Ассонанс и аллитерация конспект
Обновлено: 27.06.2024
Цель урока. Обучение анализу фонетической организации речи.
- актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись;
- научиться редактировать текст с точки зрения его фонетической организации;
- усовершенствовать навык анализа фонетических средств выразительности речи.
Оборудование: распечатки текстов, слайды.
Эмоциональный старт: чтение учителем (подготовленным учеником) стихотворения С.Я.Маршака.
Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.
Задание № 1.
Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьём бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель,
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косьё в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И всё, казалось, пело:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.
Укажите недочёты фоники в отрывках из произведений молодых авторов, запишите вариант редактирования. Сравните его с вариантом правки М.Горького.
- ТОУ – театральная организация учащихся.
- КИТ – клуб интересующихся театром.
- ТКУ – театральный клуб учащихся.
- ТКШ – театральный клуб школьников.
- ШТИ – школьное театральное искусство.
- ШТО – школьное театральное общество.
- ОТИ – общество театрального искусства.
- Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала. (П.)
- Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (П.)
- Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали. (Н.)
- Стучат каблучки, как будто копытца, – девчонка к колонке сбегает напиться. (Возн.)
- Изба-старуха челюстью порога жуёт шершавый мякиш тишины. Е.)
- Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (П.)
– Сроки каких авторов вы узнали?
– Как называется использованный поэтами приём выразительности? Дайте его определение. (Звукопись – приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.)
Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.
Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи. Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)
1) Только ночью видишь ты вселенную.
Тишина и темнота нужна,
Чтоб на эту встречу сокровенную,
Не закрыв лица, пришла она.2) Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.
Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определённой звуковой окраски. Работа в группах.
Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.
Запишите стихотворение А.С.Пушкина. Подготовьте связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.
Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.
(Один из возможных вариантов ответа:
(Один из возможных вариантов работы:
Аллитерацией называется повторение согласных. Например:
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в .
С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д. Например:
К старым дням
путаницу волос (Маяковский).
Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.
Аллитерацией называется повторение согласных. Например:
Настанет ночь; луна обходит
Дозором дальний свод небес,
И соловей во мгле древес
Напевы звучные заводит.
В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в .
С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д. Например:
К старым дням
путаницу волос (Маяковский).
Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.
- Для учеников 1-11 классов и дошкольников
- Бесплатные сертификаты учителям и участникам
Тема: Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.
Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.
1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.
2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;
3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна.
В нем все оттенки, все переходы звуков
от самых твердых до самых нежных и мягких;
он беспределен и может. обогащаться ежеминутно.
2. Разминка. Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Проверь по словарю.
звон Я т т У фля килом Е тр догов О р хоз Я ева дос У г
Спишите новые слова в тетрадь и запомните их произношение.
Рота прошла через вор О та.
М Е льком взглянешь- на мель сядешь.
Рынок опт О вый, фруктовый.
Съев т О рты, не влез в шорты.
Слово учителя: Сегодня заключительное занятие по фонетике, орфоэпии. Что же мы узнали?
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.
Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения.
Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).
Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторон а — стор о нка — ст о роны.)
Слово учителя: А теперь давайте обратимся к высказыванию известного лингвиста К.С. Горбачевича:
— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?
Сегодня мы будем вести разговор о фонетическом портрете слова. Вы можете сказать: портреты рисуют художники кисти и пера. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник!
Наша цель: сформировать умение видеть фонетические явления в слове.
Согласитесь, что каждый человек хотел бы стать великим и известным, но для этого надо научиться в малом замечать великое. Итак, всматривайтесь в малое и вы увидите великое.
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Учащиеся. Это жук.
Учащиеся. Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.
Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?
Учащиеся. Это звукопись.
Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь в нашей мастерской. Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.
ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.
Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
На б л едно–го л убой э м а л и,
Какая м ыс л и м а в апре л е…
Не в а в зду в алась и ре в ела,
К от л ом кл о к оча и кл убясь,
И в д р уг, как з в е р ь осте рв енясь,
На город кинулась.
За нев е стою сво е й
Корол е вич Елис е й
Между т е м по свету скачет.
Н е т как н е т! Он г о рько плачет,
И ког о ни спр о сит о н,
Всем вопр о с ег о мудр ё н…
И в сум у его пуст у ю
С у ют грамоту друг у ю…
Ассонансы и аллитерации бывают изобразительные (звукоподражательные) и выразительные, выражающие экспрессию, чувства.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.
Учитель. Я приглашаю вас в мастерскую. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, постараемся увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя, постараемся результаты исследования оформить в виде небольших выступлений.
Давайте обратимся к текстам:
Какие средства выразительности речи встречаются в тексте детской поэтессы А.И.Токмаковой:
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Запевают гимн мышиный:
Для мышей столы накрыты.
Затихает шорох шинный,
Ночью пусть пируют мыши
Тише, тише, тише, тише!
Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украИнской ночи.
Теперь, когда связь между звуком и смыслом не вызывает сомнения, познакомимся с ней поближе. Проведем свое лингвистическое исследование. Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Мы не случайно обращаемся к фольклору. Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.
Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.
Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.
Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?
Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.
Ассоциативная разминка № 2
Учитель. Продолжаем наше исследование. Поговорим о роли звукописи в поэтических тесках, ведь именно поэзия является самым ярким выражением всех средств речевой выразительности, в том числе и звукописи. Предлагаю вам ассоциативную разминку № 2: послушайте стихи, а потом рассказываете о тех образах, которые представили, о тех чувствах, которые возникли. Какие звуки помогли вам? Сделайте вывод о роли звукописи.
1. Внимательно прочитать слово
2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове.
Аллитерация Ассонанс
Александр Блок - наиболее певучий поэт, осуществляющий музыку своих ритмов и красок, словесной инструментовки непредвзято, непроизвольно: аллитерации и ассонансы других модернистов все еще сидят на внутренней пульсации как-то внешне; и - отстают, как броня; расположение, сочетание блоковских слов непроизвольно сливаются с внутренним ритмом поэзии; чисто блоковские повторения слов, игра повторений - выражение ритма Музы, ищущего в повторениях все того же во многом единства многоразличия:
Такой прозрачной глубины
Не видно никогда,
Такой глубокой тишины
Не слышно никогда 34 .
Более могучим Его орудием являются ассонансы ударных гласных; например: "бисер нижет, нити вяжет" (и-и-и), "И веют древними поверьями" (е-е-е); "жду я Прекрасной Дамы в сияньи красных лампад" (у-я-а-а-я-а-а).
Еще более богата поэзия Блока аллитерациями; многообразием мягких аллитераций залит первый том; очень много аллитераций на "б" в сочетании с "л", с "ми" и с другими согласными:
Брожу (брж) в стенах монастыря (ст-ст-на-на)
Безрадостный (бэр) (ст) (ный) и темный (ный) инок (ин)
Чуть брезжит бледная заря (бржж-бэр)
Слежу мелькания снеж-инок (слеж-слеж, кания-инок) 39 .
Четверостишие инструментовано непроизвольно тремя группами звуков: "бржз" -- "ст" -- "инок".
- Что такое звукопись?
- Какой приём звукописи называется аллитерацией?
- Какой приём звукописи называется ассонансом?
- Чего достигает поэт, используя приёмы звукописи?
- Какой становится стихотворная речь с использованием приёмов звукописи?
Звукопись , использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность
Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).
Учитель. Искренне надеюсь, ребята, что, проведя исследование, вы увидели, что звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысль поэта, чувства и настроение лирического героя. Поэтическое слово как будто имеет свой вкус, цвет, запах, объем. И почувствовать это слово, а не просто понять его лексическое значение, почувствовать его вкус, запах, его другой смысл, часто скрытый, помогает его ЗВУЧАНИЕ. Важно уметь слышать, а слыша, понимать и скрытый, не всегда на поверхности лежащий, смысл. Слыша и понимая, наслаждаться звучащим словом. Желаю, чтобы вас окружали только приятно звучащие слова, чтобы вам хотелось произносить только приятно звучащие слова.
Заключительный урок по русскому языку в 10 классе по теме: Орфоэпия. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс.
Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.
1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.
2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;
3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.
Тема: Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.
Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.
1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.
2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;
3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.
Необыкновенный язык наш есть еще тайна.
В нем все оттенки, все переходы звуков
от самых твердых до самых нежных и мягких;
он беспределен и может. обогащаться ежеминутно.
2. Разминка. Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Проверь по словарю.
звонЯт тУфля киломЕтр договОр хозЯева досУг
Спишите новые слова в тетрадь и запомните их произношение.
Рота прошла через ворОта.
МЕльком взглянешь- на мель сядешь.
Рынок оптОвый, фруктовый.
Съев тОрты, не влез в шорты.
Слово учителя: Сегодня заключительное занятие по фонетике, орфоэпии. Что же мы узнали?
Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.
Звуки делятся на гласные и согласные.
Гласные звуки могут быть ударными и безударными.
Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.
Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения.
Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).
Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона — сторонка — стороны.)
Слово учителя: А теперь давайте обратимся к высказыванию известного лингвиста К.С. Горбачевича:
— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?
Сегодня мы будем вести разговор о фонетическом портрете слова. Вы можете сказать: портреты рисуют художники кисти и пера. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник!
Наша цель: сформировать умение видеть фонетические явления в слове.
Согласитесь, что каждый человек хотел бы стать великим и известным, но для этого надо научиться в малом замечать великое. Итак, всматривайтесь в малое и вы увидите великое.
Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.
Не жужжу, когда сижу,
Не жужжу, когда хожу,
Не жужжу, когда тружусь,
А жужжу, когда кружусь.
Учащиеся. Это жук.
Учащиеся. Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.
Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?
Учащиеся. Это звукопись.
Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь в нашей мастерской. Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.
ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.
Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.
Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако
Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.
[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.
Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:
Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.
Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.
С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.
С [о]- высокое, голубое, лоно:
С [и] - близкое, низкое, стискивающее".
На бледно–голубой эмали,
Какая мыслима в апреле…
Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.
За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён…
И в суму его пустую
Суют грамоту другую…
Ассонансы и аллитерации бывают изобразительные (звукоподражательные) и выразительные, выражающие экспрессию, чувства.
Русалка плыла по реке голубой,
Озаряема полной луной;
И старалась она доплеснуть до луны
Серебристую пену волны.
Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.
Учитель. Я приглашаю вас в мастерскую. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, постараемся увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя, постараемся результаты исследования оформить в виде небольших выступлений.
Давайте обратимся к текстам:
Какие средства выразительности речи встречаются в тексте детской поэтессы А.И.Токмаковой:
Тише, тише, тише, тише,
Шелестят на крыше мыши.
Под мышиным серым флагом
Маршируют шаг за шагом.
Запевают гимн мышиный:
Для мышей столы накрыты.
Затихает шорох шинный,
Ночью пусть пируют мыши
Тише, тише, тише, тише!
Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.
Тиха украинская ночь.
Прозрачно небо. Звезды блещут.
Своей дремоты превозмочь
Не хочет воздух.
Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украИнской ночи.
Теперь, когда связь между звуком и смыслом не вызывает сомнения, познакомимся с ней поближе. Проведем свое лингвистическое исследование. Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Мы не случайно обращаемся к фольклору. Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.
Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.
Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.
Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.
Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.
Кручу, бурчу, знать никого не хочу.
Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.
Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?
Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.
Ассоциативная разминка № 2
Учитель. Продолжаем наше исследование. Поговорим о роли звукописи в поэтических тесках, ведь именно поэзия является самым ярким выражением всех средств речевой выразительности, в том числе и звукописи. Предлагаю вам ассоциативную разминку № 2: вы закрываете глаза и слушаете стихи, а потом рассказываете о тех образах, которые представили, о тех чувствах, которые возникли. Какие звуки помогли вам? Сделайте вывод о роли звукописи.
1. Внимательно прочитать слово
2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове.
Согласные Гласные
Аллитерация Ассонанс
Александр Блок - наиболее певучий поэт, осуществляющий музыку своих ритмов и красок, словесной инструментовки непредвзято, непроизвольно: аллитерации и ассонансы других модернистов все еще сидят на внутренней пульсации как-то внешне; и - отстают, как броня; расположение, сочетание блоковских слов непроизвольно сливаются с внутренним ритмом поэзии; чисто блоковские повторения слов, игра повторений - выражение ритма Музы, ищущего в повторениях все того же во многом единства многоразличия:
Такой прозрачной глубины
Не видно никогда,
Такой глубокой тишины
Не слышно никогда 34 .
Более могучим Его орудием являются ассонансы ударных гласных; например: "бисер нижет, нити вяжет" (и-и-и), "И веют древними поверьями" (е-е-е); "жду я Прекрасной Дамы в сияньи красных лампад" (у-я-а-а-я-а-а).
Еще более богата поэзия Блока аллитерациями; многообразием мягких аллитераций залит первый том; очень много аллитераций на "б" в сочетании с "л", с "ми" и с другими согласными:
Брожу (брж) в стенах монастыря (ст-ст-на-на)
Безрадостный (бэр) (ст) (ный) и темный (ный) инок (ин)
Чуть брезжит бледная заря (бржж-бэр)
Слежу мелькания снеж-инок (слеж-слеж, кания-инок) 39 .
Четверостишие инструментовано непроизвольно тремя группами звуков: "бржз" -- "ст" -- "инок".
- Что такое звукопись?
- Какой приём звукописи называется аллитерацией?
- Какой приём звукописи называется ассонансом?
- Чего достигает поэт, используя приёмы звукописи?
- Какой становится стихотворная речь с использованием приёмов звукописи?
Звукопись, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.
Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность
Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).
Учитель. Искренне надеюсь, ребята, что, проведя исследование, вы увидели, что звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысль поэта, чувства и настроение лирического героя. Поэтическое слово как будто имеет свой вкус, цвет, запах, объем. И почувствовать это слово, а не просто понять его лексическое значение, почувствовать его вкус, запах, его другой смысл, часто скрытый, помогает его ЗВУЧАНИЕ. Важно уметь слышать, а слыша, понимать и скрытый, не всегда на поверхности лежащий, смысл. Слыша и понимая, наслаждаться звучащим словом. Желаю, чтобы вас окружали только приятно звучащие слова, чтобы вам хотелось произносить только приятно звучащие слова.
Средства выразительности речи используются в текстах художественного стиля для придания им большей эмоциональности, усиления воздействия на читателя или слушателя, а иногда и помогают углубить смысл текста. Все средства выразительности можно разделить на группы в соответствии с разделами языкознания:
- фонетические (использование звукописи);
- словообразовательные (особое использование морфем);
- лексические (использование тропов — слов/сочетаний слов в переносном значении);
- синтаксические (использование фигур речи — особых синтаксических конструкций для усиления экспрессивности);
- морфологические (акцент в тексте на определенные части речи).
В наибольшем объеме в литературе используются синтаксические, лексические и фонетические средства.
Фонетические средства выразительности связаны с фонетикой — разделом науки о языке, изучающем звуки речи. Звук — это наименьшая неделимая единица языка. Любой звук обладает множеством физических характеристик: амплитуда (сила), частота (высота), тембр, долгота. Звуки речи могут быть твердыми или мягкими, они могут произноситься легко или преодолевать преграды (зубы, язык и т.д.), быть сильными или слабыми.
Все это разнообразие позволяет использовать звуки как мощное средство выразительности, основанное на ассоциации некоторых звучаний с определенным настроением, явлением природы, даже цветом. Образы, создаваемые с помощью звукового символизма, или поэтической живописи, бывают сугубо индивидуальными, и это одна из причин того, что произведение словесного искусства может вызывать у людей разную реакцию.
В обычной речи высокие и низкие, твердые и мягкие, и прочие звуки встречаются примерно с одной и той же частотой. В художественной речи это равновесие — иногда сознательно, иногда бессознательно — авторами нарушается.
Повтор различных звуков или их сочетаний с целью создания звукового образа называется звукописью (инструментовкой) и помогает создать особый эмоциональный настрой на восприятие художественного произведения.
Наиболее распространена звукопись в поэзии, где звучание слова может быть даже важнее, чем его смысл. Звукопись делает русскую литературу необычайно выразительной и певучей.
Нельзя путать звук и букву! Звуки мы произносим, а буквами разными закрепленными способами обозначаем эти звуки и переносим устную речь на бумагу или набираем на клавиатуре. Звуки не всегда совпадают с буквами. Когда речь идет о звукописи, подразумеваются именно звуки. А они иногда не совпадают с буквами.
Средства фонетической выразительности
Приемов звукописи может быть множество, каждый автор стремится быть неповторимым и искать собственные художественные приемы, однако все они укладываются в три основных вида: аллитерация, ассонанс и звукоподражание.
Аллитерация
Аллитерация (от лат. alliteratio – созвучие) — организованный фонетический повтор, многократное использование в тексте одного или нескольких согласных звуков для создания большей экспрессивности текста.
Желтел, облака пожирая, песок.
Предгрозье играло бровями кустарника.
Повтор свистящих и шипящих звуков в стихотворении Есенина рисует немного другую картину — завывание зимней вьюги, заметающей сугробами все вокруг.
Свищет ветер, серебряный ветер
В шелковом шелесте снежного шума.
Забором крался конокрад,
Загаром крылся виноград.
Достоевский, давая имена своим героям, несомненно учитывал звучание: Родион Романович Раскольников и его антагонист Порфирий Петрович. Тревожный и рокочущий [р] подчеркивает остроту их противостояния. Отличие анафор (одинаковое начало) в их именовании, возможно, намек на разность их идей, которым они последовательно привержены.
В фольклоре аллитерация часто используется в пословицах и поговорках. В скороговорках этот прием звукописи выполняет еще и игровую функцию.
Тише едешь — дальше будешь. Карл у Клары украл кораллы. У елки иголки колки.
Примеры аллитерации можно найти в любом литературном произведении, как в прозе, так и поэзии. И очень тонка та грань, где аллитерация как художественный прием переходит в неблагозвучие — речевую ошибку, основанную на повторении звуков или их несочетаемости, вследствие чего возникает какофония. Неблагозвучный текст труден в произношении.
Ассонанс
А — черно, Е — бело, У — зеленое, И — ярко-красное,
О — небесного цвета! Вот так, что ни день, что ни час,
Ваши скрытые свойства — беру я на глаз,
Вас на цвет и на запах я пробую, гласные!
(А. Рембо)
Ассонанс — (от фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — организованный фонетический повтор, многократное использование в тексте одного или нескольких гласных звуков для создания большей экспрессивности текста.
Повторение гласных придает тексту протяжность, певучесть. Это связано с особенностью гласных звуков: они произносятся с голосом, поэтому их можно тянуть, произносить дольше, чем согласные. Гласных звуков в русском языке немного, и все они могут служить основой для ассонанса: [а; и; о; у; ы; э]. Еще Ломоносов отмечал, что гласные воспринимаются по-разному:
В огромном городе моем — ночь.
Из дома сонного иду — прочь
У наших ушки на макушке,
Чуть утро осветило пушки
И леса синие верхушки —
Французы тут как тут.
Звукоподражание
Звукоподражание (ономатопея) — использование в речи звуков, похожих на звуки живой и неживой природы, или прямое подражание этим звукам.
Звукоподражание не следует путать со звукописью. Звукопись — широкое понятие, включающее в себя все приемы использования средств фонетики для усиления выразительности текста.
Раззудись, плечо!
Размахнись, рука!
Вооруженный зреньем узких ос,
Сосущих ось земную,
Я чую все, с чем свидеться пришлось
И вспоминаю наизусть и всуе.
– Гриб.
Грабь.
Гроб.
Груб.
По снегу фары шипят яичницей.
Милиционеры свистят панически.
Полночной порою в болотной тиши
Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.
Волны скачут лата-тах!
Волны скачут а-ца-ца!
Сравним строки Бальмонта и Хлебникова. Бальмонт для звукоподражания используется аллитерацию на шипящие звуки. Именно с шипящими ассоциируются камыши и у большинства людей, т.к. при соприкосновении с ними можно услышать шуршание, да и буква Ш присутствует в самом слове камыши.
К средствам фонетической изобразительности относится также липограмма, но она практически не используется в современной поэзии, а больше подходит в качестве упражнения для поэтических студий. Прием основан на исключении какого-то конкретного звука из стихотворения: в прежние века мэтры стремились всеми способами подчеркнуть свое поэтическое мастерство.
Теплой осени дыханье,
Тихое листов шептанье,
Звукопись чаще всего попадает в художественный текст не в результате целенаправленного подбора слов (если это не литературный эксперимент), а интуитивно, стихийно. Соответствующее настроение автора рождает и соответствующие звуки. Однако писатели все же стремятся не оставлять без внимания все уровни текста, в т.ч. и фонетический.
Читайте также: