Роль истории настеньки в повести белые ночи урок в 9 классе конспект урока

Обновлено: 02.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

По своему мастерству, пониманию людей,

по своей способности к состраданию он был

одним из таких писателей, с которыми каждый

художник хочет сравняться, если только

I. Организационный этап

II. Актуализация опорных знаний

Случайно ли, что герои Достоевского никогда не имеют никакого настоящего человеческого дела? В чём причина бездействия мечтателя? Почему он так безмерно одинок?

2. Проверка домашнего задания

III. Мотивация учебной деятельности

- Прочитайте эпиграф к нашему уроку

- Как вы его понимаете?

IV. Работа над темой урока

1. Вступительное слово учителя

- Какие события происходят в конце повести? (Настенька, обиженная на того человека, которого любит, делает необдуманный шаг, решаясь строить с мечтателем планы на будущее, но всё рухнуло, так же внезапно, как и начиналось. Мечтатель снова один, Настенька ушла, предав героя. Получив наутро письмо, молодой человек долго размышлял, но у него не было чувства грусти, а даже наоборот.)

2. Аналитическая беседа

Какова история Настеньки? Что сближает её с мечтателем? (Одиночество, круг чтения, мечты)

О чём мечтает Настенька?

В одну из встреч Настенька рассказала мечтателю о том, что любит другого.

Как вы относитесь к чувствам и поведению Настеньки? Искренна ли она в своём отношении к герою?

Как завершилась история любви Настеньки и мечтателя?

Обобщение учителя. Петербургский мечтатель — личность, склонная не только к созерцанию, но и к деятельности. Влюбившись с первого взгляда в Настеньку, совсем не зная её, он старается помочь ей устроить её счастье с любимым человеком, хотя для него самого это будет настоящей катастрофой. И катастрофа происходит: Настенька, уже решившая связать с ним судьбу, оставляет

3) Несколько отзывов о повести появилось в 1861 г. после её переиздания.

V. Рефлексия. Подведение итогов урока

1. Обобщающая беседа

Почему повесть, несмотря на свой печальный конец, не производит впечатления трагедии? За что благодарен мечтатель своей любимой?

Как вы понимаете подзаголовок повести Ф. М. Достоевского? Почему она названа сентиментальным романом?

2. Заключительное слово учителя

— В чём же тайна Достоевского? Что именно он принёс в мир, чем покорил его?

VI. Домашнее задание

1. Подготовить биографию А.П.Чехова

3. Творческое задание (по выбору учащихся). Написать сочинение-миниатюру на тему: «Что нового открылось для меня в повести Ф. М. Достоевского “Белые ночи”.

I. Организационный момент

II. Актуализация опорных знаний.

III. Проверка домашнего задания

IV. Работа по новой теме

1. Вступительное слово учителя.

А ночи стояли чудные…. Знаменитые петербургские белые ночи…Особенность северного лета – белая ночь не раз привлекала внимание писателей и поэтов. Попробуем и мы с вами почувствовать красоту белых ночей….

2. Формирование темы (что проходили на прошлом уроке? кого не охарактеризовали?)

3. Работа с анализом образа.

4. Составление характеристики. Запись в тетрадь. Внешность главной героини.

5. Устная сравнительная характеристика Мечтателя и Настеньки.

Работа в парах. Определить особенности образа Настеньки по пунктам слайда. Слайд 7.

6. Сравнительная характеристика.

Молодой человек 26 лет – мечтатель. Живет преимущественно собственными фантазиями, в реальную жизнь выглядывает редко. Как-то он отправился от нечего делать бродить по городу, да так увлекся прогулкой, что вышел за город. Там он насладился вольным природным воздухом. Когда уже поздним вечером герой возвращался домой, он встретил молодую худенькую девушку, которая почему-то плакала.

Молодой человек заговорить с ней сразу не решился. Она тем временем перешла на другую сторону улицы. Герой увидел, что там к ней вот-вот пристанет пьяный. Мечтатель героически спас девушку от неприятностей. Правда, обошлось без рукоприкладства: оказалось, что достаточно только присутствия молодого человека рядом с прекрасной незнакомкой.

История Настеньки. Характеристика главной героини

Настя вот уже два года ни на шаг не отходит утром и днем от своей бабушки. Та почти ослепла, и за какой-то проступок, о котором не сообщается, родственница в буквальном смысле прикрепила девушку к себе, чтобы она еще чего не натворила. Настя – сирота, родители умерли, и она осталась она с бабулей. У них в доме есть две комнаты: в одной живут они, а другую бабушка сдает внаем – это единственный источник их существования, кроме пенсии старушки.

И вот к ним заехал жилец – молодой человек. В результате одного неловкого эпизода он понял, что Настя пристегнута к бабушке булавкой. Он пожалел девушку, стал давать ей книги и вывозить в театр. Она, конечно, влюбилась в благодетеля, открылась ему, но он сказал, что пока не может взять ее замуж, так у него нет достаточного количества денег на сей момент для такого ответственного шага, и ему надо в ближайшее время ехать в Москву на год. Если за это время у Насти к нему не изменятся чувства, то он приедет ровно через год и женится на ней.

Бесконечно рефлексирующий мечтатель желает помочь девушке и предлагает ей сочинить письмо для суженого, а он его отнесет куда следует. Удивительным образом необходимое письмо уже написано девушкой, а герою даны четкие инструкции, кому именно его надо отдать. Нельзя сказать, что Настя манипулирует мечтателем намеренно, эксплуатируя его влюбленность, у нее это выходит невольно и невинно.

Встреча заканчивается тем, что Настя и мечтатель распевают песни. Чему радуется она – понятно, а он, видимо, надеется ей услужить и добиться ответных чувств от девушки и, предвкушая это событие, поет.

Третья и четвертая ночи. Финал истории

Третья встреча. Напряжение нарастает. Друг девушки не отвечает на переданное письмо, она находится в крайней степени экзальтации (если честно, то герои не выходят из этого состояния ни на минуту за все время повествования). Мечтатель, напротив, приуныл. Он понял, что его шансы на взаимность стремительно приближаются к нулю. Девушка пытается его как-то утешить и заверить в своем дружеском расположении. Естественно, мечтателю от этого не легче.



В данный момент вы не можете посмотреть или раздать видеоурок ученикам

Чтобы получить доступ к этому и другим видеоурокам комплекта, вам нужно добавить его в личный кабинет, приобретя в каталоге.

Получите невероятные возможности




Сегодня на уроке мы:

· выясним, почему свою повесть Достоевский назвал романом;


Повесть ‒ это средний эпический жанр, в котором представлен ряд эпизодов из жизни героя. По объёму повесть больше рассказа и шире изображает действительность. Повесть состоит из цепи эпизодов, которые составляют определённый период жизни главного героя. Как правило, в повести всего одна сюжетная линия.

Роман – это большой эпический жанр. В романе изображаются все стороны действительности и охватывается большой период времени. Обычно в романе несколько сюжетных линий и множество действующих лиц.


Настенька – это антипод Мечтателя.


Их объединяют одиночество и стремление вырваться из среды, которая их душит. Но Настенька не склонна к бесплодным мечтам. Да, она грезила о китайском принце, когда сидела рядом с бабушкой, пришпиленная к ней булавкой. Но при этом она решительна и способна на отчаянные поступки. Например, узнав, что жилец уезжает, Настенька собирает вещи, чтобы бежать вместе с ним. Хотя девушка не уверена в его чувствах. Не дождавшись возлюбленного, девушка опрометчиво решает связать свою жизнь с Мечтателем. А встретив любимого, возвращается к нему. Настенька действует, она меняет свою жизнь.

Если сравнивать истории Мечтателя и Настеньки, мы увидим яркий контраст. В рассказе Мечтателя – отвлечённые философские рассуждения и грёзы. Даже описывая свою жизнь, Мечтатель отделяет себя от неё. И о себе он говорит в третьем лице, как об абстрактном существе, даже не называя имени. Речь его очень книжная.

Настенька сразу же называет своё имя. Её речь проста и безыскусна. И история её вполне обычная, житейская. В ней есть место шуткам, конфузам, бытовым подробностям. Это подчёркивает силу контраста между Настенькой и Мечтателем.

У каждого из них в рассказе есть история любви. Но у Мечтателя это только игра воображения. У Настеньки мы видим живые чувства, поступки, всю гамму эмоций. Не зря именно Настеньку, а не Мечтателя часто называют главным героем повести. Действие развивается только благодаря этой девушке. Когда Настенька исчезает из повествования, история заканчивается. Мечтатель возвращается к прежней жизни, в которой есть неприглядная реальность и волшебные, но пустые фантазии.

Настенька – активный человек, который меняет свою судьбу. А Мечтатель пассивен.


Мечтатель – очень добрый, благородный, но слабый человек. Встреча с Настенькой – это не только мгновения счастья. Это столкновение с реальностью, в котором Мечтатель терпит поражение. Ему проще вспоминать о былом счастье и благословлять за него девушку, чем бороться и действовать.

И в этот период Достоевский обращается к сентиментализму.

По каким причинам? Что привлекало писателя в этом литературном течении?

Для ответа на этот вопрос обратимся к принципам сентиментализма. Главное для сентименталистов – внимание к внутреннему миру человека, изображение его движений души, эмоций, чувств. Путь к совершенству лежит через страдания и сочувствие чужому горю.


Очень важно помнить, что герои Достоевского переживают глубокую внутреннюю драму. Но причина этой драмы не только бедственное положение, нищета и давление среды. Главная причина – это потеря самоуважения, чувства собственного достоинства и веры.

Ещё один принцип сентиментализма – описание душевного состояния персонажа через пейзаж.

Более того, следующие строки – это метафора, которая описывает реальную жизнь Мечтателя: унылое существование, короткое счастье от встреч с Настенькой и безрадостное будущее.

В одном из писем брату Достоевский точно обозначил проблему Мечтателя:


Перов В.Г. Портрет Ф.М.Достоевского. 1872 г.
Источник иллюстрации: Передвижники. Картины из собраний музеев СССР. — М.: Изобразительное искусство, 1969, илл. 10.


ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

Уроки литературы в 9 классе[1]

I. Роль истории Настеньки
Групповая работа
(по тексту повести, прочитанному самостоятельно):

Почему мечтатель считает себя похожим на черепаху?

Почему мечтатель рассказал о своей жизни именно Настеньке:
• был одинок и готов открыться первому встречному;
• хотел показать ей богатство своего внутреннего мира;
• почувствовал в Настеньке родственную душу, оценил её доброту, чистоту её помыслов;
• по другой причине?

Чем мечтательность Настеньки отличается от размышлений мечтателя?

Как повлияло на Настеньку чтение книг?

Что чувствовала Настенька, решившись бежать с жильцом?

Какими способами автор описывает её состояние?

Можно ли сравнить её поступок с действиями героинь прочитанных ею романов?

Почему Настенька рассказала мечтателю свою историю:
• устала от одиночества;
• увидела в мечтателе доброго друга и ждала от него совета;
• не могла больше скрывать своей любви к жильцу;
• не понимала чувств мечтателя, а думала только о себе;
• по другой причине?
Обоснуйте свой ответ.

Как петербургский пейзаж передаёт состояние мечтателя?

Докажите, что он тонкий психолог и хорошо понимает состояние Настеньки.

Дайте лексические комментарии к словам и выражениям: в её словах было столько неги, принимал всё за чистую монету, исполнил все ваши комиссии, скрепя сердце, досадный диссонанс.

Почему Настенька не замечала любви мечтателя:

Кому автор больше сочувствует: мечтателю или Настеньке? Обоснуйте свой выбор.

*Какие литературные ассоциации вызывают у читателя следующие слова и выражения: письмо; пришла к нему в первый раз сама; я утоплюсь; вы бы не бросили ей в глаза бесстыдной насмешки над её слабым, глупым сердцем; вы бы никогда не узнали, что я вас люблю; хотя я ещё и люблю его (не хочу вас обманывать); мы были как дети.

Найдите в размышлениях Настеньки о своей любви общность с Татьяной Лариной и бедной Лизой.

Какие оправдания находит Настенька своему чувству и поступкам?

Как это её характеризует?

Как изменяется внутренний мир героини после объяснения мечтателя?

Что в сцене объяснения напоминает черты сентиментализма?

Чем можно объяснить уход Настеньки с жильцом:

• она живёт чувствами, а не разумом;
• она цельная натура, отличающаяся постоянством чувств и убеждений;
• она по-настоящему любит жильца; • другой причиной?

Заполнение таблицы может быть завершено дома.

Какую роль играют в финале повести детали пейзажа и интерьера?

Чем мечтатель и Настенька близки героям сентиментальных романов и чем от них отличаются?

Каким новым содержанием наполняет Достоевский понятие сентиментальность?

Можно ли доказать, что герои повести — это герои реалистического произведения. Обоснуйте свой ответ.

V. Развитие понятия о повести и психологизме литературы

Работа со словарём литературоведческих терминов:

— Вспомните или найдите в словаре литературоведческих терминов определение понятий повесть, роман, сентиментализм, реализм.

— Выясните по словарю смысловое наполнение понятия психологизм.

Итоговые вопросы:

В чём противоречивость образа Настеньки?

Домашнее задание

Завершить заполнение таблицы.

Письменно ответить на один из итоговых вопросов урока или составить письменную характеристику Настеньки и средств создания этого образа (по выбору учащихся).

Индивидуальные задания.

Групповое задание.

Подготовить коллективный учебный проект.

ФЁДОР МИХАЙЛОВИЧ ДОСТОЕВСКИЙ
(1821 – 1881)

В 1862 году писатель впервые уезжает за границу, путешествует по Западной Европе.

Изнуряющая литературная работа не могла не сказаться на здоровье писателя. Поддержку и опору он нашел в своей последней жене, Анне Григорьевне Сниткиной. Первая жена Достоевского умерла от чахотки, с гражданской женой, А. Сусловой, он расстался. Анна Григорьевна дала ему ощущение семейного счастья. После свадьбы Достоевские путешествовали по Германии, Швейцарии, «Италии.

Незадолго до смерти, в 1880 году Ф. М. Достоевский произнес знаменитую речь на открытии памятника А. С. Пушкину в Москве, в которой по достоинству оценил вклад поэта в мировую культуру.

Ф. М. Достоевский многие десятилетия привлекает внимание читателей во всем мире своим глубоким и проницательным психологизмом. Как и А. С. Пушкин, он внес большой вклад в русскую литературу и общественное сознание.

Источник: Литература. 9 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. / [В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин]; под ред. В.Я.Коровиной. - М.: Просвещение.

1. Источник: Беляева Н. В. Уроки литературы в 9 классе. — М.: Просвещение, 2014. — 368 с. (вернуться)

Читайте также: