Барин слуга русская народная сказка конспект урока

Обновлено: 03.07.2024

Вышел солдат в отпуск, нанялся служить к барину: в год за сто рублей. Помещик велел ему и лошадей чистить, и навоз возить, и воду таскать, и дрова рубить, и сад мести — совсем измучил работой. Отслужил солдат год и просит расчета. Помещику жалко отдавать деньги, стал доставать, а сам ревмя ревет.

— О чем вы, сударь, плачете?
— Да денег жалко!
— Экой ты, барин! Ведь я тебе целый год прослужил. Если б ты мне прослужил три дня, так я б тебе отдал сто рублей и слова не сказал.

Солдат поужинал, лег спать в сарае, разулся, один сапог забросил в один угол в сено, другой — в другой угол. Поутру проснулся, кричит:
— Эй!

— Подай сапоги, я хочу одеваться!

Помещик хвать — сапогов нету, и запорол горячку, спрашивает солдата:
— Где твои сапоги?
— Ах ты, каналья, ты у барина спрашиваешь о сапогах? Верно, и не чистил их!

Барин туда-сюда, насилу один сапог отыскал, а другого нет.

— Подайте палок! — закричал солдат и давай дуть помещика. До того промял, что он не рад и деньгам.
— Не хочу, — говорит, — тебе служить, возьми свои деньги.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

2) воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре

3) развивающая: формировать умение выдвигать и подбирать аргументы, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать выводы, вести диалог; развивать творческие способности; совершенствовать коммуникативно-речевые умения

Основные термины и понятия

Фольклор, народная драма, народный театр

Образовательные

Предметные результаты

1) понимание темы и идеи произведения, особенностей его формы;

2) владение литературоведческой терминологией;

3) создание творческих работ, связанных с тематикой и проблематикой изучаемых произведений

4) умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать идею литературного произведения, характеризовать его героев;

5) восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие;

Личностные результаты

1) уважительное отношение к отечественной культуре; 2) приобретение социального и духовного опыта;

3) использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.

Метапредметные результаты

1) умения понимать проблему, самостоятельно организовывать собственную деятельность и оценивать её;

2) умение формулировать выводы, вести диалог;

2) работать с информацией; 3) коммуникативно-речевые умения и др.

ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА

Основные виды деятельности учителя.

Методы и приемы обучения

Осуществляемые виды

деятельности учащихся

Формируемые способы

деятельности

Этап 1. Организация урока

Постановка учебных задач:

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с русской народной драмой, выявим особенности этого жанра и попробуем сами побывать в роли актёров

1) слушают и осмысляют сказанное учителем.

1) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.

Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний)

1. Репродуктивная беседа.

– Давайте вспомним, что такое фольклор?

– Какие жанры фольклора вам известны?

– Каковы особенности театра Петрушки?

2. Рассказ учителя,

Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни народа, был неотъемлемой частью праздничных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа (свадьба игралась, похоронный обряд).

3. Проверка домашнего задания.

– Дома вы должны были составить словарик устаревших слов, пользуясь толковым словарём. Проверим его.

• продолжать работу по развитию речи: обогащение словаря за счет знакомства с украинскими синонимами известных школьникам русских слов; развитие речевого чутья при подборе синонимов, при определении роли повторов, при сравнении значений устаревших и современных слов, а также при толковании и сравнении смысла пословиц.

Виды работы:

• чтение по ролям;

• беседа по вопросам;

• выразительное чтение (учиться передавать хвастливость, заносчивость);

• речевая работа: подбор синонимов; определение значения повтора; сравнение близких по смыслу выражений; сравнение смысла пословиц.

Дополнительные вопросы

1. Найдите в тексте и прочитайте, что рассказал пан о своих зайцах. Какую из его придумок можно назвать гиперболой (преувеличением)?

2. Где, на ваш взгляд, сильнее всего проявилась находчивость Грицко?

5. Найдите и прочитайте в конце сказки, как пан в последний раз упоминает о зайце. Докажите, что об одном и том же он говорит несколько раз. Какие слова и выражения здесь очень близки по значению?

Комментарий к вопросам

Вопрос 3. В сказке высмеиваются хвастовство, желание покрасоваться, глупость (барин поверил в откровенный вымысел Грицко). Симпатии явно на стороне умного, смышленого Грицко.

В рабочей тетради предлагается озаглавить сказку по персонажу, отразив его характер, и по основному событию.

Дополнительные вопросы

Комментарий к вопросам

Вопрос 2 (доп.). Обе сказки бытовые. Они похожи по персонажам: в обеих сказках всего два персонажа – мужик и барин. В той и другой сказке персонажи противопоставлены: мужик – барин, бедный – богатый. В обеих сказках главный персонаж – умный, находчивый мужик, который дурачит или выводит на чистую воду барина.

Для самостоятельной работы в рабочей тетради предложено составление плана сказки, название ее по событию, озаглавливание рисунка в учебнике словами из текста, создание текста-рассуждения (подбор доводов к высказанному утверждению), а также задание, нацеленное на повышение книжной культуры учащихся (придумывание названия для книжки, в которой помещены две рассмотренные сказки).

Вышел солдат в отпуск, нанялся служить к барину: в год за сто рублей. Помещик велел ему и лошадей чистить, и навоз возить, и воду таскать, и дрова рубить, и сад мести — совсем измучил работой. Отслужил солдат год и просит расчета. Помещику жалко отдавать деньги, стал доставать, а сам ревмя ревет.

— О чем вы, сударь, плачете?

— Экой ты, барин! Ведь я тебе целый год прослужил. Если б ты мне прослужил три дня, так я б тебе отдал сто рублей и слова не сказал.

— Что же, отслужи три дня!

Солдат поужинал, лег спать в сарае, разулся, один сапог забросил в один угол в сено, другой — в другой угол. Поутру проснулся, кричит:

— Подай сапоги, я хочу одеваться!

Помещик хвать — сапогов нету, и запорол горячку, спрашивает солдата:

— Где твои сапоги?

— Ах ты, каналья, ты у барина спрашиваешь о сапогах? Верно, и не чистил их!

Барин туда-сюда, насилу один сапог отыскал, а другого нет.

— Подайте палок! — закричал солдат и давай дуть помещика. До того промял, что он не рад и деньгам.

Читайте также: