Чехов белолобый конспект урока 3 класс

Обновлено: 06.07.2024

Оборудование для учителя: портрет А.П.Чехова, выставка книг писателя, компьютер, мультимедиа, презентация.

Оборудование для учащихся: тест, скрипка, кларнет.

Улыбнулись, друзья,
За работу пора.
Пусть ваш поиск будет успешным,
Дружным, вдумчивым, интересным.

Учитель. Послушайте и скажите, о творчестве какого писателя мы начнем с вами разговор на уроке?

Писал студент рассказы,
Печатал их везде,
Подписывал при этом
Антоша Чехонте.

На доске открывается запись: А.П.Чехов, вывешивается портрет писателя.

Слайд №2. Учитель. Каков творческий путь писателя?

Рассказы детей о том, как А.П.Чехов стал писателем.

В юмористических журналах стали появляться маленькие рассказы с забавной подписью - Антоша Чехонте. За этим псевдонимом скрывался студент медик Антон Чехов. Вырученные деньги были неплохой поддержкой семье молодого писателя. А семья жила в нужде. Отец разорился и вынужден был уехать в Москву, а Антон Чехов остался в родном Таганроге учиться в гимназии. В 16 лет он давал частные уроки, зарабатывал на жизнь. Окончив гимназию, поступил на медицинский факультет Московского университета. И вот тогда начал печататься в журналах.

Слайд №3. Учитель вывешивает на доске рисунок следа животного.

Чтобы нам урок начать,
Надо след расшифровать.
Вы внимательно смотрите.
Чей же след, тогда скажите?

В результате обсуждения приходим к выводу, что данный след является волчьим, так как конечности пальцеходящие, передние - пятипалые, задние - четырехпалые.

Слайд №4. Учитель. Семейство волчьих, псовых, собачьих, о нем сегодня пойдет речь на уроке. (Открывается запись на доске "Белолобый".) на уроке мы будем учиться читать-думать, читать-чувствовать, читать - жить. Чтобы лучше понять проблемы, которые поднимает и решает А.П.Чехов в своем произведении, обратимся к его биографическим данным. Для этого вместе с экскурсоводом Мягковой Валерией отправимся в село Мелихово. (На доске вывешены фотографии размером А3, на которых запечатлены люди и события Мелиховского периода жизни А.П.Чехова с 1882 по 1899 гг.)

Экскурсовод. Я вас приглашаю вас совершить мини-экскурсию в село Мелихово (ныне Чеховский район Московской области). "Почему в Мелихово?" - спросите вы. Потому, что это были, по словам Чехова, самые счастливые годы жизни. Здесь писатель жил с 1882 по 1899 годы.

Слайд №5. Перед вами флигель, выстроенный писателем, он сохранился в подлинном виде.

Слайд №6. Рядом маленькая липовая аллея, пруд, сад и парк. А это дом, в котором жил Чехов. Люди, которые побывали в Мелихове, отмечали: у всех Чеховых есть замечательное свойство - их слушались цветы и растения, и все, чтобы они не посадили, принималось хорошо. Писатель посадил здесь сотни фруктовых деревьев и розовых кустов.

Слайд №7. А вот интерьер флигеля. Это письменный стол, кресло. На стенах - фотографии его друзей.

Слайд №8. Проживая в Мелихове, Чехов построил 3 сельские школы. В гостях у него побывали художники И.И.Левитан и Серов.

Слайд №9. Сюда приезжала актриса Ольга Книппер, которая стала его женой. А.П.Чехов, врач по образованию, лечил сельских людей, а сам болел туберкулезом. В 1898 году по совету врачей он уехал в Ялту, а оттуда в Германию, где умер в 1904 году.

Работа над новой темой.

Учитель. - Ребята, я думаю, вам интересно будет узнать историю создания произведения для детей "Белолобый". (Рассказ ученика)

Слайд №10. А.П.Чехов писал в письме к своему другу Суворину: "Жизнь без природы, без людей, без отечества - это не жизнь". Писатель очень любил животных, а они отвечали ему взаимностью. В Мелихове у него жили две таксы - Хина и Бром. В ялтинском саду жил даже ручной журавль.

Слайд №11. Рассказ "Белолобый был напечатан в 1895 году в журнале "Детское чтение". А создан в Мелихове. После поездок любил Чехов вернуться в село к телятам, собачкам. Он удивительно человечно рассказал о матери-волчихе, о резвых волчатах, об их играх с Белолобым. "Если невнимательно относиться к животным, - как бы говорит писатель, - легко очутиться в смешном положении, как сторож Игнат, побивший невинного Белолобого".

- Дома вы познакомились с содержанием текста "Белолобый". Перечитайте те места, которые особенно взволновали вас. (Чтение отрывков учащимися.)

- Покажите, обращаясь к тексту, что автор понимает заботы волчихи и ее трудности, что он очень хорошо знает ее повадки и особенности поведения. (Чтение отрывков учащимися)

- Проследите по тексту, какими чувствами награждает автор волчиху.

(Чтение отрывков учащимися)

- Как называют такой прием в литературе? (Олицетворение)

- Перечитайте внимательно 4 и 5 абзацы. Кто так воспринимает сторожа Игната: автор? волчиха? (Выслушиваем ответы учащихся)

- Расскажи об отношениях Белолобого и волчат. Кто наблюдает за игрой малышей? А еще кто? (Выслушиваем мнение детей)

Слайд №12. Учитель. Сегодня, ребята, мы с вами участники телепередачи "Разговор о животных". (В роли зоолога и ведущего передачи выступают учащиеся.)

Ведущий. Здравствуйте, вас приветствует ведущий программы "Разговор о животных" Маркелов Алексей. Сегодня в нашей студии гость - зоолог Ширяев Владислав. Владислав, часто можно услышать вопрос: вредный или полезный зверь волк?

Зоолог. Такой вопрос задавать неверно, ведь многие животные могут быть и вредными и полезными одновременно. Волк, который нападает на домашних овец и оленей, приносит вред людям. Но этот же волк в лесу или тундре чаще охотится за слабыми, больными животными - ведь таких животных легче поймать. Уничтожая больных животных, волк приносит пользу лесу и его обитателям. Поэтому его называют санитаром леса.

Вопрос из аудитории. Цыганова Надежда, 4 "А" класс. Скажите, пожалуйста, как же быть - истреблять волка или брать под защиту?

Зоолог. Там, где волков много и от них страдают стада домашних овец и оленей, за волками начинают охотиться. А там, где волков не очень много, где они все время проводят в глухом лесу, к ним надо относиться бережно.

Вопрос из зала. Пушкарская Дарья. 4 "А" класс. Я знаю, что волк хитрый и умный зверь. Он быстро догадывается, что за ним охотятся, и надолго покидает опасное место. Владислав, что вы можете рассказать об этом.

Зоолог. Да. Волк скрытен и осторожен. Порой даже самые опытные следопыты не могут отличить логово волчицы, где подрастают волчата. Узнав об опасности, волчица уводит волчат в надежное место. К осени волчата подрастут и отправятся вместе с взрослыми в зимние походы.

Вопрос из зала. Чехун Андрей, 4 "А" класс. Уважаемый Владислав, говорят, что волки охотятся по-особому, ведь по глубокому снегу им тяжело шагать. Что вы можете рассказать об этом?

Зоолог. У волка чутье отличное. Он чувствует под снегом запах металлического капкана. Если ему не удалось никого поймать, он ложится на землю. Слушает, не застрекочет ли где сорока, следит за полетом ворон. По крикам птиц старый волк определяет, что они обнаружили погибшее животное, вся стая бежит скорее туда. Волк может не есть 5-7 суток. Нередко селится неподалеку от человеческого жилья, около пастбищ домашнего скота и держится на одном месте годами.

Жанровое своеобразие рассказа.

Слайд №13. Учитель. - К какому жанру относится произведение "Белолобый"? (Это рассказ.) Докажите. (Выслушиваем мнение детей. Небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.)

Учитель. - Являются ли события, о которых рассказал А.П.Чехов, очень значительными в жизни? (Выслушиваем мнение детей. События не значительные.) А что же делает рассказ Чехова интересным и трогательным? (Волчица вела себя, как человек: была мнительная, она думала, помнила, вспоминала, замечала, у нее болела голова, решила съесть, тревожилась, напрягала зрение и слух, чуть дышала, узнавала)

Учитель. - Кто, по-вашему, является главным героем рассказа? Докажите свою мысль. (Волчица и щенок - главные герои рассказа, остальные - действующие лица)

Учитель. - Рассмотрим, традиционно ли построил свой рассказ А.П.Чехов? Докажите. (Выслушиваем ответы детей. Рассказ построен традиционно. Выделяем все части рассказа: вступление, завязка, кульминация, развязка, заключение.) Определите тему.

Учитель. - Приглашаю желающих в клуб знатоков, чтобы принять участие в игре "Что? Где? Когда?". (За солом 5 участников игры, каждый раскручивает барабан, на котором установлена стрелка, при полной остановке барабана она указывает на номер вопроса)

Слайд №14. Вопрос №1. Ребята, с вами играет учитель математики нашей школы Качанова Анна Александровна. Внимание, вопрос.

Зимовье, где жил сторож Игнат и куда отправилась волчиха, находилось в верстах четырех от ее логова. Посчитайте, какое расстояние бежала волчиха до зимовья и обратно.

Ответ. 1 верста равна 1км 67 м, 4 версты = 1км 67м х4=4 км 268м. Обратно 4км 268м. значит, 4км 268м х2= 8км 536м. Приближенно равно 8,5 км

Слайд №15. Вопрос №2. В рассказе "Белолобый" А.П.Чехова читаем ":Судя по манерам, это был невежа, простой дворняжка:". Внимание , вопрос.

Объясните, что значит "дворняжка".

Ответ. Дворняжка - самая распространенная "порода" собак. Их видишь в каждом дворе. И хотя у них нет никакой родословной, их любят ничуть меньше.

Слайд №16. Вопрос № 3. Ребята, с вами играет мама Силиной Анны- Ирина Анатольевна. Внимание, вопрос.

Какой удивительный и неповторимый животный мир! Почему хорошо известный вам житель лесов и степей - волк получил такое название?

Ответ. Волк. Корень слова тот же, что и в словах волоку, волочить, т.е. тащить. Волк - хищное животное, которое уволакивает скот.

Волчьи, псовые, собачьи - семейство хищных. Всего насчитывается 35 видов, а у нас встречается 8 видов. Проживают на всех материках, кроме :

Ответ. Проживают на всех материках, кроме Антарктиды.

Слайд №18. Вопрос №5. Знатоки! С вами играют учащиеся музыкальной школы №7 города Саратова, ваши одноклассники: Игорь и Василиса.

Определите характер музыки. Состояние какого героя из рассказа "Белолобый" она передает. (Игорь играет на кларнете, Василиса - на скрипке. Музыку сочинили сами учащиеся.

Ответ. Музыка, которую сочинил Игорь, веселая, задорная, она характерна для эпизода, где описана игра волчат и щенка. А также подходит к эпизоду, где волчата, весело помахивая хвостами, встречают волчиху с охоты.

Музыка, которую сочинила, Василиса, грустная, тревожная. Она передает состояние волчихи у зимовья: опасно, страшно, голодно. Характер музыки передает состояние волчицы, описанное автором в начале рассказа: она старая, голодная, слабого здоровья, ее обманывало чутье, а затем состояние волчицы в яме, где она жила с волчатами: голова болела от собачьего лая, от мучившего ее голода грызла лошадиную кость, белую и сухую.

Учитель. - Видишь ли ты какое-нибудь сходство в рассказах "Гриша" и "Белолобый"? Трудно ли в мире быть маленьким?

(Герои этих рассказов малы. Маленьким детям и маленьким животным очень трудно приходится: их сложно понять взрослым, они беззащитны, не умеют выражать свои желания)

- Можно ли сказать, что рассказ "Гриша" написан от лица Гриши, а рассказ "Белолобый" от лица волчицы? (Повествование в обоих рассказах ведется от лица автора)

2. Воспитать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.

3. Развить умение передавать с помощью слов чувства по прочитанному рассказу.

Планируемые результаты урока

- формирование устойчивого интереса к литературному чтению;

- формирование умений объяснять своё отношение к прочитанному;

-выделять приемы, использованные писателем для создания литературных персонажей; выявлять авторское отношение к ним

Коммуникативные:
- умение высказать свою точку зрения;
- соблюдать нормы речевого этикета и правила устного общения

- называть тему урока и определять цель с помощью учителя, соотносить свои действия с поставленной целью;

- проявлять интерес к изучаемому материалу;
- обогащение словаря, определяющего внутреннее состояние человека

Форма организации деятельности обучающихся

Организационная структура урока.

I.Самоопределение к деятельности

-Здравствуйте, садитесь! Меня зовут Гузель Рамилевна, и сегодня урок литературного чтения у вас проведу я. Я рада приветствовать всех в нашем классе.

-Что вы ждете от урока? Желаю удачи!

- Узнать что-то новое, пополнить знания, хорошую работу на уроке, хорошее настроение

II.Актуализация знаний и мотивация

Ответьте на мои вопросы, и вы узнаете, с творчеством какого писателя мы познакомимся сегодня на уроке. (кроссворд)

Учащиеся по одному выходят к доске и заполняют кроссворд.


(Появляется портрет поэта и годы жизни 1860 – 1904) (слайд 1)

А.П.Чехов - знаменитый русский писатель. Родился он более 150 лет назад на берегу Азовского моря в г. Таганроге, (слайд 2) (слайд 3) Отец, Павел Егорович, был купцом и имел бакалейную лавку, торговал продуктами. Мать, Евгения Яковлевна – домохозяйка. Открыта лавка была с пяти часов утра до одиннадцати ночи, и когда отец куда-нибудь уходил, в лавке по очереди сидели дети. Детей было шестеро: пять сыновей и одна дочь. (слайд 4) Когда Антоше исполнилось восемь лет, его отдали в гимназию, где уже учились старшие братья. Правда, Антон не блистал в гимназии, где восьмилетний курс прошел за десять лет, задерживаясь в третьем и пятом классах по два года. Но дело было не в нерадивости. Ему просто некогда было учиться. Мальчик был занят в церковном хоре и отцовской лавке.

(слайд 5) В 1879г. Окончив гимназию, Антон поступил на медицинский факультет Московского университета.


(слайд 6) В 80-е г.г. Чехов сотрудничал в разных юмористических журналах Петербурга и Москвы: “Стрекозе”, “Будильнике”, “Зрителе”, “Москве”, “Осколках”. (слайд 7) После окончания в 1884 г. университетского курса в звании уездного врача, т.е. был врачом в небольшом городке, писатель приступил к лекарской деятельности и до конца жизни искренне считал, что медицина — главное его дело и призвание. Большая семья Чеховых существовала главным образом на средства, поступавшие от литературной работы и врачебной практики Чехова. (слайд 8) В 1892 г. он купил недалеко от Москвы прекрасное имение Мелихово, где, наконец, обосновались все его ближайшие родственники.

Последнее годы жизни Чехов жил на собственной даче в Ялте.

Его здоровье резко ухудшалось. По совету врачей он отправился на лечение в курортный немецкий городок Баденвейлер. Здесь 15 июля 1904 года Антон Павлович Чехов скоропостижно скончался. Тело его было перевезено в Москву и похоронено на Новодевичьем кладбище недалеко от могилы его отца.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

А. П. Чехов “Белолобый”.

Цель: 1. Познакомить произведением А. П. Чехова “Белолобый”

2. Воспитать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.

3. Развить умение передавать с помощью слов чувства по прочитанному рассказу.

– Сегодня на уроке познакомимся с новым для нас произведением “Белолобый”. Посмотрите на доску и догадайтесь, кто автор. (Читаем на доске хором: Антон Павлович Чехов).

– Знаком ли этот автор вам?

II. Беседа об А. П. Чехове и его произведениях.

1) Краткая биография писателя.

III. Чтение текста учащимися и его анализ.

– Какие места в рассказе вам понравились? Что вы можете сказать об этом рассказе?

Рассказ смешной – Что было смешно в этом рассказе? Перечитайте эти места.

(перечитывают места, где изображаются щенок и Игнат, объясняют.)

– Кто же смешно изображен? – Щенок и Игнат.

– А чем оба смешны?

– Своей тупостью. (Объясняют, почему Игнат тоже смешен. Перечитывают.)

– Вот какую особенность рассказов Чехова вы открыли. Когда читали его описание животных и людей, многие места вызывали смех. И животные, и люди изображаются им по – особому. Какой это смех?

– Это юмор. Это не злой смех, а теплый добрый.

– Кто еще хочет сказать об этом рассказе?

– Рассказ этот красивый. В чем Чехов увидел красоту?

– Он хорошо описывает природу. Раннее утро (Читают.)

– Чехов говорит еще о красоте чувств

– Чьих чувств?– Волчихи. Волчиха — главный герой рассказа. (Далее рассказ о волчихе.)

– Где и как говорит Чехов о волчихе?

Как интересно Чехов говорит о волчихе, животном злобном и не любимом нами: помнила, соображала, ее мучил голод, она думала.

– Что в ней вам понравилось? А Чехову?

– Она заботливая мать. Чехов ее так изображает. (Читают соответствующие место по тексту.)

– Какое чувство вызывает у вас волчиха?

– Ее жалко. Она голодна сама и любит детей и хочет накормить их. А нечем.

– Найдите места, где волчиха вызывает особое чувство жалости. Почему ее жалко.

(Перечитывают соответствующие места.)

– Вот так Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

А обратили ли вы, ребята, внимание, что особенного в описании животных у Чехова?

– Чехов высказывает думы волчихи. Она как человек, думает.

– Молодцы, что вы это заметили. Он пишет о волчихе так, как можно писать о человеке. Найдите эти места.

Перечитывает сам учитель: “По слабости здоровья . ..”, когда так говорят?

– Так говорят о человеке. – Так говорят когда жалеют человека.

– Когда ему сочувствуют или уважают.

Вывод по беседе.

– Вот вам и Чехов — может так писать о животном, что вызывает не только чувство жалости, но и уважения. Еще где так же с сочувствием, уважением, уважением говорить о волчихе Чехов:

“Свежее мясо ей приходилось кушать редко”.

да, так мог сказать деликатно не “жрать”, а кушать только Чехов.

Белолобый главный герой рассказа.

– Кто же герой рассказа?

– А почему рассказ назван “Белолобый”?

– Белолобый — причина неудачной охоты.

Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа.

– Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ.

Прочитаем о Белолобом.

– Хорошо, что вы почувствовали, что Чехову нравится этот глупый щенок, он пишет о нем с добрым чувством, с улыбкой.

– А в конце рассказа жаль Белолобого.

– Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягненка.

Игнат — герой рассказа “Белолобый”.

– Как Чехов относится с Игнату? С каким чувством его изображает?

– Он добрый, и глупый.

– Он совсем не думает — ведь щенок-то не мог сделать такую дыру в крыше.

– А все-таки Чехов над ним подсмеивается не зло.

– Я узнал, что Чехов о животных пишет смешно.

– А я понял, что Чехов очень добрый и жалеет животных.

– Как же Чехов так смог рассказать о волчихе, что нам становится

– Он сумел встать на ее место.

– Он понял ее материнские чувства.

А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает” животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Чехов — добрый, мягкий человек. Да, таким он был.

V. Задание на дом.

Краткое описание документа:

А. П. Чехов “Белолобый”.

Цель: 1. Познакомить произведением А. П. Чехова “Белолобый”

2. Воспитать эмоциональную отзывчивость к прочитанному.

3. Развить умение передавать с помощью слов чувства по прочитанному рассказу.

– Сегодня на уроке познакомимся с новым для нас произведением “Белолобый”. Посмотрите на доску и догадайтесь, кто автор. (Читаем на доске хором: Антон Павлович Чехов).

– Знаком ли этот автор вам?

II. Беседа об А. П. Чехове и его произведениях.

1) Краткая биография писателя.

III. Чтение текста учащимися и его анализ.

– Какие места в рассказе вам понравились? Что вы можете сказать об этом рассказе?

Рассказ смешной – Что было смешно в этом рассказе? Перечитайте эти места.

(перечитывают места, где изображаются щенок и Игнат, объясняют.)

– Кто же смешно изображен? – Щенок и Игнат.

– А чем оба смешны?

– Своей тупостью. (Объясняют, почему Игнат тоже смешен. Перечитывают.)

– Вот какую особенность рассказов Чехова вы открыли. Когда читали его описание животных и людей, многие места вызывали смех. И животные, и люди изображаются им по – особому. Какой это смех?

– Это юмор. Это не злой смех, а теплый добрый.

– Кто еще хочет сказать об этом рассказе?

– Рассказ этот красивый. В чем Чехов увидел красоту?

– Он хорошо описывает природу. Раннее утро (Читают.)

– Чехов говорит еще о красоте чувств

– Чьих чувств?– Волчихи. Волчиха — главный герой рассказа. (Далее рассказ о волчихе.)

– Где и как говорит Чехов о волчихе?

Как интересно Чехов говорит о волчихе, животном злобном и не любимом нами: помнила, соображала, ее мучил голод, она думала.

– Что в ней вам понравилось? А Чехову?

– Она заботливая мать. Чехов ее так изображает. (Читают соответствующие место по тексту.)

– Какое чувство вызывает у вас волчиха?

– Ее жалко. Она голодна сама и любит детей и хочет накормить их. А нечем.

– Найдите места, где волчиха вызывает особое чувство жалости. Почему ее жалко.

(Перечитывают соответствующие места.)

– Вот так Чехов умел писать о животном — его становится жаль, мы сочувствуем волчихе. Хотя волки и нелюбимые животные, но Чехов у нас вызывает не злобу, не ненависть к ним, а чувство жалости.

А обратили ли вы, ребята, внимание, что особенного в описании животных у Чехова?

– Чехов высказывает думы волчихи. Она как человек, думает.

– Молодцы, что вы это заметили. Он пишет о волчихе так, как можно писать о человеке. Найдите эти места.

Перечитывает сам учитель: “По слабости здоровья . ..”, когда так говорят?

– Так говорят о человеке. – Так говорят когда жалеют человека.

– Когда ему сочувствуют или уважают.

Вывод по беседе.

– Вот вам и Чехов — может так писать о животном, что вызывает не только чувство жалости, но и уважения. Еще где так же с сочувствием, уважением, уважением говорить о волчихе Чехов:

“Свежее мясо ей приходилось кушать редко”.

да, так мог сказать деликатно не “жрать”, а кушать только Чехов.

Белолобый главный герой рассказа.

– Кто же герой рассказа?

– А почему рассказ назван “Белолобый”?

– Белолобый — причина неудачной охоты.

Он главный герой потому, что без него не было бы рассказа.

– Да, так, ребята, на действиях Белолобого держится рассказ.

Прочитаем о Белолобом.

– Хорошо, что вы почувствовали, что Чехову нравится этот глупый щенок, он пишет о нем с добрым чувством, с улыбкой.

– А в конце рассказа жаль Белолобого.

– Игнат не разобрался, что дыру в крыше сделал не щенок. Щенок спас ягненка.

Игнат — герой рассказа “Белолобый”.

– Как Чехов относится с Игнату? С каким чувством его изображает?

– Он добрый, и глупый.

– Он совсем не думает — ведь щенок-то не мог сделать такую дыру в крыше.

– А все-таки Чехов над ним подсмеивается не зло.

– Я узнал, что Чехов о животных пишет смешно.

– А я понял, что Чехов очень добрый и жалеет животных.

– Как же Чехов так смог рассказать о волчихе, что нам становится

– Он сумел встать на ее место.

– Он понял ее материнские чувства.

А. П. Чехов сумел проникнуть в чувство и мысли волчихи. У него мы научились понимать животных, понимать окружающий мир. Чехов “очеловечивает” животных. В изображение животных у Чехова присутствуют два чувства — жалости и юмора. Чехов — добрый, мягкий человек. Да, таким он был.

Нажмите, чтобы узнать подробности

Урок - исслелование. Формирование умения работать с литературным текстом; умение выражать своё отношение к прочитанному.

Конспект урока

Предмет: литературное чтение

Класс: третий

Тип урока: урок - исследование

Форма урока: работа в группах

· формирование умения работать с литературным авторским текстом; умение выражать своё отношение к прочитанному;

· развитие у младших школьников представлений о литературе как искусстве слова;

· развитие воображения и творческого потенциала детей.

· образовательная: учить читать-думать, читать-чувствовать, читать- моделировать, читать-жить;

· развивающая: развивать умение находить жанровое своеобразие рассказа, грамотную доказательную речь, мышление, память, внимание;

· воспитательная: воспитывать чуткое, доброе отношение к природе; поддержку симпатий и взаимопониманий детей друг к другу; расширять читательский кругозор, повышать интерес к чтению.

1. Организационный момент.

Включение в деловой ритм

Предлагаю вам небольшое исследование творческой лаборатории известного русского писателя А.П.Чехова.

Вижу, что вы готовы к уроку. С каким настроением начинаем урок? Я надеюсь на наше плодотворное сотрудничество.

Пусть ваш поиск будет успешным,

Дружным, вдумчивым, интересным.

2. Актуализация знаний и мотивация к учебной деятельности. (Выявление уровня знаний, создание ситуации, при которой повторяются ранее усвоенные действия, создаётся ситуация затруднения).

-С творчеством какого русского писателя, драматурга вы начали знакомиться на прошлом уроке?

-Что вы уже знаете об А.П. Чехове?

А.П.Чехов –….. (писатель, драматург.)

Он писал - … (рассказы, повести, пьесы.)

- Понравился ли он вам?

Что вам особенно понравилось в этом произведении, может быть, даже удивило?

А.П.Чехов – великий художник слова. Даже в коротком рассказе может разместить необычайно глубокий смысл. Так ли это? Попробуем убедиться сегодня.

(Звучит вой волка)

В густом лесу, среди берез,

Как будто чувствуя вину,

Не проливая лишних слез,

Волчица воет на луну…

- Волк – частый герой русских народных сказок. Каким мы знаем его из фольклора? (Чаще всего, в сказках волк бывает наивным, доверчивым, глупым и злым.) действительно ли он таков? Послушайте, что волки хотят сказать в своё оправдание:

Чтение стихотворений о волчьей жизни:

Мы, волки, по закону злые,

И пусть простят нам бешеный оскал,

Что делать? Мы с рождения такие

И не умеем улыбаться вам.

А нас не любят, бьют и в хвост и в гриву,

На цепь в ЗОО сажают.

Мы в сказках обязательно лихие

И зла желаем всем до одного.

А вы побудьте в шкуре ненадолго,

На мир взгляните так, как видим мы,

Хоть раз почувствуйте себя вы волком.

Поймете нас до глубины души!

– Чьими глазами позволил нам взглянуть на мир А.П.Чехов в этом рассказе? (Волчихи)

3. Постановка учебной задачи.

– Сформулируйте тему нашего урока. (Восприятие мира глазами волчихи).

-Все ли нам известно о жизни волков?

-Какую гипотезу (предположение) мы можем выдвинуть? Жизнь волка трудна и опасна.

-Да, постараемся по-другому взглянуть на этого страшного хищника. Попробуем вместе с А. П. Чеховым проникнуть в мир чувств и мыслей волчицы, в мир отношений человека и животного. А главное, попробуем определить главную мысль произведения. Что пытался донести до читателя этим рассказом великий мастер слова?

-Как мы сможем это узнать, или опровергнуть?

поиск и анализ информации

сравнение и обобщение

Наш автор - великий актёр и поэт

Готовит для нас необычную встречу

Глазами волчихи увидим мы свет,

Готовы ли вы к превращениям дети?

Попробуем переодеться в волчью шкуру?

4. Продолжение работы по теме (работа в группах)

Предлагаю распределить наши усилия: каждая группа выполнит небольшое задание. Внимательно прочтите задание, записанное на карточках, и сразу приступайте к его выполнению. Как только будете готовы, прошу дать знать.

– Всем понятно задание? Можно обращаться за помощью. Помним о правилах работы в группе. Обсуждайте очень тихо, чтобы не передавать свои мысли другим.

5.Анализ прозаического произведения (обсуждение результатов).

1группа читает – думает над сюжетом.

Какие новые наиболее интересные факты о жизни волка вы для себя открыли? (ответы, выборочное чтение)

Вредный или полезный зверь волк?

Совпадает ли образ волка в русских народных сказках с реальным характером этого животного?

В сказках: на самом деле:

Вот три волка шли домой.

Папа был большой-большой,

Мама с ним поменьше ростом,

А сынок- малютка просто.

Он вертелся, чесал ухо,

Лапой он поймал две мухи,

А потом устал и сел.

Сколько ж важных сделал дел.

2группа читает-живёт жизнью героев произведения.

Дать полную характеристику волчихи

Портрет литературного героя

Внешний вид.

Переживания.

Черты характера.

Отношение автора к герою.

Мое отношение.

-Какой была главная забота волчихи? (Прокормить своих детей и не попасться человеку.)

-Какие трудности были в ее жизни? (Возраст, плохое здоровье, утрата чутья, невозможность охотиться на крупную дичь, страх за волчат, постоянное чувство голода)

-Докажите словами текста, что автор понимает заботы волчихи, ее трудности, хорошо знает повадки и особенности поведения.

-Как автор относится к героине? (Сочувствует ей, сопереживает )

-Как он пишет о волчихе? (Как о человеке, наделяет ее человеческими эмоциями и переживаниями)

Такой приём в литературе называют аллегорией (очеловечивание).

-Найдите и прочитайте глаголы, подтверждающие, что автор пишет о волчихе, как о человеке.( Думала, вспоминала, помнила, соображала)

-А из каких предложений мы видим, что автор проникается ощущениями и переживаниями своей героини? (Выборочное чтение)

-Что вы поняли, взглянув на мир глазами волчихи? Легко ли живётся животным? Сделайте вывод. (У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы. Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать.)

3группа: читает-моделирует. Ваша задача: найти особенности авторского языка, определить жанр произведения, тему, композиционное строение, главного героя, главную мысль произведения.

Определить жанр произведения (выделить правильный ответ цветом)

Рассказ – небольшое по объему произведение. В основу рассказа положено одно важное событие. Читатель ничего не знает о прошлом и будущем героев. В рассказе один главный герой или два, а остальные - действующие лица.

Цель написания рассказа : передать некоторую мысль, а не рассказать о каком - либо событии или герое.

Тема – (коротко, о чём произведение)

Композиция (построение) произведения:

-завязка (с чего всё началось, начало конфликта)

-развитие действия (основные события, конфликт)

-кульминация (самый острый момент, напряжение)

-развязка (разрешение конфликта, противоречий)

«Герой главный - литературный персонаж, наиболее вовлеченный в действие, чья судьба — в центре событий”.

Главный герой –

Действующие лица (кроме главных героев)

Главная мысль произведения (идея) - то, что хотел донести до читателя автор__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Время действия-

7. Включение с систему знаний и повторения

– Давайте повторим, что такое композиция текста, т.е. элементы сюжета. Для этого закончите фразы:

1. В сказке есть зачин, а в рассказе, повести… (завязка)

2. Самый напряжённый момент рассказа…(кульминация)

3. Заключительная часть рассказа…(развязка)

8. Подведение итогов.

– Удалось ли нам увидеть мир глазами волчихи? Кто нам в этом помог?

– Какое настроение у вас вызвало прочтение рассказа?

– Для чего Чехов написал это произведение? (Чтобы люди стали внимательнее относиться к природе, животным)

- Какой литературный прием использует автор в рассказе? (аллегория)

- Что такое аллегория? (очеловечивание животных)

-Что вы сегодня поняли, легко ли побывать в волчьей шкуре? (У животных жизнь не легче, чем у людей, у них в жизни тоже есть проблемы. Животные, как люди, могут переживать, мнить, наблюдать.)

Антон Павлович с детства любил животных. В доме его постоянно жили разные звери. В Таганроге у него были голуби. Из своей поездки на остров Сахалин он привез дикую пальмовую кошку и мангусту. Во дворе его дома в Ялте разгуливал ручной журавль. А в московском доме всегда жили собаки. Одно время сразу две таксы: Бром и Хина. Они получили свои клички по названию двух самых популярных в то время лекарств.

Один старый мудрец когда-то рассказывал, что в каждом человеке внутри живут два волка. Один хороший волк, а другой – злой. Между ними всегда идет борьба. Хороший волк всегда старается в человеке пробудить все лучшие качества, заложенные в нем Богом - доброту, миролюбие, надежность, истинную доброту, верность.

А злой волк всегда норовит в сердце человека пробудить зависть, ревность, эгоизм, злость, агрессию, ненависть. Между этими двумя волками идет борьба на протяжении всей жизни человека. И всегда кто-то один из них должен победить. Я желаю, чтоб в этой борьбе побеждал ваш добрый волк, ибо добро творит чудеса, дарит человеку крылья.

9. Рефлексия учебной деятельности

– Смогли ли мы достигнуть поставленных перед собой задач?

-Чьи ответы и выступления вам сегодня запомнились?

Каково же ваше настроение на данный момент?

10. Домашнее задание

Домашнее задание по выбору:

1. Пересказать любой отрывок из рассказа;

2. Составить рассказ от лица волчихи;

4.Проанализировать образ Белолобого.

5. Сочинить своё продолжение рассказа.

Если вы пожелаете написать свои творческие работы и поделиться со мной, я буду очень рада. Я оставлю вам свой электронный адрес и адрес нашей группы в Контакте, где освещается жизнь и учёба моих третьеклассников. Буду рада вашим письмам и обещаю ответить, а также выставить работы своих деток. Я им о вас обязательно расскажу.

– Вы все сегодня были активными, показали высокий уровень вашего исследовательского мастерства. Особо хочу поблагодарить тех учеников, которые были самыми активными, открытыми на уроке. Выставление оценок. Желаю вам творческих открытий и побед.

Слабого здоровья, немолодая, мнительная…

Заботливая мать. Облизала волчат перед уходом. Думала о том, как бы дома никто не обидел ее волчат.

Автор сочувствует волчихе, жалеет ее.

Он говорит: приходилось кушать. Так уважительно говорят о людях.

Испугалась лая собаки и схватила, что первое попалось в зубы.

Не съела щенка, от него сильно пахло псиной,

Описание логова волчихи

Тощий живот. Грызла сухую лошадиную кость.

Приучала детей к охоте, давая поиграть со щенком.

Вспоминала запах ягнят и молока. Грызла старую кость, воображая, что это ягненок.

Читайте также: