Серая шейка конспект подготовительная группа

Обновлено: 05.07.2024

- Учить выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке.

- Закрепить приемы рисования восковыми карандашами. Вызвать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

- Развивать умение полно и точно отвечать на поставленные вопросы.

- Воспитывать положительные качества: доброту, желание дружить, приходить на помощь другу.

Раздаточный материал: альбомные листы, восковые карандаши; пластилин, стека, готовая панорама, доска для лепки. Иллюстрации к сказке.

Воспитатель: Ребята, мы сегодня посетим сказочную выставку книг, а полетим мы на ковре-самолете. Приглашает нас в полет, необычный самолет

С виду он ковер обычный, но летает очень быстро.

Воспитатель: Вот мы и прилетели. Посмотрите, ребята, сколько здесь книг: и сказки, и рассказы. А вот эта книга нам знакома, как она называется?(показывает детям)

Воспитатель: Хорошо,а кто написал это произведение?

Ответы детей. (Мамин-Сибиряк)

Воспитатель: Правильно,молодцы. Предлагаю вспомнить некоторые моменты из сказки. Почему серая шейка осталась зимовать на реке?

Ответы детей ( лиса прокусила Серой шейке крыло и она не смогла улететь со всеми)

Воспитатель: Расскажите, а какие опасности ее ждали? С кем подружилась уточка?

Ответы детей (наступили холода, каждый день приходила лиса, проверяла не замерз ли лед на реке, чтобы съесть уточку. Серая шейка подружилась с зайцем,который помогал ей.)

Воспитатель: А чем же закончилась сказка?

Ответы детей (Охотник охотился на лису, но она смогла убежать. На реке охотник заметил уточку и забрал ее к себе.)

Воспитатель:Ребята, вы молодцы. А теперь посмотрите на картинку и опишите характер уточки, какая она?

Ответы детей. (добрая,милая,беззащитная, одинокая).

Воспитатель: А лиса,какая она?

Ответы детей.(хитрая,вредная, злая).

Воспитатель: Молодцы, хорошо запомнили сказку и ее героев. Предлагаю немного отдохнуть.

Физкультминутка:

На носочки встанем,
Облачко достанем.
На корточки присядем,
Травушку погладим.
Руками- крыльями взмахнем,
Как утята поклюём.
В стайки соберемся,
Друг другу улыбнемся.
Мы сумели отдохнуть
И готовы в дальний путь.

Дети садятся за приготовленные столы, приступают к рисованию и лепке по желанию. Воспитатель подходит к детям, наблюдает за работой, помогает в случае затруднения. К концу деятельности воспитатель предупреждает, что остается немного времени. Готовые рисунки разложить и рассмотреть с детьми, отметить наиболее удачные рисунки. (хорошо нарисована уточка, как осторожно ползет лиса).Предложить детям рассказать о своих рисунках, описать своих героев.

Вылепленные фигурки устанавливают на панораму, рассматривают и обсуждают.

Воспитатель: Молодцы, мне ваши рисунки и персонажи из пластилина очень понравились, вы хорошо потрудились.

Наше необычное путешествие заканчивается, нам пора отправляться в детский сад.

Часть 1. Развитие речи

Образовательные. Обучение пересказу по серии сюжетных картин. Уточнение, активизация словаря по темам “Перелётные птицы”, “Приметы осени”. Обучение подбору слов, обозначающих различное настроение. Учить слушать музыку и определять ее характер.

Развивающие. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, внимания. Развитие активного и пассивного словаря детей; совершенствование навыка беседы.

Воспитательные. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы, умения сопереживать.

Беседа о настроении музыки и стихотворения. Какие чувства, эмоции возникли при прослушивании.

-Какие слова в стихотворении создают грустное настроение? Послушайте стихотворение еще раз.

(с печальным шумом обнажалась, приближалась довольно скучная пора)

2. Сейчас я прочитаю вам отрывок из одного произведения. Постарайтесь вспомнить, как оно называется и кто автор.

- Как называется это произведение? Кто автор?

-Какое время года описывается в этом отрывке?

-Какое настроение? Докажите.

-То же время года описывается или другое? Докажите.

3. Предлагаю вспомнить некоторые моменты этой сказки.

-Про кого эта сказка?

-Почему Серая Шейка осталась зимовать на реке?

( лиса прокусила Серой Шейке крыло, и она не смогла улететь со всеми)

- Расскажите, а какие опасности ее ждали?

(наступили холода, каждый день приходила лиса, проверяла не замерз ли лед на реке, чтобы съесть уточку.

- С кем подружилась уточка?

(Серая шейка подружилась с зайцем,который помогал ей.)

- А чем же закончилась сказка?

(. На реке охотник заметил уточку и забрал ее к себе.)

Вы можете объяснить, что обозначает слово. . . , что вы можете сказать о слове. . . , как вы понимаете смысл слова. . . )

Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла ли полынья

Береговая поросль быстро теряла листву

Наступил роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки..

Ты держись около того берега, где в реку сбегает ключик – (многозначное слово)

5.Ребята, давайте сравним состояние природы и состояние Серой Шейки.

Обратимся к тексту.

Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая Серая Шейка одна.

-Есть где спрятаться Серой Шейке?

(Нет, потому что берега оголилась. )

-Получается, она беззащитна.

Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

(Серая Шейка плачет, Старая утка. )

-Скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. )

6. Пересказ по серии картинок

-Ребята, о чем говорилось в первой части?

(Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей страшно.)

-Во второй части? (Приходит лиса и пугает С.Ш)

-Третья часть? (дружба с Зайцем)

-Четвертая часть? Спасение.

-Кто попробует рассказать нам всю сказку, опираясь на наши картинки?

Все молодцы. Что нового узнали? Что понравилось?

Часть 2. Изобразительная деятельность

Программное содержание. Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.). Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Не следует много читать в начале занятия. Можно прочитать некоторые отрывки из сказки в процессе создания детьми картин, чтобы напомнить образы сказки. В заключение вступительной беседы спросить у детей, чем окончилась эта история.

Предложить детям приступить к рисованию. Подходить к каждому ребенку, наблюдать за работой, помогать в случае затруднений, давать советы. Если кто-то из ребят нуждается в уточнении представлений об изображаемых предметах и явлениях, он может рассмотреть заранее подготовленные на столе воспитателя иллюстрации.

Готовые рисунки выставить на доске или разложить на сдвинутых столах. Рассмотреть их с детьми, отметить наиболее выразительные решения (хорошо нарисована уточка, передано, как осторожно ползет лиса, изображена настоящая зима и т. п.). Предложить детям рассказать о своих рисунках. Из детских рисунков можно составить книгу и положить ее в книжный уголок.

Примечание. Занятие на тему этой сказки можно провести и по-другому: предложить детям создать коллективную композицию в виде панорамы. Одна подгруппа детей изображает лес (зимний или осенний). Другая подгруппа рисует горизонтальную часть панорамы: реку, ее берега. Персонажей сказки (уток, собирающихся к отлету, Серую Шейку, зайцев, лису, охотника) лепят дети третьей подгруппы. Вылепленные фигурки устанавливают на панораму. Созданную композицию следует рассмотреть и обсудить с детьми.

Материалы. Альбомные листы (или бумага чуть большего формата), краски гуашь, акварель, сангина, палитры, кисти.

Форма работы: организационный момент, загадка, беседа с использованием ИКТ, игра, продуктивная деятельность детей, анализ детских работ.

Развивать интерес к созданию коллективной композиции в виде панорамы.

Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы пе-редать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, ре-ка и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка).

Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для наб-росков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.).

Закреплять умение лепить утку, зайцев, лису. Добиваться большей точности в передаче основной формы, характерных деталей.

Формировать умение коллективно обдумывать расположение героев на фоне.

Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, расска-зывать сказку.

Способы: словесный (загадка, художественное слово, вопросы, словесная игра, рассказ-сопровождение презентации, наглядный (мультимедийная презентация, наглядно-практический (выполнение изображения, информационно-развивающий (беседа). практический (перцептивный аспект (выполнение творческого задания – создание книги для книжного уголка).

Средства: Альбомные листы (или бумага чуть большего формата, краски гуашь, акварель, сангина, палитры, кисти. Глина или пластилин, стеки, доски для лепки.

Ход деятельности.

Путь их ведом, они это знают.

Улетают птицы в теплый край,

Там для них и корм и светлый рай.

Кто написал эту сказку? Мамин-Сибиряк.

Русский писатель Мамин-Сибиряк очень любил природу, наблюдал за ее явлениями, за жизнью и повадками животных, птиц. Напомню вам, как писатель описывает в сказке сборы птиц к отлету в теплые края: “Первый осенний холод, от которого пожелтела трава, привел всех птиц в большую тревогу. Все начали готовиться в дальний путь, и все имели такой серьезный, озабоченный вид. Да, нелегко перелететь пространс-тво в несколько тысяч верст…” Кто является главным героем сказки? Серая шейка. Слайд 2.

Давайте вспомним кто встретился на пути Серой шейке? Слайд 3.

Не барашек и не кот,

Носит шубу круглый год.

Шуба серая — для лета,

Для зимы — другого цвета. (Заяц)

По снежку зимой бежала,

И следы все заметала.

Рыжий мех, а хвост – краса!

Подскажите, кто? (Лиса)

Кто из героев положительный и почему?

Кто из героев отрицательный и почему?

Птицы начали спускаться,

На поляне все садятся.

Предстоит им долгий путь,

Надо птичкам отдохнуть. (Дети садятся в глубокий присед и сидят несколько секунд.)

И опять пора в дорогу,

Вот и юг. Ура! Ура!

Приземляться нам пора.

Ребята сейчас я предлагаю Вам создать коллективную композицию в виде панорамы. Для этого мы разделимся на три подгруппы. Обратите внимание на ваши стульчики. Что в них необычного? На них осенние листочки.

Одна подгруппа детей, с берёзовым листом, изображает лес (зимний или осенний). Другая подгруппа, с кленовым листом, рисует горизон-тальную часть панорамы: реку, ее берега. Персонажей сказки (уток, со-бирающихся к отлету, Серую Шейку, зайцев, лису, охотника) лепят дети третьей подгруппы, с дубовым листом. Слайд 4, 5.

Занимаем свои места. Вспоминаем приемы рисования и лепки.

Анализ детских работ :

Вылепленные фигурки устанавливаем на панораму. Созданные композиции рассматриваем и отмечаем наиболее выразительные решения. Соединяем, создаем сюжет. Вы сегодня были настоящими художниками, скульпторами, вы очень старались и поэтому у вас получились красивые иллюстрации и подделки, которые мы с вами объединили в один сюжет. Дети проводят анализ своих рисунков и работ. Выслушиваем ответы 2-3 детей. Предлагаю детям рассказать о своих ри-сунках и подделках. Что удалось? Какие затруднения испытывали? Что было легко? Кто спас серую шейку? Слайд 6 Вспоминаем пословицы о добре:

• Добра на худо не меняют.

• Добро творить - себя веселить.

• Добро и во сне хорошо.

• Делать добро спеши.

• Добро наживай, а худое избывай.

• Злой человек не проживет в добре век.

Прикреплённые файлы:

Часть 1. Развитие речи

Образовательные. Обучение пересказу по серии сюжетных картин. Уточнение, активизация словаря по темам “Перелётные птицы”, “Приметы осени”. Обучение подбору слов, обозначающих различное настроение. Учить слушать музыку и определять ее характер.

Развивающие. Развитие связной речи, совершенствование грамматического строя речи. Развитие логического мышления, внимания. Развитие активного и пассивного словаря детей; совершенствование навыка беседы.

Воспитательные. Воспитание бережного отношения к объектам живой природы.

1. Сейчас я прочитаю вам отрывок из одного произведения. Постарайтесь вспомнить, как оно называется и кто автор.

- Как называется это произведение? Кто автор?

-Какое время года описывается в этом отрывке?

-Какое настроение? Докажите.

-То же время года описывается или другое? Докажите.

2. Предлагаю вспомнить некоторые моменты этой сказки.

-Про кого эта сказка?

-Почему Серая Шейка осталась зимовать на реке?

( лиса прокусила Серой Шейке крыло, и она не смогла улететь со всеми)

- Расскажите, а какие опасности ее ждали?

(наступили холода, каждый день приходила лиса, проверяла не замерз ли лед на реке, чтобы съесть уточку.

- С кем подружилась уточка?

(Серая шейка подружилась с зайцем,который помогал ей.)

- А чем же закончилась сказка?

(. На реке охотник заметил уточку и забрал ее к себе.)

Вы можете объяснить, что обозначает слово. . . , что вы можете сказать о слове. . . , как вы понимаете смысл слова. . . )

Лиса начала приходить каждый день - проведать, не застыла ли полынья

Береговая поросль быстро теряла листву

Наступил роковой день – неизбежный, в данном случае, драматический для Серой Шейки..

Ты держись около того берега, где в реку сбегает ключик – (многозначное слово)

4.Ребята, давайте сравним состояние природы и состояние Серой Шейки.

Обратимся к тексту.

Страшно, одиноко, жутко. Большая река и маленькая Серая Шейка одна.

-Есть где спрятаться Серой Шейке?

(Нет, потому что берега оголилась. )

-Получается, она беззащитна.

Улетают родные Серой Шейки. Значит, сейчас она осталась совсем одна.

(Серая Шейка плачет, Старая утка. )

-Скажите, с какой целью автор подробно описывает первые признаки зимы?

(Описание природы готовит нас к тому, что Серой Шейке будет очень трудно пережить зиму. )

6. Пересказ по серии картинок

-Ребята, о чем говорилось в первой части?

(Серая Шейка осталась одна на реке, уточке страшно, она не знает, что её ждет зимой, ей страшно.)

-Во второй части? (Приходит лиса и пугает С.Ш)

-Третья часть? (дружба с Зайцем)

-Четвертая часть? Спасение.

-Кто попробует рассказать нам всю сказку, опираясь на наши картинки?

Все молодцы. Что нового узнали? Что понравилось?

Часть 2. Изобразительная деятельность

Программное содержание. Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению. Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; лиса, зайцы, охотники, Серая Шейка). Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью, сангиной; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур (лиса, охотник и др.). Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать о них.

Не следует много читать в начале занятия. Можно прочитать некоторые отрывки из сказки в процессе создания детьми картин, чтобы напомнить образы сказки. В заключение вступительной беседы спросить у детей, чем окончилась эта история.

Предложить детям приступить к рисованию. Подходить к каждому ребенку, наблюдать за работой, помогать в случае затруднений, давать советы. Если кто-то из ребят нуждается в уточнении представлений об изображаемых предметах и явлениях, он может рассмотреть заранее подготовленные на столе воспитателя иллюстрации.

Готовые рисунки выставить на доске или разложить на сдвинутых столах. Рассмотреть их с детьми, отметить наиболее выразительные решения (хорошо нарисована уточка, передано, как осторожно ползет лиса, изображена настоящая зима и т. п.). Предложить детям рассказать о своих рисунках. Из детских рисунков можно составить книгу и положить ее в книжный уголок.

Примечание. Занятие на тему этой сказки можно провести и по-другому: предложить детям создать коллективную композицию в виде панорамы. Одна подгруппа детей изображает лес (зимний или осенний). Другая подгруппа рисует горизонтальную часть панорамы: реку, ее берега. Персонажей сказки (уток, собирающихся к отлету, Серую Шейку, зайцев, лису, охотника) лепят дети третьей подгруппы. Вылепленные фигурки устанавливают на панораму. Созданную композицию следует рассмотреть и обсудить с детьми.

Материалы. Альбомные листы (или бумага чуть большего формата), краски гуашь, акварель, сангина, палитры, кисти.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: Развивать интерес к созданию иллюстраций к литературному произведению.

– Формировать умение выбирать эпизод, который хотелось бы передать в рисунке; создавать образы сказки (лес, лесная поляна, река и ее берега; птицы, собирающиеся в стаи, летящие в небе; птицы, охотник, Серая Шейка).

– Закреплять приемы рисования красками, закрашивания рисунка кистью; использования простого карандаша для набросков при рисовании сложных фигур.

– Вызывать интерес к рисункам, желание рассматривать, рассказывать их.

Раздаточный материал: лист бумаги размером А 4, краски акварельные, простой и цветные карандаши, кисть беличья, салфетка, палитра, стаканчик с водой.

Есть про Уточку загадка.

Вместе с зайцами в лесу.

Провели они Лису! –

Прямо в прорубь провалилась!

И чуть – чуть не утопилась! (Серая Шейка)

Ловит рыбку – чудеса!

Хитро глазками сверкнёт,

Пышным хвостиком махнёт

И умчится, вдруг, в леса.

Как зовут её? (Лиса)

Угадайте, что за шапка:

Меха целая охапка.

Шапка бегает в бору,

У стволов грызет кору. (Заяц)

– Верно. Ребята, сегодня мы будем рисовать иллюстрации к этой сказке. Скажите мне, а что такое иллюстрации, и кто их создает?

– Да, иллюстрации – это картинки, на которых изображен отрывок произведения или герои произведения. Их особенно много в детских книгах, чтобы детям было интересно читать книги. А создают их художники– иллюстраторы.

Физкультминутка (Движения по тексту стихотворения)

Зайка прыгнул на пенек.

Зайцу холодно сидеть,

Нужно лапочки погреть,

Лапки вверх, лапки вниз,

На носочках подтянись,

Лапки ставим на бочок,

На носочках скок-поскок.

А затем вприсядку,

Чтоб не мерзли лапки.

В ходе работы подхожу к каждому ребенку наблюдаю за работой. Если кто-то затрудняется можно показать иллюстрации из книги. Готовые рисунки выкладываем на столе и рассматриваем вместе с детьми, отмечаем наиболее выразительные.

Воспитатель: Ребята, вам понравилось быть сегодня в роли художников–иллюстраторов?

– Что было сложным для вас?

Читайте также: