Ассонанс и аллитерация конспект

Обновлено: 27.06.2024

Цель урока. Обучение анализу фонетической организации речи.

  • актуализировать следующие литературоведческие понятия: благозвучие, неблагозвучие, аллитерация, ассонанс, звукопись;
  • научиться редактировать текст с точки зрения его фонетической организации;
  • усовершенствовать навык анализа фонетических средств выразительности речи.

Оборудование: распечатки текстов, слайды.

Эмоциональный старт: чтение учителем (подготовленным учеником) стихотворения С.Я.Маршака.

Дыхание свободно в каждой гласной,
В согласных – прерывается на миг.
И только тот гармонии достиг,
Кому чередованье их подвластно.
Звучат в согласных серебро и медь.
А гласные даны тебе для пенья.
И счастлив будь, коль можешь ты пропеть
Иль даже продышать стихотворенье.

Задание № 1.

Таков завет и звук таков,
И по косе вдоль жала,
Смывая мелочь лепестков,
Роса ручьём бежала.
Покос высокий, как постель,
Ложился, взбитый пышно,
И непросохший сонный шмель,
В покосе пел чуть слышно.
И с мягким махом тяжело
Косьё в руках скрипело.
И солнце жгло,
И дело шло,
И всё, казалось, пело:
Коси, коса,
Пока роса,
Роса долой –
И мы домой.

Укажите недочёты фоники в отрывках из произведений молодых авторов, запишите вариант редактирования. Сравните его с вариантом правки М.Горького.

  1. ТОУ – театральная организация учащихся.
  2. КИТ – клуб интересующихся театром.
  3. ТКУ – театральный клуб учащихся.
  4. ТКШ – театральный клуб школьников.
  5. ШТИ – школьное театральное искусство.
  6. ШТО – школьное театральное общество.
  7. ОТИ – общество театрального искусства.
  1. Из мёртвой главы гробовая змея, шипя, между тем выползала. (П.)
  2. Знакомым шумом шорох их вершин меня приветствовал. (П.)
  3. Много травили, много скакали, гончих из острова в остров бросали. (Н.)
  4. Стучат каблучки, как будто копытца, – девчонка к колонке сбегает напиться. (Возн.)
  5. Изба-старуха челюстью порога жуёт шершавый мякиш тишины. Е.)
  6. Нева вздувалась и ревела, котлом клокоча и клубясь. (П.)

– Сроки каких авторов вы узнали?
– Как называется использованный поэтами приём выразительности? Дайте его определение. (Звукопись – приём усиления изобразительности текста путём такого звукового построения фраз, стихотворных строк, которое соответствовало бы воспроизводимой сцене, картине, выражаемому настроению.)

Анализируя фонику стихотворения, покажите единство звуковой и смысловой организации речи. Назовите приём усиления изобразительности.

Анализируя фонику, покажите единство звуковой и смысловой стороны речи. Используйте варианты клише: благодаря звукописи (ассонансу, аллитерации), т.е. повторению звуков … автор создаёт настроение (радости, гнева, спокойствия, восхищения, умиротворения, горечи и. т.д.), или … передаёт красоту (безобразие, динамичность и т.д.) мира, происходящего, или … подчёркивает контрастность изображаемых явлений (событий, характеров, поведения и т.д.)

1) Только ночью видишь ты вселенную.
Тишина и темнота нужна,
Чтоб на эту встречу сокровенную,
Не закрыв лица, пришла она.

2) Мазурка раздалась. Бывало,
Когда гремел мазурки гром,
В огромной зале всё дрожало,
Паркет трещал под каблуком,
Тряслися, дребезжали рамы:
Теперь не то, и мы, как дамы,
Скользим по лаковым доскам.

Проанализируйте правку русских поэтов с точки зрения фоники; укажите лексические замены, продиктованные звуковым отбором слов, попытайтесь обосновать отказ от тех или иных созвучий и подбор слов определённой звуковой окраски. Работа в группах.

Сравните звуковую организацию речи в предложениях; укажите, что нарушает благозвучие в неотредактированных вариантах. Проанализируйте стилистическую правку, в случае необходимости внесите в редакторский вариант коррективы.

Запишите стихотворение А.С.Пушкина. Подготовьте связный ответ о фонетических средствах звуковой гармонии поэтической речи. Укажите повторяющиеся звуки, явления ассонанса, аллитерации; объясните их связь с художественными образами и содержанием стихотворения. Назовите слова, выделяемые с помощью звукописи.

Урну с водой уронив, об утёс её Дева разбила.
Дева печально сидит, праздный держа черепок.
Чудо! Не сякнет вода, изливаясь из урны разбитой;
Дева, над вечной струёй, вечно печальна сидит.

(Один из возможных вариантов ответа:

(Один из возможных вариантов работы:

Аллитерацией называется повторение согласных. Например:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в .

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д. Например:

К старым дням

путаницу волос (Маяковский).

Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.




Аллитерацией называется повторение согласных. Например:

Настанет ночь; луна обходит

Дозором дальний свод небес,

И соловей во мгле древес

Напевы звучные заводит.

В этих пушкинских строчках заметны аллитерации на н, д, с, в .

С наибольшей определенностью наш слух улавливает повторение согласных, стоящих в предударном положении и в абсолютном начале слова. Учитывается повторение не только одинаковых, но и сходных по какому- то признаку согласных. Так, возможна аллитерация на д — т или з — с и т. д. Например:

К старым дням

путаницу волос (Маяковский).

Аллитерации на р в первой части этого отрывка, чеканный ритм, отрывистое звучание этих строк не оставляют сомнения в назначении звукописи, которой поэт стремится передать музыку марша, динамику борьбы, преодоления трудностей.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Тема: Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.

Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.

1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.

2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;

3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна.

В нем все оттенки, все переходы звуков

от самых твердых до самых нежных и мягких;

он беспределен и может. обогащаться ежеминутно.

2. Разминка. Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Проверь по словарю.

звон Я т т У фля килом Е тр догов О р хоз Я ева дос У г

Спишите новые слова в тетрадь и запомните их произношение.

Рота прошла через вор О та.

М Е льком взглянешь- на мель сядешь.

Рынок опт О вый, фруктовый.

Съев т О рты, не влез в шорты.

Слово учителя: Сегодня заключительное занятие по фонетике, орфоэпии. Что же мы узнали?

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.

Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения.

Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторон а — стор о нка — ст о роны.)

Слово учителя: А теперь давайте обратимся к высказыванию известного лингвиста К.С. Горбачевича:

— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Сегодня мы будем вести разговор о фонетическом портрете слова. Вы можете сказать: портреты рисуют художники кисти и пера. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник!

Наша цель: сформировать умение видеть фонетические явления в слове.

Согласитесь, что каждый человек хотел бы стать великим и известным, но для этого надо научиться в малом замечать великое. Итак, всматривайтесь в малое и вы увидите великое.

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Учащиеся. Это жук.

Учащиеся. Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.

Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?

Учащиеся. Это звукопись.

Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь в нашей мастерской. Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.

Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако

Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] - близкое, низкое, стискивающее".

На б л едно–го л убой э м а л и,
Какая м ыс л и м а в апре л е…

Не в а в зду в алась и ре в ела,
К от л ом кл о к оча и кл убясь,
И в д р уг, как з в е р ь осте рв енясь,
На город кинулась.

За нев е стою сво е й
Корол е вич Елис е й
Между т е м по свету скачет.
Н е т как н е т! Он г о рько плачет,
И ког о ни спр о сит о н,
Всем вопр о с ег о мудр ё н…

И в сум у его пуст у ю
С у ют грамоту друг у ю…

Ассонансы и аллитерации бывают изобразительные (звукоподражательные) и выразительные, выражающие экспрессию, чувства.

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.

Учитель. Я приглашаю вас в мастерскую. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, постараемся увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя, постараемся результаты исследования оформить в виде небольших выступлений.

Давайте обратимся к текстам:

Какие средства выразительности речи встречаются в тексте детской поэтессы А.И.Токмаковой:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Запевают гимн мышиный:

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Ночью пусть пируют мыши

Тише, тише, тише, тише!

Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украИнской ночи.

Теперь, когда связь между звуком и смыслом не вызывает сомнения, познакомимся с ней поближе. Проведем свое лингвистическое исследование. Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Мы не случайно обращаемся к фольклору. Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.

Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.

Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.

Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?

Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.

Ассоциативная разминка № 2

Учитель. Продолжаем наше исследование. Поговорим о роли звукописи в поэтических тесках, ведь именно поэзия является самым ярким выражением всех средств речевой выразительности, в том числе и звукописи. Предлагаю вам ассоциативную разминку № 2: послушайте стихи, а потом рассказываете о тех образах, которые представили, о тех чувствах, которые возникли. Какие звуки помогли вам? Сделайте вывод о роли звукописи.

1. Внимательно прочитать слово

2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове.

Аллитерация Ассонанс

Александр Блок - наиболее певучий поэт, осуществляющий музыку своих ритмов и красок, словесной инструментовки непредвзято, непроизвольно: аллитерации и ассонансы других модернистов все еще сидят на внутренней пульсации как-то внешне; и - отстают, как броня; расположение, сочетание блоковских слов непроизвольно сливаются с внутренним ритмом поэзии; чисто блоковские повторения слов, игра повторений - выражение ритма Музы, ищущего в повторениях все того же во многом единства многоразличия:

Такой прозрачной глубины

Не видно никогда,

Такой глубокой тишины

Не слышно никогда 34 .

Более могучим Его орудием являются ассонансы ударных гласных; например: "бисер нижет, нити вяжет" (и-и-и), "И веют древними поверьями" (е-е-е); "жду я Прекрасной Дамы в сияньи красных лампад" (у-я-а-а-я-а-а).

Еще более богата поэзия Блока аллитерациями; многообразием мягких аллитераций залит первый том; очень много аллитераций на "б" в сочетании с "л", с "ми" и с другими согласными:

Брожу (брж) в стенах монастыря (ст-ст-на-на)

Безрадостный (бэр) (ст) (ный) и темный (ный) инок (ин)

Чуть брезжит бледная заря (бржж-бэр)

Слежу мелькания снеж-инок (слеж-слеж, кания-инок) 39 .

Четверостишие инструментовано непроизвольно тремя группами звуков: "бржз" -- "ст" -- "инок".

- Что такое звукопись?

- Какой приём звукописи называется аллитерацией?

- Какой приём звукописи называется ассонансом?

- Чего достигает поэт, используя приёмы звукописи?

- Какой становится стихотворная речь с использованием приёмов звукописи?

Звукопись , использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).

Учитель. Искренне надеюсь, ребята, что, проведя исследование, вы увидели, что звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысль поэта, чувства и настроение лирического героя. Поэтическое слово как будто имеет свой вкус, цвет, запах, объем. И почувствовать это слово, а не просто понять его лексическое значение, почувствовать его вкус, запах, его другой смысл, часто скрытый, помогает его ЗВУЧАНИЕ. Важно уметь слышать, а слыша, понимать и скрытый, не всегда на поверхности лежащий, смысл. Слыша и понимая, наслаждаться звучащим словом. Желаю, чтобы вас окружали только приятно звучащие слова, чтобы вам хотелось произносить только приятно звучащие слова.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Заключительный урок по русскому языку в 10 классе по теме: Орфоэпия. Фонетические средства выразительности: аллитерация, ассонанс.

Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.

1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.

2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;

3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.

Тема: Орфоэпия. Фонетические средства языковой выразительности: аллитерация, ассонанс.

Цель: повторить и систематизировать знания об орфоэпии, фонетических средствах языковой выразительности, выявить смысловую функцию звукописи в художественных текстах.

1) обучения: актуализировать понятия аллитерации, ассонанса, формировать умение определять фонетико-интонационные особенности текста, приемы его звуковой инструментовки.

2) развития: формировать навыки исследовательской работы, воссоздающее и творческое воображение учащихся, эмоционально-образную речь;

3) воспитания: воспитывать любовь к родному языку, интерес к фольклору, к русской поэзии, к исследовательской работе.

Необыкновенный язык наш есть еще тайна.

В нем все оттенки, все переходы звуков

от самых твердых до самых нежных и мягких;

он беспре­делен и может. обогащаться ежеминутно.

2. Разминка. Спишите слова и поставьте в них знак ударения. Проверь по словарю.

звонЯт тУфля киломЕтр договОр хозЯева досУг

Спишите новые слова в тетрадь и запомните их произношение.

Рота прошла через ворОта.

МЕльком взглянешь- на мель сядешь.

Рынок оптОвый, фруктовый.

Съев тОрты, не влез в шорты.

Слово учителя: Сегодня заключительное занятие по фонетике, орфоэпии. Что же мы узнали?

Фонетика – раздел языкознания, изучающий звуки речи.

Звуки делятся на гласные и согласные.

Гласные звуки могут быть ударными и безударными.

Согласные звуки делятся на глухие, звонкие и сонорные; могут быть твердыми и мягкими.

Орфоэпия - раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного литературного произношения и ударения.

Ударение – это выделение одного из слогов в составе слова различными фонетическими средствами (усилением голоса, повышением тона в сочетании с увеличением длительности, интенсивности, громкости).

Русское ударение свободное, разнообразное, оно может падать на любой слог. Русское ударение подвижное, оно может переходить в одном и том же слове с одного слога на другой: сторона — сторонка — стороны.)

Слово учителя: А теперь давайте обратимся к высказыванию известного лингвиста К.С. Горбачевича:

— В чём основная мысль данного высказывания? Почему автор придаёт особое значение правильному произношению?

Сегодня мы будем вести разговор о фонетическом портрете слова. Вы можете сказать: портреты рисуют художники кисти и пера. Но если человек любит вглядываться в слово, вслушиваться в его звучание, может охарактеризовать звуки, заметить интересные фонетические явления в слове – он тоже поэт и художник!

Наша цель: сформировать умение видеть фонетические явления в слове.

Согласитесь, что каждый человек хотел бы стать великим и известным, но для этого надо научиться в малом замечать великое. Итак, всматривайтесь в малое и вы увидите великое.

Мы живем в мире звуков. Одни звуки вызывают положительные эмоции, другие – настораживают, волнуют, вызывают чувство тревоги или успокаивают и навевают сон. Звуки вызывают образы. При помощи комбинации звуков можно оказывать эмоциональное воздействие на человека, что мы особенно воспринимаем, читая художественные литературные произведения и произведения русского народного творчества.

Не жужжу, когда сижу,

Не жужжу, когда хожу,

Не жужжу, когда тружусь,

А жужжу, когда кружусь.

Учащиеся. Это жук.

Учащиеся. Это связано с тем, что в загадке повторяется звук Ж, подбором этого звука воспроизведены звуки, которые издают жуки, поэтому и мы, и малыши легко представили того, о ком в ней идет речь.

Учитель. Как называется такой прием на языке лингвистики?

Учащиеся. Это звукопись.

Учитель. Именно об этом ярчайшем средстве выразительности пойдет речь в нашей мастерской. Использование определенных звуков в определенном порядке как художественный прием выразительности речи для создания образа называется звукописью.

ЗВУКОПИСЬ – это художественный прием, заключающийся в подборе таких слов, которые имитируют в тексте звуки реального мира.

Звукоподражание- употребление слов, которые своим звучанием напоминают слуховые впечатления от изображаемого явления.

Говоря о звуковой инструментовке устных фраз, русский писатель Евгений Замятин писал: "Всякий звук человеческого голоса, всякая буква - сама по себе вызывает в человеке известные представления, создает звукообразы. Я далек от того, чтобы приписывать каждому звуку строго определенное смысловое или цветовое значение, однако

Звук [р] - ясно говорит мне о чем-то громком, ярком, красном, горячем, быстром.

[л] - о чем-то бледном, голубом, холодном, плавном, легком.

Звук [н] - о чем-то нежном, о снеге, небе, ночи:

Звуки [д] и [т] - о чем-то душном, тяжком, о тумане, о тьме, о затхлом.

Звук [м]- о милом, мягком, о матери, о море.

С [а]- связывается широта, даль, океан, марево, размах.

С [о]- высокое, голубое, лоно:

С [и] - близкое, низкое, стискивающее".

На бледно–голубой эмали,
Какая мыслима в апреле…

Нева вздувалась и ревела,
Котлом клокоча и клубясь,
И вдруг, как зверь остервенясь,
На город кинулась.

За невестою своей
Королевич Елисей
Между тем по свету скачет.
Нет как нет! Он горько плачет,
И кого ни спросит он,
Всем вопрос его мудрён…

И в суму его пустую
Суют грамоту другую…

Ассонансы и аллитерации бывают изобразительные (звукоподражательные) и выразительные, выражающие экспрессию, чувства.

Русалка плыла по реке голубой,

Озаряема полной луной;

И старалась она доплеснуть до луны

Серебристую пену волны.

Учащиеся. При помощи звуков можно творить разные чудеса.

Учитель. Я приглашаю вас в мастерскую. Мы будем исследовать выразительные возможности звукописи, чтобы убедиться в истинности слов поэта, постараемся увидеть, как виртуозным сочетанием звуков или повтором одного и того же звука мастера слова помогают нам получить яркие слуховые впечатления, представить изображаемые явления, понять мысли и чувства автора, а также характер лирического героя, постараемся результаты исследования оформить в виде небольших выступлений.

Давайте обратимся к текстам:

Какие средства выразительности речи встречаются в тексте детской поэтессы А.И.Токмаковой:

Тише, тише, тише, тише,

Шелестят на крыше мыши.

Под мышиным серым флагом

Маршируют шаг за шагом.

Запевают гимн мышиный:

Для мышей столы накрыты.

Затихает шорох шинный,

Ночью пусть пируют мыши

Тише, тише, тише, тише!

Повтор [ш] изображает шуршание мышей, шорох, который они могут издавать.

Тиха украинская ночь.

Прозрачно небо. Звезды блещут.

Своей дремоты превозмочь

Не хочет воздух.

Повтор [а] изображает великолепие, великое пространство, глубину, вышину, спокойное, умиротворенное дыхание украИнской ночи.

Теперь, когда связь между звуком и смыслом не вызывает сомнения, познакомимся с ней поближе. Проведем свое лингвистическое исследование. Попробуем определить вид звукописи и ее связь со смыслом в произведениях малого фольклорного жанра - в загадках. Мы не случайно обращаемся к фольклору. Русский народ всегда был очень внимателен к слову, чутко улавливал малейшие оттенки и звука, и смысла. Мы должны знать это и гордиться славным наследием нашего великого народа. Работаем в группах. Каждая группа должна выполнить следующие задания:

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Ходит щучка по заводи, ищет щучка тепла гнезда, где бы щучке трава густа.

Учащиеся. Это коса. В загадке соединены ассонанс и аллитерация. Повторение шипящего согласного звука [щ] и гласного звука [у] передает звуки при косьбе.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Еду, еду, следа нету; режу, режу, крови нету.

Учащиеся. Это лодка. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает передать ее движение.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Без рук, без ног воюет. Без рук, без ног под окном стучит, в избу просится.

Учащиеся. Это ветер. В загадке использован ассонанс. Повторение гласного звука [у] помогает представить себе шум ветра, его завывание.

Прочитайте и отгадайте загадку. Подчеркните звуки, передающие определенный смысл. Определите вид звукописи. Установите соответствие между звуком и смыслом.

Кручу, бурчу, знать никого не хочу.

Учащиеся. Это вьюга. В загадке использована аллитерация. Повторение звуков [р, ч] помогает описать ее дыхание, кружение снега, порывы ветра.

Учитель. В чем убедила нас проведенная исследовательская работа?

Учащиеся. При помощи звукописи можно передать самые разные звуки природы, понять их, получить разнообразные слуховые впечатления.

Ассоциативная разминка № 2

Учитель. Продолжаем наше исследование. Поговорим о роли звукописи в поэтических тесках, ведь именно поэзия является самым ярким выражением всех средств речевой выразительности, в том числе и звукописи. Предлагаю вам ассоциативную разминку № 2: вы закрываете глаза и слушаете стихи, а потом рассказываете о тех образах, которые представили, о тех чувствах, которые возникли. Какие звуки помогли вам? Сделайте вывод о роли звукописи.

1. Внимательно прочитать слово

2. Определить, какие одинаковые или сходные звуки преобладают в слове.

Согласные Гласные

Аллитерация Ассонанс

Александр Блок - наиболее певучий поэт, осуществляющий музыку своих ритмов и красок, словесной инструментовки непредвзято, непроизвольно: аллитерации и ассонансы других модернистов все еще сидят на внутренней пульсации как-то внешне; и - отстают, как броня; расположение, сочетание блоковских слов непроизвольно сливаются с внутренним ритмом поэзии; чисто блоковские повторения слов, игра повторений - выражение ритма Музы, ищущего в повторениях все того же во многом единства многоразличия:

Такой прозрачной глубины

Не видно никогда,

Такой глубокой тишины

Не слышно никогда 34 .

Более могучим Его орудием являются ассонансы ударных гласных; например: "бисер нижет, нити вяжет" (и-и-и), "И веют древними поверьями" (е-е-е); "жду я Прекрасной Дамы в сияньи красных лампад" (у-я-а-а-я-а-а).

Еще более богата поэзия Блока аллитерациями; многообразием мягких аллитераций залит первый том; очень много аллитераций на "б" в сочетании с "л", с "ми" и с другими согласными:

Брожу (брж) в стенах монастыря (ст-ст-на-на)

Безрадостный (бэр) (ст) (ный) и темный (ный) инок (ин)

Чуть брезжит бледная заря (бржж-бэр)

Слежу мелькания снеж-инок (слеж-слеж, кания-инок) 39 .

Четверостишие инструментовано непроизвольно тремя группами звуков: "бржз" -- "ст" -- "инок".

- Что такое звукопись?

- Какой приём звукописи называется аллитерацией?

- Какой приём звукописи называется ассонансом?

- Чего достигает поэт, используя приёмы звукописи?

- Какой становится стихотворная речь с использованием приёмов звукописи?

Звукопись, использование вторичных (не непосредственно коммуникативных) звуковых признаков речи для выражения различных эмоций, дополнительных смыслов и т.п.

Аллитерация — повторение одинаковых или однородных согласных в стихотворении, придающее ему особую звуковую выразительность

Ассонанс — приём фонической организации текста, особенно стихотворного: повторение гласных звуков — в отличие от аллитерации (повтора согласных).

Учитель. Искренне надеюсь, ребята, что, проведя исследование, вы увидели, что звуковая ткань поэтического произведения помогает читателям понять мысль поэта, чувства и настроение лирического героя. Поэтическое слово как будто имеет свой вкус, цвет, запах, объем. И почувствовать это слово, а не просто понять его лексическое значение, почувствовать его вкус, запах, его другой смысл, часто скрытый, помогает его ЗВУЧАНИЕ. Важно уметь слышать, а слыша, понимать и скрытый, не всегда на поверхности лежащий, смысл. Слыша и понимая, наслаждаться звучащим словом. Желаю, чтобы вас окружали только приятно звучащие слова, чтобы вам хотелось произносить только приятно звучащие слова.

Средства выразительности речи используются в текстах художественного стиля для придания им большей эмоциональности, усиления воздействия на читателя или слушателя, а иногда и помогают углубить смысл текста. Все средства выразительности можно разделить на группы в соответствии с разделами языкознания:

  • фонетические (использование звукописи);
  • словообразовательные (особое использование морфем);
  • лексические (использование тропов — слов/сочетаний слов в переносном значении);
  • синтаксические (использование фигур речи — особых синтаксических конструкций для усиления экспрессивности);
  • морфологические (акцент в тексте на определенные части речи).

В наибольшем объеме в литературе используются синтаксические, лексические и фонетические средства.

Фонетические средства выразительности связаны с фонетикой — разделом науки о языке, изучающем звуки речи. Звук — это наименьшая неделимая единица языка. Любой звук обладает множеством физических характеристик: амплитуда (сила), частота (высота), тембр, долгота. Звуки речи могут быть твердыми или мягкими, они могут произноситься легко или преодолевать преграды (зубы, язык и т.д.), быть сильными или слабыми.

Все это разнообразие позволяет использовать звуки как мощное средство выразительности, основанное на ассоциации некоторых звучаний с определенным настроением, явлением природы, даже цветом. Образы, создаваемые с помощью звукового символизма, или поэтической живописи, бывают сугубо индивидуальными, и это одна из причин того, что произведение словесного искусства может вызывать у людей разную реакцию.

В обычной речи высокие и низкие, твердые и мягкие, и прочие звуки встречаются примерно с одной и той же частотой. В художественной речи это равновесие — иногда сознательно, иногда бессознательно — авторами нарушается.

Повтор различных звуков или их сочетаний с целью создания звукового образа называется звукописью (инструментовкой) и помогает создать особый эмоциональный настрой на восприятие художественного произведения.

Наиболее распространена звукопись в поэзии, где звучание слова может быть даже важнее, чем его смысл. Звукопись делает русскую литературу необычайно выразительной и певучей.

Нельзя путать звук и букву! Звуки мы произносим, а буквами разными закрепленными способами обозначаем эти звуки и переносим устную речь на бумагу или набираем на клавиатуре. Звуки не всегда совпадают с буквами. Когда речь идет о звукописи, подразумеваются именно звуки. А они иногда не совпадают с буквами.

Средства фонетической выразительности

Приемов звукописи может быть множество, каждый автор стремится быть неповторимым и искать собственные художественные приемы, однако все они укладываются в три основных вида: аллитерация, ассонанс и звукоподражание.

Аллитерация

Аллитерация (от лат. alliteratio – созвучие) — организованный фонетический повтор, многократное использование в тексте одного или нескольких согласных звуков для создания большей экспрессивности текста.

Желтел, облака пожирая, песок.

Предгрозье играло бровями кустарника.

Повтор свистящих и шипящих звуков в стихотворении Есенина рисует немного другую картину — завывание зимней вьюги, заметающей сугробами все вокруг.

Свищет ветер, серебряный ветер

В шелковом шелесте снежного шума.

Забором крался конокрад,

Загаром крылся виноград.

Достоевский, давая имена своим героям, несомненно учитывал звучание: Родион Романович Раскольников и его антагонист Порфирий Петрович. Тревожный и рокочущий [р] подчеркивает остроту их противостояния. Отличие анафор (одинаковое начало) в их именовании, возможно, намек на разность их идей, которым они последовательно привержены.

В фольклоре аллитерация часто используется в пословицах и поговорках. В скороговорках этот прием звукописи выполняет еще и игровую функцию.

Тише едешь — дальше будешь. Карл у Клары украл кораллы. У елки иголки колки.

Примеры аллитерации можно найти в любом литературном произведении, как в прозе, так и поэзии. И очень тонка та грань, где аллитерация как художественный прием переходит в неблагозвучие — речевую ошибку, основанную на повторении звуков или их несочетаемости, вследствие чего возникает какофония. Неблагозвучный текст труден в произношении.

Ассонанс

А — черно, Е — бело, У — зеленое, И — ярко-красное,
О — небесного цвета! Вот так, что ни день, что ни час,
Ваши скрытые свойства — беру я на глаз,
Вас на цвет и на запах я пробую, гласные!
(А. Рембо)

Ассонанс — (от фр. assonance, от лат. assono — звучу в лад) — организованный фонетический повтор, многократное использование в тексте одного или нескольких гласных звуков для создания большей экспрессивности текста.

Повторение гласных придает тексту протяжность, певучесть. Это связано с особенностью гласных звуков: они произносятся с голосом, поэтому их можно тянуть, произносить дольше, чем согласные. Гласных звуков в русском языке немного, и все они могут служить основой для ассонанса: [а; и; о; у; ы; э]. Еще Ломоносов отмечал, что гласные воспринимаются по-разному:

В огромном городе моем — ночь.

Из дома сонного иду — прочь

У наших ушки на макушке,

Чуть утро осветило пушки

И леса синие верхушки —

Французы тут как тут.

Звукоподражание

Звукоподражание (ономатопея) — использование в речи звуков, похожих на звуки живой и неживой природы, или прямое подражание этим звукам.

Звукоподражание не следует путать со звукописью. Звукопись — широкое понятие, включающее в себя все приемы использования средств фонетики для усиления выразительности текста.

Раззудись, плечо!

Размахнись, рука!

Вооруженный зреньем узких ос,

Сосущих ось земную,

Я чую все, с чем свидеться пришлось

И вспоминаю наизусть и всуе.

– Гриб.

Грабь.

Гроб.

Груб.

По снегу фары шипят яичницей.
Милиционеры свистят панически.

Полночной порою в болотной тиши

Чуть слышно, бесшумно шуршат камыши.

Волны скачут лата-тах!

Волны скачут а-ца-ца!

Сравним строки Бальмонта и Хлебникова. Бальмонт для звукоподражания используется аллитерацию на шипящие звуки. Именно с шипящими ассоциируются камыши и у большинства людей, т.к. при соприкосновении с ними можно услышать шуршание, да и буква Ш присутствует в самом слове камыши.

К средствам фонетической изобразительности относится также липограмма, но она практически не используется в современной поэзии, а больше подходит в качестве упражнения для поэтических студий. Прием основан на исключении какого-то конкретного звука из стихотворения: в прежние века мэтры стремились всеми способами подчеркнуть свое поэтическое мастерство.

Теплой осени дыханье,

Тихое листов шептанье,

Звукопись чаще всего попадает в художественный текст не в результате целенаправленного подбора слов (если это не литературный эксперимент), а интуитивно, стихийно. Соответствующее настроение автора рождает и соответствующие звуки. Однако писатели все же стремятся не оставлять без внимания все уровни текста, в т.ч. и фонетический.

Читайте также: