Деревья лес конспект по окружающему миру

Обновлено: 05.07.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Предмет: Окружающий мир

Цели урока: 1.продолжить знакомство детей с деревьями леса, познакомить обучающихся с ролью деревьев в жизни человека;

2.развивать познавательные, исследовательские и коммуникативные навыки в процессе изучения темы; развивать устную связную речь, мышление, умение работать в паре;

3.содействовать воспитанию у младших школьников бережного отношения к природе.

Планированные результаты:

1. различать и сравнивать деревья леса,

2. оценивать характер взаимодействия деятельности человека и природы.

Личностные: 1. принимать и осваивать социальную роль обучающегося;

2. проявлять мотивы к учебной деятельности, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками в разных социальных ситуациях;

3. осознавать личностный смысл учения.

Тип урока: урок первичного освоения новых знаний.

Оборудование: учебник, рабочая тетрадь, учебная презентация.

Планируемые результаты (УУД)

Организационный

Здравствуйте ребята! Посмотрите друг на друга, и тихо пожелайте друг другу удачной работы на уроке. Садитесь.

Р: Осознавать необходимость рабочего настроя на уроке

К: планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками

Актуализация знаний

Ребята, сегодня мы отправимся в путешествие. А куда - отгадайте:

Есть у ребят зелёный друг,

Весёлый друг, хороший,

Он им протянет сотни рук

И тысячи ладошек. (Лес.)

- Лес можно сравнить с многоэтажным домом? Почему ?(Верхний ярус – деревья, средний ярус –

кустарники, нижний ярус – травянистые растения).

Как называется лес, в котором растут лиственные деревья?

(лиственный )Хвойные? (хвойный ) А если в лесу растут и лиственные, и хвойные деревья? (смешанный)

Отвечать на вопросы учителя.

Р: принимают и сохраняют уч. задачу при выполнении заданий; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; применяют освоенные способы действия.

Постановка целей и задач урока

А о чем мы будем говорить сегодня на уроке, вы узнаете,

прослушав загадку, которую вам подготовил старичок Лесовичок.

Их весной и летом

Мы видели одетыми.

А осенью с бедняжек

Сорвали все рубашки.

Но зимние метели

В меха их всех одели. (Деревья)

- Какая тема нашего сегодняшнего урока? Кто уже догадался?

(ДЕРЕВЬЯ ЛЕСА)

- Ребята, скажите, а все ли мы знаем о деревьях?

- А что вы хотите узнать о деревьях?

-Какие цели мы поставим перед собой сегодня на уроке?

Ветер дует нам в лицо.

Ветер тише, тише, тише.

Деревцо всё выше, выше.

Дети встали на носочки

И присели, как грибочки.

Встали – сели, встали – сели

И на место тихо сели.

Читать тему урока.

Ставить цели на урок.

Отвечать на вопросы.

Постановка и решение проблем

Решение частных задач

Практический: работа в группах, работать в тетрадях.

- Пользуясь учебниками, книгами, гербарием составьте рассказ о деревьях.

1 группа: текст о дубе, березе на стр. 45-47

2 группа: текст о сосне, лиственнице на стр. 47-48

- Расскажите всем, что вы узнали о деревьях, о том, какую роль играют в жизни людей дуб, береза, сосна, лиственница.

- Какое дерево считают долгожителем? (дуб)

(после лесных пожаров вырастают первыми, а под их защитой появляются молодые елочки)

- Почему лиственницу так называют? (сбрасывает свою хвою на зиму, как лиственные деревья)

Работа в тетрадях.

Разгадывание кроссворда.

№ 1. Летом с него снег, просто смех.

Снег по городу летает,

Почему же он не тает? (Тополь)

№ 2.Клейкие почки, зелёные листочки.

С белой корой расту под горой.

№ 3. Хоть неплохо я одета,

Но, друзья, мои, всегда,

И весной, и жарким летом

Я дрожу, как в холода. (Осина)

№ 4. Осень в лес к нам пришла,
Красный факел зажгла.

Здесь дрозды, скворцы

Снуют и, галдя, ее клюют.

№ 5. У меня длинней иголки, чем у ёлки.

Очень прямо я расту в высоту. (Сосна)

№ 6. Не загадка даже,

Если кто-то скажет:

-Жёлуди на нем! (Дуб)

№ 7. С моего цветка берёт

пчёлка самый вкусный мёд. (Липа)

Повторение правил поведения в лесу.

- А как нужно вести себя в лесу?

Нельзя кричать в лесу, пугая животных и птиц. Они могут оставить свое потомство, которое без материнской заботы погибнет.

Не следует рвать цветы. Лесные цветы быстро вянут.

Не нужно ломать деревья, кусты, от этого они сохнут и погибают.

Не стоит ловить бабочек, жуков и других животных.

Нельзя в лесу сорить. Уходя из леса, убирайте за собой мусор. Пожар может возникнуть даже от осколка стекла.

- Паспорт есть у каждого взрослого человека в нашей стране.

- Что мы можем узнать, открыв паспорт: Ф.И.О., год рождения, место прописки, фотографию.

- А, что вы будете записывать в паспорт дерева, прочитайте:

1. Название растения

2. Адрес его проживания

- какой ствол у дерева

- форма листьев, плодов, семян

4. Особые приметы

Работать в группах с учебником.

Отвечать на вопросы.

Работать в раб тетрадях

Повторение правил поведения в лесу.

Ознакомление с вопросами на паспорт дерева.

П: извлекают необходимую информацию из рассказа учителя, собственного опыта; осуществляют поиск необходимой информации

Р: осмысляют уч. материал; действуют с учетом выделенных учителем ориентиров; адекватно воспринимают оценку учителя.

Итог урока. Рефлексия .

- Какую задачу мы поставили перед собой на уроке?

- Оправдались ли ваши ожидания, узнали ли вы то, что хотели?

- Что нового вы узнали о каком – либо из деревьев?

- Что вам особенно запомнилось или понравилось?

Ответьте на вопросы, продолжив предложения:

Отвечать на вопросы учителя

Оценивать свою учебную деятельность

Домашнее задание

На основе работы с различными источниками информации ( учебник, энциклопедия, хрестоматия, журналы+ интернет) составить паспорт растений.

1 вариант: Берёза

2 вариант: Сосна

3 вариант: Тополь

4 вариант: Осина

Записывать домашнее задание

Министерство образования и науки Челябинской области

государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждение

Технологическая карта урока

окружающего мира

Выполнила студентка 46 гр.

Проверила: Абросимова Г.А.

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 605 778 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 23.05.2017 853
  • DOCX 59.4 кбайт
  • 2 скачивания
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Исаева Ирина Юрьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Академическая стипендия для вузов в 2023 году вырастет до 1 825 рублей

Время чтения: 1 минута

Время чтения: 2 минуты

Школы граничащих с Украиной районов Крыма досрочно уйдут на каникулы

Время чтения: 0 минут

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Цель: систематизация знаний детей о деревьях наших лесов.

- расширить представления детей о лесе (лиственный, хвойный, смешанный) и разнообразии деревьев;
- уточнить строение деревьев (корни, ствол, крона, ветки, листья);
- формировать представления о состоянии растений осенью, дать представления о плодах и семенах деревьев, дать представления о способах распространения семян;
- закреплять знания о значении деревьев в жизни человека;

- продолжать работу по словообразованию (образование относительных прилагательных от существительных, обозначающих названия деревьев); развивать память, мыслительные операции, связную речь;

- воспитывать интерес и бережное отношение к деревьям, умение правильно вести себя в лесу на отдыхе.

Словарная работа: расширять словарный запас детей за счет прилагательных, образованных от существительных.

Материалы: картинки с изображением деревьев, стихи, загадки.

Дети, сегодня мы с вами отправимся в лесную сказочную страну (чтение стихотворения).

Из душистых веток сплетена завеса,

Не пускают ветра сосны к сердцу леса.

Там в тиши прохладной есть ручей журчащий,

Свежий и прохладный, чистый и блестящий.

И, пугливо прячась в травке побережной,

В тот ручей глядится ландыш белоснежный,

И хранит из веток крепкая завеса

Дремлющую сказку — сказку в сердце леса.

- Ребята, а кто главные жители этой сказочной страны? (Ответы детей.)

- Правильно! Конечно деревья!

- А какую пользу деревья приносят лесу? (Ответы детей.)

- Молодцы! Деревья – это основной источник кислорода на планете. Они вдыхают грязный запах, а выдыхают чистый!

- Ребята, скажите, где можно встретить очень много деревьев? (Ответы детей.)

- Дети, а как люди должны вести себя в лесу? (Ответы детей.)

- Правильно. В лесу не нужно ломать и вырубать деревья, кричать, разжигать костры и мусорить. (Чтение стихотворения.)

Если в лес пришел гулять,

Свежим воздухом дышать,

Бегать, прыгать и играть,

Только, чур, не забывать,

Что в лесу нельзя шуметь.

Даже очень громко петь.

Убегут с лесной опушки.

Ветки дуба не ломать —

Никогда не забывать.

Мусор с травки убирать!

Зря цветы не надо рвать!

Из рогатки не стрелять!

Ты пришел не убивать!

Бабочки пускай летают,

Ну кому они мешают,

Здесь не нужно их ловить,

Топать, хлопать, палкой бить.

Ты в лесу всего лишь гость.

Здесь хозяин дуб и лось.

Их покой побереги —

Ведь они нам не враги.

- А сейчас мы с вами посмотрим, какие же бывают леса? (Ответы детей.)

- Как называется лес, в котором растут деревья: береза, осина, дуб и т.д.

Лиственный лес — лес, состоящий из лиственных пород деревьев и кустарников. Также называют листопадным или летнее-зелёным за характерный ежегодный сброс листьев перед наступлением холодов.
Значит, деревья есть с листьями, а есть с хвоей и называются такие деревья?(Хвойные, а лес хвойный — лес, состоящий почти исключительно из деревьев хвойных пород: (сосны, ели, пихты, лиственницы и др.).
А еще бывает смешанный лес. Смешанный лес — лес, характеризующийся смешением хвойных и лиственных древесных пород.

- Наши леса богаты разными деревьями.

- Ребята, а вы знаете, строение дерева? (Ствол, ветки, крона, корни, кора, листья.) Деревья у нас живые и как все живое они растут, питаются и размножаются. Как деревья питаются? (Корнями пьют воду, листьями дышат и получают солнечную энергию.)

- Давайте рассмотрим некоторые из них. Для этого я подготовила для вас загадки. (Читаю первую загадку.)

Дружно встали у дорожки,

Книзу веточки спускаются,

А на веточках сережки.

- Правильно! Берёза! (Показ картинки с изображением берёзы.)

- Ребята, а как выглядит берёза? (Ответы детей.)

- Молодцы! Берёзка очень красивая, мелкие кудрявые листья, белый ствол, она стройная.

- Какую пользу берёза приносит человеку? (Ответы детей.)

- Из неё изготавливают предметы мебели, поделки и сувениры. В русских деревнях издавна избы отапливались именно берёзовыми поленьями, так как от них больше тепла. Почки и листья берёзы применяют в медицине. Из них делают различные отвары, настойки, элексиры. Вкусен и полезен берёзовый сок, который заготавливают ранней весной.

- А как называются плоды березы? (Сережки.)

- Давайте послушаем с вами вторую загадку:

Стоит над кручей

Руки пораскинул. (Дуб.)

- Правильно! Дуб! (Показ картинки с изображением дуба.)

- Скажите дети, а какой ствол у дуба? (Ответы детей.)

- Ствол толстый, покрыт коричнево-серой корой с извилистыми трещинами. Чем старше дерево, тем глубже трещины. Дуб считают олицетворением богатырской силы, могущества и знатности.

- А как называются плоды дуба? (Ответы детей.)

- Правильно! Желуди! А какие лесные жители любят полакомиться желудями?

- Молодцы! Желудями любят полакомиться кабаны, олени, полевые мыши, сойки.

- А какую пользу дуб приносит для человека? (Ответы детей.)

- Его используют в кораблестроении, мебельном и столярном производстве, потому что это самое крепкое и прочное дерево. Дуб наиболее широко из лиственных пород используется при изготовлении мебели из массива, благодаря отличному сочетанию показателей прочности и красоты текстуры. Если дуб долго пролежит в воде (несколько десятков лет), его древесина приобретает редкий темно-фиолетовый окрас с зеленым отливом. Дубовая древесина плохо поддается полировке, требует оборудование с резцами высокой закалки.

Теперь давайте послушаем с вами следующую загадку:

Что же это за девица:

Не швея, не мастерица,

Ничего сама не шьет,

А в иголках круглый год. (Ель.)

- Какое дерево мы всегда наряжаем игрушками на Новый год? (Ответы детей.) (Показ картинки с изображением дуба.) - Правильно! Ёлку!

- Скажите, а какую пользу ёлка приносит для человека? (Ответы детей.)

- Из неё получается красивая мебель. Также из еловой древесины делают бумагу, музыкальные инструменты.

- У ели плоды – шишки. (Ответы детей.)

- Давайте послушаем с вами следующую загадку:

Плоды - летучие (Тополь). (Показ картинки с изображением дуба) - Тополь! Скажите, в чём польза тополиных листочков? (Ответы детей.)

- Они очищают воздух от пыли и копоти и выделяют в атмосферу большое количество кислорода. Древесина у тополя мягкая, легкая, белая, она хорошо обрабатывается и широко используется для технических целей: сырье для бумаги, изготовление спичечной соломки, для получения искусственного шелка, пиломатериалов, долблёных лодок, тары и многого другого.

Используется древесина и для изготовления древесного угля, дров, в некоторых вариантах идет на постройку зданий. Применяется для облицовки мебели, изготовления шпона, корыт, лопат.

- А теперь давайте с вами немного отдохнём!

Выросли деревья в поле.

Хорошо расти на воле! (Потягивания – руки в стороны.)

К небу, к солнцу тянется. (Потягивания руки вверх.)

Вот подул веселый ветер,

Закачались тут же ветки, (Дети машут руками.)

Даже толстые стволы

Наклонились до земли. (Наклоны вперед.)

Так деревья ветер гнет. (Наклоны вправо-влево, вперед-назад.)

Он их вертит, он их крутит.

Да когда же отдых будет? (Вращение туловищем.)

Ветер стих. Взошла луна.

Наступила тишина. (Дети садятся за столы.)

- Немножко отдохнули, а сейчас поиграем

- Посмотрите, ребята у вас на столе лежат очень красивые листочки, возьмите листочки, которые лежат у вас на столах и раскрасьте их. А потом меняйтесь друг с другом. Предлагаю раскрасить листики разными цветами осени. Какие это цвета? (желтый, красный, оранжевый, коричневый, багряный).
Воспитатель:
С какими деревьями мы сегодня познакомились? Вспомните части дерева. Как распространяются семена деревьев? Какую пользу приносят деревья?
Чтобы воздух был чист и светел.
В каждом дереве клад богатый, лишь открыть его нужно ребятам.
Не губите, оберегайте, возле дома деревья сажайте.
Встанет лес из деревьев разных и земля наша будет прекрасной.

Учить сравнивать два дерева по внешним признакам (толщине и гибкости ветвей, цветом и особенностям коры, формы листьев, расположению хвоинок на ветке).

Учить детей относить конкретное дерево в той или иной разновидности леса (осину в Осинники, ель - до ельник и т.д.).

Развивать наблюдательность, внимание, мышление, умение анализировать, обобщать, делать выводы. Развивать связную речь у детей.

Воспитывать любовь и бережное отношение к родной природе. Способствовать формированию коммуникативных навыков. Вызвать эмоциональный отклик в процессе любования родной природой.

Предварительная работа:

- Наблюдение за елью, сосной в уголке леса на территории ДОУ;

- Чтение литературы естественного характера; разучивание стихов о природе;

- рассматривание иллюстраций о Лесе;

Словарная работа:

Березовая роща, березняк, Осинники, ельник, сосняк, сосновый бор; хвойный лес, лиственный лес; белоствольная; хвоинки, хвоя.

Оборудование:

Ветви березы и осины, ели и сосны в вазах с водой;

Иллюстрации с изображением березовой рощи, осинника, ельника, сосняки в разное время года;

хвоя сосны и ели в тарелочках;

шишки сосны и ели в контейнерах;

иллюстрация с изображением сосновой ветви с шишками;

раздаточные карточки с изображением редких деревьев: березы, осины, ели, сосны.

Ход занятия:

Словно сказочной книги страница

Лес открылся, листвою звеня.

Понимаю и зверя и птицу

И они понимают меня.

Может быть, на тропинка звериных

В непроглядной лесной глубине

Вдруг избушка на ножках куриных

Неожиданно встретится мне.

Может, в этом краю, ненароком,

Избегая проезжих дорог,

Заблестит подрумяненным боком

Средь высокой травы колобок.

И нельзя мне в лесу заблудиться,

Хоть брожу от людей в далеке.

Потому что и звери и птицы

На родном говорят языке.

В: - Ребята !Сегодня у нас будет очень интересное занятие. Я вам сейчас расскажу почему. Потому что я получила письмо-приглашение в лес.

- А вы можете объяснить, что означает слово Лес?

«Лес - это место, где растет много разных деревьев (каких?) -ответы детей.

Живут разные дикие животные, растут грибы и ягоды. В лесу мало солнечного света, так как в нем растет много деревьев .

В: - Ребята, а вы знаете какие-либо пословицы о лесе? - ответы детей.

- А кто хозяин леса?

- Правильно, правила поведения в лесу.

1. Не будем ломать ветви деревьев, обрывать листву, царапать кору.

2. Не будем рвать цветы, а будем ими любоваться.

3. Не будем срывать незнакомые ягоды и грибы, и не будем вырывать их с корнем.

4. Не будем шуметь, и обижать животных.

Физминутка " Поход в лес"

Мы вошли все с вами в лес.

Сколько здесь вокруг чудес!

Руки подняли и покачали -

Это деревья в лесу.

Руки согнули, кисти встряхнули -

Ветер сбивает росу.

В стороны руки, плавно помашем -

Это к нам птицы летят.

Как они сядут,тоже покажем -

Крылья сложили назад.

Наклонились и присели.

Заниматься тихо сели.

- Ребятя, а сейчас хотите послушать сказку о деревьях?

"Жили - были деревья - подружки:

Они жили дружно, но однажды они заболели хвастовством. Давайте послушаем их хвастливые речи:

Елка - Зеленушка : "Лучше меня, ели, вы не найдете, я всю зиму зеленая. Вот где настоящая красота. И иглы свои я постепенно меняю через 5-7 лет. Но не все сразу, а по очереди, поэтому я всегда зеленая. На Новый год вокруг меня водят хороводы. И бумагу из меня делают, и искусственный шелк, и дома из меня строят и музыкальные инструменты. Вот как: я гораздо лучше и нужнее вас всех.

Сосна - Стройнушка : "Что бы вы там ни говорили, это я самое красивое дерево. Ствол у меня ровный и иглы длиннее чем у ели. А строят из меня и дома и бани. И еще я иду на строительство корабельных мачт. Я самое главное дерево.

Рябина - Краснощечка : "Хвалитесь, хвастайтесь, а я вам вот что скажу: стройнее и изящнее меня вы нигде не найдете. И еще когда осенью я облачаюсь в желтый наряд, кисти моих ягод видно издалека, а в них много витаминов. Сколько птиц я спасаю зимой от голода! И люди не прочь полакомиться ими. Так вот!

Береза - Веселушка : "А о ком стихи и песни составляют? Такие, например: "Белая береза под моим окном . " Как звучит! И ствол у меня белый, не то чтоб у вас! А почками моими можно от простуды вылечить, настоем натирать суставы чтобы не болели. Дрова мои дают много тепла. А еще из меня делают мебель, лыжи, деготь. Так что я королева! "

Что произошло дальше мы узнаем позже.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в лесу ты окажись !

А по пути, чтобы нам было веселее мы споем песенку про друзей.

Звучит песня " Если с другом вышел в путь"

(В это время в группу влетает самолетик - письмо. Воспитатель читает.)

- Ой ребята смотрите, что это ?

"Я старичок-лесовичок. Вы попали в мои владения. И чтобы снова попасть домой и вам придется выполнить мои задания. Все они спрятаны в сундуки. Отгадайте и дорога домой вам открыта ".

- Ну что, ребята, давайте думать, домой придётся возвращаться.

( на столе три конверта с цифрами 1,2,3.)

- Как вы думаете, какой конверт нам открыть первым? (С цифрой 1). В этом конверте задание, в котором нужно показать и ответить, что нужно для роста и жизни наших деревьев?

2) Солнце источник тепла. Одни из них выдерживают холод, другие способны жить только в тепле. Если зимой бывают сильные морозы, растение может погибнуть, замерзнуть. От количества тепла зависит и начало появления листьев ( набухание почек весной)

3) Деревья пьют воду, как и люди. Одним деревьям нужно много влаги, другие обходятся небольшим количеством воды. Воду дерево получает с дождем, кроме дождей бывают и другие виды осадков: дождь, снег, роса, иней, град. Снег покрывает корни, словно теплая шуба, спасает от вымерзания. Весной, когда снег тает, дерево поит талая вода.

4) Деревья, как и люди должны дышать. Растениям как и нам нужен чистый воздух. От грязного они погибают. В то же время сами деревья очищают воздух, поэтому их называют " Лёгкими планеты".

5) Ветер - переносит пыльцу растений (ели, сосны), а также распространяет семена (ели, березы, сосны, клена, ясеня, тополя, липы).

6) Птицы - в жизни различных деревьев играют разную роль. Птицы поедают плоды и распространяют семена, питаются насекомыми, живущими на дереве.

7) Пчелы, шмели, бабочки и другие насекомые пьют сок - нектар из цветков и опыляют их.

8) Дождевые черви рыхлят почву, делают ее пригодной для развития растений.

- Интересно, а слышал нас старичок-лесовичок? (Звучит музыка)

- Ну, вот он подал нам знак. Пора раскрывать другой конверт. А какой по счету? (Второй)

Вам нужно ответить на следующий вопрос: чем отличается береза ​​от осины?

- У них разный цвет ствола. У березы ствол белый с черными черточками, а у осины серо-зеленый.

- Как можно сказать, одним словом о белом стволе березы?

- Береза ​​- единственное в мире дерево с белой корой.

- Оказывается, береза ​​через них дышит, и называются они Чечевички.

- Чем еще отличаются эти деревья?

- Обратите внимание на листья. Они одинаковые?

- разные. Лист осины круглый с волнистыми краями, а у березы листья с зубчиками.

- Давайте рассмотрим ветви. Потрогайте их и сравните.

- У осины ветви крепкие, сильные. А у березы ветви тонкие, гибкие, нежные.

- Люди говорят, что коса у березы. Как вы думаете, почему так говорят?

- Когда дует ветерок, ветви у березы, как косы, заплетаются.

Рассматриваем иллюстрацию с изображением берёзовой рощи.

- Разбежались по опушке в белых платьицах подружки.

- Посмотрите на иллюстрацию, как много здесь растет березок - подружек. Такой лес называют березовой рощей или березняки.

- Лес, в котором растут только осины, называется - Осинники.

Повторите это новое слово.

- Лес, где растут березы, осины и другие деревья, имеющих листья, называется лиственные.

- Как вы думаете, почему лиственный лес так называется?

- На этих ветвях деревьев растут листочки.

- Ой, слышите музыку, это означает, что мы дали правильный ответ на второй задачи.

И березки к солнцу потянулись. (руки вверх, встать на носки)

Поздоровались друг с другом,

Наклонившись в стороны. (наклоны в стороны)

С солнцем поздоровались,

Радуясь новому дню. (руки вверх, помахать ими).

- Ну, что у нас остался один конверт. С какой цифрой? (Три). Какой по счету? (Третий). Интересно, что спрятано в этом конверте?

- Вам надо будет правильно ответить на задание: какие деревья растут в хвойном лесу?

- Пойдем дальше. И на нашем пути - хвойный лес. Почему он так называется, мы скоро с вами узнаем.

- Какие деревья растут в хвойном лесу?

- Кто знает загадку о ели или сосне

Зимой и летом одним цветом.

Ее всегда в лесу найдешь -

Пойдем гулять и встретим

Стоит колючая, как еж,

Зимой в летнем платье. (Ель)

У меня длиннее иглы

Очень просто я расту

Если я не на опушке

Ветви только на макушке. (Сосна)

- Ребята, а кто знает почему эти деревья стоят зеленые?

- Они не сбрасывают свои хвоинки, как лиственные деревья листья.

- Посмотрите на лес, где растут одни ели. Такой лес называется ельником.

- Что вы можете рассказать о ели ?

- Верхние ветви у деревьев ели короткие, а внизу длинные. Кора темная, шероховатая.

- Какой ствол у сосны?

- Светлый, золотистый. Старые нижние ветви отмирают, поэтому половина ствола гола. Сосны растут обычно выше облаков.

- Лес, где растут одни сосны, называется сосновый бор или сосняк.

- Устали бродить по лесу? Давайте присядем на полянке и рассмотрим ветви сосны и ели и их шишки.

- Зеленая ветка сосны и ели зеленая ветка. В иглы сосны и ели иглы.

«Даже елки мы сначала

От сосны НЕ отличали:

Раз растут иголочки,

Значит, это елки.

А когда на ветку ели

Мы ближе посмотрели,

Оказалось, что она

- Так чем же отличается сосновая ветвь от еловой?

- По-другому их называют хвоинки. Поэтому лес, в котором растут сосны и ели, называется хвойные.

- Скажите, почему хвойный лес так называется?

- Какие хвоинки у сосны?

- Длинные, мягкие, светлые.

- Короткие, колючие, темные.

- Кто из вас заметил, чем еще не похожи хвоинки?

- Хвоинки сосны растут парами, а еловые хвоинки - по одной.

- Возьмите две разные шишки и определите, где сосновая шишка, а где еловая.

- Посмотрите на подсказку (показываю картинку, на которой изображен ветку ели с шишкой).

- Какие шишки у ели?

- Еловая шишка удлиненная. У нее более мягкие чешуйки.

- Что вы расскажете о сосновые шишки?

- Сосновая шишка круглая с твердыми чешуйками.

Сосновые шишки растут два года. На второй год, когда шишки созреют, раскроются чешуйки, и разнесет их ветер по всему лесу. Там, где упадут семена, вырастут новые сосенки.

- На карточках - хвойные и лиственные деревья. Возьмите с волшебного дерева лист и найдите каждом листочке свое дерево. (В процессе игры спрашиваем, почему дети поместили тот или иной листок именно сюда).

- Молодцы, ребята, вы знаете много полезного и интересного. Но, на мой лес сохраняет еще много загадок. Я с нетерпением буду ждать вас в гости. На прощание примите мой сюрприз. А найдете его в ящике.

- Ну, вот мы и дали ответы на все вопросы. Попробуем вернуться домой. Давайте вспомним наши волшебные слова и нашу песню.

Раз, два, три наклонись

Раз, два, три повернись

Раз, два, три покружись

И в саду ты оказажись.

- Ребята, а как же наша сказка о деревьях - подружках ? Давайте узнаем.

"Налетел ветерок на лес, смахнул с листочков и хвоинок все хвастовство. Посмотрели березки, рябинки, сосны, елки по сторонам, им стало стыдно за свое поведение, и они снова стали жить дружно.

- Ребята, от нас с вами зависит, будут ли расти красивые деревья в лесах и парках, будут ли на них вить гнезда веселые птицы.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока по окружаещему миру. 2й класс. Программа "Начальная школа 21 века". Конспект дан в виде технологической карты урока с приложениями.

Муниципальное общеобразовательное учреждение

средняя школа №3

г. Тутаев Ярославской области

(учитель Титова Г.К.)

Технологическая карта изучения темы

Учебный предмет

урок открытия нового знания

Технология построения урока

технология проектной деятельности

создание условий для овладения обучающимися знаниями о видах леса, о значении дуба, берёзы и сосны для человека

Основные термины, понятия

этажи леса, деревья,

Планируемый результат

Предметные умения

- знать этажи леса;

- уметь отличать деревья от кустарников и трав;

- уметь различать хвойные и лиственные деревья;

-уметь определять значение дуба, берёзы и сосны для человека

Личностные УУД:

- определять правила работы в парах;

- применять навыки делового сотрудничества в группе;

-развитие эмоционально-нравственной отзывчивости;

-самооценка на основе критериев успешности;

- выражать положительное отношение к процессу познания;

- проявлять уважение к одноклассникам.

Регулятивные УУД:

- определять и формулировать цель деятельности на уроке;

- выполнять учебное действие;

- планировать учебное сотрудничество;

- работать по плану, инструкции;

- контролировать учебные действия в соответствии с поставленной задачей;

-сравнивать результаты своей работы с образцом;

- оценивать результаты своей деятельности;

- оценивать весомость приводимых суждений.

Познавательные УУД:

- анализировать информацию учебника;

- выделять необходимые знания для решения задачи;

- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;

- проводить анализ учебного материала;

- проводить классификацию, указывая на основание классификации;

-выделять существенные признаки предметов

Коммуникативные УУД:

- слушать и понимать речь других;

- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;

- аргументировать свои суждения

Организация пространства

Книгопечатная продукция:

Технические средства обучения:

Экранные пособия:

Деятельность педагога

Деятельность учащихся

Результат (УУД)

I.Организационный момент

Психологический настрой на урок.

Вхождение в урок,

учитель читает стихотворение.

Слайды №1, 2, 3.

Февраль задумчивый и синий…

Любимый брат весны! Февраль!

И на берёзе лёгкий иней

Прозрачно– дымный, как вуаль.

Нас встречает зимний лес,

Он стоит, как белый терем,

Полный сказок и чудес…

Удивительный, красивый лес в любое время года, загадочный, известный и неизвестный.

- Человек ещё не проник во все тайны природы. Может быть, эти открытия совершите и вы! А что для этого нужно делать?

Ученики слушают, рассматривают картины леса,

отвечают на вопросы учителя.

Л: воспринимать речь учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

К: аргументировать свои суждения

II.Актуализация знаний

Вспомнить этажи леса и отличие деревьев от других растений. На доске карточки, у каждого на парте: ромашка, липа, волчьи ягоды, шиповник, клевер, тысячелистник, сосна, осина, орешник.

Что–то вы уже знаете, а о чём –то узнаете сегодня. Удачи вам.

Прочитайте названия растений на доске и на карточках.

Что вы о них знаете?

-Подумайте, на какие группы можно распределить эти растения?

- Объясните, на какие группы разделили? Почему?

- Чем деревья отличаются от других растений?

Ученик у доски распределяет карточки по группам, а остальные на индивидуальной карточке.

Ответы ученика у доски.

П: классифицировать растения, различать этажи леса

: умение выражать свои мысли

Р: выполнять учебное действие, контролировать свои действия

III.Формулирование темы урока

1)Я из крошки-бочки вылез,

Корешки пустил и вырос,

Стал высок я и могуч,

Не боюсь ни гроз, ни туч.

Я кормлю свиней и белок-

Ничего, что плод мой мелок.

2)Не заботясь о погоде,

В сарафане белом ходит,

А в один из тёплых дней

Май серёжки дарит ей.

3)Её всегда в лесу найдёшь-

Пойдём гулять и встретим:

Стоит колючая, как ёж,

Зимою в платье летнем.

- Что общего у слов-отгадок?

-Как вы думаете, какова будет тема урока?

Вывешивает тему урока.

Ответы учащихся: это деревья, они образуют верхний этаж леса.

Ответы детей (деревья леса)

П: выделять существенные признаки предметов, обобщают знания

Л: проявлять уважение к одноклассникам

Р: определять и формулировать цель деятельности на уроке

К: выражать свои мысли

V.Применение знаний на практике (этап закрепления)

Слайд 5 (самопроверка)

1.Деревья делятся на 2 группы: хвойные и лиственные?

3.Плоды дуба – шишки?

4.Берёза помогает восстановить сгоревший лес?

5.Сосна - лиственное дерево?

6. В сосновом лесу воздух чистый?

7. Из клёна делают красивую и дорогую мебель?

8.Из пихты делают лыжи?

Проверьте себя. Выставите отметки.

Критерии: 5-нет ошибок, 4- 1-2 ошибки, 3- 3 ошибки.

-Кто не допустил ни одной ошибки?

-Кто допустил 1 ошибку?2?3?

Учащиеся отвечают на листочках (круг или треугольник)

Учащиеся проверяют себя по слайду и выставляют отметку.

Ученики поднимают руку.

П: выделять необходимые знания для решения задачи, проводит анализ учебного материала

Р: оценивать весомость суждений

Л: воспринимать речь учителя, проявлять внимание

Р: сравнивать результаты своей работы с образцом, адекватно оценивать свою деятельность

VI. Итог урока

Вопросы по теме урока

- Над какой темой работали?

-На какие группы делятся деревья?

- Приведите примеры хвойных деревьев.

-Приведите примеры лиственных деревьев.

П: обобщать знания

К: выражать свои мысли в соответствии с нормами речевого высказывания

VII. Рефлексия учебной деятельности

Дети выходят к доске и отмечают лучики у смайликов.

- Если на уроке у вас всё получилось, то лучик рисует к солнышку (смайлику) с улыбкой.

-Если у вас возникали затруднения, то лучик рисуете у солнышка (смайлика) без улыбки.

-Если вы считаете, что вам надо ещё потрудиться, не всё удачно было, то лучик рисуете к грустному солнышку (смайлику).

Дети на доске рисуют лучики у смайликов.

Л: самооценка на основе критериев успешности

Р: осуществлять итоговый контроль деятельности

VIII. Домашнее задание

Л: слушать учителя, выражать положительное отношение к процессу познания

Вы уже в своих выступлениях рассказывали о том, как человек использует древесину. Посмотрите на нашу выставку изделий из древесины. Большое количество древесины идёт на строительство домов, на топливо, из неё делают мебель , бумагу, книги, тетради и т. д. А ведь сколько лет необходимо маленькому росточку, чтобы вырасти в большое дерево! Дубу, например, 300 лет. Человек может сократить вырубку деревьев. А для этого надо не вредить природе, заботиться о деревьях, не ломать их, сажать новые деревья, экономить бумагу, сохранять книги, учебники, школьное имущество, сделанное из древесины. Деревья дают не только материальные блага и чистый воздух, но и то, от чего радуется душа и замирает сердце, когда восхищаешься красотой деревьев. Нужно стать природе другом.

Почему мы с лесом дружим? Для чего он людям нужен?

Лес – это зелёный наряд нашей Земли.

В лесу всегда чистый воздух.

Лес – это большой дом для зверей, птиц, насекомых!

Лес – это кладовая, которая щедро отдаёт нам свои дары: орехи, ягоды, грибы.

Лес – это друг полей. Он задерживает влагу и помогает человеку вырастить хороший урожай!

Лес – это материал, из которого сделаны книги, карандаши, тетради и другие вещи.

На них расходуется много деревьев, а лес растёт очень медленно. Требуется не менее 100 лет для его роста. С каждым годом леса становится всё меньше и меньше. Он безумно истребляется. Поэтому сейчас мы должны думать, как сохранить лес! Наш долг – хорошо знать жизнь леса и научиться охранять его!

Читайте также: