидуальное сочетание форм рельефа. Рельеф местности может способствовать задержанию или изменению направления воздушных масс. Так, например, зимой над вогнутыми глубокими котловинами холодный воздух скапливается, застаивается, теряет свою горизонтальную подвижность и, как результат, выхолаживается! А летом над межгорными котловинами воздух, не имея возможности уйти, очень сильно прогревается и иссушается. При перемещении воздушных масс вдоль поверхности земли для того, чтобы преодолеть горный барьер, расположенный поперёк направления движения, воздух вынужден подниматься вверх по склонам высоких гор. Поднимаясь, воздух охлаждается, содержащаяся в нём влага конденсируется, что вызывает выпадение осадков. Важной особенностью земной поверхности является её высота над уровнем моря или, как её ещё называют, абсолютная высота. Чем выше поверхность Земли, тем ниже над ней будет температура воздуха.

Европейская часть России расположена на Восточно-Европейской равнине. Таким образом, воздушные массы с Атлантического океана господствуют на ней практически весь год, перенося влагу далеко на восток. Уральские горы, расположенные между Восточно-Европейской и Западно-Сибирской равнинами, являются естественной преградой на пути западных ветров с Атлантики. В результате чего к западу от Уральских гор формируется узкая полоса повышенной влажности, а климат западной Сибири, лежащий к востоку от Уральских гор, отличается значительной сухостью.


Что касается восточной части страны, то здесь препятствием на пути ветров с Тихого океана являются береговые дальневосточные хребты: Джугджур, Сихотэ-Алинь и другие. Благодаря им тихоокеанский воздух отдаёт содержащуюся в нём влагу узкой прибрежной полосе, что делает Тихоокеанское побережье России очень влажным. В особенности это характерно для восточной части полуострова Камчатка.

Близость морей и океанов.

Огромное влияние на климат России оказывают океаны. Вы уже знаете, что водная поверхность и суша неодинаково нагреваются и остывают. Над сушей и океаном, которые расположены на одних широтах, формируется общий тип воздушных масс. Воздух массы, сформированной над сушей, будет сухим и жарким летом и холодным – зимой. Воздух массы, сформированной над океаном, будет влажным и более прохладным, чем воздух над сушей летом, а также более тёплым зимой.

На формирование климата России наибольшее влияние оказывает Атлантический океан. И это несмотря на то, что его воды непосредственно не омывают территорию страны. Дело в том, что большая часть территории России находится в умеренных широтах, где господствует западный перенос воздушных масс. Именно атлантический воздух делает климат западной части России мягким и влажным. Проникновение влажного воздуха со стороны Тихого океана связано с муссонными ветрами, действие которых ограничено узкой прибрежной полосой Дальнего Востока, – дальше продвинуться воздушным массам мешают горы. Таким образом, получается, что огромный по своим размерам океан влияет на климат довольно небольшой части страны. Что касается Северного Ледовитого океана, то его влияние связано с действием северо-восточных ветров. Однако воздух над этим холодным океаном довольно сухой, поэтому заметного увлажняющего влияния на климат территории страны данный океан не оказывает.

В связи с обширной протяжённостью территории с севера на юг, Россию пересекают четыре климатических пояса: арктический, субарктический, умеренный и субтропический. В стране преобладает умеренный континентальный климат с ритмической сменой времён года, продолжительной холодной и снежной зимой и сравнительно коротким тёплым летом. На восточных окраинах России сформировались морской переходный и муссонный типы климата. Материковое побережье и острова Северного Ледовитого океана находятся под воздействием сурового субарктического и арктического климатов, а Черноморское побережье Кавказа расположено в субтропическом климате с тёплой влажной зимой и сухим летом.

Формирование представления об основных климатообразующих факторах.

Познакомить с основными климатообразующими факторами, показать их влияние на погоду и климат.

Формировать умения работать с климатическими картами и делать выводы, выявлять закономерности.

Развивать навыки работы со схемами, картами атласов.

Развивать навыки устной речи, умения обобщать и делать выводы.

    Учимся определять существенные признаки понятий, оценивать климатические условия страны и их зависимость от географического положения, сравнивать особенности явлений и процессов и систематизировать полученную информацию.
    Солнечная радиация и радиационный баланс, циклон, антициклон, тёплый и холодный атмосферные фронты.

Учитель предлагает ребятам вспомнить климатообразующие факторы.

  1. Географическая широта.
  2. Атмосферная циркуляция.
  3. Характер подстилающей поверхности: рельеф, изрезанность побережья, удалённость от океанов и морей.

Далее учитель предлагает рассмотреть каждый фактор отдельно.

Рассмотрим первый фактор – географическая широта.

От неё зависит количество солнечных лучей, поступающих на поверхность Земли.

При движении с севера на юг количество солнечной радиации, получаемое территорией, увеличивается.

Изучая карту, учащиеся отвечают на вопросы.

Как меняется количество суммарной солнечной радиации на территории России? Каковы следствия этого?

Ребята, внимательно изучите схему и подумайте:

  1. Как распределяется поступающая на земную поверхность солнечная радиация?
  2. Что мешает поступлению солнечной радиации на поверхность Земли? Как распределяется количество солнечной радиации в зависимости от географической широты места?

Рассказ учителя.

Рассмотрим второй фактор – циркуляция воздушных масс. Атмосферный фронт, циклон, антициклон.

Учащимся предлагаются две картины с изображением пейзажа. Одна картина проникнута грустным, печальным настроением, другая – радостным. Ученики выбирают ту картину, которая соответствует их настроению.

Читайте также: