Ковалентная полярная связь конспект урока 8 класс габриелян
Обновлено: 30.06.2024
Загрузить презентацию (646 кБ)
Цели: изучить механизм образования ковалентной полярной химической связи.
Задачи:
- Образовательные:
- изучить механизм образования ковалентной полярной химической связи;
- научиться составлять электронные формулы молекул веществ с ковалентной полярной связью;
- ввести понятие электроотрицательности и на основе этого объяснить природу ковалентной полярной связи.
- закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
- формировать умения написания электронных формул веществ;
- формировать умения определять вид ковалентной связи.
- воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
Тип урока: комбинированный.
Оборудование:
- Презентация в PowerPoint.
- Периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.
- Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс, часть 1.
1. Организационный момент
Учитель: Добрый день! В начале урока давайте вспомним с вами тот материал, который изучался нами на предыдущем уроке.
2. Актуализация знаний
Слайд 1. Дается задание конкретному ученику и всему классу.
Учитель: Мы условно разделили элементы на металлы и неметаллы. Рассмотрели, как образуются связи между атомами металлов и неметаллов (как называется такой вид связи?), между атомами одного и того же элемента неметалла (как называется такой вид связи?)
Ученики (вставляют пропущенные фразы): ионная связь, ковалентная неполярная.
Учитель: А какой тип связи мы можем ожидать при образовании соединений между атомами разных неметаллов?
Ученики: Вероятно, тоже ковалентную, но, какую?
Учитель: Да, очевидно, опять ковалентную связь – засчет образования общих электронных пар.
Но ведь элементы – то разные.
Наверное, следует ожидать, что такая ковалентная связь будет отличаться от рассмотренной ранее ковалентной связи.3. Изучение нового материала
Учитель: Цель нашего урока:
1. Продолжить формирование понятия о ковалентной химической связи.
2. Познакомить учащихся с полярной ковалентной химической связью и электроотрицательностью (ЭО) как мерой неметалличности элементов.
3. Продолжить формирование умения записывать схемы образования молекул бинарных соединений элементов – неметаллов.Учитель: Что же такое электроотрицательность? Запишите это определение к себе в тетрадь. Способность атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары, называется электроотрицательностью (ЭО).
Учитель: Посмотрите на данный слайд. На нем расположен ряд электроотрицательности элементов в порядке возрастания. Значит, самым электроотрицательным элементом будет…
Ученики: Фтор.
Учитель: Правильно. Такой же ряд есть в ваших учебниках. Найдите его. Он располагается на последней странице, где расположена таблица растворимости кислот, оснований и солей (учитель показывает место нахождения этого ряда в учебнике).
Ответьте мне на вопрос: Какой из элементов будет более электроотрицательным – углерод или азот?Ученики: Азот, т.к. он располагается правее углерода и ближе к самому электроотрицательному элементу – фтору.
Учитель: Правильно.Учитель: Запишите в тетрадь (на странице 64, §11) как изменяется ЭО в периоде и подгруппе (смотрите запись курсивом со слов: в каждом периоде…) – работа с учебником.
Учитель: Разумеется, атомы менее электроотрицательного элемента будут иметь избыточный положительный заряд, т.е. будут представлять собой как бы положительный полюс молекулы с зарядом δ+.
Вот вам и стало понятно название этой разновидности ковалентной связи – полярная.Учитель: Между атомами одного и того же элемента неметалла, т.е. с одинаковой электроотрицательностью, общие электронные пары не смещеныни к одному из атомов, поэтому они не имеют заряда – полюса и это неполярная ковалентная связь.
Учитель: Теперь давайте с вами запишем алгоритм образования молекулы SCl2.
Учитель:
1. Определить число внешних электронов у атомов неметаллов и по формуле 8 – N число неспаренных электронов (где N номер группы, в которой расположен химический элемент). Записать электронные формулы атомов:
3. Записать электронную и структурную формулы получившейся молекулы:
→→
Сl – S – Cl
4. Определить по ряду электроотрицательности, к атомам какого из элементов смещены общие электронные пары, и заменить черточки маленькими стрелками, обозначить полюса:
Cl δ– ← S δ+ → Cl δ–
Учитель: Давайте теперь с вами закрепим изученный материал. Для этого выполним упражнение 2 на странице 66.
Учитель: Подведем итог сегодняшнего урока, выставим оценки.
Цель: сформировать у учащихся знания о ковалентной химической связи.
- изучить виды и механизм образования ковалентной связи;
- знать алгоритм составления электронных формул молекул бинарных соединений.
- развитие умения анализировать, мыслить логически, делать выводы.
- воспитывать познавательный интерес к предмету;
- создание условий для воспитания активности и самостоятельности.
Оборудование: ПСХЭ, Ряд электроотрицательности.
1. Организационный момент, проверка домашнего задания:
2. По теме урока:
Теперь нам нужно
Запись на доске
Запись на доске
4. Домашнее задание:
Электроотрицательность – это способность атомов химического элемента оттягивать электроны от других атомов.
По табл. на стр.192 (значения ЭО)
P Mg B Cs O Si K C H Li F S Al Ca
2,2 1,2 2,0 0,7 3,5 1,8 0,8 2,5 2,1 1,0 4,0 2,5 1,5 1,0
=> в порядке увеличения электроотрицательности:
Cs – K – Li – Ca – Mg – Al – Si – B – H – P – C – S – O – F
На прошлом уроке мы говорили о том, что электроны внешнего энергетического уровня участвуют в образовании химических связей.
Как называются электроны внешнего энергетического уровня? Как определить их число по ПСХЭ?
Электроны внешнего энергетического уровня называются валентными; их количество для химических элементов главных подгрупп равно номеру группы.
Сегодня вы узнаете, что такое химическая связь, как она образуется, и какие виды химической связи существуют.
и тему классной работы.
Химическая связь – это такое взаимодействие атомов химических элементов, которое связывает их в молекулы, ионы.
Инертные газы (VIII группа, гл.п/гр ПСХЭ).
В зависимости от того, между атомами каких элементов (металлов, неметаллов) образуется химическая связь, выделяют следующие виды химической связи:
Виды химической связи
ковалентная ионная металлическая
Нам предстоит изучить подробно каждый вид химической связи, и начнем мы с ковалентной связи.
I. Ковалентная химическая связь.
Это связь между атомами неметаллов.
Как мы уже говорили, неметаллическими свойствами обладают атомы химических элементов, способных принимать электроны.
Также мы узнали новое определение – электроотрицательность - это способность атомов химического элемента оттягивать электроны от других атомов.
При рассмотрении механизмов образования ковалентной химической связи мы будем по Ряду электроотрицательности сравнивать ее значения у разных неметаллов.
А) Ковалентная неполярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с одинаковой электроотрицательностью (т.е. между одинаковыми атомами неметаллов).
научиться составлять электронные формулы молекул
(начнем с бинарных соединений – т.е. соединений, состоящих из атомов двух химических элементов).
Алгоритм составления электронной формулы молекулы бинарного соединения.
1. Записать знаки химических элементов.
2. Изобразить точками вокруг химического элемента электроны внешнего энергетического уровня ( = N группы).
3. Изображаем неспаренные электроны разных элементов в виде общих электронных пар этих элементов; обводим в кружки химические элементы вместе со всеми их электронами.
4. Рисуем черточками химические связи: 1 пара электронов (общая) = 1 химическая связь.
Образование химической связи между двумя атомами:
Н∙ ∙Н → Н : Н → Н – Н → Н 2
: О ∙ ∙ О : → : О :: О : → О = О → О 2
В молекуле водорода образуется одинарная связь (одна общая электронная пара), в молекуле кислорода – двойная связь (две общие пары электронов).
Б) Ковалентная полярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с разной электроотрицательностью (т.е. между разными атомами неметаллов).
Образование химической связи между атомами:
а) водорода и хлора
Н∙ ∙Cl : → H : Cl : → H δ+ →Cl δ− → HCl
Атом более электроотрицательного элемента – хлор (см. Ряд ЭО) – оттягивает на себя общую электронную пару, таким образом принимает частичный отрицательный заряд .
Т.к. на атомах возникают частичные заряды δ+ и δ−, то молекула становится полярной, поэтому такой вид химической связи и называется ковалентная полярная.
Из всего ранее рассказанного можно сделать следующий вывод:
Вывод: химическая связь образуется при перекрывании электронных орбиталей и при образовании общих электронных пар.
Что такое химическая связь?
Химическая связь – это такое взаимодействие атомов химических элементов, которое связывает их в молекулы, ионы.
Какие виды химической связи вы теперь знаете?
Ковалентная (неполярная и полярная), ионная, металлическая.
Чем ковалентная неполярная химическая связь отличается от ковалентной полярной?
Ковалентная неполярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с одинаковой электроотрицательностью (т.е. между одинаковыми атомами неметаллов), а ковалентная полярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с разной электроотрицательностью (т.е. между разными атомами неметаллов).
По Ряду электроотрицательности.
Определите тип химической связи в соединениях:
Cl 2 HBr CCl 4 O 3 F 2 PCl 5 HF S 8
к.н. к.п. к.п. к.н. к.н. к.п. к.п. к.н.
Я надеюсь, что сегодняшний урок стал для вас открытием, и тема урока не была слишком сложной. Сейчас в тетрадях после классной работы опишите свое состояние на конец урока тремя словами из предложенного списка на доске, а я, когда соберу тетради для проверки письменного домашнего задания, посмотрю, какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок. Тема довольно непростая, поэтому нам нужно поработать не только с ее пониманием, но и с эмоциональным ее восприятием.
Благодарю вас за сегодняшний урок, мне было приятно с вами работать, надеюсь, вам урок также понравился. Запишите домашнее задание.
Методическая разработка урока "Ковалентная полярная связь" 8 класс, в условиях ФГОС.
Вложение Размер kovalentnaya_svyaz_antonova_-_kopiya.doc 314.5 КБ Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Журавенская средняя общеобразовательная школа
Методическая разработка урока по химии в 8 классе
Тип урока: изучение нового материала.
Цель: Сформировать понятия о механизме образования ковалентной полярной химической связи. Ознакомить учащихся с понятием электроотрицательности, как мерой неметоличности элементов. Продолжать формировать умения составлять схемы образования молекул соединений с ковалентной полярной связью
Метапредметные Познавательные УУД: умения воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах.
ЛичностныеУУД: умение осознавать мотивы учебной деятельности
Регулятивные УУД: умение определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; навыки самооценки и самоанализа.
Коммуникативные УУД: умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.
Личностные Ответственное отношение к учению
Приложение № 1 Инструктивная карточка «Алгоритм составления схемы образования ковалентной полярной химической связи
Приложение № 2 Карточки-задания для групповой работыПриложение № 3 Карточки с индивидуальными заданиями для самопроверки.
Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал;
.Восстановление опорных знаний.(проверка Д/з)
2.Погружение в новую тему.
4.Закрепление нового материала.
5. Обратная связь
7. Домашнее задание.
1-ый этап урока. Подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний.
Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с химической связью. Давайте вспомним, что нам уже известно:
Учитель: В качестве домашнего задания у вас было упражнение, связанное с взаимодействием атомов неметаллов между собой и составлением схем образования молекул простых веществ. Откроем тетради и проверим, правильно ли у всех все получилось.
Два ученика пишут на доске, другие проверяют.
Работающие у доски получают оценки, другие сверяют и исправляют ошибки, если они есть.
с использованием презентации
2-ой этап урока. Изучение нового материала
Учитель: Итак, «Ребята, вам уже известно, что все элементы делятся на металлы и неметаллы. Мы с вами рассмотрели, как образуются химические связи между металлами и неметаллами. Как называется такая связь?
Учитель: Внимание, на доске вы видите несколько химических веществ, среди них вещества с ионной связью и с ковалентной неполярной связью. Чтобы их найти нужно, вспомнить определения этих связей.
Ученики поочередно выходят к доске и называют выбранные вещества. Объясняют, по каким признакам они их определили.
Учитель: Посмотрите, ребята, три вещества остались у нас не определёнными. Как вы думаете, что их объединяет?
С помощью наводящих вопросов ученики определяют, что в этом случае происходит образование ковалентной связи – т. е. связи за счёт образования электронных пар. Только, в данном случае связь будет несколько иной, т.к. элементы разные. Чем отличаются атомы разных элементов? Правильно, содержат разное число электронов на внешнем уровне, поэтому обладают различной способностью к притягиванию чужих электронов. Атомы одних элементов сильнее притягивают электроны, атомы других – слабее и образуется полюс, поэтому как будет звучать наша тема урока?
Учитель: Молодцы! Итак, тема сегодняшнего урока Ковалентная полярная связь.
Ученики записывают число и тему.
Учитель: А теперь кто-то из вас попробует сформулировать цель сегодняшнего урока .
Ребята пробуют определить цель и задачи урока.
Учитель: Итак, цель сегодняшнего урока познакомиться с ковалентной полярной связью, узнать о способности атомов химических элементов притягивать к себе общие электронные пары, научится составлять схемы веществ с ковалентной полярной связью
Введение понятия ЭО. Мы говорим с вами, о способности атомов химических элементов притягивать к себе общие электронные пары, эта способность называется электротрицательность. Найдите определение понятия электротрицательность и выпишите в тетрадь(стр. 63 учебника).
Учитель. ЭО мера неметалличности элемента, то она изменяется вместе с нею, имеет те же закономерности в изменении свойств, в группах и в периодах.
Вопросы на экране
Как меняются неметаллические свойства в периодах?
Как меняются неметаллические свойства в группах?
Как меняется ЭО в группах и периодах?
Более простой способ определения ЭО использование ряда ЭО
В сторону какого химического элемента смещаются общие электронные пары?
Какой самый электроотрицательный элемент?
Почему атомы приобретают лишь частичные заряды ?
Какой буквой обозначается частичный заряд?
Какие полюсы будут образованны внутри молекулы?
Знак, какого химического элемента в формуле пишется первым?
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Урок № 64 _______________________-8 класс
Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..
Цель урока: продолжить работать с понятиями электроотрицательность элементов, предсказывать и объяснять тип химической связи в соединении ; сформировать у учащихся знания о ковалентной химической связи. Научить школьников записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул.
Задачи урока:
Образовательные:
• изучить виды ковалентной связи (полярная и неполярная)
изучить механизм образования ковалентной химической связи
• научиться составлять электронные формулы молекул бинарных соединений;
• сформировать понятие об атомной и молекулярной кристаллической решетках, свойствах веществ с этим типом кристаллической решетки;
• систематизировать и обобщить знания учащихся о ковалентной химической связи
продолжить формирование интереса к химии;
Развивающие:
создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных умений.
• закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
• формировать умения определять вид ковалентной связи
формировать умения написания электронных формул бинарных соединений;
• развивать навыки аналитического мышления;
• развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.
Воспитательные:
воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.
создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.
воспитывать культуру научного труда; повышать интерес к проблемам современной науки.
формирование эстетического чувства при аккуратном заполнение тетрадей;
Основные термины и понятия: металлы и неметаллы, электроотрицательность, ион, атом, химическая связь: ковалентная полярная и неполярная, структурная формула, σ-связь, π-связь.
Планируемые результаты: учащиеся должны
важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ковалентная связь, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь,
понимать механизм образования ковалентной неполярной, ковалентной полярной;
особенности строения и свойств атомов металлов и неметаллов;
пользоваться таблицей электроотрицательностей химических элементов;
прогнозировать свойства атома на основании его строения;
определять тип химической связи в соединениях,
приводить примеры веществ с различным типом хим. связи;
характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;
Шаро-стержневые модели молекул простых веществ: Н 2 , Cl 2 , N 2 .
модели кристаллической решетки атомной (графита и алмаза), молекулярно (иод)
Алгоритм составления схемы ковалентной связи
1. Организационный момент.
Приветствие :здравствуйте ребята , мы продолжаем изучение темы строение вещества и сегодня мы рассмотрим какие же существую химические связи, каким образом они образуются, но для начала повторим то что мы с вами изучали на предыдущем уроке.
2. Актуализация опорных знаний.
1.По данным о распределении валентных электронов назовите элемент:
2.Изобразите строение атома азота
По данным о распределении валентных электронов найдите элемент:
2.определ какой химический элемент имеет более выраженные металлические и неметаллические свойства в парах:
Li и Cs, Na и Al, P и Cl, В и F .
Проверка домашнего задания1 с.193
Цезий, калий, литий, кальций, магний, алюминий, кремний, бор, водород, фосфор, углерод, сера, кислород, фтор
Тесты. С. 193
1-2 уменьшается 2.-1 увеличивается
3. Изучение нового материала.
Вспомните что же представляет собой химическая связь?
химическая связь - это такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы
Какова же причина образования химической связи? Почему атомы образуют химические связи?
Причина в стремлении атомов к стабильной электронной конфигурации.
-Атомы каких химических элементов практически не образуют химических связей?
Инертные газы, так как они имеют стабильную электронную конфигурацию.
- Сегодня мы продолжаем изучение строение веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами должны расширить знаний о химических связях и их типах.
Рассказ учителя. В образовании химической связи участвуют только
валентные электроны. У элементов главных подгрупп это электроны внешнего энергетического уровня. Они расположены дальше от ядра и менее прочно связаны с ним. В зависимости от способа образования завершённых электронных структур атомов различают несколько видов химической связи.
Различают три случая образования химической связи.
а) Между атомами элементов, электроотрицательность которых одинакова;
б) Между атомами в металле, электроотрицательность которых также одинакова.
2. Между атомами элементов, электроотрицательность которых отличается, но не сильно.
3. Между атомами элементов, электроотрицательность которых резко отличается.
Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называют ковалентной связью.
s-s - связь s-p - связь p-p - связь - связь
Ковалентная химическая связь бывает полярной и неполярной
Н + CI H : CI H CI
Химическую связь, возникающую между ионами в результате действия электростатических сил притяжения, называют ионной связью
Связь, образованная между двумя неметаллами, называется ковалентной. Она осуществляется за счет образования общих электронных пар между двумя атомами неметаллов.
КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ - это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар (Например: H 2 , HCl, H 2 O).
По степени смещённости общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной.
Вспомним что такое электроотрицательность?
Электроотрицательность (ЭО) - это свойство атомов одного элемента притягивать к себе электроны от атомов других элементов.
Какой самый электроотрицательный химический элемент?
Самый электроотрицательный элемент – фтор F
Электроотрицательность можно выразить количественно и выстроить элементы в ряд по ее возрастанию. Наиболее часто используют ряд электроотрицательности элементов, предложенный американским химиком Л. Полингом.
Как меняются значения электроотрицательности в периодической системе по периоду и подгруппе?
(вывод: Металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем неметаллы. И между ними она сильно отличается.)
Таблица. Электроотрицательности (ЭО) некоторых элементов (приведены в порядке возрастания ЭО).
Составим схемы образования ковалентной связи.
Если связь образуется между двумя одинаковыми атомами или между атомами с одинаковым значением ЭО, то смещения общей электронной пары нет и такая связь носит название неполярной.
КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ(КНС) - образуют атомы одного и того же химического элемента - неметалла (Например: H 2 , O 2 , О 3 ).
Механизм образования связи.
(Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов)
Число неспаренных электронов =8 – номер группы элемента
Например, у серы число неспаренных электронов равно 8 – 6 = 2.
Ковалентная связь – это химическая связь между атомами, осуществляемая при помощи общих электронных пар. . Электронная пара принадлежит в равной мере обоим атомам.
Рассмотрим механизм образования молекулы хлора: Cl 2 – кнс.
Электронная схема образования молекулы Cl 2 :
Структурная формула молекулы Cl 2 :.
Cl – Cl , σ (p – p) - одинарная связь
Образование молекулы водорода
Атомы образуют связь, осуществляемую общей для них электронной парой, для достижения наиболее стабильной электронной конфигурации, которая может быть представлена следующим образом (электроны обозначены точками):
Электронную пару можно обозначить черточкой:
Связь между двумя атомами образуется тогда, когда они приближаются друг к другу на расстояние, достаточное для того, чтобы электроны каждого из них оказались в пределах взаимодействия с ядром другого атома.
Предположим, что связь образуют два неметалла с различными значениями электроотрицательности. (Учитель берет за руку ученика, имитируя образование химической связи). Неспаренные электроны одного атома соединяются с неспаренными электронами другого атома, образуется общая электронная пара, которая принадлежит каждому из атомов. Если сила атомов различная, их ЭО различная, то связь смещается в сторону более сильного атома, т.е. атома с большим значением ЭО. Такая связь называется полярной.
КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ (КПС) - образуют атомы разных неметаллов, отличающихся по значениям электроотрицательности (Например: HCl, H 2 O).
Механизм образования связи.
Каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружные не спаренные электроны. Образуются общие электронные пары. Общая электронная пара смещена к более электроотрицательному элементу.
Рассмотрим механизм образования молекулы хлороводорода: НCl – кпс.
Электронная схема образования молекулы НCl:
Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она образована атомами, электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь.
Структурная формула молекулы НCl:
- одинарная связь σ, смещение электронной плотности в сторону более электроотрицательного атома хлора ( → )
Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды :
электронная формула молекулы йодоводорода,
•• структурная формула молекулы йодоводорода. H → J
электронная формула молекулы воды,
H структурная формула молекулы воды. Н → О
По степени смещенности общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной. При этом особую актуальность приобретает такое понятие как электроотрицательность. Вещества с ковалентной связью характеризуются кристаллической решеткой 2-х типов (демонстрирую модели кристаллических решеток алмаза, графита, иода): атомной (алмаз, графит), молекулярная (хлор, иод и др.)
4.Закрепление
Выполнение тестовых заданий
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества, указать полярная или неполярная связь:
2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим элементом (в основном состоянии):
3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н 2 S
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества, указать полярная или неполярная связь:
2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим элементом (в основном состоянии):
3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н 2 O
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества: А) H 2 S, NH 3 ,O 2 Б) K, HCl, HF, В) NaF, K 2 SO 4 ,Ca 2 N 3
2. Что такое ковалентная неполярная связь?
3. Напишите схему образования ковалентной связи в молекуле Н 2
1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью:
А) F 2 , Fe; Б) N 2 , HCl; В) NaCl, CaO
2. Ковалентная связь образуется за счет:
А) притяжения ионов; Б) общей электронной пары; В) обмена ионов.
3. Дополнить схему образования ковалентной связи в молекуле F 2 :
5.Домашнее задание
П.56, прочитать с. 194-195, выучить основные определения, выполнить письменно задание 4 с. 198
6. Рефлексия
Сегодня на уроке мы рассмотрели………………
Вывод : ковалентная связь – это химическая связь между атомами, осуществляемая при помощи общих электронных пар. КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ - образуют атомы разных неметаллов, отличающихся по значениям электроотрицательности. (Например: HCl, H 2 O).
Урок по изучению нового материала. Сравнение ковалентной полярной и ковалентной неполярной связей.
Ковалентная полярная связь
Тема урока: Ковалентная полярная химическая связь
Цели урока: -Дать представление об электроотрицательности химических элементов, ковалентной полярной связи. - Продолжить формирование умений и навыков пользования Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, определения состава атомов химических элементов на основании положения в ПСХЭ, составления схем образования молекул веществ с различным типом связи. - Привитие интереса к изучению курса химии.
Планируемый результат: Знать определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной полярной и неполярной связи, механизм образования ковалентной связи. Уметь определять различные виды химической связи, записывать схемы образования веществ с ковалентной полярной связью.
Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрели взаимодействие двух атомов одного и того же химического элемента-неметалла. Какая химическая связь между атомами одинаковых элементов-неметаллов возникает? Ответ: Ковалентная связь. Учитель: Общая электронная пара (общая электронная плотность) располагается на одинаковом расстоянии от обоих атомов, в равной степени принадлежа обоим атомам. Такая ковалентная связь называется неполярной ковалентной связью. Учитель: Какая связь может быть между атомами разных неметаллов? Попробуем ответить на этот вопрос сегодня. Итак, рассмотрим схему образования хловодорода, формула которого HСl (Схему образования может записать один из учеников). Учитель: Сколько электронов у атома водорода? Ответ: Один Учитель: А в атоме хлора? Ответ: 17. Учитель: Как они размещены в атоме? Ответ: По трем энергетическим уровням 2,8,7 Учитель: Каков механизм образования такой молекулы: Ответ: Образуется общая электронная пара.
Учитель: Как вы думаете, эта пара принадлежит обоим атомам в равной с Учитель: Какой из этих элементов сильнее удерживает электроны? Ответ: Наверное хлор. Учитель: Почему? Ответ: У него заряд ядра атома больше. Учитель: Верно. Поэтому атом хлора будет сильнее притягивать общую пару электронов, чем водород, в результате эта пара будет смещена в сторону атома хлора. Структурная формула: Н → Cl . Для того чтобы определить, какому атому в молекулах, образованных разными химическими элементами-неметаллами, будет больше принадлежать общие пары электронов используют понятие (ЭО) электро-отрицательность. (Дается определение: Электроотрицательность – это способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи). Электроотрицательность элемента характеризует его неметаллические свойства. Как вы думаете, какой из атомов является самым электроотрицательным? Ответ: Самым сильным неметаллом является фтор, значит самый электроотрицательным будет он. Учитель: За ним будет следовать какой элемент? Ответ: Кислород Учитель: Величина ЭО элемента зависит от его положения в ПСХЭ. Как изменяется ЭО в периоде и почему? Ответ: В периоде она возрастает с увеличением заряда ядра атомов элементов, так как уменьшается радиус атома и способность притягивать на себя общие электронные пары потому увеличивается. Учитель: В главных подгруппах каждой группы ЭО увеличивается или уменьшается? Ответ: Уменьшается, потому что увеличивается радиус атомов, потому атому оттягивать общие электронные пары становится труднее. Учитель: Верно. Таким образом, в периоде ЭО увеличивается (слева направо), а группах уменьшается (сверху вниз) Учитель: Молодцы. Попробуем составить ряд элементов в порядке убывания ЭО:
F, O, N, Cl, Br, S, C, P, Si, H
Смещение общей электронной плотности (общих электронных пар) в структурных формулах отмечается стрелками: Например, H → Cl . В результате смещения электронной пары на атоме хлора появляется частично отрицательный заряд, а на атоме водорода – частично положительный заряд H +0,18 Cl -0,18 , то есть появляется двухполюсная молекула. Поэтому такую ковалентную связь называют полярной ковалентной связью. Частичный заряд часто обозначают греческой буквой дельта. Например: H δ + Cl δ - . В формулах соединений на первом месте пишут химический знак менее электроотрицательного элемента, а затем более электроотрицательного элемента. Составим схему образования соединения фтора с кислородом. (Вызывается сильный ученик). Запишем знаки химических элементов с обозначением внещних электронов:
Сколько атомов фтора может соединиться с атомом кислорода и почему? Ответ: Два, потому что у атома фтора не хватает до завершения энергетического уровня один электрон, а у кислорода – два. Учитель: как мы это отразим в записи: Ответ: (Запись на доске)
Учитель: Запишем схему образования вещества:
Учитель: К какому элементу смещены общие электронные пары? Ответ: К атому фтора как самому электроотрицательному элементу. Структурная формула будет такой F δ - ← O δ + → F δ - . Учитель: Запишем еще схему образования молекулы воды:
На самом деле молекула воды имеет не линейную форму, а угловую форму, угол между направлениями связей равен 104 0 27 1 . Поэтому строение молекулы воды можно изобразить так:
Закрепление упр. 1.3,4,5,6
Итог урока: 1. Что нового вы узнали на уроке?
2. На какие виды делится ковалентная связь?
3. Между какими атомами возникает ковалентная неполярная связь?
4. Какая связь будет в молекуле фосфина, если ЭО фосфора и водорода одинакова?
5. Какая связь в молекулах следующих веществ, формулы которых: NaF, CO2 , I2 ?
Читайте также: