Конспект урока по русскому языку 5 класс ладыженская
Обновлено: 07.07.2024
3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.
Планируемые образовательные результаты:
-иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике;
- уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.
Метапредметные:
- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.
- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;
- умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;
- стремление к речевому самосовершенствованию.
Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.
Межпредметные связи: литература, биология.
Ресурсы урока: учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015; карточки с заданиями; лист достижений;
материально-технические: ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.
1. Этап мотивации
Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. А вы согласны быть учеными-исследователями? (Да). Мы будем работать в парах и коллективно. В течение урока заполните лист достижений.
Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока.
На доске запись:
-Определите, что общего? (Наличие цифры 10 в трех ячейках). Что спрятано за цифрами? (Буквы).
Учитель: Посмотрите на слайд. Используя шифр, найди слова.
2. Формулирование темы и цели урока
(Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.)
Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.
Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности).
Учитель: Что можете рассказать о лексическом значении слова?
(В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:
1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.
2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле (он всегда так поступает).
3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль).
Учитель: Спасибо. Какое определение подходит для нашего урока?
Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.
А что такое цель высказывания?
-объяснение нового материала
-пересказ художественного произведения
-написание сочинения или изложения
Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.
3. Актуализация знаний учащихся
Учитель: Из заданных характеристик выберите те, которые присущи тексту как языковой единице. Ответ свой оформите в таблице: да 1, нет – 0. Проверьте по эталону. Оцените свой результат.
Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.
Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.
Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.
Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.
Познакомить учащихся с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомить с толковыми словарями.
Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.
1. Обучающие: обучать умению учащихся различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста.
2. Развивающие: развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы
3. Воспитывающая: воспитывать интерес к сказке как живому слову русского народа.
Вступительное слово учителя:
(учитель читает стихотворение В. Шефнера)
Много слов на земле…. Есть дневные слова, -
В них весеннего неба сквозит синева.
Есть ночные слова, о которых мы днём
Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.
Есть слова – словно раны, слова – словно суд,
С ними в плен не сдаются и в плен не берут.
Словом можно убить, словом можно спасти,
Словом можно полки за собой повести.
Беседа с классом
- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о словах.
Объявление темы урока (слайд 1)
- Посмотрите на экран, что вы видите? (хлеб) (Слайд 2)
- Запишем в тетради пословицу. (Слайд 2)
- Вставим пропущенные буквы. Проверим.
Работа у доски
- Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.
- Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека? (ответы)
- Послушаем стихотворение о Хлебе.
Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!
- Действительно, “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.
- В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А умели ли эти люди говорить? (ответы)
- Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.
- Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.
- Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают? (ответы)
- Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга? Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)
- Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (слайд 3)
- Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)
- Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)
- К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.
- Посмотрите на доску. Можем ли мы сказать, что перед нами предложение? Составьте предложение. (Слайд 4)
- Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении? (утвердительные ответы)
- Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.
- Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. (Слайд 5)
- Толковые словари - это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.
Работа со словарем
- Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.
Словарная статья (Слайд 7)
- Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа? (Слайд 8)
- Он вам знаком? Кто это? (Колобок)
- А откуда пришел к нам этот Колобок?
Давайте вспомним, какие сказки мы знаем? (ответы)
Работа со словарем
- Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?
КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.
- Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)
- Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы) (Слайд 10)
- Вы верно подметили. Все эти слова произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ. (Слайд 11)
Работа с текстом сказки
- Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.
1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.
- Где здесь ТЕКСТ? (1)
- Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)
- Хорошо. Какова тема текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка)
- Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?
Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.
Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.
- Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка.
- Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ?
- Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему? (ответы)
- Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.
Толковый словарь Ожегова. (Слайд 13-14)
СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.
ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.
КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.
- Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. И я думаю, что вы все знаете эту сказку и чем она закончилась.
Итоги урока.
- Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?
- Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? (ответы)
- А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?
- Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.
Пособие содержит технологические карты уроков русского языка, разработанные в соответствии с ФГОС.
Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->
-75%
Поурочные планы составлены в соответствии с новым, переработанным в соответствии с ФГОС, учебником Т.А. Ладыженской и др. (М.: Просвещение), но могут использоваться и учителями, работающими по учебнику М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа). Пособие содержит подробное описание хода уроков с указанием целей и методических приемов, разбором наиболее сложных вопросов и характерных ошибок. В книге даны различные типы заданий: словарные, объяснительные, контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, традиционные тесты, тесты по типу ЕГЭ, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания и т.д. Издание адресовано учителям-словесникам, студентам педагогических вузов.
Читайте также: