Автоматизация звука ш в обратных слогах конспект

Обновлено: 03.07.2024

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

Задачи:

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Упражнять в образовании родственных слов.

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

-Продолжать развивать память, мышление, внимание.

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

ВложениеРазмер
konspekt_individualnogo_logoped.zan_._avtomat._zv._sh.docx 28.55 КБ

Предварительный просмотр:

Ведущая образовательная область:

Цель: научить правильно произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

- Закреплять правильный артикуляционный уклад при произношении звук [Ш].

-Учить чётко произносить звук [Ш] в слогах, словах и предложениях.

-Развивать фонематическое восприятие.

-Упражнять в употреблении существительных с уменьшительно-ласкательными суффиксами.

-Упражнять в образовании родственных слов.

-Упражнять в образовании притяжательных прилагательных.

-Совершенствовать навыки анализа и синтеза слов.

-Продолжать развивать память, мышление, внимание.

- воспитывать чувство гордости за красоту и звучание родного языка.

Оборудование: игрушки: медвежонок и змейка; ПК с артикуляционной гимнастикой и игровым материалом; тематические карточки; зеркало, платочек.

2.Артикуляционная гимнастика (изображения на ПК).

4.Произношение звука [Ш] в слогах.

5.Автоматизация звука [Ш] в словах.

Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

7.Деление слов на слоги.

8.Звуковой анализ слов.

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

- Ш! Чтоб звук красивым вышел,

Шире язычок и выше!

Сделаем из язычка

Чашечку, подняв бока.

Эту чашку по бокам

К верхним мы прижмём зубам.

Вот теперь над чашкой можно

Дуть красиво, осторожно.

Чтобы ветерок бежал,

Чтобы Ш, как шёлк, шуршал!

- Ш-ш-ш… Шипенье, шум, шептанье,

Шорох, шелест, шин шуршанье…

Упражнения для губ.

Улыбнуться так. Чтобы были видны верхние и нижние зубы, и удерживать это положение 5-7 секунд.

Вот понравится лягушкам,

Тянем губы прямо к ушкам.

Потяну, и перестану

И нисколько не устану.

Вытянуть губы трубочкой и длительно произносить звук У без участия голоса.

Подражаю я слону.

Губы хоботком тяну.

А теперь их отпускаю

И на место возвращаю.

Упражнения для языка.

Положить широкий язык на нижнюю губу. Пошлёпывая его губами, произносить пя-пя-пя … О становиться и удерживать широкий язык в спокойном положении.

Язык лопаткой положи

И под счёт его держи:

Раз, два, три, четыре, пять!

Язык надо расслаблять!

Открыть рот. Широкий расслабленный язык поднять к верхней губе. Прогнуть среднюю часть языка, загнув к верху боковые края.

Язык широкий положи,

А края приподними.

Улыбнуться, открыть рот. Языком в форме чашечки облизывать верхнюю губу сверху – вниз. Нижняя губа не должна обтягивать зубы (можно оттянуть её вниз рукой).

Присасывать язык к нёбу, растягивая подъязычную связку. Щёлкать языком медленно и сильно. Нижняя челюсть должна быть неподвижна(можно придерживать её рукой)!

Едем, едем на лошадке

По дорожке гладкой.

В гости нас ждала соседка

Кушать пудинг сладкий.

Мы приехали к обеду,

А соседки дома нету.

Улыбнуться (зубы видны), приоткрыть рот. Присосать широкий язык всей плоскостью к нёбу и открыть рот.

Я стою на ножке тонкой.

Я стою на ножке гладкой.

Под коричневою шляпой

С бархатной подкладкой.

Рот приоткрыть. Язык присосать к нёбу. Не опуская языка вниз, открывать и закрывать рот, растягивая подъязычную связку. Губы должны быть в улыбке!

На гармошке я играю,

Рот пошире открываю,

К нёбу язычком прижму,

Ниже челюсть отведу.

III.Упражнения для выработки воздушной струи.

К палочке привязаны разноцветные бабочки из бумаги. Взрослый держит палочку так, чтобы бабочки были на уровне лица ребёнка. Взрослый предлагает малышу подуть на бабочку, определенного цвета, чтобы она полетела.

Полети на облачко,

На берёзовой ветке!

(логопед предлагает ребёнку тоже присоединиться к Шуше и Мишутке проговорить слоги)

А) проговаривание слогов прямых и обратных.

Ша –ша –ша Аш – аш –аш

Шо – шо – шо Ош – ош – ош

Шу – шу – шу Уш – уш – уш

Ши – ши – ши Иш – иш – иш

Ша – ша – шо Аш –ош – аш

Ши – шу –шу Уш –аш – уш

Шо –ши – шо Ош – иш –ош

Шу – ша – ша Аш – иш – иш

Б) с изменением ритмического рисунка (прямо и обратно)

В) с изменением ударения

Ша-ша- ша Шо-шо- шо

Ша- ша -ша Шо- шо -шо

Ша -ша-ша Шо -шо-шо

Шу -шу-шу Ши -ши-ши

Шу- шу -шу Ши- ши -ши

Шу-шу- шу Ши-ши- ши

V.Проговаривание слов со звуком Ш в начале слова (изображения картинок на ПК).

Шапка, шахта, шайба, шампунь, шакал, шалун, шахматы, шары, шарф.

Ши-ши-ши – вот играют …..(малыши)

Уш-уш-уш – я приму горячий …..(душ)

Аш-аш-аш – это синий …..(карандаш)

Шок-шок-шок – разбудил нас…..(петушок)

Шуршат на дереве листы

Шуршат на дереве листы, (Руки - верх, потянулись)

Шуршат осенние кусты, (Руки опустили, присели)

Шуршит камыш, (Встали, наклоны туловища влево - вправо)

И дождь шуршит (шаги на месте)

А ты садись и не шурши, (Сели на места)

И всё красиво говори.

VII. Автоматизация звука [Ш] в предложениях.

Картинки: Паша – шорты, лошадка, машинка.

Паша надевает шорты.

Паша играет с машинкой.

Паша катается на лошадке.

Письмо пишет дедушку.

Наша мышка поймала кошку.

Катушка ниток купила бабушку.

Камешек нашёл Пашу.

На шубу вешают вешалку.

Камыши сидят в лягушке.

Ландыши нашли Наташу.

В картошку положили мешок.

Карандаш, мешок, шапка.

Цель: Закрепление произношения звука Ш в обратных слогах и словах.

Образовательная: учить выделать звук Ш на слух, отработать и закрепить правильное произношение звука Ш в обратных слогах, учить употреблять звук Ш в словах; добиваться правильного положения органов артикуляции.

Развивающая: развивать фонематический слух, внимание, зрительную и слуховую память, мелкую моторику, речевое дыхание.

Воспитательная: воспитывать выразительность речи, усидчивость при выполнении заданий, интерес к занятиям.

Оборудование: предметные картинки (шишка, дедушка, бабушка, солнышко и другие, зеркало, картинки для артикуляционной гимнастики, мельница, игрушки - лягушка, мышонок, петушок, собака, кошка, пособие на развитие мелкой моторики.

II Основная часть

1. Упражнение на дыхание

2. Артикуляционная гимнастика

3. Изолированное произношение звука Ш

4. Автоматизация звука Ш в обратных слогах

5. Пальчиковая гимнастика

6. Упражнение на развитие фонематического восприятия

III Итог занятия

1. Домашнее задание

Ход занятия

Логопед просит детей закрыт глаза и представить, что они едут по шоссе на большом грузовике, светит яркое солнце, в лицо дует теплый ветерок, машина проезжает мимо поляны с красивыми цветами и ощущается их аромат. И вдруг грузовик останавливается, машина застряла. Дети открывают глаза. На столе появляется макет болота с камышами и лягушка.

- Мы застряли в болоте, в котором живет лягушка Маша. И она поможет нам отсюда выбраться, если мы выполним все её задания. У Маши сломалась мельница и нам нужно её починить. А для этого нужно правильно на нее подуть (Дети дуют на мельницу). И покажем Маше как работают наши язычки.

- Сейчас я буду читать стихотворение, а вы в концекаждой строчки будете произносить звук Ш.

Шуршат осенние цветы…. ш ш ш ш

Шуршат на дереве листы … ш ш ш ш

Шуршит камыш … ш ш ш ш

И дождь шуршит… ш ш ш ш

И лягушка шурша к болоту спешит… ш ш ш ш

И там тихонечко шуршат … ш ш ш ш

Шесть шустрых зеленых лягушат … ш ш ш ш

Но все вокруг возмущены … ш ш ш ш

Как расшумелись шалуны … ш ш ш ш

- А теперь лягушка Маша просит вас повторить за ней песенку четко, правильно и выразительно:

Аш-аш-аш – наш ыш-ыш-ыш - малыш

Уш-уш-уш – душ иш-иш-иш – тишь

- Смотрите, к Маше пришли ее друзья.

Выставляются игрушки – мышонок, петушок, кошка, собака, мишка. Дети называют их.

- Какой звук чаще других встречается в названиях животных? В каком слове нет звука Ш? (собака). Придумайте ей кличку, чтобы в нем слышался звук Ш. (Тишка).

- Друзья рассказали лягушке Маше историю. Давайте послушаем, что они рассказали Маше. Приготовьте свои пальчики.

В нашей избушке

Кошка на окошке

Курочка на печке

Дети повторяют и по очереди достают картинки и выкладывают в ряд. Затем называют их по очереди. Тем временем за камышами прячется мышка.

Появляется мышка, сделанная из бумаги. Логопед раздает детям шаблоны и дети делают мышку по показу логопеда.

- Наши мышки готовы. Но смотрите, кто это к нам на занятие спешит? (Появляется шмель). Он опоздал к нам на занятие и очень хочет узнать, что вы сегодня делали. Расскажите ему.

Форма организации: подгрупповая.

План индивидуального занятия:

Технологическая карта логопедического занятия.

Методы и приемы работы.

I.Организационный этап. (Психологический настрой)

Цель: Создавать эмоциональный настрой на занятии, самоопределение к деятельности.

Настрой детей на работу.

Здравствуйте, меня зовут Ирина Сергеевна и сегодня индивидуальное занятие проведу у вас я.

-Чему мы учимся на индивидуальных занятиях?

-Что помогает нам правильно и красиво говорить?

-Сегодня на занятие к нам прилетел

Шмель. Он будет наблюдать, как вы занимаетесь на занятии.

Воспринимают информацию на слух.

- Правильно и красиво говорить.

II. Подготовительный этап.

Упражнения для дыхания.

Упражнения для голоса.

5. Артикуляционная гимнастика.

Цель: подготовка органов речи к работе.

Наглядный, практический, словесный.

Наглядный, практический, словесный.

Словесный, наглядный, практический.

Словесный, наглядный, практический.

-Сейчас мы с вами выполним

Осуществляет контроль за мимическими упражнениями.

- Покажите выражение лица, когда к вам пришел ваш друг.

-Покажите огорчение, когда получили плохую оценку.

-Покажите удивление, когда увидели большого медведя.

-Покажите, как вы плачете, когда лук попадает в глаза.

- Чему учились выполняя упражнения?

Осуществляет контроль над правильным дыханием.

Сейчас мы с вами будем учиться правильно дышать.

- Возьмите в руки тучку и подуйте на капельки, что бы пошел дождь.

-Возьмите в руки цветочек и подуйте на бабочку, что бы она взлетела.

-Чему учились выполняя задания?

Осуществляет контроль над упражнением для голоса: тихо и громко.

Теперь мы с вами будем учиться говорить: тихо и громко.

- Чему учились выполняя задания?

Осуществляет контроль над выполнением пальчиковой гимнастики.

Теперь выполним пальчиковую гимнастику под стихотворение.

Раз, два, три, четыре, пять

Вышли пальчики гулять.

Этот пальчик гриб нашел.

Этот пальчик чистить стал.

Этот пальчик резал.

Этот пальчик ел.

Ну а этот лишь глядел.

Осуществляет контроль над выполнением артикуляционной гимнастики.

-Выполним упражнения для язычка.

-Показывают выражение лица, когда пришел друг

-Показывают выражение лица, когда получили плохую оценку.

- Показывают, как плачут.

-Мы учились правильно изображать различные эмоции.

- Выполняют упражнение для развития дыхания.

-Берут тучку в руки и дуют на капельки.

-Берут в руки цветочек с бабочкой и дуют на бабочку.

-По очереди выходят к доске.

-Развивать силу голоса.

-Выполняют пальчиковую гимнастику повторяя за учителем.

-Выполняют артикуляционную гимнастику.

III. Основная часть.

Работа с профилем.

Развитие фонематического слуха.

5. Работа с картинками.

Цель: автоматизация звука [ш] в слогах, словах и словосочетаниях.

Словесный, практический, наглядный.

- Сегодня на занятии, мы будем работать над звуком, а каким вы узнаете, послушав стихотворение.

У открытого окошка

Ела Маша кашу ложкой.

Ела Маша с маслом кашу.

Ела неспеша – каша хороша.

Вдруг в окно вскочила кошка:

-Какой звук я выделяла голосом?

Осуществляет контроль над работой с профилем.

- Сейчас мы с вами будем работать с зеркалом.

-Воздух встречает преграду?

Ч, Щ, Ш , С, Ц, Ш , Щ, Ш.

Осуществляет контроль над развитием фонематического слуха.

Аш, ум, ем, ош, уш, иш, ащ, еш

Шарик, собака, шмель, подушка, нос, зайчик, школьник, мыша, пчела, машина.

-Осуществляет контроль над чтением слогов.

-Чему учились выполняя задания?

- На доске картинки: мешок, камыши, машина, шишка, каша, кошка, каштан, вишня.

- Какое слово лишнее ?

-Давайте картинки распределим по домикам.

-Что мы сейчас с вами выполняли?

Где в нашем слове дежурный звук?

-Узнаем сколько в этом слове слогов.

-На какой слог падает ударение?

-Давайте дадим характеристику каждому звуку.

-Какое задание мы с вами выполняли?

Организует работу над словосочетанием.

-Работают с зеркалом, произносят звук Ш.

-Губы округлены и выдвинуты вперед.

-Синим квадратом, без колокольчика.

-Отвечают на вопрос учителя.

-Повторяют слоги за учителем.

-Отвечают на вопрос учителя.

-Распределяют картинки по домикам.

-Картинки распределяли по домикам.

- Прохлопывают 3 раза.

-согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый.

- согласный, непарный глухой, непарный твёрдый.

-согласный, непарный звонкий, сонорный, парный твёрдый.

-Проводили звуковой анализ слова.

IV.Оценочно-рефлексивный этап. Подведение итогов занятия.

Цель: Самооценка детьми собственной деятельности.

Осуществляет контроль над итогом занятия.

-С каким звуком мы

-Как располагаются органы речи, когда мы произносим звук [Ш]?

-Какой гость был сегодня у нас на занятии?

-Какие названия картинок вам запомнились?

- Губы округлены и выдвинуты вперед.

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Логопедического индивидуального занятия,

ГКОУ РО школа-интернат V вида г.Зернограда

Овсепян Ирины Сергеевны

Полезно? Поделись с другими:

Если Вы являетесь автором этой работы и хотите отредактировать, либо удалить ее с сайта - свяжитесь, пожалуйста, с нами.

Посмотрите также:

Учебно-методические пособия и материалы для учителей, 2015-2022
Все материалы взяты из открытых источников сети Интернет. Все права принадлежат авторам материалов.
По вопросам работы сайта обращайтесь на почту [email protected]

Нажмите, чтобы узнать подробности

Логопедическое индивидуальное занятие соответствует всем нормам ФГОС НОО. В данной технологической карте соблюдаются все необходимые этапы как дл подготовки органов артикуляционного аппарата к работе над звуком, так и основная постановка звука. Материал интересен обучающимся, легок для усвоения и проверен на продуктивность результатов

Технологическая карта логопедического занятия

Уточнить артикуляцию звука [ш];

Развивать фонематический слух, силу голоса, дыхание, мелкую и артикуляционную моторику;

Воспитывать желание правильно и красиво говорить.

План индивидуального занятия:

Организационный этап. (Психологический настрой) – 2-3 мин.

Подготовительный этап – 7-9 мин.

Основная часть – операционно-исполнительский этап – 15-17 мин.

Оценочно-рефлексивный этап. Самооценка детьми собственной деятельности. Подведение итогов урока – 2-3 мин.

Методы и приемы работы

Деятельность учителя - логопеда

Деятельность обучающихся

I.Организационный момент.

Цель: эмоциональный настрой учащихся на урок. Самоопределение к деятельности

Наглядный, словесный, игровой прием

Организует деятельность детей. Создает психологически комфортную среду для взаимодействия. Мотивирует учащихся на продуктивную деятельность во время занятия.

- Здравствуйте, ребята, меня зовут Елена Александровна, я пришла к вам не одна, а с моим хорошим другом, давайте узнаем кто это отгадав загадку:

Если видит – там чужой,

Вздыбит шерсть и станет злой.

А хозяин на крылечке –

Хвост закрутится в колечко.

- Правильно, собака. А зовут моего друга - Шарик. Сегодня Шарик будет активно помогать нам на занятии и даже приготовил свои задания.

- А давайте расскажем Шарику какое у нас сейчас занятие.

- Что нам помогает правильно и красиво говорить?

Организуют свое рабочие место и свою деятельность.

Отвечают на поставленные вопросы учителя:

- У нас сейчас индивидуальное занятие

- Речевой аппарат, слух, дыхание.

II.Этап подготовительный

Цель: подготовить органы артикуляции к работе над звуком.

1.Мимические упражнения

2.Дыхательная гимнастика

3. Упражнения для развития силы голоса

4.Упражнения для развития мелкой моторики

5.Упражнения артикуляционной гимнастики

6.Физминутка

Наглядный, словесный, практический. Прием-игра.

Наглядный, практический.

Наглядный, практический, словесный

Наглядный, словесный, практический.

Практический, словесный.

Практический, наглядный, словесный.

Наглядный, практический.

Организует подготовительный этап занятия:

- Ребята, смотрите, нам Шарик передал необычный кубик, что на нем изображено?

Организовывает работу над мимическими упражнениями: Каждый учащийся подбрасывает кубик и копирует эмоции, показанные на картинке.


Подводит микроитог:

-Какое упражнение выполняли?

-Чему учились, выполняя мимические упражнения?

- Ребята, как вы думаете, как на море выглядит шторм?

- Давайте и мы с вами сейчас сделаем свой шторм.

Учитель раздает каждому ребенку стакан с водою и трубочку.

- Делаем вдох через нос, выдыхаем через рот в трубочку, не надувая щеки, и стараемся вызвать самый сильный шторм в нашем стакане.


Контролирует правильность дыхания.

Подводит микроитог:

- Какое упражнение выполняли?

- Ребята, Шарик очень любит кататься на лифте, но делает он это очень интересно.

Подводит микроитог:

- Какое упражнение выполняли?

- Что мы с вами тренировали сейчас?

- Молодцы, ребята, дальше еще интереснее.

Организует работу с упражнениями для мелкой моторики:

- Ребята, посмотрите на картинки и скажите, что на каждой из них не хватает?

- Давайте с помощью прищепок дополним каждую картинку.



Подводит микроитог:

- Какое упражнение выполняли?

- Что мы с вами тренировали сейчас?

- А вот еще одно задание от Шарика. Он спрятал его где-то в классе. Дам небольшую подсказку - спрятано где-то за моей спиной.

- Но что это?! … какие-то картинки. Вам они знакомы, ребят?

- Давайте сделаем гимнастику для язычка и посмотрим, что будет дальше.

Организует артикуляционную гимнастику:

ВАЖНО! При выполнении упражнения губы не должны напрягаться. Рот широко раскрыт. Язык в форме гриба должен быть абсолютно симметричным! Он именно прилипает, присасывается к нёбу, а не просто поднимается вверх. Подъязычная связка максимально натянута. (5-7раз).

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движения языком сверху вниз, затем втянуть язык в рот, к центру нёба.

Рот открыт. Губы в улыбке. Язык высунут. Боковые края и кончик языка подняты, средняя часть спинки языка опущена, прогибается к низу. В таком положении язык удержать от 1 до 5-10.

Следить, чтобы губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть была неподвижна.

Рот открыт. Губы в улыбке. Широким кончиком языка погладить нёбо, делая движения языка назад - вперед (от зубов к мягкому небу (горлу) и обратно).

Следить, чтобы язык не сужался, доходил до внутренней поверхности верхних резцов и не высовывался изо рта, губы не натягивались на зубы, нижняя челюсть не двигалась.

Рот открыт. Губы в улыбке. Положить широкий передний край языка на нижнюю губу и удерживать его в таком положении по счет от 1 до 5-10.

Следить, чтобы губы не были напряжены, не растягивались в широкую улыбку, чтобы нижняя губа не подворачивалась и не натягивалась на передние зубы. Язык не высовывается далеко: он должен только накрывать нижнюю губу. Боковые края языка должны касаться углов рта.

Читайте также: