Конспект урока знакомство с буквой з
Обновлено: 02.07.2024
Тип урока: формирования новых знаний.
I. Организационный момент
1. Фонетическая разминка
– Покажите:
– Как жужжит жук;
– Как шипит змея;
– Как рычит лев;
– Как пыхтит каша;
– Как воет волк;
– Что мы произносили? (Звуки)
2. Сегодня на уроке мы с вами будем…. А чем мы будем заниматься, вы мне сейчас подскажете.
III. Знакомство с новым звуком
– Мы отправимся в страну Сказок, где познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Наше путешествие начинается.
Вот наш путеводитель по Стране сказок мы найдем на этой полке. Это волшебная книга сказок. В путешествии нас будет сопровождать… Послушайте стихотворение и отгадайте имя этого сказочного героя, а точнее героини.
Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.
Никто на балу не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет –
К себе на чердак я вернусь.
– Кто же это? (Золушка)
На доску вывешивается картинка с изображением Золушки.
- удивленно;
- радостно;
- с вопросительной интонацией;
- возмущенно.
– Произнесите еще раз слово ЗИМА, посчитайте, сколько в нем слогов.
– Выделите голосом первый звук. [з'…з'..]. Какой звук мы выделили? (согласный, звонкий, мягкий)
– Какое условное обозначение для этого звука мы возьмем? (Кружок зеленого цвета) Давайте составим схемы этих слов.
IV. Физминутка
– Вы справились со вторым заданием Золушки. Ребята, Золушка интересуется, вы устали? Тогда дружно встаем. В Стране сказок очень любят играть в слова, и сегодня наша сказочная героиня предлагает вам поиграть в эту игру.
1 группа предметов (одушевленные – неодушевленные) на вопрос – кто? – хлопок, на вопрос что? – приседание. (Коза, забор, козленок, гвозди, зонтик, азбука, глаз, зной).
2 группа слов (имена собственные, нарицательные ) – имя девочки – наклон, имя мальчика –прыжок. (Захар, Зиновий, Зоя, Зина Лиза, Роза, Саша – проверить внимание, Изольда, Кузьма.)
– Поиграли, отдохнули, а теперь пора идти дальше.
V. Знакомство с новой буквой
На доске появляется рисунок замка.
– Что это за сооружение? (ЗАмок)
– Но что это на воротах замка? (ЗамОк)
– Чем интересны эти слова? (1 – начинаются с нового звука; 2 – различаются ударением)
– Разгадав ребус, узнайте, кто в нем живет.
ТОК – 123 321 – КОТ
На доске появляется рисунок Кота в сапогах.
– На что похожа буква З з?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка.
– Где живет буква З? (В доме согласных, на этаже звонких, над буквой С)
VI. Физминутка
За замком кота лес. Про этот лес есть замечательное стихотворение, под него мы и отдохнем.
Только в лес мы вошли,
появились комары. (Изображаем звуком)
1 – хлопок над головой,
2 – хлопок за спиной.
Видим мы – из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.
– Ребята, давайте скажем Коту спасибо и пойдем дальше.
– Буква З благодарит за то, что вы помогли ей найти дом, и к ней уже спешат гости.
(Чтение слогов, слов, текста с новой буквой).
– Чтение слогов, слов – тихо,
– громко,
– медленно,
– быстро.
Золушка благодарит, но за что?
Что бы узнать это, прочитайте слова и составьте из них предложения.
Разные, рассказали, сказки, мы, узнали, интересные
(Чтение текста сильными учащимися).
– Золушка готова проститься с вами. Давайте, на прощанье соберем ей букет. (Приложение 1)
Ра; аст; он; пи; ро; и; за ; рис; астра, пион, роза, ирис
Буд; не; ка; за; ди; гвоз; ка; незабудка, гвоздика – (сильным учащимся)
– Золушка благодарит вас за красивый букет, за активную работу и оставляет вам в подарок интересное задание.
VII. Итог урока
На рисунке: Сапоги, Клубок, Азбука, Зеркальце, Ключик, Аленький цветочек (Приложение 6)
– По первой букве определите слово. (Сказка)
– На парте у каждого из Вас лежит интересная сказка, которую Вы почитаете с родителями
– Сегодня мы побывали в гостях у сказки, надеюсь, что узнали много нового и интересного.
– О чем Вы сегодня расскажете родителям?
– А теперь что нас ждет? Составьте предложения.
Тип урока: Изучение нового.
Планируемые результаты образования:
Предметные: Знают букву З, з; умеют выполнять звуковой анализ слов; характеризовать согласные звуки по звонкости – глухости; владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.
Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, логические – характеризуют звуки [з], [з’], буквы З, з.
Коммуникативные : уметь формировать коммуникативно – речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками).
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию портнёра в общении и взаимодействии.
Личностные : Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами, уважают мнение других.
I. Организационный момент.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег-снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Крыша в шапке меховой
Белый дым над головой
Двор в снегу. Белы дома.
Ночью к нам пришла ….(зима)
- И мы с вами оказались в зимнем лесу.
- Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.
И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.
Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы. (Заяц)
- Зайка и зима принесли с собой новые звуки.
- А теперь ответьте зайке, какой его первый звук? Произнесите его. ( [з] ).
- Чему мы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.
(Мы познакомимся с новой буквой и со звуками, которыми она обозначает. Будем читать слова, слоги и предложения с новой буквой)
III. Изучение нового материала.
1. Характеристика звуков [з] и [з’].
- Теперь Зима вам дает задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику, надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи. ( Гласные и согласные .)
- Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это. (З вуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся).
- Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.
- Положили руку на горлышко. Дрожит ваше горлышко или нет? ( Да ).
- Значит звуки [з] и [з’] звонкий или глухой? ( Звонкие. )
- Наш зайка прибежал не один, а со своим другом, угадайте, кто это?
Будто школьные тетрадки. (Зебра)
- Обозначим изученные буквы.
3. Знакомство с буквой
- А сколько букв нам понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему?
- Посмотрите, на что похожа эта буква?
З – как тонкий завиток,
Как затейливый вьюнок,
Звук у З – простой и чистый,
З запомним очень быстро!
На эту букву посмотри –
- Теперь посмотрите на другую схему. На какой слог падает ударение на этой схеме? ( На первый ). Произнесем слово, выделяя ударный звук (З а-а-амок ).
- Посмотрите, зам о к превратился в з а мок и животные свободны! Ребята, какой вывод можем сделать? ( От ударения может измениться смысл слова, может получиться другое слово ).
IV. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.
1. Чтение слогов с буквой З.
– Взмахнула метелица своей волшебной палочкой – и к букве з полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги.
- Прочитайте слоги по цепочке.
- На первой строчке прочитайте только те слоги, в которых буква З обозначает твердый согласный звук.
- На второй строчке прочитайте только те слоги, в которых буква З обозначаем мягкий согласный звук.
- Что состоит из слогов? (Слова). Как определить, сколько в слове слогов? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов )
- Прочитайте в учебнике только те слова, в которых один слог; в которых два слога.
Слова: за-ря, за-мок, за-гар, ро-за, гро-за, гла-за.
V. Включение в систему знаний и повторения.
- Теперь определим положение звука [з] в этих словах.
VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.
Итак, ребята, наш урок заканчивается, и животные прощаются с вами!
- Какова была цель урока?
- Достиг ли урок цели?
- Что интересного и нового мы узнали на уроке?
- Оцените свою работу на уроке. Поднимите красные карандаши те, кто считает, что работал сегодня на уроке хорошо, зеленые карандаши, кто считает, что работал хорошо, но не всё ещё получилось, синие – те, кому ещё надо потрудиться. Объясните свой выбор.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Крыша в шапке меховой Белый дым над головой Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла … Зима
ЗАЯЦ Что это за зверь лесной – Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы Уши выше головы.
Характеристика звуков [ з ] - [ з ’] Звук [ з ] – согласный звонкий твёрдый Звук [ з ’ ] – согласный, звонкий мягкий
ЗАГАДКА Разлинованы лошадки, Будто школьные тетрадки.
Знакомство с буквой З На письме звуки [ з ], [ з ’] обозначаются большой и маленькой буквой З, з .
з а з я з о з ё з у з ю з ы з и з е з а
Посмотрите на эти картинки и назовите что на них нарисовано.
Определите место звука [ з ] в этих словах
Ребята, животные говорят вам до свидания и очень хотят, что вы писали им письма. Будете писать? А для этого нам просто необходимо научиться правильно и красиво научиться писать букву З
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)
Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода.
урок обучения грамоте по теме " знакомство с буквой е"
первый урок -знакомство с новой буквой.
Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"
Технологическая карта и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц".
Презентация к уроку обучение грамоте по теме "Знакомство с буквой Щщ" 1 класс УМК "Школа 21 века"
Презентация содержит иллюстративный материал.Копии страниц из букваря.
Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой И,и"
Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ
Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС.
Урок обучения грамоте с использованием карточек с учебными заданиями платформы "Учи.ру".
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цели деятельность: организовать работу по ознакомлению с буквой З,з
Планируемые результаты образования:
Предметные: знают буквы З,з, умеют выполнять звуковой анализ слов, читают слова, предложения с изученными буквами.
Метапредметные: (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий)
Познавательные: общеучебные -использование схем и моделей звукового состава для выполнения звукового анализа слов, овладение техникой чтения, усвоение смыслоразличительных функций твёрдых и мягких согласных.
Логические: расшифровка зашифрованных слов, осуществление звукового анализа слов
Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; удерживать внимание при выполнении необходимых действий,
Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, формулировать собственное мнение в высказываниях, соблюдать правильность устной речи.
Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе, ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности, выражают интерес к новому учебному материалу, осуществляют самоконтроль деятельности, проявляют инициативу в процессе работы.
1.Организационный момент. Введение в тему урока.
Снег летает и сверкает
В золотом сиянье дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
- И как всегда начинаем наш урок с отгадывания загадок:
Любит морковку (Заяц)
Радость детям подарила
И на санках прокатила (Зима)
-Какие звуки вы услышали в начале каждого слова?
-Кто из вас сумеет назвать тему нашего урока?
1.-Какую учебную задачу мы поставим перед собой?
(научиться слышать звуки, их различать, сравнивать, произносить)
-А сейчас проведём небольшую исследовательскую работу, но прежде чем мы приступим к исследованию, я загадаю вам ещё загадки
Очень лёгкая загадка
Кто мне быстро назовёт
И такой же переход (Зебра)
Схема появляется на экране
-Произнесите первый звук
-Даем характеристику каждому звуку
- Разделите это слово на слоги, поставьте знак ударения.
Беседа о правилах дорожного движения
Не лает, не кусает
А в дом не пускает (Замок)
Фонетический разбор этого слова.
- Разделите это слово на слоги, поставьте знак ударения.
-Произнесите ещё раз эти слова
-Сравните в этих словах первые звуки
-Чем отличаются эти звуки?
-Какие гласные звуки служат для смягчения согласных?
-Где эти звуки могут находиться в словах?
-Назовите слова, где эти звуки в начале слов: завод, Зина, зуб,золото
-В середине слова
-Дополните тему нашего урока.
-На что похожа эта буква?
На эту букву посмотри
Она совсем как цифра три
Работа по учебнику с.88
-чтение по рядам
-читают только мальчики
-читают только девочки
-чтение мягких слогов
-чтение твёрдых слогов
-Чтобы правильно читать тексты, мы должны научиться читать слоги
Зу-зу-зу-моем Катю мы в
Зай-зей-зой-мы бежим за
(На экране написаны слоги, а дальше нарисованы рисунки, т. к. дети не умеют читать)
Стрекоза -на экране
-Какие слова спрятаны в этом слове: коза, коса, река, рок, рот, кот, сок и т. д.
Работа по учебнику стр.89
Замок-устройство для запирания чего-либо ключом
Замок- дворец с башнями
Зима. Мороз. На окне узоры: горы, замки, озёра.
-О каком времени года мы прочитали?
-Что нарисовал мороз на окне?
Теперь мы послушаем продолжение сказки о котёнке Гав и о щенке .
На экране показывают мультфильм
Работа над содержанием
-Назовите жанр этого произведения?
-Кто главные герои?
-Чего боялся котёнок Гав?
-Где он прятался от дождя?
-Что предложил щенок котёнку?
-Куда они спрятались?
-Почему котенок вернулся на чердак?
Остается нам с вами поработать с кроссвордом
-Назовите ,что изображено на рисунках. (мяч, конура, улитка, окно, велосипед,солнце, заяц.
Данная разработка состоит из технологической карты урока, презентации и музыкального сопровождения. Предназначена для изучения темы "Знакомство с буквой З,з" по УМК "Начальная школа 21 века".
Цель урока: Сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з’] и буквах З.з.
развивать речь, фонематический слух, память, мыслительные процессы;
воспитывать усидчивость, культуру учебного труда; создать условия для общения и эффективного решения коммуникативных задач.
Планируемые результаты.
Предметные результаты:
выполнять звукобуквенный анализ слов ;
соотносить слова и тексты с иллюстрациями.
Метапредметные результаты:
познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;
коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение;
регулятивные - овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.
Личностные:
принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других
Методы обучения: проблемно-поисковый, практический, словесный.
Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.
Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к чтению, самостоятельные и грамотные высказывания детей в устной форме, развитие коммуникативных способностей.
Этапы урока
Действия учителя
Действия учащихся
Планируемые
(личностные, метапредметные, предметные)
1.Самоопределение к деятельности.
Приветствие учителя.
-Ребята, давайте, как всегда, начнём наш урок с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и хорошего настроения.
-В конце урока всех вас ждёт приятный сюрприз.
Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.
Коммуникативные результаты: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.
Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение
2.Речевая разминка.
-Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв. Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.
Дети-комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: З’З’ З’З’.
Повторяют за учителем:
3.Постановкка учебной задачи.
1.- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам на урок с заданиями.
Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы.
Читайте также: