Конспект урока по русскому языку 5 класс ладыженская

Обновлено: 07.07.2024

3. воспитывать ценностное отношение к русскому языку.

Планируемые об­разовательные результаты:

-иметь общее понятие о стилях речи (разговорном, научном, художественном) и их характеристике;

- уметь определять принадлежность текста к определенному стилю речи по цели высказывания, преобразовывать текст художественного стиля в научный.

Метапредметные:

- способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам.

- воспитание интереса к предмету через разные виды работы;

- умения ставить и решать проблемы, умения работать с информацией;

- стремление к речевому самосовершенствованию.

Основные понятия: стили речи, разговорный стиль, научный стиль, художественный стиль.

Межпредметные связи: литература, биология.

Ресурсы урока: учебно-методические: УМК Баранов М.Т., Т.А.Ладыженская, Тростенцова Л.А. и др. Русский язык: учебник для 5 класса общеобразовательных организаций. – М.: Просвещение, 2015; карточки с заданиями; лист достижений;

материально-технические: ПК учителя, мультимедийный проектор, интерактивная доска.

1. Этап мотивации

Учитель: Здравствуйте, ребята. Давайте приветствуем друг друга, скажем комплименты. Сегодня у нас необычный урок русского языка. Я приглашаю вас в лабораторию. А вы согласны быть учеными-исследователями? (Да). Мы будем работать в парах и коллективно. В течение урока заполните лист достижений.

Сегодня вы еще сделаете одно открытие. А что же мы будем изучать? Ответ на этот вопрос вы узнаете, Если всё правильно отгадаете, вы узнаете тему нашего урока.

На доске запись:

-Определите, что общего? (Наличие цифры 10 в трех ячейках). Что спрятано за цифрами? (Буквы).

Учитель: Посмотрите на слайд. Используя шифр, найди слова.


2. Формулирование темы и цели урока

(Сегодня мы вспомним, что такое стиль, какие стили речи есть в русском языке, и научимся различать их.)

Стиль-совокупность приёмов использования языковых средств для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики.

Происхождение слова стиль тесно связано с сутью науки стилистики. Стилистика – это раздел науки о языке, изучающий стиль литературного языка и языковые средства, создающие их особенности).

Учитель: Что можете рассказать о лексическом значении слова?

(В словаре С.И. Ожегова дается такое толкование слова стиль:

1) Характерный вид, разновидность чего-нибудь, выражающаяся в каких-нибудь особенных признаках, свойствах художественного оформления. Например: русский национальный стиль. Стиль одежды. Архитектурный стиль.

2) Метод, совокупность приемов какой-нибудь работы, деятельности, поведения. Например: стиль в работе. Стиль плавания. Этот поступок совершенно в его стиле (он всегда так поступает).

3) Совокупность приемов использования средств языка для выражения тех или иных идей, мыслей в различных условиях речевой практики. Например: стиль художественной литературы. Научный стиль).

Учитель: Спасибо. Какое определение подходит для нашего урока?

Стили речи - это приемы и средства языка для выражения мыслей в зависимости от цели высказывания.

А что такое цель высказывания?

-объяснение нового материала

-пересказ художественного произведения

-написание сочинения или изложения

Вывод: для каждой цели высказывания существуют разные стили речи.

3. Актуализация знаний учащихся

Учитель: Из заданных характеристик выберите те, которые присущи тексту как языковой единице. Ответ свой оформите в таблице: да 1, нет – 0. Проверьте по эталону. Оцените свой результат.

Библиотека образовательных материалов для студентов, учителей, учеников и их родителей.

Наш сайт не претендует на авторство размещенных материалов. Мы только конвертируем в удобный формат материалы из сети Интернет, которые находятся в открытом доступе и присланные нашими посетителями.

Если вы являетесь обладателем авторского права на любой размещенный у нас материал и намерены удалить его или получить ссылки на место коммерческого размещения материалов, обратитесь для согласования к администратору сайта.

Разрешается копировать материалы с обязательной гипертекстовой ссылкой на сайт, будьте благодарными мы затратили много усилий чтобы привести информацию в удобный вид.

Познакомить учащихся с определением понятий "лексика", "лексическое и грамматическое значения слова", познакомить с толковыми словарями.

Использовать сказки как средство формирования языковой грамотности учащихся в процессе учебной деятельности на уроках русского языка.

1. Обучающие: обучать умению учащихся различать лексическое и грамматическое значения слова, употреблять слова в соответствии с их лексическим значением, формировать навыки комплексного анализа текста.

2. Развивающие: развивать на основе сказки воображение и речь учащихся, развивать умение учащихся пользоваться толковым словарём, развивать навыки аргументировано и связно формулировать ответы

3. Воспитывающая: воспитывать интерес к сказке как живому слову русского народа.

Вступительное слово учителя:

(учитель читает стихотворение В. Шефнера)

Много слов на земле…. Есть дневные слова, -

В них весеннего неба сквозит синева.

Есть ночные слова, о которых мы днём

Вспоминаем с улыбкой и сладким стыдом.

Есть слова – словно раны, слова – словно суд,

С ними в плен не сдаются и в плен не берут.

Словом можно убить, словом можно спасти,

Словом можно полки за собой повести.

Беседа с классом

- Итак, ребята, как вы уже догадались, сегодня на уроке мы с вами будем говорить о словах.

Объявление темы урока (слайд 1)

- Посмотрите на экран, что вы видите? (хлеб) (Слайд 2)

- Запишем в тетради пословицу. (Слайд 2)

- Вставим пропущенные буквы. Проверим.

Работа у доски

- Запишем транскрипцию и сделаем фонетический разбор слова ХЛЕБ.

- Как вы думаете, хлеб как продукт питания важен для человека? (ответы)

- Послушаем стихотворение о Хлебе.

Вот он - хлебушко душистый,
С хрусткой корочкой витой;
Вот он – теплый, золотистый,
Словно солнцем налитой!
В каждый дом, на каждый стол
Он пожаловал, пришел.
В нем здоровье наше, сила,
В нем душевное тепло;
Сколько рук его растило,
Охраняло, берегло!

- Действительно, “Хлеб – дар божий”,- говорит русский народ о хлебе и с почтительностью относится к этому дару, который спасает от голода. И дар этот сопровождает человека на всем пути его исторического развития.

- В каменном веке люди ели зерна в сыром виде, а затем научились растирать их между камнями и смешивать с водой. А умели ли эти люди говорить? (ответы)

- Верно, их речь только начинала развиваться. Вместе с новыми бытовыми навыками приходили и новые слова.

- Слова переходят к нам из века в век и некоторым уже тысячу лет.

- Слова связывают нас друг с другом. А как они это делают? (ответы)

- Верно, молодцы! Мы общаемся при помощи слов. А почему мы понимаем друг друга? Как связаны между собой слова? И что они образуют? (Слова связаны между собой по смыслу и образуют предложения)

- Правильно, каждое слово что-то значит, т.е. имеет ЛЕКСИЧЕСКОЕ ЗНАЧЕНИЕ (слайд 3)

- Вспомним, как еще связаны слова в предложении? (Грамматически)

- Верно. Слова в предложении связаны между собой не только по смыслу, но и грамматически. А что входит в это понятие? (Набор грамматических признаков)

- К грамматическому значению относится значение рода, числа, падежа, у глаголов – время, лицо и число.

- Посмотрите на доску. Можем ли мы сказать, что перед нами предложение? Составьте предложение. (Слайд 4)

- Итак, можем ли мы сказать, что слово становится значимым и понятным в предложении? (утвердительные ответы)

- Остановимся конкретнее на ЛЕКСИЧЕСКОМ ЗНАЧЕНИИ.

- Лексические значения слов можно посмотреть в Толковых словарях. (Слайд 5)

- Толковые словари - это справочные книги, в которых собраны значения всех известных нам слов. И книги эти постоянно растут, потому что наш язык пополняется все новыми и новыми словами. Все слова в них расположены по алфавиту.

Работа со словарем

- Давайте найдем в Толковом словаре С.И. Ожегова значение слова ХЛЕБ.

Словарная статья (Слайд 7)

- Посмотрите, сколько значений у этого слова! А как вы думаете, можно ли назвать хлебом вот этого персонажа? (Слайд 8)

- Он вам знаком? Кто это? (Колобок)

- А откуда пришел к нам этот Колобок?

Давайте вспомним, какие сказки мы знаем? (ответы)

Работа со словарем

- Хорошо. А теперь давайте посмотрим, есть ли наш Колобок в словаре?

КОЛОБО́К, -бка, м. Небольшой круглый хлебец. Пшеничный к.

- Итак, мы выяснили, что колобок – это небольшой круглый хлебец. А каким был наш сказочный Колобок? (маленьким и круглым)

- Ребята, как вы думаете, чем похожи слова КОЛОБОК, КОЛЕСО, КОЛБАСА, КОЛЕНО? (они все обозначают круглые предметы) (Слайд 10)

- Вы верно подметили. Все эти слова произошли от одного древнерусского слова КОЛО, что означало КРУГЛЫЙ. (Слайд 11)

Работа с текстом сказки

- Ребята, давайте вспомним, что такое ТЕКСТ. Обратите внимание на доску.

1. Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

2. Состряпала колобок, изжарила в масле; взяла старуха крылышко; и на окошко студить положила; наскребла муки горсти две; по сусеку помела; замесила муку на сметане; по коробу поскребла.

- Где здесь ТЕКСТ? (1)

- Верно. А почему вы так думаете? Что значит ТЕКСТ? (Ряд предложений, связанных по смыслу и расположенных в определенной последовательности; текст можно озаглавить)

- Хорошо. Какова тема текста, который перед вами? Или как мы озаглавим этот текст? (Приготовление колобка)

- Обратимся к сказке. Вспомним, как Колобок появился на свет?

Взяла старуха крылышко, по коробу поскребла, по сусеку помела и наскребла муки горсти две.

Замесила муку на сметане, состряпала колобок, изжарила в масле и на окошко студить положила.

- Ребята, давайте повторим те движения, которые делала бабушка, когда стряпала Колобка.

- Молодцы, теперь вернемся к словам. Вы можете без словаря объяснить, что означает СУСЕК, КОРОБ?

- Да, в наше время мы затрудняемся объяснить значение этих слов. Как вы думаете, почему? (ответы)

- Верно. Молодцы! Потому что эти предметы исчезли из нашего обихода, а вместе с ними ушли и слова. Но об этом мы поговорим позже. А теперь найдем в словаре значение этих слов.

Толковый словарь Ожегова. (Слайд 13-14)

СУСЕК — СУСЕК, а, муж. ( обл.). То же, что закром (в 1 знач.). Зерно, мука в сусеках.

ЗАКРОМ — а; мн. закрома, ов; м. 1. Отгороженное место в амбаре, куда ссыпают зерно, муку и т.п.

КО́РОБ, -а, мн. -а, -ов, муж. Лубяное или берестяное изделие для укладки, носки чего-н.

- Хорошо, мы выяснили происхождение Колобка. И я думаю, что вы все знаете эту сказку и чем она закончилась.

Итоги урока.

- Итак, ребята, что нового вы узнали на сегодняшнем уроке?

- Мы с вами говорили о лексическом и грамматическом значении слов. Давайте, еще раз скажем, для чего нужны нам слова? Что значит объяснить лексическое значение слова? Что относится к значению грамматическому? (ответы)

- А почему же сказка живет вместе с народом и передается из поколения в поколение?

- Наверное, потому что это русское слово, которое отражает нашу культуру, доносит ее до наших потомков.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Пособие содержит технологические карты уроков русского языка, разработанные в соответствии с ФГОС.

Ваш браузер должен поддерживать фреймы Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> --> Ваш браузер должен поддерживать фреймы--> -->


-75%

Русский язык. 5 класс. Поурочные планы к учебнику - Ладыженской Т.А., Баранова М.Т. и др.

Поурочные планы составлены в соответствии с новым, переработанным в соответствии с ФГОС, учебником Т.А. Ладыженской и др. (М.: Просвещение), но могут использоваться и учителями, работающими по учебнику М.М. Разумовской и др. (М.: Дрофа). Пособие содержит подробное описание хода уроков с указанием целей и методических приемов, разбором наиболее сложных вопросов и характерных ошибок. В книге даны различные типы заданий: словарные, объяснительные, контрольные диктанты, сочинения, изложения, все виды лингвистического разбора, вопросы по теории языка, практические работы, традиционные тесты, тесты по типу ЕГЭ, лингвистические задачи различной сложности, индивидуальные задания и т.д. Издание адресовано учителям-словесникам, студентам педагогических вузов.

Читайте также: