Барин слуга русская народная сказка конспект урока
Обновлено: 03.07.2024
Вышел солдат в отпуск, нанялся служить к барину: в год за сто рублей. Помещик велел ему и лошадей чистить, и навоз возить, и воду таскать, и дрова рубить, и сад мести — совсем измучил работой. Отслужил солдат год и просит расчета. Помещику жалко отдавать деньги, стал доставать, а сам ревмя ревет.
— О чем вы, сударь, плачете?
— Да денег жалко!
— Экой ты, барин! Ведь я тебе целый год прослужил. Если б ты мне прослужил три дня, так я б тебе отдал сто рублей и слова не сказал.
Солдат поужинал, лег спать в сарае, разулся, один сапог забросил в один угол в сено, другой — в другой угол. Поутру проснулся, кричит:
— Эй!
— Подай сапоги, я хочу одеваться!
Помещик хвать — сапогов нету, и запорол горячку, спрашивает солдата:
— Где твои сапоги?
— Ах ты, каналья, ты у барина спрашиваешь о сапогах? Верно, и не чистил их!
Барин туда-сюда, насилу один сапог отыскал, а другого нет.
— Подайте палок! — закричал солдат и давай дуть помещика. До того промял, что он не рад и деньгам.
— Не хочу, — говорит, — тебе служить, возьми свои деньги.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Технологическая карта урока
2) воспитывающая: воспитывать уважительное отношение к отечественной культуре
3) развивающая: формировать умение выдвигать и подбирать аргументы, отвечать на вопросы по прочитанному тексту, формулировать выводы, вести диалог; развивать творческие способности; совершенствовать коммуникативно-речевые умения
Основные термины и понятия
Фольклор, народная драма, народный театр
Образовательные
Предметные результаты
1) понимание темы и идеи произведения, особенностей его формы;
2) владение литературоведческой терминологией;
3) создание творческих работ, связанных с тематикой и проблематикой изучаемых произведений
4) умение анализировать литературное произведение: понимать и формулировать идею литературного произведения, характеризовать его героев;
5) восприятие на слух литературного произведения, осмысленное чтение и адекватное восприятие;
Личностные результаты
1) уважительное отношение к отечественной культуре; 2) приобретение социального и духовного опыта;
3) использования для решения познавательных и коммуникативных задач различных источников информации.
Метапредметные результаты
1) умения понимать проблему, самостоятельно организовывать собственную деятельность и оценивать её;
2) умение формулировать выводы, вести диалог;
2) работать с информацией; 3) коммуникативно-речевые умения и др.
ОРГАНИЗАЦИОННАЯ СТРУКТУРА УРОКА
Основные виды деятельности учителя.
Методы и приемы обучения
Осуществляемые виды
деятельности учащихся
Формируемые способы
деятельности
Этап 1. Организация урока
Постановка учебных задач:
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с русской народной драмой, выявим особенности этого жанра и попробуем сами побывать в роли актёров
1) слушают и осмысляют сказанное учителем.
1) умение самостоятельно организовывать собственную деятельность.
Этап 2. Подготовка к восприятию нового материала (актуализация опорных знаний)
1. Репродуктивная беседа.
– Давайте вспомним, что такое фольклор?
– Какие жанры фольклора вам известны?
– Каковы особенности театра Петрушки?
2. Рассказ учителя,
Фольклорный театр на протяжении многих веков играл важную роль в духовной жизни народа, был неотъемлемой частью праздничных гуляний и, несомненно, любимейшим зрелищем. Фольклорный театр уходит корнями в древние обрядовые ритуалы и действа (свадьба игралась, похоронный обряд).
3. Проверка домашнего задания.
– Дома вы должны были составить словарик устаревших слов, пользуясь толковым словарём. Проверим его.
• продолжать работу по развитию речи: обогащение словаря за счет знакомства с украинскими синонимами известных школьникам русских слов; развитие речевого чутья при подборе синонимов, при определении роли повторов, при сравнении значений устаревших и современных слов, а также при толковании и сравнении смысла пословиц.
Виды работы:
• чтение по ролям;
• беседа по вопросам;
• выразительное чтение (учиться передавать хвастливость, заносчивость);
• речевая работа: подбор синонимов; определение значения повтора; сравнение близких по смыслу выражений; сравнение смысла пословиц.
Дополнительные вопросы
1. Найдите в тексте и прочитайте, что рассказал пан о своих зайцах. Какую из его придумок можно назвать гиперболой (преувеличением)?
2. Где, на ваш взгляд, сильнее всего проявилась находчивость Грицко?
5. Найдите и прочитайте в конце сказки, как пан в последний раз упоминает о зайце. Докажите, что об одном и том же он говорит несколько раз. Какие слова и выражения здесь очень близки по значению?
Комментарий к вопросам
Вопрос 3. В сказке высмеиваются хвастовство, желание покрасоваться, глупость (барин поверил в откровенный вымысел Грицко). Симпатии явно на стороне умного, смышленого Грицко.
В рабочей тетради предлагается озаглавить сказку по персонажу, отразив его характер, и по основному событию.
Дополнительные вопросы
Комментарий к вопросам
Вопрос 2 (доп.). Обе сказки бытовые. Они похожи по персонажам: в обеих сказках всего два персонажа – мужик и барин. В той и другой сказке персонажи противопоставлены: мужик – барин, бедный – богатый. В обеих сказках главный персонаж – умный, находчивый мужик, который дурачит или выводит на чистую воду барина.
Для самостоятельной работы в рабочей тетради предложено составление плана сказки, название ее по событию, озаглавливание рисунка в учебнике словами из текста, создание текста-рассуждения (подбор доводов к высказанному утверждению), а также задание, нацеленное на повышение книжной культуры учащихся (придумывание названия для книжки, в которой помещены две рассмотренные сказки).
Вышел солдат в отпуск, нанялся служить к барину: в год за сто рублей. Помещик велел ему и лошадей чистить, и навоз возить, и воду таскать, и дрова рубить, и сад мести — совсем измучил работой. Отслужил солдат год и просит расчета. Помещику жалко отдавать деньги, стал доставать, а сам ревмя ревет.
— О чем вы, сударь, плачете?
— Экой ты, барин! Ведь я тебе целый год прослужил. Если б ты мне прослужил три дня, так я б тебе отдал сто рублей и слова не сказал.
— Что же, отслужи три дня!
Солдат поужинал, лег спать в сарае, разулся, один сапог забросил в один угол в сено, другой — в другой угол. Поутру проснулся, кричит:
— Подай сапоги, я хочу одеваться!
Помещик хвать — сапогов нету, и запорол горячку, спрашивает солдата:
— Где твои сапоги?
— Ах ты, каналья, ты у барина спрашиваешь о сапогах? Верно, и не чистил их!
Барин туда-сюда, насилу один сапог отыскал, а другого нет.
— Подайте палок! — закричал солдат и давай дуть помещика. До того промял, что он не рад и деньгам.
Читайте также: