Борис сергуненков конь мотылек конспект 4 класс пнш

Обновлено: 28.06.2024

После того как вы поделитесь материалом внизу появится ссылка для скачивания.

Подписи к слайдам:

Урок литературного чтения в 4 классе

Автор презентации: Кадырова Ольга Игоревна,

учитель начальных классов МАОУ ООШ №52 города Тюмени

Настрой на урок

Больному и мед не вкусен, а здоровый и камень ест

Где здоровье, там и красота

Деньги потерял — ничего не потерял, время потерял — многое потерял, здоровье потерял — все потерял

Результат переедания мороженого

Этой болезни боятся певцы?

Название этого заболевания буквально переводится

с латыни как удушье

Проверка домашнего задания

«Лес, лес! Возьми мою глоть!

Советы как лечить горло

Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и человека

Сергуненков Борис Николаевич - детский писатель. Родился 8 февраля 1931 года в Хабаровске. Отец Сергуненкова — выходец из крестьян. Мать писателя - из семьи иркутских промышленников. Большая часть детства прошла во Владивостоке, Сергуненков учился в школах на Сахалине (Южно-Сахалинск), Комсомольске-на-Амуре, в Москве.

Интерес к литературе, к слову Сергуненков почувствовал рано: с 13 лет вел дневники, с 15-ти увлекся писанием стихов, в студенческие времена перешел к прозе.

Борис Николаевич живет, творя свою сказку, свою песнь о Природе, ребенком, чтобы соответствовать предназначенному: рассказать то, что увидел.

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока для 4 класса по теме: "Борис Сергуненков. Конь Мотылек"

Схема конспекта урока

Аттестуемый педагог Попова Марина Викторовна

Предмет литературное чтение

Тема урока Борис Сергуненков. Конь Мотылек.

– совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
– продолжить формирование умения анализировать произведения;

-выявлять позицию автора

-продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

-продолжить работу по формированию выборочного и выразительного чтения

- развитие устной речи;

умение анализировать и обобщать

Оценивания процесса и результата деятельности.

Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста

Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.

Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.

Содержание этапа(заполняется педагогом)

подготовить к работе на уроке; организация класса,

создание благоприятных психологических условий, вызвать интерес к предстоящей деятельности.

создание положительных эмоций на работу;

формирование заинтересованности к дальнейшей деятельности.

1. Организационная часть

Ребята, повернитесь друг к другу, возьмитесь за руки, улыбнитесь и пожелайте что-нибудь приятное.

Я вам тоже желаю хорошего настроения и активности на уроке.

Опрос учащихся по заданному на дом материалу ,

актуализация опорных знаний, повторение ранее изученного материала

побудить обучающихся к активности на уроке.

Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся :

словесный (беседа, дискуссия. вопросы педагога и ответы детей)

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия:

одобрение, похвала, создание ситуации успеха (задания подобраны с учетом возраста и уровня подготовки обучающихся)

На уроке осуществляется индивидуальный подход, содержание и характер вопросов и заданий активизируют обучающихся, что в свою очередь способствует прочному усвоению знаний, обогащению словарного запаса детей и развитию творческих способностей.

2. Проверка домашнего задания.

Ребята, как называется раздел, в котором мы читаем произведения? ( Учимся у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека).

Откройте хрестоматию и зачитайте ту часть, где говорится о том, как Алёнка захотела воздушный шарик. (дети читают, а другие дети оценивают).

Какое чувство охватило Дениску, когда он наблюдал за улетающим шариком? (чувство красоты, в синее небо улетает красный шарик)

Объясните, почему у людей возникло ощущение радости и праздника? (на дворе весна, все нарядные и весёлые, милиционер в белых перчатках)

О чём Денис думает по пути домой? (о том, что Алёнке жалко своего шарика)

Умеет ли Алёнка чувствовать красоту? (да)

Вы понимаете, почему Денис Дружит с Алёнкой, ведь она младше него?

Ребята, подведём итог по домашнему заданию. Можно ли назвать Дениску и Алёнку красивыми? (дети высказываются)

Поднимите руки, кто запускал в небо воздушные шарики? Расскажите о ваших впечатлениях. (дети рассказывают)

Ребята, художники разных народов тоже любовались природой. Давайте посмотрим на их работы, где изображены воздушные шары в небе (слайды 1 – 4)

Создаётся ли на картине ощущение праздника? (да)

С помощью чего художник это передал? (дома и небо сияют яркими красками)

Вам понравилась картина? Что именно? (дети рассказывают свои впечатления)

Молодцы! На этой картине мы ещё увидели красоту природы.

Изучение нового учебного материала.

совершенствовать навык выразительного и осознанного чтения;
продолжить формирование умения анализировать произведения;

выявлять позицию автора

продолжать учиться у поэтов и художников видеть красоту природы и красоту человека

продолжить работу по формированию выборочного и выразительного чтения

активизировать познавательную деятельность школьников;

создать условия для развития каждого ученика

Формы и методы организации фронтальной деятельности обучающихся :

словесный (монолог учителя, беседа)

наглядный (презентация, выставка книг Б. Сергуненкова)

Методы мотивирования (стимулирования) обучающихся в ходе занятия:

одобрение, похвала, создание ситуации успеха (доступность и наглядность материала)

Критерии определения уровня внимания и интереса к уроку:

доступность учебного материала;

эмоциональный настрой обучающихся.

1. Постановка темы и цели урока

Какие цели мы поставим и постараемся их выполнить (познакомиться с писателем, продолжать учиться у писателей видеть красоту природы и красоту человека, развивать речь, внимание, анализировать текст, искать в произведении нужные отрывки и т. д.)

2.Рассказ учителя о писателе. Слайд 6.

Борис Николаевич Сергуненков детский писатель. Родился в Хабаровске 8 февраля 1931г. С 15 лет начал писать стихи. После окончания школы поступил в Университет на факультет журналистики. За свою жизнь кем он только не работал. Был и матросом, и рабочим, и лесником, но всегда оставался писателем. Борис Николаевич любит детей и природу. Герои книг Сергуненкова мечтают о радости и счастье для всех.

3. Выставка книг Б. Сергуненкова. Слайды 7 – 15

4. Выставка книг Б. Сергуненкова из школьной библиотеки.

5 Первичное восприятие. Чтение учителя.

А где находятся Нарвские ворота? (в Санкт – Петербурге) Слайды16-17

6 . Проверка первичного восприятия.

Что вам понравилось в этом произведении? (дети высказываются)

7. Вторичное восприятие.

А сейчас прочитайте цепочкой, познакомимся с текстом (дети читают цепочкой)

Ребята, давайте отдохнём. Вместе с животными потанцуем на природе.

Ребята, что значит реставрировать? ( ремонтировать)

Откройте Толковый словарь и прочитайте, что значит ходить в ночное (дети зачитывают). Слайд 18

А кто такой коростель? Слайд 19

Закрепление учебного материала ,

Цель для учителя:

выявить уровень усвоения учебного материала;

научить применять полученные знания самостоятельно на практике.

Воспитывающий аспект связан с формированием : уважительного отношения друг к другу. Он представлен в умении слышать одноклассников, воспринимать чужую точку зрения,

Цель для обучающихся: продемонстрировать на практике умение анализировать, обобщать, делать выводы, переносить полученные знания, умения, навыки в новую ситуацию.

Метод работы: практический, проблемный, словесный.

Закрепление учебного материала ,

1. .Анализ текста.

Зачитайте, как ведёт себя медный конь, вырвавшись за город? (Первым делом, конечно, конь Мотылёк прискакал на большой луг и т. д..)

То есть, не смотря на то, что Мотылёк медная статуя, чувствует он себя обыкновенным конем.

Поражены ли остальные, увидев живого медного коня? (нет)

Как работал Мотылёк с дядей Васей? (Мотылёк весь день работал в охотку, а вечером, наработавшись, был отпущен на волю).

Чем занимался Мотылёк с деревенскими ребятами? (Деревенские ребятишки вместе с другими конями погнали его в ночное).

Где же нашёл Мотылька художник – реставратор? ( у речки)

Почему день , проведённый за городом, Мотылёк считает счастливым? Разве ему плохо в городе? (Настоявшись наверху Нарвских ворот и надышавшись в городе запахами бензина, он с радостью бросился нюхать цветы и травы и даже есть их).

Мотылёк счастлив, потому что он на свободе может побегать, погулять на природе.

А теперь поговорим, почему это сказка – рассказ.

Какие черты сказки можно обнаружить в этом произведении? (Медный конь оживает и убегает за город, а оживить его можно, если пощекотать ему брюхо)

Ребята, поднимите руки, кто любит природу. Молодцы. Я тоже люблю природу. Больше всего мне нравится, когда зимой падают большие хлопья снега. А, что нравится вам? (дети рассказывают свои впечатления)

повторить и систематизировать полученные знания ;

развивать умение работать самостоятельно, творчески;

воспитывать нравственные качества и любовь к природе.

Домашнее задание: (по выбору)

Прочитать сказку – рассказ Б. Сергуненкова, пересказать или подготовить вопросы

. Такая форма работы используется с целью закрепления ЗУНов, полученных на уроке; способствует развитию навыков устной монологической речи учащихся. Дать возможность оценить работу родителям.

Ребята, откройте дневники. Какое задание вы хотели бы выполнить дома? (прочитать, пересказать, задать вопросы и т. д.) Запишите У. 1, стр. 134 – 136 Слайд 20.

Ребята, если вам было интересно на уроке . прикрепите жёлтый лучик нашему солнышку, а если нет – синий. Слайд 21. Спасибо за урок.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Б. Сергунков Конь мотылёк.docx

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.

Планируемые результаты:

Предметные: научатся понимать эстетическую ценность художественного текста; высказывать собственные суждения; осознанно воспринимать содержание текста; получат возможность научиться воспринимать и осмысливать живописное полотно; анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: принимают учебную задачу; отбирают способы ее решения; проявляют ини- циативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий.

Познавательные: устанавливают аналогии между литературными произведениями, между заразительными средствами разных видов искусств.

Коммуникативные: учитывают позицию собеседника, настроение других людей, их эмоции восприятия произведений литературы и живописи.

Личностные: демонстрируют интерес к содержанию и форме произведений; имеют общее оставление о профессии художника-реставратора.

I. Организационный момент. Введение в тему.

Вы любите мечтать? Когда человек мечтает?

Каждый из вас мечтает о чем-то своем, а все вместе мы мечтаем о мире на земле. Вы знаете, какую птицу называют символом мира и свободы?

Ученики прикрепляют голубей на доску.

- Белые птицы парят в небе. Это не только красиво, романтично, но и символично.

Голубь летит, голубь летит - белый.

Черный за ним ястреб летит в гневе.

Мама, спаси, чудо со мной сделай, сделай - Сделай меня каплей дождя в небе!

Эта война - страшно длинна, страшно!

С пулей в груди - больно бежать, больно!

Мне никогда в жизни не стать старше,

Если сейчас ветром не стать вольным.

Наши придут, звезды зажгут наши,

Вспомнят меня, песни споют наши.

Мама, спаси, чудо со мной сделай, сделай - Сделай меня вербой в лесу белой!

Мама, прощай, в левом крыле - рана!

Завтра в лесу солнце взойдет рано.

Наши придут, звезды зажгут наши,

Вспомнят меня, песни споют наши.

Поделитесь впечатлениями от услышанного стихотворения.

Объявление темы и постановка целей урока.

Освоение нового материала.

В Ростове-на-Дону жил мальчик. Звали его Витя Черевичкин. Самой главной его страстью были голуби. О голубях он знал все. Когда пришли фашисты, мальчик решил тоже бороться с ними. Но не оружием. Его помощниками в борьбе с врагом стали птицы. Голуби, обученные мальчиком, стали бойцами-разведчиками. Они несли бойцам сведения из города, однажды они принесли в расположение советских войск сведения о местонахождении фашистского штаба, который был разгромлен. Фашисты узнали о том, кто помог разгромить их штаб. Мальчика схватили и жестоко убили.

На тропинке той, что шла к реке,

Под поникшей веткой тополиной

Бился голубь в детском кулаке

На виду у стаи голубиной.

Бился голубь, голубь был живой,

А его хозяин восьмилетний

В пыль уткнулся мертвой головой

И закат в селе не видел летний.

А закат был от пожаров рыж.

Бился голубь, как в тиски зажатый,

Как хотел он взвиться выше крыш!

Как хотел взлететь к семье крылатой!

Жизнь и смерть сплелись в один клубок Мальчик был убит фашистской миной.

Он лежал в пыли, а голубок

Сердцем рвался к стае голубиной.

М Андропов

Его убили, но память о нем живет. И у многих сегодняшних ростовских мальчишек и мальчишек других регионов нашей страны любимое увлечение - голуби. Так хочется, чтобы голуби всегда были птицами - посланниками мира на земле.

Рассмотрите репродукцию картины. Поделитесь впечатлениями. (Свободные высказывания

Каково настроение этой картины?

Попробуйте определить замысел художника.

Валерий Ватенин (1933-1977) принадлежит к тем художникам, которые в контрастах и динамике нашей эпохи сумели сохранить чувство гармоничной цельности мира. Ватенин видел современность многопланово. Парадоксальная образность Ватенина приоткрывает внутренний мир личности, где реальность соседствует с вымыслом, а природа является живительной средой.

Рассмотрите человека, который смотрит на голубей, парящих в небе.

Там, там высоко над землею кружит стая.

Если смотреть наверх, кружится голова.

И мне так легко, словно это я летаю

И рядом только неба синева.

Парящие в небе белые птицы - символ свободы. Мирный, невластный и нежный характер, который приписывают голубю, сделал его воплощением легкости и любви, а так же олицетворением пугливости и болтливости.

IV. Закрепление пройденного.

Художники по-разному воспринимают городской пейзаж. У Лучишкина безрадостный, лишенный растительности и ярких красок пейзаж оживляется только присутствием человека, а у Ватенина сами дома и небо сияют яркими красками, наполнены жизнью и создают ощущение праздника.

Картина С. Лучишкина построена на контрасте. Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету, и по размеру. Этот контраст показывает, что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж. а картине В. Ватенина дома раскрашены ярко. В чем заключается контрастность? (Во многом картина строится на контрасте теплых ярких красок домов и пронзительно-голубого холодного цвета неба, в котором парят белоснежные голуби. А также на контрасте света и тени: часть домов освещена ярким солнечным светом, а часть находится в тени; так же контрастно освещено и дерево в левой части картины.)

Чтение и анализ произведения.

Прочитайте название произведения Бориса Сергуненкова.

Эта сказка посвящена одному из коней, украшающих Нарвские ворота.

В каком городе находятся Нарвские ворота? (В Санкт-Петербурге.)

Понравилось вам произведение Б. Сергуненкова? Чем? Почему автор определил жанр проведения как сказка-рассказ?

С ло варно-лексическая работа.

Реставратор - специалист по реставрации (процесс восстановления, возвращения первона- -ального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).

Приблудный - приставший к чужому стаду, чужому дому, двору (о животных).

Чужак - пришлый, посторонний человек, существо.

След простыл - о бесследном исчезновении кого- или чего-нибудь.

Как случилось, что медный конь ожил и убежал? Подтвердите свои слова цитатами из текста.

Куда первым делом прискакал конь? (За городом конь Мотылек был абсолютно счастлив

- вел себя как самый обыкновенный конь: «Первым делом, конечно, конь Мотылек прискакал -а большой луг. Он с радостью бросился нюхать цветы и травы и даже есть га.) Расскажите, «сак провел день за городом конь Мотылек. Прочитайте соответствующие фрагменты. («Он ваялся и катался по земле, и это тоже было прекрасно. Он купался в речке и пил воду из ручья.

Что общего у произведения с рассказом? (Медный конь ведет себя как обыкновенный конь: ест траву, катается по земле, купается в ручье. Никто не замечает, что он медный, деревенские принимают его за соседского коня; он работает у крестьян, идет в ночное, принят в табун; подманить его (чтобы увести обратно в город) можно с помощью горбушки хлеба с солью - л юбимого лошадиного лакомства.) Цель рассказа - раскрыть характеры конкретных людей с помощью случая из жизни, пусть и выдуманного.

Сведения об авторе.

Борис Николаевич Сергуненков - детский писатель. Родился 8 февраля 1931 года в Хабаровске. Отец Сергуненкова - выходец из крестьян. Мать - из семьи иркутских промышленников. В детские и школьные годы Сергуненков вместе с родителями постоянно менял место жительства: большая часть детства прошла во Владивостоке, Сергуненков учился в школах на Сахалине

(Южно-Сахалинск), Комсомольске-на-Амуре, в Москве. Окончил школу в 1950 г. в Феодосии. Интерес к литературе, к слову Сергуненков почувствовал рано.

Закрепление пройденного.

А по ночам мне снится конь,

Ко мне приходит рыжий конь,

В лицо мне дышит рыжий конь,

Косит лиловым глазом.

Домашнее задание: проиллюстрировать сказку-рассказ Б. Сергуненкова.

Краткое описание: Планируемые результаты:Предметные:научатсяпонимать эстетическую ценность художественного текста; высказывать собственные суждения; осознанно воспринимать содержание текста; получат возможность научитьсявоспринимать и осмысливать живописное полотно; анализирова

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПРИРОДЫ.

Предметные: научатся понимать эстетическую ценность художественного текста; высказывать собственные суждения; осознанно воспринимать содержание текста; получат возможность научиться воспринимать и осмысливать живописное полотно; анализировать подробности картины и средства передачи ее смысла.

Метапредметные универсальные учебные действия (УУД):

Регулятивные: принимают учебную задачу; отбирают способы ее решения; проявляют ини- циативу при ответе на вопросы и в выполнении заданий.

Познавательные: устанавливают аналогии между литературными произведениями, между заразительными средствами разных видов искусств.

Коммуникативные: учитывают позицию собеседника, настроение других людей, их эмоции восприятия произведений литературы и живописи.

Личностные: демонстрируют интерес к содержанию и форме произведений; имеют общее оставление о профессии художника-реставратора.

Каждый из вас мечтает о чем-то своем, а все вместе мы мечтаем о мире на земле. Вы знаете, какую птицу называют символом мира и свободы?

Ученики прикрепляют голубей на доску.

- Белые птицы парят в небе. Это не только красиво, романтично, но и символично.

Голубь летит, голубь летит - белый.

Черный за ним ястреб летит в гневе.

Мама, спаси, чудо со мной сделай, сделай - Сделай меня каплей дождя в небе!

Эта война - страшно длинна, страшно!

С пулей в груди - больно бежать, больно!

Мне никогда в жизни не стать старше,

Если сейчас ветром не стать вольным.

Наши придут, звезды зажгут наши,

Вспомнят меня, песни споют наши.

Мама, спаси, чудо со мной сделай, сделай - Сделай меня вербой в лесу белой!

Мама, прощай, в левом крыле - рана!

Завтра в лесу солнце взойдет рано.

Наши придут, звезды зажгут наши,

На тропинке той, что шла к реке,

Под поникшей веткой тополиной

Бился голубь в детском кулаке

На виду у стаи голубиной.

Бился голубь, голубь был живой,

А его хозяин восьмилетний

В пыль уткнулся мертвой головой

И закат в селе не видел летний.

А закат был от пожаров рыж.

Бился голубь, как в тиски зажатый,

Как хотел он взвиться выше крыш!

Как хотел взлететь к семье крылатой!

Жизнь и смерть сплелись в один клубок Мальчик был убит фашистской миной.

Он лежал в пыли, а голубок

Сердцем рвался к стае голубиной.

Рассмотрите репродукцию картины. Поделитесь впечатлениями. (Свободные высказывания

Попробуйте определить замысел художника.

Валерий Ватенин (1933-1977) принадлежит к тем художникам, которые в контрастах и динамике нашей эпохи сумели сохранить чувство гармоничной цельности мира. Ватенин видел современность многопланово. Парадоксальная образность Ватенина приоткрывает внутренний мир личности, где реальность соседствует с вымыслом, а природа является живительной средой.

Там, там высоко над землею кружит стая.

Если смотреть наверх, кружится голова.

И мне так легко, словно это я летаю

И рядом только неба синева.

Картина С. Лучишкина построена на контрасте. Шарик и девочка противопоставлены городскому пейзажу и по цвету, и по размеру. Этот контраст показывает, что только присутствие человека наполняет жизнью однообразный городской пейзаж. а картине В. Ватенина дома раскрашены ярко. В чем заключается контрастность? (Во многом картина строится на контрасте теплых ярких красок домов и пронзительно-голубого холодного цвета неба, в котором парят белоснежные голуби. А также на контрасте света и тени: часть домов освещена ярким солнечным светом, а часть находится в тени; так же контрастно освещено и дерево в левой части картины.)

Эта сказка посвящена одному из коней, украшающих Нарвские ворота.

В каком городе находятся Нарвские ворота? (В Санкт-Петербурге.)

С ло варно-лексическая работа.

Реставратор - специалист по реставрации (процесс восстановления, возвращения первона- -ального облика предметам старины, произведениям изобразительного, декоративно-прикладного искусства и архитектуры).

Приблудный - приставший к чужому стаду, чужому дому, двору (о животных).

Чужак - пришлый, посторонний человек, существо.

Куда первым делом прискакал конь? (За городом конь Мотылек был абсолютно счастлив

- вел себя как самый обыкновенный конь: «Первым делом, конечно, конь Мотылек прискакал -а большой луг. Он с радостью бросился нюхать цветы и травы и даже есть га.) Расскажите, «сак провел день за городом конь Мотылек. Прочитайте соответствующие фрагменты. («Он ваялся и катался по земле, и это тоже было прекрасно. Он купался в речке и пил воду из ручья.

Что общего у произведения с рассказом? (Медный конь ведет себя как обыкновенный конь: ест траву, катается по земле, купается в ручье. Никто не замечает, что он медный, деревенские принимают его за соседского коня; он работает у крестьян, идет в ночное, принят в табун; подманить его (чтобы увести обратно в город) можно с помощью горбушки хлеба с солью - любимого лошадиного лакомства.) Цель рассказа - раскрыть характеры конкретных людей с помощью случая из жизни, пусть и выдуманного.

Сведения об авторе.

Борис Николаевич Сергуненков - детский писатель. Родился 8 февраля 1931 года в Хабаровске. Отец Сергуненкова - выходец из крестьян. Мать - из семьи иркутских промышленников. В детские и школьные годы Сергуненков вместе с родителями постоянно менял место жительства: большая часть детства прошла во Владивостоке, Сергуненков учился в школах на Сахалине


? с. 136
Как ведёт себя медный конь, вырвавшись за город? Почему день, проведённый за городом, Мотылёк считает счастливым? Разве ему плохо в городе?

И Юрий Коваль, и Борис Сергуненков тоскуют по природе среди каменных городских джунглей. Вспомните, как относятся к природе герои Ю. Коваля и Б . Сергуненкова; а как они себя чувствуют в городе? Где же герои этих рассказов более счастливы? (На природе.)

Читайте также: