Блюда из молока и кисломолочных продуктов 6 класс конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Кисломолочные продукты – группа молочных продуктов, вырабатываемых из цельного коровьего молока, молока овец, коз, кобыл и других животных или его производных путём ферментации. Главной технологической особенностью изготовления кисломолочных продуктов является сквашивание путём введения в него культур молочнокислых бактерий или дрожжей.

Кисломолочные бактерии – это вид бактерий, полезных для человеческого организма. В процессе своего питания эти бактерии сбраживают углеводы с помощью молочной кислоты, которую выделяют.

Сквашивание – образование молочного сгустка в молоке и продуктах его переработки под действием заквасочных микроорганизмов.

Брожение – процесс разложения глюкозы под действием микроорганизмов или ферментов.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Технология. 6 класс: учеб. пособие для общеобразовательных организаций / В. М. Казакевич, Г. В. Пичугина, Г. Ю. Семенова и др.; под ред. В. М. Казакевича. – М.: Просвещение, 2017.
  2. Технология. Обслуживающий труд. 6 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ О. А. Кожина, Е. Н. Кудакова, С. Э. Маркуцкая. – М.: Дрофа, 2014.
  3. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы (вариант для девочек) / В. Д. Симоненко, О. В. Табурчак, Н. В. Синица и др.; Под ред. В. Д. Симоненко – М.: Вентана – Графф, 2000.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

Если рассмотреть ежедневный рацион питания современного человека, то следует отметить, что кисломолочные продукты занимают лидирующее место, являются почти обязательным продуктом питания, наравне с хлебом, овощами, мясными продуктами. Нет на Земле людей, которые бы не знали, не встречали, не употребляли в пищу такие продукты, которые предлагает современная пищевая промышленность по всему миру. Что же это за продукты, из чего и как они производятся?

Все кисломолочные продукты производятся из молока. Для этого берется любое молоко крупного рогатого скота – коровье, козье молоко, овечье, молоко лошадей и даже буйволов и верблюдов. Специфические же, кислые, качества такие продукты получают из - за внедрения в молоко для изменения его первоначальных свойств молочнокислых бактерий или дрожжей. Этот процесс называют брожением, а используемые бактерии – закваской.

Технологически есть два вида брожения в приготовлении всей кисломолочной продукции. При кисломолочном брожении для сквашивания молока используют какой – то один или несколько видов молочнокислых бактерий. Его используют при производстве простокваши, сметаны, сыра, творога. При смешанном брожении (молочнокислом и спиртовом) используются дрожжи, сахар, иногда полезные бактерии не молочнокислой группы. Таким способом изготавливают кефир, шубат и кумыс.

Молоко является для таких бактерий естественной средой обитания. После расщепления сахаров молока бактериями выделяются побочные вещества – молочная кислота, которая и дает специфический кисловатый вкус, углекислый газ, вода.

Ассортимент кисломолочных продуктов велик: простокваша, ряженка, варенец, йогурт, кефир, биолакт, сметана, творог, кисломолочные напитки.


Сыр в России появился при Петре I. Это концентрированный молочный пищевой продукт. Его получают из молока с помощью сычужного фермента или молочной кислоты (эти вещества свертывают молоко). Затем сырная масса проходит специальную обработку и созревает. Сыр очень полезен. В него входят белки, которые легко усваиваются организмом, молочный жир, минеральные вещества (соли кальция, натрия, фосфора и др.), витамины (А, D, Е, В1, В2, РР).

Сметана. Это русский национальный продукт. Среди других кисломолочных продуктов сметана выделяется повышенной калорийностью. В сметане в 7 – 10 раз больше витаминов А и Е, чем в молоке. В других странах ее выпускают в ограниченном количестве, называя русскими сливками. Получают ее из пастеризованных сливок путем заквашивания их чистыми культурами молочнокислых бактерий, после чего выдерживают для созревания. Сметану используют для приготовления сладких блюд, изделий из теста, а также как самостоятельное блюдо; ею заправляют салаты, соусы, супы и вторые блюда.

Творог. Это белковый кисломолочный продукт. Кроме полноценного молочного белка он содержит ценные для человека минеральные вещества. Мягкий диетический творог получают из обезжиренного молока с добавлением сливок. Домашний сыр, или зерненный творог со сливками, имеет зернистую структуру. Содержит 5% жира, 1% соли.

Йогурт. Это кисломолочный напиток с повышенным содержанием сухих обезжиренных веществ молока. Для получения йогурта используют молоко цельное и обезжиренное, добавляют сухое молоко, сливки, плодово-ягодные сиропы, целые или кусочки плодов, ягод.

Простокваша – это тоже продукт, традиционный для русской кухни. В зависимости от особенностей приготовления различают следующие виды простокваши: обыкновенная, ряженка, варенец и десертная. Простоквашу можно приготовить и в домашних условиях. Для этого в охлажденное кипяченое или пастеризованное молоко добавляют сметану или готовую простоквашу. Заквашенное молоко накрывают бумагой или крышкой и ставят в теплое место на 18 – 20 ч.

Кефир. Это продукт с освежающим, слегка острым кисломолочным вкусом и консистенцией, напоминающей жидкую сметану. Его относят к продуктам смешанного брожения (молочнокислого и спиртового). Вырабатывают кефир из пастеризованного молока, цельного или обезжиренного, заквашиванием кефирными грибками или чистыми культурами молочнокислых бактерий и кефирными грибками.

Молочные продукты подвергают следующей тепловой обработке: варке - супы, каши, ленивые вареники и др.; жарению - сырники, блинчики с творогом; запеканию - запеканки, пудинги и др.

Хранение молока и молочных продуктов

Испорченное молоко и молочные продукты могут стать причиной серьезных заболеваний и отравлений. Чтобы избежать неприятностей, надо запомнить основные правила домашнего использования, приготовления и хранения молока и молочных продуктов:

  • Посуда, в которой хранят молоко и молочные продукты, должна быть чистой;
  • Молоко и молочные продукты необходимо хранить на холоде, в закрытой посуде, в темноте;
  • Молоко, кисломолочные напитки, творог желательно употреблять в первые сутки после приобретения;
  • Не рекомендуется употреблять сырое молоко и творог из не пастеризованного молока без предварительной тепловой обработки;
  • Молоко, сливки, кефир, простоквашу и майонез хранят при температуре от +3 0 до +6 0 С, а сметану и творог – при температуре от 0 0 С до + 4 0 С;
  • Сыры и масло лучше хранить при температуре +4 0 С, топленое масло при температуре не выше +1 0 С.

Соответственно и место хранения этих продуктов - две верхние полки холодильника. Сыры обладают резким запахом, который может передаться другим продуктам, поэтому их рекомендуется хранить в целлофане, в пакетах из полиэтилена или в специальных сырницах. Упакованным следует хранить также масло, так как оно очень быстро впитывает запахи.


Хранение кисломолочных продуктов

Польза кисломолочных продуктов находится в прямой зависимости от полезности основного сырья для их производства – молока. Несмотря на процессы брожения, ферментации, большая часть полезных веществ молока не претерпевает никаких изменений, и, можно сказать, наследуется кисломолочными продуктами. Главная полезность в том, что их могут, есть люди, у которых есть проблемы с непереносимостью белков и углеводов молока в чистом виде.

Бактерии и продукты их жизнедеятельности очень полезны для нормальной работы кишечника. Регулярное употребление кисломолочных продуктов, на протяжении нескольких недель – заметно улучшают работу кишечника, усиливают защитные свойства организма (иммунитет), наполняют жизненной энергией.

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Задание 1. Выберите из списка продукты молочнокислого брожения.

Правильный ответ: сыр, йогурт, простокваша.

Задание 2. Выделите цветом правильные утверждения.

Молоко и молочные продукты необходимо хранить на холоде и в темноте.

Молоко и молочные продукты необходимо хранить в открытой посуде.

Молоко, кисломолочные напитки, творог желательно употреблять в первые сутки после приобретения.

Молоко, сливки, кефир, простоквашу и майонез хранят при температуре от +3 0 до +6 0 С.

сметану и творог хранят при температуре от -4 0 С до 0 0 С.

Правильный ответ:

Молоко и молочные продукты необходимо хранить на холоде и в темноте.

Молоко, кисломолочные напитки, творог желательно употреблять в первые сутки после приобретения.

Молоко, сливки, кефир, простоквашу и майонез хранят при температуре от +3 0 до +6 0 С.

- познакомить учащихся с пищевой ценностью молока;

- сформировать знания и умения по технологии приготовления блюд из молока;

- воспитывать эстетический вкус, внимательность, прививать навыки культуры труда и аккуратности, бережного отношения к продуктам.

- учебник, рабочая тетрадь;

1. Организационный момент

В течение многих тысячелетий оно используется человеком с первых дней жизни до глубокой старости. Наряду с коровьим люди потребляют молоко и других домашних животных: коз, овец, буйволиц, кобылиц, верблюдиц, самок яка, самок зебу. У нас в России с древних времен и по нынешний день традиционным является коровье молоко, реже — козье.

Коровье молоко представляет собой водный раствор более двухсот различных органических и минеральных ве­ществ. Основные минеральные вещества молока – кальций и фосфор, а также натрий, калий, магний, железо, медь, марганец и другие, участвующие в обменных процессах, кроветворении, работе центральной нервной системы и прочие.

Если спросить вас, что такое молоко и на что оно похоже, вы, пожалуй, сравните его с водой, только белой.

Оно ведь тоже жидкое… И по весу почти такое, как и вода. Так что же особенного может быть в этой белой во­дянистой жидкости? И почему любая составная частица молока нужна каждому из нас?

Перед вами стоит стакан молока. По виду это про­стая жидкость со знакомым приятным запахом. Но оставь­те ее в тепле, и к утру вместо молока в стакане окажется простокваша. Сверху на простокваше желтеют сливки, а по краям собралась зеленоватая сыворотка.

Сейчас легче всего узнать, что такое молоко, поче­му в молоке – сила и здоровье.

Когда ученые, отделив от молока сливки, рассмат­ривают их под микроскопом, они видят, что сливки состоят из мельчайших шариков жира. Обычно шарики взвешены в молоке.

В капле молока их насчитывается свыше ста мил­лионов, но они легче других составных частей молока и потому поднимаются кверху. Жира в молоке около 4%, а витаминами он богаче других растительных и животных жиров и легче усваивается организмом человека.

Вот молоко и рассказало об одной своей составной части.

Стоит поставить простоквашу на огонь, подогреть ее, как она створожится. Вместо простокваши в кастрюле окажутся хлопья, они плавают в зеленоватой жидкости. Что же представляет собой белая масса творога?

Творог, приготовленный из снятого молока, состоит из белка. При кипячении он свертывается от высокой тем­пературы, и его можно обнаружить в виде белого осадка на дне и стенках кастрюли, в которой кипятилось молоко. В молоке содержится около 3,5% белка.

Белки – это вторая составная часть молока. В одном литре молока белков столько же, сколько в восьми яйцах, а в твороге больше, чем в мясе и рыбе.

Белки молока лучше и легче усваиваются организ­мом, чем белки мяса или хлеба.

Но это еще не все, что есть в молоке. Снимая слив­ки, отделим после сквашивания белок – в виде творога (это казеин), удалим кипячением другие белки. От молока оста­нется зеленоватая жидкость – сыворотка. Если долго кипя­тить сыворотку, она загустеет, станет светло – коричневой. Если теперь поставить ее на холод, через некоторое время на ней появятся мелкие, светло – желтые кристаллы. Хотите попробовать их? Они приятного вкуса, сладкие –это появившийся из сыворотки молочный сахар.

Сахар – это третья составная часть молока, ко­торую иначе называют углеводами.

Между тем сыворотка может рассказать еще боль­ше,. Если опять поставить ее на огонь, от нее останется в конце концов немного серого порошка. На вкус порошок неприятный, солоноватый. В нем ученые нашли железо, алюминий, магний, но больше всего – кальция и фосфора.

Все, что ученые нашли в порошке от молока, назы­вается минеральными веществами.

Из них состоят горы и скалы, пески пустынь. Они входят в состав морской воды, образуют руды. И они всегда должны быть в нашей пище. Так мы узнали о четвертой части молока – минеральных вещест­вах.

Это еще не все! Исследователи открыли, что в молоке есть витами­ны. Самая сытная пища, богатая белками, жирами, углево­дами и минеральными солями, не пойдет на пользу, если в ней не будет витаминов. Они необходимы для нормального развития и роста ребенка, для правильного обмена ве­ществ.

В состав молока входят витамины А, В, С, Д и др. Они являются пятой составной частью молока.

Вспомним еще о воде. Ее в молоке 87%. Только во­да тут особенная. Вода особым образом связана со всеми веществами молока.

По богатству состава ни одна пища не может срав­ниться с молоком. И в то же время ничего в нем нет лиш­него. Любая его частица нужна нам. Вот почему в раннем детстве молоко является един­ственной пищей – оно заменяет все.

И если вы запомните состав молока, вы будете знать, из чего должна состоять наша пища.

2.2 Блюда из молока и молочных продуктов.

Используя молоко и молочные продукты, можно приготовить множество разнообразных блюд. Это закуски – бутерброды и салаты, первые и вторые блюда – супы, каши, запеканки, вареники, пудинги и другие. Из молока делают и десертные блюда – кисели, муссы, кремы, кок­тейли, мороженое, а также соусы и творожные пасты.

2.3 Виды тепловой обработки:

Блюда из молочных продуктов в процессе приготов­ления могут подвергаться различной тепловой обработке: 1. варке - супы, каши, ленивые вареники, кисели и другое;

Молочные супы готовят на молоке с различными гарнирами - крупами, макаронными изделиями, овощами.

Эти супы легко усваиваются, так как молочный жир легкоплавок и находится в молоке в виде микроскопиче­ских шариков, распределенных по всему объему. Для супов используют цельное, разбавленное, сухое или консерви­рованное молоко. Овощные молочные супы можно гото­вить с различным набором овощей: зеленым горошком, ре­пой, тыквой, морковью, капустой.

Варят супы небольшими порциями. Реализуют их в течение 30 - 40 мин. Для улучшения вкуса и повышения калорийности при отпуске заправляют сливочным маслом.

2. жарению - сырники, блинчики с творогом;

3. запеканию - запеканки, пудинги.

2.4 Сроки хранения молока и молочных продуктов.

Качество молочных продуктов легко определить по внешнему виду, цвету, вкусу, запаху, консистенции.

Все несвежие продукты имеют специфический не­приятный запах. Их поверхность покрывается пленкой (у молока, простокваши, сметаны, творога), становится скользкой (у сыров, паст). Меняется цвет, появляется кис­лый или горьковатый вкус. Консистенция становится тягучей, липкой. Все мо­лочные продукты следует хранить в холодильнике, строго соблюдая сроки хранения.

Например, при температуре 4—8°С молоко можно хра­нить 20 ч, сметану — 72 ч, творог — 36 ч, сливочное масло — 10 дней.

Если, ты живёшь в сельской местности и твоя семья держит корову, ты должна помнить, что после дойки молоко необходи­мо процедить, а потом и прокипятить, чтобы уничтожить в нем болезнетворные микробы.

Если ты живешь в городе, то, как правило, твоя семья ис­пользует молоко, которое прошло заводскую обработку — пас­теризацию или стерилизацию.

Пастеризованное молоко — это молоко, нагретое до темпера­тур, убивающих болезнетворные микробы, и выдержанное при этих температурах строго определенное время. Например, молоко выдерживают при температуре 72—75°С в течение 20—30 мин и при температуре 63—65°С в течение 30 мин, а за­тем быстро охлаждают до 6—8°С.

Для более длительного хранения молока (до 20 суток) при­меняют стерилизацию. Стерилизованное молоко получают пу­тем нагревания до 120—145°С, то есть до такой температуры, при которой полностью уничтожаются все микробы.

- Как проверить доброкачественность молока?

- Чем ценно молоко?

- Какие блюда можно приготовить из молока?

- Какие требования предъявляют к качеству готовых блюд.

Продукты: 4ст.ложки риса, 1л молока, соль, сахар по вкусу, ванилин, 1ч.ложкасливочного масла.

Приготовление: Рис промыть. Проварить 3-5 мин в кипящей воде и откинуть на дуршлаг.

Молоко вскипятить, в кипящее молоко положить рис и варить 30 минут. Добавить соль, сахар, ванилин по вкусу. Перед подачей к столу добавить в готовый суп сливочное масло.

(Дегустация приготовленного блюда с оценкой качества приготовления и подачи на стол.)

- Многое сегодня мы узнали о таком ценном продукте питания как молоко. Теперь, когда вы познакомились со способами приготовления блюд из молока, вы сможете самостоятельно приготовить завтрак для всей семьи.

Оборудование, кухонный инвентарь: электроблендер, посуда, инструменты, приспособления.

Ход урока

1. Организационный момент.

  1. Кисломолочный продукт, необходимый для укрепления костной системы человека.
  2. Напиток из смеси различных продуктов.
  3. Самый ценный продукт питания для новорожденных.
  4. Как называется творожный пирог, приготовленный в духовке?
  5. В народе говорят, что этим продуктом кашу не испортишь.
  1. С каким молочнокислым продуктом блинчики будут еще вкуснее?
  2. Что нужно пить на ночь, чтобы лучше работал кишечник?
  3. Как называется продукт, когда прокисает молоко?
  4. Какой важный макроэлемент содержится в твороге?

Познавательные сведения. (Слайд 4)

В течение многих тысячелетий оно используется человеком с первых дней жизни до глубокой старости.

Коровье молоко представляет собой водный раствор более двухсот различных органических и минеральных веществ. В состав молока входят все необходимые пищевые вещества и витамины: жиры – 4%, белки – 3,5 %, углеводы – 4,7%.

Ценность молока заключается еще в том, что пищевые вещества, входящие в его состав, очень легко усваиваются организмом. Поэтому молоко незаменимо в диетическом и детском питании.

Без молока дети плохо растут, часто болеют и быстро утомляются, особенно школьники. Ежедневно дети должны выпивать не менее двух стаканов молока.

Я хочу познакомить вас с замечательным продуктом, который необходим детям для нормального роста и развития. Он способствует укреплению костной системы, мускулатуры, ногтей, волос.

Мы использовали творог для приготовления блюда в домашнем задании.

Продукты Срок хранения (при температуре от +4 до +8º С)
Молоко сырое 20 час.
Кисломолочные продукты 24 час.
Творог 36 час.
Сметана 72 час.
Сыр от 5 до 15 сут.
Масло сливочное 5 сут.
Масло топленое 15 сут.

Слово учителя: Молоко получают от животных: коров, коз, лошадей, верблюдов, буйволиц, овец.

Различные народы готовят свои национальные кисломолочные продукты.

Народности Название продукта Какое молоко используется
Русские Простокваша, варенец, сметана Коровье
Украинцы Ряженка Коровье
Казахи, киргизы, узбеки Курт, чал Коровье, овечье, козье
Кавказские горцы Айран, йогурт Коровье
Грузины Мацони Коровье, буйволиное, овечье, козье
Армяне Мацун Коровье, буйволиное, овечье, козье
Азербайджанцы Катык Коровье, буйволиное, овечье, козье
Осетины Кефир Коровье
Алтайцы, буряты Курунга Коровье, кобылье
Башкиры, калмыки Кумыс, шубат Кобылье, коровье, верблюжье

Блюда из молока и молочных продуктов.

Виды блюд Названия блюд
Супы С крупами, с макаронными изделиями, с овощами, с клецками или галушками
Каши Манная, рисовая, пшеничная, овсяная
Творожные блюда Сырники, запеканки, пудинги, крупеники, творог с молоком, творог со сметаной
Соусы и заправки Молочный, сметанный, сметанный с томатом, сметанная заправка
Сладкие блюда и напитки Молочный кисель, молочное желе, молочные кремы, мороженое, коктейль
Изделия из теста Вареники, блинчики, оладьи, пироги, ватрушки

Слово учителя: В промышленности из молока получают множество молочных и кисломолочных продуктов. Вы с ними уже познакомились. Современные молокозаводы оснащены передовой техникой: машинами-автоматами, агрегатами для пастеризации, охлаждения и розлива молока. На этих предприятиях работают мастера цельномолочного и сметано-творожного производства, сыро- и маслоделы аппаратчики по производству сгущенного молока.

Нужно бережно относиться к молочным продуктам. На их производство и снабжение ими населения затрачивается огромный труд многих работников агропромышленного комплекса – пастухов, доярок, механизаторов, а также работников производства и сферы обслуживания – рабочих молокозаводов, автотранспорта, продавцов и др. Если у вас осталось кислое молоко, используйте его для приготовления блинчиков, оладьев, творога. Очень полезно пить простоквашу.

Но обязательно нужно следить за качеством молочных продуктов. Несвежие продукты имеют специфический неприятный запах. Их поверхность покрывается мехообразной пленкой, становится скользкой, меняется цвет, появляется горьковатый вкус.

Учащимся раздаются упаковки из-под молока и молочных продуктов. Необходимо найти на них всю информацию о продукте: название продукта, кем изготовлен, когда, срок годности, процент жирности и т.д.

Коктейль – напиток из смеси всевозможных соков, фруктов, ягод, сливок, яиц, меда и др.

Коктейли тщательно смешивают в специальном металлическом сосуде (шекере). В домашних условиях можно использовать обычную стеклянную двухлитровую банку. В нее закладывают нужные компоненты, банку плотно закрывают крышкой и сильно встряхивают в течение 2-3 минут, придерживая крышку. Некоторые коктейли не нуждаются в смешивании, их готовят непосредственно в бокалах или в фужерах. Очень быстро и легко приготовить коктейль в миксере. Коктейль можно подавать на десерт.

3. Текущий инструктаж.

А) Сегодня мы с вами приготовим молочный коктейль.

Его рецептура на 1 порцию:

  • 100 г молока,
  • 40 г мороженого,
  • 1-2 чайных ложки сиропа.

Все взбить в блендере до пышной пены.

  • творог – 400 г,
  • яйца – 4 шт.,
  • сахар – 1 стакан,
  • изюм – 100 г,
  • ваниль – 1 пачка.
  • мука – 2 стакана,
  • сахар – 0,5 стакана,
  • маргарин – 250 г,
  • соль – 0,5 ч.л.,
  • сода – 0,5 ч.л.,
  • орехи – 1 стакан.
  1. В миске растереть творог, яйца, сахар, добавить изюм и ваниль.
  2. На разделочной доске мелко порубить, не замешивая, маргарин в муке, добавить сахар, соль, соду.
  3. Форму для выпекания смазать маслом, посыпать сухарями.
  4. Высыпать на противень 2/3 сухого теста.
  5. Вылить равномерно начинку.
  6. Высыпать сверху оставшееся сухое тесто.
  7. Присыпать пирог рублеными орехами.
  8. Выпекать в духовке при температуре 250 – 300 градусов.

Б) Повторение правил ТБ.

В) Санитарно-гигиенические требования.

4. Практическая работа.

  1. Приготовление молочного коктейля (задание 2-е).
  2. Дегустация.
  3. Уборка.

5. Заключительная часть.

Вопросы для закрепления материала:

  1. Какие молочные продукты вы знаете?
  2. Какую ценность имеет молоко в детском питании?
  3. Что можно приготовить из молока и молочных продуктов?
  4. Каково значение творога в питании человека?
  5. Что вы знаете о десерте?

6. Домашнее задание.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Развернутый конспект урока в игровой форме с заданиями.

Муниципальное общеобразовательное автономное учреждение

муниципального района Зилаирский район

Учитель технологии: Такалова Л.З.

Тема урока:

Молоко, молочные продукты. Приготовление блюд из молока и молочных продуктов.

Цель:

Задачи:

Ознакомить обучающихся с питательной ценностью молока и молочных продуктов.

Научить приготавливать блюда из этих продуктов.

Развивать самостоятельные навыки в работе с дополнительной информацией, умение работать с инструкционными картами.

Воспитывать культуру труда, чувство ответственности за выполненную работу.

Тип урока:

Оборудование:

Межпредметные связи:

Ход урока

I. Организационный момент. (3-5 мин.)

II. Повторение и закрепление пройденного материала. (5-7 мин.)

Как вы усвоили материал прошлого урока, мы сейчас выясним, ответив на вопросы.

Вставьте пропущенную часть фразы:

Витамин ________ укрепляет защитные силы организма.
Витамин _________ способствует росту, улучшает зрение.
Минеральное вещество ___________ играет большую роль в формировании костной ткани.

Прекрасным источником легкоусвояемого кальция является ______________________.

Какое минеральное вещество участвует в процессе кроветворения, в работе сердечно-сосудистой системы.

Назовите, какие элементы относятся к:
а) макроэлементам ___________________________________________________.
б) микроэлементам___________________________________________________.

Перечислите содержащиеся в продуктах питательные вещества:
а) жиры;
б) ___________
в) ___________
г) витамины;
д) _________________________

Какое минеральное вещество необходимо для нормальной работы щитовидной железы.

Отгадайте загадку. Жидко, а не вода, бело, а не снег? (Молоко).

А какие ассоциации вызывает это слово у вас?

IV. Изучение нового материала.

Молоко – ценный пищевой продукт. Давайте вспомним, что вы знаете о молоке?

Питательная ценность молока

Благодаря своей пищевой ценности молоко может заменить любой продукт, но ни один продукт не может заменить молоко. В молоке обнаружено более 160 полезных веществ, которые полностью усваиваются организмом человека. Ценность молока определяется химическим составом и легкой усвояемостью входящих в него веществ. В молоке содержится жиры, белки, молочный сахар, минеральные соли, макро- и микроэле­менты, витамины.

В молочном жире содержатся низкомолекулярные и полинена­сыщенные жирные кислоты. Полиненасыщенные жирные кислоты представляют особую ценность, т. к. они не могут синтезироваться в организме человека.

Молочные белки содержат полный набор незаменимых амино­кислот в требуемых нашему организму соотношениях.

Из углеводов в молоке преобладает молочный сахар, которого нет ни в каких других продуктах, он является существенным ис­точником энергии для организма человека.

Минеральные соли молока представлены солями кальция, маг­ния, фосфора. Причем нужно отметить благоприятное для орга­низма количественное соотношение этих солей в молоке.

В молоке содержатся такие ценные микроэлементы, как цинк, медь, марганец и др.

И, наконец, в нем содержатся жирорастворимые витамины А, (3-каротин, Д и растворимые в воде Вь В2, В12 и др. Нужно только помнить, что некоторые витамины разрушаются под действием воздуха и солнечного света. Поэтому нельзя хранить молоко и мо­лочные продукты в открытой посуде и при дневном свете.

Ассортимент молочных продуктов

Молоко - само по себе прекрасный продукт питания - служит сырьем для приготовления множества различных молочных про­дуктов, которые принято условно подразделять на следующие группы: цельно и кисломолочные продукты, масло, сыры, моро­женое, молочные консервы, сухие молочные продукты и т. д.

Эти продукты справедливо называют продуктами здоровья. Чело­век должен употреблять их в пищу с раннего детского возраста на протяжении всей жизни, чтобы быть здоровым и работоспособным.

Одним из 160 замечательных свойств молока является его способность к сквашиванию. Вроде бы испорченный продукт через некоторое время вдруг приобретает совершенно новый вкус и приятный аромат. Люди давно заметили это свойство молока и употребили его себе во благо.

В промышленности из молока получают различные кисломолочные продукты, для чего используют различные закваски и биоорганизмы. Это сметана, творог, кефир, простокваша, ряженка, варенец и другие. Из козьего, овечьего, буйволиного молока готовят национальные кисломолочные продукты: кумыс, катык, мацун, курт.

Хранение и обработка молочных продуктов.

Качество молочных продуктов можно определить по запаху, внешнему виду, цвету, вкусу, консистенции. Все несвежие продукты имеют специфический неприятный запах. Их поверхность покрывается бугристой пленкой, становится скользкой. Меняется цвет, появляется кислый или горьковатый вкус. Консистенция становится тягучей, липкой.

Все молочные продукты надо хранить в холодильнике и строго соблюдая сроки хранения, которые различны для разных продуктов.

Например , при температуре +4. 8 ºС молоко можно хранить - 20 ч, сметану-72 ч, творог- 36 ч, сл. масло- 10 дней, кефир- 3-5 дней, йогурт- 7 дней.

Чтобы предохранить молоко от скисания в домашних условиях, его кипятят. На молокозаводах молоко пастеризуют или стерилизуют.

Пастеризованное молоко – это молоко, подогретое до температур, убивающих болезнетворные микробы, и выдержанное при этих температурах строго определенное время. Например: выдерживают при t 72–75 °С в течение 20–30 минут и при t 63–65 °С в течение 30 минут, а затем охлаждают до 6–8 °С.

Для более длительного хранения молока (до 20 суток) применяют стерилизацию. Стерилизованное молоко получают путем нагревания до 120–145 °С.

Молочные продукты не требуют первичной обработки, исключение составляет творог. Перед приготовлением блюд из творога из него удаляют лишнюю влагу, пропускают через мясорубку или протирают через сито.

Молочные продукты подвергаются следующей тепловой обработке:

варке – супы, каши, ленивые вареники;

жаренью – сырники, блинчики с творогом;

запеканию – пудинги, запеканки и др.

Требования к приготовлению молочных блюд

При приготовлении блюд из молочных продуктов предъявляют следующие требования:

Вкус супа или каши должен быть сладковатый, слабосолёный, без привкуса и запаха подгорелого молока.

Молочные супы, каши, соусы должны иметь консистенцию, соответствующую данному блюду: каши – жидкие или вязкие, супы – жидкие, соусы – средней густоты.

Цвет молочных супа или каши чаще всего белый.

Форма продуктов входящих в суп, должна быть сохранена.

У запеканки, пудинга поверхность должна быть ровная, без трещин, подрумянена, легко прокалываемая деревянной палочкой.

Сырники имеют приплюснутую круглую форму с ровной румяной поверхностью.

V. Закрепление изученного материала. (10 мин.)

Нужно рядом поставить + и -;

Сливочное масло хранят в холодильнике в течение 14 дней.

Все молочные продукты не требуют первичной обработки.

Молочные продукты подвергаются следующей тепловой обработке: варке, жаренью, запеканию.

В состав молока входят белки, жиры, молочный сахар, вода, витамины A, B2, B12, E, D, K, РР, С, кальций, калий, железо, йод, фосфор и протеин.

Молоко, полученное путём нагревания до 120-145 °, то есть до такой температуры, при которой полностью уничтожаются все микробы, называют пастеризованным.

Молочные супы подают в мелких тарелках.

Молоко и молочные продукты нельзя хранить в открытой посуде и при дневном свете.

Молочные супы, каши, соусы должны иметь консистенцию, соответствующую данному блюду: каши – жидкие или вязкие, супы – жидкие, соусы – средней густоты.

Качество молочных продуктов нельзя определить по консистенции.

Чтобы предохранить молоко от скисания в домашних условиях, его кипятят.

Восстановите текст.

Молочные ___________ подают в мелких тарелках.

Сливочное масло хранят в холодильнике в течение _______ дней.

Все молочные продукты не требуют первичной обработки, кроме __________________.

Молочные продукты подвергаются следующей тепловой обработке: _________, жаренью, _____________.

Молоко и молочные продукты _________ хранить в открытой посуде и при дневном свете.

Молочные супы, каши, соусы должны иметь консистенцию, соответствующую данному блюду: _____________ – жидкие или вязкие, супы – __________, соусы – средней густоты.

В состав молока входят _________, жиры, молочный сахар, ________, __________A, B2, B12, E, D, K, РР, С, кальций, калий, железо, йод, фосфор и протеин.

Молоко, полученное путём нагревания до 120-145 °, то есть до такой температуры, при которой полностью уничтожаются все микробы, называют __________________________.

Качество молочных продуктов определяют по консистенции, цвету, ____________, вкусу, _________________________.

Чтобы предохранить молоко от скисания в домашних условиях, _________________.

Найдите в таблице зашифрованные названия молочных продуктов и блюд из них.


Ответы: творог, пудинг, йогурт, простокваша, пасха,

сырок, сметана, молоко, соус.

Из творога в домашних условиях можно приготовить много разнообразных вторых и сладких блюд, начинок для мучных и кондитерских изделий.

Мы сегодня с вами будем готовить десерт из творога.

Технологическая карта.

ИНГРЕДИЕНТЫ

Мягкий творог 500 г

Сметана 10%-ная 300 г

Фрукты по вкусу.

ИНСТРУКЦИЯ ПРИГОТОВЛЕНИю

1. Смешать творог и сметану до однородной массы.

2. Добавить сахар или мед по вкусу.

3. Желатин залить стаканом воды на 10 минут. Затем поставить на медленный огонь и, не доводя до кипения, постоянно помешивая, дождаться, пока желатин полностью не растворится в воде.

4. Тонкой струйкой влить желатин в творожно-сметанную массу и тщательно перемешать. Получится жидкая масса.

5. Любимые фрукты или ягоды выложить на дно формы. Залить получившейся смесью и убрать в холодильник на 1–2 часа

6. Подавая, можно украсить сиропом, веточкой мяты и ягодами.

1. Правила безопасной работы во время выполнения практической работы.

2. Самостоятельная работа по инструкционным картам.

3. Контроль учителя с целью выявления пропусков в знаниях и умениях обучающихся.

5. Текущий инструктаж.

6. Самоконтроль и взаимоконтроль обучающихся.

7. Подведение итогов работы. Дегустация блюда.

VII. Подведение итогов занятия. Оценивание работы обучающихся. (5-7 мин.)

Какое значение имеют молочные продукты в питании человека?

Какие кисломолочные продукты вы знаете?

Как приготовить творог в домашних условиях?

Выставление оценок. Анализ урока.

VII. Домашнее задание (2-3мин.)

Нажмите, чтобы узнать подробности

Формирование основных и предметных компетенций на уроке; эффективное построение учебного процесса на уроке; воспитание самостоятельной мыслящей личности; создание условий для развития познавательной активности обучающихся, самореализации их творческих способностей.

Технология развития критического мышления (Кластер), мозговой штурм.

Планируемые образовательные результаты

Личностные - Готовность и способность к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию; готовность и способность вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания; формирование компетенций анализа, проектирования, организации деятельности, рефлексии изменений.

Метапредметные – Умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией. Умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности её решения, владения основами самоконтроля, самооценки, …

Предметные - Получают и анализируют опыт оптимизации заданного способа получения материального продукта, обосновывают и осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения учебных и познавательных задач

Оборудование

Техническое оснащение (проектор), УМК.

Наглядно-демонстрационный материал

Презентация, учебник Технология. 6 класс под редакцией В. М. Казакевича.

Организационная структура урока

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Формы организации взаимодействия

Формируемые умения

Промежуточный контроль

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Приветствие. Здравствуйте, девочки! Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра

Учитель в начале урока высказывает добрые пожелания обучающимся, предлагает пожелать друг другу удачи.

- Давайте наш урок начнем с пожелания друг другу добра.

Я желаю тебе добра, ты желаешь мне добра, мы желаем друг другу добра. Если будет трудно - я тебе помогу.

- Я рада, что у нас отличное настроение. Надеюсь, что урок пройдет интересно и увлекательно.

- Человеческая доброта - самое удивительное явление в мире. Попробуйте с помощью улыбки передать своё настроение. Я вижу, настроение у вас хорошее, деловое, итак, за работу!

Воспринимают на слух, визуально контролируют свою готовность к уроку. Приветствуют учителя.

Регулятивные УУД

Способность регулировать свои действия

Коммуникативные УУД

Планирование учебного сотрудничества с педагогом и сверстниками

Личностные УУД

—правильно называть состав молока;

-уметь определять качество молока;

— знать условия хранения молока.

-уметь готовить блюда из молока;

— формирование мотивации и самомотивации изучения темы;

-развитие готовности к самостоятельным действиям;

— развитие трудолюбия и ответственности за качество своей деятельности.

Метапредметные УУД:

—ориентироваться в тексте учебника;

-уметь находить и выделять необходимую информацию;

-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);

— уметь сравнивать, называя критерии для сравнения.

-работать по плану;

-выдвигать гипотезы на основе учебного материала;

-отличать верно выполненное задание от неверного;

— слушать и понимать речь других;

-уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

— организация учебного сотрудничества.

Личностные УУД:

— устанавливать связь между целью деятельности и её результатом;

Метапредметные УУД:

Регулятивные:

—давать оценку деятельности на уроке совместно с учителем и одноклассниками;

— выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно ещё усвоить.

Коммуникативные:

—уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

2. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности учащихся.

в работу по изучению

обучающихся к уроку

Воспроизведение ранее изученного, установление преемственных связей прежних и новых знаний и применение их в новых ситуациях.

Четко определяет, какое новое знание должно быть открыто на уроке.

Конструтрование проблемной ситуации (проблема-результат) Составить Кластер «Какие кисломолочные продукты выпускает пищевая промышленность? . Коммуникация (планирование действий). Планирование решений (понятия)

Записывают всё то, что приходит на ум. Продолжают работу с понятиями по учебнику.

новой темы (15-20 мин)

Получение новых знаний

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного закрепления учащимися нового материала.

— Молоко — один из ценнейших продуктов питания. Благодаря своим ценным питательным свойствам с древнейших времен играет важную роль в питании людей. Его можно использовать как самостоятельный продукт и как основу для получения других вкусных и полезных продуктов.

— Состав молока: белки, жиры, углеводы, молочный сахар, вода, витамины, минеральные вещества.

— Польза молока: выхаживание ослабленных и истощенных больных, употребление молока в период лечения простуды, гриппа и ангины, укрепление иммунитета, обладает бактерицидными свойствами, положительно влияет на деятельность нервной и сердечно-сосудистой системы, развитие клеток в организме человека, восстановление сил после физических и умственных нагрузок, возможность использования в косметологии.

— Вред молока: непереносимость лактозы и казеина, вызывает аллергические реакции, плохо усваивается в сочетании с некоторыми продуктами.

— Молоко бывает : парное, пастеризованное, стерилизованное, обогащённое, восстановленное, нормализованным и обезжиренным.

Требования к качеству готового продукта

Органолептические показатели: вкус и запах – чистые, нежные, кисломолочные, без посторонних запахов.

Цвет – белый, слегка желтоватый с кремовым оттенком.

Консистенция нежная, допускается неоднородная.

— Хранение молока: в холодильнике при температуре 4-80 С- 20 часов.

— Блюда из молока: каши, супы, десерты (молочное желе), соус молочный, молочный коктейль, основа для блинов.

Молоко – прекрасный продукт питания – служит сырьем для приготовления множества различных молочных продуктов.

Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.

Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний - в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.

Выполняют упражнения физминутки.

применение новых знаний/усвоение новых знаний

Закрепление нового знания

Планирование результата. Организует деятельность по выполнению заданий каждой группы, выступая в роли консультанта.

Работа в группах: составление плана выполнения работы с опорой на инструкционные карты. Рассчитывают каллорийность и стоимость одной порции. Повторяют правила техники безопасности.

Подведение итогов совместной и индивидуальной деятельности учеников, достижение поставленной цели

Планирование заданий для применения нового знания (поисковая деятельность) Организует работу обучающихся, следит за правильным выполнением

Выбор материалов и инструментов для выполнения поставленной задачи

Умение построить алгоритм действия (технологическая карта). Практическая работа. Определяют и выполняют технологические этапы.

темы, самооценка результатов

Фиксирует учебные задачи, поставленные обучающимися вначале урока. Задаёт вопросы: Что еще можно приготовить из молока? Что еще можно приготовить из творога?

Осознание и воспроизведение того, что нового узнали и чему научились.

Выполняют фотоотчёт. Дегустация блюд. Сравнивают работы, оценивают свою работу и работы членов группы. Высказывают своё мнение. Отвечают на вопросы.

Читайте также: