Конспект уроку вивчення ліричного твору

Обновлено: 08.07.2024

Планируемые результаты:

- Отвечают на вопросы по содержанию прочитанного произведения ;

- Владеют навыками выразительного чтения .

Метапредметные:

Познавательные:

- Умеют выстраивать логические цепочки рассуждений в процессе беседы.

Регулятивные:

- Умеют оценивать и контролировать свою деятельность.

Коммуникативные:

-Оформляют свои мысли в устной речи;

- Умеют вести диалог в процессе беседы.

- Понимают значимость выразительного чтения.

Личностно формирующая направленность урока :

Тип урока: урок по ознакомлению учащихся с произведением литературы, осмыслению его на основе

имеющихся знаний, умений, навыков (урок изучения нового).

Образовательные:

- Сформировать представление об особенностях лирического произведения ;

- На учить учащихся читать стихотворение выразительно, передавая интонацией настроение.

Развивающие:

-Развивать умения учащихся представлять картины, нарисованные поэтом;

- Развивать навыки выразительного чтения.

Воспитательные:

- Воспитывать интерес к лирике А.С. Пушкина, любовь к родной природе, внимание к поэтическому слову.

1. Орг. момент (2 минуты)

2. Мотивация учебной деятельности (3 минуты)

3. Формулирование темы и постановка задач урока (2 минуты)

4. Первичное восприятие произведения и его проверка (5 минут)

5. Физминутка (3 минуты)

6. Вторичное восприятие и анализ текста (25 минут)

7. Рефлексия (4 минуты)

8. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению (3 минуты)

Этапы урока

Образовательная задача этапа урока

Методы и приемы работы

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

Форма организации учебной деятельности

Дидактические средства, интерактивное оборудование

Формы контроля, взаимоконтроля и самоконтроля

Планируемые результаты

1.Орг. Момент (2 мин)

Настроить учащихся на дальнейшую работу

Приём эмоционального настроя на урок

Встаньте ровно, улыбнитесь

Все тихонечко садитесь!

Здравствуйте, ребята. Сегодня я у вас проведу урок литературного чтения.

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение устанавливать рабочие отношения

2.Мотивация учебной деятельности(5мин.)

Создать условия для возникновения внутр-ей потребности вкл-я в деят-ть

Ребята, отгадайте загадку:

Есть у радости подруга

В виде полукруга

На лице она живет.

То куда-то вдруг уйдет,

То внезапно возвратится,

Грусть-тоска ее боится.

Давайте подарим друг другу хорошее настроение. Я улыбнусь вам, вы улыбнетесь мне.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с новым произведением, а о каком произведении пойдет речь на нашем уроке, мы узнаем, отгадав загадки:

1) Белые шапки надели дома,
Холодно им — наступила .

2) Вот проснулось в небе солнце, Заглянуло к нам в оконце.

Если без улыбки жить, то будет очень тускло и хмуро, а когда увидишь, что человек тебе улыбается, то сразу светло и ярко.

3. Формулирование темы и постановка задач урока (2 мин.)

Обеспечить понимание учащимися темы и задач урока

О чем были наши загадки?

Верно, как вы думаете, какая тема нашего урока?

А о чем пойдет речь на нашем уроке?

Будем читать стихотворение зимнем утре или рассказ.

Речь учителя, презентация

Установление уч-ся значения результатов своей деят-ти для удовлетворения своих потребностей, мотивов, жизненных интересов

Умение осуществлять самоконтроль своей деятельности

Умение слушать и слышать; Умение вести диалог

4. Первичное восприятие произведения и его проверка(15 мин.)

Обеспечить правильное понимание содержания произведения

Словесные методы : беседа

Практические методы: работа с книгой

Для начала я хочу вас познакомить с творчеством Александра Сергеевича Пушкина

Пушкин Александр Сергеевич (1799- 1837 гг.)

Великий русский поэт, прозаик, драматург, публицист, критик.

Родился 26 мая (6 июня) в Москве, в Немецкой слободе. Воспитанный французскими гувернерами, из домашнего обучения вынес только прекрасное знание французского и любовь к чтению.

В 1811 г. Пушкин поступил в только что открытый Царскосельский лицей. После окончания лицея в июне 1817 г. в чине коллежского секретаря Пушкин был определен на службу в Коллегию иностранных дел, где не работал и дня, всецело отдавшись творчеству.

В мае он был сослан на юг России за то, что «наводнил Россию возмутительными стихами.
В 1830 г эпидемия холеры вынудила его на несколько месяцев задержаться в Болдино. Этот период творчества поэта известен как «Болдинская осень.
Последние годы жизни Пушкина прошли в тяжелой обстановке все обострявшихся отношений с царем и вражды к поэту влиятельных кругов придворной и чиновничьей аристократии.

Зимой 1836 г. завистники и враги Пушкина из высшей петербургской аристократии пустили в ход подлую клевету о взаимоотношениях его жены Натальи Николаевны с Ж. Дантесом. Пушкин вызвал Дантеса на дуэль, которая состоялась 27 января (8 февраля) 1837 г. на Черной речке. Поэт был смертельно ранен.

Методологічні основи вивчення ліричного твору на уроках літератури. Розгляд поняття про лірику та види ліричних творів. Характеристика принципів, методів та прийомів аналізу ліричного твору. Огляд ліричних творів Т.Г. Шевченка, П.Г. Тичини, Б. Олійника.

Рубрика Педагогика
Вид курсовая работа
Язык украинский
Дата добавления 06.10.2012
Размер файла 61,8 K

Подобные документы

Основи методики опрацювання художнього твору. Особливості аналізу твору на засоби виразності. Декілька підходів до аналізу літературного твору. Методичні рекомендації щодо стилістичного аналізу у початкових класах. Послідовність аналізу художніх образів.

реферат [17,9 K], добавлен 22.11.2009

Процес вивчення зарубіжної літератури у школі. Ліро-епічні жанри літератури. Особливості сприйняття учнями ліричних та епічних творів. Методичні рекомендації щодо вивчення "Пісні про Роланда". Розробка плану-конспекту уроку з світової літератури.

курсовая работа [35,5 K], добавлен 28.09.2012

Підходи до вивчення драматичних творів на уроках світової літератури на прикладі п’єси "Життя - це сон" П. Кальдерона. Природа зв’язків драми та театру. Специфічні риси барокової літератури, які є обов’язковими для вивчення згідно зі шкільною програмою.

дипломная работа [97,5 K], добавлен 22.04.2013

Взаємозв'язок кіномистецтва та художньої літератури. Аспекти передачі художнього твору засобами кіно. Актуалізація читацької діяльності школярів у процесі використання фільму "Майстер і Маргарита" режисера Бортко на уроках вивчення роману Булгакова.

курсовая работа [34,6 K], добавлен 08.01.2012

Творчість Б.-І. Антонича в літературних працях материкової діаспорної літератури. Основні методичні підходи до вивчення лірики поета в школі. Психолого-вікові особливості молодшого юнацького віку та особливості сприймання учнями 11 класу ліричних творів.

курсовая работа [125,6 K], добавлен 17.04.2014

Критерії та особливості сприймання науково-художнього та науково-пізнавального твору молодшими школярами. Аналіз пізнавальної літератури для учнів початкових класів. Послідовність роботи над науково-пізнавальними творами для дітей. Підготовча робота.

курсовая работа [49,9 K], добавлен 17.05.2014

Своєрідність японської поезії, розвиток поетичних стилів в стародавній Японії. Особливості японського віршування хоку. Методика вивчення японської поезії на уроках зарубіжної літератури (на прикладі ліричних творів японського класика Мацуо Басьо).

Не привыкайте к чудесам -

Дивитесь ими, дивитесь !

Не привыкайте к небесам,

Глазами к ним тянитесь!

Приглядывайтесь к облакам,

Прислушивайтесь к птицам!

Прикладывайтесь к родникам-

Ничто не повториться!

За мигом миг, за шагом шаг

Впадайте в изумленье,

Всё будет так и всё не так

Через одно мгновенье!

Добрый день!

Как вы думаете, чем мы сегодня будем заниматься на уроке?

Тема урока необычная:

Вы уже прочитали наши цели?

Значит, вам уже известно, что мы должны ответить на ряд вопросов?

Повторение ранее изученного

Ответьте на вопросы самостоятельно, только потом проверьте себя по подсказкам.

- Что такое лирика как род литературы?

Лирика – род художественной словесности, основным признаком которого считается изображение духовной жизни человека, мира его идей, чувств, отраженных в душевном состоянии, субъективном переживании какого-то определенного момента.

- Кого мы называем лирическим героем?

Лирический герой – часто сам автор (Я, Мы и все формы, указывающие на первое лицо); рассказчик (позиция автора).

Настроение лирического героя – чувства, переживаемые лирическим героем (воспевающее, восторженное, грустная радость, любование, насмешливое, нетерпеливое ожидание, печальное, прославляющее, радостная грусть, светлое, торжественное, тревожное…(см. словарь настроений) по поводу…)

- Через что лирический герой передаёт свои чувства и настроение?

Через изобразительно-выразительные средства

Изучение нового материала.

Давайте вспомним известные нам изобразительно-выразительные средства .

Что для этого мы должны сделать?

(назвать термины и дать определения)

Олицетворение – троп, состоящий в перенесении человеческих черт на неодушевлённые предметы и явления. Например: О чем ты воешь, ветер ночной, о чем так сетуешь безумно?

Эпитет - художественное, образное определение, вид тропа. Например: веселый ветер,
мертвая тишина, черная тоска.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Например: крыло самолета (ср.: крыло птицы, т.е. крыло самолёта похоже на крыло птицы).

Сравнения – изображение одного явления с помощью сопоставления его с другим.
Например: Грачи мелькали как сеть.

Применим полученные знания на практике.

Найдите указанные изобразительно-выразительные средства в стихотворных строчках.

Какова цель этого задания?

1.Только в спальне горели свечи
Равнодушно-желтым огнем.

2.Побледневшие звезды дрожали,
Трепетала листва тополей. В. Брюсов

3.Играет ветер тучею косматой,
Ложится якорь на морское дно.

О.Мандельштам

4.Ольха цветет, надеется, зовет,
Еще не зная страшного подвоха.

5.Губы веющего ветра
Ищут, что поцеловать. В. Брюсов

6.По мокрым скверам проходит осень,
Лицо нахмуря!

7.Там, где, словно ожерелья,
Многоцветные каменья
Поднялись над пеной волн. В. Брюсов

8.А неба свод, глубоко-синий, -
Как купол, увенчавший храм!

9. Намокшая воробушком

10.И с каждой буквой из моей строки
Крапивой лезет жгучая досада. К. Спицына


11.Ползут года улиткой склизкой,
Знать, умереть придется здесь. В. Солоухин

12. И звенят-звенят, звенят-звенят запястья… (М.Цветаева).

13. Имя твоё – птица в руке,

Имя твоё – льдинка на языке …

Анафора (одинаковое начало строк)

Обратимся к тексту

Найдите изобразительно-выразительные средства, докажите свою точку зрения. Прокомментируйте выбранные поэтом конструкции предложений.

Подсказка: Изобразительно-выразительные средства выделены цветом, каждый своим.

Работу проведите в тетради, результат сфотографируйте и отправьте учителю на проверку.

1в. Выглянул подснежник в полутьме лесной
Маленький разведчик , посланный весной.


2в. Пусть еще над лесом властвуют снега ,
Пусть лежат под снегом сонные луга,


3в. Пусть на спящей речке неподвижен лед –
Раз пришел разведчик и весна придет .

Где потребуются полученные знания?

Умение определять изобразительно-выразительные средства, настроение лирического героя потребуются при анализе лирического произведения.

План анализа лирического текста.

Вспомните, о чём надо сказать, чтобы получился рассказ о стихотворении?

1.Что это за стихотворение (автор, название) и какова его тема?

3.Как выражается настроение в стихотворении?

4. Как оно построено?

5.Как звучит стихотворение? (Размер, ритм, длина строк, наличие или отсутствие рифмы).

6. Какие приёмы использует автор? (Метафора, эпитет, олицетворение, сравнение, цветопись, повторы; употребление слов одной семантической группы, определённой части речи; использование предложений определённой конструкции.)

7.Каким мне представляется лирический герой этого стихотворения?

8.Какие мысли и чувства хотел автор донести до читателя?

9.Ассоциации, которые вызывают образы, созданные поэтом.

10.Личное впечатление от стихотворения.

При анализе стихотворения удобно пользоваться клише (заготовками).

В стихотворении: (автор, название) говорится о……

Стихотворение пронизано ….. (каким?)настроением. Настроение меняется (как?) на протяжении стихотворения. Стихотворение можно разделить на части, так как ……… Звучание стихотворения создаёт ритм, ассоциации с …..(чем?)

  • стихотворении мы словно слышим звуки (какие?. Через что?) Поэт хочет запечатлеть(нарисовать) словами (что?)…. Для создания настроения автор (поэт) использует (какие ИС?) С помощью звукописи поэт даёт нам возможность увидеть (услышать)…..

Используя …. поэт создаёт образ :….. Лирический герой этого стихотворения представляется мне …… ,ассоциируется с ….

Особенно меня привлекает в стихотворении ……..

Как выглядит анализ стихотворения в готовом виде?

Поэтесса Е.Серова использует множественные олицетворения природной картины: прорисованы образы подснежника, весны, снега, луга, речки; метафоры: выглянул подснежник, разведчик, посланный весной.

Звукопись(аллитерация) помогает услышать бурление ручейков, треск льда на речке [гл-л-дснж-к-р-зв-дч-с-с-ш].

Особенно меня привлекает образ подснежника-разведчика.

Подведём итоги урока.

- Что описывают поэты?

- Чем рисуют поэтические образы?

- Зачем, созерцая мир природы, прописывают его в лирических текстах?

- Что вам сегодня в новой теме запомнилось?

- Чему вы научились?

- Какие трудности у вас появлялись в процессе работы?

- Как вы их преодолевали?

1. Основні етапи роботи над ліричним твором у старших класах.

2. Форми роботи з поглиблення сприйняття лірики.

3. Шляхи аналізу поезії (композиційний, образно-мотивний, асоціативний).

4. Поняття “бінарної опозиції” у шкільному аналізі.

Завдання до заняття

1. Підготувати фрагмент уроку – етап підготовки до сприйняття поезії, використовуючи біографічний матеріал (Р.-М.Рільке, Г.Гейне).

2. Проаналізувати вірш Г.Лорки “Гітара” або “Memento” з точки зору структурної будови.

3. Написати власний переклад поетичного тексту із використанням його на уроці вивчення лірики (4.2.4).

1. Ніколенко О.М. – відчути пульс життя через “Оголене серце поета” / О.М.Ніколенко // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України – 2006. – № 1 – С.21-32.

2. Мацапура В.І. Розкривати секрети художньої майстерності поета / В.І. Мацапура // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України – 20006 – № 1 – С.11.

3. Клименко Ж.В. Теорія і технологія вивчення перекладних художніх творів у старших класах загальноосвітньої школи / Ж.В. Клименко. – К.: КНУ, 2006. – 250 с.

4. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе. / А.М. Лисовский – К.: Рад. школа, 1987. – 265 с.

5. Медведев В.П. Изучение лирики в школе / В.П. Медведев – М.: Просвещение, 1985. – 324 с.

7. Рогозинський В.В. Знакомый незнакомец: Структурно-семиотический анализ на уроках литературы / В.В. Рогозинский // РЯЛСУЗУ. – 1991. – № 3. – С.22-28.

8. Орлова О.В. Асоціативний аналіз поезії Г.Гейне “З трояндою в руці…” / О.В. Орлова // Вікно у світ. – 1999. – № 3. – С.171-177.

Лабораторне заняття № 4

Питання до бесіди

1. Основні етапи роботи над ліричним твором у старших класах.

2. Форми роботи з поглиблення сприйняття лірики.

3. Шляхи аналізу поезії (композиційний, образно-мотивний, асоціативний).

4. Поняття “бінарної опозиції” у шкільному аналізі.

Завдання до заняття

1. Підготувати фрагмент уроку – етап підготовки до сприйняття поезії, використовуючи біографічний матеріал (Р.-М.Рільке, Г.Гейне).

2. Проаналізувати вірш Г.Лорки “Гітара” або “Memento” з точки зору структурної будови.

3. Написати власний переклад поетичного тексту із використанням його на уроці вивчення лірики (4.2.4).

1. Ніколенко О.М. – відчути пульс життя через “Оголене серце поета” / О.М.Ніколенко // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України – 2006. – № 1 – С.21-32.

2. Мацапура В.І. Розкривати секрети художньої майстерності поета / В.І. Мацапура // Всесвітня література в середніх навчальних закладах України – 20006 – № 1 – С.11.

3. Клименко Ж.В. Теорія і технологія вивчення перекладних художніх творів у старших класах загальноосвітньої школи / Ж.В. Клименко. – К.: КНУ, 2006. – 250 с.

4. Лисовский А.М. Изучение лирики в школе. / А.М. Лисовский – К.: Рад. школа, 1987. – 265 с.

5. Медведев В.П. Изучение лирики в школе / В.П. Медведев – М.: Просвещение, 1985. – 324 с.

7. Рогозинський В.В. Знакомый незнакомец: Структурно-семиотический анализ на уроках литературы / В.В. Рогозинский // РЯЛСУЗУ. – 1991. – № 3. – С.22-28.

8. Орлова О.В. Асоціативний аналіз поезії Г.Гейне “З трояндою в руці…” / О.В. Орлова // Вікно у світ. – 1999. – № 3. – С.171-177.

Читайте также: