Применение законов ньютона конспект

Обновлено: 06.07.2024

Тип урока: Урок повторения и обобщения изученного материала.

Формы урока: учебное занятие.

Методы и приемы: проблемно – поисковый, наглядный.

Технологии обучения: здоровьесберегающие, информационно–коммуникационные.

Формы организации учебной деятельности: индивидуальная, групповая, фронтальная.

Учебник: “Физика 10”, Г.Я.Мякишев, Б.Б.Буховцев, Н.Н.Сотский, Москва, “Просвещение”, 2013г.

  • Повторить, обобщить, закрепить и систематизировать знания по теме “Законы Ньютона”.
  • Показать практическое и мировоззренческое значение законов Ньютона.

Задачи урока:

  • Повторить, закрепить и обобщить законы Ньютона.
  • Показать, что законы Ньютона, составляют систему представлений о причине механического движения.
  • Совершенствовать навыки решения качественных и расчетных задач;
  • Развивать умение анализировать учебный материал.
  • Развивать умение применять полученные знания к решению задач.
  • Развивать навыки логического мышления при решении качественных и расчетных задач.
  • Показать мировоззренческое, познавательное и практическое значение законов Ньютона.
  • Воспитать познавательный интерес к изучению физических законов и явлений;
  • Научить видеть проявления изученных закономерностей в окружающей жизни.

Оборудование к уроку: ПК, мультимедийный проектор, аудио колонки, доступ к сети Internet, презентация к уроку, выполненная в PowerPoint.

повторение изученного материала (фронтальная беседа и частично-поисковая беседа с просмотром презентации);

обобщение изученного материала (работа с таблицей, решение качественных задач, составление алгоритма решения задач по динамике);

1. Организационный этап

Здравствуйте, ребята! Сегодня у нас урок по теме “Законы Ньютона”.

Эпиграф нашего урока: “Ньютон. показал себя блестящим мастером гипотез, несомненно, превосходящим и в этом искусстве большинство своих современников” С.И.Вавилов

На уроке мы обобщим и систематизируем знания по данной теме. (Обозначение целей урока)

2. Актуализация опорных знаний

В архив сложены и забыты многочисленные гипотезы и теории. Но если научные открытия и результаты исследований, сделанные давно, сохранили свою действенность, если они оказываются пригодными для решения новых научных и практических задач в современных условиях, то это означает, что они достоверны, ибо ими пройдено самое строгое и жестокое испытание-испытание временем. Именно такими являются законы механики, открытые около трёхсот лет назад гениальным английским ученым Исааком Ньютоном.

3. Закрепление и систематизация знаний

Повторение изученного ранее

Фронтальная и частично-поисковая беседа с просмотром презентации.

- Какие виды движения мы знаем?

Какова причина движения?

Что такое система отсчета (СО)?

Какие виды СО нам известны?

Что мы можем сказать о массе тела?

С чем связана инертность тела?

Что такое сила? Каковы ее характеристики?

Вспомните правила сложения сил.

Какие выводы мы можем сделать из всего сказанного выше?

Сформулируйте законы Ньютона.

Приведите примеры выполнения I закона Ньютона

Каковы особенности III Закона Ньютона?

Обобщение изученного материала

Обобщим знания о всех законах Ньютона. (Работа с таблицей.)

Физика и литература. Есть ли общее между этими, казалось бы, далёкими друг от друга областями человеческого интеллекта?

Литература - мир образов, красоты и чувств.

Физика - наука о природе.

Однако между физикой и поэзией есть много общего. И.В.Гёте, М.В.Ломоносов, Д.К.Максвелл, С.И.Вавилов успешно занимались и наукой, и литературой. Известный учёный и поэт А.Л.Чижевский писал: “Задача поэзии вполне аналогична задачам науки- свести разнообразные явления действительности к возможно меньшему числу обобщений.”

Составление алгоритма решения задач по динамике

Закрепление изученного материала

Примеры решения задач

4. Подведение итогов. Рефлексия деятельности на уроках

Цель урока - повторение, закрепление и систематизация знаний по теме “Законы Ньютона”. Еще раз вспомним, как формулируются эти законы (ответы обучающихся).

Большой и сложный путь прошла наука от первых попыток изучения движения до наших дней. Не следует, однако, думать, что ученые остановились в своем процессе познания законов природы. Процесс познания бесконечен.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока с использованием ИКТ физика 10 класс

Цели урока :

образовательная: систематизация знаний по теме “Законы Ньютона”, подготовка учащихся к ЕГЭ;

развивающая: развитие умений применять теоретические знания для решения практических задач, развитие познавательного интереса, логического мышления;

воспитательная: воспитание интереса к научным знаниям, истории развития физической науки, к жизни и деятельности учёных, внесших большой вклад в развитие физической науки, коммуникативных качеств при работе в парах, формирование информационной культуры.

Учащиеся должны:

знать/понимать: понятия (по плану): масса, сила, ИСО, инертность;

законы (по плану): 1, 2, 3 законы Ньютона, принцип относительности Галилея;

явления (по плану): инерции.

овладеть умениями: применять теоретические знания для решения практических задач.

Тип урока: систематизация знаний.

Оборудование: компьютер, мультимедийный проектор, интерактивная доска Smart Board и программа Notebook 10

Оформление доски : дата, тема, домашнее задание

I Организационный момент:

между явлениями, изображёнными, на фотографиях и законами механики, объясняющими данные явления, а также математическими выражениями данных законов. Охарактеризуйте каждый из законов по обобщённому плану.

между физическими величинами и свойствами и их определением.

Расставьте на рисунке векторы сил, действующих на автомобиль.

Учитель: Говоря о важности законов механики, мы не можем оставить без внимания учёных, благодаря которым были открыты эти законы.

ФИЗМИНУТКА

III Решение вычислительных задач:

Цель: способствовать формированию у учащихся практических умений и навыков решения вычислительных задач, подготовка учащихся к ЕГЭ

Решение задач на интерактивной доске

На тело массой 2160 кг, лежащее на горизонтальной дороге, действует сила, под действием которой тело за 30 секунд пройдет расстояние 500 метров. Найти величину этой силы.

3.Тело массой 4 кг под действием силы приобрело ускорение 1,5 м/с 2 . Какое ускорение приобретает тело массой 10 кг под действием той же силы?

Человек, стоя в лодке, тянет к себе с помощью верёвки вторую лодку. Определить пути, пройденные лодками за 10 с, если масса первой лодки с человеком равна 175 кг, а второй - 140 кг. Сила натяжения верёвки 70 Н. Трением пренебречь.

Грузовой автомобиль массой 6 т начал движение с ускорением 0,2 м/с 2 . Какова масса груза была погружена на автомобиль, если под действием той же силы тяги он трогается с места с ускорением 0, 1 м/с 2 ?

Мальчик, стоя на тележке, тянет к себе с помощью верёвки тележку с силой 50 Н. Определить скорости тележек через 4 с после начала движения, если масса тележки с мальчиком 120 кг, а масса второй тележки 80 кг.

Снаряд массой 6 кг при выстреле приобретает скорость 700 м/с. Определить среднюю силу, с которой пороховые газы давят на снаряд, если длина ствола пушки 2 м. Движение снаряда в стволе считать равноускоренным.

На тело массой 5 кг действуют силы 3Н и 4Н, направленные на север и восток соответственно. Чему равно и куда направлено ускорение тела?

IV Решение качественных задач:

Цель: способствовать формированию у учащихся практических умений и навыков решения качественных задач, умений проводить качественный анализ физических явлений, законов и теорий, на основе которых объясняется данное явление

Учащимся предлагается обсудить в парах и решить следующие качественные задачи:

Используя график зависимости скорости тела от времени, охарактеризуйте действующую на тело силу на различных участках движения.

Что произойдёт с быстро скачущим всадником, если лошадь споткнётся? (Всадник упадёт вперёд, так как он будет продолжать движение по инерции)

Что произойдёт с шашками, если их поставить друг на друга и быстрым резким движением линейкой выбить нижнюю шашку? (Нижняя шашка вылетит, а остальные стопкой опустятся. Время взаимодействия линейки со всеми шашками, кроме одной мало. Поэтому все они, кроме нижней, благодаря силе трения покоя и своей инертности, сохранят своё положение.)

Заяц, спасаясь от преследований собаки, делает резкие прыжки в сторону. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее?

Почему при сплаве леса большое количество бревен выбрасывается на берег при поворотах реки?

Как объяснить, что человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения, а поскользнувшись, падает в направлении, противоположном направлению своего движения? (Это явление легко объясняется на основании первого закона Ньютона. Бегущий человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения, так как при этом ноги человека замедляют движение, а туловище сохраняет по инерции прежнее состояние движения. А когда человек поскользнётся, ноги начинают скользить вперед быстрее, а туловище по инерции сохраняет скорость прежней, потому человек падает назад.)

Парашютист падает с постоянной по модулю скоростью. Чему равен модуль силы сопротивления воздуха при этом движении ? ( Движение парашютиста равномерное и прямолинейное, поэтому, на основании 1 закона Ньютона, все силы, действующие на парашютиста, компенсируются. Так как парашютист движется под действием силы тяжести, то сила сопротивления воздуха по модулю равна силе тяжести парашютиста и противоположно направлена)

Что произойдёт с плотом, покоящимся на поверхности озера, если находящийся на нём человек начнёт двигаться по периметру плота с постоянной скоростью? Сопротивлением воды пренебречь. (Человек и плот взаимодействуют по 3 закону Ньютона: если человек идёт вперёд, плот движется назад; если он идёт вправо, плот движется влево. В результате - плот должен прийти во вращательное движение в сторону, противоположную движению человека.)

Если вы ударите кулаком по столу, то почувствуете боль. Почему бьете вы, а больно вам?

Двое стоят на одинаковых тележках. Тянет за веревку один, а в движение приходят обе тележки. Почему?

Что вы сделаете, если нужно узнать, какой из двух шаров алюминиевый, а какой - медный? Оба шара имеют одинаковый объём, полые изнутри и окрашены одинаковой краской, нарушать которую нельзя. Шары нельзя взвешивать и опускать в воду. (Шары необходимо привести во взаимодействие. Например, столкнуть их друг с другом и посмотреть, какой шар откатится дальше. Этот шар менее инертен, значит, он имеет меньшую массу, а так как объёмы одинаковы, значит у этого шара меньшая плотность. Меньшая плотность у алюминия. Следовательно, алюминиевым будет шар, который дальше откатится после удара)

ФИЗМИНУТКА

V Выходной контроль:

VI Резюме подведение итогов урока, выставление оценок.

VII Рефлексия оцените своё эмоциональное состояние

Заслуга Ньютона состоит именно в том, что он, опираясь на труды своих предшественников, смог отказаться от устаревших, бывших неизменными в течение длительного времени взглядов и создать свою, совершенно новую теорию движения, облечь ее в стройную математическую форму. Знаменитый французский писатель, философ и историк Вольтер написал: “Не так давно в одной знатной компании обсуждался избитый и пустой вопрос: кто был величайшим человеком – Цезарь, Александр, Тамерлан или Кромвель? Кто-то сказал, что таким человеком был, без сомнения, Исаак Ньютон. И он был прав, так как мы должны благодарить Ньютона за то, что он овладел нашим разумом не насилием, а силой правды”

Был тьмой кромешной мир планет,
Как покрывалами, окутан.
Господь вскричал: “Да будет свет!” -
И в мир тотчас явился Ньютон”.

Мы уже говорили об основах классической механики. Настала пора поговорить о них подробнее и затронуть в обсуждении чуть больше, чем просто основу. В этой статье мы подробно разберем основные законы классической механики. Как вы уже догадались, речь пойдет о законах Ньютона.

Ежедневная рассылка с полезной информацией для студентов всех направлений – на нашем телеграм-канале.

Был долго этот мир глубокой тьмой окутан
Да будет свет, и тут явился Ньютон.

Но сатана недолго ждал реванша -
Пришел Эйнштейн, и стало все как раньше.

(Эпиграмма 20-го века)

Что стало, когда пришел Эйнштейн, читайте в отдельном материале про релятивистскую динамику. А мы пока приведем формулировки и примеры решения задач на каждый закон Ньютона.

Первый закон Ньютона

Первый закон Ньютона гласит:

Существуют такие системы отсчета, называемые инерциальными, в которых тела движутся равномерно и прямолинейно, если на них не действуют никакие силы или действие других сил скомпенсировано.

Проще говоря, суть первого закона Ньютона можно сформулировать так: если мы на абсолютно ровной дороге толкнем тележку и представим, что можно пренебречь силами трения колес и сопротивления воздуха, то она будет катиться с одинаковой скоростью бесконечно долго.

Инерция – это способность тела сохранять скорость как по направлению, так и по величине, при отсутствии воздействий на тело. Первый закон Ньютона еще называют законом инерции.

Понятно, что таких систем, где тележку толкнули, а она покатилась без действия внешних сил, на самом деле не бывает. На тела всегда действуют силы, причем скомпенсировать действие этих сил полностью практически невозможно.

Например, все на Земле находится в постоянном поле силы тяжести. Когда мы передвигаемся (не важно, ходим пешком, ездим на машине или велосипеде), нам нужно преодолевать множество сил: силу трения качения и силу трения скольжения, силу тяжести, силу Кориолиса.


Второй закон Ньютона

Помните пример про тележку? В этот момент мы приложили к ней силу! Интуитивно понятно, что тележка покатится и вскоре остановится. Это значит, ее скорость изменится.

В реальном мире скорость тела чаще всего изменяется, а не остается постоянной. Другими словами, тело движется с ускорением. Если скорость нарастает или убывает равномерно, то говорят, что движение равноускоренное.

Если рояль падает с крыши дома вниз, то он движется равноускоренно под действием постоянного ускорения свободного падения g. Причем любой дугой предмет, выброшенный из окна на нашей планете, будет двигаться с тем же ускорением свободного падения.

Второй закон Ньютона устанавливает связь между массой, ускорением и силой, действующей на тело. Приведем формулировку второго закона Ньютона:

Ускорение тела (материальной точки) в инерциальной системе отсчета прямо пропорционально приложенной к нему силе и обратно пропорционально массе.



Если на тело действует сразу несколько сил, то в данную формулу подставляется равнодействующая всех сил, то есть их векторная сумма.

В такой формулировке второй закон Ньютона применим только для движения со скоростью, много меньшей, чем скорость света .

Существует более универсальная формулировка данного закона, так называемый дифференциальный вид.


В любой бесконечно малый промежуток времени dt сила, действующая на тело, равна производной импульса тела по времени.

Третий закон Ньютона

В чем состоит третий закон Ньютона? Этот закон описывает взаимодействие тел.

3 закон Ньютона говорит нам о том, что на любое действие найдется противодействие. Причем, в прямом смысле:

Два тела воздействуют друг на друга с силами, противоположными по направлению, но равными по модулю.

Формула, выражающая третий закон Ньютона:


Другими словами, третий закон Ньютона - это закон действия и противодействия.


Пример задачи на законы Ньютона

Вот типичная задачка на применение законов Ньютона. В ее решении используются первый и второй законы Ньютона.

Десантник раскрыл парашют и опускается вниз с постоянной скоростью. Какова сила сопротивления воздуха? Масса десантника – 100 килограмм.

Решение:

Движение парашютиста – равномерное и прямолинейное, поэтому, по первому закону Ньютона, действие сил на него скомпенсировано.

На десантника действуют сила тяжести и сила сопротивления воздуха. Силы направлены в противоположные стороны.

По второму закону Ньютона, сила тяжести равна ускорению свободного падения, умноженному на массу десантника.


Ответ: Сила сопротивления воздуха равна силе тяжести по модулю и противоположна направлена.

Кстати! Для наших читателей сейчас действует скидка 10% на любой вид работы

А вот еще одна физическая задачка на понимание действия третьего закона Ньютона.

Комар ударяется о лобовое стекло автомобиля. Сравните силы, действующие на автомобиль и комара.

Решение:

По третьему закону Ньютона, силы, с которыми тела действуют друг на друга, равны по модулю и противоположны по направлению. Сила, с которой комар действует на автомобиль, равна силе, с которой автомобиль действует на комара.

Другое дело, что действие этих сил на тела сильно отличаются вследствие различия масс и ускорений.

Исаак Ньютон: мифы и факты из жизни

На момент публикации своего основного труда Ньютону было 45 лет. За свою долгую жизнь ученый внес огромный вклад в науку, заложив фундамент современной физики и определив ее развитие на годы вперед.

Он занимался не только механикой, но и оптикой, химией и другими науками, неплохо рисовал и писал стихи. Неудивительно, что личность Ньютона окружена множеством легенд.

Ниже приведены некоторые факты и мифы из жизни И. Ньютона. Сразу уточним, что миф – это не достоверная информация. Однако мы допускаем, что мифы и легенды не появляются сами по себе и что-то из перечисленного вполне может оказаться правдой.

  • Факт. Исаак Ньютон был очень скромным и застенчивым человеком. Он увековечил себя благодаря своим открытиям, однако сам никогда не стремился к славе и даже пытался ее избежать.
  • Миф. Существует легенда, согласно которой Ньютона осенило, когда на наго в саду упало яблоко. Это было время чумной эпидемии (1665-1667), и ученый был вынужден покинуть Кембридж, где постоянно трудился. Точно неизвестно, действительно ли падение яблока было таким роковым для науки событием, так как первые упоминания об этом появляются только в биографиях ученого уже после его смерти, а данные разных биографов расходятся.
  • Факт. Ньютон учился, а потом много работал в Кембридже. По долгу службы ему нужно было несколько часов в неделю вести занятия у студентов. Несмотря на признанные заслуги ученого, занятия Ньютона посещались плохо. Бывало, что на его лекции вообще никто не приходил. Скорее всего, это связано с тем, что ученый был полностью поглощен своими собственными исследованиями.
  • Миф. В 1689 году Ньютон был избран членом Кембриджского парламента. Согласно легенде, более чем за год заседания в парламенте вечно поглощенный своими мыслями ученый взял слово для выступления всего один раз. Он попросил закрыть окно, так как был сквозняк.
  • Факт. Неизвестно, как бы сложилась судьба ученого и всей современной науки, если бы он послушался матери и начал заниматься хозяйством на семейной ферме. Только благодаря уговорам учителей и своего дяди юный Исаак отправился учиться дальше вместо того, чтобы сажать свеклу, разбрасывать по полям навоз и по вечерам выпивать в местных пабах.

Дорогие друзья, помните - любую задачу можно решить! Если у вас возникли проблемы с решением задачи по физике, посмотрите на основные физические формулы. Возможно, ответ перед глазами, и его нужно просто рассмотреть. Ну а если времени на самостоятельные занятия совершенно нет, специализированный студенческий сервис всегда к вашим услугам!

В самом конце предлагаем посмотреть видеоурок на тему "Законы Ньютона".

Иван Колобков, известный также как Джони. Маркетолог, аналитик и копирайтер компании Zaochnik. Подающий надежды молодой писатель. Питает любовь к физике, раритетным вещам и творчеству Ч. Буковски.

Учитель физики 2 категории Лыкова Елена Владимировна

Тема урока "Применение законов Ньютона"

Д.Хевеши

Совершенствовать навыки учащихся и расширять их границы при выполнении качественных, расчетных и экспериментальных задач по динамике.

Развивать умения работать с приборами, анализировать и объяснять результаты опыта.

Повторение основных динамических величин и законов.

Работа в группах над решением качественных задач.

Работа в группах над экспериментом.

Применение законов Ньютона к решению задач

Взаимодействия тел приводят к ускорению их движения или к деформациям. В первом случае тело моделируют материальной точкой, во втором - упругим телом. Понятно, насколько важно уметь вычислять ускорения, без этого нельзя решать задачи механики, нельзя управлять движением. Но чтобы находить ускорения, нужно знать, почему и как они возникают. Физика вообще всегда стремится выяснить, не только как происходит то или иное явление, но и почему оно происходит, почему оно происходит так, а не иначе.

А Исаак Ньютон незадолго перед смертью, словно оглядывая свою жизнь, такую спокойную внешне и такую неистово бурную внутренне, писал:

И. Ньютон (1643-1727), изучая этот океан неизвестного, сделал очень многое. Вот об этом мы с вами и поговорим.

II. Повторение и систематизация теоретических знаний.

На предыдущих уроках мы не раз убеждались, что для всестороннего изучения движения требуется введение специальных физических величин, изучение физических законов. Вспомним их


какие виды движений мы изучили?


какими физическими величинами они характеризуются?


отвечая на вопрос о физической величине, какой алгоритм мы используем?

Алгоритм определение физической величины:

Тип величины (скалярная или векторная).

Что характеризует величина.

Способ получения численного значения величины.

Равномерное прямолинейное движение

Равноускоренное прямолинейное движение


При изучении законов Ньютона с какими величинами в встретились?


Расскажите, что вы знаете о силе.

Сила F определяется:

1) модулем
2) направлением
3) точкой приложения

Сила - характеристика взаимодействия тел, количественная мера механического воздействия на тело со стороны других тел, в результате которого тело приобретает ускорение или изменяет форму и размеры.

Измерить силу - это значит сравнить её с другой, значение которой известно. На этом основан принцип действия динамометра.

Единица силы - Н . 1Н=1кг·1м/с 2


Расскажите, что вы знаете о массе.

Масса - мера количества вещества.

1) По ускорению при взаимодействии с эталоном
2) Взвешиванием

Единица массы 1 кг


Что мы можем найти, зная силу? Как запишется цепочка решения основной задачи механики в этом случае?

Сила ускорение скорость перемещение координата

Когда великий ученый Исаак Ньютон был маленьким, он учился хуже всех в классе. Однако это продолжалось недолго. Некоторое время спустя двоечник стал первым учеником, и "помог" ему в этом его двоюродный брат Артур.

Артур был здоровяк и все время лупил своего тщедушного родственника. Учился Артур тоже через пень-колоду, но все-таки лучше юного Ньютона.

- Я лучше тебя во всем, - дразнил он Исаака.

- Спорим, я за месяц обгоню тебя в учебе! - рассердившись, заявил однажды Ньютон.

Вечером Ньютон, поборов лень, впервые выполнил заданные уроки и - о чудо! - на следующий день получил отличную отметку. Учиться оказалось совсем не трудно, так что через месяц юный Ньютон обогнал не только нерадивого брата-задиру, но и весь класс.

Разбуженного джинна познания нельзя снова спрятать в темную заплесневелую бутылку. С того счастливого для мировой науки эпизода начался процесс превращения скромного английского школьника в совершенно самостоятельного и оригинального исследователя.

1. Почему, при каких условиях тело совершает прямолинейное равномерное движение или находится в покое? Ответ дает 1-й закон Ньютона /ученик дает формулировку закона/.

2. Почему и при каких условиях тело движется равноускоренно? Ответ дает на этот вопрос 2-й закон Ньютона /ученик зачитывает формулировку закона/.

3. Как вообще возникает сила? Ответ на этот вопрос дает 3-й закон Ньютона ученик зачитывает формулировку закона/.

Законы движения выражаются простыми, на первый взгляд, формулами, но содержится в них необыкновенно много. Ведь вокруг нас происходят самые разнообразные движения.

Запишите эти формулы на доске. Учащийся записывает формулы на доске.

Проведём самостоятельную письменную работу. Вам необходимо заполнить пропуски.

Под действием постоянной силы тело движется ____________________

Если при неизменной массе тела увеличить силу в 2 раза, то ускорение _________________ в _____ раза

Если массу тела уменьшить в 4 раза, а силу, действующую на тело, увеличить в 2 раза, то ускорение ___________________ в ______ раз.

Если силу увеличить в 3 раза, а массу ___________________ в _____ раза, то ускорение останется неизменным.

Дан график зависимости проекции скорости от времени для прямолинейного движения тела. Укажите, на каких участках действия окружающих тел скомпенсированы.

Если на тело не действует никакая сила, то оно движется __________________________.

Если при неизменной массе тела уменьшить силу в 2 раза, то ускорение _________________ в _____ раза

Если массу тела увеличить в 4 раза, а силу, действующую на тело, уменьшить в 2 раза, то ускорение ___________________ в ______ раз.

Если силу уменьшить в 3 раза, а массу ___________________ в _____ раза, то ускорение останется неизменным.

Дан график зависимости проекции скорости от времени для прямолинейного движения тела. Укажите, на каких участках действия окружающих тел скомпенсированы.

Законы Ньютона позволяют решить любую, без исключения, задачу механики. Докажем это, работая в группах над решением качественных, экспериментальных и расчетных задач.

III. Работа в группах (качественные задачи) + задача экспериментальная.

Каждая группа представляет свою качественную задачу и объясняет ход её решения.

Учащиеся проводят эксперимент.

Ученики решают задачу у доски и объясняют её.

Задача 1. (качественная).


Лебедь рвется в облака,
Рак пятится назад,
А щука тянет рака.

Задача 2 (экспериментальная).

Опытным путем доказать справедливость третьего закона Ньютона.

Задача 3. (расчетная) (№145).

Масса скутера 300 кг, а гоночной машины 1т. Сравнить их ускорения, если сила тяги гоночной машины в 4 раза больше, чем скутера.

Задача 1. (качественная).

Задача 2 (экспериментальная).

Проверить зависимость ускорения от движущей силы при постоянной массе.

Задача 3. (расчетная) (№ 146).

Мяч массой 0,5кг после удара, длящегося 0,02с приобретает скорость 10м/с. Найти среднюю силу удара.

Задача 1. (качественная).

Задача 2 (экспериментальная).

Докажите экспериментально справедливость первого закона Ньютона.

Задача 3 (расчетная № 149)

Под действием некоторой силы тележка, двигаясь из состояния покоя, прошло путь 40см. Когда на тележку положили груз массой 200г, то под действием той же силы за это же время тележка прошла из состояния покоя путь 20 см. Какова масса тележки?

Барон Мюнхгаузен утверждал, что вытащил себя из болота за волосы. Обоснуйте невозможность этого.

Учитель. Законы Ньютона позволяют людям не только изучать движения, но и управлять ими.

Механическое движение в современной технике используется в двух направлениях: или как цель производства, например перемещение в пространстве людей и грузов различными видами транспорта, доставка ракетами ИСЗ на соответствующие орбиты; или как средство достижения цели, например движение резца, сверла, фрезы при обработке металла резанием или вращение ротора умформера, т.е. механического преобразователя электрического тока.

Следует отметить, что законы движения надо и знать и помнить машинистам поездов, водителям автомашин и вообще всем, кто управляет транспортными средствами, а также пешеходам, пересекающим оживленную улицу, - ведь для остановки движущихся тел нужны время и пространство .

Учитель: Бурно развивающаяся техника требует решения ряда научных проблем, в первую очередь в механике. Ньютон видел в науке важный способ совершенствования производства. Вот что об этом он написал…

Эти слова ученого не потеряли своего значения и в наше время. Изучая основы динамики, мы овладели ее основными понятиями и законами, научились решать задачи и, что особенно важно, научились, применять законы динамики в технике. Это поможет вам в дальнейшем понять принципы устройства и работы тех машин и механизмов, с которыми придется иметь дело на производстве, в армии, в быту.

Закончить наш урок мне хочется словами великого ученого Альберта Эйнштейна. Он говорил, что истина - это что выдерживает проверку опытом. Наши эксперименты показали справедливость законов Ньютона.

Итак, мы с вами эффективно поработали. Давайте подведем итоги. На каждом столе лежит лист рефлексии. Проанализируйте каждый свою работу и работу групп и ответьте на поставленные там вопросы. А теперь прошу очень кратко высказаться по результатам достижения целей и эффективности работы в группах.

Сегодня вы продуктивно поработали, осознали, глубоко ли вы освоили основные понятия и законы динамики. Развили умение проводить эксперименты, делать выводы, оценивать результаты своей работы.

между явлениями, изображёнными, на фотографиях и законами механики, объясняющими данные явления, а также математическими выражениями данных законов. Охарактеризуйте каждый из законов по обобщённому плану.

III Решение вычислительных задач:

Цель: способствовать формированию у учащихся практических умений и навыков решения вычислительных задач, подготовка учащихся к ЕГЭ

Решение задач на интерактивной доске

Человек, стоя в лодке, тянет к себе с помощью верёвки вторую лодку. Определить пути, пройденные лодками за 10 с, если масса первой лодки с человеком равна 175 кг, а второй - 140 кг. Сила натяжения верёвки 70 Н. Трением пренебречь.

Грузовой автомобиль массой 6 т начал движение с ускорением 0,2 м/с 2 . Какова масса груза была погружена на автомобиль, если под действием той же силы тяги он трогается с места с ускорением 0, 1 м/с 2 ?

Мальчик, стоя на тележке, тянет к себе с помощью верёвки тележку с силой 50 Н. Определить скорости тележек через 4 с после начала движения, если масса тележки с мальчиком 120 кг, а масса второй тележки 80 кг.

Снаряд массой 6 кг при выстреле приобретает скорость 700 м/с. Определить среднюю силу, с которой пороховые газы давят на снаряд, если длина ствола пушки 2 м. Движение снаряда в стволе считать равноускоренным.

IV Решение качественных задач:

Цель: способствовать формированию у учащихся практических умений и навыков решения качественных задач, умений проводить качественный анализ физических явлений, законов и теорий, на основе которых объясняется данное явление

Учащимся предлагается обсудить в парах и решить следующие качественные задачи:

Конспект урока Применение законов Ньютона физика 10 класс

Что произойдёт с быстро скачущим всадником, если лошадь споткнётся? (Всадник упадёт вперёд, так как он будет продолжать движение по инерции)

Что произойдёт с шашками, если их поставить друг на друга и быстрым резким движением линейкой выбить нижнюю шашку? (Нижняя шашка вылетит, а остальные стопкой опустятся. Время взаимодействия линейки со всеми шашками, кроме одной мало. Поэтому все они, кроме нижней, благодаря силе трения покоя и своей инертности, сохранят своё положение.)

Заяц, спасаясь от преследований собаки, делает резкие прыжки в сторону. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее?

Почему при сплаве леса большое количество бревен выбрасывается на берег при поворотах реки?

Как объяснить, что человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения, а поскользнувшись, падает в направлении, противоположном направлению своего движения? (Это явление легко объясняется на основании первого закона Ньютона. Бегущий человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения, так как при этом ноги человека замедляют движение, а туловище сохраняет по инерции прежнее состояние движения. А когда человек поскользнётся, ноги начинают скользить вперед быстрее, а туловище по инерции сохраняет скорость прежней, потому человек падает назад.)

Парашютист падает с постоянной по модулю скоростью. Чему равен модуль силы сопротивления воздуха при этом движении?( Движение парашютиста равномерное и прямолинейное, поэтому, на основании 1 закона Ньютона, все силы, действующие на парашютиста, компенсируются. Так как парашютист движется под действием силы тяжести, то сила сопротивления воздуха по модулю равна силе тяжести парашютиста и противоположно направлена)

Что произойдёт с плотом, покоящимся на поверхности озера, если находящийся на нём человек начнёт двигаться по периметру плота с постоянной скоростью? Сопротивлением воды пренебречь. (Человек и плот взаимодействуют по 3 закону Ньютона: если человек идёт вперёд, плот движется назад; если он идёт вправо, плот движется влево. В результате - плот должен прийти во вращательное движение в сторону, противоположную движению человека.)

Если вы ударите кулаком по столу, то почувствуете боль. Почему бьете вы, а больно вам?

Двое стоят на одинаковых тележках. Тянет за веревку один, а в движение приходят обе тележки. Почему?

VI Резюме подведение итогов урока, выставление оценок.

VII Рефлексия оцените своё эмоциональное состояние

Заслуга Ньютона состоит именно в том, что он, опираясь на труды своих предшественников, смог отказаться от устаревших, бывших неизменными в течение длительного времени взглядов и создать свою, совершенно новую теорию движения, облечь ее в стройную математическую форму. Знаменитый французский писатель, философ и историк Вольтер написал: "Не так давно в одной знатной компании обсуждался избитый и пустой вопрос: кто был величайшим человеком - Цезарь, Александр, Тамерлан или Кромвель? Кто-то сказал, что таким человеком был, без сомнения, Исаак Ньютон. И он был прав, так как мы должны благодарить Ньютона за то, что он овладел нашим разумом не насилием, а силой правды"

"Был тьмой кромешной мир планет,
Как покрывалами, окутан.
Господь вскричал: "Да будет свет!" -
И в мир тотчас явился Ньютон".

Конспект урока Применение законов Ньютона физика 10 класс

2. Что произойдёт с быстро скачущим всадником, если лошадь споткнётся?

3. Что произойдёт с шашками, если их поставить друг на друга и быстрым резким движением линейкой выбить нижнюю шашку?

4. Заяц, спасаясь от преследований собаки, делает резкие прыжки в сторону. Почему собаке трудно поймать зайца, хотя она бегает быстрее?

5. Почему при сплаве леса большое количество бревен выбрасывается на берег при поворотах реки?

6. Как объяснить, что бегущий человек, споткнувшись, падает в направлении своего движения, а поскользнувшись, падает в направлении, противоположном направлению своего движения Парашютист падает с постоянной по модулю скоростью. Чему равен модуль силы сопротивления воздуха при этом движении

7. Парашютист падает с постоянной по модулю скоростью. Чему равен модуль силы сопротивления воздуха при этом движении?

8. Что произойдёт с плотом, покоящимся на поверхности озера, если находящийся на нём человек начнёт двигаться по периметру плота с постоянной скоростью? Сопротивлением воды пренебречь.

9. Если вы ударите кулаком по столу, то почувствуете боль. Почему бьете вы, а больно вам?

10. Двое стоят на одинаковых тележках. Тянет за веревку один, а в движение приходят обе тележки. Почему?

11. Что вы сделаете, если нужно узнать, какой из двух шаров алюминиевый, а какой - медный? Оба шара имеют одинаковый объём, полые изнутри и окрашены одинаковой краской, нарушать которую нельзя. Шары нельзя взвешивать и опускать в воду.

Решение задач на интерактивной доске.

На тело массой 2160 кг, лежащее на горизонтальной дороге, действует сила, под действием которой тело за 30 секунд пройдет расстояние 500 метров. Найти величину этой силы.

Человек шестом отталкивает от берега плот,
прилагая усилие 500 Н. За 2 с плот отошел от берега на 1м. Найти массу плота.

Тело массой 4 кг под действием силы приобрело ускорение 1,5 м/с 2 . Какое ускорение приобретает тело массой 10 кг под действием той же силы?

Человек, стоя в лодке, тянет к себе с помощью верёвки вторую лодку. Определить пути, пройденные лодками за 10 с, если масса первой лодки с человеком равна 175 кг, а второй - 140 кг. Сила натяжения верёвки 70 Н. Трением пренебречь.

Грузовой автомобиль массой 6 т начал движение с ускорением 0,2 м/с 2 . Какова масса груза была погружена на автомобиль, если под действием той же силы тяги он трогается с места с ускорением 0, 1 м/с 2 ?

Мальчик, стоя на тележке, тянет к себе с помощью верёвки тележку с силой 50 Н. Определить скорости тележек через 4 с после начала движения, если масса тележки с мальчиком 120 кг, а масса второй тележки 80 кг.

Снаряд массой 6 кг при выстреле приобретает скорость 700 м/с. Определить среднюю силу, с которой пороховые газы давят на снаряд, если длина ствола пушки 2 м. движение снаряда в стволе считать равноускоренным.

Физика 10 класс

На участках AB и СВ

На участках ОА и ВС

Только на участке BC

Конспект урока Применение законов Ньютона физика 10 класс

0

Земля имеет очень большую массу

Сила тяжести пропорциональна массе тела

Сила тяжести пропорциональна массе Земли

равномерно со скоростью 2 м/с

равномерно со скоростью 0,5 м/с

равноускоренно с ускорением 2 м/с2

6. Две силы 4 Н и 5 Н приложены к одной точке тела, угол между векторами этих сил составляет 90 о . Определите модуль равнодействующей этих сил.
1. 1 Н.
2. 9 Н.
3. Н.
4. 41 Н.

7. Тело массой 3 кг движется под действием силы 12 Н. Каково ускорение тела?
1. 4 м/с 2 .
2. В. 15 м/с 2 .
3. 36 м/с 2 .

Читайте также: