Словарь почему это так называется 2 класс родной язык конспект

Обновлено: 05.07.2024

Оборудование: маски птиц для инсценировки; кроссворд у каждого ученика, листы с домашним заданием; презентация урока на слайдах, компьютер, проектор, экран.

1. Организационный момент.

У. Здравствуйте, ребята! Давайте отправимся с вами. за чудесами! Да, да, за чудесами! Ведь куда ни глянь – повсюду чудеса, чудеса, чудеса. Один подивился чуду, поохал, поахал – и пошел дальше, тут же обо всем позабыв. А другой удивился, удивился – остановился, остановился – задумался. И стал искать ответы: отчего так? Почему так? Зачем так?

Когда ты идешь по тропинке лесной,
Вопросы тебя обгоняют гурьбой.
Одно “почему” меж деревьями мчится,
Летит по пятам за неведомой птицей,
Другое пчелою забралось в цветок,
А третье – лягушкою скок в ручеек.
Пойдем-ка, дружок, по тропинке вдвоем
Ответы искать под зеленым шатром.

У. Сегодня у нас необычное занятие. Поговорим мы о… догадайтесь сами.

Снится ночью пауку
Чудо-юдо на суку:
Длинный клюв и два крыла,
Прилетит – плохи дела.
А кого паук боится?
Угадали? Это. (птица)

Отправимся мы сегодня на птичий базар. Чем необычен этот птичий базар? Здесь вам пригодятся знания по окружающему миру. Если вы узнали некоторых птиц, то заметили, что здесь мы собрали всех сразу: и тех, кто осенью спешит на юг, и тех, кто вместе с нами переносит суровую зиму, и тех кто гнездится в лесу, и тех, кто предпочитает лесу степь или болото. Иных вы встретили впервые, а многие оказались вашими старыми знакомыми. А теперь подумайте и попробуйте сформулировать тему урока. Постараюсь вам помочь. Вслушайтесь в названия птиц: кукушка, зяблик, рябчик, трясогузка, горихвостка, чибис, кулик, береговушка, клест, камышевка, мухоловка, вертишейка и другие. У вас не возникли вопросы? Сегодня мы поговорим о том, за что же птицы получили свои названия. Тема урока: “Почему их так называют? Происхождение слов”.

3. Работа над новой темой.

1) За особенности голоса, пения.

Первой встретилась кукушка. Как, по-вашему, за что она получила свое название? (Ответы детей.) Конечно, за то, что она кукует, кричит: “Ку-ку! Ку-ку!”. Кукушка сама подсказала людям, как ее назвать. И это услышали не только русские. Во многих странах название “кукушка” звучит похоже. Чехи, например, называют эту птицу “кукачка”, болгары – “куковица”, немцы – “кукук”, французы – “куку”, итальянцы – “кукуко”. Все эти народы обратили внимание на один признак – крик кукушки, поэтому название этой птицы звучит очень похоже.

Вывод: Значит, птица может получить название за голос, за песню, за то, как она кричит. Из звуков, которые они издают, и образовались названия многих птиц.

"Синь-синь!" – посвистывает … синица.
"Чи-чи! Чи-чи!" – вторит ей … чиж.
"Гра-гра! – представляется …грач.
"Сквор-сквор!" – поют …скворцы.

У. Если вам приходилось шагать лугом, то вы видели, как из травы взмывали птицы и как будто спрашивали вас: “Чьи вы? Чьи вы?” Как называется эта птица? (Чибис.) Есть и другие птицы, в названиях которых отражены особенности птичьих голосов; например, чайка, щегол, дрозд, гагара, удод.

У. Давайте запишем несколько птиц, которые получили свое название за голос, за песню, за то, как она кричит. (дети называют и записывают в тетрадь)

2) По особенностям внешнего вида. У. А как вы думаете, какие еще особенности птиц могли стать важным признаком при выборе их названия?(Дети отвечают.) Внешний вид птицы (цвет “костюма”, необычайный клюв, хвост) – важный признак при выборе названия. Так, например, были названы рябчик, зеленушка, горихвостка. Окраска оперения помогает птицам прятаться от врагов. Вот. Например, что пишет Виталий Бианки о рябчике:

Ученик 1. “ У него перо – невидимка. Самого защитного цвета в лесу – пестрого. Все в серых да черных, да рыжих рябинках. В лесу-то ведь все кругом в глазах так и пестрит”. Зеленушка вся зеленая, с серым оттенком на спине и желтым по бокам.

Ученик 2. Горихвостка так названа за свой интересный хвост красного цвета, он все время подрагивает. Поэтому и кажется, что хвост вспыхивает, как будто горит. Есть у нее и другое название – сойка.

– Запишем представителей птиц, которые получили свое название за особенности внешнего вида.

3) Особенности питания. У. А вот следующая группа: клест, мухоловка, кедровка, осоед. Как вы думаете по какому признаку могли получить свои названия эти птицы? (Дети отвечают.)

Ученик 3. Название птицы клест произошло от старого русского слова “клестить” , что значит “сжимать, сдавливать, стискивать”. Клюв у этой птицы загнут крест-накрест, он как будто сжат, сдавлен. От слова “клестить” произошло и слово “клещи”. Их передняя часть тоже сжата, сдавлена.

У. Ясно, что мухоловка питается мухами, и не просто склевывает их на земле, а ловит, на то она и мухоловка.

Ученик 4. Небольшую крапчатую ворону (она поменьше серой) в Сибири зовут кедровка, а в средней полосе, где нет кедровых орешков, но есть немало других орехов, эту же птицу называют ореховка. И тоже понятно почему.

У. Осоед – хищная птица, которая действительно поедает личинок ос и пчел и ест шмелей. Чтобы добраться до богатых белком личинок, птица разоряет гнезда этих насекомых. Давайте запишем их.

4) Особенности поведения.

У. Есть птицы, получившие свое название за свое поведение.

Ученик 5. Вертишейка (ее называют и по-другому: вертиголовка, крутиголовка) вьет гнездо в дупле. А если кто-то захочет полакомиться ее маленькими птенчиками? О, эта птица сумеет защитить свое потомство в случае опасности! Она вытягивает шею и шипит как змея, так что у желающих познакомиться с ней поближе пропадает всякая охота. Кому хочется встретиться со змеей?!

Ученик 6. Название трясогузка тоже говорит о поведении птицы. Которая постоянно покачивает хвостом. Живут эти птицы возле воды. Бегут волны, потряхивает хвостиком птичка. Попробуйте ее заметить если все перед глазами колышется.

5) Место жительства.

У. Может ли послужить основой для названия птиц место их жительства? Да, может.

Камышовка (или камышевка) всю жизнь проводит в камышах и прилетает она к нам только тогда, когда вода у берегов зарастает камышом. Ласточка-береговушка не умеет лепить гнезда, как это делают ее сестры – касатки. Береговушки роют норки-гнезда в высоком берегу реки. И “костюм” у них под стать тем местам, где они устраивают гнезда, – бурый.

6) Время обитания.

У. Важным при выборе птичьего имени может оказаться не только место, но и время. Как вы думаете, как произошло название птицы снегирь? (ответы детей) Снегирь прилетает к нам вместе со снегом и живет всю зиму. А весной отправляется на север. Зарянка… это имя подходит птичке, которая песней встречает утреннюю и вечернюю зори, когда солнце уже село или еще не взошло. Зарянка – наиболее частый гость в наших садах. Она относится к самым известным видам птиц. Если хотя бы раз удастся привлечь ее с помощью еды к кормушке, зарянка будет прилетать туда всю зиму.

В чаще лесной у полянки
Рада вечерней поре.
Птичка лесная зарянка
Песню запела заре. Е. Трутнева “Зарянка”.

Запишите эту группу слов.

Давайте отдохнем и попробуем изобразить следующую птицу.

Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.

Стихотворение декламируется два раза: первый раз дети стоят на одной ноге, второй раз – на другой. Физкультминутка выполняется под запись звуков птичьих голосов.

У. Удивительно происхождение слова “цапля”. Оно происходит от глагола “чапати”, то есть “медленно передвигаться”, образовано от звукоподражательного “чап”. Идти по болотистой местности быстро почти невозможно: ноги в грязи вязнут. А грязь под ногами как бы разговаривает: “Чап-чап! Чап-чап!” Отсюда и глагол “чапати”. Но ведь птицу-то называют цапля, а не чапля? Дело в том, что в отдельных деревнях вместо звука [ч] произносят [ц]. В слове "цапля" звук [ц] закрепился в языке и считается правильным литературным вариантом.

5. Работа над новой темой.

У. Или вот еще название зяблик. Почему же так называется эта птичка? (Предположения детей.) Послушайте, что говорится об этом в одной сказке. (Чтение по ролям.)

“Октябрь так птиц спугнул, что иные до самой Африки без оглядки летели! Да не все такие пугливые. Другие и с места не тронулись. Ворона вон – ей хоть бы что! каркает. Галки остались. Воробьи. Ну, да с этими Октябрь и связываться не хочет. Этим и Январь нипочем! А вот за зябликов взялся. Потому что фамилия у них такая – Зяблик, и должны они Октябрь бояться. Взялся – всех разогнал. Один только остался. Самый упрямый.

– Зяблик ты, так зябни,– рассердился Октябрь. – И стряхнул термометр. А зяблик не зябнет!

– Небось, озябнешь! – разбушевался Октябрь. И давай Зяблику под перо ветром дуть.

А Зяблик не зябнет! У него от озноба верное средство – тугой животик. Прыгает по веткам, как по ступенькам. И склевывает то жука, то семечко. А раз животик тугой, то и температура у него нормальная. Птичья – плюс сорок четыре градуса. А с такой температурой и в октябре май!” Н. Сладков “Упрямый зяблик”.

У. Подтвердились ваши предположения? Оказывается, зяблик совсем не боится холода и прилетает ранней весной, когда еще на полях лежит снег. Да и улетает поздней осенью в холодное, "зябкое", как говорят в народе, время. За то, что эта птица прилетает и улетает в зябкое время, и назвали ее зябликом.

У. Давайте подведем итоги, как же произошли названия птиц? Итак, названия птиц появились не случайно. Люди обращали внимание на какой-нибудь признак и по этому признаку давали название. Давайте еще раз перечислим эти признаки.

6. Закрепление пройденного.

У. А вы знаете как называется наука, которая занимается историей происхождения слов? Вы ее узнаете отгадав кроссворд, (Приложение 1) составленный из загадок, отгадками которых являются названия птиц.

1. Кто там прыгает, шуршит,
Клювом шишки потрошит?
Голоском речистый,
Кле! Кле! Кле! – поет со свистом. (Клест.)

2. Спинка зеленоватая,
Животиком желтоватая,
Черненькая шапочка
И полоска галстучка. (Синица.)

3. Какая птица на лету ловит мух? (Мухоловка.)

4. Он прилетает каждый год
Туда, где домик его ждет.
Чужие песни петь умеет,
А все же голос свой имеет. (Скворец.)

5. У какой птицы в названии говорится о том, что она зябнет? (Зяблик.)

6. Прилетел к нам наконец
Лучший наш певец.
Дни и ночи напролет
Он поет, поет, поет. (Соловей.)

7. Сероспиный, красногрудый,
В зимних рощах обитает,
Не боится он простуды,
С первым снегом прилетает. (Снегирь.)

8. Серенькая птичка,
Птичка-невеличка,
Шеей вертишь ты всегда.
Разве в этом есть нужда? (Вертишейка.)

9. Кто в беретке ярко-красной,
В черной курточке атласной.
На меня он не глядит,
Все стучит, стучит, стучит. (Дятел.)

– Какое слово образовалось в выделенном столбце? (Этимология.)

Историей происхождения слов занимается наука этимология Она рассказывает о том, каким является то или иное слово: является ли оно исконно русским или пришло к нам из другого языка, какой образ положен в основу слова как названия окружающего мира, каким способом было образовано слово и каково его былое значение.

7. Игра “Что за птицы?”.

У. Я вам предлагаю сыграть в игру, которая называется “Что за птицы?”.

На доске появляются названия птиц: лысуха, канарейка, пищуха.

У. Послушайте характеристику птиц и угадайте, что это за птица и по какому признаку она получила свое название.

1) Эту птицу вы можете увидеть только в клетках. Она прижилась у человека и платит ему чудесным пением во все времена года. Родина птицы – Канарские острова. Недалеко от берегов Африки. Оттуда птицу привезли к нам. (Канарейка, по месту обитания.)

2) По стволу дерева быстро передвигается маленькая серая птичка. На пути она обшаривает каждую щелку, каждую трещинку, вытаскивая оттуда насекомых и их личинок. При этом она все время тихонько попискивает. (Пищуха, по постоянно издающемуся звуку.)

3) Вот выплывает из камыша черная птица. Медлительная, ленивая. Ростом она с утку. На лбу у нее блестит светлая кожистая пластинка, поэтому издали птица кажется лысой. (Лысуха, по внешнему виду.)

8. Инсценировка “Обижен ли глухарь?”.

У. Вы все слышали про птицу глухарь. За что люди так обидели птицу, назвав ее глухарем? А может он и вправду глухой? Прежде чем ответить на вопросы, послушаем разговор Глухаря и Сороки. Инсценировка сказки Э.Шима:

Сорока. Глухарь, охотник идет!

Глухарь (поет). Теке-теке-теке.

Сорока. Глухарь, слышишь? Оглох, что ли?

Глухарь. Теке-теке – вижу. Ась? Чего? Я ведь когда пою, не слышу.

Сорока. Охотник, говорю, идет!

Глухарь. Спасибо, Сорока, выручила. А то спета была бы моя песенка.

У. Так за что же глухаря так назвали?

Ученик 8. Когда глухарь поет или токует, он не слышит постороннего шума. В это время к нему и подкрадывается охотник. Но как только смолкла песня глухаря, стой замри: птица чутко прислушивается. Все тихо. Снова токует глухарь, снова спешит к току охотник.

У. Как вы понимаете выражение “ спета была бы моя песенка” (Ответы детей.)

У. Мы сегодня на уроке поговорили о происхождения небольшой группы слов – названий птиц. Говорить на эту тему можно бесконечно и к ней мы еще вернемся. Что для себя нового вы открыли на уроке, какое чудо разгадали? (Ответы детей.)

Наблюдайте за пернатыми, слушайте их, помогайте им. Птицы приносят огромную пользу и радость всем. Трудно и скучно было бы жить на свете без птиц!

Я узнал, что у меня
Есть огромная родня:
И тропинка, и лесок,
В поле – каждый колосок,
Звери, птицы, и жуки,
Муравьи и мотыльки.
Все, что рядышком со мною, –
Это все мое родное!
Как же мне в краю родном
Не заботиться о нем!

Как мы можем помочь птицам перенести зимнюю стужу? (Ответы детей.)

Посмотрите, какие кормушки вы можете изготовить.

10. Домашнее задание

У. Дома я предлагаю вам проверить свою зоркость и внимание. (Приложение 2.)

В тексте, который вы сейчас прочитаете, затаилось восемь птиц. Отыщите их названия.

Девочка устроила столовые для птиц. Во двор она вошла, убрала в углу мусор. Оказалось тут удобное, вообще голое место. Кормила здесь крупных птиц колбасой, кашей. Другая столовая – высоко, лучше для мелких птичек, а над ней – ветки дерева. Только надо прибегать к лестнице, иначе четкая подкормка не получится, кормушку не достать.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Технологическая карта урока

Предмет : родной русский язык

Целевой блок

Создать коллективный проект / Сформировать представление о нормах орфоэпии

- Личностные: Осознавать и называть свои ближайшие цели саморазвития (постановка ближайших целей в учебе)

- Регулятивные УУД: Умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

- Коммуникативные УУД: Умение доносить свою позицию до других, владея приёмами монологической и диалогической речи .

- Познавательные УУД: Умение пользоваться различными источниками информации: словари, энциклопедии, справочники, СМИ, интернет-ресурсы и пр .

Инструментальный блок

Образовательные: Сформировать представление о процессе появления слов в языке / Дать общую характеристику понятия орфоэпической нормы

Развивающие: Учить сравнивать и обобщать изучаемые факты и понятия

Воспитывающие: Создать атмосферу коллективного поиска, эмоциональной приподнятости, радости познания

Урок решения практических задач

Организационно-деятельностный блок

Приветствие, настрой на урок, упражнения для концентрации всех систем органов

II. Актуализация знаний и постановка проблемы.

Организация работы в группе (2 класс) и паре (4 класс)

Составляют из разрозненных слов пословицы, объясняют их значение

Читают стихотворение Ю. Тимянского на карточке (приложение)

III. Постановка учебной задачи (проблемы).

Почему самовар назвали именно так?

Как появились некоторые другие слова? Давайте проведем исследование.

Что для этого потребуется?

Предлагает ответить на вопросы к стихотворению (на карточке) и сформулировать тему и задачи урока

Выяснить, как получается название новых предметов

Выяснить, как нужно действовать, чтобы узнать, как правильно произносить слова

I V . Решение учебной задачи

Организация коллективной работы над проектом

Организация работы в паре (чек-лист)

Распределяют учебный материал, изучают, выделяют главное подчеркиванием

Выполняют задания в соответствии с чек-листом

V . Динамическая пауза

Выполняют упражнения на снятие напряжения с мышц плечевого пояса и зрительную гимнастику

VI. Практическое применение новых знаний

Поддерживает выступающих, дает советы по оформлению проекта

В случае необходимости оказывает консультационную помощь

Делятся новыми знаниями, оформляют свой фрагмент проекта

Продолжают работу с чек-листом

О каких новых словах вы сегодня узнали? Какие слова стали вам более понятными? Почему это так называется?

Какие открытия вы совершили на уроке?

Презентация проекта

Делятся своими мыслями

Предлагает продолжить предложения (на доске на карточке):

Сегодня я узнал…

Мне было интересно…

Устно продолжают предложения

IX .Домашнее задание

1. Составить список слов, образованных сложением.

2. Подобрать пословицы о самоваре

Выполнить задание 3 из чек-листа

Записывают задание в дневники

Знакомьтесь: Петя, мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

И до меня дошёл черёд:

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

- П е т`я! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

Знакомьтесь: Петя, мой сосед.

Ему уже двенадцать лет.

Но говорит он до сих пор

И до меня дошёл черёд:

Судьбой доверено беречь.

И я придумал, не шутя:

Пусть и его зовут П е т`я.

- П е т`я! – несётся со двора, -

Тебе домой идти пора!

- Не трогай малыша, П е т`я,

Ведь ты большой, а он дитя!

- Скажите, в чём я виноват?

Я не ругался, не грубил

И никого не оскорбил.

За что же среди бела дня

Отняли имя у меня?

-Как бы вы ответили на вопрос мальчика?

- Почему нельзя нарушать произносительные нормы?

-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно, произносить слова?

-Как бы вы ответили на вопрос мальчика?

- Почему нельзя нарушать произносительные нормы?

-Куда бы вы посоветовали ему обратиться, чтобы научиться правильно, произносить слова?

Урок родного русского языка в 4 классе

Тема: Как правильно произносить слова?

1) Определить свой уровень орфоэпической грамотности

3) Потренироваться в работе с орфоэпическим словарем

4) Составить советы для учеников, не знающих, как правильно произносить некоторые слова.

- произносите вслух так, как вы считаете правильным,

- В СЛУЧАЕ СОМНЕНИЯ ОБРАЩАЙТЕСЬ К ОРФОЭПИЧЕСКОМУ СЛОВАРЮ,

- если ударение в слове поставлено верно, отмечайте его знаком +,

- если допущена ошибка, обводите слово текстовыделителем.

2. Запишите советы ученикам, которые хотят говорить правильно (в тетради).

Почему это так называется?

Домашнее задание по родному русскому языку для 2 класса

1. Составить список из 5 слов, образованных сложением.

2. Подобрать пословицы о самоваре

Домашнее задание по родному русскому языку для 2 класса

1. Составить список из 5 слов, образованных сложением.

2. Подобрать пословицы о самоваре

Домашнее задание по родному русскому языку для 2 класса

1. Составить список из 5 слов, образованных сложением.

2. Подобрать пословицы о самоваре

Домашнее задание по родному русскому языку для 2 класса

1. Составить список из 5 слов, образованных сложением.

2. Подобрать пословицы о самоваре

ПРОВЕРЬ СЕБЯ


Краткое описание документа:

Технологическая карта урока родного русского языка в условиях класса-комплекта и при отсутствии учебников. Учебник для 2 класса удалось найти в формате pdf, поэтому на урок подготовлены распечатки на каждого ученика. Учебник для 4 класса отсутствует, поэтому даем волю творчеству. Тема для 2 класса: "Проект. Словарь "Почему это так называется". Тема для 4 класса: "Как правильно произносить слова".

  • подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • по всем предметам 1-11 классов

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания


Курс повышения квалификации

Дислексия, дисграфия, дискалькулия у младших школьников: нейропсихологическая диагностика и коррекция

  • Курс добавлен 24.12.2021
  • Сейчас обучается 203 человека из 54 регионов


Курс повышения квалификации

Актуальные вопросы теории и методики преподавания в начальной школе в соответствии с ФГОС НОО

  • ЗП до 91 000 руб.
  • Гибкий график
  • Удаленная работа

Дистанционные курсы для педагогов

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Найдите материал к любому уроку, указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:

5 608 247 материалов в базе

Самые массовые международные дистанционные

Школьные Инфоконкурсы 2022

Свидетельство и скидка на обучение каждому участнику

Другие материалы

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

  • 14.01.2021 3740
  • DOCX 53 кбайт
  • 314 скачиваний
  • Оцените материал:

Настоящий материал опубликован пользователем Сенник Оксана Валерьевна. Инфоурок является информационным посредником и предоставляет пользователям возможность размещать на сайте методические материалы. Всю ответственность за опубликованные материалы, содержащиеся в них сведения, а также за соблюдение авторских прав несут пользователи, загрузившие материал на сайт

Если Вы считаете, что материал нарушает авторские права либо по каким-то другим причинам должен быть удален с сайта, Вы можете оставить жалобу на материал.

Автор материала

40%

  • Подготовка к ЕГЭ/ОГЭ и ВПР
  • Для учеников 1-11 классов

Московский институт профессиональной
переподготовки и повышения
квалификации педагогов

Дистанционные курсы
для педагогов

663 курса от 690 рублей

Выбрать курс со скидкой

Выдаём документы
установленного образца!

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

Минтруд предложил упростить направление маткапитала на образование

Время чтения: 1 минута

В Россию приехали 10 тысяч детей из Луганской и Донецкой Народных республик

Время чтения: 2 минуты

Курские власти перевели на дистант школьников в районах на границе с Украиной

Время чтения: 1 минута

Онлайн-тренинг: нейрогимнастика для успешной учёбы и комфортной жизни

Время чтения: 2 минуты

Отчисленные за рубежом студенты смогут бесплатно учиться в России

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения России подготовит учителей для обучения детей из Донбасса

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Оценить 14526 0

Проверочная работа по родному (русскому языку)

Фамилия, имя________________________________________________________________________

Закончи пословицы

По одёжке встречают, по уму_____________________________________________________

Ржаной хлебушко- калачу ________________________________________________________

Если хороши щи, так другой пищи_________________________________________________

Любишь кататься, люби и саночки_________________________________________________

Делу время, потехе______________________________________________________________

В решете воду не_______________________________________________________________

Самовар кипит, уходить__________________________________________________________

Выпиши слова, обозначающие русскую народную одежду

(фрак, сарафан, рубаха, зипун, кафтан, смокинг, понева, опашень, шуба)

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Какой головной убор носили женщины на Руси? __________________________________

______________________________________________________________________________

Как называлась обувь крестьян из бересты на Руси? _______________________________

Что пекли из муки на Руси? _____________________________________________________

______________________________________________________________________________

Что такое ЩИ? ________________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Из чего готовили кашу на Руси? __________________________________________________

______________________________________________________________________________

Что такое ПОТЕХА? _____________________________________________________________

______________________________________________________________________________

Что такое РЕШЕТО? ____________________________________________________________
______________________________________________________________________________

Что ты можешь рассказать о самоваре? ___________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Нажмите, чтобы узнать подробности

Конспект урока русского языка во 2 классе по теме "Как появляются многозначные слова". Формирование основ функциональной грамотности на уроках русского языка в начальной школе. УМК "Начальная школа XXI века"

Урок русского языка во 2 классе

Цель: выяснить причины появления у слова нескольких значений.

создать условия для выяснения причины появления у слова нескольких значений;

позна­комить с функционированием многозначного слова в речи;

учить пользоваться толковым словарём и использованию в речи многозначных слов в разных значениях;

развивать познавательный интерес, речь и словарный запас обучающихся, навык сравнения значения слов в словаре;

формировать основы функциональной грамотности ;

воспитывать любовь к русскому языку, культуру речи и письма, дружеских отношений друг к другу.

Планируемые результаты

Предметные УУД:

- уточняют представления о многозначных словах, различают слова разных тематических групп;

- определяют омонимичные слова в тексте и грамотно используют их в речи;

- упражняются в отработке навыка работы со словарем, умеют извлекать информацию из словаря, иллюстраций, текстов;

- находят и определяют место орфограммы в слове и осуществляют проверку словарных слов.

Метапредметные УУД:

познавательные – умеют осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме, осуществляют выбор наиболее эффективных способов решения учебных задач в зависимости от конкретных условий, соотносят изученные понятия с реальной жизнью;

регулятивные – принимают и сохраняют учебную задачу, планируют свои действия в соответствии с ней, формируют умения оценивать правильность своих действий и достижений на уроке, умеют высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника;

коммуникативные – развивают способности слушать собеседника и вести диалог, совершенствуют навык владения диалогической формой речи.

расширяют познавательные интересы и учебные мотивы, учатся уважительно относиться к иному мнению, преодолевать трудности.

Тип урока: урок открытия новых знаний

Методы обучения: словесные, наглядные, практические, работа с информацией, самостоятельная работа с последующей самопроверкой и оцениванием, исследовательский, деятельностный, проблемный.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, работа в паре.

1. Русский язык: 2 класс. В 2 ч. Ч. 2: учебник / С.В. Иванов, А.О. Евдокимова, М.И. Кузнецова и др.; под ред. С.В. Иванова. 8 -е изд., стереотип. - М.: Вентана-Граф, 2020.

2. Толковые словари.

3. Лист исследования.

6. Цветные ладошки.

1.Мотивационный (организационный) момент

- Ребята, посмотрите все ли у вас готово к уроку?

Внимание! Проверь, дружок,

Готов ли ты начать урок!

Всё ли на месте?

Всё ли в порядке:

Книжки, ручки и тетрадки?

Есть у нас девиз такой:

2.Актуализация опорных знаний, выявление проблемы.

- А начать его мне хочется со слов Александра Ивановича Куприна, известного русского писателя. Герои его произведений – обычные люди, которые, вопреки общественным порядкам и несправедливости, не теряют веры в добро.

"Язык - это история народа.
Язык - это путь цивилизации и культуры.
Именно поэтому изучение и сбережение
русского языка является не праздным
делом от нечего делать, а насущной
необходимостью". (А.И.Куприн)

- Ребята, скажите, зачем надо изучать и беречь русский язык?

(Русский язык надо изучать и беречь, потому что это - мой родной язык, язык великой культуры и истории, чтобы быть грамотным и высокообразованным человеком.)

- Молодцы! Русский язык – основа русской культуры и достояние русского народа, которое необходимо изучать и беречь. Каждый россиянин должен стараться делать свой собственный русский язык грамотнее и богаче, а словарь шире.
2.1. Пальчиковая гимнастика

- Прежде, чем мы начнем писать подготовим наши пальчики

2.2. Минутка чистописания

- Запишем сочетания букв, которые нам понадобятся для записи новых словарных слов: оя - обратите внимание на соединение (нижнее) и еж - соединение (верхнее).

2.3.Словарно-орфографическая работа.

- Прочитайте слова : .втобус, б.рёза, в.скр.сенье, п.льто. (на доске)

- Запишите, вставляя пропущенные орфограммы, поставьте ударение.

- Запишем новые словарные слова. Отгадайте загадку:

Месяц отгадай скорей:

Он длиною в тридцать дней,

Часто эти дни с дождём,

А идёт за октябрём. (Ноябрь)

- Какие опасные места встретились в этом слове? Запишем его в тетрадь.

- Как вы думаете, что обозначает это слово? Обратимся к толковому словарю.(1 ученик)

- Сколько значений у него? (Одно.)

- Как называют слова, у которых одно значение? (Однозначные.)

- Послушайте еще одну загадку:

Я порядок соблюдаю

Нарушителей ругаю

Нынче в классе я не шумный

Потому что я …….( дежурный)

- Какое опасное место встречается

- Запишем его правильно в тетрадь.

- Определим значение слова дежурный. Обратимся к толковому словарю (2 ученик)

- Сколько значений у этого слова? (много)

Проверьте правильность написания словарных слов по орфографическому словарю нашего учебника (Стр.154) (Самопроверка и оценка работы)

- Что можете сказать об этих словах? Какую орфограмму повторили? (Правописание непроверяемых безударных гласных.)

3. Выявление причин затруднения и постановка цели деятельности (постановка учебной задачи)

-Давайте вспомним изученный нами материал. Что такое слово? Назовите два признака слова? (Слово состоит из звуков и имеет лексическое значение.)

- Напомните, что такое лексическое значение слова? (Это то, что обозначает слово, его толкование.)

- Где можно узнать лексическое значение слова? (В толковом словаре.)

- Сколько значений может иметь слово?

Какое слово из этих словарных слов лишнее? (дежурный). Почему?

- Как вы думаете. Какая тема нашего урока?

Чтобы ответить на этот вопрос, посмотрите на экран. Среди множества букв в каждой строке найдите слово. Слайд 2

рголщьшыпльбзщшюткак

мбжэхпоявляютсяющщрзй

иргщятмхмногозначныедл

иргдщсловатьдбюжюдбюб

- Определите тему нашего урока, для этого прочитайте слова, которые вы нашли и составьте предложение. (Как появляются многозначные слова.)

- Давайте откроем учебники - урок 93 стр.34. Проверим, правильно ли мы предположили? Прочитайте тему урока. Слайд 3

3.2. Определение целей урока

-Какую цель мы поставим перед собой на этот урок? (Узнать, как появляются многозначные слова.)

-К какому разделу относится урок? (Как устроен наш язык.)

-Какие задачи поставим перед собой на этот урок? (Развивать речь, правильно строить высказывания, делать выводы, учиться писать без ошибок).

- Что мы уже знаем о многозначных словах? Обратимся к нашему листу исследования. (Лист исследования (Приложение1)) Слайд 4

( Однозначные слова имеют одно значение, а многозначные слова - два или более значений.)

- Что мы хотим узнать? (Как появляются многозначные слова?)

-Что для этого мы будем делать? (Обратимся к учебнику.)

4.1 Знакомство с первым способом появления многозначных слов.

(Я помог бабушке вдеть нитку в иголку. У сосны иголки длиннее, чем у ели.)

- Объясните значения выделенных слов. (Иголка-инструмент, иголка - листья ели и сосны.)

- Молодцы! Иголка - швейная принадлежность, заострённый металлический стержень с ушком для вдевания нити. Иголка – хвоя у хвойных деревьев.

- Рассмотрите рисунки 3, 4 и прочтите подписи-предложения. (Учёные-археологи нашли старинную золотую чашу. Наступила золотая осень.)

- Объясните значения выделенных слов. (Золотая – изделия из металла жёлтого цвета. Золотая – цвета золота, блестяще-жёлтая.)

- Рассмотрите рисунки 1, 2 и прочтите подписи-предложения на странице 35 внизу. (Туристы идут в поход. Часы идут правильно.)

- Объясните значения выделенных слов. (Идут – двигаются, переступая ногами куда-нибудь. Идут – о механизме: быть в действии.)

- Молодцы! Какое сходство наблюдаем здесь? (Сходство по действию.)

- Сделайте вывод, когда у слова появляются другие значения. (У слова появляются другие значения, когда слово называет похожие предметы, похожие признаки, похожие действия.)

- Проверьте правильность своего вывода в учебник с.35. (У слова появляются другие значения, когда слово называет предметы, признаки, действия, чем-то похожие между собой.)

На космодром

Дружно в ногу мы идем,

Мы идем на космодром.

Мы походим на носках, а потом на пятках.

Вот проверили осанку, и свели лопатки.

Ждет нас быстрая ракета, для полетов на планеты.

- Какой праздник будет отмечать наша страна 12 апреля? (60- летие первого космического полёта.)

- Что связывает Смоленщину, нас с этой датой? (Он– наш земляк, 60 лет назад Ю.А.Гагарин совершил 1 космический полёт.)

5.Реализация проекта

-Переверните страницу учебника, упр.1 стр.36, прочитайте задание.

Что нужно сделать? (Прочитать и объяснить значения выделенных слов.)

(На доску табличку - прямое значение слова)

- Почему можно сказать: хвост очереди, стальная воля, золотое сердце?

- Хвост очереди – вереница людей, стоящих друг за другом.

Стальная воля – очень сильная, крепкая.

Золотое сердце – доброе, отзывчивое, чуткое, благородное.

- Так как же ещё могут появляться многозначные слова? (В результате переноса значения с одного предмета на другой.)

- Прочитаем правило на стр.36.

На доску табличку- переносное значение слова.

- При многозначности одно из значений слова является прямым, а все остальные — переносными.

Прямое значение слова — это его основное лексическое значение. Оно непосредственно направлено на предмет (сразу вызывает представление о предмете, явлении).

Переносное значение слова — это его вторичное значение, которое возникло на основе прямого в результате переноса наименования одного предмета (признака, действия и т.д.) на другой, в чем-либо сходный с ним.

6.Первичное закрепление во внешней речи

-Объясните значение выделенных слов. Запишите предложения, в которых выделенные слова употреблены в переносном значении. Просигнальте о выполнении работы. ( Карточки тем, кто раньше всех справился.) (Приложение 2.)

- Проверим правильность выполнения задания.(1)Класс внимательно слушал учителя.4) Я съел две тарелки супа.)

7.Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону Слайд 7

Задание: обведите цифру правильного ответа. ( Приложение 3)

1. Лексическое значение слов разъясняется:
1) в орфографических словарях
2) в толковых словарях
3) в словарях синонимов

2. Слово, имеющее несколько значений, называется:
1) однозначным
2) простым
3) многозначным

3. Определите, что означает предложение:
Мама светится от счастья.
1) мама освещает комнату
2) в помещении стало светло
3) мама радуется

4. Укажите ряд, в котором все слова многозначные.
1) лампа, ножницы, компьютер.
2) ключ, корень, кнопка.
3) окунь, ручка, щенок.

-Просигнальте цветными ладошками: зеленая – без ошибок, желтая-

1 ошибка, красная -2 и более ошибок.

8. Рефлексия деятельности (итог урока)

- Давайте вернёмся к теме нашего урока и нашему проблемному вопросу.

Как появляются многозначные слова?

-У слов появляются другие значения, когда наблюдаем сходство предметов, признаков, действий.)

- Всем понятен этот способ? Просигнальте цветными ладошками: зеленая - всё понял, желтая - понял, но испытываю затруднения, красная - не понял.

-Значения многозначных слов могут быть переносными. Всем понятен этот способ? Просигнальте цветными ладошками: зеленая - всё понял, желтая - понял, но испытываю затруднения, красная - не понял.

-Всё ли нам удалось?

-А теперь я попрошу дать себе самооценку по итогам работы на уроке.

Дорисуйте смайлик с помощью наших рук. Слайд 9


! – если вы хорошо поняли тему

? – если вы не совсем хорошо поняли тему и у вас есть вопросы


- урок понравился и вы довольны своей работой


- урок не понравился, я не очень доволен своей работой

Читайте также: