Конспект для будущих первоклассников человек и природа

Обновлено: 02.07.2024

Курс для будущих первоклассников “Знакомство с окружающим миром” разработан в соответствии с психолого-педагогическими основами системы обучения, нацеленной на достижение оптимального развития будущих школьников.

Программа курса не только расширяет знание будущих первоклассников об окружающем мире, но и направлена на то, чтобы помочь им познакомиться с правилами школьной жизни, научиться быть учениками, учит их ориентироваться в пространстве и в новом для них социуме.

Данный курс предусматривает ознакомление с природой во взаимодействии: человек – природа – общество, знакомство с миром нового социального окружения будущего первоклассника и включает в себя природоведение, психологию, математику, обучение грамоте, родиноведение.

Целью подготовительного курса по программе “Знакомство с окружающим миром” является развитие накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе и о человеке, как части общества.

В процессе занятий с будущими первоклассниками решаются следующие задачи:

- обеспечить преемственность между дошкольным и начальным школьным образованием;
- познакомить с правилами школьной жизни;
- развить умения и навыки, необходимые для занятий в школе;
- расширить представление дошкольников об окружающем мире;
- помочь ориентироваться в пространстве и во времени;
- проделать первые шаги к рефлексии.

Программа курса основывается на развитии накопленных в дошкольном возрасте представлений о природе. Раскрытие содержания курса для будущих первоклассников опирается на конкретно образные представления, эмоциональные впечатления и взаимодействия с окружающим миром в учебно-игровой форме.

Направленность содержания курса – ознакомление с разнообразием мира живой и неживой природы, нашей страной. Содержание раскрывается в следующих разделах: “Окружающий мир: общество”, “Окружающий мир: природа живая и неживая”, “Ориентация в пространстве и во времени”, “Обучение грамоте”, “Математика”, “Рефлексия”.

При ознакомлении с окружающим миром будущих первоклассников предусмотрено установление связи между познанием природы и социальной жизни, в которую включен ребенок. Выделены программные темы, близкие социальному опыту дошкольников: наша родина Россия и малая родина, дом и школа, правила поведения в обществе.

Будущие первоклассники учатся соотносить конкретных представителей животного мира с родовыми понятиями: звери, птицы, рыбы, насекомые; различать диких и домашних животных; знакомятся с лиственными и хвойными растениями; учатся различать признаки изменений природы в разные сезоны года.

Программа предусматривает создание вокруг ребенка положительной эмоциональной атмосферы, помогающей раскрепощению его личности.

Программа курса рассчитана на 24 часа.

Окружающий мир: общество (6 часов)

Наша страна Россия. Москва – столица нашей родины. Волгоград – моя малая родина, мой адрес. Школа. Правила школьной жизни. Правила поведения и культура общения с другими детьми, учителями и работниками школы. Уважение к чужому мнению. Профессии.

Окружающий мир: природа живая и неживая (9 часов)

Неживая и живая природа (на уровне примеров). Животные домашние и дикие. Детёныши животных. Растения лиственные и хвойные (на уровне примеров). Овощи и фрукты. Смена времен года. Сезонные изменения в природе. Природа и человек. Бережное отношение к природе.

Ориентация в пространстве и во времени (3 часа)

Времена года. Месяцы года. Дни недели. Время суток. Ориентация в пространстве и на листе бумаги. Ориентация в школьном здании.

Обучение грамоте (2 часа)

Предметы одушевленные и неодушевленные. Слова антонимы. Звуковой анализ и чтение простейших слов.

Математика (2 часа)

Знакомство с тетрадью в клеточку. Один – много. Геометрические фигуры. Танграм.

Рефлексия (2 часа)

Ситуации осмысления себя как будущего ученика, своего поведения в школе и в классе.

К концу к концу занятий в школе дошкольников обучающиеся должны

- о живой и неживой природе;
- о правилах школьной жизни;
- о своей большой и малой Родине.
- о сезонных изменениях природы;
- о разнообразии профессий;
- о предметах одушевлённых и неодушевленных;
- о словах антонимах.

- слушать и отвечать на заданные вопросы;
- ориентироваться в тетради;
- не перебивать отвечающего.

- название нашей страны, ее столицы, родного города;
- правила поведения в школе;
- правила вежливого общения;
- признаки времен года;
- месяцы года, дни недели, время суток;
- животных и их детёнышей;
- фрукты и овощи.

- выполнять правила поведения в школе;
- различать объекты живой и неживой природы, приводить примеры;
- различать лиственные и хвойные растения, приводить примеры;
- приводить примеры представителей животного мира;
- использовать в общении правилами вежливости;
- ориентироваться в пространстве и на листе бумаги;

Календарно-тематическое планирование занятий подготовительного курса “Знакомство с окружающим миром”

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект занятия с будущими первоклассниками по окружающему миру

Цель: познакомить с понятиями живая и неживая природа, рукотворный мир;

развивать память, мышление, воображение;

воспитывать любовь к природе, бережное отношение к окружающему.

Оборудование: картинки с изображениями объектов природы и предметов, созданных руками человека.

- Здравствуйте, дети! Меня зовут Ольга Евгеньевна. Мы будем с вами встречаться на занятиях по окружающему миру.

2. Изучение нового материала.

- Какие предметы окружают человека в жизни?

- На занятиях по окружающему миру мы будем говорить о живой и неживой природе.

- Послушайте стихотворение и подумайте, какие объекты (предметы) природы мы встретили?

Есть на земле огромный дом.

Под крышей голубой

Живут в нем солнце, дождь и гром,

Лес и морской прибой.

Живут в нем травы и цветы.

Веселый звон ручья.

Живешь в том светлом доме ты

И все твои друзья.

Куда б дороги не вели,

Всегда ты будешь в нем.

Природою родной земли

Зовется этот дом.

- Кто же живет в доме природы?

- Солнце, дождь, гром, лес, морской прибой, птицы, цветы, ручей, люди.

- Правильно, дети, все это – природа. Природа – это то, что существует без помощи человека, создается без участия человека.

- Давайте выучим стихотворение Орловой:

Словно крыша над землею,

А под крышей голубою

- Горы, реки и леса,

И поляны, и цветы, и, конечно,

- Итак, мы узнали, что природа – это то, что существует без помощи человека.

- Машина, дома, игрушки, мебель.

- Очень часто люди учатся у природы и создают такие вещи, которые уже существуют в природе.

(На доске картинки: стрекоза, кит, гриб, радуга, солнце).

- Это объекты природы.

- А вот иллюстрации предметов, которые сделаны руками человека. На какие предметы, созданные природой, они похожи?

- А теперь послушайте загадки:

Возле леса, на опушке, украшая темный бор,

Вырос пестрый, как петрушка, ядовитый..(Мухомор)

- Это объект живой природы.

Косолапые ноги, зиму спит в берлоге.

Догадайся, ответь, кто же это?( Медведь)

Над рекой краса – дуга, это в небе - …( радуга)

- Это объект неживой природы.

Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И льдом я стать смогу.

Это правда? Да! Кто же я ? (Вода)

- Это создано природой без участия человека.

Очень легкий, как былинка,

Сам зеленый, как травинка,

На лугах, в лесах, у речки

В травах прячется… (кузнечик)

- Это создано природой, без помощи человека.

4. Объяснение учителя.

- Природа делится на живую и неживую. Объекты живой природы дышат, питаются, двигаются, растут и у них появляется потомство - детки.

- А все в природе, что не дышит, не питается, не двигается относится к неживой. Камень, солнце, песок питаются?

- Сейчас признаки живой и неживой природы мы рассмотрим на примере двух объектов природы: морской звезды и космической звезды.

Морская звезда обитает в море или глубоко в океане.

- Какая из звезд дышит. Как вы думаете?

- Морская дышит, а космическая – нет.

- Посмотрите на размеры этих звездочек, почему они разные? Кто догадался?

- Маленькая звездочка – это детеныши, а большие – мама. Из этого делаем вывод – морская звезда растет.

- Какая из звезд питается?

- Какая из звезд дает потомство?

- Может ли морская звезда жить вечно?

- Морская звезда относится к живой природе, потому что она дышит, растет, питается, дает потомство и умирает. А космическая- нет.

5. Практическая работа.

- На столах лежат листочки, на них изображены объекты живой и неживой природы. Все, что относится к живой природе, будем обводить зеленым карандашом.

- О чем вы сегодня узнали на занятии?

Краткое описание документа:

Конспект занятия с будущими первоклассниками по окружающему миру можно использовать во время работы "Школы будущих первоклассников". Данный материал раскрывает первую тему: "Живая и неживая природа". Конспект содержит как теоретическую часть, так и практические упражнения, которые позволят закрепить полученные знания.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 226 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 25.10.2020 299
  • DOCX 34.5 кбайт
  • 19 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Линькова Ольга Евгеньевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Новые курсы: функциональная грамотность, ФГОС НОО, инклюзивное обучение и другие

Время чтения: 15 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Белгородской области отменяют занятия в школах и детсадах на границе с Украиной

Время чтения: 0 минут

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: закрепить знания детей о живой и неживой природе и умении отличать объект живой от неживой природы; сформировать у ребенка представление о неразрывной связи живой и неживой природы, продолжать формировать знания о нормах и правилах поведения в природе (воспитывать бережное отношение к природе); расширять диапазон познавательных интересов детей, формировать новые способы познавательной деятельности.

I) Организационный момент.

Тихо девочки за парту сели,

Тихо мальчики за парту сели,

На меня все посмотрели.

Громко прозвенел звонок,

II. Постановка учебной задачи.

- Ребята, отгадайте загадку:

Посмотри мой милый друг,

Что находится вокруг?

Небо светло – голубое,

Солнце светит золотое,

Ветер листьями играет,

Тучка в небе проплывает.

Поле, речка и трава,

Горы, воздух и листва,

Птицы, звери и леса,

Гром, туманы и роса.

Человек и время года

Это все вокруг. (природа).

- Дети, сегодня мы с вами будем говорить о природе.

III. Открытие нового.

-Как вы думаете, что означает слово природа. (Ответы и рассуждения детей. В случае затруднения поясняю: ездили на природу, что видели вокруг, слышали).

- Природа – это то, что может существовать без помощи человека. (Повторяют дети).

- Всю природу нашей планеты Земли можно разделить на два огромных мира: мир живой и мир неживой природы. (Показываю на соответствующий мольберт).

- Все растения, животные, рыбы, птицы, насекомые, жители морских глубин, мхи, лишайники – это живая природа. Они (ставлю модули на магнитную доску) двигаются (ноги), питаются (рот), дышат (нос), размножаются (яйцо – цыпленок), растут (цыпленок – курица).

- Неживая природа – это воздух, свет, солнце, небо, земля под ногами (почва), песок, глина, камни, снег, радуга, вода.

- Дети, значит что же нужно для того чтобы жила живая природа. (Свет, тепло, вода, питание, уход, забота и любовь окружающих).

- Как вы думаете, может ли живая природа жить без неживой? (ответы и рассуждения детей).

- Отдых наш физкультминутка, занимай свои места.

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Локти согнули, кисти встряхнули –

Ветер сбивает росу.

Плавно руками помашем

Это к нам птицы летят,

Как они сядут, покажем,

Крылья мы сложим назад.

IV. Закрепление изученного .

- К нам в гости пришел старичок-лесовичок. Он принес для нас загадки. Если отгадка является живой природой – поднимите зеленую карточку, если неживой – поднимите красную.

вырос пестрый как петрушка ядовитый…

2 . Косолапы ноги, зиму спит в берлоге ,

Догадайся и ответь, кто же это …

3. Над рекой краса-дуга

4. Я и туча, и туман,

И ручей, и океан,

И льдом я стать смогу ,

Это правда? Да! Кто же я?

5. Очень легкий, как былинка ,

Сам зеленый , как травинка,

На лугах, в лесах ,у речки

В травах прячется…

- Лесовичку очень понравилась игра, в которую мы играли! Теперь он знает, что такое природа.

Учитель называет объекты природы. Если объект живой природы – дети двигаются, если неживой – стоят на месте (камень, заяц, вода, медведь, песок, стрекоза, снег, улитка, сорока, почва, глина, человек).

- А что из себя представляет человек? К какой группе он относится? Как он связан с живой и неживой природой? Что нужно для роста и развития человека?

-А поскольку человек—сам часть природы, то без природы и он обречен на гибель, ибо не будет воздуха, воды, растений и животных, которые дают ему пищу, одежду, множество различных материалов, лекарств и тот же воздух.

-Человека называют царем природы. Правильно ли это почему человека так называют? (дети высказывают свои соображения).

-Человек—существо мыслящее, разумное. Он многому научился у природы.

На Земле он всех умней,

Потому и всех сильней!

-Но, благодаря своему могуществу, человек стал причиной гибели многих животных, растений, мест их обитания. Человеку надо бережно относиться к природе.

Что значишь ты без трав и птиц,

И без любви к пчеле жужжащей,

Без журавлей над хвойной чащей,

Без миловидных лисьих лиц?

Когда поймешь ты, наконец,

Врубаясь в мертвые породы,

О, человек, венец природы,

Что без природы твой конец?

V . Подведение итогов урока.

Помогите закончить фразу:

-Живая природа - это. (ответы детей).

-Неживая природа – это. (ответы детей).

- Что больше всего запомнилось на уроке?

Нажмите, чтобы узнать подробности

Занятие проводится в апреле месяце, когда уже сформированы 1 классы, для знакомства детей и родителей с учителем.

Конспект занятия для будущих первоклассников по теме "Времена года"

Цел и : закрепление знаний о временах года, месяцах ;

Речевое развитие: развивать умение отвечать на вопросы, обогащать словарный запас.

Познавательное развитие: учить правильно отвечать на вопросы , развивать логическое мышление, сообразительность.

Социально-коммуникативное развитие: развивать умения самостоятельно действовать, при затруднениях обращается к взрослому за помощью , отвечать по очереди.

Художественно-эстетическое развитие : развивать у детей творческие способности .

Ход занятия:

I .Орг. м омент .

Рассадка детей за парты. (Сделать таблички с именами.)

Правила поведения на уроке.

А теперь давайте начнем наш урок.

Чтобы узнать, о чем мы будем говорить на уроке , вы должны отгадать мои загадки.

Послушайте внимательно :
1) Сиренью пахнет, небо ясно,
Трава нежна и зелена.
И в сарафане ярко-красном
Шагает по земле. .. (весна) .

Посмотрите. Что за сказка?
Всё вокруг в цветах и в красках.
Сколько золотого света!
Ну конечно, это - . (лето) .

Серые тучи по небу плывут.
Клин журавлей улетает на юг.
В небо взметнулись верхушки сосен.
Бродит уныло за окнами. .. (осень) .

-А еще какая бывает осень только ли дождливая и унылая? (золотая осень)

4) Снег танцует и кружится.
Королева-вьюга мчится
На санях, а с ней сама
Раскрасавица-. (зима) .

После каждой отгадки появляется изображение времени года на экране.

- Что объединяет все слова-отгадки? (Это четыре времени года.)

Сегодня на нашем занятии мы будем говорить о временах года.

III . Основная часть.

1. Беседа об очередности времен года и чтение стихов. (учителем или детьми)

Времена года сменяют друг друга в определенном порядке

Какое сейчас идет время года? (весна)

Послушайте стихотворение и скажите, о каких признаках весны говорит автор?

Весна, весна! Как воздух чист!

Как ясен небосклон!

Своей лазурию живой

Слепит мне очи он.

Весна, весна! Как высоко

На крыльях ветерка,

Ласкаясь к солнечным лучам,

Шумят ручьи! блестят ручьи!

Взревев, река несет

На торжествующем хребте

Поднятый ею лед!

Автор: Е. Баратынский

Какое время года придет за весной? ( лето)

Здравствуй, ЛЕТО!

Сколько солнца! Сколько света!

Сколько зелени кругом!

Что же это? Это ЛЕТО

Наконец спешит к нам в дом.

Певчих птиц разноголосье!

Свежий запах сочных трав,

В поле спелые колосья

И грибы в тени дубрав.

Окаких приметах лета услышали?

А после лета наступит . ( осень)

Осень наступила золотая,

Опадает яркая листва.

По ковру украдкою шагая,

Слышишь звуки осени, слова.

Птицы пролетели тихо-тихо,

Вот шуршит под елкой сонный еж,

Вторит ему чуткая ежиха,

Шорох их на шёпот так похож!

Зашумели листья, выше, выше,

Дождик тихо песенку поёт.

Это звуки осени, ты слышишь?

С нами разговор она ведет.

О каких приметах осени узнали?

А за осенью придет . (зима)

Вновь зима к нам подступила.

Всюду снега навалило,

Землю холодом сковало,

Жить зверью труднее стало.

Зайцы шубки поменяли,

Белки тоже серы стали,

Корм повсюду собирают

И от холода страдают.

Назовите признаки зимы, о которых услышали в стихотворении.

2. Задание "Закончи ряд" ( В первом ряду картинки с изображением осеннего листа, снеговика, весенней ветки; во втором ряду: снежинка, земляника и грач).

Внимательно посмотри на первый ряд рисунков. Они расположены в строгом порядке, но не хватает последней картинки. Попробуй догадаться , что хотел сказать художник, располагая их именно так. Ниже расположены еще три карточки с рисунками. Твоя задача выбрать из них карточку, которой не хватает в первом ряду.

Мы с вами уже говорили о том, что к аждое время года имеет свои приметы. Догадайтесь, о каком времени года я рассказываю.

1) Набухают почки;

Появляется березовый сок;

Показывается первая зеленая травка;

2) На улице жара;

Зреют хлеба на полях;

В лесу полно ягод;

3) Желтеет листва;

Бывают первые заморозки

Всё укрыто снегом;

Реки под толстым слоем льда;

У нас гостят снегири.

Дети по лесу гуляли, (Дети маршируют на месте) .
За природой наблюдали. (Ладонь прикладывают к глазам).
Вверх на солнце посмотрели (Поднимают головы к верху и «тянутся к солнышку) .
И их лучики согрели.
Бабочки летали.
Крыльями махали. (Машут крыльями) .
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши) .
Ногами топаем! (Топают ногами) .
Хорошо мы погуляли, (Маршируют, делаютвдох- выдох) .
И немножечко устали! (Дети садятся на свои места) .

Деревья сбросили наряд
И обнажённые стоят.
Но что за чудо? Как цветок.
На ветке маленький. (листок) .
(Листопад - осенью.)


Появился из-под снега,
Увидал кусочек неба.
Самый первый, самый нежный, -
Чистый маленький. .. (подснежник) .
(Весной.)

Много снега намело.
Птичкам стало голодно.
Смастерю для них кормушку,
Дам им зёрен, дам ватрушку.
Прилетай ко мне скорей,
Забияка-воробей.
Прилетай ко мне, сестрица,
Желтогрудая. (синица) .
(Зимой.)

Это - девочка Наташка
В ярко-розовой рубашке.
Над Наташкой вьётся пташка.
В поле зацвела. .. (ромашка) .
(Летом.)

6 . Изменения в жизни человека.

Перед тобой четыре картинки на которых изображены разные времена года. Отыщи лето (обозначь красным кружком), зиму (голубым), весну (зеленым), осень (желтым). Почему я выбрала такое цветовое обозначение?

При наличии времени дети раскрашивают картинки.

IV . Подведение итогов.

- О чем мы говорили сегодня на уроке?

- Что показалось трудным?

- Оцените свою работу на уроке. (Можно приготовить смайлики.)

- Сегодня на занятии мы очень плодотворно поработали: вспомнили названия времен года, их приметы , читали стих и, разгадывали загадк и о временах года. Мне понравилась ваша работа на занятии.

Читайте также: