Блок о весна без конца и без краю конспект урока

Обновлено: 30.06.2024

высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

ВложениеРазмер
konspekt_uroka.doc 75 КБ

Предварительный просмотр:

• воспринимать на слух тексты в исполнении учителя, учащихся;

• осознанно, правильно, выразительно читать вслух ;

• самостоятельно прогнозировать содержание текста по заглавию, фамилии автора, иллюстрации, ключевым словам;

• высказывать и аргументировать своё отношение к прочитанному, в том числе к художественной стороне текста (что понравилось из прочитанного и почему).

Ι. Актуализация знаний.

- Здравствуйте, дети! Я рада вас видеть и очень хочу начать работу с вами! Хорошего вам настроения и успехов! Садитесь.

1. Начнём урок с проверки домашнего задания.

Чтение наизусть стихотворений о веселье и смехе (3 человека рассказывают стихи).

Затем выставка иллюстраций (организовать до начала урока).

- А теперь начинаем работу с новым разделом, который тоже очень интересный и познавательный. Мы будем и смеяться и радоваться и веселиться.

2. Введение в раздел.

- Но чтобы узнать, о чём будет наш раздел, отгадайте загадку.

Пришла, улыбнулась – утихли метели,

Позванивать стал колокольчик капели.

Река пробудилась, растаяли льды,

Наряд белоснежный надели сады.

Движения полна. Зовут её… (весна).

– Какие весенние приметы услышали вы в загадке?

– Назовите весенние слова. ( Капель, ледоход, половодье, ручьи, грачи, проталины и др . )

– Как же природа извещает о приходе весны? Послушайте об этом строчки из стихов известных поэтов.

«Весна идёт, весна идёт! Закурлыкали вдали.

Мы молодой весны гонцы, Под крылом своим они

Ф. Тютчев О. Туманян

Он (жаворонок) голосисто с вышины Травка зеленеет,

Поёт, на солнышке сверкая: Солнышко блестит;

«Весна пришла к нам молодая, Ласточка с весною

В. Жуковский А. Плещеев

И песня зяблика слышна:

– Пришла весна, пришла весна!

– Что бы вы изобразили на развороте учебника, прослушав эти стихотворения?

- А какие же цели урока можно сформулировать?

(1. Развиваем умения навыков работы с текстом; 2. Развитие навыка смыслового чтения.)

Затем ученики открывают учебник на с. 176–177 и сравнивают со своими предположениями .

1. Преобразовывать информацию из одной формы в другую: подробно пересказывать небольшие тексты.

2. Делать выводы в результате совместной работы класса и учителя.

3. Ориентироваться на развороте учебника.

4. Находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях.

II. Развитие умений.

1. Первичное чтение (про себя).

– Какие картины представили?

2. Повторное чтение вслух и размышления по ходу чтения.

Город почти ослеп. (Как это? Что вы представляете? – Идёт густой снег, и ничего не видно.)

Красок на свете нет –

Есть только белый цвет. (Почему? – Всё покрыто снегом.)

После 1-й строфы:

– Какой приём использует автор, чтобы описать город? (Сравнение.)

– Какую картину вы представили?

– Какие слова особо выделил автор? Как он это сделал? (Это слово одно на строчке.) Они особо значимые для автора, их при чтении вслух необходимо выделить.

2-я строфа. После 1-го предложения:

– Согласны ли вы с автором?

После 2-го предложения:

– С чем опять автор сравнивает город? Как вы догадались? (Город – корабль, который плывёт по весенней воде.)

После 3-го предложения:

– Можете ли вы ответить на вопрос автора? (Автор, по-видимому, думает не только о солнечном тепле, но и о человеческом тепле, доброте.)

После чтения до конца:

– Можете ли вы предположить, когда написал автор это стихотворение: зимой или весной? (Зимой, а о весне он пишет в будущем времени.)

3. Выразительное чтение .

Затем дети читают про себя, потом вслух .

– Какие чувства хотел передать автор читателям, слушателям? (Зима не вечна, весна быстро изменяет облик земли, облик города.)

– Понравилась ли вам музыка? Почему это не быстрая, торжественная мелодия? Какое время суток вам представлялось, когда слушали песню? А как это у художника?

– Андрей Макаревич – наш современник. А какой видит весну Ф. Тютчев? Посмотрите на год создания стихотворения. Сравните с предыдущим стихотворением. Какую же картину увидел Ф. Тютчев более 150 лет назад, как он её нарисовал словами?

1. Чтение стихотворения про себя, затем вслух .

2. Анализ стихотворения .

• печален вид • весною дышит

• мёртвый стебель (т.е. сухая • колышет

прошлогодняя трава) • шелестит (т.е. есть движение)

• природа не проснулась • сон редеющий

– Поэт чувствует каждое движение в природе. Весны ещё нет, но природа сквозь зимний сон слышит её приближение и улыбается. Этот знакомый уже нам приём называется… ( олицетворение ).

3. Выразительное чтение .

3. Работа со стихотворением.

1. Чтение стихотворения про себя.

– Какие картины представили? Какую музыку услышали? (Вой ветра, плач бури, звуки весны: журчание ручья, звон капели…)

2. Чтение вслух и размышления по ходу чтения.

– Какую песню принёс ветер? Как она звучит? (Робко, слабо…)

– Что слышится в ней? (Звуки, напоминающие весну.)

– Какую картину вы представили, прочитав две последние строчки?

– Что значит бездонная лазурь? (Чрезвычайно глубокая синева неба.)

– Как автор говорит о конце зимы?

– Что чувствует автор с наступлением весны? (Робкую надежду. Он слышит звучание песни. С каждым днём весна смелее вступает в свои права.)

3. Выразительное чтение .

4. Сравнение прочитанных стихотворений.

– В каждом стихотворении поэты по-своему рисуют приход весны. В каком из них вы увидели картины будущей весны, ранней весны?

– Кто из авторов, на ваш взгляд, сумел нарисовать портрет весны?

– В каком стихотворении вы увидели весну? Услышали весенние звуки? Почувствовали её дыхание?

– Какое стихотворение вам хочется перечитать?

– Что мы делали? (Читали текст, отвечали на вопросы по тексту, выказывали своё отношение к героям.)

- Какие цели мы ставили в начале урока?

- Мы достигли эти цели?

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

1. Определять и формулировать цель деятельности на уроке с помощью учителя.

2. Проговаривать последовательность действий на уроке.

3. Учиться высказывать своё предположение на основе работы с иллюстрацией учебника .

4. Учиться работать по предложенному учителем плану.

1. Р азвиваем умение слушать и понимать речь других.

2. Выразительно читать и пересказывать текст.

3. Оформлять свои мысли в устной и письменной форме.

4. Умение работать в паре и в группах.

– Как бы вы оценили свою работу на уроке?

- На доске изображено солнышко. Но с ним что-то не так. Чего-то не хватает. Чего же? Правильно, ребята. Не хватает лучиков. Давайте же поможем солнышку засиять так ярко, чтобы света и тепла хватило всем присутствующим на нашем уроке. На партах лежат лучики разного цвета. Луч желтого цвета говорит о том, что урок был очень интересный, и вы получили много полезной информации. Луч голубого цвета означает, что урок был интересный, но иногда было скучно. Красный луч означает, что урок был неинтересным.

IV. Домашнее задание.

1. Выучить стихотворение по выбору.

3. Нарисовать иллюстрацию к любому стихотворению.

Какие пословицы вы бы отнесли к нашему уроку?

Май леса наряжает и лето в гости поджидает.

В сентябре одна ягода, да и та горькая рябина.

Хороший снежок урожай сбережёт.

Кто весною потрудится, тот осенью повеселится.

Спасибо, мороз, что снегу нанёс.

Сентябрь холоден, да сыт.

Что летом родится, зимой пригодится.

Май холодный — год хлебородный.

Лето припасает, зима поедает.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Пояснительная записка Автор материала (ФИО) *на этапе актуализации знаний при проверке арифметического диктанта. Цифры появляются по щелчку. Очень удобна именно такая проверка, так как даль.




Технологическая карта урока по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") .По Г. Скребицкому по УМК "Школа России".

Технологическа карта по литературному чтению во 2 классе "Весна-Красна" (Отрывок из сказки "Четыре художника") По Г. Скребицкому по УМК "Школа России".

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")" 3 класс "Перспектива"

"Картины родной природы ("Март в лесу", "Весна")".

Технологическая карта урока по литературному чтению на тему "Обобщение и проверка знаний по разделу "Люблю природу русскую. Весна" 2 класс


Технологическая карта урока по литературному чтению по теме А.Н. Плещеев «Весна».

Эпиграф урока:

Был Пушкин и был Блок.… Все остальное – между! В.Ходасевич

2. Запишите число, тему и эпиграф урока.

4. Проанализируем стихотворение.

— Речь в стихотворении идёт о времени года?(Нет, это не календарное время года — это время, когда сбываются самые немыслимые мечты)

—Выстраиваем тематическую цепочку: весна–мечта.

Узнаю тебя, жизнь! Принимаю!

И приветствую звоном щита!

(Весна–мечта–жизнь! Герой открыт жизни, принимает её, приветствует. “звоном щита”!)

— Какие ассоциации рождает слово “щит”? ( Защита.. Рыцарь в доспехах. )

Принимаю тебя, неудача,

И удача, тебе мой привет!

— Что открывается поэту в новой жизни? (Неудача и удача, плач и смех. )

В заколдованной области плача,

В тайне смеха — позорного нет!

— Но они ему ещё не совсем открылись: плач и смех — “тайные области”, хотя и в них уже нет “позорного”, стыдного. Лирический герой ещё не знает, отчего плачут и смеются, но уже готов это постигнуть.

Принимаю бессонные споры,

Утро в завесах тёмных окна,

Чтоб мои воспалённые взоры

Раздражала, пьянила весна!

— Обратим внимание на качество прилагательных и причастия. (Бессонные — полные жизненной активности, неутомимые. Тёмные — здесь “тайные”, сокровенные, из глубины сознания. Воспалённые — палить (огнём!) — огненные — стихия огня! Тёмные — мрак, воспалённые — огонь: заклятие огнём и мраком! Смысловая антитеза, заключающая в себе некое таинство!)

Принимаю пустынные веси!

И колодцы земных городов!

— Откуда города могут казаться колодцами, а веси (сёла, деревни — общесл. — книжная, высокая лексика) — пустынными? (Сверху, если смотреть с неба. )

— Да! Лирический герой ещё в своей башне, где совершает обряд поклонения Прекрасной Даме, но уже готов спуститься и окунуться в земную стихию (стихию огня!).

Осветлённый простор поднебесий

И томления рабьих трудов!

— Продолжите тематическую цепочку. (Небо (“простор поднебесий”) и землю с её “рабьим трудом” принимает поэт. Небо, символизирующее свободу, и земля — рабство, оказываются соединёнными в представлении лирического героя)

И встречаю тебя у порога —

С буйным ветром в змеиных кудрях,

С неразгаданным именем Бога

На холодных и сжатых губах.

— Какой образ появляется?(Женский — на это указывает местоимение “тебя”, “змеиные кудри”. О ней (сравните: Прекрасная Дама, Она. ) уже с маленькой буквы — земная женщина)

— Почему у порога? (Порог, по мифологическим представлениям, мыслится как переходный момент: далее — чужой мир. Она у порога. Ситуация пороговая, то есть пограничная, далее — другой мир, где змеиные кудри оплетают, буйный ветер уносит. )

— Куда? (Проследим, как усиливается мотив враждебности другого мира.Её губы не знают имени Бога, они холодны, то есть порочны, враждебны (холод–враждебность).

Перед этой враждующей встречей

Никогда я не брошу щита.

Никогда не откроешь ты плечи.

Но над нами — хмельная мечта!

— Усиление мотива враждебности, оттого снова появляется тема щита. но и она никогда не откроет плечи (сжатые, холодные губы, закрытые плечи. ) — она недосягаема, закрыта для лирического героя! Остаётся только мечтать!

И смотрю, и вражду измеряю,

Ненавидя, кляня и любя:

За мученья, за гибель — я знаю —

Всё равно: принимаю тебя!

(Тематическая цепочка замкнулась.)

— Какой ответ даёт лирический герой всему этому, именуемому жизнью? (Утвердительный, жизнеутверждающий!)

— Как видим, в одном стихотворении прослеживается эволюция лирического героя: от рыцаря Прекрасной Дамы к страстно влюблённому в Снежную Маску — земную, грешную женщину, грозящую гибелью.

4. Перечитайте проанализированное стихотворение.Что нового вы в нём услышали?

Внимание Скидка 50% на курсы! Спешите подать
заявку

Профессиональной переподготовки 30 курсов от 6900 руб.

Курсы для всех от 3000 руб. от 1500 руб.

Повышение квалификации 36 курсов от 1500 руб.

Лицензия №037267 от 17.03.2016 г.
выдана департаментом образования г. Москвы


Конспект урока
с использованием информационно-коммуникационных технологий в образовании

Предмет: литература, комбинированный.

Продолжительность : 45 минут

Используемое ПО: презентация с иллюстрациями и аудиофайлами.

Учитель : Шаповаленко Юлия Вадимовна

Вид урока: закрепление.

Цели урока: слайд 2

1. Образовательные: усвоение знаний о художественных, образных, стилистических, композиционных особенностях стихотворения.
2. Развивающие: овладение приёмами анализа стихотворения. Развитие образного и логического мышления.
3. Воспитательные: воспитание эстетического отношения к художественному слову. Формирование литературного вкуса.

1. Дидактические (литературоведческие понятия и термины);

2. Материальные (учебник, рабочая тетрадь, презентация на мультимедийной доске, персональный компьютер, фотографии, репродукции картин, схемы, опорные конспекты, др.).

1. По источнику получения знаний: словесные (ориентировочная, аналитическая беседы, рассказ учителя), практические, наглядные (иллюстрирование, демонстрация).

2. По уровню активности познавательной деятельности: объяснительно-иллюстративный, репродуктивный (анализ стихотворений по предложенному алгоритму), исследовательский методы.

3. По функциям: метод закрепления изучаемого материала, метод самостоятельной работы учащихся по осмыслению и усвоению материала, метод применения знаний на практике, выработка умений и навыков, метод проверки и оценки знаний, умений и навыков при анализе лирического произведения.

1. Организационный момент.

2. Вступительное слово учителя.

3. Ориентировочная беседа.

4. Аналитическая беседа.

5. Подведение итогов урока.

6. Домашнее задание.

1. Организационный момент. Проверка готовности учащихся к уроку.

На предыдущем уроке весь класс был разделён на три группы. Каждая группа получила для анализа одно стихотворение Ф. И. Тютчева, Е. А. Баратынского или С. Есенина. Необходимо было выполнить комплексный анализ стихотворений в соответствии с планом анализа, который был записан в тетрадях. Этот план включал в себя следующие пункты: слайд 3

1. Впечатления, чувства от прочитанного стихотворения.
2. Сведения из истории создания произведения.
3. Образ лирического героя, его чувства.
4. Идейно-тематическое содержание стихотворения:
- ведущая тема;
- основная мысль, её развитие.
5. Основные образы стихотворения.
6. Особенности композиции.
7. Способы передачи эмоциональной окраски.
8. Особенности стихотворной формы:
- ритм, размер;
- рифма;
- языковые особенности, художественные приёмы.
9. Место стихотворения в творчестве автора.

Наша с вами работа на уроке будет построена следующим образом: чтение стихотворения и его анализ. Комплексный анализ стихотворения будет представлять один человек из группы по желанию. Другие могут дополнять, рецензировать его ответ. В конце мы сделаем ряд выводов об особенностях лирических произведений посвящённых весне.

3. Ориентировочная беседа.

- Какие мысли, чувства, впечатления возникли у вас при чтении и анализе стихотворений?

- Фоном к началу сегодняшнего урока стала необычная музыка. Какие звуки природы вы услышали?

(Ответы учащихся). слайд 4

4. Аналитическая беседа. слайд 5

Зима недаром злится,
Прошла ее пора -
Весна в окно стучится
И гонит со двора.
И все засуетилось,
Все нудит Зиму вон -
И жаворонки в небе
Уж подняли трезвон.
Зима еще хлопочет
И на Весну ворчит.
Та ей в глаза хохочет
И пуще лишь шумит.
Взбесилась ведьма злая
И, снегу захватя,
Пустила, убегая,
В прекрасное дитя.
Весне и горя мало:
Умылася в снегу,
И лишь румяней стала,
Наперекор врагу.

- Как вы думаете, можно ли считать это чтение выразительным? Почему вы так думаете?

(Ответы учащихся. Действительно, чтение этого стихотворения можно считать выразительным, так как чтец эмоционально передаёт настроение лирического героя, его впечатления от наблюдаемого. Кроме того, выдержан интонационный рисунок, передающий динамичность повествования. Изменения высоты, силы, темпа и тембра голоса позволяют нам наглядно представить картину смены времён года. Эта картина представлена поэтом в живых образах).

- А теперь обратимся к детальному анализу этого стихотворения.

Анализ стихотворения учащимся.

Комментарии учителя по поводу работы. Дополнения учащихся.

- Как вы думаете, почему поэт представил Весну в образе девушки? слайд 9

Весна, весна! как воздух чист!
Как ясен небосклон!
Своей лазурию живой
Слепит мне очи он.

Весна, весна! как высоко
На крыльях ветерка,
Ласкаясь к солнечным лучам,
Летают облака!
Шумят ручьи! блестят ручьи!
Взревев, река несёт
На торжествующем хребте
Поднятый ею лёд!

Ещё древа обнажены,
Но в роще ветхий лист,
Как прежде, под моей ногой
И шумен, и душист.

Под солнце самое взвился
И в яркой вышине
Незримый жавронок поёт
Заздравный гимн весне.

- Понравилось ли вам чтение этого стихотворения? Можно ли назвать его выразительным?

Анализ языковых средств. Комментарии учителя. слайд 12 (в качестве подсказки)

- В этом стихотворении, как и во многих других присутствует образ жаворонка? Как вы думаете, почему?

(Ответы учащихся. В славянской мифологии считается, что жаворонок – это радостная, божья птица, по поверью, произошедшая из комочка земли, подброшенного Богом высоко вверх. Прилёт жаворонка у славян традиционно связывают с приходом весны. На 9 марта, когда прилетают жаворонки, крестьянки пекли из теста этих птичек, обмазывали их мёдом, золотили их крылья и головку сусальным золотом и ходили с ними закликать весну. Славяне выпускали всех птиц из клеток, тем самым как бы освобождая жизненные силы природы от зимнего плена). Слайд 13 (живые звуки – пение жаворонка, аудиозапись и картинка).

- В этом стихотворении поэт образно называет песню жаворонка гимном. Действительно, гимн воспевает наступление прекрасного времени года - весны. Отношение народа к весенней погоде, природе нашло своё отражение в пословицах. Какие пословицы вы выписали в процессе подготовки к уроку?

1. Апрель с водой, май с травой.

2. Май, май, да шубу не снимай.

3. Март морозом на нос садится.

4. Как не злись метелица, всё весной повевает.

5. Вода с гор потекла – весну принесла.

6. Весною день упустишь, годом не вернешь.

7. Днём раньше посеешь, неделей раньше уберешь.

8. Посеешь в погоду - больше приплоду.

9. Кто надеется на небо, тот сидит без хлеба.

10. Весной часом отстанешь, днём не догонишь.

11. Сей овёс в грязь - будет овёс князь, а рожь хоть в золу, да в пору.

12. Вспашешь в срок, посеешь в срок - урожай будет высок.

13. Вешняя пора - поел, да со двора.

14. Вешний день целый год кормит.

15. Кто спит весною - плачет зимою). Слайд 14

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по берёзкам белый перезвон.

Тянется деревня с праздничного сна,

В благовесте ветра хмельная весна.

На резных окошках ленты и кусты.

Я пойду к обедне плакать на кусты.

Пойте в чаще, птахи, я вам подпою,

Похороним вместе молодость мою.

Нонче на закате с божьего крыльца

Стану к аналою подле молодца.

Батюшкина воля, матушкин приказ,

Горе да кручина повенчают нас.

Ах, развейтесь, кудри, обсекись коса,

Без любви погибнет девичья краса.

Троицыно утро, утренний канон,

В роще по берёзкам белый перезвон.

- В этом стихотворении встречаются непонятные слова: канон, обедня, аналой. Чтобы узнать их лексическое значение можно обратиться к толковому словарю.

Чтение учащимися словарных статей в словаре о лексическом значении слов.

Аналой – высокий столик с покатым верхом, на который в церкви кладут иконы. Канон – церковное установление, правило.

Обедня – церковная служба утром или в первую половину дня у православных, во время которого совершается обряд очищения, литургия.
слайд 18 (толкование слов)

5. Подведение итогов. Заключительное слово учителя. слайд 19

- Какие ещё стихотворения о весне вы прочитали? Понравились ли они вам? Чем понравились? Какое из прочитанных запомнилось больше всего? Почему?

7. Домашнее задание. Создание собственного стихотворения о весне.

Я благодарю всех за трудный и кропотливую труд при подготовке к уроку. Я надеюсь, что знания и впечатления, полученные в процессе работы помогут вам на пути к дальнейшему самосовершенствованию, чего я вам искренне от всей души желаю. На этом наш урок окончен.

2. Баратынский Е. А. Полное собрание сочинений. – М.: 1989 (эл. вар-т).

3. Буслакова Т. П. Русская литература XIX века. – М.: 2001.

4. В мире литературы: Программа по литературе для общеобразоват. учрежд. 5-11 кл. – М.: 2004.

5. В мире литературы. 5 кл. В 2 ч.: учеб.-хрестоматия для общеобразоват. учрежд. / Авт.-сост. А. Г. Кутузов, Е. С. Романичева, А. К. Киселёв. – М.: 2007.

6. Есенин С. Стихи и поэмы. – М.: 1969.

7. Литература. 5 класс: поурочные планы по программе А. Г. Кутузова / Сост. Л. М. Серёгина. – Волгоград: 2006.

8. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка. – 3-е изд.

9. Тютчев Ф. И. Полное собрание сочинений. – Л.: 1957 (эл. вар-т).

10. Шапарова Н. С. Краткая энциклопедия славянской мифологии. – М.: 2001.

Минпросвещения России
Российское образование
Рособрнадзор
Русское географическое общество
Российское военно-историческое общество
Президентская бибилиотека

Читайте также: