Борьба против фашизма в европейских странах накануне второй мировой войны конспект урока 9 класс

Обновлено: 03.07.2024

Унификация общественнополитической жизни
1933 г.
• Отмена свободы печати и свободы собраний
Право издавать законодательные акты у Гитлера
Упразднено правительства федеральных земель
Разогнаны свободные профсоюзы
Запрещены все партии, кроме националсоциалистической.
Созданы первых концентрационные лагеря для
политических заключенных.

Геноци`д — истребление отдельных групп
населения по расовому, национальному или
религиозному признаку; одно из тягчайших
преступлений против человечества
Антисемитизм.
Тоталита`рный полити`ческий режи`м политический режим, при котором осуществляется полный (тотальный) контроль государства
над всеми сферами жизни общества, запрещены
демократические организации, фактически
ликвидированы конституционные права и свободы
граждан, а также политическая оппозиция.

• К 1940 г . – фашистские партии в 20
европейских государствах.
• 50% фашистских партий в Европе возникают
после прихода к власти Гитлера в Германии
• Господство фашизма – Португалия,
Испания.
• Фашисты в правительствах на сильных
позициях – Австрия, Болгария, Венгрия,
Греция, Румыния, Финляндия, Югославия

Народный
фронт
Форма объединения
широких народных масс
в 1930-е годы, для
борьбы против
фашизма и войны, за
национальную
независимость и
демократические права.
Идея народных фронтов
была санкционирована
на Седьмом конгрессе
Коминтерна в августе
1935 года.
Впервые созданы во
Франции.

Народный фронт во Франции
На фоне экономического кризиса сформировано
Правительство Левого блока
• 1932-1934 гг.
• Глава правительства: радикал-социалист
• Стычки между правыми и левыми
Попытка фашистского переворота во Франции
• 1934 г.
• Штурм парламента
• Полиция открыла огонь, попытка сорвана

Правительство Народного фронта
• 1935, 14 июля - создание Народного фронта - объединение радикалсоциалистов (Эдуард Даладье ), социалистов (Леон Блюм) и
коммунистов (Морис Терез) – для организации отпора фашистам
• 1936- 1938 – правительство Народного фронта
• Состав: радикал-социалисты, социалисты
• Главы правительств :
1936 г.- Леон Блюм – социалист,
1938 г. - Эдуард Даладье - радикал-социалист.
Значение :
• Народный фронт - первый опыт нахождения у власти во Франции
социалистов, проведение ряда социальных реформ.
• Победа на выборах Народного фронта остановила приход к власти
фашистских организаций, которые были запрещены.
НО: Народный фронт распался после 1938 г. (из-за несовпадения
позиций по отношению к гражданской войне в Испании и
Мюнхенского соглашения).
Правительство Даладье запретило компартию.

Радикалы и радикал-социалисты
• Партия центра: как против реакции, так и
против социалистической революции.
• Участвовали в составе практически всех
коалиционных правительств, то блокируясь с
правыми, то получая поддержку левых.
• Программа: неприкосновенность всеобщего
избирательного права и демократических
свобод, социальное страхование и пенсии для
рабочих,
• Глава партии : Эдуард Даладье.

Собы-тие
Когда
Причины
Противостоящие
силы
Позиция
зарубежных
государств
Итог
Гражданская война в Испании
Июль 1936 - апрель 1939
Свержение монархии - 1931 г. Провозглашение республики.
Антиклерикальные законы , земельная реформа, социальные
реформы.
Правительство народного фронта – 1936
Военный мятеж во главе с генералом Франко.
Республиканцы – правительство Народного фронта –
социалисты, коммунисты, левореспубликанские партии.
Франкисты, фалангисты - правые, фашисты. Испа́нская
Фала́нга — фашистская партия в стране.
Политика невмешательства - страны Запада .
Поддержка испанских фашистов войсками: Германия и Италия более 50 тыс. человек, Португалия — 200 тыс.
Поддержка республиканцев : СССР, Коминтерн,
Мексика, в начале войны Франция. Интернациональные бригады,
состоящие из иностранных волонтеров, преимущественно
коммунистов разных стран (Эрнест Хемингуэй , Джордж Оруэлл).
Победа франкистов. Диктатура Франко- каудильо-до 1975 г.

Символ фалангистов — ярмо и стрелы
Франсиско Франко Баамонде
(1892—1975) — диктатор
Испании.
В 1936 г. возглавил военнофашистский мятеж против
Испанской республики,
переросший в гражданскую войну.
В 1939 г. провозглашен
пожизненным каудильо
испанского государства.
Одновременно занял посты вождя
Испанской фаланги, председателя
Совета Министров и
главнокомандующего всеми
вооруженными силами.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Урок истории Борьба против фашизма в европейских странах

накануне Второй мировой войны

В каких западноевропейских странах фашисты пришли к власти? Какие причины этому содействовали?

Раздел I. Страны Европы и США в 1918—1939 гг.

Расходы на вооружение в Третьем рейхе

Укреплению фашистского режима

в Германии способствовала экономиче- ская помощь финансовых и промышлен- ных кругов Великобритании и США. В конце 1930-х гг. Англия стала торговым партнером Германии. В это же время аме- риканцы начали строить в Германии круп- ные нефтеперерабатывающие заводы. Из США в Германию тайно доставлялось со- временное оборудование для авиацион- ных заводов.

Народный фронт во Франции. Угроза фашизма в Европе вызвала сопротивление демократических сил. Особенно сильным оно было во Франции и Испании.

В 1932 г. во Франции к власти при- шло прогрессивное правительство партий так называемого Левого блока во главе с радикал-социалистами. Фашистские

1933 1934 1935 1936 1937 1938 1939

группировки и организации развернули

Безработица в Германии в 1933—1939 гг. (тыс. чел.)

§ 5. Борьба против фашизма в европейских странах

активную борьбу против коммунистов и социалистов. В 1933—1934 гг. ситуация на- калилась до предела. В Париже то и дело происходили стычки между правыми и ле- выми с применением оружия.

6 февраля 1934 г. фашистские лидеры организовали в Париже антиправитель- ственную манифестацию. Демонстранты предприняли штурм парламента с целью государственного переворота. Полиция открыла огонь на поражение, и фашисты были вынуждены отступить. Таким образом, попытка прихода фашистов к власти во Фран- ции была сорвана.

В 1935 г. во Франции проходили массовые антифашистские манифестации. Ком- мунисты и социалисты стали объединяться для совместных действий. 14 июля 1935 г. к годовщине взятия Бастилии была организована совместная демонстрация около 500 тыс. человек во главе с руководителем коммунистического движения Морисом Торезом, лидерами социалистов и радикал-социалистов Леоном Блюмом и Эдуардом Даладье. Этот день считается датой основания коалиционного объединения Народный фронт.

На парламентских выборах в мае 1936 г. Народный фронт одержал победу. Были распущены и разоружены фашистские организации. Правительство Народного фронта во главе с социалистом Л. Блюмом расширило права профсоюзов и соци- альное законодательство и провело беспрецедентные в истории Франции социаль- ные реформы. Устанавливались 40-часовая рабочая неделя и ежегодный оплачива- емый отпуск продолжительностью 14 дней. Были осуществлены национализация железных дорог, частичная национализация военной промышленности, увеличены налоги на большие доходы, поставлен под контроль государства Банк Франции. Однако французские финансовые круги стали массово выводить капиталы за гра- ницу, что способствовало росту инфляции. В 1937 г. французскую экономику ох- ватил новый кризис. Уровень промышленного производства снизился до 70 % по отношению к 1929 г.

В это же время первоначальное единство партий в Народном фронте стало ру- шиться. Причиной тому послужило их различное отношение к проблемам внешней политики, в частности, к вопросу вмешательства в гражданскую войну в Испании, которая разгорелась в 1936 г. После подписания Мюнхенского соглашения в 1938 г. Народный фронт окончательно распался. К власти пришло правительство Э. Даладье, которое ликвидировало социальные гарантии, а в 1939 г. запретило деятельность Коммунистической партии.

Народный фронт был первым опытом нахождения у власти во Франции со- циалистов. Он не смог устоять по причине воздействия двух неблагоприятных факторов: внешнего (крайне напряженной международной обстановки) и вну- треннего (противодействие финансовой элиты). Однако опыт Народного фрон- та стал воодушевляющим примером для левых партий во Франции в будущем.

1. Проследите путь, который прошла Германия от демократической республики к тоталитарному государству.

2. В основе нацистской идеологии лежала расистская теория. Приведите примеры проявления расистской теории во внутренней политике Германии.

3. На основе анализа государственного строя Германии, сложившегося в 1933— 1939 гг., определите характерные черты тоталитарного режима.

Характерные черты тоталитарного режима:
1) культ вождя
2) однопартийный режим
3) репрессии
4) геноцид

4. В каких западных странах стало возможным объединение антифашистских сил? Почему? Какую форму приняло объединение левых сил в этих странах?

Объединение антифашистских сил стало возможным во Франции и Испании. В 1932 г. во Франции к власти пришло прогрессивное правительство партий так называемого Левого блока во главе с радикал-социалистами. Испания взяла пример с Франции. Объединение левых сил в этих странах приняло форму Народного фронта, выставившего общий список кандидатов на парламентских выборах.

5. Охарактеризуйте гражданскую войну в Испании. Почему эта война приобрела международный характер?

Гражданская война в Испании длилась с июля 1936 г. по апрель 1939 г. Военные оказывали поддержку фашистам, а против них выступил Народный фронт. Страны Запада в отношении Испании проводили политику невмешательства. Бездействием западных государств воспользовались фашистские Германия и Италия. Германия направила на помощь испанским фашистам войска численностью более 50 тыс. человек, а Италия - более 200 тыс. Испанских антифашистов поддерживали СССР, Коминтерн, Мексика и в начале войны Франция.

Весной 1937 г. в Испании произошла консолидация фашистских сил. Фашистскую партию возглавил Ф. Франко, объявленный генералиссимусом. В марте 1939 г.
фашисты сумели взять Мадрид, а уже в начале апреля вся территория республики оказалась под их контролем.

6. Приведите примеры борьбы против фашизма в Европе. В чем вы видите слабость антифашистского движения?

Антифашистское сопротивление в условиях террора не приобрело широкого размаха.


Урок посвящён политической обстановке в Европе накануне начала Второй мировой войны, политике нацистской Германии, Великобритании, Франции, СССР. Рассказывается о политике умиротворения агрессора, о Мюнхенском сговоре, характеризуется Договор о ненападении между СССР и Германией.

Описание разработки

1. Начало. Представление.

Может быть, история придаёт некоторый смысл человеческой жизни. связь времён, поколений, прошлое определяет будущее, а в настоящем строится будущее. История учит тому, что никого ничему не учит, но хотя бы учит этому – и это уже немало. В истории нет рецепта счастья, но есть предостережение.

Вопросы к учебнику: 1) Причины Второй мировой войны? Их отличия от причин Первой мировой войны; 2) Смысл политики умиротворения; 3) Значение советско - германского договора о ненападении – для СССР и Германии, для мировой обстановки (Халхин - Гол).

Документы: 1) Договор СССР и Германии о ненападении – стр. 148;

2) Секретные протоколы к Договору о ненападении – стр. 149. Причины подписания Секретных протоколов и их значение. Почему они были секретными?

Цель урока: Выявить военно - политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, в 1938 – 1939 годах, выявить основные движущие силы, толкавшие мир к войне и противодействующие ей, выявить причины 2 мировой войны.

Форма урока: Собеседование с учащимися на базе уже имеющихся знаний, формирование на этой базе умений формулировать новые выводы и делать обобщения.

Задачи урока:

Обрисовать расстановку сил в мире в 1938 – 1939 годах: основные державы и геополитическая расстановка, их возможности (потенциалы), их политический курс к концу 1930 - х годов – союзы, противники, перспективы;

Выявить антагонистов среди великих держав в 1938 – 1939 годах, причины антагонизма;

Выявить страны, наиболее склонные к агрессивности в то время – почему они были агрессивны, их намерения и цели, возможности для реализации этих целей;

Выявить страны, противодействовавшие агрессивным державам (если таковые были), их планы и намерения (как противодействовать);

Обрисовать перспективу военно - политической ситуации в мире на 1939 год – главное: была ли война неизбежна, можно ли было (и как, если можно) её было избежать, предотвратить? Причины 2 мировой войны – главная и боковые.

По ходу урока учитель направляет беседу в нужное русло, помогая ученикам формулировать выводы и напоминая им (или вводя новый по необходимости) фактический материал.

Схема ввода фактического материала:

Великие державы в 1938 году – их режимы, лидеры, цели.

Аншлюс Австрии: реакция на него в мире и Европе.

Судетский кризис. Мюнхен, его причины и следствия.

Позиция СССР в 1938 – первой половине 1939 года. Поворот к Германии. Речь И. В. Сталина на XVIII съезде ВКП(б). Смещение Литвинова.

Европейская политика летом 1939 года – закулисные манёвры и переговоры: Москва – Берлин, Москва – Лондон – Париж.

Август 1939 года – дорога к пакту Молотова – Риббентропа: почему? Намерения Сталина и Гитлера, реакция Запада. Сегодняшняя оценка пакта.

Последние дни августа 1939 года – бесплодные метания англичан.

План урока (40 минут)

Знакомство. Есть ли смысл в изучении истории, в самой истории?

5 - 7 минут в начале урока – вспомнить политическую ситуацию в мире в 1930 - е годы.

30 минут – основная часть урока – прохождение темы урока в форме беседы - лекции.

Три дидактических цели урока:

Образовательная – выявить и закрепить на понятийно - фактологическом и теоретическом уровне военно - политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, что является необходимой предпосылкой для понимания глубинных причин и движущих сил 2 мировой войны.

Развивающая – активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал.

Самоанализ урока:

Достигнута ли цель урока?

Соответствовала ли форма урока поставленной цели?

Методические приёмы и оборудование:

а) устная беседа;

б) работа с учебником;

в) диалог, дискуссия;

г) работа с хронологическим и фактологическим материалом – даты, конкретные события, имена политиков;

д) возможно, работа с документом – Мюнхенское соглашение или пакт Молотова - Риббентропа;

е) карта - Европа и мир накануне 2 мировой войны. Геополитическое положение сторон;

ж) слайды и проектор.

Ход урока

2. Вспомнить (опрос) итоги Первой мировой войны и расстановку сил в 1920 - е – 1930 - е годы.

3. Объяснение. Обрисовать политическую обстановку в 1938 – 1939 годах. Выявить страны - агрессоры и страны - умиротворители (см. по карте).

4. Причины и цели действий Германии с одной стороны и Англии и Франции с другой стороны.

5. Мотивы и цели действий СССР. суть, значение и последствия Пакта Риббентропа - Молотова. Документ: Пакт Риббентропа - Молотова, секретные протоколы.

6. Совместная формулировка – причины войны, важность этой проблемы в истории XX века.

Важно осознать, что перед нами встают две проблемы:

1) дискуссионность исторической проблемы о причинах, виновниках и движущих силах Второй мировой войны, о позициях сторон.

Весь материал – смотрите документ.

Содержимое разработки

Корпачёв В.В., учитель истории ГБОУ СОШ № 1987

высшая категория

Открытый урок по истории в 11 классе

Всеобщая история XX века

1. Начало. Представление.

Может быть, история придаёт некоторый смысл человеческой жизни. связь времён, поколений, прошлое определяет будущее, а в настоящем строится будущее. История учит тому, что никого ничему не учит, но хотя бы учит этому – и это уже немало. В истории нет рецепта счастья, но есть предостережение.

Вопросы к учебнику: 1) Причины Второй мировой войны? Их отличия от причин Первой мировой войны; 2) Смысл политики умиротворения; 3) Значение советско-германского договора о ненападении – для СССР и Германии, для мировой обстановки (Халхин-Гол).

Документы: 1) Договор СССР и Германии о ненападении – стр. 148;

2) Секретные протоколы к Договору о ненападении – стр. 149. Причины подписания Секретных протоколов и их значение. Почему они были секретными?

Цель урока: Выявить военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, в 1938 – 1939 годах, выявить основные движущие силы, толкавшие мир к войне и противодействующие ей, выявить причины 2 мировой войны.

Форма урока: Собеседование с учащимися на базе уже имеющихся знаний, формирование на этой базе умений формулировать новые выводы и делать обобщения.

Задачи урока:

Обрисовать расстановку сил в мире в 1938 – 1939 годах: основные державы и геополитическая расстановка, их возможности (потенциалы), их политический курс к концу 1930-х годов – союзы, противники, перспективы;

Выявить антагонистов среди великих держав в 1938 – 1939 годах, причины антагонизма;

Выявить страны, наиболее склонные к агрессивности в то время – почему они были агрессивны, их намерения и цели, возможности для реализации этих целей;

Выявить страны, противодействовавшие агрессивным державам (если таковые были), их планы и намерения (как противодействовать);

Обрисовать перспективу военно-политической ситуации в мире на 1939 год – главное: была ли война неизбежна, можно ли было (и как, если можно) её было избежать, предотвратить? Причины 2 мировой войны – главная и боковые.

По ходу урока учитель направляет беседу в нужное русло, помогая ученикам формулировать выводы и напоминая им (или вводя новый по необходимости) фактический материал.

Схема ввода фактического материала:

Великие державы в 1938 году – их режимы, лидеры, цели.

Аншлюс Австрии: реакция на него в мире и Европе.

Судетский кризис. Мюнхен, его причины и следствия.

Позиция СССР в 1938 – первой половине 1939 года. Поворот к Германии. Речь И.В. Сталина на XVIII съезде ВКП(б). Смещение Литвинова.

Европейская политика летом 1939 года – закулисные манёвры и переговоры: Москва – Берлин, Москва – Лондон – Париж.

Август 1939 года – дорога к пакту Молотова – Риббентропа: почему? Намерения Сталина и Гитлера, реакция Запада. Сегодняшняя оценка пакта.

Последние дни августа 1939 года – бесплодные метания англичан.

План урока (40 минут)

Знакомство. Есть ли смысл в изучении истории, в самой истории?

5- 7 минут в начале урока – вспомнить политическую ситуацию в мире в 1930-е годы.

30 минут – основная часть урока – прохождение темы урока в форме беседы-лекции.

Три дидактических цели урока:

Образовательная – выявить и закрепить на понятийно-фактологическом и теоретическом уровне военно-политическую ситуацию в Европе и мире накануне Второй мировой войны, что является необходимой предпосылкой для понимания глубинных причин и движущих сил 2 мировой войны.

Развивающая – активизировать умения и навыки учащихся к самостоятельному формулированию выводов из данных, выявленных фактов, активизация памяти и аналитических и синтетических способностей, умений анализировать фактический материал.

Самоанализ урока:

Достигнута ли цель урока?

Соответствовала ли форма урока поставленной цели?

Методические приёмы и оборудование: а) устная беседа; б) работа с учебником; в) диалог, дискуссия; г) работа с хронологическим и фактологическим материалом – даты, конкретные события, имена политиков; д) возможно, работа с документом – Мюнхенское соглашение или пакт Молотова-Риббентропа; е) карта - Европа и мир накануне 2 мировой войны. Геополитическое положение сторон; ж) слайды и проектор.

Общая цель урока: Положение в Европе накануне Второй мировой войны и причины 2 мировой войны.

2. Цель на втором этапе урока – политика Германии в 1938 году и реакция на неё Англии, Франции и СССР. Значение и последствия Мюнхенского договора. Материал: видеофильм по предвоенному времени.

3. Цель на третьем этапе урока – политика Германии в 1939 году, политика СССР в 1939 году. Значение и последствия пакта Риббентропа-Молотова. Раздаточный материал: карты Европы 1939 года, пакт Риббентропа-Молотова, карикатуры на Сталина и Гитлера.

4. Цель на заключительном этапе урока – причины (и виновники) Второй мировой войны.

Карикатура (Сталин и Гитлер): Их смысл? Какие события они отражают? Оценка этих событий карикатуристом и стоящим за ним общественным мнением. Ваше согласие или несогласие с этой оценкой.

1. Вопрос по карте: Какие территории стали объектами агрессии Германии в 1938 – начале 1939 годах и почему?

2. Вопрос к Анитикоминтерновскому пакту: против кого он был направлен и почему?

3. Вопрос к Пакту о ненападении: а) что получила Германия? б) что получил СССР? в) кто больше выиграл от этого пакта и почему? г) оправданным ли было заключение этого пакта со стороны СССР?

(Н.В. Загладин. Всемирная история. Век XX. 11 класс, параграф 16).

Основные понятия: 1) очаги войны; 2) страны-агрессоры; 3) политика умиротворения; 4) пакт Риббентропа-Молотова; 5) Антикоминтерновский пакт; 6) Мюнхенский договор.

Цель: Рассмотреть и определить расстановку сил в Европе в 1938 – 1939 годах, движущие силы войны, причины войны.

Задачи: 1) политика гитлеровской Германии в 1938 – 1939 годах; 2) политика Англии и Франции в 1938 – 1939 годах. Мюнхенская встреча. Крах политики умиротворения; 2) политика СССР. Поворот к Германии в 1939 году. Пакт о ненападении; 3) мир перед Второй мировой войной. Движущие силы и причины войны.

2. Вспомнить (опрос) итоги Первой мировой войны и расстановку сил в 1920-е – 1930-е годы.

3. Объяснение. Обрисовать политическую обстановку в 1938 – 1939 годах. Выявить страны-агрессоры и страны-умиротворители (см. по карте).

4. Причины и цели действий Германии с одной стороны и Англии и Франции с другой стороны.

5. Мотивы и цели действий СССР. суть, значение и последствия Пакта Риббентропа-Молотова. Документ: Пакт Риббентропа-Молотова, секретные протоколы.

6. Совместная формулировка – причины войны, важность этой проблемы в истории XX века.

Важно осознать, что перед нами встают две проблемы:

1) дискуссионность исторической проблемы о причинах, виновниках и движущих силах Второй мировой войны, о позициях сторон.

Ожидаемый конечный результат.

По результатам урока учащиеся должны знать и уметь излагать:

1) Положение великих держав в Европе в 1938 – 1939 годах. Мотивы действий и цели великих держав.

2) Политика Германии в 1938 – 1939 годах. Политика Англии и Франции.

3) Политика СССР и мотивы действий и цели Сталина.

4) Пакт о ненападении – причины, основное содержание, следствия.

5) Причины Второй мировой войны (дискуссионны).

План проведения урока.

1. Европа к 1938 году. Основные великие державы – какие? Почему они – великие державы? Почему именно положение в Европе определяло мировое положение?

2. Германия к 1938 году. Устремления правительства Гитлера во внешней политике. Цели внешней политики Гитлера. Действия Гитлера в 1938 – 1939 годах. Результат этих действий. Восприятие этих действий другими странами.

3. Союзник Германии – Италия. Италия к 1938 году. Цели правительства Муссолини – с помощью карты – Mare nostrum – господство в Средиземном море. Почему Италия подпала под каблук Гитлера?

4. Англия и Франция в 1938 – 1939 годах. Их отношение к действиям Гитлера. Их цели в Мюнхене и после него. Смысл политики умиротворения. Результат политики умиротворения.

1. Тип урока – Урок объяснения нового материала.

2. Форма урока – Урок-дискуссия с закреплением сделанных выводов по последовательным блокам.

4. Выделение главного по пройденному материалу: 1) позиции великих держав в 1938 – 1939 годах; 2) цели Германии, СССР, Англии и Франции; 3) причины Второй мировой войны и виновники войны; 4) проблема неизбежности войны. Основные исторические факты: а) Мюнхенский договор; б) политика умиротворения; в) пакт Молотова-Риббентропа. Даты: сентябрь 1938 года; 23 августа 1939 года.

Формы обучения:

1) рассказ учителя с составлением опорного конспекта – формулировки с помощью учеников;

2) мини-дискуссии по блокам: а) позиция и цели Германии; б) обоснованность политики умиротворения; в) политика СССР и пакт Риббентропа-Молотова – его обоснованность; г) причины Второй мировой войны и её неизбежность, виновность в развязывании войны;

3) работа с картой – Европа в 1930-е годы. Стратегическое положение великих держав;

4) работа с учебником. Документ: пакт Риббентропа-Молотова и Секретные протоколы к нему.

Постановка задачи: 1) реальная оценка положения в Европе в 1938 – 1939 годах с позиций каждой из трёх сторон; 2) цели каждой стороны, изменение этих целей в процессе разворачивания событий; 3) мотивы и причины действий каждой из трёх сторон; 4) защиты каждой из трёх сторон своей позиции, даже позиции Гитлера, рационализация (объяснение) её; 5) отношение каждой из сторон к двум другим сторонам, оценка подлинных намерений и реальных действий сторон.

Оценка альтернативы: 1) если бы Англия и Франция не согласились на Мюнхен; 2) если бы не был подписан пакт Риббентропа-Молотова; 3) если бы переговоры СССР, Англии и Франции в августе 1939 года завершились успехом.

Формулировка общих выводов по целям урока: 1) общая оценка политики и целей Германии; 2) общая оценка политики и целей Англии и Франции; 3) оценки политики Сталина в свете пакта о ненападении; 4) причины Второй мировой войны. Была ли альтернатива развязыванию 2 мировой войны? 5) в чём актуальность этих событий для нашего времени? ( 1. Нельзя уступать агрессору. 2. Надо верно оценивать намерения других сторон. 3. Не переоценивать себя, но – не недооценивать потенциального противника).

Самоанализ урока

1. Данный урок – отражение моего педагогического кредо. Данный урок среди других уроков – предшествующих и последующих имеет узловое значение. Он обобщает развитие Европы 1920-х – 1930-х годов и обусловливает историю Европы далее, вплоть до Второй мировой войны.

2. Актуальность данной темы – актуальность образовательная и воспитательная. Тема фашизма, милитаризма, потворства агрессору, национальной ненависти. Эта тема очень актуальна в современной России и в международных отношениях.

3. Технология проведения урока в форме беседы, дискуссии – определяется дискуссионным характером данной проблемы (истоки и причины Второй мировой войны), её исторической актуальностью.

4. Средства и приёмы: 1) столкновение позиций; 2) выяснение истинных намерений сторон; 3) работа с картами; 4) вживание в роли исторических персонажей.

5. Объект прочного усвоения – причины Второй мировой войны, была ли альтернатива Второй мировой войне, возможно ли было её предотвратить?

6. Формы обучения.

7. Контроль усвоения знаний – в конце урока. Обобщающие выводы.

8. Использование учебного кабинета и средств обучения – карты, видеомагнитофон.

9. Работоспособность учащихся – сочетание моментов напряжённого вдумывания с расслаблением.

11. Реализация поставленных целей.

12. Характеристика реальных возможностей учащихся – класс имеет базовый уровень, ниже или выше, отметить отдельных учеников.

13. Цели: 1) образовательная – ознакомление с материалом по истории Европы; 2) развивающая – развить навыки аналитического мышления, участие в дискуссии, развитие предметной речи; 3) воспитательная – привитие гражданственности, патриотизма, неприятие идей национальной ненависти, привитие толерантности.

Методика проведения урока:

1) Знакомство – привлечение внимания;

2) Общая цель урока;

3) Цели на каждом этапе урока;

Оценки – после каждого выступления.

Побуждать к самостоятельному мышлению и развитию предметной речи.

Высокая работоспособность обеспечивается за счёт знания материала, использования разных средств обучения, видеофильм, раздаточный материал, за счёт высокого уровня знания. Дети работоспособны благодаря учителю.

Психологическая атмосфера – за счёт интересного материала. Влияние преподавателя – высокая подготовленность самого учителя, компетенция, коммуникация, эмоциональная сторона.


-75%

Читайте также: