Конспект занятия с психологом с использованием эбру

Обновлено: 06.07.2024

Время и место проведения: занятие длится 90 минут с перерывом на отдых в течение 10 минут.

Оборудование:

Цели мероприятия: познакомить детей с древним турецким искусством рисунка на воде в процессе шоу-показа мастер-класса.

Задачи мероприятия:

  • Образовательные – научить элементарным приемам работы на воде с помощью специальных инструментов, познакомить с традиционными символами в рисунке эбру;
  • Воспитательные – воспитать интерес к искусству разных стран, например, восточному искусству;
  • Развивающие – развитие мелкой моторики рук, сенсорных навыков, развить колористические навыки.

Содержание воспитательного мероприятия: после организации рабочего места и размещения зрителей, которые могут по желанию стать участниками мастер-класса, педагог рассказывает об истории возникновения эбру, об особенностях работы на воде, о свойствах и специфике подручных материалов. Далее идет показ с обязательным комментированием последовательности действий элементарных композиций — цветов и бабочек. На следующем этапе обучающиеся, а также по желанию и их родители могут попробовать повторить приемы, продемонстрированные педагогом. На завершающем этапе можно предложить гостям и участникам мастер-класса составить синквейн про искусство эбру и поделиться впечатлениями (этап рефлексии). В конце занятия в формате мастер-класса все присутствующие угощаются турецкой пахлавой и рахат-лукумом.

Подготовительный этап. Педагог организует рабочее пространство, включает фоновую музыку, рассаживает детей и их родителей вокруг центрального стола, где и происходит шоу-показ данной турецкой техники.

Вступительное слово педагога.

Ход мастер-класса

Первый этап

Друзья, сейчас я продемонстрирую Вам создание тюльпана на воде. В Турции красный тюльпан – это символ благородства и чистоты, турки очень любят данный символ и часто используют в изобразительном творчестве и декоративном искусстве (можно продемонстрировать сувенирные керамические тарелки с данным символом или же открытки).

Далее педагог показывает этапы рисования тюльпана:

1) методом набрызгивания кистью создается фон (можно смешивать различные оттенки).

3) Шилом среднего диаметра по центру ставится первый круг зеленого цвета, из которого более тонким шилом формируется силуэт стебля и листьев.

4) Наступает очередь красного пигмента. На кончик стебля с помощью шила ставится красный круг, из которого очень аккуратно и медитативно (не спеша) формируется тюльпан.

Важно сказать ребятам о том, как происходит процесс просушки рисунка. Рисунок сохнет в естественных условиях. Сначала он имеет желеобразную фактуру и является влажным. Поэтому необходимо положить его на пластиковую поверхность, чтоб он не прилип и одновременно подсох. Обращаться с таким рисунком следует очень аккуратно, чтоб не порвать бумагу. Это необходимо продемонстрировать детям.

Идет рефлексия — творческое взаимодействие детей и педагога. Дети делятся впечатлением и бурными эмоциями от увиденного и желают сами повторить то, что продемонстрировал педагог.

Второй этап

Третий этап

Педагог показывает, как можно создать бабочку на воде.

1. После создания фона по тому же принципу, что и в создании композиции с тюльпаном, по центру помещаем круг любого цвета (на усмотрение педагога).

2. Далее прибавляем количество кругов, ориентируясь на центр предыдущего. Можно сделать около 5 кругов.

3. Шилом формируем голову и тельце будущей бабочки. Прорезаем крылья. Детализируем форму крыльев шилом.

4. Переводим бабочку с воды на лист бумаги.

Четвертый этап: дети воспроизводят рисунок бабочки. Можно усложнить задание и предложить детям совместить 2 элемента: бабочку и цветок или в зеркальном отражении 2 тюльпана.

На всех занятиях играет красивая турецкая мелодия.

Заключительный этап

На данном этапе все созданные работы (еще не просушенные) кладутся в ряд для общего просмотра и совместной оценки. Дети делятся впечатлением от проделанной творческой работы. Педагог предлагает выразить свои чувство от увиденного и сотворенного посредством создания стихотворения из 5 строк – синквейна.

Пример:

  • Название синквейна
  • 2 прилагательных, описывающих основную мысль.
  • 3 глагола, описывающих действие.
  • Краткое предложение, в котором содержится отношение его автора.
  • 1 существительное для выражения своих чувств.

В конце занятия в формате мастер-класса можно предложить детям и их родителям полакомиться традиционным турецким лакомством – рахат-лукумом и турецкой пахлавой.

Задачи:

  • Развитие мелкой моторики и мышления
  • Развитие и умение выражать свои эмоции и чувства
  • Развитие фантазии, воображения
  • Развитие уверенного поведения
  • Снятие напряжения.

Материалы и оборудование:

  • волшебная музыка
  • поддон для эбру
  • листы бумаги
  • краски эбру
  • шило для рисования
  • кисти
  • вода для эбру.
  • салфетки

Ход занятия:

Ребята, сегодня у нас будет с вами необычное занятие. Мы с вами научимся рисовать волшебные рисунки, от которых у всех будет подниматься настроение.

- А можно сказать, что это музыка волшебная? (Ответы детей)

- А какие еще волшебные предметы вы знаете? (Ответы детей)

- А мне волшебник подарил волшебные краски. Этими красками можно рисовать на воде. Хотите я покажу их вам? (Ответы детей).

Основная часть.

«Посмотрите, у меня на столе лежит: краски разных цветов, кисточка, лоток с водой, шило, бумага, салфетки и стаканчик с водой.

- Как вы думаете, что мы со всем этим будем делать? (рисовать)

- Можно ли рисовать по воде? (нет)

- Почему? (краска растворяется в воде).

- У меня в лотке не простая вода, которая течет из-под крана, в нее добавлен специальный загуститель, он сделан из растения, горной колючки, которое растет только в Турции или на Кавказе, называется оно гевен. Можете потрогать пальчиком и сравнить, на что она похожа?

- Я беру кисточку, посмотрите, какой она формы? На что она похожа?

- Опускаем кисточку в краску. Открою вам, ребята, секрет, что и краски не такие, какими мы привыкли рисовать на бумаге, в них добавлена бычья желчь, чтобы они могли оставаться на поверхности воды.

- Разбрызгиваем краску по воде стуча кисточкой об палец. Затем промываем кисточку от краски, оставшуюся воду впитываем салфеткой. Берем следующий цвет и повторяем тоже самое. И в третий раз делаем также. Цвета могут быть такие, какие вам нравятся.

- Теперь я беру шило. Посмотрите, оно не очень острое, но нужно быть с ним осторожнее. Начинаю водить им по воде в разных направлениях. Можно вообразить себе какие-нибудь узоры и нарисовать их.

- Кладу бумагу на воду. Теперь мы все вместе досчитаем до 10.

- Вынимаю лист строго по краю лотка, чтобы вода осталась чистой.

- Смотрите, что у нас получилось.

- А сейчас, порисовать попробуете вы.

- Перед вами лежат вместо лотка тарелочки, и рисовать вы будите не шилом, как я, а палочками, потому что это безопаснее.

- Кто мне может повторить ход работы? (ответы детей)

- Во время рисования я вам буду обязательно помогать, работу выполняйте аккуратно, не толкая друг друга и не мешая, и у вас получатся красивые тарелочки, которые вы можете подарить тому, кого любите или оставить себе на память.

Заключительная часть

Научившись этой технике, можно рисовать даже пейзажи, натюрморты и портреты, а рисунки переносить не только на бумагу, но и на ткань, дерево и стекло.

- Ребята, как называется техника, с которой мы сегодня познакомились?

- Чем она отличается от других техник рисования?

- Кто запомнил, из чего сделаны кисти? Вода? Вы, ребята, молодцы, хорошо поработали и у вас получились очень красивые рисунки.

- Вот и закончилось наше сегодняшнее занятие, мы стали немножко волшебниками, научились рисовать чудо.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Открытое занятие с педагогами

Чепикова Ярослава Сергеевна

Задачи: Показать педагогам основной способ рисования красками на воде -

мраморирование, с элементами цветочного декора.

Развитие мелкой моторики и мышления

Развитие и умение выражать свои эмоции и чувства

Развитие фантазии, воображения

Назначение мастер-класса : Рисование в технике Эбру – интересное и увлекательное занятие. Заниматься этим творческим делом можно не только в детском саду, но и дома всей семьей. Созданные работы могут быть подарены в качестве подарка или оставлены дома, как дополнение к интерьеру.

Материалы: Жидкость, лотки для жидкости, палочки, краски, салфетки сухие и влажные, бумага, пена.

Ход мастер-класса:

Эбру — это рисование, в основе которого лежат правильные, природные формы, а именно круг.

Рисование на воде дает детям возможность побывать в роли настоящих экспериментаторов-лаборантов, изучающих процесс взаимодействия воды и красок. И, конечно же, реализоваться в творческой сфере, почувствовать себя художником и получить настоящее удовлетворение от искусства. Картины всегда получаются необычными, каждое движение создает неповторимый образ. Рисование Эбру как искусство доставляет удовольствие, с эбру можно фантазировать без границ.

Сам процесс позволяет детям успокоиться и расслабиться.

И сегодня мы с вами научимся рисовать красками на воде.

Для этого нам нужна основа. В первом способе рисования нам понадобится специальный раствор воды, который состоит из воды, обойного клея и клея ПВА. Я для вас его уже приготовила.

Еще для работы нужна принтерная краска, которую я набрала в шприцы и инструменты: палочки, салфетки сухие и влажные, бумага по размеру лотка. Всё это перед вами.

Итак, начнем по порядку:

(включается релаксационная музыка)

Сначала наливаем жидкость в лоток. Аккуратно капаем красками в воду в любой последовательности. И слегка касаемся поверхности воды палочками.

Вы можете палочкой ( аккуратно) сделать волнообразные движения по вертикали, или волнообразные движения по горизонтали, а может быть вам хочется сделать движения по круговой спирали, а кому-то хочется внести хаос в ваше творение.

Плавно помедитируйте у себя на воде. Не думайте о результате, отпустите себя в личный полет фантазии, отдайтесь очарованию самого процесса!

И вот в разговор вступает бумага. Возьмите лист и аккуратно положите на воду на 4-5 секунд. Возьмите за края бумаги и плавно через край лотка перетащите ее, чтобы убрать лишнюю жидкость.

Рисунок сохнет от 30 минут до часа.

Второй метод рисования это рисование на пене. Для этого в ваши лотки выдавите пену аккуратно распределите ее по лотку. После тога как пена готова к использованию. Капните в хаотичном порядке краски. Палочкой для рисования соединяйте краски в любой последовательности. Доверьтесь своей фантазии. После того как рисунок готов приложите лист бумаги по форме с лотком, прижмите его плотно к пене и аккуратно за края бумаги выньте его. На листе бумаги останется пена. Для этого нам понадобится линейка, которой мы смахнём лишнюю пену. Рисунок готов.

Рефлексия Слайд №14

Вывод: Что дает мне в работе использование нетрадиционных техник рисования, в данном случае техники ЭБРУ?

Необычность рисования помогает развивать познавательную активность школьников, желание экспериментировать, а самое главное корректировать их психические процессы, потому что ЭБРУ – это медитация, которая увлекает, завораживает, успокаивает, а для ребенка важен тот результат, который вызывает у него радость, изумление, удивление.

Поэтому я считаю, что для детей Эбру является прекрасным инструментом развития воображения, моторики, творчества.

ВЕБИНАР: Сновидения как ресурс бессознательного. Практика использования в психологическом консультировании

ВЕБИНАР: Марафон правополушарного рисования

ВЕБИНАР: Практика работы с мандалой в индивидуальной и групповой арт-терапии

Скоро

Научные чтения памяти Елены Олеговны Смирновой

Техника рисования на воде эбру в психологической работе

Авторы

/module/item/name

Эбру в психолого-педагогическую практику пришло совсем недавно, хотя история этого искусства насчитывает более тысячи лет. Зародилось оно в Центральной Азии и по Великому шелковому пути распространилось до Ирана, где называлось Ebri (облачно) или Abru (водная поверхность), а затем достигло Анатолии (Турции). Там получило своё развитие направление, которое сейчас принято называть традиционным эбру.

В конце XVI века торговцы, дипломаты и путешественники привезли это искусство из Турции в Европу, где техника стала развиваться иначе и сейчас более известна как марблинг или марморирование, благодаря эффекту мрамора, получающегося на бумаге.

Суть эбру заключается в разбрызгивании специальной краски, содержащей пигмент и бычью желчь, кистью из конского волоса по водному раствору на основе загустителя. Затем рисунок переносят с поверхности воды на бумагу (ткань, керамику, дерево, холст и т.д.).

Начиная с XVI века Искусство передавалось от мастера к мастеру, считалось тайным, а также служило религиозным целям. Бумагу, полученную в этой технике, использовали в переплете священных книг.

В современном мире техника становится все более популярной и проникает во многие сферы прикладного творчества. Процесс получения красок и загустителей также упростился за счёт современных материалов, что сделало этот вид искусства доступным каждому.

В наши дни техника эбру применяется как в педагогике, так и в психологии и психотерапии. Это экологичный и красивый способ творческого самовыражения. Каждый рисунок уникален: плавные линии, яркие краски, неповторимый узор.

Эбру-терапия может проводиться как в индивидуальной, так и в групповой работе со взрослыми и детьми от 5 лет.

Создание картин на воде и анализ полученного результата часто используются специалистами для разрешения внутриличностных конфликтов клиента. Многие отмечают, что процесс работы в технике эбру вызывает приятные ощущения и расслабление. Поэтому её можно применять для гармонизации внутреннего состояния человека, саморегуляции и снятия напряжения. В процессе отмечается активизация творческого потенциала, что позволяет находить внутренние ресурсы, повышать эмоциональную устойчивость у рисующих.

Наблюдается, что создаваемый на воде рисунок, даже если это абстрактные линии, воспринимается как успешный. Поэтому данная техника может использоваться специалистами для повышения самооценки у клиентов.

Техника может применяться для развития эмоционального интеллекта и активизации составляющих его способностей, таких как:

  1. точное эмоциональное самоопределение,
  2. управление эмоциональным состоянием.

Музыка помогает определить эмоциональное состояние, больше его прочувствовать. А эбру даёт возможность выразить его в виде рисунка и принять разные эмоциональные состояния как нужные и важные для человека.

Работа ведётся на круглой форме. Это может быть пластиковая тарелка, миска или любая неглубокая емкость, имеющая форму круга. Ее можно заменить помещенным в стандартный лоток трафаретом из плотного картона с вырезанным посередине кругом.

Практика состоит из двух этапов. На первом этапе клиенту в тишине предлагается нарисовать своё эмоциональное состояние на текущий момент. Это может быть фоновый рисунок, созданный на базе техники эбру, изученной ранее. Или, если клиент рисует впервые, можно предложить набрызгать краску на поверхность воды и шилом (шпажкой, гребнем) выводить узоры свободным движением руки.

На втором этапе, когда фон готов, включается музыка. Музыкальный ряд составлен особым образом из фрагментов произведений, которые передают различные эмоциональные состояния, связанные как с приятными, так и с неприятными переживаниями. Выражение эмоций через цвет помогает прожить эти состояния. То есть, ощущая вызываемую музыкой эмоцию, рисующий выбирает цвет, который, по его мнению, этой эмоции соответствует. Важно перед вторым этапом донести клиенту идею о том, что он абсолютно свободен в творческом самовыражении.

По окончании работы рисунок переносится на бумагу, заранее вырезанную по форме емкости, для того чтобы лист хорошо соприкасался с поверхностью воды, не оставляя воздушных зазоров.

На этапе обсуждения, после того как картина высохнет, автору работы предлагается показать свой рисунок и рассказать, что с ним происходило.

В заключение хочется отметить, что эбру — уникальная техника, которую можно успешно применять для оказания психологической помощи не только как инструмент гармонизации эмоционального состояния, но и как способ работы с запросами клиента. Техника рисования на воде требует определённого уровня мастерства специалиста, но достичь его можно в достаточно короткие сроки даже тем, кто не имеет художественных навыков.

Читайте также: