Ковалентная полярная связь конспект урока 8 класс габриелян

Обновлено: 30.06.2024

Загрузить презентацию (646 кБ)

Цели: изучить механизм образования ковалентной полярной химической связи.

Задачи:

  • Образовательные:
    • изучить механизм образования ковалентной полярной химической связи;
    • научиться составлять электронные формулы молекул веществ с ковалентной полярной связью;
    • ввести понятие электроотрицательности и на основе этого объяснить природу ковалентной полярной связи.
    • закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;
    • формировать умения написания электронных формул веществ;
    • формировать умения определять вид ковалентной связи.
    • воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.

    Тип урока: комбинированный.

    Оборудование:

    • Презентация в PowerPoint.
    • Периодическая система химический элементов Д.И.Менделеева.
    • Учебник: О.С.Габриелян, Химия, 8 класс, часть 1.

    1. Организационный момент

    Учитель: Добрый день! В начале урока давайте вспомним с вами тот материал, который изучался нами на предыдущем уроке.

    2. Актуализация знаний

    Слайд 1. Дается задание конкретному ученику и всему классу.

    Учитель: Мы условно разделили элементы на металлы и неметаллы. Рассмотрели, как образуются связи между атомами металлов и неметаллов (как называется такой вид связи?), между атомами одного и того же элемента неметалла (как называется такой вид связи?)

    Ученики (вставляют пропущенные фразы): ионная связь, ковалентная неполярная.

    Учитель: А какой тип связи мы можем ожидать при образовании соединений между атомами разных неметаллов?

    Ученики: Вероятно, тоже ковалентную, но, какую?

    Учитель: Да, очевидно, опять ковалентную связь – засчет образования общих электронных пар.
    Но ведь элементы – то разные.
    Наверное, следует ожидать, что такая ковалентная связь будет отличаться от рассмотренной ранее ковалентной связи.

    3. Изучение нового материала

    Учитель: Цель нашего урока:

    1. Продолжить формирование понятия о ковалентной химической связи.
    2. Познакомить учащихся с полярной ковалентной химической связью и электроотрицательностью (ЭО) как мерой неметалличности элементов.
    3. Продолжить формирование умения записывать схемы образования молекул бинарных соединений элементов – неметаллов.

    Учитель: Что же такое электроотрицательность? Запишите это определение к себе в тетрадь. Способность атомов химических элементов оттягивать к себе общие электронные пары, называется электроотрицательностью (ЭО).

    Учитель: Посмотрите на данный слайд. На нем расположен ряд электроотрицательности элементов в порядке возрастания. Значит, самым электроотрицательным элементом будет…

    Ученики: Фтор.

    Учитель: Правильно. Такой же ряд есть в ваших учебниках. Найдите его. Он располагается на последней странице, где расположена таблица растворимости кислот, оснований и солей (учитель показывает место нахождения этого ряда в учебнике).
    Ответьте мне на вопрос: Какой из элементов будет более электроотрицательным – углерод или азот?

    Ученики: Азот, т.к. он располагается правее углерода и ближе к самому электроотрицательному элементу – фтору.

    Учитель: Правильно.

    Учитель: Запишите в тетрадь (на странице 64, §11) как изменяется ЭО в периоде и подгруппе (смотрите запись курсивом со слов: в каждом периоде…) – работа с учебником.

    Учитель: Разумеется, атомы менее электроотрицательного элемента будут иметь избыточный положительный заряд, т.е. будут представлять собой как бы положительный полюс молекулы с зарядом δ+.
    Вот вам и стало понятно название этой разновидности ковалентной связи – полярная.

    Учитель: Между атомами одного и того же элемента неметалла, т.е. с одинаковой электроотрицательностью, общие электронные пары не смещеныни к одному из атомов, поэтому они не имеют заряда – полюса и это неполярная ковалентная связь.

    Учитель: Теперь давайте с вами запишем алгоритм образования молекулы SCl2.

    Учитель:

    1. Определить число внешних электронов у атомов неметаллов и по формуле 8 – N число неспаренных электронов (где N номер группы, в которой расположен химический элемент). Записать электронные формулы атомов:



    3. Записать электронную и структурную формулы получившейся молекулы:




    Сl – S – Cl

    4. Определить по ряду электроотрицательности, к атомам какого из элементов смещены общие электронные пары, и заменить черточки маленькими стрелками, обозначить полюса:

    Cl δ– ← S δ+ → Cl δ–

    Учитель: Давайте теперь с вами закрепим изученный материал. Для этого выполним упражнение 2 на странице 66.

    Учитель: Подведем итог сегодняшнего урока, выставим оценки.

    Цель: сформировать у учащихся знания о ковалентной химической связи.

    - изучить виды и механизм образования ковалентной связи;

    - знать алгоритм составления электронных формул молекул бинарных соединений.

    - развитие умения анализировать, мыслить логически, делать выводы.

    - воспитывать познавательный интерес к предмету;

    - создание условий для воспитания активности и самостоятельности.

    Оборудование: ПСХЭ, Ряд электроотрицательности.

    1. Организационный момент, проверка домашнего задания:

    2. По теме урока:

    Теперь нам нужно

    Запись на доске

    Запись на доске

    4. Домашнее задание:

    Электроотрицательность – это способность атомов химического элемента оттягивать электроны от других атомов.

    По табл. на стр.192 (значения ЭО)

    P Mg B Cs O Si K C H Li F S Al Ca

    2,2 1,2 2,0 0,7 3,5 1,8 0,8 2,5 2,1 1,0 4,0 2,5 1,5 1,0

    => в порядке увеличения электроотрицательности:

    Cs – K – Li – Ca – Mg – Al – Si – B – H – P – C – S – O – F

    На прошлом уроке мы говорили о том, что электроны внешнего энергетического уровня участвуют в образовании химических связей.

    Как называются электроны внешнего энергетического уровня? Как определить их число по ПСХЭ?

    Электроны внешнего энергетического уровня называются валентными; их количество для химических элементов главных подгрупп равно номеру группы.

    Сегодня вы узнаете, что такое химическая связь, как она образуется, и какие виды химической связи существуют.

    и тему классной работы.

    Химическая связь – это такое взаимодействие атомов химических элементов, которое связывает их в молекулы, ионы.

    Инертные газы (VIII группа, гл.п/гр ПСХЭ).

    В зависимости от того, между атомами каких элементов (металлов, неметаллов) образуется химическая связь, выделяют следующие виды химической связи:

    Виды химической связи

    ковалентная ионная металлическая

    Нам предстоит изучить подробно каждый вид химической связи, и начнем мы с ковалентной связи.

    I. Ковалентная химическая связь.

    Это связь между атомами неметаллов.

    Как мы уже говорили, неметаллическими свойствами обладают атомы химических элементов, способных принимать электроны.

    Также мы узнали новое определение – электроотрицательность - это способность атомов химического элемента оттягивать электроны от других атомов.

    При рассмотрении механизмов образования ковалентной химической связи мы будем по Ряду электроотрицательности сравнивать ее значения у разных неметаллов.

    А) Ковалентная неполярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с одинаковой электроотрицательностью (т.е. между одинаковыми атомами неметаллов).

    научиться составлять электронные формулы молекул

    (начнем с бинарных соединений – т.е. соединений, состоящих из атомов двух химических элементов).

    Алгоритм составления электронной формулы молекулы бинарного соединения.

    1. Записать знаки химических элементов.

    2. Изобразить точками вокруг химического элемента электроны внешнего энергетического уровня ( = N группы).

    3. Изображаем неспаренные электроны разных элементов в виде общих электронных пар этих элементов; обводим в кружки химические элементы вместе со всеми их электронами.

    4. Рисуем черточками химические связи: 1 пара электронов (общая) = 1 химическая связь.

    Образование химической связи между двумя атомами:

    Н∙ ∙Н → Н : Н → Н – Н → Н 2

    : О ∙ ∙ О : → : О :: О : → О = О → О 2

    В молекуле водорода образуется одинарная связь (одна общая электронная пара), в молекуле кислорода – двойная связь (две общие пары электронов).

    Б) Ковалентная полярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с разной электроотрицательностью (т.е. между разными атомами неметаллов).

    Образование химической связи между атомами:

    а) водорода и хлора

    Н∙ ∙Cl : → H : Cl : → H δ+ →Cl δ− → HCl

    Атом более электроотрицательного элемента – хлор (см. Ряд ЭО) – оттягивает на себя общую электронную пару, таким образом принимает частичный отрицательный заряд .

    Т.к. на атомах возникают частичные заряды δ+ и δ−, то молекула становится полярной, поэтому такой вид химической связи и называется ковалентная полярная.

    Из всего ранее рассказанного можно сделать следующий вывод:

    Вывод: химическая связь образуется при перекрывании электронных орбиталей и при образовании общих электронных пар.

    Что такое химическая связь?

    Химическая связь – это такое взаимодействие атомов химических элементов, которое связывает их в молекулы, ионы.

    Какие виды химической связи вы теперь знаете?

    Ковалентная (неполярная и полярная), ионная, металлическая.

    Чем ковалентная неполярная химическая связь отличается от ковалентной полярной?

    Ковалентная неполярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с одинаковой электроотрицательностью (т.е. между одинаковыми атомами неметаллов), а ковалентная полярная химическая связь – образуется между атомами неметаллов с разной электроотрицательностью (т.е. между разными атомами неметаллов).

    По Ряду электроотрицательности.

    Определите тип химической связи в соединениях:

    Cl 2 HBr CCl 4 O 3 F 2 PCl 5 HF S 8

    к.н. к.п. к.п. к.н. к.н. к.п. к.п. к.н.

    Я надеюсь, что сегодняшний урок стал для вас открытием, и тема урока не была слишком сложной. Сейчас в тетрадях после классной работы опишите свое состояние на конец урока тремя словами из предложенного списка на доске, а я, когда соберу тетради для проверки письменного домашнего задания, посмотрю, какие эмоции вызвал у вас сегодняшний урок. Тема довольно непростая, поэтому нам нужно поработать не только с ее пониманием, но и с эмоциональным ее восприятием.

    Благодарю вас за сегодняшний урок, мне было приятно с вами работать, надеюсь, вам урок также понравился. Запишите домашнее задание.

    Методическая разработка урока "Ковалентная полярная связь" 8 класс, в условиях ФГОС.

    ВложениеРазмер
    kovalentnaya_svyaz_antonova_-_kopiya.doc 314.5 КБ

    Предварительный просмотр:

    Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

    Журавенская средняя общеобразовательная школа

    Методическая разработка урока по химии в 8 классе

    Тип урока: изучение нового материала.

    Цель: Сформировать понятия о механизме образования ковалентной полярной химической связи. Ознакомить учащихся с понятием электроотрицательности, как мерой неметоличности элементов. Продолжать формировать умения составлять схемы образования молекул соединений с ковалентной полярной связью

    Метапредметные Познавательные УУД: умения воспроизводить информацию по памяти; работать с различными источниками информации; сравнивать и анализировать информацию, делать выводы; давать определения понятиям; свободно и правильно излагать свои мысли в устной и письменной формах.

    ЛичностныеУУД: умение осознавать мотивы учебной деятельности

    Регулятивные УУД: умение определять степень успешности выполнения своей работы, исходя из имеющихся критериев; навыки самооценки и самоанализа.

    Коммуникативные УУД: умение отстаивать свою точку зрения, аргументируя её.

    Личностные Ответственное отношение к учению

    Приложение № 1 Инструктивная карточка «Алгоритм составления схемы образования ковалентной полярной химической связи
    Приложение № 2 Карточки-задания для групповой работы

    Приложение № 3 Карточки с индивидуальными заданиями для самопроверки.

    Оборудование: компьютер, проектор, дидактический материал;

    .Восстановление опорных знаний.(проверка Д/з)

    2.Погружение в новую тему.

    4.Закрепление нового материала.

    5. Обратная связь

    7. Домашнее задание.

    1-ый этап урока. Подготовка к изучению нового материала, актуализация знаний.

    Учитель: Здравствуйте. Садитесь. Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с химической связью. Давайте вспомним, что нам уже известно:

    Учитель: В качестве домашнего задания у вас было упражнение, связанное с взаимодействием атомов неметаллов между собой и составлением схем образования молекул простых веществ. Откроем тетради и проверим, правильно ли у всех все получилось.

    Два ученика пишут на доске, другие проверяют.

    Работающие у доски получают оценки, другие сверяют и исправляют ошибки, если они есть.

    с использованием презентации

    2-ой этап урока. Изучение нового материала

    Учитель: Итак, «Ребята, вам уже известно, что все элементы делятся на металлы и неметаллы. Мы с вами рассмотрели, как образуются химические связи между металлами и неметаллами. Как называется такая связь?

    Учитель: Внимание, на доске вы видите несколько химических веществ, среди них вещества с ионной связью и с ковалентной неполярной связью. Чтобы их найти нужно, вспомнить определения этих связей.

    Ученики поочередно выходят к доске и называют выбранные вещества. Объясняют, по каким признакам они их определили.

    Учитель: Посмотрите, ребята, три вещества остались у нас не определёнными. Как вы думаете, что их объединяет?

    С помощью наводящих вопросов ученики определяют, что в этом случае происходит образование ковалентной связи – т. е. связи за счёт образования электронных пар. Только, в данном случае связь будет несколько иной, т.к. элементы разные. Чем отличаются атомы разных элементов? Правильно, содержат разное число электронов на внешнем уровне, поэтому обладают различной способностью к притягиванию чужих электронов. Атомы одних элементов сильнее притягивают электроны, атомы других – слабее и образуется полюс, поэтому как будет звучать наша тема урока?

    Учитель: Молодцы! Итак, тема сегодняшнего урока Ковалентная полярная связь.

    Ученики записывают число и тему.

    Учитель: А теперь кто-то из вас попробует сформулировать цель сегодняшнего урока .

    Ребята пробуют определить цель и задачи урока.

    Учитель: Итак, цель сегодняшнего урока познакомиться с ковалентной полярной связью, узнать о способности атомов химических элементов притягивать к себе общие электронные пары, научится составлять схемы веществ с ковалентной полярной связью

    Введение понятия ЭО. Мы говорим с вами, о способности атомов химических элементов притягивать к себе общие электронные пары, эта способность называется электротрицательность. Найдите определение понятия электротрицательность и выпишите в тетрадь(стр. 63 учебника).

    Учитель. ЭО мера неметалличности элемента, то она изменяется вместе с нею, имеет те же закономерности в изменении свойств, в группах и в периодах.

    Вопросы на экране

    Как меняются неметаллические свойства в периодах?

    Как меняются неметаллические свойства в группах?

    Как меняется ЭО в группах и периодах?

    Более простой способ определения ЭО использование ряда ЭО

    В сторону какого химического элемента смещаются общие электронные пары?

    Какой самый электроотрицательный элемент?

    Почему атомы приобретают лишь частичные заряды ?

    Какой буквой обозначается частичный заряд?

    Какие полюсы будут образованны внутри молекулы?

    Знак, какого химического элемента в формуле пишется первым?

    • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
    • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

    Урок № 64 _______________________-8 класс

    Тема. Основные виды химической связи: ковалентная неполярная, ковалентная полярная..

    Цель урока: продолжить работать с понятиями электроотрицательность элементов, предсказывать и объяснять тип химической связи в соединении ; сформировать у учащихся знания о ковалентной химической связи. Научить школьников записывать схемы образования ковалентной связи для двухатомных молекул.

    Задачи урока:

    Образовательные:

    • изучить виды ковалентной связи (полярная и неполярная)

    изучить механизм образования ковалентной химической связи

    • научиться составлять электронные формулы молекул бинарных соединений;

    • сформировать понятие об атомной и молекулярной кристаллической решетках, свойствах веществ с этим типом кристаллической решетки;

    • систематизировать и обобщить знания учащихся о ковалентной химической связи

    продолжить формирование интереса к химии;

    Развивающие:

    создание условий для развития приемов мышления (анализ, синтез, обобщение, классификация), развитие коммуникационных умений.

    • закрепить знания учащихся о распределении электронов в атоме;

    • формировать умения определять вид ковалентной связи

    формировать умения написания электронных формул бинарных соединений;

    • развивать навыки аналитического мышления;

    • развитие самостоятельности, памяти, внимания, логического мышления, умения анализировать и систематизировать, самостоятельно делать выводы посредством обобщений.

    Воспитательные:

    воспитывать умение работать в сотрудничестве, оказывать взаимовыручку и взаимопомощь.

    создание условий для воспитания активности и самостоятельности, убежденности в познаваемости мира.

    воспитывать культуру научного труда; повышать интерес к проблемам современной науки.

    формирование эстетического чувства при аккуратном заполнение тетрадей;

    Основные термины и понятия: металлы и неметаллы, электроотрицательность, ион, атом, химическая связь: ковалентная полярная и неполярная, структурная формула, σ-связь, π-связь.

    Планируемые результаты: учащиеся должны

    важнейшие химические понятия: электроотрицательность химических элементов, химическая связь, ковалентная связь, ковалентная неполярная связь, ковалентная полярная связь,

    понимать механизм образования ковалентной неполярной, ковалентной полярной;

    особенности строения и свойств атомов металлов и неметаллов;

    пользоваться таблицей электроотрицательностей химических элементов;

    прогнозировать свойства атома на основании его строения;

    определять тип химической связи в соединениях,

    приводить примеры веществ с различным типом хим. связи;

    характеризовать связь между составом, строением и свойствами веществ;

    Шаро-стержневые модели молекул простых веществ: Н 2 , Cl 2 , N 2 .

    модели кристаллической решетки атомной (графита и алмаза), молекулярно (иод)

    Алгоритм составления схемы ковалентной связи

    1. Организационный момент.

    Приветствие :здравствуйте ребята , мы продолжаем изучение темы строение вещества и сегодня мы рассмотрим какие же существую химические связи, каким образом они образуются, но для начала повторим то что мы с вами изучали на предыдущем уроке.

    2. Актуализация опорных знаний.

    1.По данным о распределении валентных электронов назовите элемент:

    2.Изобразите строение атома азота

    По данным о распределении валентных электронов найдите элемент:

    2.определ какой химический элемент имеет более выраженные металлические и неметаллические свойства в парах:

    Li и Cs, Na и Al, P и Cl, В и F .

    Проверка домашнего задания1 с.193

    Цезий, калий, литий, кальций, магний, алюминий, кремний, бор, водород, фосфор, углерод, сера, кислород, фтор

    Тесты. С. 193

    1-2 уменьшается 2.-1 увеличивается

    3. Изучение нового материала.

    Вспомните что же представляет собой химическая связь?

    химическая связь - это такое взаимодействие атомов, которое связывает их в молекулы, ионы, радикалы, кристаллы

    Какова же причина образования химической связи? Почему атомы образуют химические связи?

    Причина в стремлении атомов к стабильной электронной конфигурации.

    -Атомы каких химических элементов практически не образуют химических связей?

    Инертные газы, так как они имеют стабильную электронную конфигурацию.

    - Сегодня мы продолжаем изучение строение веществ. На сегодняшнем уроке мы с вами должны расширить знаний о химических связях и их типах.

    Рассказ учителя. В образовании химической связи участвуют только

    валентные электроны. У элементов главных подгрупп это электроны внешнего энергетического уровня. Они расположены дальше от ядра и менее прочно связаны с ним. В зависимости от способа образования завершённых электронных структур атомов различают несколько видов химической связи.

    Различают три случая образования химической связи.

    а) Между атомами элементов, электроотрицательность которых одинакова;

    б) Между атомами в металле, электроотрицательность которых также одинакова.

    2. Между атомами элементов, электроотрицательность которых отличается, но не сильно.

    3. Между атомами элементов, электроотрицательность которых резко отличается.

    Химическая связь, возникающая в результате образования общих электронных пар, называют ковалентной связью.

    s-s - связь s-p - связь p-p - связь - связь

    Ковалентная химическая связь бывает полярной и неполярной

    Н + CI H : CI H CI

    Химическую связь, возникающую между ионами в результате действия электростатических сил притяжения, называют ионной связью

    Связь, образованная между двумя неметаллами, называется ковалентной. Она осуществляется за счет образования общих электронных пар между двумя атомами неметаллов.

    КОВАЛЕНТНАЯ СВЯЗЬ - это связь, возникающая между атомами за счет образования общих электронных пар (Например: H 2 , HCl, H 2 O).

    По степени смещённости общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной.

    Вспомним что такое электроотрицательность?

    Электроотрицательность (ЭО) - это свойство атомов одного элемента притягивать к себе электроны от атомов других элементов.

    Какой самый электроотрицательный химический элемент?

    Самый электроотрицательный элемент – фтор F

    Электроотрицательность можно выразить количественно и выстроить элементы в ряд по ее возрастанию. Наиболее часто используют ряд электроотрицательности элементов, предложенный американским химиком Л. Полингом.

    Как меняются значения электроотрицательности в периодической системе по периоду и подгруппе?

    (вывод: Металлы имеют более низкое значение электроотрицательности, чем неметаллы. И между ними она сильно отличается.)

    Таблица. Электроотрицательности (ЭО) некоторых элементов (приведены в порядке возрастания ЭО).

    Составим схемы образования ковалентной связи.

    Если связь образуется между двумя одинаковыми атомами или между атомами с одинаковым значением ЭО, то смещения общей электронной пары нет и такая связь носит название неполярной.

    КОВАЛЕНТНАЯ НЕПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ(КНС) - образуют атомы одного и того же химического элемента - неметалла (Например: H 2 , O 2 , О 3 ).

    Механизм образования связи.

    (Составление электронных формул молекул простых веществ неметаллов)

    Число неспаренных электронов =8 – номер группы элемента

    Например, у серы число неспаренных электронов равно 8 – 6 = 2.

    Ковалентная связь – это химическая связь между атомами, осуществляемая при помощи общих электронных пар. . Электронная пара принадлежит в равной мере обоим атомам.

    Рассмотрим механизм образования молекулы хлора: Cl 2 – кнс.

    Электронная схема образования молекулы Cl 2 :

    hello_html_m7d198e3.jpg

    Структурная формула молекулы Cl 2 :.

    Cl – Cl , σ (p – p) - одинарная связь

    hello_html_9172804.jpg

    Образование молекулы водорода

    Атомы образуют связь, осуществляемую общей для них электронной парой, для достижения наиболее стабильной электронной конфигурации, которая может быть представлена следующим образом (электроны обозначены точками):

    hello_html_m40ba2605.jpg

    Электронную пару можно обозначить черточкой:

    Связь между двумя атомами образуется тогда, когда они приближаются друг к другу на расстояние, достаточное для того, чтобы электроны каждого из них оказались в пределах взаимодействия с ядром другого атома.

    Предположим, что связь образуют два неметалла с различными значениями электроотрицательности. (Учитель берет за руку ученика, имитируя образование химической связи). Неспаренные электроны одного атома соединяются с неспаренными электронами другого атома, образуется общая электронная пара, которая принадлежит каждому из атомов. Если сила атомов различная, их ЭО различная, то связь смещается в сторону более сильного атома, т.е. атома с большим значением ЭО. Такая связь называется полярной.

    КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ (КПС) - образуют атомы разных неметаллов, отличающихся по значениям электроотрицательности (Например: HCl, H 2 O).

    Механизм образования связи.

    Каждый атом неметалла отдает в общее пользование другому атому свои наружные не спаренные электроны. Образуются общие электронные пары. Общая электронная пара смещена к более электроотрицательному элементу.

    Рассмотрим механизм образования молекулы хлороводорода: НCl – кпс.

    Электронная схема образования молекулы НCl:

    hello_html_2b38ad33.jpg

    Общая электронная пара смещена к хлору, как более электроотрицательному. Значит это ковалентная связь. Она образована атомами, электроотрицательности которых несильно отличаются, поэтому это ковалентная полярная связь.

    Структурная формула молекулы НCl:

    - одинарная связь σ, смещение электронной плотности в сторону более электроотрицательного атома хлора ( → )

    Составление электронных формул молекул йодоводорода и воды :

    электронная формула молекулы йодоводорода,

    •• структурная формула молекулы йодоводорода. H → J

    электронная формула молекулы воды,

    H структурная формула молекулы воды. Н → О

    По степени смещенности общих электронных пар к одному из связанных ими атомов ковалентная связь может быть полярной и неполярной. При этом особую актуальность приобретает такое понятие как электроотрицательность. Вещества с ковалентной связью характеризуются кристаллической решеткой 2-х типов (демонстрирую модели кристаллических решеток алмаза, графита, иода): атомной (алмаз, графит), молекулярная (хлор, иод и др.)

    4.Закрепление

    Выполнение тестовых заданий

    1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества, указать полярная или неполярная связь:

    2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим элементом (в основном состоянии):

    3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н 2 S

    1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества, указать полярная или неполярная связь:

    2. Найти соответствие между количеством не спаренных электронов и химическим элементом (в основном состоянии):

    3. Напишите схему образования химической связи в молекуле Н 2 O

    1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью – назвать выбранные вещества: А) H 2 S, NH 3 ,O 2 Б) K, HCl, HF, В) NaF, K 2 SO 4 ,Ca 2 N 3

    2. Что такое ковалентная неполярная связь?

    3. Напишите схему образования ковалентной связи в молекуле Н 2

    1. В каком ряду находятся вещества только с ковалентной связью:

    А) F 2 , Fe; Б) N 2 , HCl; В) NaCl, CaO

    2. Ковалентная связь образуется за счет:

    А) притяжения ионов; Б) общей электронной пары; В) обмена ионов.

    3. Дополнить схему образования ковалентной связи в молекуле F 2 :

    5.Домашнее задание

    П.56, прочитать с. 194-195, выучить основные определения, выполнить письменно задание 4 с. 198

    6. Рефлексия

    Сегодня на уроке мы рассмотрели………………

    Вывод : ковалентная связь – это химическая связь между атомами, осуществляемая при помощи общих электронных пар. КОВАЛЕНТНАЯ ПОЛЯРНАЯ СВЯЗЬ - образуют атомы разных неметаллов, отличающихся по значениям электроотрицательности. (Например: HCl, H 2 O).

    Нажмите, чтобы узнать подробности

    Урок по изучению нового материала. Сравнение ковалентной полярной и ковалентной неполярной связей.

    Ковалентная полярная связь

    Тема урока: Ковалентная полярная химическая связь

    Цели урока: -Дать представление об электроотрицательности химических элементов, ковалентной полярной связи. - Продолжить формирование умений и навыков пользования Периодической системой химических элементов Д.И. Менделеева, определения состава атомов химических элементов на основании положения в ПСХЭ, составления схем образования молекул веществ с различным типом связи. - Привитие интереса к изучению курса химии.

    Планируемый результат: Знать определение химической связи, электроотрицательности, ковалентной полярной и неполярной связи, механизм образования ковалентной связи. Уметь определять различные виды химической связи, записывать схемы образования веществ с ковалентной полярной связью.

    Учитель: На прошлом уроке мы рассмотрели взаимодействие двух атомов одного и того же химического элемента-неметалла. Какая химическая связь между атомами одинаковых элементов-неметаллов возникает? Ответ: Ковалентная связь. Учитель: Общая электронная пара (общая электронная плотность) располагается на одинаковом расстоянии от обоих атомов, в равной степени принадлежа обоим атомам. Такая ковалентная связь называется неполярной ковалентной связью. Учитель: Какая связь может быть между атомами разных неметаллов? Попробуем ответить на этот вопрос сегодня. Итак, рассмотрим схему образования хловодорода, формула которого HСl (Схему образования может записать один из учеников). Учитель: Сколько электронов у атома водорода? Ответ: Один Учитель: А в атоме хлора? Ответ: 17. Учитель: Как они размещены в атоме? Ответ: По трем энергетическим уровням 2,8,7 Учитель: Каков механизм образования такой молекулы: Ответ: Образуется общая электронная пара.


    Учитель: Как вы думаете, эта пара принадлежит обоим атомам в равной с Учитель: Какой из этих элементов сильнее удерживает электроны? Ответ: Наверное хлор. Учитель: Почему? Ответ: У него заряд ядра атома больше. Учитель: Верно. Поэтому атом хлора будет сильнее притягивать общую пару электронов, чем водород, в результате эта пара будет смещена в сторону атома хлора. Структурная формула: Н → Cl . Для того чтобы определить, какому атому в молекулах, образованных разными химическими элементами-неметаллами, будет больше принадлежать общие пары электронов используют понятие (ЭО) электро-отрицательность. (Дается определение: Электроотрицательность – это способность атомов химического элемента оттягивать к себе общие электронные пары, участвующие в образовании химической связи). Электроотрицательность элемента характеризует его неметаллические свойства. Как вы думаете, какой из атомов является самым электроотрицательным? Ответ: Самым сильным неметаллом является фтор, значит самый электроотрицательным будет он. Учитель: За ним будет следовать какой элемент? Ответ: Кислород Учитель: Величина ЭО элемента зависит от его положения в ПСХЭ. Как изменяется ЭО в периоде и почему? Ответ: В периоде она возрастает с увеличением заряда ядра атомов элементов, так как уменьшается радиус атома и способность притягивать на себя общие электронные пары потому увеличивается. Учитель: В главных подгруппах каждой группы ЭО увеличивается или уменьшается? Ответ: Уменьшается, потому что увеличивается радиус атомов, потому атому оттягивать общие электронные пары становится труднее. Учитель: Верно. Таким образом, в периоде ЭО увеличивается (слева направо), а группах уменьшается (сверху вниз) Учитель: Молодцы. Попробуем составить ряд элементов в порядке убывания ЭО:


    F, O, N, Cl, Br, S, C, P, Si, H

    Смещение общей электронной плотности (общих электронных пар) в структурных формулах отмечается стрелками: Например, H → Cl . В результате смещения электронной пары на атоме хлора появляется частично отрицательный заряд, а на атоме водорода – частично положительный заряд H +0,18 Cl -0,18 , то есть появляется двухполюсная молекула. Поэтому такую ковалентную связь называют полярной ковалентной связью. Частичный заряд часто обозначают греческой буквой дельта. Например: H δ + Cl δ - . В формулах соединений на первом месте пишут химический знак менее электроотрицательного элемента, а затем более электроотрицательного элемента. Составим схему образования соединения фтора с кислородом. (Вызывается сильный ученик). Запишем знаки химических элементов с обозначением внещних электронов:


    Сколько атомов фтора может соединиться с атомом кислорода и почему? Ответ: Два, потому что у атома фтора не хватает до завершения энергетического уровня один электрон, а у кислорода – два. Учитель: как мы это отразим в записи: Ответ: (Запись на доске)


    Учитель: Запишем схему образования вещества:


    Учитель: К какому элементу смещены общие электронные пары? Ответ: К атому фтора как самому электроотрицательному элементу. Структурная формула будет такой F δ - ← O δ + → F δ - . Учитель: Запишем еще схему образования молекулы воды:


    На самом деле молекула воды имеет не линейную форму, а угловую форму, угол между направлениями связей равен 104 0 27 1 . Поэтому строение молекулы воды можно изобразить так:


    Закрепление упр. 1.3,4,5,6

    Итог урока: 1. Что нового вы узнали на уроке?

    2. На какие виды делится ковалентная связь?

    3. Между какими атомами возникает ковалентная неполярная связь?

    4. Какая связь будет в молекуле фосфина, если ЭО фосфора и водорода одинакова?

    5. Какая связь в молекулах следующих веществ, формулы которых: NaF, CO2 , I2 ?

    Читайте также: