Борис сергуненков конь мотылек конспект 4 класс пнш
Обновлено: 28.06.2024
После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.
Подписи к слайдам:
Урок литературного чтения в 4 классе
Автор презентации: Кадырова Ольга Игоревна,
учитель начальных классов МАОУ ООШ №52 города Тюмени
Настрой на урок
Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест
Где здоровье, там и красота
Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял
Результат переедания мороженого
Этой болезни боятся певцы?
Название этого заболевания буквально переводится
с латыни как удушье
Проверка домашнего задания
«Лес, лес! Возьми мою глоть!
Советы как лечить горло
Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и человека
Сергуненков Борис Николаевич - детский писатель. Родился 8 февраля 1931 года в Хабаровске. Отец Сергуненкова — выходец из крестьян. Мать писателя - из семьи иркутских промышленников. Большая часть детства прошла во Владивостоке, Сергуненков учился в школах на Сахалине (Южно-Сахалинск), Комсомольске-на-Амуре, в Москве.
Интерес к литературе, к слову Сергуненков почувствовал рано: с 13 лет вел дневники, с 15-ти увлекся писанием стихов, в студенческие времена перешел к прозе.
Борис Николаевич живет, творя свою сказку, свою песнь о Природе, ребенком, чтобы соответствовать предназначенному: рассказать то, что увидел.
Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку
Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.
Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.
Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.
Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы
Конспект урока для 4 класса по теме: "Борис Сергуненков. Конь Мотылек"
Схема конспекта урока
Аттестуемый педагог Попова Марина Викторовна
Предмет литературное чтение
Тема урока Борис Сергуненков. Конь Мотылек.
– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
– продолжить формирование умения анализировать произведения;
-выявлять позицию автора
-продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека
-продолжить работу по формированию выборочного и выразительного чтения
- развитие устной речи;
умение анализировать и обобщать
Оценивания процесса и результата деятельности.
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Содержание этапа(заполняется педагогом)
подготовить к работе на уроке; организация класса,
создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.
создание положительных эмоций на работу;
формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.
1. Организационная часть
Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте что-нибудь приятное.
Я вам тоже желаю хорошего настроения и активности на уроке.
Опрос учащихся по заданному на дом материалу ,
актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала
побудить обучающихся к активности на уроке.
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся :
словесный (беседа, дискуссия. вопросы педагога и ответы детей)
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия:
одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)
На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей.
2. Проверка домашнего задания.
Ребята, как называется раздел, в котором мы читаем произведения? ( Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека).
Откройте хрестоматию и зачитайте ту часть, где говорится о том, как Алёнка захотела воздушный шарик. (дети читают, а другие дети оценивают).
Какое чувство охватило Дениску, когда он наблюдал за улетающим шариком? (чувство красоты, в синее небо улетает красный шарик)
Объясните, почему у людей возникло ощущение радости и праздника? (на дворе весна, все нарядные и весёлые, милиционер в белых перчатках)
О чём Денис думает по пути домой? (о том, что Алёнке жалко своего шарика)
Умеет ли Алёнка чувствовать красоту? (да)
Вы понимаете, почему Денис Дружит с Алёнкой, ведь она младше него?
Ребята, подведём итог по домашнему заданию. Можно ли назвать Дениску и Алёнку красивыми? (дети высказываются)
Поднимите руки, кто запускал в небо воздушные шарики? Расскажите о ваших впечатлениях. (дети рассказывают)
Ребята, художники разных народов тоже любовались природой. Давайте посмотрим на их работы, где изображены воздушные шары в небе (слайды 1 – 4)
Создаётся ли на картине ощущение праздника? (да)
С помощью чего художник это передал? (дома и небо сияют яркими красками)
Вам понравилась картина? Что именно? (дети рассказывают свои впечатления)
Молодцы! На этой картине мы ещё увидели красоту природы.
Изучение нового учебного материала.
совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
продолжить формирование умения анализировать произведения;
выявлять позицию автора
продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека
продолжить работу по формированию выборочного и выразительного чтения
активизировать познавательную деятельность школьников;
создать условия для развития каждого ученика
Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся :
словесный (монолог учителя, беседа)
наглядный (презентация, выставка книг Б. Сергуненкова)
Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия:
одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)
Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:
доступность учебного материала;
эмоциональный настрой обучающихся.
1. Постановка темы и цели урока
Какие цели мы поставим и постараемся их выполнить (познакомиться с писателем, продолжать учиться у писателей видеть красоту природы и красоту человека, развивать речь, внимание, анализировать текст, искать в произведении нужные отрывки и т. д.)
2.Рассказ учителя о писателе. Слайд 6.
Борис Николаевич Сергуненков детский писатель. Родился в Хабаровске 8 февраля 1931г. С 15 лет начал писать стихи. После окончания школы поступил в Университет на факультет журналистики. За свою жизнь кем он только не работал. Был и матросом, и рабочим, и лесником, но всегда оставался писателем. Борис Николаевич любит детей и природу. Герои книг Сергуненкова мечтают о радости и счастье для всех.
3. Выставка книг Б. Сергуненкова. Слайды 7 – 15
4. Выставка книг Б. Сергуненкова из школьной библиотеки.
5 Первичное восприятие. Чтение учителя.
А где находятся Нарвские ворота? (в Санкт – Петербурге) Слайды16-17
6 . Проверка первичного восприятия.
Что вам понравилось в этом произведении? (дети высказываются)
7. Вторичное восприятие.
А сейчас прочитайте цепочкой, познакомимся с текстом (дети читают цепочкой)
Ребята, давайте отдохнём. Вместе с животными потанцуем на природе.
Ребята, что значит реставрировать? ( ремонтировать)
Откройте Толковый словарь и прочитайте, что значит ходить в ночное (дети зачитывают). Слайд 18
А кто такой коростель? Слайд 19
Закрепление учебного материала ,
Цель для учителя:
выявить уровень усвоения учебного материала;
научить применять полученные знания самостоятельно на практике.
Воспитывающий аспект связан с формированием : уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения,
Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.
Метод работы: практический, проблемный, словесный.
Закрепление учебного материала ,
1. .Анализ текста.
Зачитайте, как ведёт себя медный конь, вырвавшись за город? (Первым делом, конечно, конь Мотылёк прискакал на большой луг и т. д..)
То есть, не смотря на то, что Мотылёк медная статуя, чувствует он себя обыкновенным конем.
Поражены ли остальные, увидев живого медного коня? (нет)
Как работал Мотылёк с дядей Васей? (Мотылёк весь день работал в охотку, а вечером, наработавшись, был отпущен на волю).
Чем занимался Мотылёк с деревенскими ребятами? (Деревенские ребятишки вместе с другими конями погнали его в ночное).
Где же нашёл Мотылька художник – реставратор? ( у речки)
Почему день , проведённый за городом, Мотылёк считает счастливым? Разве ему плохо в городе? (Настоявшись наверху Нарвских ворот и надышавшись в городе запахами бензина, он с радостью бросился нюхать цветы и травы и даже есть их).
Мотылёк счастлив, потому что он на свободе может побегать, погулять на природе.
А теперь поговорим, почему это сказка – рассказ.
Какие черты сказки можно обнаружить в этом произведении? (Медный конь оживает и убегает за город, а оживить его можно, если пощекотать ему брюхо)
Ребята, поднимите руки, кто любит природу. Молодцы. Я тоже люблю природу. Больше всего мне нравится, когда зимой падают большие хлопья снега. А, что нравится вам? (дети рассказывают свои впечатления)
повторить и систематизировать полученные знания ;
развивать умение работать самостоятельно, творчески;
воспитывать нравственные качества и любовь к природе.
Домашнее задание: (по выбору)
Прочитать сказку – рассказ Б. Сергуненкова, пересказать или подготовить вопросы
. Такая форма работы используется с целью закрепления ЗУНов, полученных на уроке; способствует развитию навыков устной монологической речи учащихся. Дать возможность оценить работу родителям.
Ребята, откройте дневники. Какое задание вы хотели бы выполнить дома? (прочитать, пересказать, задать вопросы и т. д.) Запишите У. 1, стр. 134 – 136 Слайд 20.
Ребята, если вам было интересно на уроке . прикрепите жёлтый лучик нашему солнышку, а если нет – синий. Слайд 21. Спасибо за урок.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Выберите документ из архива для просмотра:
Выбранный для просмотра документ Б. Сергунков Конь мотылёк.docx
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.
Планируемые результаты:
Предметные: научатся понимать эстетическую ценность художественного текста; высказывать собственные суждения; осознанно воспринимать содержание текста; получат возможность научиться воспринимать и осмысливать живописное полотно; анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: принимают учебную задачу; отбирают способы ее решения; проявляют ини- циативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий.
Познавательные: устанавливают аналогии между литературными произведениями, между заразительными средствами разных видов искусств.
Коммуникативные: учитывают позицию собеседника, настроение других людей, их эмоции восприятия произведений литературы и живописи.
Личностные: демонстрируют интерес к содержанию и форме произведений; имеют общее оставление о профессии художника-реставратора.
I. Организационный момент. Введение в тему.
Вы любите мечтать? Когда человек мечтает?
Каждый из вас мечтает о чем-то своем, а все вместе мы мечтаем о мире на земле. Вы знаете, какую птицу называют символом мира и свободы?
Ученики прикрепляют голубей на доску.
- Белые птицы парят в небе. Это не только красиво, романтично, но и символично.
Голубь летит, голубь летит - белый.
Черный за ним ястреб летит в гневе.
Мама, спаси, чудо со мной сделай, сделай - Сделай меня каплей дождя в небе!
Эта война - страшно длинна, страшно!
С пулей в груди - больно бежать, больно!
Мне никогда в жизни не стать старше,
Если сейчас ветром не стать вольным.
Наши придут, звезды зажгут наши,
Вспомнят меня, песни споют наши.
Мама, спаси, чудо со мной сделай, сделай - Сделай меня вербой в лесу белой!
Мама, прощай, в левом крыле - рана!
Завтра в лесу солнце взойдет рано.
Наши придут, звезды зажгут наши,
Вспомнят меня, песни споют наши.
Поделитесь впечатлениями от услышанного стихотворения.
Объявление темы и постановка целей урока.
Освоение нового материала.
В Ростове-на-Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиком, стали бойцами-разведчиками. Они несли бойцам сведения из города, однажды они принесли в расположение советских войск сведения о местонахождении фашистского штаба, который был разгромлен. Фашисты узнали о том, кто помог разгромить их штаб. Мальчика схватили и жестоко убили.
На тропинке той, что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой,
А его хозяин восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш!
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть сплелись в один клубок Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
М Андропов
Его убили, но память о нем живет. И у многих сегодняшних ростовских мальчишек и мальчишек других регионов нашей страны любимое увлечение - голуби. Так хочется, чтобы голуби всегда были птицами - посланниками мира на земле.
Рассмотрите репродукцию картины. Поделитесь впечатлениями. (Свободные высказывания
Каково настроение этой картины?
Попробуйте определить замысел художника.
Валерий Ватенин (1933-1977) принадлежит к тем художникам, которые в контрастах и динамике нашей эпохи сумели сохранить чувство гармоничной цельности мира. Ватенин видел современность многопланово. Парадоксальная образность Ватенина приоткрывает внутренний мир личности, где реальность соседствует с вымыслом, а природа является живительной средой.
Рассмотрите человека, который смотрит на голубей, парящих в небе.
Там, там высоко над землею кружит стая.
Если смотреть наверх, кружится голова.
И мне так легко, словно это я летаю
И рядом только неба синева.
Парящие в небе белые птицы - символ свободы. Мирный, невластный и нежный характер, который приписывают голубю, сделал его воплощением легкости и любви, а так же олицетворением пугливости и болтливости.
IV. Закрепление пройденного.
Художники по-разному воспринимают городской пейзаж. У Лучишкина безрадостный, лишенный растительности и ярких красок пейзаж оживляется только присутствием человека, а у Ватенина сами дома и небо сияют яркими красками, наполнены жизнью и создают ощущение праздника.
Картина С. Лучишкина построена на контрасте. Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету, и по размеру. Этот контраст показывает, что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж. а картине В. Ватенина дома раскрашены ярко. В чем заключается контрастность? (Во многом картина строится на контрасте теплых ярких красок домов и пронзительно-голубого холодного цвета неба, в котором парят белоснежные голуби. А также на контрасте света и тени: часть домов освещена ярким солнечным светом, а часть находится в тени; так же контрастно освещено и дерево в левой части картины.)
Чтение и анализ произведения.
Прочитайте название произведения Бориса Сергуненкова.
Эта сказка посвящена одному из коней, украшающих Нарвские ворота.
В каком городе находятся Нарвские ворота? (В Санкт-Петербурге.)
Понравилось вам произведение Б. Сергуненкова? Чем? Почему автор определил жанр проведения как сказка-рассказ?
С ло варно-лексическая работа.
Реставратор - специалист по реставрации (процесс восстановления, возвращения первона- -ального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).
Приблудный - приставший к чужому стаду, чужому дому, двору (о животных).
Чужак - пришлый, посторонний человек, существо.
След простыл - о бесследном исчезновении кого- или чего-нибудь.
Как случилось, что медный конь ожил и убежал? Подтвердите свои слова цитатами из текста.
Куда первым делом прискакал конь? (За городом конь Мотылек был абсолютно счастлив
- вел себя как самый обыкновенный конь: «Первым делом, конечно, конь Мотылек прискакал -а большой луг. Он с радостью бросился нюхать цветы и травы и даже есть га.) Расскажите, «сак провел день за городом конь Мотылек. Прочитайте соответствующие фрагменты. («Он ваялся и катался по земле, и это тоже было прекрасно. Он купался в речке и пил воду из ручья.
Что общего у произведения с рассказом? (Медный конь ведет себя как обыкновенный конь: ест траву, катается по земле, купается в ручье. Никто не замечает, что он медный, деревенские принимают его за соседского коня; он работает у крестьян, идет в ночное, принят в табун; подманить его (чтобы увести обратно в город) можно с помощью горбушки хлеба с солью - л юбимого лошадиного лакомства.) Цель рассказа - раскрыть характеры конкретных людей с помощью случая из жизни, пусть и выдуманного.
Сведения об авторе.
Борис Николаевич Сергуненков - детский писатель. Родился 8 февраля 1931 года в Хабаровске. Отец Сергуненкова - выходец из крестьян. Мать - из семьи иркутских промышленников. В детские и школьные годы Сергуненков вместе с родителями постоянно менял место жительства: большая часть детства прошла во Владивостоке, Сергуненков учился в школах на Сахалине
(Южно-Сахалинск), Комсомольске-на-Амуре, в Москве. Окончил школу в 1950 г. в Феодосии. Интерес к литературе, к слову Сергуненков почувствовал рано.
Закрепление пройденного.
А по ночам мне снится конь,
Ко мне приходит рыжий конь,
В лицо мне дышит рыжий конь,
Косит лиловым глазом.
Домашнее задание: проиллюстрировать сказку-рассказ Б. Сергуненкова.
Краткое описание: Планируемые результаты:Предметные:научатсяпонимать эстетическую ценность художественного текста; высказывать собственные суждения; осознанно воспринимать содержание текста; получат возможность научитьсявоспринимать и осмысливать живописное полотно; анализирова
ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.
Предметные: научатся понимать эстетическую ценность художественного текста; высказывать собственные суждения; осознанно воспринимать содержание текста; получат возможность научиться воспринимать и осмысливать живописное полотно; анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.
Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):
Регулятивные: принимают учебную задачу; отбирают способы ее решения; проявляют ини- циативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий.
Познавательные: устанавливают аналогии между литературными произведениями, между заразительными средствами разных видов искусств.
Коммуникативные: учитывают позицию собеседника, настроение других людей, их эмоции восприятия произведений литературы и живописи.
Личностные: демонстрируют интерес к содержанию и форме произведений; имеют общее оставление о профессии художника-реставратора.
Каждый из вас мечтает о чем-то своем, а все вместе мы мечтаем о мире на земле. Вы знаете, какую птицу называют символом мира и свободы?
Ученики прикрепляют голубей на доску.
- Белые птицы парят в небе. Это не только красиво, романтично, но и символично.
Голубь летит, голубь летит - белый.
Черный за ним ястреб летит в гневе.
Мама, спаси, чудо со мной сделай, сделай - Сделай меня каплей дождя в небе!
Эта война - страшно длинна, страшно!
С пулей в груди - больно бежать, больно!
Мне никогда в жизни не стать старше,
Если сейчас ветром не стать вольным.
Наши придут, звезды зажгут наши,
Вспомнят меня, песни споют наши.
Мама, спаси, чудо со мной сделай, сделай - Сделай меня вербой в лесу белой!
Мама, прощай, в левом крыле - рана!
Завтра в лесу солнце взойдет рано.
Наши придут, звезды зажгут наши,
На тропинке той, что шла к реке,
Под поникшей веткой тополиной
Бился голубь в детском кулаке
На виду у стаи голубиной.
Бился голубь, голубь был живой,
А его хозяин восьмилетний
В пыль уткнулся мертвой головой
И закат в селе не видел летний.
А закат был от пожаров рыж.
Бился голубь, как в тиски зажатый,
Как хотел он взвиться выше крыш!
Как хотел взлететь к семье крылатой!
Жизнь и смерть сплелись в один клубок Мальчик был убит фашистской миной.
Он лежал в пыли, а голубок
Сердцем рвался к стае голубиной.
Рассмотрите репродукцию картины. Поделитесь впечатлениями. (Свободные высказывания
Попробуйте определить замысел художника.
Валерий Ватенин (1933-1977) принадлежит к тем художникам, которые в контрастах и динамике нашей эпохи сумели сохранить чувство гармоничной цельности мира. Ватенин видел современность многопланово. Парадоксальная образность Ватенина приоткрывает внутренний мир личности, где реальность соседствует с вымыслом, а природа является живительной средой.
Там, там высоко над землею кружит стая.
Если смотреть наверх, кружится голова.
И мне так легко, словно это я летаю
И рядом только неба синева.
Картина С. Лучишкина построена на контрасте. Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету, и по размеру. Этот контраст показывает, что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж. а картине В. Ватенина дома раскрашены ярко. В чем заключается контрастность? (Во многом картина строится на контрасте теплых ярких красок домов и пронзительно-голубого холодного цвета неба, в котором парят белоснежные голуби. А также на контрасте света и тени: часть домов освещена ярким солнечным светом, а часть находится в тени; так же контрастно освещено и дерево в левой части картины.)
Эта сказка посвящена одному из коней, украшающих Нарвские ворота.
В каком городе находятся Нарвские ворота? (В Санкт-Петербурге.)
С ло варно-лексическая работа.
Реставратор - специалист по реставрации (процесс восстановления, возвращения первона- -ального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).
Приблудный - приставший к чужому стаду, чужому дому, двору (о животных).
Чужак - пришлый, посторонний человек, существо.
Куда первым делом прискакал конь? (За городом конь Мотылек был абсолютно счастлив
- вел себя как самый обыкновенный конь: «Первым делом, конечно, конь Мотылек прискакал -а большой луг. Он с радостью бросился нюхать цветы и травы и даже есть га.) Расскажите, «сак провел день за городом конь Мотылек. Прочитайте соответствующие фрагменты. («Он ваялся и катался по земле, и это тоже было прекрасно. Он купался в речке и пил воду из ручья.
Что общего у произведения с рассказом? (Медный конь ведет себя как обыкновенный конь: ест траву, катается по земле, купается в ручье. Никто не замечает, что он медный, деревенские принимают его за соседского коня; он работает у крестьян, идет в ночное, принят в табун; подманить его (чтобы увести обратно в город) можно с помощью горбушки хлеба с солью - любимого лошадиного лакомства.) Цель рассказа - раскрыть характеры конкретных людей с помощью случая из жизни, пусть и выдуманного.
Сведения об авторе.
Борис Николаевич Сергуненков - детский писатель. Родился 8 февраля 1931 года в Хабаровске. Отец Сергуненкова - выходец из крестьян. Мать - из семьи иркутских промышленников. В детские и школьные годы Сергуненков вместе с родителями постоянно менял место жительства: большая часть детства прошла во Владивостоке, Сергуненков учился в школах на Сахалине
? с. 136
Как ведёт себя медный конь, вырвавшись за город? Почему день, проведённый за городом, Мотылёк считает счастливым? Разве ему плохо в городе?
И Юрий Коваль, и Борис Сергуненков тоскуют по природе среди каменных городских джунглей. Вспомните, как относятся к природе герои Ю. Коваля и Б . Сергуненкова; а как они себя чувствуют в городе? Где же герои этих рассказов более счастливы? (На природе.)
Читайте также:
- Экономическая оценка проекта 9 класс конспект
- Мастерство драматурга в создании речевых характеристик действующих лиц конспект
- Конспект урока перевод бесконечной периодической десятичной дроби в обыкновенную дробь
- Конспект урока по музыке по фгос
- Ковалентная полярная связь конспект урока 8 класс габриелян