Коррупция в россии и за рубежом доклад

Обновлено: 03.07.2024

Факты коррупции стали вызывать значительный общественный резонанс именно в последнее время. Сложно однозначно оценить причины повысившегося интереса к морально-этической чистоте людей, ответственных перед обществом. Эксперты высказывают различные суждения.

Содержание

Проблема коррупции в развитых странах
Интернациональные аспекты коррупции
Некоторые статистические данные о коррупции в мире
Международный опыт борьбы с коррупцией

Работа содержит 1 файл

коррупция.docx

Студентка Молчан В.А.

Курс 3, группа 916

Факультет МЭО и М

Проверил Кузнецов И. Н.

  1. Проблема коррупции в развитых странах
  2. Интернациональные аспекты коррупции
  3. Некоторые статистические данные о коррупции в мире
  4. Международный опыт борьбы с коррупцией

Коррупция за рубежом

1. Проблема коррупции в развитых странах

Факты коррупции стали вызывать значительный общественный резонанс именно в последнее время. Сложно однозначно оценить причины повысившегося интереса к морально-этической чистоте людей, ответственных перед обществом. Эксперты высказывают различные суждения.

С одной стороны, все эти процессы могли быть спровоцированы общественностью через СМИ. Принятие этой точки зрения означало бы, что изменилась не коррупция, а общественное мнение о ней. Причины возросшей нетерпимости различны. Наиболее простое объяснение - это ставший возможным в условиях глобализации диалог различных культурных традиций. Информационный плюрализм позволил переоценить реалии повседневной жизни и осознать нежелательность и необязательность коррупции во всех аспектах человеческой активности.

Другой подход предполагает увеличение масштаба коррупции из-за тех же процессов глобализации и информатизации. В условиях глобализации коррупция преодолела государственные границы и стала явлением международным. Ставки возросли, и незаконные махинации стали затрагивать интересы и благосостояние не одной, а многих стран. Становление и развитие процессов и институтов, сопутствующих информационному обществу, значительно повысили ценность информации, к которой имеют монопольный доступ те или иные категории бюрократии.

Еще одна причина повышенного интереса к проблеме коррупции может быть связана с задачами управления, как на уровне государств, так и на уровне корпораций. Развиваясь по пути совершенствования структур управления, наука об управлении подошла к некоторому порогу совершенствования, уткнувшись в проблему конфликта интересов органа управления и частного интереса человека, работающего в этом органе. Этот конфликт - один из факторов, порождающих коррупцию. Не решив проблему конфликта интересов, а значит - проблему коррупции, невозможно дальше увеличивать эффективность управления.

Коррупция - это интернациональная проблема. Она свойственна всем странам, независимо от политического устройства и уровня экономического развития. Дело лишь в масштабах.

Ни одна страна не может считать себя застрахованной от коррупции. Так, в 1994 г. Швейцария, которая гордилась неподкупностью своих государственных служащих, была потрясена грандиозным скандалом вокруг чиновника из кантона Цюрих - ревизора ресторанов и баров. Ему инкриминировались взятки на сумму почти 2 миллиона долларов. Сразу вслед за этим было начато расследование против пяти ревизоров-взяточников из состава правительства Швейцарии, покровительствовавших отдельным фирмам при организации государственных поставок. Затем разразилось еще два скандала.

Во Франции происходят массовые расследования коррупционных действий, совершаемых бизнесменами и политическими деятелями. В 1993 г. премьер-министр впервые пообещал, что не будет этому препятствовать. "Ситуация во Франции постепенно меняется, еще 10 лет назад здесь запрещалось расследование случаев взяток и коррупции", - утверждал французский судья Жан-Пьер Тьери.

Многочисленные случаи коррупции в Италии, затронувшие самые высокие политические круги, привели к тому, что более 700 бизнесменов и политических деятелей предстали перед судами в результате начавшихся в 1992 г. расследований в Милане.

Время от времени мы становимся свидетелями крупных коррупционных скандалов, герои которых - лидеры ведущих держав мира и высшие руководители уважаемых международных организаций. Суммы взяток, о которых идет речь, многократно превосходят доходы наших коррупционеров. В одном из своих бюллетеней международная общественная организация "Трансперенси Интернэшнл" (далее - ТИ), цель которой - оказание сопротивления коррупции на международном и национальных уровнях и в бизнесе, утверждала: "Она (коррупция) стала привычным явлением во многих ведущих индустриальных государствах, богатство и устойчивые политические традиции которых позволяют, однако, скрыть размах огромного ущерба, наносимого коррупцией социальной и гуманитарной сферам". Исследование, проведенное национальными филиалами ТИ в 1995 г., показало, что "коррупция в государственном секторе принимает одинаковые формы и воздействует на те же сферы независимо от того, происходит ли это в развитой или развивающейся стране".

Абсолютно неправомерно разделение стран по коррумпированности, основанное на оси Восток-Запад. Исторические исследования дают многочисленные примеры того, как коррупция заносилась в восточные колонии западными колонизаторами. Индонезию, например, заразили коррупцией чиновники голландской Восточно-Индийской компании; на Филиппины она была занесена испанскими колонизаторами, а в Индию - британской администрацией. Филиппины и Бангладеш, восстававшие против военных коррумпированных режимов, дают примеры того, что коррупция не может считаться частью восточной культурной традиции. Сингапур и некоторые другие развивающиеся страны можно привести в качестве примера успешной реализации антикоррупционных государственных программ.

2. Интернациональные аспекты коррупции

Расширяющееся политическое и экономическое сотрудничество превращает коррупцию в интернациональную проблему. Открываясь мировому сообществу, Россия также подвергается воздействию этой тенденции. Можно указать на следующие каналы международной коррупции.

Коррупция в международных организациях существует в силу общих тенденций: в них также распределяются ресурсы (например - помощь странам-участницам или клиентам этих организаций); их распределяют чиновники, не являющиеся собственниками этих ресурсов. Кроме того, бюрократия в международных организациях находится под менее пристальным контролем по сравнению с национальными, контролируемыми общественными организациями своих стран. Все это влечет за собой коррупцию, которая, к тому же, в силу специфики работы международных организаций, находится в зоне значительно меньшего риска для участников коррупционных сделок. Издание ТИ отмечает, например: "Мошенничество с бюджетом в Европейском Союзе стало огромной проблемой …" Transparency International Submission Prepared for the Russian State Duma on the draft Federal anti-corruption law. - Berlin, 1998..

Коррупция в международном экономическом сотрудничестве проявляется при создании предприятий с участием иностранного капитала, при реализации инвестиционных проектов и приватизации государственной собственности, при решении проблем раздела продукции и в других формах. От этого вида коррупции не защищена ни одна страна. Так, авторы доклада, сделанного экспертами США, утверждают, что в 1994 г. при заключении крупных контрактов в 80% случаях они достались иностранным компаниям, предлагавшим взятки Джонстон М.. Что может быть предпринято по отношению к укоренившейся коррупции: Пер. доклада на Ежегодной конференции Мирового банка по проблемам развития экономики. - Вашингтон, 2006..

В России сложилась странная ситуация. С одной стороны, многие иностранные бизнесмены оправданно сетуют на коррупцию чиновников, препятствующую нормальному экономическому сотрудничеству. Среди бизнесменов, имеющих дело с Россией и другими странами СНГ, более 70 % опрошенных убеждены в том, коррупция входит в число главных препятствий для развития нормального предпринимательства в России. Президент Всемирного банка Д. Вульфенсон сказал во время своего приезда в Москву в 1996 г.: "После окончания холодной войны коррупция стала главным тормозом на пути демократического развития" Отчет о мировом развитии 1997: Государства в изменяющемся мире. - Москва: Агентство экономической информации "Прайм-ТАСС", Международный банк реконструкции и развития, 1997;.

С другой стороны, многие представители иностранных компаний не брезгуют взятками для получения преимуществ в конкуренции. Более того, налоговое законодательство многих стран поощряет такое поведение. Исключением служат законы США, напрямую запрещающие своим бизнесменам использование взяток на территории других стран. Без преувеличения можно утверждать, что иностранный бизнес вносит свой весомый вклад в рост коррупции в нашей стране.

Увод незаконных доходов за границу уменьшает риск коррупционных сделок и тем самым подстегивает коррупцию. От этого страдают многие страны. Известно немало случаев, когда лидеры развивающихся стран прятали в иностранных банках полученные в результате коррупционных действий доходы, исчисляющиеся миллиардами долларов.

В России увод капиталов из страны давно стал проблемой экономики и финансовой системы. Существенную часть этого потока составляют незаконно полученные доходы, в том числе - от коррупционных сделок. Русло для этого потока расчищается отсутствием двусторонних и многосторонних соглашений с участием нашей страны об аресте счетов, о выдаче преступников и т.п.

В заключение следует упомянуть о наличии обратной связи - влиянии национальной коррупции на существенные обстоятельства международной жизни. Достаточно привести один пример: Адольф Гитлер пришел к власти, эксплуатируя, в числе прочего, лозунг коррумпированности Веймарской республики. То, что приход Гитлера к власти стал фактом не только внутригерманским, вряд ли нуждается в доказательстве.

3. Некоторые статистические данные о коррупции в мире

4. Международный опыт борьбы с коррупцией

Согласно международным исследованиям, за последние 15 лет положение России ухудшается с каждым годом. Надеясь на исправление этого прискорбного обстоятельства, полезно оценить опыт стран трех типов: не преодолевших коррупцию, болевших коррупцией в тяжелой форме, но умудрившихся существенно снизить ее; слабо коррумпированных стран, предпринимающих для этого серьезные усилия.

Одним из соседей России по статистическим данным является Китай, испытывающий те же трудности переходного периода, что и наша страна. Коррупция неоднократно объявлялась в Китае важнейшей национальной проблемой на партийных и государственных форумах, периодически начинались кампании борьбы с коррупцией, сводившиеся в основном к борьбе против коррупционеров. В итоге на непродолжительный срок коррупция пряталась, но вслед за тем возникала с новой силой.

Исследование проблемы коррупции и взяточничества в России и за рубежом. Основные положения Конвенции Организации Объединенных Наций против коррупции. Изучение зарубежного опыта борьбы с коррупцией. Создание условий для эффективной борьбы с коррупцией.

Рубрика Государство и право
Вид статья
Язык русский
Дата добавления 31.07.2018
Размер файла 20,9 K

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Башкирский государственный аграрный университет

Коррупция в России и за рубежом

Ахметшин Ильнур Ирекович, студент

В статье рассматривается антикоррупционная деятельность в России и за рубежом.

Проблема коррупции и взяточничества в России и зарубежных странах стала так угрожающе остро, что мотивы и актуальность выбранной темы просто очевидны. Покупается и продается все: от оценок в школе до принятия закона в Госдуме. В то же время, по данным ученых и специалистов, значительное число фактов взяточничества (90 %) остается нераскрытым [7].

На международной арене по противодействию с коррупцией действует Конвенция Организации Объединенных Нации против коррупции [8].

По различным источникам информации, можем видеть и судить, как ведется борьба с коррупцией в России и за рубежом [2].

Главным борцом против коррупции в России является наш президент Владимир Владимирович Путин. В своем Послании Федеральному Собранию Российской Федерации он затронул самые важные вопросы, связанные с коррупционными преступлениями [5].

Многое в России сделано для борьбы с коррупцией. например: на сегодняшний день чиновники, судьи, правоохранители, депутаты всех уровней обязаны представлять декларации о доходах и расходах, о наличии недвижимости и активов, в том числе и зарубежных [3].

Уровень коррупции в России снизился по сравнению с 2015 годом, по этому результату страна заняла высшую позицию за 4 года и находится на одной строчке с Азербайджаном, Гайаной и Сьерра-Леоне, сообщается в докладе организации Transparency International [4].

В 2016 году Россия получила от организации 29 баллов (на два балла больше, чем в 2015 году) и заняла 119-е место, что является наилучшим результатом с 2012 года, когда организация перешла на 100-балльный рейтинг. В 2015 году Россия находилась на 136-й строчке рейтинга - рядом с такими странами, как Нигерия и Ливан [3].

Возглавляет рейтинг Дания с 91 баллом, на втором и третьем местах - Финляндия и Швеция. Замыкают список уже четвертый год подряд КНДР и Сомали с восемью баллами - составители рейтинга подсчитали, что в этих странах максимальный уровень коррумпированности среди исследованных стран [13].

Если рассмотреть в качестве примера различные страны можем сказать, что коррупцию в этих странах понимают по-своему, но ведут борьбу одинаково [15].

Китайская народная республика для повышения эффективной борьбы с коррупцией разработала такую антикоррупционную политику, публичный расстрел без всяких церемоний [10].

Рассматривая нынешнюю ситуацию в стране, наблюдаем различные меры по борьбе с коррупцией: коррупция взяточничество борьба конвенция

Для того, чтобы облегчить борьбу с коррупцией необходимо:

2. Особо жестко контролировать распределение и расход бюджетных средств;

3. Повысить правовую грамотность населения;

4. Повысит зарплату работником и рабочим бюджетной сферы;

5. Повысит эффективность МДВ;

6. Агитировать вопросы связанные с коррупцией;

7. Проводит различные мероприятия по борьбе с коррупцией;

8. Сделать прозрачную систему государственного и муниципального управления и отслеживать все расходы и доходы [16].

Многие люди страны сталкиваются с коррупцией на местах и бытовой коррупцией. Довольно сложная задача, можно сказать, труднодостижимая, но двигаться необходимо вперед и бороться, если остановиться будет хуже. Ответственность за снижение коррупции на территории несут главы субъектов Федерации [14].

В Правительстве Российской Федерации предложили также ввести учет имущества чиновников, как они поступают на государственную службу для того, чтобы в будущем отследить, как они честно работали [9].

Ключевой задачей остается формирование в обществе антикоррупционного правосознания. Неприятие нарушения закона должно воспитываться с самого детства.

2. КОРРУПЦИЯ В РОССИИ Балянов В.В., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-1 (9). С. 109-110.

5. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ РОССИИ: ПОСТАНОВКА ПРОБЛЕМЫ Ханнанова Т.Р. Российский электронный научный журнал. 2013. № 2. С. 143-157.

6. КОРРУПЦИЯ И КОНФЛИКТ ИНТЕРЕСОВ НА ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЕ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Павлова А.М., Ураев Р.Р. Экономика и социум. 2014. № 2-3 (11). С. 799-802.

7. РАЗВИТИЕ ПРАВОВОГО ОБЕСПЕЧНИЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ Дещекина С.И., Ханнанова Т.Р. Экономика и социум. 2015. № 2-2 (15). С. 75-77.

8. СУЩНОСТЬ КОРРУПЦИИ В РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Ураев Р.Р., Иванова Ю.А. Экономика и социум. 2013. № 4-3 (9). С. 80-82.

9. ПУТИ ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ГОСУДАРСТВЕННЫХ И МУНИЦИПАЛЬНЫХ УСЛУГ НАСЕЛЕНИЮ Фархутдинова Л.Н., Ханнанова Т.Р. Вестник Башкирского государственного аграрного университета. 2013. № 4 (28). С. 141-144.

10. ПРОТИВОДЕЙСТВИЕ КОРРУПЦИИ В СИСТЕМЕ ГОСУДАРСТВЕННОЙ ГРАЖДАНСКОЙ СЛУЖБЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ Гарипова А.Г., Шапошникова Р.Р. В сборнике: Наука и образование в XXI веке сборник научных трудов по материалам Международной научно-практической конференции: в 17 частях. 2014. С. 37-38.

11. УПРАВЛЕНИЕ СОЦИАЛЬНЫМ ОБСЛУЖИВАНИЕМ НАСЕЛЕНИЯ НА МУНИЦИПАЛЬНОМ УРОВНЕ Яппарова Л.А., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 4-5 (13). С. 702-706.

12. ПРОБЛЕМЫ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ КАДРОВОЙ СТРУКТУРЫ АДМИНИСТРАЦИЙ СЕЛЬСКИХ ПОСЕЛЕНИЙ (НА ПРИМЕРЕ РЕСПУБЛИКИ БАШКОРТОСТАН) Хинсирова Г.И., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 1-2 (10). С. 982-983.

13. СОВРЕМЕННЫЕ ИНФОРМАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ В ЗДРАВООХРАНЕНИИ Нуртдинова И.Ф., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 355-357.

14. ОЦЕНКА ЭФФЕКТИВНОСТИ ВОСПРОИЗВОДСТВА ЖИЛИЩНОГО ФОНДА Хисамутдинов Р.Х., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2013. № 4-2 (9). С. 911-913.

15. РАЗВИТИЕ МЕЖБЮДЖЕТНЫХ ОТНОШЕНИЙ В РЕСПУБЛИКЕ БАШКОРТОСТАН Зартдинова Л.А., Хатмуллина Л.Р. Экономика и социум. 2014. № 4-2 (13). С. 1372-1375.

16. КОНЦЕПТУАЛЬНЫЕ ОСНОВЫ ГОСУДАРСТВЕННОЙ АГРАРНОЙ ПОЛИТИКИ В РФ Ханнанова Т.Р. Мир и политика. 2013. № 2 (77). С. 4.

Подобные документы

Генезис взяточничества и коррупции. Характеристика современного состояния взяточничества и коррупции в России. Коррупция и организованная преступность. Некоторые аспекты борьбы с организованной преступностью и коррупцией в свете защиты прав человека.

дипломная работа [84,5 K], добавлен 22.01.2005

Законодательные основы борьбы с коррупцией. Специфика коррупции в современных условиях и основные методы борьбы с ней. Оценка эффективности методов борьбы с коррупцией в РФ. Совершенствование нормативно-правовой основы в антикоррупционной политике в РФ.

курсовая работа [39,3 K], добавлен 17.06.2017

Конвенция ООН "Против коррупции" как один из фундаментальных международных антикоррупционных документов. Описание признаков коррупции в законодательстве. Базовые нормативные правовые положения, определяющие основы борьбы с коррупцией в Казахстане.

реферат [13,9 K], добавлен 04.05.2014

Анализ социальных, экономических и политических последствий коррупции. Изучение успешного опыта и правовой практики борьбы с ней в зарубежных странах. Борьба со взяточничеством. Законодательная база Республики Казахстан по вопросам борьбы с коррупцией.

дипломная работа [75,3 K], добавлен 25.10.2015

Истоки появления коррупции в обществе. Исторические сведения борьбы правителей с коррупцией. Теория общественного договора. Специфика коррупции в России. Судебник Ивана III. Реформы Петра I - рост бюрократического аппарата. Коррупция в советское время.

Долинко Василий Иванович, начальник редакционно-издательского отдела Академии управления МВД России, подполковник полиции.

В статье рассматриваются проблемные вопросы коррупции в России и за рубежом. Автором предлагаются пути решения данной проблемы.

Ключевые слова: борьба с коррупцией, общественное мнение, проблемные вопросы, пути решения.

The article deals with the problematic issues of corruption in Russia and abroad. The author suggests ways to solve this problem.

Key words: fighting corruption, public opinion, problematic issues and solutions.

Современное социально-экономическое положение в мире определяет крайнюю актуальность постоянной государственной деятельности по противодействию коррупции. Мнение общества о коррупции имеет главенствующее значение. Центр антикоррупционных исследований и инициатив Transparency International считает, что в настоящий период времени мнение широкой общественности о коррупции имеет столь большое значение, поскольку именно общественность страдает от его прямых и косвенных последствий во всем мире. В то же время он призывает общественность играть более активную роль в предотвращении коррупционных проявлений и повышении эффективности управления государствами во всем мире. Основными показателями исследования Transparency International являются следующие результаты:

  • коррупционный уровень за последние три года (с 2009 по 2011 гг.) во всем мире рассматривается как повышенный: шесть из десяти опрошенных граждан сообщают, что уровень коррупции в государстве с течением времени только растет. При этом только один из каждых семи опрошенных считает, что уровень коррупции в последние три года снизился. При этом женщины чаще (61%), чем мужчины (53%), отмечают увеличение уровня коррупции;
  • мало доверия вызывают формальные институты по борьбе с коррупцией. Один из четырех человек не доверяет какому-либо конкретному учреждению по борьбе с коррупцией. Каждый четвертый опрошенный отмечает, что в борьбе с коррупцией он доверяет больше всего средствам массовой информации или своему правительству;
  • политические партии определены как наиболее коррумпированные учреждения во всем мире. Восемь из десяти человек рассматривают политические партии как коррумпированные либо чрезвычайно коррумпированные. Затем по степени коррумпированности идут гражданская служба, полиция, судебная система и парламент государства. С течением времени немного улучшилось мнение граждан о коррупции в судебной системе;
  • при оценке деятельности было выяснено, что люди с меньшим доходом чаще дают взятки, чем люди с более высоким доходом. Причина, наиболее часто выдвигаемая при выплате взятки, звучит так: "Чтобы избежать проблем с чиновниками";
  • действия государственного аппарата по борьбе с коррупцией часто рассматриваются как неэффективные. Во всем мире каждый второй опрошенный считает действия своего правительства по борьбе с коррупцией неэффективными. Отзывы о действиях правительства по борьбе с коррупцией ухудшились в Латинской Америке и в Африке южнее Сахары, но улучшились в Северной Америке;
  • семь из десяти опрошенных считают, что простые граждане могут вполне изменить ситуацию в борьбе с коррупцией, а половина опрошенных может представить себя вовлеченным в процесс борьбы с коррупцией. Граждане готовы сообщать о фактах коррупции государственным органам: семь из десяти опрошенных сообщили, что они будут сообщать о коррупционных действиях. Эта готовность является наиболее выраженной в Америке и в странах Европы;
  • в мире существует серьезное убеждение, что гражданское общество может играть значительную роль в эффективной борьбе с коррупцией и готово к действиям в виде предоставления отчетности о фактах коррупционных действий.

Наиболее пострадавшими от коррупционных проявлений считают политические партии (80% опрошенных уверены, что они либо просто подвержены коррупции, либо чрезвычайно коррумпированы). Ко 2-й группе граждане причисляют государственных служащих, парламент и полицию. Третью группу представляет частный сектор, религиозные организации, судебная власть, средства массовой информации и система образования. Граждане во всем мире, в том числе и в России, считают, что военизированные структуры и неправительственные организации меньше всего пострадали от коррупции, хотя 29% опрошенных по-прежнему считает их коррумпированными или чрезвычайно коррумпированными.

Необходимо сказать, что темпы роста коррупции в России опережают эффективность борьбы с этим негативным явлением. Считается, что большая часть граждан России относится к коррупции достаточно терпимо и не слишком обращает на нее внимание, считая ее неизбежным негативным явлением. Однако как события последних месяцев, когда вся страна на примере событий в станице Кущевская увидела, что коррупция и попустительство ей может напрямую убивать целые семьи и даже детей, так и данные проведенного исследования показывают: граждане России видят рост коррупции и крайне негативно относятся к тенденции ее роста. При этом людей, которые считают, что те меры, которые предпринимает правительство по обузданию коррупционных проявлений, эффективны, по-прежнему не так много, хотя и больше, чем в прошлом году. В 2009 г. эффективными антикоррупционные действия российской власти считали 22% опрошенных, а в 2011 г. - 24%. При этом 48% граждан России ответили, что за последние три года (2009 - 2011 гг.) уровень коррупционных проявлений существенно возрос. Важно подметить, что опрошенные граждане России весьма скептически относятся к организованному, институциональному противодействию коррупции в государстве в целом, не наделяя никакие из существующих институтов некой особой ролью по организации эффективного противодействия коррупционным проявлениям. Отметим тот факт, что в 2010 г. граждане России, как и прежде, наиболее коррумпированными считают именно те сферы государственного регулирования, которые напрямую связаны с обеспечением качества жизни и обеспечением безопасности. И именно в них же граждане наиболее часто сталкиваются с проявлениями коррупционных проявлений. В сравнении с 2009 г., количество граждан, столкнувшихся с взяточничеством, значительно увеличилось: в здравоохранении (2009 г. - 19%, 2010 г. - 21%); в образовании (2009 г. - 14%, 2010 г. - 18%); при решении земельных вопросов (2009 г. - 16%, 2010 г. - 20%); в судах (2009 г. - 13%, 2010 г. - 18%). Данные по коррупции в России за 2010 г. четко указывают на тенденцию роста количества россиян, которые хотели бы каким-либо образом противостоять коррупционным проявлениям.

Необходимо отметить, что в целом в возможности гражданского противодействия коррупции, в то, что может быть эффективной именно общественная антикоррупционная деятельность обычных граждан, казалось бы, верят совсем не многие - 67% опрошенных сочли, что никакая помощь общества не сможет оказать существенного влияния на снижение уровня коррупции в России. Однако, как только речь заходит о коллективном действии или о личной позиции каждого, картина кардинальным образом меняется. Поддержать антикоррупционные действия, инициированные кем-то другим: другом, родственником, коллегой, готово практически такое же количество опрошенных граждан (63%), да и представить лично себя вовлеченным в некие конкретные действия, связанные борьбой с коррупционерами, может не такое уж незначительное количество населения России (43%). Из этого следует, что лично для себя многие делают выбор в пользу более активной гражданской позиции, особенно если она совпадает с позицией тех людей, мнение которых для них имеет значение. Однако в то же время "гражданскому обществу России" большинство по-прежнему не доверяет и считает его не способным противостоять давлению коррумпированной власти. Весьма интересными являются и ответы на вопрос, связанные с готовностью населения сообщать о коррупционных фактах. Ведь известно, что правоохранительные органы, как и органы власти России в целом, регулярно указывают на пассивное поведение населения и жалуются, что для эффективного противодействия коррупции не хватает собственно официальных заявлений о фактах коррупции. Действительно, количество таких заявлений не от непосредственных "жертв" коррупции, а от тех, кто стал свидетелем коррупционных правонарушений или знает о них из иных источников, критически мало. И тому есть совершенно логичное объяснение: в России до настоящего времени отсутствуют какие бы то ни было правовые гарантии защиты заявителей о коррупционных проявлениях. Гражданин России, решившийся говорить о фактах коррупции вслух, а тем более обращающийся с ними в правоохранительные органы, не может чувствовать себя защищенным полностью от всех угроз ему лично и его родственникам в том числе.

Еще менее защищенным чувствует себя предприниматель, говорящий о коррупционных проявлениях. Ведь, озвучивая подобные проблемы, он ставит под удар не только себя, но и своих сотрудников и само существование своего бизнеса, поскольку коррупционеры отнюдь не молчат в ответ на обвинения, а активно защищаются, используя для этого методы давления, связанные все с той же коррупционной составляющей. Ситуация с коррупцией в России дошла до той точки, когда у граждан не остается иного выбора, как заявлять о коррупции, невзирая на страх. Ведь недаром в ходе опроса о своей готовности сообщать о коррупционных случаях положительно высказалось 52% граждан России. Используя результаты проведенного исследования, центр Transparency International призывает российское общество и органы власти в течение ближайшего года предпринять ряд очевидных, но до сих пор не реализованных антикоррупционных мер, которые могут серьезнейшим образом способствовать снижению уровня коррупции в России в ближайшие годы. Предлагаемые меры не являются исчерпывающими, поскольку очевидно, что для достижения серьезных и устойчивых успехов в борьбе с коррупцией в России необходимо осуществить кардинальные административные и правовые реформы.

На основании вышесказанного предлагаются 5 мер, которые смогут кардинально изменить ситуацию с коррупцией в России. Эти же 5 шагов направлены на то, чтобы меры по противодействию коррупции в ближайшем будущем положительно сказались на жизни отдельных граждан России и уменьшили давление на них коррупционных проявлений:

Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности. --> Мы используем файлы Cookie. Просматривая сайт, Вы принимаете Пользовательское соглашение и Политику конфиденциальности.


Сегодня проблема коррупции, подавления различных её проявлений и противодействия её распространению, выработки и практической реализации эффективной антикоррупционной политики является предельно острой и жизненно важной для Российской Федерации.

Коррупция – очевидное зло всей системы социального управления, присущее всем государствам и существовавшее во все времена. Она лишь с разной степенью активности воздействовала на систему общественных отношений, иногда, набирая такую степень активности, что превращалась в регулятор этих отношений, подменяя право или действуя параллельно с ним, тем самым ослабляя государственную власть. Такое поведение коррупции провоцирует легальных обладателей власти к противодействию ей. Противодействие этой крайней форме проявления коррупции становится важнейшим направлением формирования устойчивого развития системы социального управления.

Государство и общество по мере своего развития с учетом многих факторов объективного и субъективного характера формирует средства противодействия коррупции и апробирует их на различных уровнях власти – федеральном, региональном и местном.

Коррупция (от лат. corruptio – порча, подкуп), преступление, заключающееся в прямом использовании должностным лицом прав, предоставленных ему по должности, в целях личного обогащения. Коррупцией называют также подкуп должностных лиц, их продажность.

а. злоупотребление служебным положением, дача взятки, получение взятки, злоупотребление полномочиями, коммерческий подкуп либо иное незаконное использование физическим лицом своего должностного положения вопреки законным интересам общества и государства в целях получения выгоды в виде денег, ценностей, иного имущества или услуг имущественного характера, иных имущественных прав для себя или для третьих лиц либо незаконное предоставление такой выгоды указанному лицу другими физическими лицами;

Выделяют следующие причины коррупционного поведения:

- толерантность населения к проявлениям коррупции;

- слабое правосознание граждан;

- отсутствие опасения потерять полученное благо в будущем при проверке оснований его приобретения;

- наличие у должностного лица выбора варианта поведения, когда он может решить поставленный перед ним вопрос как положительно, так и отрицательно;

- психологическая неуверенность гражданина при разговоре с должностным лицом;

- незнание гражданином своих прав, а также прав и обязанностей чиновника или лица, выполняющего управленческие функции в коммерческой или иной организации;

- отсутствие должного контроля со стороны руководства за поведением должностного лица.

Выделяют следующие виды коррупции:

1). В зависимости от субъекта коррупции, злоупотребляющего служебным положением:

- государственная коррупция (коррупция госчиновников);

- коммерческая коррупция (коррупция менеджеров фирм);

- политическая коррупцию (коррупция политических деятелей).

2). В зависимости от субъекта коррупции, выступающего инициатором коррупционных отношений:

- запрашивание (вымогательство) взяток по инициативе должностного лица;

- подкуп по инициативе просителя.

3). В зависимости от субъекта коррупции, являющегося взяткодателем:

- индивидуальная взятка (со стороны гражданина);

- предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы);

- криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей – например, наркомафии).

4). В зависимости от формы выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции:

- обмен услугами (патронаж, непотизм).

5). В зависимости от степени централизации коррупционных отношений:

- децентрализованная коррупция (каждый взяткодатель действует по собственной инициативе);

6). В зависимости от уровня распространения коррупционных отношений:

- низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти);

- верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков);

- международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений).

7). В зависимости от степени регулярности коррупционных связей:

- систематическая (институциональная) коррупция;

- клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений). Для клептократии характерен лоббизм.

Большое внимание уделяется социальным обличиям в древнейшем разделе Библии – Ветхом Завете: «Я знаю как многочисленны ваши преступления и как тяжки ваши грехи: вы притесняете правового, берете взятки, а нищего, ищущего правосудие, гоните от ворот (Ам., 5:12).

Мздоимство упоминается в русских летописях XIII в. Первое законодательное ограничение коррупционной деятельности в России было осуществлено в царствование Ивана III. Его внук Иван IV (Грозный) впервые ввёл смертную казнь в качестве наказания за чрезмерность во взятках.

При Петре I в России приобрели широкий размах и коррупция, и жестокая борьба царя с ней. Характерным является эпизод, когда после многолетнего следствия был изобличен в коррупции и повешен сибирский губернатор Гагарин. Буквально через три года четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова – того, кто изобличил Гагарина.

В Российской империи коррупция была тесно переплетена с фаворитизмом. Известны многочисленные эпизоды коррупционной деятельности фаворита Петра I князя Александра Меньшикова, за что последний не раз наказывался царем.

Из последних предреволюционных эпизодов помимо Г. Распутина имеет смысл упомянуть балерину Кшесинскую и великого князя Алексея Михайловича, которые на пару за огромные взятки помогали фабрикантам получать военные заказы во время первой мировой войны.

История борьбы советской власти с коррупцией характеризуется рядом специфических особенностей.

В записке Отдела административных органов ЦК КПСС и КПК при ЦК КПСС об усилении борьбы со взяточничеством в 1975-1980 гг., датированной 21 мая 1981 г., указано, что в 1980 г. выявлено более 6 тысяч случаев взяточничества, что на 50% больше, чем в 1975 г. Рассказывается о появлении организованных групп (пример – более 100 человек в Минрыбхозе СССР во главе с заместителем министра). Говорится о фактах осуждения министров и заместителей министров в республиках, о других союзных министерствах, о взяточничестве и сращивании с преступными элементами работников контрольных органов, о взяточничестве и мздоимстве в прокуратуре и судах.

Перечисляются основные составы преступлений: отпуск дефицитной продукции; выделение оборудования и материалов; корректировка и снижение плановых заданий; назначение на ответственные должности; сокрытие махинаций. В качестве причин указываются серьезные упущения в кадровой работе; бюрократизм и волокита при рассмотрении законных просьб граждан; плохая работа с жалобами и письмами граждан; грубые нарушения государственной, плановой и финансовой дисциплины; либерализм по отношению к взяточникам (в том числе – и в приговорах судов); плохая работа с общественным мнением. Сообщается о наказании руководящих партийных работников (уровень – горкомы и райкомы) за попустительство взяточничеству. Предлагается принять постановление ЦК.

В-третьих, лицемерие власти, способствовавшее ускорению коррупции, проявилось в том, что практически неприкосновенными были высшие советские партийные сановники. К редким исключениям можно отнести дела Тарады и Медунова из высшего краевого руководства в Краснодаре, дело Щелокова. Когда за взятки и злоупотребления был осужден заместитель министра внешней торговли Сушков, КГБ и Генеральная прокуратура Союза сообщали в ЦК о побочных результатах следствия: министр Патоличев систематически получал в качестве подарков от представителей иностранных фирм дорогостоящие изделия из золота и драгоценных металлов, редкие золотые монеты. Дело было замято.

В-четвертых, с коррупцией среди государственного аппарата боролись исключительно представители этого аппарата. Это привело к двум последствиям: боровшиеся были органически не в состоянии менять коренные причины, порождающие коррупцию, поскольку они восходили к важнейшим условиям существования системы; борьба против коррупционеров нередко перерастала в борьбу против конкурентов на рынках коррупционных услуг.

Таким образом, нынешнее состояние коррупции в России во многом обусловлено давно наметившимися тенденциями и переходным этапом, который и в других странах, находящихся в подобной ситуации, сопровождался ростом коррупции. Из числа наиболее важных факторов, определяющих рост коррупции и имеющих исторические корни, помимо дисфункций государственной машины и некоторых исторических и культурных традиций, следует отметить:

- стремительный переход к экономической системе, не подкрепленной необходимой правовой базой и правовой культурой;

- отсутствие в советские времена нормальной правовой системы и соответствующих культурных традиций;

- распад партийной системы контроля.

Коррупция является интернациональной проблемой. Она свойственна всем странам независимо от политического устройства и уровня политического развития и различается лишь масштабами.

Читайте также: