Адрианова перетц слово о полку игореве и устная народная поэзия конспект

Обновлено: 03.07.2024

Русские былины являются замечательным образцом устного народного творчества. В них отразилось не только общенародное понимание доброты, справедливости, чести, но и представления русских людей о героизме и народных героях.

Илья Муромец — главный герой многих былин и преданий. Его отличает не только богатырская сила, но и гордость, чувство справедливости, умение побеждать. Никакой враг не страшен русской земле, пока на ее страже стоит Илья Муромец. С любовью говорит народ о своем герое: он и "удаленький добрый молодец", и "славный богатырь да святорусский".

У славного Чернигова встретился Илья Муромец с врагами:

Нагнано-то силушки черным-черно,

А и черным-черно, как черна ворона.

Так пехотою никто тут не прохаживает,

На добром коне никто тут не проезживает,

Только богатырю под силу разогнать эту "силу великую", и он великолепно справляется со своей задачей. Илье не стоило большого труда победить злодея, погубившего много русского народа и сделавшего непроезжей прямую дорогу в стольный Киев-град. Злодей этот — Соловей-разбойник. Поделом ему!

Еще один народный герой, воспеваемый в былинах, — Микула Селянинович. И если Илья Муромец — воин, то Микула Селянинович — крестьянин-богатырь. Беззаветно любит он свою землю и труд, связанный с ней:

Как орет в поле оратай, посвистывает,

А бороздочки он да пометывает,

А пенья-коренья выворачивает,

А большие-то каменья в борозду валит.

Русская земля дает крестьянину силу богатырскую, поэтому и сошка у него — не поднять десятерым. Серьезный, хотя и добросердечный, Микула Селянинович с готовностью придет на помощь нуждающимся, защитит слабых и, конечно, не даст спуску врагам.

Вот какие молодцы-богатыри исстари составляли славу и гордость русской земли.






В "Слове о полку Игореве" природа занимает особое место. Здесь природа - это не просто фон. Природа в "Слове" тесно связана с поступками героев, с их жизнью. В начале своего похода князь Игорь Святославич видит солнечное затмение. В Древней Руси затмение предвещало беду и поражение. Игорь не прислушивается к совету самой природы и проигрывает сражение половцам: ". Подивился Игорь на светило:Середь бела-дня ночная теньОполченья русские покрыла. " Особенно ярко автор описывает природу, когда Игорь бежит из плена. В этом эпизоде собрано множество ярких сравнений, и все они связаны с природой. Автор сравнивает Игоря с белкой, с гоголем (уткой), с соколом, с волком, с ветром: ". В горностая-белку обратясь,К тростникам помчался Игорь-князь, И поплыл, как гоголь по волне,Полетел, как ветер, на коне. Конь упал, и князь с коня долой,Серым волком скачет он домой. Словно сокол, вьется в облака,Увидав Донец издалека. " Природа сопереживает и помогает князю Игорю во время его побега. Так, например, дятлы своим стуком указывают Игорю дорогу: ". Дятлы, Игоря встречая,Стуком кажут путь к реке. " В "Слове о полку Игореве" природа выступает как защитница и покровительница. Этот мотив часто встречается также и в русских народных сказках: ". глубоко реалистическая картина природы в „Слове“ в то же время представляет эту природу живущей одной жизнью с человеком. Такова и в русской сказке природа, защищающая гонимого героя от врагов. " (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия") На протяжении всего произведения автор активно использует сравнения с животными и птицами. Например, певец Боян - это соловей, половчин (половец) - это черный ворон, а половецкий хан Гзак - это серый волк: ". О Боян, старинный соловей. " ". Будь то черный ворон — половчин. " ". Серым волком рыская чуть свет,Старый Гзак на Дон бежит великий. " Автор сравнивает героев с небесными светилами: солнцем, месяцем (луной). Например, автор называет Игоря солнцем, а Олега и Святослава - месяцами: ". Но восходит солнце в небеси —Игорь-князь явился на Руси. " ". Два прекрасных месяца затмились —Молодой Олег и Святослав. " Автор "Слова о полку Игореве" - это гениальный мастер в изображении природы. Он воспевает красоту и силу природы, но не превращает всю историю в сказку: ". Гениальное мастерство автора „Слова“ выразилось в том, что ничего сказочно-фантастического, нарушающего реалистичность повествования, в этих картинах природы нет, они подчеркивают единство настроения в природе и в жизни человека, что характерно особенно для народной лирики. " (В. П. Адрианова-Перетц "„Слово о полку Игореве“ и устная народная поэзия")

Читайте также: