Употребление глаголов в речи 6 класс разумовская конспект урока

Обновлено: 06.07.2024

Цели: Познавательная: создание условий для совершенствования знаний о роли глагола в речи, обратить внимание на мастерское использование глаголов писателей и поэтов, показать, в чем состоит изобразительная сила глагола.
Развивающая: развитие у детей орфографических и речевых навыков; развитие языковой компетенции обучающихся; совершенствовать умение анализировать текст; развивать речевую и мыслительную деятельности; обогащать словарный запас учащихся; формирование умения работать со словарями.
Воспитательная: способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и красоте родной природы; содействие воспитанию интереса к урокам русского языка.

Вид урока: комбинированный


Полный текст материала Конспект и презентация к уроку "Употребление глаголов в речи"; 6 класс смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен фрагмент.

Спасибо за Вашу оценку. Если хотите, чтобы Ваше имя
стало известно автору, войдите на сайт как пользователь
и нажмите Спасибо еще раз. Ваше имя появится на этой стрнице.


Есть мнение?
Оставьте комментарий

Упражнения на технику чтения и понимания прочитанного

Тонкости и секреты работы в Яндекс.Почте

Как работать с детьми с СДВГ в обычном классе?

0 Спам

6 Комментарии • 17:36, 09.12.2019

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

0 Спам

Виктория Андреевна! Всё гениальное - просто! Очень хороший рабочий урок.Ничего лишнего.И воспитательные задачи решаете на уроке необходимые. Спасибо.

Отправляя материал на сайт, автор безвозмездно, без требования авторского вознаграждения, передает редакции права на использование материалов в коммерческих или некоммерческих целях, в частности, право на воспроизведение, публичный показ, перевод и переработку произведения, доведение до всеобщего сведения — в соотв. с ГК РФ. (ст. 1270 и др.). См. также Правила публикации конкретного типа материала. Мнение редакции может не совпадать с точкой зрения авторов.

Для подтверждения подлинности выданных сайтом документов сделайте запрос в редакцию.

О работе с сайтом

Мы используем cookie.

Публикуя материалы на сайте (комментарии, статьи, разработки и др.), пользователи берут на себя всю ответственность за содержание материалов и разрешение любых спорных вопросов с третьми лицами.

При этом редакция сайта готова оказывать всяческую поддержку как в публикации, так и других вопросах.

Если вы обнаружили, что на нашем сайте незаконно используются материалы, сообщите администратору — материалы будут удалены.

Тема "Употребление безличных глаголов" является довольно сложной для изучения. Данный материал поможет учителю тщательно подготовиться к уроку, выбрав для детей оптимальные по трудности задания.

ВложениеРазмер
bezlichnye_glagoly_6_l.doc 70 КБ
tehnologicheskaya_karta_uroka_russkiy_6.doc 46.5 КБ
zadaniya_russkiy.doc 63.5 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Челсменская основная общеобразовательная школа

Галичского муниципального района

русского языка в 6 классе

учитель русского языка

Цель урока: познакомиться с употреблением в речи безличных глаголов и личных глаголов в значении безличных.

  1. Образовательные: прививать умение употреблять безличные глаголы; проанализировать синтаксические конструкции, в которых личные глаголы употребляются в значении безличных; прививать умения отличать безличные глаголы от личных; совершенствовать умение строить высказывания с безличными глаголами; повторить орфограммы (НЕ с глаголами; -тся и -ться в глаголах).
  2. Воспитательные: воспитывать интерес к самостоятельному исследованию языковых явлений, понятий, воспитывать культуру речи, чувство прекрасного.

3. Развивающие: развивать логическое и творческое мышление, память, воображение; развивать речь, умение сравнивать, сопоставлять, делать выводы на основе наблюдений, овладевать научным стилем речи.

I. Организационный момент

- Здравствуйте, ребята! Садитесь. Начинаем урок русского языка. Проверьте, все ли готово к началу занятия.

- Каждому из вас я выдаю листы самооценки , куда вы будете вносить оценки, заработанные вами в ходе урока за выполнение отдельных заданий. В конце урока вы должны выставить себе средний балл.

II. Постановка темы и цели урока

- Попробуйте сформулировать основные цели нашего урока.

Дополнение учителя к ответам детей: потренироваться в употреблении безличных глаголов; научиться отличать безличные глаголы от личных; совершенствовать умение строить высказывания с безличными глаголами.

III. Проверка домашнего задания. Актуализация полученных на предыдущем уроке знаний.

- Для того чтобы узнать, насколько хорошо вы поняли изученный на предыдущем уроке материал, организуем работу в парах, каждая из которых получает свое задание теоретического или практического характера (учитель выдает каждой паре отпечатанное задание). Через 2 минуты заслушаем ответы каждой пары.

1 пара - Подготовить связный рассказ о безличных глаголах по данным вопросам.

1. Что обозначают безличные глаголы?

2. На какие лексические группы делятся безличные глаголы?

3. Как изменяются безличные глаголы?

4. В каких глагольных формах могут употребляться безличные глаголы?

5. С помощью каких суффиксов могут быть образованы безличные глаголы от личных?

6. Каким членом предложения всегда являются безличные глаголы?

2 пара – Разгадать кроссворд. Вставить в клеточки безличные глаголы согласно данным определениям.

1. Ощущается болезненный озноб.

2. День клонится к вечеру.

3. Удается в делах.

4. Виделось во сне о чем-либо.

5. Хочется спать.

7. Антоним глагола светает.

8. Появилась ноющая, тупая боль.

9. Создается впечатление, представляется.

Ответы: знобит, вечереет, везёт, снилось, спится, хочется, темнеет, заныло, кажется.

Индивидуальное задание (слабому ученику) – выписать на доску безличные глаголы из домашнего упражнения № 307 (дышится, веет, не сидится, хочется, тянет), объяснить орфограммы в глаголах и выполнить синтаксический разбор указанного предложения:

( Легко дышится после грозы ! Повеств., воскл., простое, распр., односоставное. [ ])

- Итак, прошло 2 минуты. Настало время проверить качество выполненной вами работы (каждая пара выступает по очереди, остальные учащиеся исправляют допущенные ошибки).

IV. Освоение нового материала

- Как же отличать безличные глаголы от личных, употребленных в безличном значении?

- Сравним два предложения (учитель записывает на доске, дети – в тетрадях).

1) Приятно пахнет сосна.

2) Приятно пахнет сосной.

- Чем отличается первое предложение от второго? Подчеркните грамматические основы в каждом предложении.

(в первом предложении есть и подлежащее, и сказуемое)

- Вы правы, первое предложение двусоставное, т. к. в нем присутствуют оба главных члена, а второе – односоставное, т. к. в нем есть только один главный член - сказуемое.

- Является ли глагол пахнет безличным? (Нет. В первом предложении при нем есть действующее лицо – сосна)

- Верно. Однако для второго предложения подобрать действующее лицо не удается. Значит, во втором предложении личный глагол употребляется в безличном значении, при котором нет и не может быть подлежащего.

V. Первичное закрепление

- А сейчас мы с вами потренируемся в различении личных и безличных глаголов, а также личных глаголов в безличном значении. Работаем в парах. Я выдаю вам список глаголов и таблицу, которую нужно заполнить. Первая пара выписывает в первый столбик таблицы глаголы, которые могут быть сказуемыми только в двусоставных предложениях (т. е. всегда имеют при себе подлежащее). Вторая пара выписывает во второй столбик глаголы, которые могут быть только безличными , т. е. при них нет и не может быть подлежащего. Третья группа (3 чел.) выписывает в третий столбик глаголы, которые могут быть как личными, так и безличными .

- С одним из выписанных глаголов составьте и запишите в тетради предложение.

Глаголы: не хочется, понесло, смеется, ударило, бежит, светает, играет, зас ы пало, думается, смотрит, знобит, веет.

- На выполнение данного задания я даю вам 3 – 4 минуты.

(самостоятельная работа учащихся в парах)

- Итак, проверяем. Если задание выполнено правильно, то в каждом столбике таблицы должно быть одинаковое количество глаголов (каждая пара выступает по очереди).

1 графа: смеется, бежит, играет, смотрит.

2 графа : не хочется, светает, думается, знобит.

3 графа : понесло, ударило, засыпало, веет.

  1. Звонко бежит речной ручеек.
  2. Летом на улице очень рано светает.
  3. На рассвете в долине теплом веет. – Ветер веет свежей прохладой.

(Учащиеся не только зачитывают свои глаголы, но и заполняют другие графы после обсуждения. В итоге у каждого ученика должна быть заполнена таблица целиком).

Затем – взаимопроверка (пары меняются тетрадями и проверяют правильность выполнения работы).

(Учащиеся выставляют по итогам проверки себе оценки).

VI. Самопроверка. Творческое задание.

- Настало время проверить себя и понять, умеете ли вы составлять связный текст, используя и личные, и безличные глаголы. Я подготовила несколько вариантов для выполнения творческого задания – написать сочинение-миниатюру по выбранной картине (5 – 7 распространенных предложений). Подчеркните в своем тексте безличные глаголы.

- Если есть необходимость, вы можете воспользоваться набором безличных глаголов, который напечатан на отдельном листе.

(каждая пара выбирает картину, не видя, что на ней изображено, и по необходимости - список глаголов для сочинения).

Итак, темы для сочинения-миниатюры таковы:

- Работаем самостоятельно, советуясь только с соседом по парте. А для создания хорошего настроения будет звучать легкая музыка - Kenny G – Moment. Когда музыка закончится, мы проверим ваши творческие работы (примерно 5 минут).

Список глаголов (на выбор в соответствии с темой) для написания сочинения-миниатюры:

Вечереет, пахнет, морозит, холодает, замело, покрыло, посветлело, побелело, смеркается, темнеет, засыпало, дышится, хочется, думается, не сидится, тянет.

- А теперь заслушаем каждую пару.

- Выскажите свое мнение об услышанном. Удалось ли раскрыть тему сочинения? Употреблены ли безличные глаголы?

VII. Подведение итогов урока

- Наш урок подходит к концу. Попробуйте ответить на главный вопрос: как же отличать безличные глаголы от личных и от личных глаголов, употребленных в безличном значении? Какова роль безличных глаголов в речи?

- Скажите, что у вас хорошо получилось? Над чем еще нужно поработать? Как вы оценили свою работу на уроке? Назовите средний балл. (ответы учащихся)

VIII. Домашнее задание

- Итак, посмотрите, какую работу вы должны выполнить дома (идет комментарий):

Спишите, вставляя пропущенные буквы и раскрывая скобки, подчеркните все глаголы. Определите, какие глаголы являются личными, безличными, личными в безличном значении. Укажите. Выполните указанные разборы.

Тонкий же только что вышел из вагона и был навьючен чемоданами, узлами и картонками. Пахло от него ветчиной и кофейной гущей. (А. П. Чехов.) Толстый хотел было возразить 2 что-то, но на лице у тонкого было написано столько благоговения, сладости и почтительности, что тайного советника 2 стошнило. (А. П. Чехов.) Посветлело 3 в небе. Утро скоро. С ямщиком беседуют ш…феры. (М. Светлов.) Эскадронный пол…жил 2 рядом винтовку и долго вертел в руках новенький половник. Свежий хворост был медвяно пахуч и липок, в нос ширяло зап…хом цветущего краснотала, землей попахивало. (М. Шолохов.) С механиком ему (не) везло: то попадет…ся лодырь, то ничего (не) понимает в моторе.

2. Г.А. Богданова, “Русский язык” (6 класс), Рабочая тетрадь, ч.11.

Оборудование:

1) Толковые словари;

2) дидактический раздаточный материал;3) сигнальные карточки;

  • “точность”;
  • “выразительность”;
  • “окончание глаголов”;
  • олицетворение;
  • метафора.

Ход урока

І. Постановка темы и целей урока.

Что без меня предметы?
Лишь названья.
А я приду – всё в действие придёт.
Летит ракета,
Люди строят зданья,
Цветут сады,
И рожь в полях растет.

Что такое глагол?

2. О каких предметах идет речь?

Летит – молчит, лежит – молчит, когда умрёт, тогда заревёт. (Снег)

Текло, текло и легло под стекло. (Лед)

Весной веселит, летом прохлаждает, осенью пи тает, зимой согревает. (Лес)

Что вам помогло отгадать загадки?

(Глаголы, которые означают действие предмета.)

Он эн…ргичен, мног…лик
– Глагол.
Он действовать пр..вык.
Необходим он –
Вот в чём соль.
Я гов…рю, ему
Глаголь! (А. Татьяничева.)

Как автор характеризует глаголы?

Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”.

Как вы понимаете выражение “Вот в чём соль?:”( Вот в чём главный смысл.)

И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим).

Почему же так необходим глагол? Зачем он употребляется в речи? – вопросы сегодняшнего урока.

Тема урока: “Употребление глаголов в речи”.

Слова А. Татьяничевой возьмем в качестве эпиграфа к уроку.

Спишите их, вставляя пропущенные буквы и недостающий знак препинания. (Для проверки используются сигнальные карточки).

ІІ. Работа с лингвистическим текстом – упр.262 учебника.

1. Прочитайте текст. Озаглавьте его (Глагол – основа языка. Самая живая часть речи.)

2. Какими высказываниями, приведенными в тексте, вы можете подтвердить эту мысль? Называйте авторов высказываний.

3. Какое из прозвучавших высказываний понравилось больше всего? Запишите его в форме предложения с прямой речью.

4. Какое место занимает глагол по частоте употребления в речи?

5. В каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

(В официально-деловом и научном – для достижения точности речи.

В художественной и разговорной речи глаголы придают особую выразительность.)

Какие глаголы придают особую выразительность? (Глаголы в переносном значении.)

Вывод: русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно.

6. Определить стиль речи прочитанного нами текста упр.171. Назовите глаголы. С какой целью они употребляются в тексте. Это глаголы постоянного действия. Из 185 слов текста всего 13 глаголов 7%).

ІІІ. Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал)

Чудная картина,
Как ты мне р…дна:
Белая равнина,
Полная луна,
Свет с небес высоких,
И бл…стящий снег,
И саней д…леких
Од…нокий бег. (А.Фет)

(На) дворе гуля…т (не) погодь 2 ,
Ноч(?) стоит темным (темна),
И совою пучеглазою
Из(за) туч(?) гл…дит луна.
(Под) окошком ветви яблони
Так и ходят ходуном,
И березка (с)дубом шепч…тся 2 ,
Как (со) старым колдуном. (П. Комаров)

Определите стиль речи. (Художественный)

Наша задача – определить роль глаголов в этих текстах.

1. О чём говорится в этих стихотворениях? ( О природе, о состоянии природы.)

2. Как называется описание природы? (пейзаж)

3. Словарная работа.

Пейзаж * лат. пейз – страна, вид, местность заимствовано из фр.яз. (багаж, этаж, вернисаж, мираж)

- Подберите однокоренные слова, сделайте морфемный разбор всех записанных слов.

4. Одинаковым ли вы видите пейзаж в стихотворениях?

1 стихотворение – неподвижная природа, спокойствие.

Как удается А.Фету подчеркнуть состояние покоя в природе?

(Нет ни одного глагола, только существительные и прилагательные)

2 стихотворение – подвижная, динамическая картина, природа в движении.

Какая часть речи помогает оживить картину? (Глагол)

Почему у Комарова так много глаголов? (Разгул непогоды)

Вывод: в том и другом случае дается описание природы (ночной пейзаж), но существительные создают картину неподвижности, покоя, глаголы подчеркивают действие, движение.

5. В чем особенность глаголов, употребленных П.Комаровым? Какова их роль?

(Глаголы в переносном значении придают выразительность, создают образную картину осенней непогоды, очеловечивают природу.)

6. Какой художественный прием использовал Комаров? (Олицетворение).

7. Какой глагол входит в устойчивое словосочетание – фразеологизм. Что он обозначает? (“Ходят ходуном” - сотрясаются, быстро двигаются.)

8. Комментированное письмо 2-го текста.

Объяснение орфограмм, пунктограмм.

Для написания каких глаголов не нужно определять спряжение? Почему? (глядит, стоит).

IV. Закрепление материала.

1). Упр. 145(II ч. Тетради Г.А. Богдановой).

- В каком сочетании слов использована метафора, а не олицетворение?

- В каких стилях речи могут быть употреблены данные сочетания?

(В художественном и разговорном).

2). Устная работа (используется раздаточный материал или мультимедийный проектор).

- Укажите глаголы, употребленные в переносном значении. Найдите олицетворения.

Буря мглою небо кроет,
Вихри снежные крутя,
То, как зверь, она завоет,
То заплачет, как дитя. (А. Пушкин)

Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз – воевода дозором
Обходит владенья свои. (Н.А. Некрасов)

Заколдован невидимкой,
Дремлет лес под сказку сна.
Словно белою косынкой
Подвязалася сосна. (С.Есенин)

Вот север, тучи нагоняя,
Дохнул, завыл – и вот сама
Идет волшебница зима.
Пришла, рассыпалась; клоками
Повисла на суках дубов;
Легла волнистыми коврами
Среди полей, вокруг холмов;
Брега с недвижною рекою
Сровняла пухлой пеленою,
Блеснул мороз. И рады мы
Проказам матушки зимы. (А. Пушкин)

Разозлилася старуха зима. Запорошила снегом поля, завалила сугробами леса, одела деревья ледяной корой и посылает мороз за морозом. Идут морозы один другого злее, с елки на елку перепрыгивают, потрескивают да пощелкивают, зверей пугают.

Пейзаж сибирский за окном –
Светлей и проще.
Серебротканым волокном
Покрыты рощи.

Во вспышках инея тайга,
В огнях морозных.
Горят леса, горят снега
И синий воздух.

То скачут белые огни,
То горностаи.
То рассыпаются они
Между кустами. (П. Комаров)

Как будто в берлоге медведица,
Река подо льдом залегла,
И солнце по - зимнему светится,
И в поле - морозная мгла.
Вся в инее - в сизом каракуле –
Березка стоит за мостом,
И пишет смешные каракули
Лисица пушистым хвостом. (П. Комаров)

3. Упр. 263, 264 учебника

4. Упр. 265 учебника.

Вывод: юмористическое содержание текста достигается употреблением одних и тех же глаголов в разных значениях.

5. Редактирование (используем раздаточный материал или мультимедийный проектор).

1). Мы посетили городской музей и вынесли из него самое ценное, самое интересное.

2). На каждого члена кружка “Юный техник” падает по пять – шесть моделей.

- Почему данные предложения вызывают смех?

- Чем объясняются ошибки в употреблении глаголов?

- В каком случае глаголы служат точности и выразительности речи? (Когда употребляются в свойственном им значении).

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Конспект урока русского языка для учащихся 6 класса

по программе М.М. Разумовской

Цель работы на уроке: Раскрыть роль глагола в речи, обратить внимание на мастерское использование глаголов писателей и поэтов.

Образовательные: Добиться понимания роли глагола, употребления с целью достижения точности, информированности и выразительности. Понаблюдать за использованием глаголов в прямом и переносном значении в художественной речи.

Развивающие: развитие у детей орфографических и речевых навыков; развитие языковой компетенции обучающихся; совершенствовать умение анализировать текст; развивать речевую и мыслительную деятельности; обогащать словарный запас учащихся; формирование умения работать со словарями.

Воспитательные: способствовать воспитанию у шестиклассников любви к родному языку и красоте родной природы; содействие воспитанию интереса к урокам русского языка.

Вид урока: комбинированный

Жить, чувствовать, любить, свершать открытия…

I . Организационная часть. Приветствие.

- Здравствуйте, ребята. Громко прозвенел для нас звонок

Наши ушки на макушке,

Глазки широко открыты.

Ни минутки не теряем.

- Я рада приветствовать вас всех.

II . Актуализация знаний.

- Вот и сегодня мы будем, ребята, свершать открытия при исследовании объектов русского языка. Мы снова выступим в роли исследователей, а объектом нашего исследования будет глагол.

- А для того, чтобы стать исследователями, будем выполнять разные виды работ…

- Откройте тетради, запишите число, вид работы. И эпиграф к уроку.

IV . Беседа о глаголе.

V . Устная работа со стихотворением А. Татьяничевой. Беседа с учащимися.

- Глагол – необыкновенная часть речи. Необыкновенна она уже своим названием и тем, что обозначает действие, бесчисленное множество действий, сопровождающих его деятельность. О глаголе восхищённо написала А.Татьяничева:

Он действовать пр..вык.

- Как автор характеризует глаголы? (энергичный, многоликий)

- И в чём же эта “соль” (суть, смысл)? (Глагол необходим).

- Объясните разницу между словами “глагол” и “глаголь”.

- Почему же так необходим глагол? Какую роль играет глагол в речи? – вопросы сегодняшнего урока.

- Мы приступаем к нашему исследованию и понаблюдаем за ролью глагола в речи.

- Попробуйте определить тему рока

VI . Письменная работа по теме – слайд 6.

1 ) Орфографическая и синтаксическая работа.

- Спишите стихотворение, вставляя пропущенные буквы и недостающий знак препинания.

- вставим орфограммы, объясним написание слов и постановку запятой.

- Укажите способ образования слова многолик.

2) Устная работа с лингвистическим текстом – упр.341 учебника – слайд 7.

- Поработаем по учебнику. Откройте страницу 149.

- Озаглавьте его. (Глагол – основа языка. Самая живая часть речи.) Запишите свой вариант заглавия.

- Какими высказываниями, приведенными в тексте, вы можете подтвердить эту мысль? Называйте авторов высказываний.

- Какое место занимает глагол по частоте употребления в речи?

- В каких стилях речи употребляются глаголы? С какой целью?

(В официально-деловом и научном – для достижения точности речи. В художественной и разговорной речи глаголы придают особую выразительность).

- Какие глаголы придают особую выразительность? (Глаголы в переносном значении.)

- Сделаем вывод об употреблении и роли глаголов

Физкультминутка - Слайд 8

Вновь у нас физкультминутка,

Наклонились, ну-ка, ну-ка!

А теперь назад прогнулись. (наклоны вперед и назад)

Голова устала тоже.

Так давайте ей поможем!

Вправо-влево, раз и два.

Думай, думай, голова. (вращение головой)

Хоть зарядка коротка,

Отдохнули мы слегка.

- Сколько глаголов встретилось в стихотворении? (девять)

-Какова роль глаголов в стихотворении? (Глаголы называют действия, которые нужно выполнить. Без названных глаголов мы бы не смогли выполнить комплекс упражнений).

3)Сравнительный анализ текстов (используем раздаточный материал) – слайд 9-12

Анализ лирических миниатюр Ф.И.Тютчева

- Прочитаем тексты и выполним задания.

Посчитайте, сколько всего слов в каждом стихотворении, из них глаголов -1 стих, прилагательных -2 стих. Какую роль они играют в речи и какую картину создают – динамику или статику? В каком значении употребляются глаголы и прилагательные – в прямом или переносном? Какие средства художественной выразительности использует автор? Сделайте вывод.

Вывод1: Глаголы создают динамику движения, поэтому мы не только зрительно представляем приход весны, но и слышим её.
2. Весна – живое существо. Достигается это состояние олицетворением.
3. Доминирующей частью речи является глагол: 14 из 44 слов.

Вывод №2:

Прилагательные, наоборот, придают картине осени сказочность, создают настроение спокойствия и умиротворения.

Образ золотой осени рисуется с помощью эпитетов.

Статика образа осени достигается прилагательными: их 13 из 28 самостоятельных частей речи.

4) Групповая работа – слайд 13

– Вы знаете, что по частоте употребления глагол занимает второе место (после существительных Самыми частотными являются: быть, мочь, сказать, говорить, знать, стать, видеть, хотеть, видать, думать, работать, любить и т.д..

- Предлагаю устроить соревнование по парам: кто подберет наибольшее количество слов-синонимов к глаголам.

- Ребята, вспомним, что такое синонимы. Какую роль они играют в речи?

(Синонимы – близкие по значению слова, они обогащают речь, придают ей выразительность, устраняют повтор слов)

Думать – (обдумывать, надумывать, передумывать, раздумывать), вникать, вдумываться, мыслить, полагать, помышлять, размышлять, рассуждать, соображать, созерцать, судить, погрузиться в думу, углубляться, предаваться размышлениям, ломать голову, раскидывать умом, шевелить мозгами, воображать, мечтать, полагать, мнить, забрать (взять) себе в голову, носиться с мыслью, намереваться, представлять себе, считать, держаться (придерживаться, быть) такого-то мнения, напасть на мысль.

Говорить - выражать(ся), высказывать(ся), излагать, изъявлять, молвить, произносить, выговаривать, сказать, сказывать, рассуждать, трактовать, утверждать, твердить, повторять; разглагольствовать, резонировать, распространяться, ораторствовать, держать (вести) речь (слово), проповедовать, гласить, вещать; тараторить, бредить, лепетать, лопотать, бормотать (про себя), ворчать сквозь зубы, шептать, мямлить, цедить сквозь зубы; галдеть.

- При затруднении обращаемся к словарику синонимов

5) Резервное задание. Работа по словообразованию. Образование глаголов – слайд 16

- Вспомним, какие части слова участвуют в образовании слов?

– При помощи приставок и суффиксов можно образовывать и новые глаголы.

- Предлагаю вам задание: употребите нужные приставки в данных глаголах.

Как лук без земли вырастить?

Надо (резать) кусок картона, (резать) его на квадратики, (резать) в них кружочки. В банку надо (лить) воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу.

(Надо порезать кусок картона, разрезать его на квадратики, вырезать в них кружочки. В банку надо налить воды, прикрыть её картоном и на вырез положить луковицу).

– А для чего нужно уметь образовывать новые глаголы? Зачем мы выполняли эту работу? (Для того чтобы учиться точно выражать свои мысли, правильно употреблять глаголы в речи)

VII . Итоги урока – слайд 17-18

- Что нового мы узнали о глаголах?

- Какую работу мы выполняли?

- Какие выводы мы можем сделать?

(Мы сегодня наблюдали, какую роль играют глаголы в нашей речи и пришли к выводу о том, русский язык богат глаголами, что дает возможность выражать мысли более точно, ярко, образно, глаголы подчеркивают действие, движение, динамику, слова-синонимы устраняют повтор, обогащают язык, делая его более выразительным).

- Глагол важен потому, что все действия в языке мы обозначаем с помощью глагола. Без него вы не смогли бы ни встать, ни сесть, ни поговорить с другом, раскрыть ему свой секрет, ни просто улыбнуться или вместе посмеяться. Изобразительная сила глагола - в динамике, в движении, в радости действия и достижении победы.

- Вы, юные исследователи, хорошо сегодня поработали и получаете оценки.

VIII . Домашнее задание – слайд 19

- Откройте дневники, запишите домашнее задание:

1.Обязательная часть. Упражнение 346,347(письменно) на стр. 151-152.

- Ребята, исследователи все свои открытия записывают в своих научных трудах, вы сегодня тоже были исследователями. Я вам предлагаю выполнить второе задание на выбор:

2. На выбор: написать сочинение-рассуждение (исследовательский труд) о роли глагола в речи.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок "Употребление глаголов в речи" ( 6 класс) проводитсяч с целью закрепления знаний о наклонениях глаголов. Учащиеся должны правильно употреблять глаголы в речи. Наряду с другими уроками данный должен способствовать развитию творческих способностей учащихся, креативному и образному мышлению, обретению умения определять наклонения глаголов в тексте; формировать интерес к изучению русского языка и литературы, воспитывать гордость за красоту и богатство выразительных возможностей русского языка.

Работа в группах, предлагаемая на уроке, позволяет решить комплекс задач, и прежде всего, повышает интенсификацию урока, развивает самостоятельность учащихся, их самоуправление, способствует углубленному усвоению программного материала, отрабатывает комплекс практических умений и навыков. При таком виде деятельности в работу включены все учащиеся класса: и слабые, и сильные.

Русский язык чрезвычайно богат,
гибок и живописен для выражения простых,
естественных понятий…
В русском языке иногда для выражения
разнообразных оттенков одного
и того же действия существуют
до десяти и больше глаголов одного корня,
но разных видов”
(В.Г.Белинский)

Движение и его выражение – глагол –
являются основой языка.
Найти верный глагол для фразы –
это значит дать движение фразе”
(А.Н.Толстой)

Ход урока.

Организационный момент.

Основной материал урока.

Прочитайте текст, ответьте на вопрос: какая часть речи пропущена в тексте? Какой вывод вы можете сделать?

Я, вероятно, не сумею передать достаточно ярко и убедительно, как велико было мое изумление, когда я почувствовал, что почти каждая книга как бы открывает передо мною окно в новый, неведомый мир, рассказывая мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не знал, не видел.

Книги говорили мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он может сделать на земле.

Я говорю всем: любите книгу, она облегчит вам жизнь, дружески поможет разобраться в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она научит вас уважать человека и самих себя, она окрыляет ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (По М. Горькому)

Я, вероятно, … достаточно ярко и убедительно, как велико … мое изумление, когда я …, что почти каждая книга как бы … передо мною окно в новый, неведомый мир, … мне о людях, чувствах, мыслях и отношениях, которые я не …, ….

Книги … мне о том, как велик и прекрасен человек в стремлении к лучшему, как много он ….на земле.

Я …всем: … книгу, она … вам жизнь, дружески … … в пестрой и бурной путанице мыслей, чувств, событий, она … вас … человека и самих себя, она … ум и сердце чувством любви к миру, к человеку. (По М. Горькому)

Целеполагание

- Как вы думаете, о чём пойдёт речь на уроке?

Послушайте, что скажет нам Шарапова Ю. об употреблении глаголов.(Презентация)

Слово учителя

В течение почти 2 недель на уроках русского языка мы получали и усваивали информацию о глаголе как части речи. Мы убедились, что глаголы – наиболее живая и подвижная часть речи. Ведь именно при помощи этих удивительных слов мы побуждаем к действию других, получаем информацию о давно произошедших событиях – и картины прошлого оживают перед нами. Не обойтись без глагола и тогда, когда мы мечтаем о будущем.

Сегодня мы будем работать в настоящей редакции, исследовать, какую роль играют глаголы в нашей жизни, при этом выполнять различные задания. Я – ваш главный редактор.

Давайте выясним тему, над которой будут работать наши творческие группы.

Какие учебные задачи вы поставите перед собой на уроке?

(Учащиеся отмечают, что будут учиться употреблять глаголы, совершенствовать культуру речи, умения строить высказывание в соответствии с нормами русского языка).

Предлагаю разбиться на творческие группы.

Творческая группа по составлению советов о правилах хорошего тона.

Распределение по группам. Дети получают задания. Выбирают руководителя группы.

В редакцию поступило сочинение одного ученика. Отредактируйте текст, устраните речевые и грамматические ошибки. Запишите текст в исправленном виде

Текст для редактирования.

Школа - наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и праздновали праздники, дружили, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы познаем что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и открываем тайны прошлого , делаем интересные открытия, решаем сложные задачи. Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо вам, любимые учителя, за интересные уроки, заботу, добрые советы.

(Учащиеся устраняют повторы слов, тавтологию)

Первая страничка. Любимая школа

Школа- наш второй дом. Мы здесь не только учимся, но и проводим праздники, дружим, общаемся. В нашей школе работают добрые педагоги. Благодаря им каждый день мы узнаём что-то новое, открываем дверь в сокровищницу знаний и познаём тайны прошлого, делаем интересные открытия, решаем сложные задания .Учителя заботятся о нашем будущем. Они воспитывают в нас доброту, отзывчивость. Спасибо вам, любимые учителя, за интересные уроки, заботу, добрые советы.

( Из сочинения ученика 6а класса)

Вторая страничка. Класть или положить?

Мы поместили в газете занимательный материал. Теперь читателям нужно дать правильный ответ

В предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь

1. Надоел ты мне как банный лист (пристал)

2. Молчу как рыба об лёд, а всё равно не выучил урок (бьюсь)

3. Ты пристал хуже горькой редьки (надоел)

4. Твоя занятость не играет никакого значения, если пришёл в школу – учись (не играет роль)

Третья страничка. Подумай и ответь

В предложениях допущены ошибки в употреблении фразеологических оборотов. Устраните ошибки. Используйте в работе фразеологический словарь

1. Пристал ко мне как банный лист.

2. Бьюсь как рыба об лёд, а всё равно не выучил урок.

3. Надоел хуже горькой редьки

4.Твоя занятость не играет роль: если пришёл в школу- учись.

4. Творческая группа по составлению советов о правилах хорошего тона.

В правилах хорошего тона содержится много советов, построенных как побудительные предложения.

(Учащиеся самостоятельно формулируют и записывают свои советы, используя глаголы: учись, слушать, не перебивай, закончить, дослушай, хотел сказать, возражай, не согласен, уважай, будь вежлив, не унижай и т.д.)

Четвертая страничка

ПРАВИЛА ХОРОШЕГО ТОНА.

Учись внимательно слушать собеседника.

Не перебивай его, пока он не закончит свой рассказ.

Дослушай то, что он хотел сказать, до конца, а потом уж возражай, если не согласен.

Будь в словах так же вежлив, как в поступках.

Не унижай собеседника своим пренебрежительным или насмешливым тоном.

Задание. Допишите пословицы.

Жизнь … - не поле перейти
Писать - не языком ….
Век живи - век ….

Болтать — не мешки …..

…. - здоровью вредить.
Без дела жить — только небо ….
Без ума торговать — только деньги ….
Где беде быть, там её не …..
Где нельзя перескочить, там можно …..
Глубже пахать — больше хлеба ….
Кому жить, а кому ….
Кому лёжа работать, кому стоя ….
…. речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Не думай, как бы взять, а думай, как бы ….!

Пятая страничка. Мудрость веков.

Жизнь прожить - не поле перейти
Писать - не языком чесать
Век живи - век учись

Болтать — не мешки таскать

Курить - здоровью вредить.
Без дела жить — только небо коптить.
Без ума торговать — только деньги терять.
Где беде быть, там её не миновать.
Где нельзя перескочить, там можно перелезть.
Глубже пахать — больше хлеба жевать.
Кому жить, а кому гнить.
Кому лёжа работать, кому стоя дремать.
Короткую речь слушать хорошо, под долгую речь думать хорошо.
Не думай, как бы взять, а думай, как бы отдать!

Читайте также: