Кожа ахмета яссауи конспект

Обновлено: 06.07.2024

Ходжа Ахмед Ясави — мусульманский поэт, выдающийся алим и праведник. Он жил в период установления одного из первых исламских тюркских государств под правлением Караханов в Средней Азии. Принято считать, что он родился в 1093 году.

Ахмед Ясави появился на свет в городке Сайрам, недалеко от Чимкента в Казахстане. После смерти отца вместе со старшей сестрой он переселился в местечко Яси. Позже благодаря этому он получит известность под именем Ясави.

Известно, что его отцом был известный алим того времени, происходящий из рода Али (радыяллаху анху), — Ибрахим Шейх, который обосновался в городке Сайрам; матерью же Ахмеда Ясави является Айша Ана. Ибрахим Шейх начал заниматься воспитанием и образованием мальчика после того, как тому исполнилось семь лет.

После смерти отца духовным наставником юноши стал Арыстан Баба. В возрасте 27 лет Ясави отправился в Бухару, где брал уроки у выдающегося учёного-мыслителя Юсуфа Хамедани. Вместе с учителем он обошёл центры исламской культуры — Марв, Бухару, Херат, Самарканд, побывал во многих землях Туркестана. Находясь при Юсуфе Хамедани, к более зрелому возрасту Ахмед Ясави преуспел во всех науках того времени.

В Бухаре он получил от своего наставника свидетельство об окончании обучения, после чего на него была возложена миссия передачи знаний. После смерти Хамедани он какое-то время продолжает его дело, но вскоре передаёт эстафету преподавания самому выдающемуся ученику Юсуфа Хамедани — Абдулхалику Гудждувани, и возвращается в Яси.

К тому времени город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Здесь алим начинает просветительскую деятельность. Ясави объясняет повеления и запреты в Исламе, продолжает заниматься обучением юношей. С каждым днём количество его учеников возрастает, и в короткий срок его имя становится известным на территории всего Туркестана, в Маверауннахре, Хорасане и Хорезме. Тысячи подопечных Ясави со всех земель Туркестана, получив его воспитание, начали вести проповедническую и распространили Ислам от Индийского полуострова до Идиля, от Великой Китайской Стены до Дуная. Обитель их была прибежищем для бедных и беспомощных. Этот скромный алим, посвятивший свою жизнь поклонению Аллаху, в свободное время тесал деревянные ложки, ковши и половники, и тем обеспечивал себя и свою семью.

Ахмед Ясави решил уйти из мира в 63 года, в возрасте Пророка Мухаммада (салляллаху алейхи ва саллям). Праведник построил во дворе обители подземную мечеть, куда можно было попасть по лестнице, где и прожил до самых последних дней. Это время он с ещё большим рвением и богобоязненностью посвятил поклонениям и молитвам. Неизвестно, сколь долго длилась это уединение, однако, предположительно под землёй он прожил около 10 лет. Считается, что Ясави умер в 73 года.

По преданиям, Ахмед Ясави приснился Тимуру, жившему два столетия после него, и сообщил радостную весть о предстоящем завоевании Бухары. Приняв это как знак свыше, эмир вышел в поход. Одержав победу, он решил посетить могилу праведника в Яси, питая особое чувство почтения и благодарности к этому аулия. Посетив скромное захоронение, Тимур приказал своим приближённым воздвигнуть величественный мавзолей и сам непосредственно внёс предложения в проект. Так началось возведение целого комплекса строений под руководством самого известного архитектора Туркестана того времени — Ходжи Хусейна Ширази. Во главе архитектора века строительство мавзолея закончилась за два года, и опять же по приказу эмира Тимура рядом с мавзолеем были возведены мечеть, обитель дервишей, кухня и ряд подсобных зданий, которые все вместе образуют ансамбль.

Ходжа Ахмед Ясави (узб. Xoja Ahmad Yassaviy, каз. ожа Ахмет Ясауи, туркм. Hoja Ahmet asawiy, в народе также известен как Хазрет Султан узб. азрат Султон, каз. зірет Слтан; 1103, Сайрам — 1166, Туркестан) — суфийский поэт, один из первых суфийских мистиков в тюркоязычном мире. По происхождению считается тюрком. Он писал на чагатайском языке.

Третий халиф тариката Ходжагон, основатель тариката Ясавия.

Ходжа Ахмед Ясави: биография

Его биография достоверно неизвестна, однако о нём существует множество легенд. Родился в 1093 году в Сайраме на территории современного Казахстана. Его отец шейх Ибрагим умер, когда он был ещё мальчиком, и его семья переехала в город Яссы (современный Туркестан). Там его учителем был Арыстан-Баб. Когда его учитель умер, он направился в Бухару и стал учеником Юсуфа Хамадани.

К тому времени, когда он вернулся в Ясы, этот город стал важнейшим центром культуры и учения в степях Дешт-и-Кыпчака. Он решил уйти из мира в 63 года, в возрасте пророка Мухаммеда, заточив себя в келью в подвале до конца своих дней, ибо считал, что никто не может быть выше пророка Мухаммеда и, соответственно, он, как человек преданный учению ислама, не может больше видеть солнце.

Легенды Ходжи Ахмеда Ясави

Память

  • Международный казахско-турецкий университет имени Х. А. Яссави

Ходжа Ахмет Яссауи (1093-1166 гг.)

Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи — признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, популярный среди местных кочевников поэт-мистик и религиозный проповедник.

Отец — Ибрахим ибн Махмуд — был, как отмечал Ахмет в своих 149 хикметах, религиозным, уважаемым, известным шейхом г. Исфиджаб (Сайрам). Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан). Когда ему было 7 лет, он лишился отца, после чего мать отдала его на учение Арыстанбабы. Становление Ахмета как личности происходило в г. Яссы, куда он прибыл в 17 лет, после кончины своего учителя.

Именно с этого возраста юноша начинает писать стихи на арабском, чагатайском, персидском, тюркском языках. Интересовался поэзией, литературой Востока. Позже он побывал в Бухаре, где проходил ученичество у Хамадани.

Существуют различные данные о продолжительности жизни Ахмета. По одним данным, он прожил 73 года, по другим — до 85 лет. Ж.Аймаутов, опираясь на текст 149 хикметов Яссауи, считает, что он прожил 125 лет. (Тогда дата его рождения — 1041 г.).

Ахмет призывает к аскетизму, отречению от внешнего мира и терпению, поскольку это обеспечит блаженство в загробном мире. Он призывает людей к справедливости, честности, доброте.

Благодаря ему, тюркский язык был введен в литературный обиход.

Он сумел соединить новую религиозную идеологию с массовым сознанием, тен-грианско-шаманистеким, зороастрийским. В этом процессе значительную роль сыграло яссауийское движение, которое проповедью справедливости, нравственного, духовного очищения и совершенствования человека нашло отклик в душе тюркского народа.

Благодаря Ахмету, суфизм, как философская система, стал играть решающую роль в духовном познании и мировоззрении тюркских народов.

Если до Яссауи тюркские народы молились Тенгри, после него — стали верить в Аллаха. С помощью суфизма тюркские народы познали восточную философию, философию мировой религии.

В XIV в. по указанию эмира Тимура Ахмету Яссауи был возведен архитектурный памятник. По этому поводу есть местная легенда. Когда стали возводить стены мавзолея, сильная буря снесла их.

После вторичного возведения история повторилась. После чего во сне Тимуру является старик, который дает совет возвести сначала мазар Арыстанбабы, как учителю и наставнику Ахмета. Эмир Тимур поступил так, как сказал старик.

После чего приступил к задуманному. О значимости Арыстанбабы свидетельствует обычай, по которому паломники должны были обязательно провести ночь в Отраре у Арыстанбабы, где имелись специальные домики, чайхана, а потом только могли прийти к Ахмету Яссауи. С 1982 г. памятник находится под охраной государства. Великолепное сооружение имеет длину 65,5, ширину 45,5 м, при высоте арочных порталов в длину 37,5 м.

В мавзолее свыше тридцати помещений: мечеть, библиотека, церемониальный зал, и т.д.

Ходжа Ахмет Яссауи основатель суфизма

1.Биография Хожди Ахмета Яссауи.

2.Учение о суфизме

Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама.

Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать умерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет.

Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба, 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском, стал изучать восточную поэзию и литературу.

Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани города Бухары. После окончания медресе, познав все тяготы и невзгоды на пути разъяснения суфизма, посетив многие города, вернулся в свой родной Туркестан и продолжил традиции Арыстанбаба.

Со временем он становится известным всему исламскому миру мудрецом.

Есть разные сведения относительно того, сколько же лет на самом деле прожил Ахмет Яссауи. По одним данным — 73 года, по другим — 85 лет. Опираясь на 149-й стих поэта, Ж.Аймауытов считает, что Яссауи жил 125 лет (но тогда получается, что он родился в 1041 году).

С образованием государства Караханидов официальной идеологией этой династии стано­вится ислам. Отсюда следует, что идеологи­ческая жизнь в государстве Карахана, являюще­гося хоть и периферийной, но все же составной частью Арабского халифата, во многом повто­ряет идеологическую структуру его центров, где всегда и повсеместно шла острая идейная борьба между ортодоксальным исламским вероучением и множеством исламских течений, находящихся в оппозиции к исламу.

Среди этих течений особое место занимает суфизм.

Почти все исследователи суфизма делят суфизм соответственно их концепциям и целе­вым установкам на два основных направления: прагматико-практический и интеллектуально-теоретический. Но история суфизма еще пока­зывает, что большинство суфийских школ (по терминологии других исследователей — братств и орденов), находясь в единой цепочке (силсила) через своих основателей, возводило свою духовную генеалогию к Мухаммаду.

Свое начальное образование в области суфизма он получил сначала от своего отца Ибрагима, а затем местного учителя, известного шейха Арслан—Баба.

Однако нужно отметить, что Ахмед Ясави, будучи основателем тюркоязычной ветви суфизма, сам находился под сильным влиянием персоязычной суфий­ской традиции. Он был учеником Юсуфа Хамадани, школа которого находилась в Бухаре и считалась чисто иранской.

Бухара и ее окрестности в XII в. являли собой своеобразный центр скопления суфий­ских школ, идеи которых оказали глубокое влия­ние на пришедших им на смену других школ. Значительными фигурами в истории средне­азиатского суфизма, имевшими контакты с бухарцами, являются Абу аль-Хасан Али аль-Харакани, считавшего себя духовным наслед­ником аль—Бистами, братья аль-Газали Ахмед и Абу Хамид, Абд аль-Халик аль-Гидждуани и Юсуф аль-Хамадани.

От последнего через Ахмеда Ясави берет начало длинная цепь тюркских мистиков, основавших свои братства — это кубравийа, накшбендийа, чиштийа, бекташийа и другие.

Обогатившись в школе Юсуфа Хамадани знаниями иранской суфийской традиции, восхо­дящей к таким известным в истории суфизма фигурам, как аль-Джунайд и Абу Язид аль-Бистами, Ахмед Ясави возвращается в свой родной город Яссы (позднее переименованный в Туркестан) и начинает свою проповедческую деятельность.

Значение Ясави в создании тюркского пути мистического познания в исламе неоспоримо, оно сыграло огромную роль в исламизации тюркских племен, во внедрении ислама в среду тюрков-кочевников, в персидско-тюркском взаимовлиянии, которому способствовали стихи Ахмеда Ясави, наполненные суфийскими поня­тиями и терминами персидского происхож­дения.

Свою деятельность Ахмед Ясави, как и многие суфии прагматического направления, видит в вовлечении в братство неофитов и популяризации суфийских идей.

Так посту­пила официальная инквизиция с Абу Язидом аль-Бистами, Мансуром аль-Халладжем, Шихаб ад-Дином ас-Сухраварди.

Его по праву исследователи суфизма относят к лагерю интеллектуального, или теоретического, суфизма, к которому также причисляют Абу Хамида аль-Газали, ас-Сухраварди, аль-Кашани и других известных суфиев.

В теоретических разработках названных суфиев очень остро ставится проблема соотно­шения бога и вселенной, которая решается в пользу не трансцендентального, как в ортодок­сальном исламе, а имманентного присутствия бога в мироздании.

В качестве доказательства этого приводится такой аргумент, как иерархическое строение вселенной, во главе которой стоит бог.

Наличие бога как творца предполагает наличие его творения, идея господа — его раба, объект почитания должен иметь своего почитателя, дающего формы — принимающего эти формы, идея необходимого — идею возможного. Однако необходимо отметить, что представителям интеллектуального направления не было свойственно допускать полное обожествление человека.

В хикметах Ясави, конечно же, можно увидеть отголоски суфиской идеи о бого­человеке, но они звучат не столь резко.

Тема любви большей частью раскрывается в суфийской поэзии, но это не значит, что теоретики суфизма эту тему обходят стороной.

Наоборот, рассуждения теоретиков о любви приводят их к заключению о том, что в позна­вательной системе суфизма любви отводится высшая ступень.

Любовь к богу ассоциируется у суфия с любовью к тому миру, который создан богом и в котором он сам пребывает в форме божественной манифестации.

Как известно, на начальном пути своего развития суфизм представлял собой аскети­ческое движение, а поэтому во всех суфийских орденах аскетизму уделено значительное внимание.

Аскетизм суфиев многими исследователями характеризуется как пассивный протест обездоленных масс против резкого нарастания имущественного неравенства в обществе.

В учении Ахмеда Ясави аскетические мотивы раннего суфизма выражены в культивировании бедности, как одного из этапов на пути продвижения к познанию бога, как средство единоличного спасения и как один из приемов выражения социального протеста.

Говоря об устойчивой традиции суфизма включать в себя аскетические нормы, необ­ходимо отметить, что в социальной жизни аскетизм как протест не проявлялся в активизации их носителей, не побуждал к решительным действиям, а лишь предлагал пассивный уход в мир мистического созерцания бога, отказывая им пользоваться благами материальной жизни.

Наиболее адекватную оценку суфийскому аскетизму спустя несколько веков даст известный казахский просветитель Абай Кунанбаев: «Причиной аскетизма святых, как мне кажется, было неверие в свои силы, возникшие из опасения, что сладости жизни ослабят их веру. Но это могло быть и своеобразным приемом, при помощи которого святые хотели заглушить в людях стремление к богатству. Святые неслыханным аскетизмом изводили себя и, должно быть, верили, что их самопожертвование послужит примером для масс.

Познавая бога, согласно суфийским интеллектуалам, человек должен проникнуться мыслью о том, что бог — это благо, что он — источник жизни. Благо также рассматривается ими не только как Высшее благо и высшая ступень в иерархии бытия и его познания, но и как добродетель, являющаяся целью человеческих устремлений в совершен­ствовании себя как высоко нравственной личности.

Атрибутами совершенства считались благо-разумность, благожелательность, благочестие, они рассматривались как характеристики, присущие как мировому целому, космосу, вселенной, так и человеческому существу.

А человек, осознавая себя причастным к божест­венной сущности, обязан был разумно осозна­вать свое место в мироздании и соответственно определять свое поведение и нравственный закон гражданства: быть благочестивым, справедливым, добродетельным, честным, щедрым, благоразумным, правдивым, смелым, отважным, терпеливым.

Это касается прежде всего техники ри­туального поминания бога (зикр), который проводится в одних орденах в молчаливом созерцании, в других сопровождается враще­нием вокруг своей оси, танцами, пляскам, громкими выкриками, в некоторых же для быстрейшего вхождения в транс употребляли психотропные средства. Например, в школе Ахмеда Ясави зикр напоминал шаманское камлание, в чем видится огромное влияние на суфизм ясавийского толка шаманизма.

Учение Ясави впитало дух своего времени, его нельзя назвать радикальным, но и в то же время оно содержало в себе положения, расходящиеся с основными догмами ислама.

Литература

1. Тримингэм Д.С. Суфийские ордена в исламе. — М.: Наука, 1989. — С. 54.

3. Ахмед Ясави. Премудрость. Перевод Н.Лыкошкина. Сборник материалов по статистике Сыр-Дарьинской области.

Оренбург, 1901, с. 91.

4. См.: Ибн Араби. Геммы мудрости. — Степанянц М.Т. Философские аспекты суфизма. — М., 1986. — С.91.

5. Ахмед Ясави. Диван-е хикмет.

Рукопись, хранящаяся в институте востоковедения РАН под номером В286. Л. 19 об. (Далее: РКП).

7. Ахмед Ясави. Диван-е хикмет. — Казань, 1905. —С. 19.

8. См.: Додихудоев Х. Философия крестьянского бунта. — Душанбе, 1987.

9. Абай. Слова назидания. — Алма-Ата, 1983. — С.121-122.

Ходжа Ахмед Яссауи

Величие человека определяется не размерами его богатства, не властными полномочиями. Всё это изменчиво, как людская судьба. Всё боится времени, и только время боится мыслей, написанных на бумаге.

Гении рождаются в смутные времена чаще, чем в мирные.

Такого народа, как казахи, ещё не существовало, а были племенные союзы наших далёких предков.

Так кто же он – Ходжа Ахмед Яссауи?

При жизни Мухаммеда ислам стремительно распространялся в мире. За считанные годы Коран стал оказывать на жизнь людей столь же сильное влияние, как Библия и Новый Завет. Однако после смерти пророка в рядах его последователей произошёл раскол. Одни стали требовать от других такого же толкования сур Корана, какое было у них. Появились течения. Стала литься кровь.

Казах почитает Коран, но верит и духам своих предков – аруахам.

Яссауи переложил всю ответственность на самого человека, как часть божественного смысла. Умеренность – это другой фундаментный принцип Яссауи. В людской жадности и непомерности во всех проявлениях он видел начало многих бед на земле. И с этими проповедями умеренности он ходил во дворцы, утопавшие в роскоши. Это была революция! Одни его высмеивали, другие выталкивали из дома в спину, четвёртые считали за полоумного, но он упорно гнул своё. И его слова произрастали добрыми семенами в душах людей, которые видели очевидную правду.

Золотая середина, отсутствие крайностей во все времена почитались признаком ума. Однако божественная истина, как правило, не может быть плодом коллективного озарения. Она посещает избранных. И вот уже, сколько столетий в сознании народа умеренность относится к числу высоких добродетелей, а непомерная тяга к накопительству, жадность сурово осуждались. Самые тяжкие преступления, увы, совершаются за самыми высокими стенами. В каждом районе есть своя маленькая Бастилия.

Святые старцы в глубине души всегда были революционерами. И Яссауи здесь не исключение.

Достигнув 63 лет, он спустился в подземелье и уже не видел солнца.

Он стал писать. Бумага – это последнее прибежище людей, постигнувших суть земной жизни. Здесь он и умер. Его перенесли и погребли невдалёке. Позже эмир Тимур, восхищавшийся глубиной ума поэта и подвигом его жизни, своими руками начертил проект мечети Яссауи. Так возникло это красивейшее творение рук средневековых мастеров – мечеть Ходжа Ахмеда Яссауи.

Мечеть – это память народа.

Она возводится тем, кто сумел вызвать людское восхищение. Много веков назад осенней порой, простудившись, умерла по дороге к своему возлюбленному дочь поэта Айша. Над её могилой возвышается мавзолей, который и сегодня вызывает восторг людей. Святые предки нужны живым, чтобы их жизнь не превратилась в скотоподобное существование.

Вот почему каждый, кто прикасается к стенам мечети Ходжа Ахмеда Яссауи, очеловечивается многократно. Паломники, запрокинув головы, всматриваются в купол мечети, который возвышается на высоте 39 метров и такой же глубиной фундамент. Огромный прямоугольник 50 на 50 метров имеет стены толщиной до трёх метров. Здесь много служебных помещений: библиотека, столовая, молитвенная комната, канцелярия…

В центре зала возвышается тайказан, вместимостью три тысячи литров. В глубине мечети усыпальница Яссауи. Надгробие выполнено из тёмно-зелёного нефрита из Индии. Чуть поодаль от мечети пантеон, где покоятся тела многих казахских ханов. Кстати, здесь в свои молодые годы учился известный в Западном Казахстане молда и врачеватель Абдохалат, или Атеш-молда, как называли его в народе.

Вот уже 6 столетий стоит мечеть, как символ человеческого гения. И пройдёт ещё столько и будет стоять, ибо на то воля второго пророка.

Признаюсь, я ещё не встречал людей, которые бы, скажем так, стояли ближе к богу, чем туркестанцы. Необыкновенная душевная доброта, предупредительность и глубокая внутренняя порядочность отличает жителей благословенного города.

ХОДЖА АХМЕТ ЯССАУИ

Его отец, Ибрагим Махмуд, был образованным человеком Сайрама.

Ахмет родился в городе Яссы (Туркестан), мать умерла рано, а отец умер, когда ему было 7 лет. Первым учителем и воспитателем ребенка был Арыстанбаб, приходившийся ему родственником. После смерти Арыстанбаба, 17-летний Ахмет прибыл в город Яссы. С этого возраста он начал писать стихи на арабском, шагатайском, персидском, тюркском, стал изучать восточную поэзию и литературу. Потом учился в медресе Имама Юсуфа Хамадани города Бухары. После окончания медресе, познав все тяготы и невзгоды на пути разъяснения суфизма, посетив многие города, вернулся в свой родной Туркестан и продолжил традиции Арыстанбаба.

Проповедники суфизма и ученики А.Яссауи распространили его взгляды по всему миру. Ходжа Ахмет определил направление духовного развития тюркских народов в новой исламской цивилизации. Соединив новую религиозную идеологию с шаманством, с зороастризмом, он много сделал, чтобы эту новую религию внедрить в общественное сознание. Благодаря А.Яссауи суфизм как философская система сыграл решающую роль в духовном миропонимании тюркских народов.

Тюркский народ стал поклоняться лишь Аллаху. Через веру тюрки познали и восточную и мировую религиозные философии.

Все, приезжающие, на паломничество, вначале ночуют на могиле Арыстанбаба и лишь после этого идут на поклон к Ахмету. С 1982 года этот памятник находится под государственной охраной, в 2003 году по решению ЮНЕСКО был внесен в список всемирного культурного наследия. Длина грандиозного сооружения - 65,5 м, ширина - 45,5 м, высота портала ворот - 37,5 м. На территории мавзолея есть около 30 мечетей, библиотека и залы.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Классный час

Петренко Н.А.

День: 20.01.16г.

Жизнь и деятельность Х.А.Яссави (850 летию посвящается)

знакомство учащихся с жизнью и деятельностью Х.А.Яссави; воспитание духовно богатой и высоконравственной личности, подлинного гражданина и патриота, любящего свою Родину, свой народ, язык и культуру; привитие чувства бережного отношения к духовному наследию.

Ожидаемые результаты

Знают о жизни и деятельности Х.А.Яссави

Знает специфические факты, термины, легенды.

Необходимые материалы

Компьютер, интерактивная доска, видео Х.А.Яссави, картинки с изображением Яссави.

Этапы урока

Действия учителя

Действия ученика

Вводная часть

Мотивация: Здравствуйте, ребята! Как ваше настроение? Готовы к уроку?

Приглашаю всех вас в круг.

В наших руках возможность создать в классе такую атмосферу, в которой вы будете чувствовать себя “как дома”. Потому что мы - одна семья!

Ребята скажите, что вам известно о Х.А.Яссави.

Создание коллаборативной среды

Учащиеся высказывают свои мысли, что им известно о Х.А.Яссави.

Учащиеся смотрят видеоролик

Деление на группы

Учащиеся получают раздаточный материал

Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи (1093-1166 гг.) - признанный глава тюркской ветви суфизма, мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник. Ходжа Ахмет Яссауи родился в 1093г. в городе Сайрам (Исфиджаб). Отец Ходжа Ахмет Яссауи - Ибрахим ибн Махмуд - известный шейх г. Сайрам. Мать Ходжа Ахмет Яссауи - дочь известного шейха Мусы - Айша (Карашаш ана). Шейх Муса был известен в Исфиджабе своей святостью и особой набожностью. Ходжа Ахмет Яссауи был вторым ребенком в семье, у него была старшая сестра - Гауһар , которая после кончины родителей на себя берет бремя воспитания своего брата.

Первоначальное образование Ходжа Ахмет Яссау и получил у своего отца шейха Ибрагима . После этого он отправился в Отрар к знаменитому Арыстан Бабу. Ходжа Ахмед Яссауи перенял у него житейскую и духовную мудрость, получил прекрасное духовное образование. После смерти учителя Ахмед Яссауи направляется в Бухару , которую мусульмане всего мира называли куполом ислама. Духовными наставниками Яссауи был известный в истории центральноазиатского суфизма Абу' аль-Фармази. Здесь же он нашел и другого достойного учителя в лице знаменитого шейха Ходжа Юсуфа Хамадани .

Созданная Ходжа Ахмедом Яссауи суфийский орден яссавийа и город Туркестан благодаря его авторитету стали самым значительным средневековым просветительским центром Казахстана. После смерти шейха, созданный им духовный суфийский орден яссавийа продолжил активную деятельность, а возникший у могилы мемориальный комплекс стал одним из популярных во всей Центральной Азии мест поклонения.

Делятся на группы (пазл)

Учащиеся получают разные части биографии и составляют рассказ о Х.А.Яссави.


Ходжа Ахмет Хазрети Султан Яссауи (1093-1166 гг.) - мыслитель, поэт-мистик и религиозный проповедник, основоположник тюркской ветви суфизма. Яссауи родился в городе Яссы, в 1093 г., согласно другим источникам - в 1103 г., 1036 г., 1041 г. и ушел из жизни в 1166 г. в г. Сайрам (Исфиджаб).

По мнению исследователей тюркской ветви суфизма, суфийская школа Ходжа Ахмета Яссауи имеет свои особенности. Как обязательное условие нравственно-духовного совершенствования и постижения Бога она требовала прохождения пути, основными этапами которого были: шариат, тарикат, хакикат, магрифат. Шариат - означает ведение благочестивой жизни согласно предписаниям ислама; тарикат - это мистический путь, означающий отречение от мирского; магрифат - мистическое познание и достижение экстаза, временного единения с Богом, хакикат - стадия постоянного общения с Богом в состоянии фана, когда суфии путем подавления мирских желаний достигает совершенства.

По приказу повелителя Темира в XIV веке в Туркестане был воздвигнут архитектурный памятник - мавзолей, который впоследствии стал местом массового паломничества для мусульман всего мира. Посещение этого мавзолея три раза приравнивалось Хаджу к Мекке. Мемориальный комплекс Ходжа Ахмеда Яссави состоит из огромного, прямоугольного здания (46,5х65,5 метров) с порталами и куполами. Толщина внешних стен – почти 2 метра, стены центрального зала - 3 метра толщиной. Здание имеет огромный входной портал и множество куполов. Вокруг центрального зала расположено более чем 35 комнат. Дверь усыпальницы украшена прекрасной резьбой по слоновой кости.

Представленный далее список отражает литературу, имеющуюся в фонде ОДЮБ им. Алтынсарина г. Костанай.

Литература

Бондаренко, Ю. Я. Ахмед Ясави - святой и мятежный / Ю. Я. Бондаренко // Мысли вслух. Заметки о культуре. - Костанай, 2006. - С. 51-54.

Гонгало, В. Становление правовой и философской мудрости казахского народа / В. Гонгало // Саясат. - 2008.- № 7. - С. 53-69.

Доброта, Л. Взгляд сквозь века, или Как сохранить Цитадель / Л. Доброта // Казахстанская правда. - 2012. - 16 ноября. - С. 15.

Жетписбаева, Б. А. Древнетюркская литература: учебник / Б. А. Жетписбаева. - Алматы: Юридическая литература, 2007. - 256 с.

Жетписбаева, Б. А. Тюркская литература Х - ХII вв: для шк. с рус. яз. обучения: в пом. учителю / Б. А. Жетписбаева. - Алматы: Литера, 2001. - 88 с.

Келимбетов, Н. Многотомное собрание сочинений. Т. 10. Древние литературные памятники тюркских народов / Н. Келимбетов; сост. Ш. Нематова, А. Нематов; предисл. К. Келимбетов; пер. с каз. Г. Толегулулы.- Алматы: Раритет, 2014. - 477 c.: портр.

Классическая литература. Х-ХІІ вв // Жетписбаева Б. А. Древнетюркская литература: учебник. - Алматы. - 2007. - С. 185-252.

Кусаинов, Ш. Поучительный рассказ в хикметах ходжи Ахмета Ясави / Ш. Кусаинов // Простор. - 2005. - №10. - С. 190-192.

Кусаинов, Ш. Чувство как состояние в хикметах ходжи Ахмета Ясави / Ш. Кусаинов // Простор. - 2005. - № 9. - С. 159-160.

Кусаинов Ш. Теософия корпуса хикметов ходжи Ахмеда Йасави / Ш. Кусаинов // Простор. - 2011. - № 7. - С. 112-135.

Қасқабасов, С. Немеркнущее слово: [об устном народном творчестве Казахстана] / С. Қасқабасов // Қасқабасов, С. Алтын жылға: зерттеулер мен мақалары. - А., 2013. - С. 117-155.

Петраш, Ю. Г. Тень средневековья / Ю. Г. Петраш. - Алма-Ата: Казахстан, 1981. - 152 с.

Средневековые города на Великом шелковом пути // Иллюстрированная история Казахстана: С древнейших времен до наших дней. В 4-х томах. - Алматы, 2004. - Т. 1: Казахстан от эпохи палеолита до монгольского нашествия. - 2004. - С. 259-302.

Средневековые поэты / пер. О. Жанайдарова // Озера степные: два тысячелентия поэзии: сборник произведений казахской поэзии V-ХІХ вв.- Алматы.- 2008. - С. 63-72. - (Жыр жауһары).

Сайты

Хикметы

Для мусульман мои хикметы будет учителем
Кто бы ни был, должен поклоняться богу,
Мои хикметы, говори только тем кто поймет.
Восславляя молитвами, погружайся в милость Аллаха.

Произнеся "Бисмилляхи. " я начну сказывать хикмет,
Рассыпая ученикам драгоценности и бриллианты (слов)
Напрягая душу, испытывая горе, захлебываясь кровью,
Открываю я страницы сказаний "Дафтар-и сани".

Благословляю вас жаждущих истины, единения
И откровенных разговоров с родственными душами.
Благосклонен я к несчастным и обездоленным
И избегаю тех, кто пресыщен жизнью, доволен собою.

Где бы ты ни увидел прокаженных, упавших духом, будь мягок,
Если такой несчастливец в неведении, поделись сокровенным знанием
В судный день, чтобы быть ближе к Всевышнему,
Я сбежал от высокомерных, самоуверенных гордецов.

Обездоленных, несчастных, осиротевших знал Пророк
В ту ночь вышел он в М`аридж чтобы увидеть,
Спросить и посочувствовать обездоленным,
И я тоже решил пуститься по следам несчастных.

Если ты умен и мудр заботься о нищих
Как Мустафа собирай и опекай сирот повсюду
От алчных и подлых, держась подальше
Убереги себя и стань как полноводная река.

Превратившись в черствого, злоязыкого, коварного
Лжеученый, читая Коран не делает благодеяния.
Нет у меня состояния, чтобы растратить
Боясь гнева Хак -а, без огня сгораю я.

Беззащитных, обездоленных и сирот ублажай
Одари, уважь их, душу им осветли.
Трудом заработаешь хлеб, с чистой душой придут люди.
Эти слова услышав, я от Всевышнего передаю вам.

Если он не суннит и неверный, то пропадет
От черствых и злоязыких Аллах отворачивается
От имени Аллаха им уготован ад.
Эти слова, услышав от дамоллы - передаю вам.

Приняв правила суннитов, стал правоверным,
Спустившись в подземелье один, получил озарение.
Поклонников Всевышнего видел много и понял:
Грешные радости и наслаждения отсек кинжалом.

Грешные чувства сбили с пути, погубили
Заставили важничать перед простым людом, унижая их.
Не давали читать молитвы и заклинания, сдружили с шайтанами.
Заставил себя отдалиться, пронзив острием кинжала, плотское.

Жаждущие лучезарной славы бездарные рабы.
Безвинных заставляют унижаться.
Беийты, аяты, хадисы для них ерунда,
Поэтому я утопаю в неизбывном тяжком горе (из-за невежд)

В просторных садах любви к Всевышнему,
Хочу быть соловьем, который на рассвете поет печальные песни свои.
В те часы хочу увидеть лучезарный облик
Моего Аллаха, глазами сердца своего.

Пусть питается сердце любовью,
Одеждой счастья укроется тело.
Силой любви хочу возвыситься,
И птицей опуститься на веточку сознания.

Пока не отведаешь нектар любви,
Пока не оденешь одежды влюбленных,
Пока не соберешь в единое веру и поклонения,
Не сможешь увидеть божественный лик Создателя.

Помогай всем людям, работай как раб,
Несчастным людям делай добро.
Если придут ученые, с почтением стоя встречай их.
От подлых людей нет никакой помощи.

Пророк всегда помогал нищим, калекам.
Когда видишь несчастных, льются слезы сочувствия.
Всегда больно видеть обездоленных калек.
А благодарность калек, самая высшая благодарность.

Если ты правоверный - иди по пути пророка к Аллаху
Если услышишь их имя, поклоняйся и восхваляй их.
Попробуй судьбу обездоленных и несчастных, учись у них.
Стань опорой несчастным и калекам, пойми их.

Милостивый Создатель мой, поставь на верный путь,
Своею милостью и любовью озари.
Своих заблудших рабов направь на верный путь,
Без тебя невозможен этот путь.

Для божественной проповеди нужен учитель,
У этого учителя, должен быть надежный ученик
Работая усердно, они должны заслужить высшую благодарность.
Такие любящие и преданные будут отмечены Всевышним.

Люди влюбленные в Создателя, достигли своей мечты.
Смотри не опозорься, прикидываясь влюбленным,
Через мост по имени Сират, который тоньше
И острее лезвия меча, лжецы не пройдут на том свете.

Если ты влюблен, люби так,
Пусть ароматом донесется до людей сила твоей любви
Как только услышит имя Аллаха, готов ко всему.
Такой влюбленный не нуждается в земном.

Читайте также: