Конспект урока знакомство с буквой з

Обновлено: 02.07.2024

Тип урока: формирования новых знаний.

I. Организационный момент

1. Фонетическая разминка

– Покажите:
– Как жужжит жук;
– Как шипит змея;
– Как рычит лев;
– Как пыхтит каша;
– Как воет волк;
– Что мы произносили? (Звуки)

2. Сегодня на уроке мы с вами будем…. А чем мы будем заниматься, вы мне сейчас подскажете.

III. Знакомство с новым звуком

– Мы отправимся в страну Сказок, где познакомимся с новыми звуками и буквой, которая их обозначает. Наше путешествие начинается.
Вот наш путеводитель по Стране сказок мы найдем на этой полке. Это волшебная книга сказок. В путешествии нас будет сопровождать… Послушайте стихотворение и отгадайте имя этого сказочного героя, а точнее героини.

Скорей бы приблизился вечер
И час долгожданный настал,
Чтоб мне в золоченой карете
Поехать на сказочный бал.

Никто на балу не узнает,
Откуда я, как я зовусь,
Но только лишь полночь настанет –
К себе на чердак я вернусь.

– Кто же это? (Золушка)

На доску вывешивается картинка с изображением Золушки.


  • удивленно;
  • радостно;
  • с вопросительной интонацией;
  • возмущенно.

– Произнесите еще раз слово ЗИМА, посчитайте, сколько в нем слогов.
– Выделите голосом первый звук. [з'…з'..]. Какой звук мы выделили? (согласный, звонкий, мягкий)
– Какое условное обозначение для этого звука мы возьмем? (Кружок зеленого цвета) Давайте составим схемы этих слов.

IV. Физминутка

– Вы справились со вторым заданием Золушки. Ребята, Золушка интересуется, вы устали? Тогда дружно встаем. В Стране сказок очень любят играть в слова, и сегодня наша сказочная героиня предлагает вам поиграть в эту игру.

1 группа предметов (одушевленные – неодушевленные) на вопрос – кто? – хлопок, на вопрос что? – приседание. (Коза, забор, козленок, гвозди, зонтик, азбука, глаз, зной).

2 группа слов (имена собственные, нарицательные ) – имя девочки – наклон, имя мальчика –прыжок. (Захар, Зиновий, Зоя, Зина Лиза, Роза, Саша – проверить внимание, Изольда, Кузьма.)

– Поиграли, отдохнули, а теперь пора идти дальше.

V. Знакомство с новой буквой

На доске появляется рисунок замка.


– Что это за сооружение? (ЗАмок)
– Но что это на воротах замка? (ЗамОк)


– Чем интересны эти слова? (1 – начинаются с нового звука; 2 – различаются ударением)

– Разгадав ребус, узнайте, кто в нем живет.

ТОК – 123 321 – КОТ

На доске появляется рисунок Кота в сапогах.


– На что похожа буква З з?
На эту букву посмотри,
Она совсем как цифра 3.
З – не просто завитушка
З – пружинка, крендель, стружка.

– Где живет буква З? (В доме согласных, на этаже звонких, над буквой С)

VI. Физминутка

За замком кота лес. Про этот лес есть замечательное стихотворение, под него мы и отдохнем.

Только в лес мы вошли,
появились комары. (Изображаем звуком)
1 – хлопок над головой,
2 – хлопок за спиной.

Видим мы – из-за куста
Смотрит рыжая лиса.
Мы лисичку обхитрим,
На носочках убежим.

– Ребята, давайте скажем Коту спасибо и пойдем дальше.
– Буква З благодарит за то, что вы помогли ей найти дом, и к ней уже спешат гости.
(Чтение слогов, слов, текста с новой буквой).
– Чтение слогов, слов – тихо,
– громко,
– медленно,
– быстро.
Золушка благодарит, но за что?
Что бы узнать это, прочитайте слова и составьте из них предложения.

Разные, рассказали, сказки, мы, узнали, интересные

(Чтение текста сильными учащимися).

– Золушка готова проститься с вами. Давайте, на прощанье соберем ей букет. (Приложение 1)

Ра; аст; он; пи; ро; и; за ; рис; астра, пион, роза, ирис
Буд; не; ка; за; ди; гвоз; ка; незабудка, гвоздика – (сильным учащимся)

– Золушка благодарит вас за красивый букет, за активную работу и оставляет вам в подарок интересное задание.

VII. Итог урока

На рисунке: Сапоги, Клубок, Азбука, Зеркальце, Ключик, Аленький цветочек (Приложение 6)

– По первой букве определите слово. (Сказка)
– На парте у каждого из Вас лежит интересная сказка, которую Вы почитаете с родителями
– Сегодня мы побывали в гостях у сказки, надеюсь, что узнали много нового и интересного.
– О чем Вы сегодня расскажете родителям?
– А теперь что нас ждет? Составьте предложения.

Тип урока: Изучение нового.

Планируемые результаты образования:

Предметные: Знают букву З, з; умеют выполнять звуковой анализ слов; характеризовать согласные звуки по звонкости – глухости; владеют навыками плавного слогового чтения с постепенным переходом на чтение целыми словами.

Познавательные: общеучебные – осуществляют поиск необходимой информации в учебнике, логические – характеризуют звуки [з], [з’], буквы З, з.

Коммуникативные : уметь формировать коммуникативно – речевые действия, конструктивные способы взаимодействия с окружающими (учителями, сверстниками).

Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу; адекватно воспринимать оценку учителя и одноклассников; планировать своё действие; понимать возможность различных позиций других людей, отличных от собственной, и ориентироваться на позицию портнёра в общении и взаимодействии.

Личностные : Высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами, уважают мнение других.

I. Организационный момент.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег-снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

Крыша в шапке меховой

Белый дым над головой

Двор в снегу. Белы дома.

Ночью к нам пришла ….(зима)

- И мы с вами оказались в зимнем лесу.

- Зимний лес всегда кажется волшебным, сказочным. Деревья стоят в красивых нарядах. На снегу невиданные звери оставили свои следы. И очень, очень тихо.

И вдруг мы слышим звуки падающего снега с кустов и поскрипывание снега на земле. К нам на полянку выскочил какой-то зверек.

Что за зверь лесной –

Встал, как столбик, под сосной.

И стоит среди травы

Уши выше головы. (Заяц)

- Зайка и зима принесли с собой новые звуки.

- А теперь ответьте зайке, какой его первый звук? Произнесите его. ( [з] ).

- Чему мы должны научиться на уроке? Сформулируйте цели урока.

(Мы познакомимся с новой буквой и со звуками, которыми она обозначает. Будем читать слова, слоги и предложения с новой буквой)

III. Изучение нового материала.

1. Характеристика звуков [з] и [з’].

- Теперь Зима вам дает задание. Она просит охарактеризовать новые звуки. Но чтобы дать нашим звукам характеристику, надо вспомнить, на какие 2 группы делятся все звуки речи. ( Гласные и согласные .)

- Самостоятельно определите, к какой группе относятся новые звуки. Докажите это. (З вуки согласные, так как при произношении встречают во рту преграду, не поются, не тянутся).

- Определите, звонкие эти звуки или глухие. Докажите.

- Положили руку на горлышко. Дрожит ваше горлышко или нет? ( Да ).

- Значит звуки [з] и [з’] звонкий или глухой? ( Звонкие. )

- Наш зайка прибежал не один, а со своим другом, угадайте, кто это?

Будто школьные тетрадки. (Зебра)

- Обозначим изученные буквы.

3. Знакомство с буквой

- А сколько букв нам понадобится для обозначения твердого и мягкого звуков? Почему?

- Посмотрите, на что похожа эта буква?

З – как тонкий завиток,

Как затейливый вьюнок,

Звук у З – простой и чистый,

З запомним очень быстро!

На эту букву посмотри –

- Теперь посмотрите на другую схему. На какой слог падает ударение на этой схеме? ( На первый ). Произнесем слово, выделяя ударный звук (З а-а-амок ).

- Посмотрите, зам о к превратился в з а мок и животные свободны! Ребята, какой вывод можем сделать? ( От ударения может измениться смысл слова, может получиться другое слово ).

IV. Первоначальное закрепление с проговариванием во внешней речи.

1. Чтение слогов с буквой З.

– Взмахнула метелица своей волшебной палочкой – и к букве з полетели снежинки с гласными буквами. Получились слоги.

- Прочитайте слоги по цепочке.

- На первой строчке прочитайте только те слоги, в которых буква З обозначает твердый согласный звук.

- На второй строчке прочитайте только те слоги, в которых буква З обозначаем мягкий согласный звук.

- Что состоит из слогов? (Слова). Как определить, сколько в слове слогов? ( Сколько в слове гласных, столько и слогов )

- Прочитайте в учебнике только те слова, в которых один слог; в которых два слога.

Слова: за-ря, за-мок, за-гар, ро-за, гро-за, гла-за.

V. Включение в систему знаний и повторения.

- Теперь определим положение звука [з] в этих словах.

VI. Итог урока. Рефлексия деятельности.

Итак, ребята, наш урок заканчивается, и животные прощаются с вами!

- Какова была цель урока?

- Достиг ли урок цели?

- Что интересного и нового мы узнали на уроке?

- Оцените свою работу на уроке. Поднимите красные карандаши те, кто считает, что работал сегодня на уроке хорошо, зеленые карандаши, кто считает, что работал хорошо, но не всё ещё получилось, синие – те, кому ещё надо потрудиться. Объясните свой выбор.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Крыша в шапке меховой Белый дым над головой Двор в снегу. Белы дома. Ночью к нам пришла … Зима

ЗАЯЦ Что это за зверь лесной – Встал, как столбик, под сосной. И стоит среди травы Уши выше головы.

Характеристика звуков [ з ] - [ з ’] Звук [ з ] – согласный звонкий твёрдый Звук [ з ’ ] – согласный, звонкий мягкий

ЗАГАДКА Разлинованы лошадки, Будто школьные тетрадки.

Знакомство с буквой З На письме звуки [ з ], [ з ’] обозначаются большой и маленькой буквой З, з .

з а з я з о з ё з у з ю з ы з и з е з а

Посмотрите на эти картинки и назовите что на них нарисовано.

Определите место звука [ з ] в этих словах

Ребята, животные говорят вам до свидания и очень хотят, что вы писали им письма. Будете писать? А для этого нам просто необходимо научиться правильно и красиво научиться писать букву З

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Сценарий урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Бб" (Начальная школа XXI века)

Урок проведён в первом классе с использованием деятельностного метода.


урок обучения грамоте по теме " знакомство с буквой е"

первый урок -знакомство с новой буквой.

Методическая разработка урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц"

Технологическая карта и презентация урока обучения грамоте по теме: "Знакомство с буквой Ц".


Презентация к уроку обучение грамоте по теме "Знакомство с буквой Щщ" 1 класс УМК "Школа 21 века"

Презентация содержит иллюстративный материал.Копии страниц из букваря.

Урок обучения грамоте по теме "Знакомство с буквой И,и"


Интегрированный урок обучения грамоте по теме Знакомство с буквой Щ(щ). Письмо заглавной и строчной букв Щ,щ

Урок обучения грамоте составлен по программе "Начальная школа 21 века" с использованием требований ФГОС.


Урок обучения грамоте с использованием карточек с учебными заданиями платформы "Учи.ру".

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Цели деятельность: организовать работу по ознакомлению с буквой З,з

Планируемые результаты образования:

Предметные: знают буквы З,з, умеют выполнять звуковой анализ слов, читают слова, предложения с изученными буквами.

Метапредметные: (критерии сформированности оценки компонентов универсальных учебных действий)

Познавательные: общеучебные -использование схем и моделей звукового состава для выполнения звукового анализа слов, овладение техникой чтения, усвоение смыслоразличительных функций твёрдых и мягких согласных.

Логические: расшифровка зашифрованных слов, осуществление звукового анализа слов

Регулятивные: умеют принимать и сохранять учебную задачу; удерживать внимание при выполнении необходимых действий,

Коммуникативные: умеют участвовать в учебном диалоге, формулировать собственное мнение в высказываниях, соблюдать правильность устной речи.

Личностные: сохраняют мотивацию к учёбе, ориентируются на понимание причин успеха в практической деятельности, выражают интерес к новому учебному материалу, осуществляют самоконтроль деятельности, проявляют инициативу в процессе работы.

1.Организационный момент. Введение в тему урока.

Снег летает и сверкает

В золотом сиянье дня,

Словно пухом устилает

Все дороги и дома.

Сыплет, сыплет снег – снежок,

Начинаем наш урок.

- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.

- И как всегда начинаем наш урок с отгадывания загадок:

Любит морковку (Заяц)

Радость детям подарила

И на санках прокатила (Зима)

-Какие звуки вы услышали в начале каждого слова?

-Кто из вас сумеет назвать тему нашего урока?

1.-Какую учебную задачу мы поставим перед собой?

(научиться слышать звуки, их различать, сравнивать, произносить)

-А сейчас проведём небольшую исследовательскую работу, но прежде чем мы приступим к исследованию, я загадаю вам ещё загадки

Очень лёгкая загадка

Кто мне быстро назовёт

И такой же переход (Зебра)

Схема появляется на экране

-Произнесите первый звук

-Даем характеристику каждому звуку

- Разделите это слово на слоги, поставьте знак ударения.

Беседа о правилах дорожного движения

Не лает, не кусает

А в дом не пускает (Замок)

Фонетический разбор этого слова.

- Разделите это слово на слоги, поставьте знак ударения.

-Произнесите ещё раз эти слова

-Сравните в этих словах первые звуки

-Чем отличаются эти звуки?

-Какие гласные звуки служат для смягчения согласных?

-Где эти звуки могут находиться в словах?

-Назовите слова, где эти звуки в начале слов: завод, Зина, зуб,золото

-В середине слова

-Дополните тему нашего урока.

-На что похожа эта буква?

На эту букву посмотри

Она совсем как цифра три

Работа по учебнику с.88

-чтение по рядам

-читают только мальчики

-читают только девочки

-чтение мягких слогов

-чтение твёрдых слогов

-Чтобы правильно читать тексты, мы должны научиться читать слоги

Зу-зу-зу-моем Катю мы в

Зай-зей-зой-мы бежим за

(На экране написаны слоги, а дальше нарисованы рисунки, т. к. дети не умеют читать)

Стрекоза -на экране

-Какие слова спрятаны в этом слове: коза, коса, река, рок, рот, кот, сок и т. д.

Работа по учебнику стр.89

Замок-устройство для запирания чего-либо ключом

Замок- дворец с башнями

Зима. Мороз. На окне узоры: горы, замки, озёра.

-О каком времени года мы прочитали?

-Что нарисовал мороз на окне?

Теперь мы послушаем продолжение сказки о котёнке Гав и о щенке .

На экране показывают мультфильм

Работа над содержанием

-Назовите жанр этого произведения?

-Кто главные герои?

-Чего боялся котёнок Гав?

-Где он прятался от дождя?

-Что предложил щенок котёнку?

-Куда они спрятались?

-Почему котенок вернулся на чердак?

Остается нам с вами поработать с кроссвордом

-Назовите ,что изображено на рисунках. (мяч, конура, улитка, окно, велосипед,солнце, заяц.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Данная разработка состоит из технологической карты урока, презентации и музыкального сопровождения. Предназначена для изучения темы "Знакомство с буквой З,з" по УМК "Начальная школа 21 века".

Цель урока: Сформировать у учащихся знания о звуках [з], [з’] и буквах З.з.

развивать речь, фонематический слух, память, мыслительные процессы;

воспитывать усидчивость, культуру учебного труда; создать условия для общения и эффективного решения коммуникативных задач.

Планируемые результаты.

Предметные результаты:

выполнять звукобуквенный анализ слов ;

соотносить слова и тексты с иллюстрациями.

Метапредметные результаты:

познавательные – развивать умения планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата; оценивать свои достижения, отвечать на вопросы, соотносить изученные понятия с примерами;

коммуникативные - формировать готовность слушать собеседника и вести диалог, вступать в речевое общение;

регулятивные - овладение понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять.

Личностные:

принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения; развитие навыков сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях. высказывают своё мнение, подтверждая собственными аргументами и другим авторитетным мнением; уважают мнение других

Методы обучения: проблемно-поисковый, практический, словесный.

Формы организации деятельности: индивидуальная, фронтальная, парная, групповая.

Предполагаемый результат: повышение познавательного интереса к чтению, самостоятельные и грамотные высказывания детей в устной форме, развитие коммуникативных способностей.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учащихся

Планируемые

(личностные, метапредметные, предметные)

1.Самоопределение к деятельности.

Приветствие учителя.

-Ребята, давайте, как всегда, начнём наш урок с улыбки. Пожелаем друг другу успехов и хорошего настроения.

-В конце урока всех вас ждёт приятный сюрприз.

Приветствуют учителя, проверяют наличие учебного материала на столах, организуют свое рабочее место.

Коммуникативные результаты: планирование учебного сотрудничества со сверстниками.

Личностные: психологическая готовность учащихся к уроку, самоопределение

2.Речевая разминка.

-Ребята, мы продолжаем путешествовать по стране Звуков и Букв. Но сначала нам нужно сделать речевую разминку.

Дети-комарики с мамой летят. Тоненьким голосом протяжно звенят: З’З’ З’З’.

Повторяют за учителем:

3.Постановкка учебной задачи.

1.- Отгадайте загадку и вы узнаете, кто пришёл к нам на урок с заданиями.

Что за зверь лесной –
Встал, как столбик, под сосной.
И стоит среди травы
Уши выше головы.

Читайте также: