Конспект внеклассного занятия на тему стоимость портфеля четвероклассника решение проектных задач

Обновлено: 06.07.2024

Вид проекта: Краткосрочный, информационно-творческий.

Продукты. Оформление школьного уголка, выставки школьных принадлежностей в группе.

Цель. Подготовка детей к школьному обучению. Формирование положительного эмоционального отношения к школе.

1.Обогащать представления детей о школе (атрибуты школы, предназначение и функции школьных принадлежностей).

2.Развивать практические умения (собирать портфель).

3.Развивать умение передавать свои впечатления о школе и школьной жизни в художественной творческой и игровой деятельности (рисунках, рассказах, стихах, игровых сюжетах).

4.Познакомить с литературными произведениями о школе, школьных принадлежностях, развивать умение использовать их в играх драматизациях.

5.Воспитывать желание идти в школу, стать учеником, многому научиться.

Вопросы, на которые надо найти ответы:

Зачем нужен портфель?

Что такое школьный ранец? Какие отделения в нём есть?

Что кладут в школьный портфель? Как его собрать?

Взаимодействие с родителями.

Интервью у старших детей – младших школьников в семье, рассказы детей о полученном из интервью содержании. Рассматривание семейных школьных фотографий. Участие в оформлении школьного уголка в группе.

Краткое содержание проекта.

Рассматривание школьных семейных фотографий. Презентация фотографий с опорой на рассказы из личного опыта членов семьи.

Рассматривание школьных принадлежностей (в т. ч. знакомство с разными видами кисточек, линеек).

ОБЖ - напоминание правил безопасной работы с ножницами.

Труд: отбери и поточи сломанные карандаши (действия с точилкой). Дежурство по занятиям.

Сенсорика: выкладывание картинок из счётных палочек, сравнение бумаги разной фактуры.

Конструирование построек на школьную тематику (ЛЕГО, другие виды конструкторов) с анализом схем зданий для строительства школы и подбором строительных деталей.

Математика: счёт цветных карандашей, выкладывание геометрических фигур из счётных палочек. Измерение предметов с помощью линейки. Черчение отрезков разной длины.

Раскраски математические (по цифрам).

Развитие речи: Рассказывание о предметах (школьные принадлежности).

Чтение худ литературы: Загадки о школе и школьных принадлежностях, о предметном мире (бумага, металл, дерево, ткань, резина, пластмасса).

Стихотворения: И.Токмакова. Скоро в школу. А.Усачёв. Кого принимают в школу? Н.Найдёнова. В первый класс. А.Бродский. Первая тетрадь. А.Шибаев. Тетрадки и загадки. В.Берестов. Портфель. Пенал. Карандаш. Линейка. Точилка. Циркуль. Резинка. Закладка. Ручка. Тетрадки. Учебник. Кисточка. Дневник. Е.Благинина. Букварик.

Штриховка. Использование трафаретов и шаблонов школьных принадлежностей, букв, цифр в составлении композиций на школьную тематику.

Аппликация: Мой портфель.

Игры-драматизации по известным стихотворениям школьной тематики.

Е.А.Алябьева. Сказки о предметах и их свойствах. М.: ТЦ Сфера, 2015.

О.В.Дыбина. Из чего сделаны предметы. Игры-занятия для дошкольников. М.: ТЦ Сфера, 2015.

Г.Я.Затулина. Конспекты комплексных занятий по развитию речи. Подготовительная группа. Учебное пособие. М.: Центр педагогического образования, 2008.

Как организовать проект с дошкольниками. Автор-составитель А.А.Сидорова. М.: ТЦ Сфера, 2017.

100 лучших пальчиковых игр. Составитель В.Г.Дмитриева. М.: Издательство АСТ, 2015.

Физкультминутки. Авторы-составители С.А.Лёвина, С.И.Тукачёва. Волгоград: Учитель, 2005.

Ребенок открыт всему миру. Путь дошкольника - очень ответственный. Он трудный и радостный, здесь много разных встреч и открытий. Ребенок реагирует на впечатления от конкретного события, действия. Все, что происходит в непосредственном окружении ребенка, преобразуется в его душе. Все, что нам, взрослым, уже знакомо, до конца понятно, объяснено, ребенок видит впервые.

Открыть перед ним мир, в который он пришел, помочь не потеряться в нем, воспринимать добро, красоту с трепетом и улыбкой - это то, что волнует нас -педагогов.

Вопрос ознакомления будущих первоклассников со школьными принадлежностями является составной частью углубленной работы над проблемой преемственности между детским садом и школой. Проект ориентирован на активное усвоение детьми и родителями нового опыта и его использование в реальных жизненных ситуациях, ведущих к раскрытию их собственных потенциальных возможностей.

ВложениеРазмер
proekt_tayny_shkolnogo_portfelya_.doc 2.5 МБ

Предварительный просмотр:

По теме: методические разработки, презентации и конспекты


Обоснование проекта:Дети нашей группы на следующий год пойдут в школу и станут первоклассниками. А как известно школьникам невозможно представить без портфеля. Только по его наличию можно выделить уче.


НОД по ФЭМП в подготовительной группе "Школьный портфель"

Занятие включает обучение дошкольников решению арифметических задач, ориентировку на листе бумаги, логическую игру с геометрическими фигурами, работу в тетради в клетку.


Формирование интерес к школе. Ознакомление детей с предназначениями и функциями школьных принадлежностей для того, чтобы в школе дети не играли с ними, а использовали по назначению в учебном процессе .


Подготовка к школе – сложный период в жизни дошкольника. Аргументом в пользу важности данной проблемы служит все возрастающее число первоклассников, не способных справляться с учебной нагрузкой .


Конспект занятия по окружающему миру на тему "Истории из школьного портфеля"

Данное занятие можно провести в два этапа. Первое занятие- знакомство со школьными принадлежностями. Второе - изготовление глиняных табличек.


  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Муниципальное общеобразовательное учреждение

Иркутского районного муниципального образования

Проектная работа

Автор работы: Мурашева Карина Сергеевна

Проектная работа допущена к защите

Руководитель: Цемахович Людмила Сергеевна,

Учитель начальных классов

1.1. Разновидности школьных портфелей………………………………..5

1.2 Влияние тяжелого портфеля на здоровье ребенка…………………..6

1.3. Нормы СанПиН к школьным рюкзакам……………………………..6

Обучаясь в школе на протяжении 3, 5 лет я заметила, что портфель у меня и моих одноклассников бывает очень тяжёлый. Я заинтересовалась этим вопросом и захотела выяснить, сколько же на самом деле должен весить школьный портфель, соответствует ли вес портфеля норме, как тяжёлый портфель влияет на наше здоровье? Это и стало темой моей исследовательской работы.

По статистическим данным в России происходит резкое ухудшение здоровья детей. Одна треть детей, поступающих в школу, уже имеют хронические заболевания. За годы обучения в школе в 5 раз возрастает число детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Одним из факторов, влияющих на такие нарушения здоровья, является ношение школьниками тяжёлых портфелей.

Цель моего исследования : установить соответствие массы портфелей учащихся моего класса санитарным нормам.

Задачи исследования:

1. Узнать, сколько должен весить школьный портфель.

2. Узнать какие виды школьных портфелей существуют.

3. Изучить влияние тяжёлого портфеля на здоровье учащихся.

Гипотеза: Вес школьного портфеля большинства четвероклассников превышает установленные нормы.

Сроки разработки и реализации проекта- 1 месяц.

Ресурсы проекта: компьютер, принтер, доступ в интернет, фотоаппарат, бумага для принтера, весы для взвешивания портфелей и учащихся.

1. Узнать с помощью родителей и учителя, какая есть литература по данному вопросу.

2. Изучить данную литературу.

3. Провести взвешивание пустых портфелей и ежедневное взвешивание в течении учебной недели портфелей одноклассников с принадлежностями в соответствии с расписанием уроков.

4. Провести взвешивание учеников.

5. Сделать вывод.

6. Оформить работу в бумажном и электронном виде.

7. Разработать и оформить рекомендации ученикам и их родителям.

Методы сбора информации:

1. Изучение литературы;

1. Теоретическая часть.

1.1. Разновидности школьных портфелей

Каждый год, готовя ребенка к школе, родители встают перед выбором, что лучше приобрести своему ребенку ранец, рюкзак, портфель или сумку? Я попыталась выяснить, какие определения даны данным вещам.

Школьный ранец — это изделие для переноса школьных принадлежностей. На спине, имеет твердый корпус, плечевые ремни и ортопедическую спинку. Ранец имеет несколько отделений, удобную широкую ручку.

Школьный рюкзак — это изделие для переноса школьных принадлежностей на спине, имеет мягкий корпус, плечевые ремни, оснащен задней стенкой с плотными вставками.

Школьный портфель - не имеет плечевых ремней и предназначен для переноса школьных принадлежностей в руке.

1.2 Влияние тяжелого портфеля на здоровье ребенка

В скелете ребёнка примерно 220 костей, которые состоят из хрящей и твёрдого костного вещества. Более 30 костей, соединённых хрящами, образуют позвоночник, который является опорой туловища. Внутри позвоночника находится спинной мозг, кровеносные сосуды, нервы, поэтому повреждения позвоночника очень опасны. Не меньшую опасность для позвоночника представляет неправильная осанка, которая формируется из-за ношения тяжёлого портфеля [2, C. 30] .

Осанка – оптимальная поза, которую принимает человек в вертикальном положении тела. При правильной осанке хорошо работает сердце, свободно движется кровь по телу. Осанка начинает формироваться в детском возрасте. И продолжает свое формирование до 21 года [5] .

Для каждого возраста есть свои гигиенические нормативы веса школьной сумки с ежедневным учебным комплектом и письменными принадлежностями. Ниже перечислены основные требования, в соответствии с СанПиНом, которыми должен обладать школьный ранец:

2. Заполненный портфель должен весить не более 10 процентов от веса ребенка. Формула: ВУ*10/100. Средний вес заполненного портфеля для учеников 3-4 классов – 2500 -2700 г.

3. Длина плечевого ремня, не менее 600-700 мм, ширина, не менее 35-40 мм.

4. Ремни должны быть снабжены регулировочным устройством применительно к росту ребенка.

5. Материал, из которого изготовлен ранец, должен быть прочным, удобным для чистки, ярким по цвету и иметь санитарно-эпидемиологическое заключение, подтверждающее его гигиеническую безопасность [4, C. 18] .

2. Практическая часть

План исследования:

1. Взвесить пустые портфели.

2. Пронаблюдать изменения веса заполненных портфелей в течении учебной недели.

4. Узнать вес школьных учебников.

3. Узнать вес одноклассников.

2 Проанализировать содержимое портфелей одноклассников

4. Сделать вывод.

5. Дать рекомендации.

Я начала своё исследование со взвешивания своих одноклассников и их портфелей, заполненных принадлежностями.

Проанализировав данные, я сделала вывод, если посмотреть вес ранца по массе тела ученика, то можно увидеть, что у 13 испытуемых, это 45 % от всех респондентов, вес ранца соответствует норме. У остальных же 16 человек, это 55 % респондентов, выше нормы. Эти результаты отражены в

диаграмме 1 (приложение 1).

Я предположила, что причина излишней нагрузки в том, что сам ранец слишком тяжелый и взвесила все ранцы без школьных принадлежностей.

Результаты приведены в той же таблице (приложение 1).

Из таблицы видно, что у 11 учеников, это 38 % испытуемых, вес ранца соответствует гигиеническим нормам, то есть не превышает 700 граммов. Это самые правильные ранцы. Однако у 18 человек, это 62 % от всех респондентов, вес ранца превысил норму. Эти данные отражены в диаграмме 2 (приложение1). Самый тяжёлый ранец оказался у меня- 1345грамм.

А может быть, причина не только в ранцах, но и в учебниках?

Оказалось, что из пяти учебников вес 2 учебников (математика, литературное чтение) соответствует гигиеническим нормам – до 300 г. для учеников начальной школы. А вес 3 учебников (русский язык, окружающий мир, английский язык) превышает указанную норму.

Самый тяжёлый учебник – Английский язык. Его вес 390 г. Этот учебник мы носим в школу два раза в неделю.

В ходе исследования мною выяснены ряд причин, почему вес портфеля выше нормы:

1. У 3 испытуемых портфель собран на целую неделю сразу.

2. Альбомы, краски, гуашь, пеналы, а у четырёх человек их два, больших размеров и они очень тяжёлые.

3. У многих ребят в портфеле лишние вещи: игрушки, книжки, шкатулки, энциклопедии, еда.

Проведя все исследования, я сделала вывод, что у большинства учеников моего класса вес портфеля превышает допустимые нормы.

Вес портфеля должен соответствовать установленным нормам, поскольку он может навредить здоровью ребенка: искривление позвоночника, нарушение осанки, плоскостопие, боли в пояснице и ухудшение деятельности опорно-двигательного аппарата.

Я выяснила, что самый безопасный вариант, чтобы исключить искривления позвоночника – ношение ранца или рюкзака с жёсткой спинкой. Верх ранца не должен выходить за линию плеч, а низ – опускаться ниже бедер.

Желательно, чтобы вес не превышал 700 граммов, а ширина - соответствовать ширине плеч ребенка. Немаловажный момент – лямки ранца, в них заложено 80% удобства ношения ранца. Они должны быть широкими и уплотненными, с поролоновой прокладкой.

В своей работе я провела ряд исследований:

1. Большой иллюстрированный толковый словарь русского языка / В.И.Даль // АСТ, - 2006. - С.352

2. М.Трофимова, Собираем портфель / Здоровье школьника №8, - 2009. - С. 30-31

4. Постановление Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека об утверждении СанПин 2.4.7/1.1.2651-10 от 28.06.2010 г. № 72

Нажмите, чтобы узнать подробности

Цель: использование возможностей школьного историко-краеведческого музея для организации воспитывающей среды, содержания и форм взаимодействия учащихся и педагогов в рамках образовательного процесса.

Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:

Продолжать изучение истории родного края;

Приобщать учащихся к поисково-исследовательской деятельности по бытовой тематике;

Развивать навыки поисково-исследовательской работы, умение самостоятельно пополнять свои знания, ориентироваться в потоке научной и политической информации;

Формировать историческое сознание, музейную культуру учащихся.

Воспитывать патриотизм и сопричастность к системе культурных ценностей, истории малой Родины и традициям родного края;

Приобщать школьников к социальному опыту, духовным и нравственным ценностям человечества.

Прогнозируемый результат

В процессе личностно-значимой деятельности учащиеся приобретут позитивный опыт, который позволит им овладеть нравственными ценностями, необходимыми для жизни в современном обществе.

Форма проведения занятия – музейный урок

Методы и приемы: демонстрационный метод (показ музейных экспонатов), приём диалога, ролевая игра, метод погружения в прошлое, метод театрализации, практический метод.

Предварительная работа: для подготовки мотивационного этапа необходимо сварить пшеничную кашу.

Расширение словарного запаса: счёты, чернила, чернильница, перо.

1. Мотивационный этап.

- Здравствуйте, ребятишки!Меня зовут Алёна Геннадьевна.Сегодня я у вас прведу мастер-класс. Ох, и трудное дело науку постигать, устали, наверное.
Да ничего, поработаешь до поту – так и поешь в охоту! Угощение я вам принесла – кашу пшеничную. Каждый учебный год в старину начинался с совместной трапезы учеников – все вместе из одного котла ели кашу. Оттуда и пошло слово однокашник.

Ребята, взяв деревянные ложки, едят кашу из чугунка. Благодарят гостью.

- Ну, вот передохнули, , можно и за учебу .

- Правильно ли выполнил задание Буратино?

- В чем состояла трудность для ученика?

- Приходилось ли вам на уроках писать пером и чернилами?

- Перо и чернильница – это предметы современного мира или прошлого времени?

- Где хранятся предметы, рассказывающие нам о прошлом?

2. Содержательно-операционный этап

- Сегодня музейные экспонаты – школьные принадлежности – гости нашего урока.

- Что бы вам хотелось узнать о школе прошлого?

Перед вами портфель, с которым ходили в школу ученики лет 60 назад.

-Что же это за материал? Обратимся к словарям. (Работа со словарями)

Коленкор – это покровный переплетный материал на тканевой основе со специальным слоем, который закрывает фактуру ткани, делает ее жесткой, а из-за невысокой прочности на изломе быстро появляются трещины.

- Хотите заглянуть внутрь портфеля? Что же лежало в портфеле наших предков такого, чего в наших портфелях найти нельзя? Отгадайте загадку.

По десятку на шесточке
Сели умные кружочки
И считают громко вслух,
Только слышно: стук да стук!

Счёты — механическое устройство, которое очень просто устроено, но было незаменимо для произведения решения примеров. Счёты – это рама с нанизанными на спицы костяшками по 10 штук на каждой. Рассмотрите счеты из нашего портфеля. Ребята в школе учились считать, передвигая по спицам костяшки, при сложении костяшки придвигали, при вычитании – убирали. Давайте попробуем решить несколько математических выражений из нашего учебника математики с помощью счет.

3 + 4 6 + 5 + 1 10 – 5 7 – 2 ( дети считают на счетах)

В настоящее время счеты заменил более удобный прибор:

Что-то бабушкины счёты,
Брать с собою неохота.
Лучше я возьму ребята,
В школу новый… (калькулятор)

Утром в школу мы идем
И портфель с собой несем.
Книжки, ручку, карандаш
Мы в портфель положим наш.
Будем мы считать, писать.
И учиться все на пять

.
Прослушайте отрывок из рассказа Е. Пермяка, и догадайтесь, какие экспонаты мы ещё достанем из старенького портфеля.

Перо и чернильница


─ Скажи, дедушка,─ как-то спросил Сережа,─ откуда ты сказки берешь?

─ Из чернильницы, мой дружок, из чернильницы.

─ А как ты их оттуда достаешь, дедушка?

─ Ручкой с перышком, милый внук, ручкой с перышком.

─ Как рыбу удочкой?

─ Да нет, мой маленький, так сказку не выудишь, ─ говорит дедушка. ─ Сперва из чернильницы нужно добыть палочки да научиться их в тетрадку переносить. А потом ─ крючки. А потом ─ буквы. А потом ─ слова. А потом и сказка может зацепиться.

Поступил Сережа в школу. Стал из чернильницы сказку добывать. Сначала палочки. Потом крючки. Потом буквы. А потом и слова. Много тетрадок исписал Сережа, а сказка не зацепляется.

─ Почему это, дедушка, так? Может быть, чернила у меня жидкие, или чернильница мелкая, или перо тупое.

Что же за экспонаты еще припрятаны в портфеле?

Учитель достает чернильницу с чернилами и перья.

Те, ручки, которыми пишете вы, называются шариковыми, до того, как они появились в школах, а это было лет 40-45 назад, ваши бабушки и дедушки писали деревянными ручками со стальным наконечником, в который вставлялось специальное пёрышко. В партах были вырезаны желобки для перьевых ручек, а посредине парты находилось углубление для переносной чернильницы-непроливайки. Школьная чернильница—непроливайка из прошлого, очень похожа на баночки-непроливайки для рисования. Если ее перевернуть — ни капли не прольется.

Хоть сама и пострадает,
Грязь текучую впитает,
Чтоб в тетрадке было чисто,
Улыбались вы лучисто.
Что за дивная бумажка?
Этот листик – .

Существует версия, что промокательная бумага была изобретена случайно. На английской бумажной фабрике забывчивый мастер не добавил клей в бумажную смесь. Готовая бумага получилась шершавой, рыхлой, и непригодной для письма. Инженер стал ругать мастера за некачественный продукт, затем он решил доказать, что и писать на такой бумаге нельзя. Жирная чернильная линия, проведённая пером, моментально впиталась. Таким образом, для того, чтобы записать текст или слово ученикам были нужны чернильница со свежими чернилами, перо и промокашка.

Дети пишут чернилами предложение.

Сравните, чем удобнее писать шариковой ручкой или пером?

Писать красиво не легко:

За буквой буква,

Ну хоть бы кто-нибудь помог!

Но тут перо бумагу рвет.

Опять испорчена тетрадь —

Страничку надо вырывать!

Страничка вырвана, и вот:

А нужно все наоборот:

Вздохнем сначала глубоко,

Вздохнем, строку перечеркнем

И дело заново начнем.

И клякса черная, как жук,

С конца пера сползает вдруг.

Одной секунды не прошло,

Еще одну страничку вон!

А за окном со всех сторон:

И стук мяча, и лай щенка,

И звон какого-то звонка,—

А я сижу, в тетрадь гляжу —

За буквой букву вывожу:

Да! Стать ученым не легко!

3. Рефлексивно-оценочный этап

- Сегодня мы совершили путешествие в прошлое, познакомились с экспонатами необычного музея – старенького ученического портфеля.

-О каких принадлежностях учеников первой половины прошлого века вы узнали?

-Как вы думаете, что общего находилось в портфелях бывших и нынешних учеников?

- Хотелось бы вам провести еще музейные уроки? Какие музейные предметы вызывают у вас наибольший интерес?

Читайте также: