В театре диониса конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

-Познакомить с происхождением театра, его устройством.

- Познакомить с игрой актеров.

- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.

- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан, их произведениями.

Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, составлять связный рассказ, умения решать проблемные задания, умение сравнивать с современностью.

Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые

создали шедевры мировой культуры.

Проверка домашнего задания

2.Как называлась металлическая или костяная палочка с острым концом, которой ученики писали буквы? стиль

З.Как называлось в Афинах умение выступать с речами в Народном Собрании и судах? красноречие

5. Как называлось заведение , где свои знания пополняли взрослые афиняне? гимнасий

Ключевое слово в синем столбце ДИОНИС

Беседа по вопросам.

1. Кого греки называли педагогом и какова его роль?

2. Где учились дети в Греции?

3. Как проходили занятия в школе?

4. Чему и как обучали в палестре?

Не зря ключевое слово в нашем кроссворде ДИОНИС

С празднествами в честь этого бога связано рождение театра в Греции.

С чем мы познакомимся на уроке? (с происхождением театра, с устройством, с театральными жанрами комедия и трагедия.)

1.У всех народов мира с древних времен существуют праздники, связанные с ежегодными циклами умирания и возрождения природы, со сбором урожая. У древних греков возникновение театра связано с празднествами в честь бога Диониса – покровителя виноделия. Первые представления происходили на лесных полянах, окраинах поселков или городских площадях. Осенью, после уборки винограда, греки одевались в козьи шкуры и маски, изображая лесных богов – сатиров. Их шествия сопровождались дикими плясками и дифирамбами (хвалебные песни, прославляющие Диониса). Позднее их стали проводить в специально выстроенных сооружениях – ТЕАТРАХ . Возник театр более 2,5 тысяч лет назад.

Театр – место для зрелищ.

Древнегреческий театр один из древнейших театров на территории Европы. Он достиг своего расцвета в V в. до н. э.

По ходу рассказа необходимо заполнить таблицу.

Каждый полис имел свой театр. Он строился у подножия холма под открытым небом.

Вмещал театр до 17 тыс. человек. Здание театра состояло из 3 частей: (на доске запись и в тетради)

Театрон –места для зрителей

Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор.

Скене – пристройка, примыкавшая к орхестре.

К её стене прикрепляли полотнища, изображавшие то вход во дворец, то берег моря. Внутри скене хранились костюмы и маски актеров.

Планировка греческого театра была рассчитана на хорошую слышимость.
Занавеса в греческом театре не было.

До половины V века представления начинались после завтрака, а позднее - с раннего утра, и продолжались большую часть дня, а нередко и до вечера.

Как и в других областях греческой культуры в театре непременно присутствовал АГОН (состязательность). В каждом представлении участвовали 3 драматурга, а зрители выбранные из публики в судьи должны были определить лучшую постановку, лучшего актера, лучшего хорега (организатор представления). В заключительный день праздника победители получали награды. Для победивших драматургов имелось три награды. Помимо гонорара, драматург получал от государства в качестве награды венок из плюща. Тем не менее тот драматург, который занимал третье место, считался проигравшим. На долю хорегов, которые подготовили хор для победивших драматургов выпадала большая честь. Такой хорег имел право воздвигнуть памятник в ознаменование своей победы. На этом памятнике писали время представления, имя победившего драматурга, название его пьесы, а также имя хорега. Результаты состязаний вносились дидаскал***, который хранился в государственном архиве Афин.

Дидаскал - протокол в который вносились результаты состязаний .

Слайд . Участниками представлений были только мужчины. Они выступали в мужских или женских масках, которые определяли характер действующего лица: хохочущая, скорбная, умиротворенная. Кроме того, определенное значение имела окраска маски. Например, по багровому цвету зрители узнавали раздражительного человека, по рыжему – хитрого и коварного. Так же у актеров была особая обувь на толстой подошве (КОТУРНЫ)

3 . Слайд В греческом театре было 2 главных вида представлений – трагедия и комедия

Трагедия (что в переводе означает песнь козлов) – драматическое представление, заканчивающееся гибелью главного героя.

Комедия – веселое и насмешливое представление.

Слайд. Подлинным основоположником жанра трагедии стал Эсхил (ФОТО в учебнике и на слайде)

Что в Греческом театре было недопустимо?

2. Какой жанр данного произведения?

3. В чем видит Софокл могущество человека?

4. Что осуждает в людях?

Искусство сцены, родившееся в Древней Греции, стало основой европейского театра и оказала огромное влияние на развитие мирового Театра.

Слайд Очень часто древнегреческие авторы брали сюжеты для своих пьес из мифов

Мельпомена – муза трагедии Талия – муза комедии

Вопросы: Какие театры вы знаете? Каких известных артистов знаете? А в чем отличие греческого театра от театра наших дней? Сравнения внести в таблицу.

На холмах и среди склонов

Сотни местных и гостей.

Театр прославленной Эллады

Состоял из трех частей.

Для удобства посетителей

Лесенкою вниз – места для зрителей.

Для хора и актеров – специальное место,

Это площадка зовется - Орхестра.

То дворец, то берег моря

Нарисован на стене-

Театральная постройка называется - скене.

Мелькают маски и костюмы,

Волнуют публику картины.

Все роли в греческом театре

Играли только лишь – мужчины.

Немного горя, слез и стона

Заставит всех повеселиться

Для умных и не очень,

Низких и рослых.

Театр в то время

Был школой для взрослых.

Итог урока: Что вызвало интерес? Удивление? Что особенно было интересным?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Образовательная: познакомить детей с историей зарождения театра; дать представление о истории зарождения театра; дать представление о строении здания театра; рассказать о видах театральных представлений и игре актеров.

Развивающая: развитие умений работать с учебником и схематично изображать изучаемый материал; развитие способностей обобщать и анализировать изучаемый материал; умение сравнивать изучаемый материал с современным миром (проведение параллелей и построение таблицы); умение высказывать свою точку зрения.

Оборудование: Учебник, м/м проектор, презентация.

I. Организационный момент.

Учитель: Добрый день, ребята! Сегодня на уроке мы с вами продолжим знакомиться с жизнью афинских жителей. Мы с вами уже узнали какие места посещали афиняне, где и чему учились, а сегодня мы посмотрим какова была культурная жизнь Афин.

II. Мотивирование на учебную деятельность.

Учитель: Прошу обратить ваше внимание на эпиграф к нашему уроку.

Как часто я тоскующей душою

Безумно рвусь в твой чудный древний мир,

Святая Греция.

III. Изучение нового материала.

Ученики: ̶ В честь особо почитаемого бога Диониса.

Учитель: ̶ Совершенно верно. В одном из мифов рассказывается, что Дионис бродит по всей земле вместе с толпой своих спутников. Это сатиры – лесные боги, полулюди, полукозлы. У сатиров длинные хвосты, заострённые козлиные уши и копытца. Когда под звуки флейт и свирелей приходит Дионис, начинается весна, теплее пригревает солнце, расцветают цветы, жизнь зарождается заново.

В конце марта в Греции отмечался главный праздник бога виноделия – Великие Дионисии. Изображая сатиров, греки надевали козлиные шкуры, привязывали длинные бороды из дубовых листьев, раскрашивали лица или закрывали их козлиными масками. Весёлые ряженые шествовали по улицам города и останавливались где-нибудь на площади. Вперёд выходил запевала. Он нараспев рассказывал о странствиях и приключениях Диониса, а остальные ряженые хором подпевали ему. Запевала изображал то кого-нибудь из героев мифа о Дионисе, то самого бога, то одного из сатиров. Сценки, разыгрываемые участниками праздника, были первыми театральными представлениями. Впоследствии для ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма.

Учитель: а сейчас, ребята, я предлагаю вам на машине времени перенестись в те далёкие, но столь чудесные времена и увидеть своими глазами, что собой представлял древнегреческий театр.

Учитель: Капитаном буду я, а все остальные – экипаж. Экипаж, приготовиться к взлёту, пристегнуть ремни!

Ученики: Есть пристегнуть ремни! (дети хлопают в ладоши перед собой)

Учитель: Включить контакты!

Ученики: Есть включить контакты! (дети щёлкают пальцами)

Учитель: Всем надеть шлемы!

Ученики: Есть надеть шлемы! (дети имитируют одевание шлемов)

Учитель: Завести моторы!

Ученики: Есть завести моторы! (дети вертят руками перед собой и считают)

Учитель: 5,4,3,2,1, пуск, Ура.

Как мы удачно приземлились. Смотрите! Мы находимся рядом с чудом греческой цивилизации – театром.

На холмах и среди холмов

Сотни местных и гостей.

Театр прославленной Эллады

Состоял из трёх частей

Для удобства посетителей

Лесенкою вниз – места для зрителей

Для хора и актёров – специальное место,

Эта площадка зовётся орхестра

То дворец, то берег моря

Нарисован на стене –

Театральная постройка называется скене

Прошло немало зим и лет,

А перед нами греческий билет –

Небольшие с буквами пластины

Из свинца иль обожжённой глины.

Мелькают маски и костюмы,

Волнуют публику картины

Все роли в греческом театре

Играли только лишь мужчины

Много горя, слёз и стона

Заставит всех повеселиться

Для умных и не очень

Театр в то время был

Школой для взрослых.

Учитель: Итак, давайте запишем толкования новых слов в свои тетради.

Орхестра – круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актёры и хор.

Скене – постройка, примыкающая к орхестре.

Сатиры – лесные боги.

Дионис – бог виноделия.

Комедия – драматическое произведение с весёлым концом.

Учитель: Мы с вами узнали, что театр состоял из трёх частей. С помощью текста учебника, давайте больше узнаем о них на стр. 177 (о каждой части ученики читают по очереди).


Молодцы! Давайте ещё раз для лучшего запоминания зафиксируем в тетрадь данную информацию.


Ученики: могущество человека - передвижение по волнам,может свободно выражать свои мысли, человек создал закон, побеждает свой недуг, способен предвидеть будущее); осуждает – не различает добро от зла, не чтит небесные законы.

Учитель: ̶ Вывод: Театральные представления наряду с Олимпийскими играми, были любимыми зрелищами эллинов. Выполните задание.

1. Древнегреческий театр отличался от торжеств в честь богов и правителей тем, что:

б) правители тоже участвовали в представлениях?-

в) зрелище было общедоступным? +

г) возвеличивали деяния богов и царей?-

2. Древнегреческий театр схож с современным тем, что

а) играли профессиональные актёры?+

б) любой желающий мог посетить представление?+

в) представления происходили в специальном здании+

г) актёры играли в масках?+

д) играли только трагедии? –

IV. Закрепление изученного материала.

- Чему мог учить древнегреческий театр? (поступок Антигоны давал зрителям пример мужества, выполнения долга вопреки воле власть имущих; Трагедии призывали любить и оберегать Отечество;

Комедии высмеивали жуликов и проходимцев, обманщиков, клеветников, доносчиков).

- Ребята, наша с вами задача заполнить таблицу на основе изученного на уроке.

Древнегреческий театр

Современный театр

Где происходят представления?

В особом здании под открытым небом

В особом здании, чаще всего закрытом

Как часто происходят представления?

Несколько раз в год

Кто может быть зрителем?

Любой, купивший билет (беднякам выдавали деньги для покупки билета)

Любой, купивший билет

Кто участвует в представлениях

Кто исполняет мужские и женские роли?

V. Рефлексия


Урок был интересен



Трудности в понимании

VI. Домашнее задание

Задание среднего уровня: описать здание театра по рисунку;
задание повышенной сложности: составить кроссворд по теме древнегреческий театр.


-75%

Нажмите, чтобы узнать подробности

~Цель урока: познакомить учащихся с развитием греческого театра.
Задачи:
1. Образовательная:
-Познакомить с происхождением театра, его устройством.
- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.
- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан, их произведениями.
-Показать учащимся, что театр был школой воспитания.

2. Развивающая.
Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, , умения решать проблемные задания, умение сравнивать с современностью.

3. Воспитательная :
Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые
создали шедевры мировой культуры.
Пробудить познавательный интерес к предмету.

Понятия: театр, орхестра, скене, трагедия, комедия

~План урока.
1. Возникновение театра.
2. Здание театра, актёры и хор.
3. Трагедия и комедии в древнегреческом театре.

Савченко Г.А.

учитель истории и обществознания

Лихославльский район

Тверская область

Конспект урока в 5 классе,

Цель урока: познакомить учащихся с развитием греческого театра.

-Познакомить с происхождением театра, его устройством.

- Знакомство с жанрами: комедией и трагедией.

- Знакомство с драматургами: Софокл и Аристофан, их произведениями.

-Показать учащимся, что театр был школой воспитания.

Продолжить формирование умений работать с учебной и дополнительной литературой, интернет-ресурсами, , умения решать проблемные задания, умение сравнивать с современностью.

Воспитывать чувство прекрасного, чувство уважения к тем людям, которые

создали шедевры мировой культуры.

Пробудить познавательный интерес к предмету.

Понятия: театр, орхестра, скене, трагедия, комедия

Оборудование:

Здание театра, актёры и хор.

Трагедия и комедии в древнегреческом театре.

Проверка готовности учащихся к уроку, объявления темы урока, задач на урок: продолжим знакомство с культурой древних греков.

Проверка домашнего задания .(10мин.)

По параграфу 38: В Афинских школах и гимнасиях.

Фронтальная беседа по вопросам:

- Где учились дети в Греции? (в школах, в палестрах)

- Кто мог обучаться в афинских школах? (сыновья афинских граждан)

- Чему обучались мальчики в школах?

(Обучались читать, писать, считать, рисовать, учили наизусть стихи, поэмы Гомера, играли на музыкальных инструментах, пели хором – искусство хорового пения)

- Афиняне были убеждены, что без музыки нельзя стать настоящим человеком. Как вы считаете, они правы? (музыка сопровождала греков в течение всей жизни: тренировались спортсмены, шли в бой, музыка звучала на праздниках и в театре.)

- Что использовали для письма? (дощечки с воском, стиль, папирус.)

- Где продолжали обучение мальчики после 12 лет? (в палестре.)

- Чему учили мальчиков в палестрах? ( занимались гимнастикой, спортом: бегом, прыжками, метанием диска и копья, борьбой. Считалось, что гимнастика придает телу стройность, гибкость, поможет стать храбрым.)

- Где взрослые греки проводили свое свободное время? (в гимнасиях)

Мальчики после 16 до 18 лет, а с 18 лет 2 года проходили военную подготовку. В 20 лет становились полноправными гражданами.

- Что такое гимнасии и чему там обучались? Гимнасии- школы для взрослых.

- В чем различие между обучением афинских и спартанских мальчиков?

В какой школе вы хотели бы учиться: в афинской или спартанской?

- Греки гордились тем, что среди них не было неграмотных! Что этому способствовало? (простота овладения алфавитом)

- У кого заимствовали греки алфавит? (у финикийцев.)

- В чем разница? ( добавили гласные)

- Рассказывают, что один богач подарил своему ленивому сыну 24 маленьких раба. Их имена начинались на все буквы алфавита.

Зачем отец это сделал? (хотел помочь сыну обучиться грамоте.)

- Греческий ученый Протагор утверждал, что сыновья богатых идут в школу раньше всех. И позже всех перестают ее посещать. Предположите, почему мальчики из бедных семей учились недолго (за учебу надо было платить, хотя плата в Афинах была небольшой, сыновья бедняков рано начинали сами работать.)

Сравните обучение в современной школе и в афинской. Что тебе нравится, а что нет? Почему?

Расскажите, чему учили девочек в Афинах? ( Девочек воспитывали дома родители: читать, писать, занимались музыкой, рукоделием, ткачеством, обучались домоводству.)

Изучение нового материала.(20мин.)

Сегодня на уроке мы познакомимся с тем, как возник театр в Греции.

Вводное слово к теме. Мы продолжаем изучать историю Древней Греции. Давайте вспомним и назовём любимое общегреческое празднество? ( Олимпийские игры).

В честь кого устраивались игры?

Какие факты подтверждают мысль о том, что Олимпийские игры были любимым общегреческим празднеством?

Не менее любимым зрелищем эллинов были театральные представления, которые являлись школой воспитания высоких гражданских чувств.

Многие люди любят театр, но далеко не все знают, что театр возник в Греции ~ 2,5 тыс. лет назад.

Современный театр своими корнями и традициями восходит к театру Древней Греции.

На сегодняшнем уроке вы познакомитесь с историей возникновения древнегреческого театра, устройством театра, познакомитесь с творчеством древнегреческих поэтов: Эсхила, Софокла, Аристофана.

Чьи произведения до сих пор исполняются на сценах многих театров мира

А сейчас, откройте тетради, запишите число, тему урока: В театре Диониса.

(пишем красиво, без ошибок)

И сделаем запись первого термина – театр – по-гречески зрелище. (Позднее само здание стали называть театр)

Каковы же истоки возникновения театра?

У всех народов мира с древнейших времен существуют праздники, связанные с ежегодными циклами, умирания и возрождения природы, со сбором урожая.

В Греции такие праздники были посвящены богу Дионису.

Как вы думаете, почему?

Для этих ежегодных представлений стали отводить особую площадку, обычно у подножия холма. Зрители стояли или сидели на склоне холма, потом здесь появились скамейки. С конца VI в. до н. э. в греческих городах стали строить специальные здания. Почти в каждом городе, даже в небольшом, был свой театр. Самым старейшим театром был театр Диониса в Афинах, он вмещал до 17 тыс. зрителей.

Почему строили такие большие театры?

Дело в том, что греки могли посмотреть театральное представление только на праздниках в честь Диониса, которые были несколько раз в году (в марте, декабре, в конце января) Это было любимое зрелище. На время театральных представлений деловая жизнь в городе умирала, народные собрания не созывались, многие государственные учреждения закрывались. Театральные представления начинались в 7 часов утра и продолжались до захода солнца: подряд ставили несколько спектаклей.

Подумайте, чем объяснить ,что театральное представление никогда не устраивались вечером, как это принято сейчас?

За вход в театр брали небольшую плату, билет представлял свинцовый жетон. Большую часть зрителей в театре составляли мужчины.

Как вы думаете почему?

Места в первом ряду были бесплатными и отводились для почетных зрителей (стратегов, жрецов Диониса, победителей Олимпийских игр)

А теперь рассмотрим устройство театра (слайд)

Театр состоит из 3-х частей: 1 – места для зрителей, 2 часть орхестра, круглая или полукруглая площадка, на которой выступали актеры и хор, в центре орхестры статуя Диониса, 3 часть скены, это была примыкавшая к орхестре постройка. Театр имел форму огромной чаши, которая как рупор усиливала звук человеческого голоса.

В Древней Греции профессии драматурга и актера считались почетными.

В Греческом театре было 2 главных вида представления: трагедия и комедия.

(Работа с терминами, запись в тетрадь)

В трагедиях обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и, часто, гибель.

В комедии – веселые, насмешливые представления, критика правителей.

V в. до н.э. отмечен в истории необычайным взлётом творческих сил. Он дал миру трёх великих дрматургов-трагиков.-Эсхила, Софокла, Эврипида.

Самостоятельная работа с учебником ( с.181-182)

За какие дела прославляет человека Софокл?

( может свободно выражать свои мысли, человек создал закон, побеждает свой недуг, способен предвидеть будущее).

Учитель зачитывает отрывок из трагедии.

Чему научил людей Прометей?

За что боги прогневались на Прометея?

Чем привлекает нас образ Прометея?

Комедию- сказку Аристофана вы прочитаете дома.

В начале урока я вам сказала, что празднества в честь богов устраивались во все древних странах, но театр возник только в Греции.

Как вы думаете почему?

( театр - демократическое зрелище, невозможно представить , чтобы фараон и его вельможи сидели рядом с бедняками и вместе хлопали выступающим актёрам.)

Почему стратег терпел ядовитые и злые насмешки над собой?

Работа над задачами:

- Почему? (Театр воспитывал в эллинах лучшие человеческие чувства.)

Задание в рабочей тетради №41.

В театрах Древней Греции представления начинались в 7 часов утра и продолжались до захода солнца: ставили подряд несколько спектаклей.

- Чем объяснить, что театральные постановки не устраивались вечером, как это принято сейчас? (В древности не было хорошего искусственного освещения и массовые зрелища можно было проводить только при свете дня.)

В течение 3-х дней представления следовали одно за другим. Авторы пьес, актеры и хор состязались между собой. По окончании Великих Дионисий судьи, избранные публикой, называли имена победителей.

Проверим, как вы запомнили некоторые сведения и слова по теме: (хором добавляйте слова)

На холмах и среди склонов

Сотни местных и гостей.

Театр прославленной Эллады

Состоял из трех частей.

Для удобства посетителей

Лесенкою вниз – места для зрителей.

Для хора и актеров – специальное место,

Это площадка зовется - Орхестра.

То дворец, то берег моря

Нарисован на стене-

Театральная постройка называется - скене.

Прошло немало зим и лет,

А перед нами греческий билет –

Небольшие с буквами пластины

Из свинца иль обожженной глины.

Мелькают маски и костюмы,

Волнуют публику картины.

Все роли в греческом театре

Играли только лишь – мужчины.

Немного горя, слез и стона

Заставит всех повеселиться

Для умных и не очень,

Низких и рослых.

Театр в то время

Был школой для взрослых.

- Что общего между современным и древнегреческим театрами?

- В чем отличие греческого театра от театра наших дней?

Задача. Театр вмещал едва ли не весь город.

Почти в каждом греческом городе, включая колонии, был свой театр, а иногда и несколько ( в области Аттика, например, существовало больше десяти театров.) Каждый из древних театров вмещал по нескольку тысяч зрителей. Например , афинский театр Диониса имел около 17 тыс. мест.

Задумаемся над этими числами – нет ли тут противоречия: жителей в греческих городах было намного меньше, чем в современных, а театры были больших размеров, чем в наши дни.

- Чем это можно объяснить?

(театр был любимым зрелищем в Древней Греции, все жители стремились попасть на праздник Диониса. Но эти празднества устраивались не ежедневно, а лишь несколько раз в году.)

Ребята, а вы когда-нибудь были в театре?

Какие пьесы смотрели?

Понравилась ли вам игра актёров?

Кто исполнял мужские и женские роли?

Краткий контрольный тест.

Древнегреческий театр отличался от торжеств в честь богов и правителей тем, что:

б) правители тоже участвовали в представлениях?-

в) зрелище было общедоступным? +

г)возвеличивали деяния богов и царей?-

2. Древнегреческий театр схож с современным тем, что

а) играли профессиональные актёры?+

б) любой желающий мог посетить представление, заплатив деньги?

в)представления происходили в специальном здании+

г) актёры играли в масках?

д) играли только трагедии? -

.Подведение итогов: - Что общего между современным и древнегреческим театрами?

- В чем отличие греческого театра от театра наших дней?

- Что в современный театр пришло из древнегреческого?

7. Домашнее задание. Параграф №39 п.4 пересказ, в. №5, задания в рабочей тетради №40, №41.

А.А. Вигасин. История Древнего мира: учебник для 5 класса для общеобразовательных учреждений. М., 2010.

Г.И. Годер. История Древнего мира. Рабочая тетрадь. 5 класс. Выпуск 2. М., 2010.

О.В. Арасланова. История Древнего мира. 5 класс: Поурочные разработки к учебнику А.А. Вигасина. М., 2009.

Авторский медиапродукт: Microsoft Power Point, Microsoft Word

Технологический сценарий урока.

Этапы урока Время реализации
I. Организационный момент. 2 минуты
II. Проверка д/з. 7 минут
III. Новый материал. 30 минут
IV. Результаты и вопросы для закрепления. 5 минут
V. Подведение итогов, комментарии оценок. 1 минута

Цель урока: рассказать о театральном искусстве в Древней Греции.

Оборудование: компьютер, проектор

1.Схема взаимосвязи кадров презентации:


  • № 1 – титульный лист;
  • № 2 – томский “Театр юного зрителя”;
  • №3 – томский “Театр драмы”;
  • № 4– томский театр “Скоморох”;
  • № 5 – томский театр “Версия”;
  • № 6 – задание на урок;
  • № 7 – Дионис;
  • № 8 – сатир;
  • № 9 – изображение вакханалии;
  • № 10 – изображение греческой трагедии;
  • № 11 – элементы современного театра;
  • № 12 – элементы древнегреческого театра;
  • № 13 – сравнение греческого и современного театров;
  • № 14 – изображение древнегреческого театра;
  • № 15 – древнегреческий актер;
  • №16 – маски древнегреческого театра;
  • №17 – древнегреческое представление;
  • № 18 – древнегреческое представление;
  • № 19 – монеты-билеты;
  • № 20 – трагедия;
  • №21 – авторы трагедий;
  • № 22 – комедия;
  • № 23 – Аристофан;
  • № 24 – награждение победителей;
  • № 25 – задание на урок;
  • №26 – использованные материалы;
  • №27 – домашнее задание.

Ход урока

I. Организационный момент.

На прошлом уроке мы с вами говорили об афинских школах, о том, как древние греки получали образование. А сегодня мы поговорим с вами о том, как они проводили свой досуг. Тема сегодняшнего нашего урока – “В театре Диониса” (слайд №1).

Каждый из вас получит оценку за работу на уроке (раздать рабочие листы). См. приложение.

II. Проверка домашнего задания

III. Новый материал:

1. Возникновение театра.

Каждый из вас, конечно, был в театре. Давайте вспомним названия томских театров (слайды № 2-5). Ученики предлагают свои версии названия театров.

Театр существует и в наши дни, но есть ли отличия современного театра от театра древнегреческого? И что между ними общего? (слайд № 6)

Чтобы вспомнить основные театральные понятия, выполним задание №1 на рабочих листах.

Задание № 1 на рабочих листах.

Объяснение учителя: жизнь греков невозможно представить себе без театральных представлений. Зарождение театра связано с празднествами в честь бога Диониса (слайд № 7).

? Чему покровительствовал бог Дионис?

На таких празднествах греки облачались в козлиные шкуры и маски, подражая всегдашним спутникам Диониса, сатирам (слайд № 8)

Их шествия, вакханалии, сопровождались дикими плясками и дифирамбами– песнями, прославляющими Диониса. Это и были первые театральные представления (слайд № 9).

Позже поэты стали сочинять для представлений пьесы, содержание которых уже не было связано с мифами о Дионисе. Строители создавали театральные здания. И так уже появились театры – от греч. “место для зрелищ” (слайд № 10).

? Соответствует это определение современному определению театра?

2. Основные элементы театра.

? Какие элементы в строении современного театра вы можете выделить? (слайд №11)

Теперь сравним структуру древнегреческого театра (слайд №12).

Устройство античного театра было следующим. Театр состоял из трех частей: мест для зрителей, которые назывались театрон. Первые ряды у орхестры предназначались для жрецов, должностных лиц государства и почетных граждан. Орхестра – место действия хора, актеров, статистов. Скене – постройка, примыкавшая к орхестре, на нее прикрепляли декорации, а внутри хранились костюмы и маски. Места для зрителей были разбиты на секции.

Сравните основные элементы современного и античного театра (слайд №13).

Задание № 2 в рабочем листе.

3. В древнегреческом театре.

Древнегреческий театр располагался, как правило, на территории Акрополя – крепости, верхней укрепленной части города (слайд №14).

Крыши античный театр не имел, все действие происходило под открытым небом, и это сильно затрудняло слышимость голосов. Актерам необходимо было обладать сильным голосом, хотя в некоторых театрах применялись резонирующие урны. Участниками представлений были только мужчины. Они обувь на высокой подошве (слайд №15)

На лица актеры надевали маски, которые могли передать только типическое выражение и производили впечатление полной неподвижности. В разные моменты маски менялись.

В комедиях и сатировских драмах костюмы и маски должны были вызвать смех у зрителя, поэтому они отличались нарочитой уродливостью, подчеркнутостью отрицательных черт персонажа (слайд №16).

Первоначально главным действующим лицом был хор из 12 человек. Он выражал точку зрения идеального зрителя. В партиях хора – парабазах – раскрывался смысл спектакля (слад №17)

Что касается зрителей, то приходя в театр, они брали с собой узелки с едой и питьем. Представления длились весь день, и следовали один за другим. Занимали места с ночи, чтобы сидеть поближе к сцене. Театральные представления были настоящим праздником для греков, так как устраивались не ежедневно, а несколько раз в году (слайд №18).

Театральные представления как часть государственного культа должны были быть доступны для всех, правда, за право входа в театр уже взималась небольшая плата, но неимущие зрители получали небольшое пособие на просмотр спектакля. На билете из свинца или обожженной глины буквой указывалась секция, где разрешалось занять любое место (слайд №19).

Задание №3 в рабочем листе.

4. Театральные жанры.

Одним из самых любимых жанров в греческом театре была трагедия. Греческая трагедия совмещала в себе декламацию, пение, пляску и музыку, напоминая оперные представления. В трагедии обычно действовали герои мифов, изображались их подвиги, страдания и часто гибель (слайд № 20).

Расцвет афинской драматургии (V–IV вв. до н.э.) связан с именами трех авторов: Эсхила, его младшего современника Софокла, и Еврипида, отца психологической драмы (слайд № 21).

Комедия – веселая и насмешливое представление. В таком представлении наряду с героями мифов были современники зрителей (слайд № 22).

Творчество комедиографа Аристофана – политически острая, злободневная сатира, темы, почерпнутые из живой исторической действительности (Всадники, Птицы, Лисистрата, Экклезиазусы, Лягушки). Его комедии наполнены юмором, переодеваниями, путаницей, недоразумениями, песнями, танцами, каламбурами (слайд №23).

Награждали авторов так же по двум номинациям: автору лучшей комедии вручали корзину с инжиром и амфору вина. А автора лучшей трагедии награждали живым козлом (слайд № 24).

IV. Результаты и вопросы для закрепления.

Задание на урок.

? Что общего и различного между современным и античным театрами?

V. Подведение итогов, комментарии оценок.

Домашнее задание: §39 – читать. В тетради написать сочинение на тему: “Посещение античного театра”.

Читайте также: