Конспект урока грибы паразиты 6 класс

Обновлено: 05.07.2024

Грибы – паразиты.

Цель. Создать условия для активной познавательной деятельности учащихся с целью изучения особенностей жизнедеятельности грибов- паразитов.

образовательная: раскрыть общие особенности организации грибов – паразитов, вызывающих болезни растений, животных, человека, и способами борьбы с ними;

развивающая: развивать умения анализировать, синтезировать, обобщать, делать выводы, сравнивать;

воспитательная: прививать навыки коммуникативного общения, любовь к природе.

Планируемые результаты обучения.

Учащиеся должны знать:

- строение и основные процессы жизнедеятельности грибов;

- разнообразие и распространение грибов;

- роль грибов в природе и жизни человека.

Учащиеся должны уметь:

- давать общую характеристику грибам;

- отличать грибы от других живых организмов;

- объяснять роль грибов в природе и жизни человека.

Метапредметные

Сформировать умение анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления, выявлять причины и следствия простых явлений.

Сформировать умение преобразовывать информацию из одного вида в другой (текст в таблицу и пр.).

Сформировать умение самостоятельно организовывать учебное взаимодействие при работе в паре .

Сформировать умение самостоятельно обнаруживать и формировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности (формулировка вопроса урока).

Сформировать умение в диалоге с учителем совершенствовать самостоятельно выработанные критерии оценки.

Сформировать умение работать по плану, сверять свои действия с целью и при необходимости исправлять ошибки самостоятельно.

Осознавать неполноту знаний, проявлять интерес к новому содержанию;

Устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом;

Оценивать собственный вклад в работу;

Формирование познавательного мотива на основе интереса, направленного на изучение живой природы.

Овладеют интеллектуальными умениями: доказывать, строить рассуждения, анализировать, сравнивать, делать выводы.

Повторение изученного материала.

С какими плесневыми грибами мы с вами познакомились на прошлом уроке?

Какое строение имеет мукор?

Есть ли сходство между мукором и шляпочными грибами?

Что получают из пеницилла?

Как человек использует антибиотики?

Как размножаются дрожжи?

Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе и имеет вид пушистого белого налета. Рассмотреть его удается только под микроскопом. О каком грибе идет речь?

Собрали плоды малины и земляники и оставили их в стеклянной банке. Вскоре плоды дали сок, а через несколько дней сок забродил. Что могло вызвать брожение сока?

В тесто для выпечки хлеба добавляют пекарские дрожжи. Каким бы получился хлеб без дрожжей? Почему?

В годы войны препарат гриба пеницилла спас от смерти многих раненых и больных воспалением легких. Каким свойством он обладает?

Слайд 2 . Письменное задание.

Установите соответствие между особенностями строения и организмом, для которого они характерны .

А. Мукор Б. Дрожжи В. Подберезовик

1. Образует плодовое тело из пенька и шляпки

2. Состоит из одной многоядерной клетки

3. Тело состоит из одной или несколько клеток

4. Размножается почкованием

5. Грибница с корнями растений образует микоризу

6. На гифах, поднимающихся вверх, находятся спорангии

7. Появляется в виде плесени

8. Споры созревают в шляпке

9. Спороносный слой имеет трубчатое строение

Ответы по щелчку.

Мотивация учебной деятельности.

Слайд 3. Демонстрация картинок с грибами- паразитами. Встречались ли вам такие растения? Где и в какое время года?

Это тоже грибы. Их называют грибы- паразиты. Скажите, какую группу грибов мы будем с вами изучать на сегодняшнем уроке?

Какие вопросы мы с вами изучаем при рассмотрении определенной группы грибов?

Слайд 4. На данном уроке мы с вами познакомимся с грибами- паразитами.

Слайд 5. В ходе урока должны найти ответы на следующие вопросы:

- Где обитают данные грибы?

- Какое строение имеют грибы- паразиты?

- Какой способ питания данной группы грибов?

- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты?

- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека?

Изучение новой темы.

Чтобы определить основные признаки грибов – паразитов, давайте познакомимся с многообразием грибов – паразитов.

Самостоятельная работа с учебником. Стр. 82. Зад. 55 стр. 35 в раб.тетради.

Названия грибов - паразитов

Головня Слайд 6.

Хлебные злаки: пшеница, овёс, ячмень, просо, кукуруза.

Наносит ущерб сельскому зерновому хозяйству. Снижает урожайность злаков или практически полностью уничтожает его.

Спорынья Слайд 7.

Луговые и хлебные злаки.

Снижает урожайность зерна. Споры гриба ядовиты и могут вызвать отравление.

Трутовик Слайд 8.

Сокращают сроки жизни деревьев, разрушая древесину. Разрушают деревянные постройки.

Фитофтора Слайд 9

Листья и клубни картофеля, томата.

Наносит ущерб сельскому хозяйству. Вызывает порчу или гибель урожая.

Слайд 12 . Хлебная ржавчина может полностью уничтожить урожай. Гриб хлебная ржавчина поражает листья и стебли злаков. При этом колосья совсем не образуются или не содержат полноценных зёрен. Наиболее перспективный способ борьбы с грибом – выведение устойчивых к ржавчине сортов. Ржавчиной поражаются плодовые и садово-декоративные культуры.

Слайд 13. Серая гниль паразитирует на растительных остатках, которые остаются в почве. Попадая на отмершие части растений, гриб поражает живые клетки токсичными выделениями, поражая все новые участки тканей. Активность серой гнили приходится на сырую и холодную весну. Во время завязывания бутонов, болезнь поражает верхнюю часть растений: бутоны, стебли, листья.

Слайд 14. Парша вызывает заболевания, связанные с сильным поражением и деформацией поверхностных тканей. Сильное развитие парши почти никогда не бывает губительным для яблони, но может заметно снизить урожайность (уменьшается количество и вес плодов) и качество плодов. Плоды мельчают, становятся непривлекательными, уродливой формы, со сниженным содержанием витаминов .

Слайд 15 . Микозы – заболевания, вызываемые грибами- паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний, заболеваний волосяного покрова, ногтей у человека и когтей у животных – дерматитов, стригущего лишая, парши и др. болезней.

Ответим на поставленные вопросы в начале урока. слайд 16

- Где обитают данные грибы? - живые организмы

- Какое строение имеют грибы- паразиты? - разросшаяся грибница внутри живого организма, очень редко образуют плодовые тела

- Какой способ питания данной группы грибов? – парази ты

- Как размножаются и распространяются грибы – паразиты? - спорами, распространяются ветром

- Какое значение имеют данные грибы в природе и жизни человека? – вызывают заболевания, порчу продуктов и др. предметов.

Первичное закрепление изученного материала.

- Предлагаю применить ваши знания о грибах:

Задание первое: отгадать загадки и расположить по группам: Паразиты или Плесневые грибы.

Методическая разработка урока с презентацией в 6 классе по теме "Грибы-паразиты" к учебнику В.В. Пасечника.

ВложениеРазмер
griby.docx 24.05 КБ
parazit_griby.ppt 2.91 МБ

Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе.

  1. Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними
  2. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов
  3. Обобщить знания о грибах, как о самостоятельном царстве

Оборудование: мультимедиа (компьютер, проектор, интерактивная доска), презентация.

- Какую тему изучали дома?

(2 уч-ка работают индивидуально по карточкам вставить нужные слова)

Вставь пропущенное слово:

1. Известно около …. видов грибов.
2. Грибы питаются …. веществами.
3. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество-.
4. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
5. Споры пеницилла созревают в ….
6. Тонкие белые нити гриба - ….
7.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
8. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …..
9. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма называются ….
10. Дрожжи размножаются …….

Вставь пропущенное слово:

  1. Мукор – это гриб …..
  2. Пеницилл размножается ……
  3. Дрожжи – это ……. грибы, имеющие форму …….
  4. Споры мукора созревают в ……
  5. Дрожжи используют в ….
  6. Споры пеницилла созревают в …
  7. Пеницилл – это …… гриб.
  8. Дрожжи размножаются …..

Работа с остальными учащимися в классе.

- Какие царства живой природы знаете?

- Какие выучили? Почему грибы выделили в отдельное царство?

- Как называется наука о грибах?

Я читаю загадки о грибах, вы угадываете: 3 слайд

1. Бледная она стоит

У нее съедобный вид.

Принесешь домой - беда,

Будет ядом та еда.

Знай, что этот гриб - обманка,

Враг наш - бледная.

2. Возле леса на опушке,

украшая тёмный бор,
Вырос пёстрый, как Петрушка, ядовитый .

3. В лесу, на радость людям,

средь молодых сосенок,
В блестящей темной шляпке

4. Есть семейные грибы,

Лишь семьей живут они

На пеньках и на корнях,

И в траве на вырубках.

Эти дружные ребята

5. Очень чистый ,вкусный гриб-

Рад и повар и грибник

Эти желтые сестрички

Распределите эти грибы на 2 группы. Какие из них встречаются в нашей местности?

Почему опасны даже съедобные грибы в Ростовской области?

Проверка 2-х учеников, работающих по карточкам индивидуально (4, 5 слайд)

Итог (выставление оценок).

3.Изучение нового материала

Проблемный вопрос: - На какие группы по типу питания можно разделить грибы? (сапрофиты и паразиты)

Сегодня мы с вами познакомимся с разными видами паразитических грибов и научимся отличать их от других.

-Какие грибы называют паразитами? 6слайд (запись определения в тетрадь)

Грибы-паразиты – это грибы, питающиеся органическими веществами живого организма.

Грибы-паразиты могут поражать разные организмы, но мы разберем только паразитов, поселяющихся на различных растениях.

1.паразиты хлебных злаков

А) Головня – это гриб-паразит, поражающий злаки(пшеница, кукуруза, просо). Зараженные колоски похожи на обуглевшие головешки, в которых созревает масса спор. Во время уборки урожая споры головни попадают на здоровые колоски и сохраняются до весны. Вместе с зерном попадая в землю споры прорастают и грибница растет внутри стебля, потом достигает колоска и превращает зерновки в черную пыль. Для уничтожения спор, зерно обрабатывают специальными препаратами. (7 слайд)

работа в тетради № 34 ,заполнить таблицу после рассказа учителя по каждому грибу-паразиту.

Названия грибов -паразитов

Спорынья - гриб, паразитирующий на злаках. В медицине используется гриб, паразитирующий на ржи. Рожки продолговатые, несколько искривленные, 1-3 см. длины, черно-фиолетового цвета. В Средние века в год, когда из-за погодных условий развитие спорыньи усиливалось, из-за употребления хлеба из зерна, поражённого спорыньей, возникали массовые пищевые отравления, сопровождающиеся судорогами. Также при отравлении наблюдаются расстройства психики, нарушение глазодвигательной функции, а спустя несколько месяцев — осложнённая катаракта , большие дозы приводят человека к гибели. В настоящее время методы агротехники позволили практически избавиться от спорыньи в сельскохозяйственных посевах. (8 слайд)

После рассказа ученика учащиеся продолжают работу в тетради № 34

Трутовик разрушает древесину деревьев, наносит большой вред лесному хозяйству. Имеет форму копыта и появляется на коре дерева через несколько лет после заражения. Споры созревают на нижней стороне плодового тела гриба и проникают в другие деревья через раны, потом прорастают по всей древесине в грибницу, разрушая ее и делая трухлявой. Срок жизни дерева сильно сокращается.

Виды трутовиков 9-14слайд

работа в тетради № 34

3. Грибковые заболевания овощных растений.

К самым распространенным грибковым заболеваниям относятся фитофтора, черная ножка , ложная мучнистая роса , белая гниль , серая гниль , ржавчина , сухая гниль корнеплодов и другие.

1) Фитофтороз . Бурые пятна на листьях быстро расширяются во влажную по году или при обильных росах, вызывая гибель листьев, а иногда и всего растения. На плодах бурые пятна рас пространяются вглубь, загнивают. Рекомендуется уничтожать растительные остатки, не допускать соприкосновения плодов с землей.

2)Черная ножка поражает проростки семян и молодую рассаду различных видов капусты, а так же редис, огурцы, томаты, салаты и другие виды овощей. Сильно пораженные растения полегают и отмирают. Главное в борьбе с этой болезнью – правильный уход за рассадой, а именно: избегать излишне густого посева, повышенной температуры и избыточной влаги, своевременное пикирование сеянцев и высадка рассады.

3) Ложная мучнистая роса поражает капусту, брюкву, горчицу, редьку. На листьях молодых растений рассеяны желтые пятна. На нижней стороне листьев имеется беловатый налет гриба. На взрослых растениях эти пятна имеют красноватый оттенок. Эта болезнь передается с семенами. Поэтому следует перед посевом обеззараживать семена (раствор марганца, прогревание в горячей воде и другие методы).

4) Стеблевая гниль может присутствовать не только на томатах, но и на многих растениях семейства пасленовых: перце, картофеле, баклажанах и других. Болезнь проявляется в увядании растений. В нижней части стебля появляются бурые и черные пятна. Из мер борьбы самый эффективный – правильный севооборот. (15-20 слайд)

работа в тетради № 34 записать один из этих грибов

4. Грибковые заболевания плодово-ягодных культур.

2.Серая гниль косточковых поражает вишни и сливы аналогично предыдущей, но бородавки на вишнях и сливах располагаются не кругами, а беспорядочно. Серая гниль поражает плоды, цветки, листья и побеги. Источниками заражения являются прошлогодние больные плоды, оставшиеся висеть на дереве. (23 слайд)

3.Парша . Болезнь проявляется в виде темных дерновинок на листьях, побегах и плодах, которые могут покрываться бархатистым налетом. Плоды в зоне поражения искривляются, прекращают рост, быстро опадают. (24 слайд)

работа в тетради № 34 записать один из этих грибов

- Как распространяются грибы-паразиты, прочитайте в учебнике стр. 47. На это задание дается 2 минуты, чтобы рассказать о способах распространения грибов.

25 слайд ( отгадать загадки и расположить по группам:

А) Весь грибок с пчелиный бок

А растет на весу и совсем не в лесу (спорынья)

Б) Есть грибы и не в лесу:

В тесте, в пиве и квасу (дрожжи)

В) Конское копыто – к дереву привито (трутовик)

Г) Пока молод, он седой

А постареет – весь почернеет (мукор)

Д) Выросли на палочке

Лекари хваленые (пеницилл)

Е) Это что за дело: просо обгорело.

И в метелках сажа,

И на листьях даже (головня)

Б)Тестовая работа. ( 26 слайд)

Если утверждение верно поставь +, неверно-

Проверка, выставление оценок

  1. Домашнее задание (27 слайд)
  2. Итог урока

Оцените свою работу на уроке, объяснив почему вы выбрали такой кружок.

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания. Методическая разработка урока по волейболу в 5 классе на основе инновационной технологии спортивно-ориентированн

урок по физической культуре с ипользованием инновационной технологии спортивно-ориентированного физического воспитания.

методические разрадотки,презентации к уроку и конспекты уроков : Методическая разработка урока 6 класс математика "Проценты. Решение текстовых задач"

Урок по теме " Проценты" составлен так, что начало урока представлено как путешествие в сказочную страну.Решение текстовых задач показывает межпредметные и метопредметные связи. Происходит.


методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Движения живых организмов" и презентация к ней. Методическая разработка урока биологии в 6 классе по теме "Дыхание растений, бактерий и грибов" и презентация к ней.

Методическая разработка урока с поэтапным проведением с приложениямиПрезентация к уроку биологии в 6 классе по теме "Почему организмы совершают движения? ".Методическая разработка урока с поэтап.


Методическая разработка урока "Амины. Анилин", Методическая разработка урока "Многоатомные спирты"

Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 10" О.С. Габриелян.Урок, разработан для учащихся 10 класса, обучающихся по базовой программе. Учебник "Химия 1.


Публикация статьи по теме “Илең турында уйла” (методическая разработка урока по татарской литературе в 5 классе) в педагогическом научно-методическом журнале “Магариф” №2, 2016 год.

Публикация статьи по теме “Илең турында уйла” (методическая разработка урока по татарской литературе в 5 классе) в педагогическом научно-методическом журнале “Магар.


Методическая разработка урока "Класс насекомые"

Содержание материала включает изучение особенностей строения и жизнедеятельности насекомых, позволивших им достаточно хорошо освоить биосферу и стать самым многочисленным классом животных.


Методическая разработка урока "В зоопарке" методическая разработка по английскому языку (5 класс)

1. Проверка знаний

  1. Какие плесневые грибы могут быть причиной порчи продуктов?
  2. Какое строение имеет мукор?
  3. Расскажите историю открытия пенициллина.
  4. Какое строение имеют клетки дрожжей?
  5. Как человек использует дрожжи?

3. Индивидуальный опрос

Многие народы издавна знакомы с дрожжами – это подтверждают археологические раскопки. Так, на территории Древнего Египта и Междуречья обнаружены развалины пивоварен и пекарен, построенных за 2 и даже 3 тысячелетия до н. э.
Кто открыл дрожжи? Каково их строение? Как дрожжи размножаются?

В 1928 г. был открыт вид плесени из рода Пенициллум. Выделяемое этим грибом вещество назвали пенициллином. В чистом виде он был получен только в 1940 году. Кто из ученых открыл пенициллин? Как в медицине называют пенициллин и вещества с подобными ему свойствами? С какой целью их применяют?

Этот гриб часто появляется на хлебе, овощах, конском навозе и имеет вид пушистого белого налёта. Рассмотреть его удается только под микроскопом. Что это за гриб, какое значение он имеет?

4. Тест:

1. Грибы относятся к растениям

2. Гифами называют

3. В клетках грибов содержатся хлоропласты.

4. В клетках грибов

1) отсутствует ядро;
2) имеется одно ядро;
3) имеется несколько или много ядер.

5. Споры у шляпочных грибов образуются

1) на кончиках некоторых нитей грибницы;
2) в шляпке.

6. Плодовое тело шляпочных грибов образовано

1) плотно упакованными нитями грибницы;
2) клетками специальной ткани.

7. Грибы питаются.

1) минеральными веществами почвы;
2) разлагающимися органическими остатками в лесной подстилке;
3) органическими веществами из тела живых растений или животных.

8. Плесневые грибы.

1) имеют плодовое тело;
2) имеют только грибницу.

9. Споры плесневых грибов образуются.

1) в шляпке;
2) на кончиках некоторых нитей грибницы.

II. Изучение нового материала

Демонстрация: яблоко с пятнами парши.

– Встречались ли вам такие фрукты, почему они имеют такой вид?
Нет живых организмов, на которых бы не паразитировали грибы. Исключения не составляют и организмы человека и животных. Изучим грибы, паразитирующие на растениях.

Лабораторная работа: Грибы – паразиты растений

1. Рассмотрите гербарии головни и спорыньи.
2. Установите растения, на которых они паразитируют.
3. Найдите органы растений, пораженные этими грибами.

Дополнение учителя (демонстрация слайдов презентации). Хлеб, полученный из зерна, пораженного головней, имеет низкие вкусовые и кондиционные качества. Зерно же, зараженное спорыньей, ядовито и не может использоваться ни человеком, ни животными, так как вызывает тяжелые отравления. В то же время, спорынью используют для получения медицинских препаратов.

В Китае, Японии гриб-паразит гибереллу специально культивируют на рисовых плантациях и плантациях сахарного тростника. Этот гриб вырабатывает гормон роста, что приводит к значительному увеличению органов растений – явление гигантизма.

Лабораторная работа (продолжение):

4. Рассмотрите плодовые тела трутовика.
5. Изучите срез нижней части гриба-трутовика.

Дополнение учителя (демонстрация слайдов презентации). Гриб-трутовик, плодовое тело которого имеет вид деревянистого копытообразного нароста на стволах деревьев, – опасный вредитель леса, вызывающий разрушение древесины. Гифы трутовика пронизывают весь ствол от корней до макушки. Когда дерево погибает, трутовик продолжает жить на мертвой древесине. Он разрушает дома, шпалы, деревянные мосты. Чаще всего заражаются спорами трутовиков деревья, у которых повреждена кора и тем самым открывается доступ спорам гриба.
Самый опасный разрушитель построек из дерева – домовой, или плачущий гриб. Домовой гриб при разложении древесины выделяет воду (до 10 ведер на кубометр дерева), поэтому серая пленка его мицелия всегда покрыта каплями воды и любое строение он быстро превращает в труху.

Гриб-паразиты животных и человека (рассказ учителя с демонстрацией слайдов презентации).

Микозы – заболевания, вызываемые грибами-паразитами. Эти грибы являются возбудителями тяжелых кожных заболеваний, заболеваний волосяных покровов, ногтей у человека и когтей у животных – дерматитов, стригущего лишая, парши, гистоплазмоза (переносится птицами и летучими мышами – заболевание скалолазов и спелеологов).

III. Закрепление знаний

  1. Какие организмы называют паразитами?
  2. Перечислите названия грибов – паразитов растений.
  3. Какой вред они приносят?
  4. Какие заболевания вызываются грибами у животных и человека?
  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Столбовская муниципальная основная общеобразовательная школа

Учитель: Иванова Л.А .

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ: Познакомить учащихся с особенностями строения и

размножения грибов и грибов-паразитов;

показать роль грибов в круговороте веществ и народном хозяйстве;

познакомить учащихся с проводимыми мероприятиями по борьбе с

ОБОРУДОВАНИЕ: Колосья зерновых, поражённых головнёй и спорыньёй, ржавчина на листьях, стеблях, цветах, гриб-трутовик;

ЛИТЕРАТУРА: Биология: Растения, Грибы, Бактерии. В.В.Пасечник. Дрофа Москва – 2001г.

Журнал: Биология в школе - 4/98 г.

Школьное цветоводство. Г.В.Вьюгина. Смоленск – 1997 г.

Веселые уроки А. Тарасов. Смоленск Русич 1998 г.

Тематические игры по биологии Л.В.Сорокина творческий центр.

МЕТОДЫ: Беседа, демонстрация, наблюдение, рассказ.

ФОРМА: урок-сказка.

ПЛАН: 1.Орг. момент-1мин.

ХОД УРОКА: 1. Орг. момент

2.Роль грибов в природе и жизни человека.

РАССКАЗ: Разрушая остатки растений и животных, грибы участвуют в круговороте веществ в природе и в образовании плодородного слоя почвы. Из некоторых получают ценные лекарства. Съедобные грибы употребляют в пищу ,( при изготовлении хлеба, сыров, в виноделии, но могут наносить и большой вред, вызывая болезни у растений, животных и человека, портят продукты питания, разрушают постройки. Некоторые грибы вырабатывают ядовитые вещества ими можно тяжело и даже смертельно отравиться.

БЕСЕДА: 1. Какие грибы вы знаете?

Какова положительная роль грибов в природе?

Какова отрицательная роль грибов в природе?

Какие организмы называются паразитами?

Приведите примеры организмов-паразитов?

Среди грибов немало паразитов. Они вызывают различные болезни растений, человека и животных. Особенно большой вред они наносят с/хозяйству и лесному.

ЗАДАНИЕ: Прослушав новеллу о грибах. Ответьте на вопросы.

Внешние признаки гриба-паразита?

4. Размножение гриба-паразита?

5. Роль грибов-паразитов.

6. Сделайте вывод: о мерах борьбы с грибами- паразитами.

. НОВЕЛЛА О ГРИБАХ - ПАРАЗИТАХ.

Красавица, иностранка, известна всему миру! А какое имя: Фитофтора инфестанс! О ней писали все газеты! Каждый её шаг тут же фиксировался прессой: в какой бы стране она ни появилась - известен не только год и месяц, но даже день посещения!

О КАКОМ ГРИБЕ ЕЩЕ СТОЛЬКО НАПИСАНО? ЦЕЛЫЕ ТОМА!

Её родина живописные долины в горных районах Мексики. Длинные, холодные и влажные ночи, летом каждый день идет дождь,. зимой совсем не холодно, настоящий рай!

На завтрак, обед и ужин она предпочитает исключительно сырой картофель. Причем не только клубни, но и все растение целиком, съедая его без остатка.

Мне это стало казаться странным, и я решила познакомиться с её биографией поближе

Песнь Фитофторы.

Колумб Америку открыл,

И много разных чудес привёз.

Картофель был главным чудом тогда:

Миллионы людей от голода спас…

Пока не появилась я-

Надо спорами в почву,

Прорасти, прокрасться, влезть

В листья, стебель, почку!

И появятся когда

Черных пятен точки-

Тут картофелю хана:

Съем всю до листочка.

А потом пущу вокруг

На картофельных полях

Есть чем поживиться!

Даже если не пропасть

Клубни вдруг сумеют,

То до следующей весны

Вряд ли уцелеют:

В сырых подвалах снова я-

Что тут остается делать? Только отравить.

Но фитофтора выжила.

В чем проблема? Только выведут сорт картофеля новый, фитофтороустойчивый, так

она, злодейка, тут же видоизменяется.

Мы прослушали с вами новеллу о грибе-паразите Фитофторе.

РАБОТА С УЧЕБНИКОМ стр 45

Какие организмы называют паразитами?

Способы размножения грибов-паразитов?

Вред или польза грибов-паразитов?

Я к вам пришел сейчас сюда,

Чтоб не случилась здесь беда!

Историю печальную мою.

Надеюсь, ты узнал меня?

Я - Барбарис прекрасный.

Известен людям я давно

Как друг их безотказный.

То началось благой весною…

Звенел капелями апрель,

И листьев шелест робкий-

На них вдруг опустилась тень

Просила крова у меня

И ненадолго - на два дня,

Ну, кто откажет в этом?

Гостила же до лета…

Я гостье был беспечно рад!

Она же, чуть смущаясь,

С листа прокралась внутрь, в него.

Все больше углубляясь.

Я полон был волшебных чувств,

Я думал о высоком.

Бокалы появились вдруг

Душистым полны соком.

Рой насекомых окружил

Меня жужжащим нимбом,

Но вскоре по всему кусту

И я почувствовал тогда ,

Что в дом мой прокралась беда.

Она ж, когда пришел черед

Созреть в бокалах спорам,

С попутным ветром - и вперед!

А лето кончилось едва

Меня срубили на дрова…

А кто же отдал, сей приказ,

И в чем была причина.

Злосчастный рок сгубил меня,

Но знайте: погиб невинно!

Та леди, что весной пришла,

Ржаною Ржавчиной была.

Меня, покинув, невзначай

Сгубила в поле урожай.

Мы, Христиан IX, король датский, объявляем принятый Ригсдагом с нашего согласия следующий закон: Кусты барбариса могут находиться только в ботанических

садах, связанных с учебными заведениями. Нарушение запрещения, указанного в п.1,

наказуется штрафом от 5 до 100 крон. Кусты барбариса за счет владельца их должны

уничтожаться при содействии властей. Закон вступает в силу с 1 января 1905 года.

Издан в замке Амалиенбург 27 августа 1904 года.

СОСТАВЬТЕ РАССКАЗ ОБ УСЛЫШАННОМ.

НОВЕЛЛА III .

Год 994-й. Лимож. Ужасные бедствия распространились среди людей, скрытый огонь,

съедающий конечности и тело. Горе нам, горе! Почти все население вымерло, даже чума и холера не приносили столько опустошения. Молись, сынок, святому Антонио. Это он сотворил чудо- спас от верной гибели. Мне не жалко расставаться со своим богатством,

я дал обет: в случае твоего исцеления все передам в госпиталь при монастыре. Я и сам постригусь в монахи и буду до конца дней своих благодарить Господа нашего и святого

Антонио за сотворенное чудо.

Мы, папа Урбан II, милостью, данной нам от Бога, объявляем в году 1095-м от Рождества Христова об основании ордена святого Антония, дабы привести под покровительство сего святого и защитить тем людей, страдающих болезнью, именуемой “злые корчи”.

КТО ЖЕ ЭТА ГОСТЬЯ?

Две неразлучные сестры:

То рожь и Спорынья,

Где ждёте в поле урожай-

Там прорасту и я!

Пылинкой малой опущусь

На нежный цветок ржи,

А осенью взамен зерён

Взойдут мои рожки.

И вместе с ржаной мукой

Я в дом ваш попаду.

Тогда спастись невмочь

От злых и страшных корчь!

ЗАКРЕПЛЕНИЕ: 1. Какие грибы-паразиты мы сегодня изучили?

Какой из грибов используется в медицине?

Кто является промежуточным хозяином ржавчины?

Способ борьбы с грибами-паразитами?

Какую роль играют грибы-паразиты?

Каковы общие признаки грибов?

Д/З: §10; §7 стр. 36; зад. в раб. тетр.

Составлен на основании программы для общеобразовательных школ, гимназий, лицеев

Под редакцией В.В.Пасечник, В.М.Пакулова, В.В.Латюшин.

Дрофа Москва – 2001 г. стр.105.

Такая форма проведения урока повышает интерес учащихся к биологии, к осознанному ее восприятию и усвоению, способствует расширению знаний и кругозора учащихся и позволяет формировать творческие способности.

Как бы ни проводился урок, поток информации, терминов, определений создают перегрузку .Снять усталость, эмоционально настроить учащихся на дальнейшее восприятие учебного материала помогает музыкальное, художественное, литературное оформление урока.

Нетрадиционное обучение - один из самых рациональных и эффективных путей повышения познавательной активности учащихся.

Нажмите, чтобы узнать подробности

В данной теме перед ребятами открывается мир грибов-паразитов, которые сопровождают нас повсюду. Учащиеся даже не подозревают какой вред иногда нанося эти представители Царства Грибов человеку!

1.Короткая Татьяна Александровна.

5. Конспект урока.

Формировать УУД.

Личностные УУД: формируется познавательная самостоятельность и мотивация на изучение объектов природы; понимать: учебные задачи и стремиться их выполнить, свою успешность при изучении темы.

Коммуникативные УУД: формулировать собственные высказывания в рамках учебного диалога, используя термины; организовывать учебное взаимодействие в группе.

Познавательные УУД: структурировать знания; анализировать текст и рисунки учебника; объектов живой природы, сравнения роли грибов; создавать модель грибной клетки; представлять информацию в виде схем, таблиц;

Предметные УУД: Познакомиться с особенностями строения и размножения грибов – паразитов, условиями их жизни, питанием и мерами борьбы с ними. Научиться различать грибы – паразиты от других видов грибов. Изучить профилактические мероприятия и правила гигиены, защищающие от заболеваний, вызванных грибами-паразитами.

Планируемый результат: учащиеся научатся определять принадлежность грибов-паразитов к разным группам; находить сходства и различия между представителями грибов-паразитов; объяснять роль представителей грибов-паразитов в природе и жизни человека, соблюдать правила гигиены, защищающие от заражения грибами-паразитами; будут знать основные признаки строения представителей грибов-паразитов, их значение в природе и жизни человека.

Оборудование: компьютер, экран, проектор, объёмные модели грибов, фотографии, дополнительный материал.

Преобладающие методы обучения: частично-поисковые (связанные с изучением дополнительного материала по теме), проблемный метод (при решении проблемных заданий).

Организационный момент

Актуализация и мотивация знаний (5 минут)

Заполнить таблицу Плесневелые грибы и дрожжи (ПРИЛОЖЕНИЕ №1)- у каждого.

Слайд 2 – проверка заполнения таблицы соседом по парте, самооценка.

2. Вопросы классу: слайд 3

Из чего получают лекарство пенициллин?

Где чаще всего поселяются мукор и пеницилл? Какой вред они наносят человеку?

Какие организмы называют паразитами?

III. Изучение нового материала. (25 минут)

1 . Слайд 4. Постановка задач урока. Записываем тему урока.

Сегодня мы с вами изучим группу грибов, которые являются паразитами растений, животных и человека.

Для более полного изучения мы обратимся к тексту параграфа 15 и дополнительным материалам. (Один учащийся читает материал вслух, остальные слушают).

ГОЛОВНЯ. Слайд № 3

Разные виды этого гриба могут поражать хлебные злаки: пшеницу, овёс, ячмень, просо, кукурузу.

Споры головни созревают почти одновременно с зерновками злаков. Они прилипают к зерновкам, попадают на почву и растительные остатки, где и зимуют. Весной споры головни прорастают в нити грибницы. Грибница проникает в проростки злаков, растут внутри их стеблей, питаясь соками этих растений. Ко времени цветения злаков грибница головни достигает колоса. Здесь она сильно разрастается, образует массу спор, разрушает зерновки и превращает их в чёрную пыль. Колоски становятся похожи на обуглившиеся головешки (отсюда и название этих грибов). Вместо одной зерновки пшеницы образуется от 8 до 20 млн спор.

Чтобы уничтожить споры головни, зерно перед посевом необходимо обрабатывать специальными препаратами. Головня может поражать не только злаки, но и другие растения.

СПОРЫНЬЯ. Слайд № 4

На некоторых зерновых культурах поселяется гриб спорынья. У поражённых растений здоровые зерновки превращаются в ядовитые чёрно-фиолетовые рожки, плотные сплетения нитей грибницы спорыньи. Рожки опадают или сохраняются вместе с собранным зерном. Находясь в почве, рожки весной развиваются, на них образуются споры. Во время цветения злаков споры попадают на рыльца их цветков и там прорастают. Затем мицелий спорыньи проникает в завязи, где вместо зерновок образуются рожки этого гриба паразита.

Попав с мукой в пищу, они могут вызвать тяжелое отравление, у человека появляются судороги и головные боли. При сильном отравлении на ногах происходит омертвение пальцев.

ГРИБЫ ТРУТОВИКИ Слайд № 5

Эти грибы разрушают древесину деревьев, нанося большой вред лесному хозяйству, садам и паркам. Их споры проникают в дерево через раны, появляющиеся в коре при поломке ветвей, морозобоинах, солнечных ожогах и других повреждениях.

Споры прорастают в грибницу, которая распространяется по древесине, разрушает её, делает трухлявой.
Плодовые тела гриба трутовика имеют форму копыта. Обычно они появляются на коре дерева через несколько лет после заражения, располагаясь на стволах друг над другом в виде полочек. На нижней стороне плодового тела в мелких трубочках созревают споры. У большинства трутовиков плодовые тела многолетние.
В стволах поражённых трутовиками деревьев появляются дупла, они становятся хрупкими и легко ломаются. Срок жизни дерева сильно сокращается.

ПРОЧИЕ ГРИБЫ-ПАРАЗИТЫ Слайды № 6, 7, 8.

Фитофтора вызывает заболевания ботвы и гниль клубней картофеля.

Другие грибы поражают листья, молодые побеги и плоды крыжовника, образуя белый мучнистый налёт, так называемую мучнистую росу.

Если грибы (парша) поселяются на яблоках, они покрываются шелушащимися пятнами, а затем растрескиваются.

Большой урон зерновым растениям наносят ржавчинные грибы, или ржавчина. Они поражают листья и стебли злаков. Споры ржавчинных грибов имеют ржаво-красный цвет (отсюда их название). За лето образуется несколько их поколений.

IV. Промежуточное закрепление материала. (2 минуты)

КАКИЕ ВЫВОДЫ МЫ МОЖЕМ СДЕЛАТЬ ПОСЛЕ ИЗУЧЕНИЯ МАТЕРИАЛА ПАРАГРАФА? (Беседа)

Грибы-паразиты снижают урожай сельскохозяйственных растений, делают продукты из них непригодными в пищу.

Все грибные заболевания распространяются очень быстро, потому что ветер, осадки и насекомые легко переносят мельчайшие споры с больных растений на здоровые.

Заражение растений грибами-паразитами наносит большой ущерб сельскому хозяйству. Поэтому очень важно принимать профилактические меры, а в случае появления заболеваний как можно быстрее начинать борьбу с ними.

ГРИБЫ – ПАРАЗИТЫ, ВЫЗЫВАЮЩИЕ ЗАБОЛЕВАНИЯ КОЖИ ЧЕЛОВЕКА И ЖИВОТНЫХ. Слайд № 9.

Доклад учащегося. ( 3 минуты).

Микоз (дерматомикоз) кожи – это достаточно распространенное заболевание, которое имеет инфекционную природу. Заражение происходит путем попадания на кожу возбудителя, то есть грибковой инфекции или условно-патогенных организмов. Микоз может быть вызван несколькими десятками видами возбудителей, самыми распространенными среди которых считаются трихофитон и грибок рода Кандида.

Опасность заболевания кроется в том, что в большинстве случаев микозы имеют хроническую форму. Позднее обращение за медицинской помощью легко объяснить недостаточной осведомленностью людей о существующих путях передачи данного заболевания, о профилактических мерах, первых проявлениях и принципах лечения микоза. Однако чем позже выявляется заболевание, тем сложнее становится его лечение.

V. Закрепление материала урока. (9 минуты)

Выполнение заданий по вариантам. Каждый учащийся получает карточку с заданиями и выполняет их.

Задание: вставьте пропущенное слово.

1. Грибы питаются …. …………….. веществами.
2. Оболочки клеток большинства грибов содержат органическое вещество - ………….
3. Бесполое размножение грибов происходит с помощью ….
4. Тонкие белые нити гриба - ….
5.Взаимовыгодная жизнь грибов с корнями деревьев - ….
6. Сплетение грибницы с корнями деревьев называется …………………………………..
7. Грибы, которые питаются органическими веществами мертвого организма

Читайте также: