Бианки как мышонок попал в мореплаватели конспект урока

Обновлено: 04.07.2024

I. Организационный момент

II. Актуализация знаний учеников

– С каким произведением познакомились на прошлом уроке?
– Почему ребята назвали мышонка Пиком?
– Кем стал мышонок Пик? (Мореплавателем)
– Подберите слова-синонимы к слову мореплаватель.

III. Постановка цели урока

– Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с творчеством Виталия Валентиновича Бианки. Нет ни одного малыша или взрослого, который бы не знал книг Бианки. Настоящий писатель по сути своей первооткрыватель: он всегда открывает читателям новое. Что же открывал своим юным читателям писатель В.В.Бианки? Он взял своих читателей за руку и повёл в удивительный мир, многоголосый, многокрасочный, мир переполненный тайнами, поэзией и красотой, фантастический мир природы, населенный удивительными Существами в перьях, шерсти и чешуе. По книгам В.в.Бианки мы не просто узнаём о жизни животных, живущих с нами на одной земле, но у нас рождается и вырабатывается отношение к ним, мы проникаем к ним сочувствием.

– Сегодня мы отправляемся в путешествие с мышонком Пиком на своем корабле. Как у каждого путешественника у нас будет карта путешествия. (Приложение. СЛАЙД 3)

– Кем же был Виталий Валентинович Бианки? (Приложение. СЛАЙД 4)

IV. Проверка домашнего задания

– Что ребята делали на берегу реки?
– Как мышонок попал в мореплаватели?
– Что брат хотел сделать с мышонком? Почему?
– Как вы думаете, почему сестра не разрешила убить мышонка?
– Что она придумала?
– Как Пик стал мореплавателем?
– Давайте прочитаем, как это случилось.

– Как вы думаете, испугался ли мышонок, оказавшись на кораблике?
– Умел ли он защищаться от врагов?
– Кто хотел погубить мышонка?
– Какая птица спасла мышонка от чаек и щуки?
– Удалось ли Пику выбраться из воды?
– Как он это сделал?
– Более подробно нам об этом расскажут Алёна Г., Данил К.
– Да ребята, вы умело можете избегать кораблекрушения, пройдя через самые сложные рифы.

Словарная работа: рифы. (Приложение. СЛАЙД 7)

– Интересно ли вам было прочитать, что произошло с мышонком дальше?

VI. Изучение нового материала

Проблемный вопрос:

Чтение главы подготовленными учениками.

Анализ прочитанного – выборочное чтение (подготовлено учениками заранее).

VII. Закрепление нового материала

1) Работа с иллюстрацией учебника (Приложение. СЛАЙД 14)

3) Домашнее задание

– Найдите эту сказку в библиотеке, прочитайте её, подготовьте пересказ понравившейся главы.
– А чтобы доказать, что вы настоящие мореплаватели, составьте свою карту – картинный план к главам, которые мы прочитали.
– Наше путешествие завершилось. Каждый из вас доказал, что он настоящий мореплаватель.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

План-конспект урока по литературному чтению

обучающая: познакомить учащихся с новым автором и его произведением

развивающая : развивать познавательные способности детей: речь, память, мышление

воспитывающая: воспитывать бережное отношение к природе

Чтоб урок прошел не зря

Вам желаю я , друзья,

Чтоб вы с книжками дружили

И воспитанными были.

*Объясните выражение: Сберечь природу – значит, сберечь и жизнь на земле.

-Как вы его понимаете?

***Мы с вами читаем произведения о природе, о людях, которые бережно к ней относятся.

Проведем небольшую викторину на знание изученных произведений.

- Назовите произведение и его автора.

- О чем это произведение?

1.В лесу было тихо и прохладно. Дремали птицы, спал ветер, лишь ручеёк-непоседа не знал

покоя. День и ночь мчался он неугомонно вперед. /Х.Тавасшерна. Ручей

2.-Байыр!-закричал Мурад в отчаянии. Верблюд сделал несколько шагов по неровной

земле, потом лёг на брюхо и пополз. /К.Тангрыкулиев Верблюд и

3. -Эх, милый, в каждом деле клад запрятан!

Коля насупился. Очень ему хотелось ещё половить. /Р.Погодин Клад.

-Что же объединяет все эти произведения?

/бережное и чуткое отношение со стороны человека к природе, тогда природа

Проверка домашнего задания.

На уроке познакомимся с новым автором и его произведением.

Будем учиться определять главную мысль, озаглавливать части рассказа, давать характерис

тику героям.

Актуализация новых знаний

Ок ончив университет, В.Бианки побывал с экспедициями во многих уголках страны. В

своих лесных былях и сказках он ответил ребятишкам на многие вопросы, а ребятам

-Расскажите, что узнали о писателе.

2. КНИЖНАЯ ЯРМАРКА.

Переходим к книжной ярмарке.

-Определите по обложкам, о чем писал В. Бианки.

-Какие из этих книг вы читали?

-Что вам запомнилось?

*Перед вами картина к одной из частей повести, попробуйте определить о чем в ней

рассказывает нам автор.

- А хотите узнать, о чем рассказал в ней автор?

Работа с 1 частью

*Читаем и внимательно слушаем,

*В тексте встретятся слова, объясним их.

Порскать- стремительно разбегаться.

Чулан-кладовая внутри дома.

*После чтения ответим на вопрос:

-Как мышонок попал в мореплаватели?

Пересказ 2 части

*Вы послушали историю маленького Пика.

-Кому она понравилась?

-Какие чувства у вас вызвала?

-За кого переживали?

-Как же мышонок попал в мореплаватели?

-Как мальчик отнесся к мышонку? Почему?

-Как отнеслась к нему девочка? Почему?

-А вы бы как отнеслись?

Поработаем в группах

ПРОВЕРИМ КАК ОЗАГЛАВИЛИ ЧАСТИ

-Как озаглавили 1 часть? (Находка)

-Как озаглавили 2 часть? (Счастливое спасение).

-Какие страхи пережил мышонок?

-Кто переживал за мышонка?

Работа над содержанием Работа в группах

1ряд 1)Перечислите черты характера мальчика. Какой он был по вашему мнению?

2) Дайте советы мальчику по отношению к животным.

2 ряд 1)Перечислите черты характера девочки. Какая она была по вашему мнению?

2)Составьте синквейн к слову ДЕВОЧКА

3 ряд 1)Каким был мышонок? Подберите имена прилагательные.

2)Спасся ли мышонок?

3) Нашёл ли он себе друзей семью?

Итог: Все хотят жить и имеют право на жизнь. Бережно относись к тем, кто нас окружает

Люби природу. Помни, ты на Земле не один, помогай тем, кто меньше тебя.

Ты – часть природы

*Продолжение о приключениях мышонка вы узнаете, взяв книжечку в библиотеке.

VI . Итог урока

-Что нового узнали?

-Как бы вы поступили на месте детей?

- Что автор хотел сказать или показать нам этим произведением?

Домашнее задание.

Стр. 176 - 179 придумать продолжение рассказа.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 212 человек из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 611 977 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 18.05.2017 777
  • DOCX 24.5 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Коспакова Сабина Кайратовна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

В Госдуме предложили ввести сертификаты на отдых детей от 8 до 17 лет

Время чтения: 1 минута

Минобрнауки и Минпросвещения запустили горячие линии по оказанию психологической помощи

Время чтения: 1 минута

Россияне ценят в учителях образованность, любовь и доброжелательность к детям

Время чтения: 2 минуты

Рособрнадзор предложил дать возможность детям из ДНР и ЛНР поступать в вузы без сдачи ЕГЭ

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Предметные : ознакомить с творчеством В. Бианки; учить прогнозировать содержание произведения, видеть и понимать поступки героев, определять жанр произведения.

Личностные: проявлять интерес к чтению произведений великих русских писателей; учить мыслить, рассуждать, правильно строить высказывание, рассказывать о герое, подбирая в произведении слова-определения, характеризующие его поступки, описывающие характер.

Этапы, методы и приёмы

- организация рабочего места;

- словесный: чтение скороговорки;

- словесный: чтение пословиц и их анализ;

- словесны: постановка учебной задачи

- Здравствуйте ребята! Я очень рада вас видеть.

- Давайте проведём небольшую речевую разминку. Посмотрите на экран.

Шли сорок мышей,

Несли сорок грошей,

Две мыши поплоше,

Несли по два гроша.

- Что это? (Скороговорка)

- Прочитаем её медленно хором, прочитаем побыстрее, прочитаем быстро с разной интонацией: весело, тихо.

- Ребята, а кто знает, что такое грош? (Грош – старинная монета стоимостью в 2 копейки)

- Ребята, посмотрите на экран. Прочитайте пословицы и объясните их значение.

1.Не велика мышка, да зубок остер.

2. Сытая мышь и муки не ест.

- Ребята, а что вы знаете о мышах?

- Откройте учебники на стр.73 и посмотрите, с каким произведением мы сегодня познакомимся.

- Какова тема нашего урока? (Мышонок Пик) Кто автор этого произведения? (В. Бианки)

- Какие цели мы можем поставить на урок? (Познакомиться с творчеством В. Бианки; прочитать произведение и проанализировать его)

- объяснять значение слова;

- читать и анализировать пословицы;

- формулировать тему и цель урока

Р.:- обеспечивать учащимся организацию их учебной деятельности.

К.:- участвовать в учебном диалоге, формулировать ответы и выводы.

П.:- определять тему и цель урока.

II.Постановка учебной задачи и её решение

- слушание: слово учителя;

- практический: словарная работа

- Ребята, а кто-нибудь слышал о таком писателе как Виталий Бианки? Читали его произведения?

- Послушайте немного о его жизни и творчестве.

- Прежде, чем начать читать, давайте разберём сложные слова.

- Посмотрите на экран, давайте прочитаем эти слова с ударение и объясним их значение:

Рубнул – ударил ножом, срубил.

Порскнуть – броситься врассыпную.

Извести – уничтожить, убить.

Наладить парус – сделать, поставить парус.

Долблёное судёнышко – выдолбленное из целого куска дерева

- отвечать на вопросы учителя;

- внимательно слушать рассказ учителя;

- запоминать значение слов из текста

Р.:- осмыслять учебный материал.

Р.:- планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане.

- практический: чтение первой главы:

- словесный: анализ первой главы;

- фронтальный опрос, беседа

- практический: чтение второй главы;

- словесный: анализ второй главы, ответы на вопросы по главе

- Предположите, как мышонок мог попасть в мореплаватели?

- Итак, давайте прочитаем первую главу по цепочке, следите и слушайте внимательно.

- Ребята, как мышонок попал в мореплаватели? (На корабле)

- Почему мышонок получил такое прозвище? (Т.к. пищал)

- Из чего ребята делали кораблики? (Из толстых кусков сосновой коры и тряпочек)

- Не стало ли страшно вам за мышонка? Как вы думаете, что может с ним случиться? А сейчас мы узнаем это, прочитав вторую главу. Продолжаем читать по цепочке, не забываем внимательно слушать и следить.

- Итак, ребята, что приключилось с маленьким мышонком? (Мышонок выпал из кораблика и попал в воду)

- Сколько было мышонку от роду? (2 недели)

- Кто первым заметил Пика? (Чайки) Что они делали? (Летали вокруг мышонка, а некоторые пытались вплавь догнать кораблик)

- Кто ещё охотился за беззащитным мышонком? (Щука)

- Кто же спас от смерти Пика? (Птица рыболов-скопа) Как она это сделала? (Он сложил крылья, ринулся вниз, упал в реку рядом с корабликом и краешком крыла задел судёнышко и оно перевернулось)

- Что же дальше произошло с мышонком Пиком? (Он добрался до берега, выскочил на песок и ринулся в кусты) Что вы испытывали во время чтения этой главы?

- читать название главы;

- отвечать на задаваемые учителем вопросы;

- читать первую главу;

- анализировать прочитанное и отвечать на вопросы учителя;

- читать название второй главы;

- предполагать что произойдёт с мышонком;

- продолжать читать рассказ;

- отвечать на вопросы по тексту

К.:- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.

Р.:- ч итать в соответствии с целью чтения.

П.:- анализировать объекты с целью выделения в них существенных признаков.

К.:- участвовать в учебном диалоге.

- словесный: фронтальный опрос, беседа

- Ребята, читать продолжим на следующем уроке. С каким произведением мы познакомились?

Нажмите, чтобы узнать подробности

-Как вы думаете, какие художественные произведения мы будем читать?

Живет в норке, грызет корки. Короткие ножки; боится кошки.

-А кто такие мореплаватели?

-Давайте попробуем угадать название произведения, с которым мы сегодня познакомимся.

Учитель называет тему урока

-А какие цели мы поставим на этом уроке?

Отвечают на вопросы

Высказывают свои предположения

Формулируют цели урока

Учитель читает 1 часть рассказа

-А теперь проверим, кто был самым внимательным.

1.Ребята пускали по реке лодочки?

2.Брат делал их из бумаги.

3.На самый большой кораблик понадобилась длинная мачта.

4.Мышонок был один и жил под камнем.

5.Он был серого цвета.

6.Это был дикий мышонок.

7.Мальчик ранил его ножом, когда доставал.

8.Ребята решили убить мышонка.

Проверка по ключу

-Каким вам показался мальчик?

Работают с карточкой

Самопроверка по ключу

На зарядку становись! Вверх рука, другая вниз! (Одна прямая рука вверх, другая вниз, рывком меняем руки.) Повторяем упражненье, Делаем быстрей движенья. (Руки перед грудью, рывки руками.) Раз – вперед наклонимся, Два – назад прогнемся. И наклоны в стороны Делать мы возьмемся. (Наклоны вперед, назад и в стороны.) Приседания опять Будем дружно выполнять. Раз, два, три, четыре, пять, Кто там начал отставать?(Приседания.) На ходьбу мы перейдем, (Ходьба на месте.) И занятие вновь начнем. (Дети садятся за столики.)

Выполняют физ. минутку

Учитель читает 2 часть рассказа

– Каких врагов встретил мышонок, плывя на своем суденышке по реке? – Что помогло ему избежать смерти, остаться в живых? – Какие чувства вы испытывали, следя за опасным путешествием мышонка?

Читайте также: