Конспект занятия коррекция детских страхов с использованием изотерапии
Обновлено: 05.07.2024
Цель: коррекция страха темноты у детей старшего дошкольного возраста.
1. Расширить представления детей о способах преодоления страхов.
2. Помочь детям в преодолении негативных переживаний.
Формы работы:
Постановка (разыгрывание) сказок. Постановки не допускают выучивания ролей и длительных репетиций. Важна идея экспромта.
Дописывание сказки. Ребенок находит тот вариант, который позволяет ему освободиться от внутреннего напряжения.
План занятия:
1. Игра-приветствие. Эмоциональный настрой на занятие. (5 минут)
3. Прощание. Проведение обратной связи. (5 минут)
Ход занятия.
1. Вступительная часть.
Психолог: Сегодня клубочек поможет нам попасть в чудесную страну сказки. Клубочек вел нас и привел к волшебному цветку:
- Для нас ты смелость и свет подари
И сказку новую нам оживи.
2. Основная часть.
Психолог: все люди, звери и, наверное, предметы чего-то боятся. Психолог: сегодня мы узнаем, что же думал и чувствовал маленький совенок, который очень боялся…темноты.
Сказка про маленького совенка. Итак, жил-был на свете малютка-совенок. У него были очень красивые перышки и большие глазки. Жил он с мамой и папой на дереве в гнезде. Каждое утро все трое умывались, устраивались на веточке, крутили головой вправо-влево и смешно ухали. Ребята, давайте покажем, как ведут себя совы (Дети изображают). Малютка-совенок часто проделывал путь с одного дерева на другое днем, но летать поздно вечером ему еще не приходилось-он раньше ложился спать в гнездышко. К тому же, он очень боялся темноты.
Психолог: Ребята, давайте покажем, как он боялся? Дети изображают страх.
А что можно сказать совенку, чтобы он не боялся темноты? Какими словами утешить, подбодрить? Дети предлагают свои варианты (Попробовать полетать ночью, сказать совенку, что он скоро будет таким же сильным и смелым, как папа).
Психолог: а еще, совы-очень мудрые птицы, и они умеют хорошо видеть в темноте. Послушайте – ка еще одну историю, которая рассказала совенку его мама.
«Мне страшно, мурашки бегут по спине.
Мне грустно, печально, нерадостно мне.
Пойду я направо, налево, кругом,
Но только спуститься я вниз не могу.
Сов я страшно боюсь. Но, друзья,
Психолог: наконец темнота окутала весь город, но не успела она опомниться, как рядом пролетела сова. Какая неожиданность, но ей понравилось. Пожалуй, немножко щекотно, но очень весело.
Психолог: ночь подошла к концу, наступает утро.
Психолог: а теперь, ребята, нам пора домой, пройдем к Чудо – цветку.
«Цветок, цветок, сказка пришла,
Нам много чудного преподнесла.
Скорее домой нас отнеси
3. Прощание. Проведение обратной связи. Психолог: ну вот, ребята, мы узнали новую историю. Как вы думаете, теперь темнота будет бояться сов? Дети: нет
Психолог: а совенок темноту будет бояться? Дети: нет
Психолог: что нужно для того, чтобы не бояться? Дети: попытаться понять, что скрывает темнота.
Список информационных источников
1. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Основы сказкотерапии / Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. – СПб: Речь, 2006. – 170 с.
2. Кулинцова И.Е. Коррекция детских страхов с помощью сказок / И.Е. Кулинцова. - Спб.: Речь, Сфера, 2008. – 167 с.
3. Электронный ресурс. Режим доступа:
Старшая группа
В материале даны рекомендации педагогам-психологам детского сада и школы, воспитателям, учителям начальных классов по организации и проведению психокоррекционной работы с детьми с невротическими страхами, дан практический материал: игры и упражнения для проведения занятий, подробные комментарии к каждой части занятия.
Представленное занятие состоит из трех частей.
Вводная часть предполагает создание безопасного комфортного пространства, развитие доверия, сплоченности и сотрудничества между детьми
Основная часть включает рисование страхов, по завершении которого проводится комплекс релаксационных упражнений.
В комментариях к каждой части содержатся пояснения и рекомендации к созданию соответствующей атмосферы на занятии, стимулирующей поддержке детей, к организации последующей психокоррекционной работы с детьми.
Цель занятия: коррекция детских страхов
Основные задачи:
- помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию
- снизить ситуативную тревожность на занятии
- способствовать повышению самооценки детей
- обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
Организация занятия:
Занятие проводится с группой, состоящей из 3-4 детей 6-7-летнего возраста. Продолжительность занятия – от 25 до 30 минут.
Предварительная работа:
Ход занятия:
Приветствие. Дети стоят свободно на ковре
Психолог. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас очень интересное и творческое занятие.
Цель: способствовать развитию доверия и сплоченности между детьми в группе, развитию взаимопонимания; создать безопасное, комфортное пространство для последующей работы.
Психолог. Мы все с вами очень разные, и в то же время, все чем-то похожи друг на друга. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам ближе узнать друг друга. Поменяйтесь местами те, кто:
— сегодня завтракал
— кто любит мороженое
— кому не нравится болеть
— кто с нетерпением ждет Нового года и подарков
— кто любит, когда ему читают книжки
— кто любит играть и рисовать
— кому не нравится драться
— кто летом любит плавать, загорать и кататься на велосипеде.
Дети, понравилась вам игра? (Ответы детей). Мы лучше узнали друг друга, и, оказывается, у нас с вами действительно много общего.
Цель: развивать у детей умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в группе.
Психолог. Дети, я предлагаю вам интересную игру. Перед вами на столе лежат части одной картинки. Всем вместе вам нужно сложить из частей картинку и узнать героев сказок. Обязательное условие игры – участвовать каждому и помогать по необходимости друг другу. (Дети выполняют задание. Предлагается сложить 2-3 картинки).
Комментарий. Психолог наблюдает за тем, чтобы каждый ребенок активно участвовал в выполнении задания, подбадривает детей.
Основная часть. Рисование страхов
Подумайте, что вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. (Дети выполняют рисунки)
Комментарий. Предложенная тема дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, психологом не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают контакт, соприкосновение с ним, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Комментарий. Если рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализовался как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны. Важным является выражение одобрения психологом по поводу выполнения задания (гордость за это в известной степени является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе).
В дальнейшем занятия проводятся 2 раза в неделю. Детям предлагается нарисовать все имеющиеся у них страхи (на одном занятии изображается один или несколько страхов).
Психолог. Сейчас мы проведем гимнастику для отдыха.
Комплекс релаксационных упражнений
(по Джекобсону – детский вариант)
Комментарий. Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением.
Тревожных детей необходимо обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).
Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.
Черепаха. Вы – черепаха, вы гуляете и едите травку. Вдруг невдалеке возникла опасность, и вам быстро нужно спрятать голову в плечи. Втягивайте сильно-сильно. Еще сильнее, еще глубже голова уходит в панцирь. А теперь опустите плечи, так как опасность миновала, и расслабьте их. Почувствуйте, как приятно расслабление и состояние покоя… 3 раза.
Слоненок. Представьте, что вы лежите на солнышке и загораете. А теперь из-за кустов выбегает слоненок и бежит прямо на вас. Чтобы он вас не задел, напрягите живот сильно-сильно, как только можете. Еще сильнее напрягите мышцы живота. А теперь можно расслабиться, потому что слоненок пробежал мимо. Обратите внимание на приятное расслабление, которое возникает в теле после напряжения. Каким тяжелым и теплым кажется тело…
Высокий забор. Представьте, что вы стоите у высокого деревянного забора, по другую сторону которого находится заброшенный фруктовый сад. В заборе выломана одна доска, и вам нужно проникнуть в сад через узкую щель так, чтобы не занозить себя. Втяните живот как можно сильнее и аккуратно начинайте пролезать через эту щель. Сильнее втягивайте живот и убирайте выступающие части тела. А сейчас вы уже по ту сторону забора, расслабьте мышцы живота, как это возможно. Ваш живот отдыхает и находится в состоянии приятного расслабления… 3 раза.
Муха. Представьте, что вам на нос села муха и вам без помощи рук нужно прогнать ее. Покрутите носом вправо и влево, наморщите его и напрягите все мышцы лица…А теперь расслабьте лицо. Муха улетела. Почувствуйте, как состояние покоя приятно разливается по вашему лицу…
Жвачка. У вас во рту находится твердая конфета, и вам во что бы то ни стало нужно разгрызть ее. Сожмите зубы как можно крепче, стисните их… Еще, еще. А теперь расслабьте лицо. Почувствуйте, как отдыхают мышцы лица… 3 раза.
Жмурки. Вам нужно крепко зажмурить глаза, чтобы солнце не слепило их. Крепко-крепко сожмите веки. Еще сильнее, еще крепче сильнее сжимайте веки… Но вот солнце уходит, и лицо можно расслабить… 3 раза.
Теплая лужа. Представьте, что вы стоите босиком возле большой теплой лужи с глубоким илистым дном. Вы наступаете в нее правой ногой, и ваши пальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, и вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцев ног, и вы надавливаете все сильнее и сильнее. Выньте правую ногу из лужи и расслабьте ее. Теперь то же левой ногой… 3 раза.
Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.
Психолог. Дети, передавая клубок друг другу, расскажите, что вы сейчас чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).
Комментарий. Упражнение начинает психолог, показывая детям пример того, как можно рассказать о своих чувствах и пожеланиях. Упражнение помогает ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять других, способствует осознанию собственной ценности и ценности других людей, а также служит в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страхов (при соответствующих ответах детей с акцентом на преодолении страхов).
Психолог. Ребята, вы замечательно справились сегодня с заданиями. Мы продолжим наши занятия на следующей неделе.
1. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребенка. СПб.: Союз, 1997.
2. Захаров А.И. Дневные и ночные страхи у детей. СПб.: Союз, 2000.
3. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д., Грабенко Т.М. Практикум по креативной терапии. СПб.: Речь, 2001.
4. Прихожан А.М. Тревожность у детей и подростков: психологическая природа и возрастная динамика. М. 2000.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Цель занятия: коррекция детских страхов
Основные задачи:
помочь детям графически отреагировать имеющиеся у них страхи, препятствующие полноценному личностному развитию
снизить ситуативную тревожность на занятии
способствовать повышению самооценки детей
обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения
Организация занятия:
Занятие проводится с группой, состоящей из 3-4 детей 6-7-летнего возраста. Продолжительность занятия – от 25 до 30 минут.
Предварительная работа:
Ход занятия:
Приветствие. Дети стоят свободно на ковре
Психолог. Здравствуйте, дети! Я очень рада видеть вас. Сегодня у нас очень интересное и творческое занятие.
Цель: способствовать развитию доверия и сплоченности между детьми в группе, развитию взаимопонимания; создать безопасное, комфортное пространство для последующей работы.
Психолог. Мы все с вами очень разные, и в то же время, все чем-то похожи друг на друга. Я предлагаю вам поиграть в игру, которая поможет нам ближе узнать друг друга. Поменяйтесь местами те, кто:
— сегодня завтракал
— кто любит мороженое
— кому не нравится болеть
— кто с нетерпением ждет Нового года и подарков
— кто любит, когда ему читают книжки
— кто любит играть и рисовать
— кому не нравится драться
— кто летом любит плавать, загорать и кататься на велосипеде.
Дети, понравилась вам игра? ( Ответы детей ). Мы лучше узнали друг друга, и, оказывается, у нас с вами действительно много общего.
Цель: развивать у детей умение сотрудничать, взаимодействовать друг с другом в группе.
Психолог . Дети, я предлагаю вам интересную игру. Перед вами на столе лежат части одной картинки. Всем вместе вам нужно сложить из частей картинку и узнать героев сказок. Обязательное условие игры – участвовать каждому и помогать по необходимости друг другу. (Дети выполняют задание. Предлагается сложить 2-3 картинки).
Комментарий. Психолог наблюдает за тем, чтобы каждый ребенок активно участвовал в выполнении задания, подбадривает детей.
Основная часть. Рисование страхов
Подумайте, что вы хотите нарисовать, возьмите карандаши, и приступайте к работе. Проявите смелость, уверенность в себе, желание избавиться от своего страха, и у вас обязательно все получится. (Дети выполняют рисунки)
Комментарий. Предложенная тема дает возможность отобразить наиболее яркий страх. Какой именно страх, психологом не поясняется, и каждый из детей должен сам выбрать его. Нельзя торопить ребенка с выполнением задания, так как мысли о том, как изобразить страх, подразумевают контакт, соприкосновение с ним, что само по себе уменьшает остроту его восприятия.
Комментарий. Если рисунок сделан, то, значит, ребенок смог преодолеть барьер страха в своем сознании и отразить целенаправленным усилием то, о чем он даже избегал думать. Графическое изображение страха не приводит к его усилению, а, наоборот, снижает напряжение от тревожного ожидания его реализации. В рисунке страх уже во многом реализовался как нечто уже происшедшее, фактически случившееся. Тем самым остается меньше недосказанного, неясного, неопределенного, и вместе это способствует потере аффективно-травмирующего звучания страха в психике ребенка. Существенно и то, что занятие проходит в жизнерадостной обстановке общения со сверстниками, обеспечивая незримую поддержку с их стороны. Важным является выражение одобрения психологом по поводу выполнения задания (гордость за это в известной степени является антиподом страха, повышая заметно чувство собственного достоинства, активность и уверенность в себе).
В дальнейшем занятия проводятся 2 раза в неделю. Детям предлагается нарисовать все имеющиеся у них страхи (на одном занятии изображается один или несколько страхов).
Психолог. Сейчас мы проведем гимнастику для отдыха.
Комплекс релаксационных упражнений
(по Джекобсону – детский вариант)
Комментарий. Проводится сидя на стуле с закрытыми глазами. Акцент делается на контрасте между состоянием напряжения и расслаблением.
Тревожных детей необходимо обучать способам снятия мышечного и эмоционального напряжения. Эмоциональное напряжение тревожных детей чаще всего проявляется в мышечных зажимах в области лица и шеи. Кроме того, им свойственно зажатие мышц живота. Чтобы помочь детям снизить напряжение, можно научить их выполнять релаксационные упражнения.
Лимон. Представьте, что в левой руке у вас находится лимон, Сожмите руку в кулак так сильно, чтобы из лимона начал капать сок. Еще сильнее. Еще крепче. А теперь бросьте лимон и почувствуйте, как ваша рука расслабилась, как ей приятно и спокойно. Опять сожмите лимон крепко-крепко… (3 раза каждой рукой).
Кошечки. Представьте себе, что вы – красивые пушистые кошечки. Вам очень хочется потянуться. Поднимите руки вверх, голову откиньте и тянитесь вверх и назад. Почувствуйте сильное напряжение в мышцах рук, шеи, спины… 3 раза.
Теплая лужа. Представьте, что вы стоите босиком возле большой теплой лужи с глубоким илистым дном. Вы наступаете в нее правой ногой, и ваши пальцы погружаются в мягкий и теплый ил. Вам очень хочется ощутить опору под ногами, и вы давите на мягкое дно всей ступней, изо всех сил. Ил проходит у вас между пальцев ног, и вы надавливаете все сильнее и сильнее. Выньте правую ногу из лужи и расслабьте ее. Теперь то же левой ногой… 3 раза.
Дети стоят в кругу и передают друг другу клубок ниток так, чтобы у тех, кто уже держал клубок, в руках осталась нитка.
Психолог. Дети, передавая клубок друг другу, расскажите, что вы сейчас чувствуете, что хотите для себя и что можете пожелать другим. Я начну: сейчас я чувствую гордость за вас, вашу смелость, уверенность и настойчивость; я хочу пожелать себе всегда быть доброй и отзывчивой; вам хочу пожелать избавиться от своих страхов, быть жизнерадостными и общительными. Я уверена, у вас все будет хорошо (психолог передает клубок ребенку, стоящему рядом).
Комментарий. Упражнение начинает психолог, показывая детям пример того, как можно рассказать о своих чувствах и пожеланиях. Упражнение помогает ребенку почувствовать единение с другими детьми, понять других, способствует осознанию собственной ценности и ценности других людей, а также служит в качестве косвенного внушения или дополнительного стимула преодоления страхов (при соответствующих ответах детей с акцентом на преодолении страхов).
Психолог. Ребята, вы замечательно справились сегодня с заданиями. Мы продолжим наши занятия на следующей неделе.
Это занятие предназначено для детей старшего дошкольного возраста.
Вложение | Размер |
---|---|
korektsionno-razvivayushchee_zanyatie_2.docx | 17.94 КБ |
Предварительный просмотр:
Коррекционно – развивающее занятие по снижению тревожности и страхов посредством изодеятельности и работы с воображением.
Цель: Создание условий и психологической поддержки для снижения тревожности у детей старшего дошкольного возраста.
- Способствовать снижению эмоционального напряжения и тревожности.
- Развивать навыки саморегуляции своего поведения.
- Развивать умения передавать своё эмоциональное состояние через художественный образ.
- Формировать положительную самооценку и уверенность в себе.
Ожидаемый результат: снижение уровня тревожности и страхов, повышение уверенности у детей старшего дошкольного возраста.
- Материалы для занятия: карандаши, фломастеры, краски, восковые мелки, кисточки, бумага.
2.Работа с рисунком.
1. Ритуал приветствия.
Психолог . Доброе утро, ребята.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
И скажем дружно: Доброе утро всем! (поприветствуем друг друга ладошками)
Психолог. Дети, давайте поиграем. Сначала вспомним: “Что такое росток?” Это когда семечко посадили в землю, его поливали, солнышко грело. И из семечка вырос росток. Сейчас мы превратимся с вами в маленькие росточки. Свернитесь в клубочек и обхватите колени руками. Все чаще стало пригревать солнышко, и росточек начинает расти, распускать свои листочки и тянуться к солнышку. (дети встают, поднимают руки вверх). Вот как выросли и окрепли ростки!
Все движения выполняются под музыку.
Психолог. Ну как, ребята, понравилось вам?
1.Игра “Полет фантазии”
Психолог. Ребята, д авайте поиграем! Сядьте поудобнее, можно вытянуть ноги, руки положить на колени. Постарайтесь, ребята, расслабиться. Почувствуйте свои ноги, руки, почувствуйте свой живот, спину, голову. Постарайтесь расслабиться, успокоить свое дыхание. А сейчас представьте пожалуйста дерево, любое дерево, которое рисует ваше воображение или которое вы видели когда - либо, это уже хорошо! Посмотрите какой у него ствол, ветки, какие листья. Вы можете подойти к дереву, обнять его. Почувствуйте какой температуры ваше дерево, высокое или низкое, где оно находится, что окружает это дерево. Обратите внимание на то, что вы чувствуйте сейчас.
2.Работа с рисунком.
Психолог . А сейчас, ребята, я предлагаю вам нарисовать дерево, которое вы представляли. Вы готовы его нарисовать?
Психолог . Ребята, вы закончили?
Психолог . Молодцы, ребята. Давайте встанем в круг и каждый покажет свое дерево. И скажет, какое это дерево? Что оно любит? На что оно похоже? В чем оно нуждается?
1. Рефлексия занятия.
Психолог. Ну как, ребята, понравилось вам занятие? Что было особенно приятным? Что было ярким и запоминающимся? Что было важным?
2. Ритуал прощания.
Дружно за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся!
И скажем дружно: “До свидания!” (вытянем все ручки вперед и соединим их вместе)
Читайте также: