Процесс реабилитации детей с нарушением опорно двигательного аппарата доклад

Обновлено: 05.07.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ

Факультет специального образования

СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

1.1 Понятие социальной адаптации детей дошкольного возраста

.2 Общая характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата

1.3 Факторы, влияющие на социальную адаптацию детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

ГЛАВА 2. СОДЕРЖАНИЕ РАБОТЫ ПО СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

.1 Проблемы социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата

.2 Направления коррекционно-развивающей работы по социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушением функций опорно-двигательного аппарата

Список использованной литературы

При всем разнообразии врожденных и рано приобретенных заболеваний и повреждений опорно-двигательного аппарата (ОДА) у большинства таких детей наблюдаются сходные проблемы. Ведущим в клинической картине является двигательный дефект (задержка формирования, недоразвитие, нарушение или утрата двигательных функций).

Часть детей с такой патологией не имеют отклонений в развитии познавательной деятельности и не требуют специального обучения и воспитания. Но все дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата нуждаются в особых условиях жизни, обучения и последующей трудовой деятельности.

Проблема оказания помощи лицам с ограниченными возможностями принадлежит к числу наиболее актуальных, так как рост численности детей данной категории выступает в качестве устойчивой тенденции нашего социального развития. В настоящее время непрерывно увеличивается и количество детей с различными отклонениями в развитии.

В силу особенностей здоровья, состояния нужд и способностей детей с нарушением опорно-двигательного аппарата, им необходима профессиональная помощь специалистов. Эта помощь должна носить не только медицинский характер она должна быть комплексной, затрагивать все стороны жизни такого ребенка [14].

Интегрированное образование рассматривается в качестве одного из важнейших институтов включения детей с различным уровнем психического и физического развития в общество как за рубежом (Т. Бут, Д. Дарт, Д. Лукас, К. Мейджер, М. Оливер), так и в Республике Беларусь (С.С. Бубен, Т.В. Варенова, Т.А. Григорьева, В.П. Гриханов, З.Г. Ермолович, М.Е. Кобринский, Т.Л. Лещинская, В.А. Шинкаренко, А.Н.Коноплёва, А.М Змушко, Т.В.Лисовская). Республика Беларусь следует современным подходам и принципам организации помощи людям с нарушениями функций ОДА. Это находит отражение в нормативных правовых документах, направленных на реализацию права лиц указанной категории на получение образования, социальную адаптацию и интеграцию в общество путем создания необходимых условий в учреждениях образования. Создание необходимых условий дома или в учреждениях образования и есть основа для реализации указанных прав людей с нарушениями функций ОДА. То, какие это будут условия, приведет к снижению или повышению качества жизни, к инвалидности и полной зависимости от других людей, либо к относительно самостоятельной, независимой жизни[18].

Предмет - социальная адаптация детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Объект - процесс социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

Цель - изучить содержание работы по социальной адаптации детей дошкольного возраста с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

. Раскрыть понятие социальной адаптации.

. Рассмотреть категории лиц с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

. Изучить факторы и проблемы, влияющие на социальную адаптацию детей

. Изучить содержание работы по социальной адаптации детей с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата.

ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ СОЦИАЛЬНОЙ АДАПТАЦИИ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С НАРУШЕНИЯМИ ФУНКЦИЙ ОПОРНО-ДВИГАТЕЛЬНОГО АППАРАТА

.1 Понятие социальной адаптации детей дошкольного возраста

Социальная адаптация осуществляется в различных сферах жизнедеятельности человека.

Социальная адаптация - интегративный показатель состояния человека, отражающий его возможности выполнять определенные биосоциальные функции:

¾ адекватное восприятие окружающей действительности и собственного организма;

¾ адекватная система отношений и общения с окружающими;

¾ гибкость (адаптивность) поведения в соответствии с ролевыми ожиданиями других.

Становление процесса социальной адаптации начинается с момента рождения ребенка, детерминировано совокупностью внешних и внутренних факторов развития, обусловлено и определяется такими процессами, как становление межличностных отношений, формирование Я-образа, самооценка и самосознание, самоопределение и принятие на себя социальной роли [20].

Обеспечение социальной адаптации развивающейся личности, ее вхождения в социум находится в тесной взаимосвязи с процессом общения и взаимодействия. Общение - основное условие развития ребенка, важнейший фактор формирования личности, один из главных видов деятельности человека, устремленный на познание и оценку самого себя через посредство других людей [4].

Поскольку адаптация является свойством любого живого организма, данное свойство присуще и человеку. Однако человек - это не просто живой организм, а, прежде всего биосоциальная система и элемент социальной макросистемы. Поэтому при рассмотрении проблем адаптации человека принято выделять три функциональных уровня: физиологический, психологический и социальный, при этом говорят о физиологической, психологической и социальной адаптации, а иногда к этому добавляют психофизиологическую и социально - психологическую адаптацию. Более того, существуют определённые физиологические и психологические и психические механизмы, обеспечивающие процесс адаптации на этих трёх уровнях.

Выделенные три уровня адаптации взаимосвязаны между собой тесным образом, оказывают друг на друга непосредственное влияние и определяют интегральную характеристику общего уровня функционирования всех систем организма. Это интегральная характеристика представляет собой весьма динамическое образование, которое принято называть функциональным состоянием организма. Данное понятие, одно из центральных в современной физиологии и психологии человека, непосредственно связано с проблемой адаптации [21].

При исследовании адаптации и функциональных состояний выделяют несколько типов состояний, обусловленных уровнем активности различных механизмов, систем и органов. Прежде всего, это релаксация - состояние успокоения, расслабления и восстановления. Сон - это периодически возникающее функциональное состояние человека со специфическими поведенческими проявлениями в вегетативной и моторной сферах. Оптимальное рабочее состояние - это когда человек действует наиболее эффективно. Утомление - это состояние, характеризующееся временным снижением работоспособности под влиянием длительного воздействия нагрузок [8]. Стресс - ещё один вид функционального состояния, который характеризуется повышенной физиологической и психической активностью [16]. Стресс - это неспецифический ответ организма на предъявляемые ему внешние и внутренние требования [2].

Социальная адаптация (от лат. adapto - приспособляю и socium - общество) - активное приспособление к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм и стилей поведения, существующих в обществе [1]. Осуществляется в процессе социализации, а также с помощью механизмов социального контроля, включающих меры общественного и государственного принуждения.

Дошкольный возраст - яркая, неповторимая страница жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, становление связи ребенка с ведущими сферами бытия: миром людей, природы, предметным миром. Происходит приобщение к культуре, к общим людским ценностям. Дошкольное детство - время первоначального становления личности, формирования, основ самосознания и индивидуальности ребенка.

Дошкольное учреждение является институтом социализации детей на первой ее стадии, а группа сверстников представляет собой микроформу общества, где ребенок дошкольного возраста знакомится с социальными нормами, приобретает определенные социальные навыки взаимодействия с социумом. Поэтому важное значение имеет именно в дошкольном возрасте выявление индивидуальных особенностей адаптационных резервов, когда компенсаторные возможности формирующейся личности ребенка, еще велики и есть возможность предотвратить формирование стойких патологических проявлений, а, также способствовать его дальнейшей социально-психологической адаптации на последующих ступенях психологического и социального развития как личности.

.2 Общая характеристика заболеваний опорно-двигательного аппарата

Дети с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата (ОДА) - это разнообразная по клиническим и психолого-педагогическим характеристикам группа, которая условно подразделяется на три категории:

Нарушения опорно-двигательного аппарата значительно затрудняют привычное течение жизни, поэтому важно вовремя заняться реабилитацией организма.

Показания к реабилитации опорно-двигательного аппарата

Очень важно вовремя вмешаться в течение болезни и внести необходимые коррективы. Особое внимание необходимо уделить реабилитации. Именно от восстановительного периода зависит эффективность лечения и возможность рецидива.


Проблемы опорно-двигательного аппарата совсем не редкость. По статистике, патология, как временная так постоянная, наблюдается у каждого второго. Причины, вызывающие сложности физических передвижений заключаются в развитии:

  • ревматического артрита и хронического воспаления суставов;
  • суставных воспалений, вызванных псориазом;
  • остеохондроза (изнашивание тканей позвоночника);
  • артроза бедра, коленей, мелких суставов.

Важным условием эффективной реабилитации при травмах опорно-двигательного аппарата служит создание необходимых условий для постепенного увеличения физических нагрузок.

Также встречаются временные повреждения, ведущие к сбоям в работе двигательного аппарата. Особенно часто подобные травмы наблюдаются у профессиональных спортсменов и балерин. Ниже следует список возможных отклонений, влияющих на состояние ОДА:

  • постоперативное состояние после ортопедических операций и пересадки суставных имплантов;
  • состояние после любого нейрохирургического вмешательства, в частности операция на межпозвоночную грыжу;
  • реабилитация после ампутирования конечностей;
  • восстановление после инфаркта головного мозга;
  • травмы черепа, спинного или головного мозга;
  • неврологические заболевания (миопатия, множественный склероз, синдром Гиллен-Барре и другие).

Для этого специально оборудуют дом, снабжая стены и лестницы периллами. Создают условия для прогулок больного во дворе.

Причины проблем с опорно-двигательным аппаратом

Причины проблем с опорно-двигательным аппаратом

Программа лечения в центрах реабилитации

Центры реабилитации и санатории наилучшим образом обустроены для восстановления опорно-двигательной системы. На основе поставленного диагноза профессионалы настоящих медицинских учреждений разрабатывают начальную программу реабилитации. Назначаются процедуры лечения опорно-двигательного аппарата:

  1. Комплекс лечебной физкультуры. Пациенты занимаются на специальных тренажерах, механических конструкциях и со спортивным инвентарем. Каждое занятие проходит под руководством квалифицированного тренера, который помогает и консультирует при выполнении упражнений. Независимо от прогресса ни пациент, ни тренер не могут поменять программу и увеличить нагрузку во время тренировки. Это происходит после согласования с врачом отделения.
  2. Местный лечебный массаж. Влияние массажа производится на конкретный пораженный участок и помогает осторожно, но эффективно воздействовать на травму. Процедуры проводятся профессиональным массажистом с использованием специальной аппаратуры и физиотерапии.
  3. Лечение с помощью водных процедур. Пациенту назначаются ванны с минеральными водами и солями. Также при наличии в реабилитационном центре бассейна, оснащенного подводными тренажерами, стимулирующими восстановление двигательных функций, на первый план выдвигаются именно эти процедуры.
  4. Эрготерапия.
  5. Лазеротерапия.
  6. Лечение иглами.
  7. Мезодиэнцефальная модуляция.

В санатории реабилитация при нарушении опорно-двигательного аппарата занимает в среднем от двух до четырех недель, в зависимости от индивидуальных показателей больного. Далее наступает амбулаторный этап, на время которого врач также дает рекомендации, соблюдение которых влияет на эффективность и сроки полного восстановления.

Лечебная Физкультура (ЛФК)

При реабилитации инвалидов и пациентов с патологией опорно-двигательного аппарата разрабатывается персональная программа для каждого. Важным элементом восстановления служит комплекс лечебной физкультуры.

Важно! Так как ЛФК – это также метод лечения, терапию необходимо проводить под строгим контролем специалиста-инструктора ЛФК.

Физическая реабилитация опорно-двигательной системы, в зависимости от локализации травмы, может назначаться в виде:

  • ходьбы на месте или на специальных дорожках;
  • упражнений со спортивным инвентарем;
  • занятий на механических или автоматизированных тренажерах;
  • растяжки на локальные группы мышц и сухожилий.

Также упражнения ЛФК могут быть пассивными, когда пациент делает упражнения для травмированной конечности здоровой или при содействии инструктора. Подобные занятия незаменимы на первых стадиях реабилитации. Особенно после перенесенной операции.

Главным критерием скорейшего выздоровления является регулярность занятий и правильность их выполнения. Не следует совершать резких движений, во избежание травм мышц или дополнительных растяжений связок. Рекомендуется производить движения медленно, акцентируя внимание на каждой задействованной мышце.

Внимание! Важно не доводить нагрузку на опорно-двигательной системы до крайности. Необходимо выполнять предписания точно, не отклоняясь от графика.

При проявлении следующих симптомов рекомендуется срочно обратиться к специалисту:

  1. Миалгия. Боль или потеря чувствительности от чрезмерной нагрузки.
  2. Судорога. Болезненные спазмы мышц от исключительного их сокращения.
  3. Тендинит. Воспаление суставов и сухожилий от чрезмерной физической нагрузки или давления излишней мышечной массы.

Упражнения для взрослых

Назначения по ЛФК полностью зависит от локализации травмы и от состояния конкретного больного. Однако каждая группа мышц отличается своими тонкостями выполнения. Так, проблемы с руками и плечевым поясом решаются движениями из стороны в сторону.

Руки при этом могут быть как выпрямленными, так согнутыми в локтевом суставе. А исходное положение может быть: стоя, сидя и лежа. Чаще всего тренировки для рук идут в комплексе с упражнениями на другие группы мышц.

Примеры упражнений для суставов конечностей и позвоночника

Примеры упражнений для суставов конечностей и позвоночника

Реабилитация при травмах ног должна сопровождаться сгибанием и разгибанием конечностей в тазобедренном, коленных и голеностопных суставах. Это могут быть подтягивания ног к туловищу, приседания, отводы в сторону, минимум по 10 подходов.

Также на двигательный аппарат хорошо влияет растяжка. Подобные упражнения делают суставы эластичными и подвижными. Позже, на этапе увеличения нагрузки, движения совершаются с грузами и специальными резинками, для большего сопротивления.

Для восстановления повреждений спортсменов после травм позвоночника выполняются наклоны туловищем стоя, сидя, лежа на груди или спине. Тренировки производятся как с собственным весом, так с применением дополнительных грузов и инструментов.

Важным элементом гимнастических занятий является необходимость дальнейшего расслабления. Мышцы необходимо попеременно расслаблять и тонизировать. Подобная методика хорошо закаляет межпозвоночные связи.

Упражнения с использованием гимнастических предметов

Упражнения с использованием гимнастических предметов

Упражнения для детей

Реабилитация детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата требует особого внимания и максимальной концентрации тренера, чтобы в нужный момент помочь ребенку или остановить занятия.

При распределении нагрузки врач обязательно должен учитывать противоречивость детского организма с данной патологией. С одной стороны, растущий организм обладает огромным запасом энергии, которую нужно расходовать, с другой, ограничен в передвижениях из-за проблем со здоровьем.

Примеры упражнений для детей

Примеры упражнений для детей

Занятия во время реабилитации детей лучше всего проводить в домашних условиях. Это поможет ребенку преодолеть психологический барьер и избавиться от стеснения. Однако не следует полагаться на собственные силы, в вопросах двигательного аппарата ребенка лучше обратиться за помощью к специалисту.

Важно! Обязательно необходимо рассчитывать точное время занятий с ребенком. Занятия во время реабилитации травм опорно-двигательной системы у детей не должны длиться дольше 20-30 минут. В теле должна присутствовать легкая усталость. Но не переутомление.

В последнее время довольно распространенным методом реабилитации служит зоотерапия. Особенно преуспели в этом контакты с лошадьми. Верховая езда помогает корректировать осанку ребенка и бережно поддерживает позвоночник. Также подобные процедуры благотворно сказываются на психологическом состоянии ребенка.

Любое заболевание легче предотвратить, чем вылечить. Необходимо проводить медицинскую профилактику против заболеваний опорно-двигательного аппарата и беречься от механических травм. Особенно осторожным рекомендуется быть людям из зоны риска: спортсменам, танцорам, альпинистам.

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время с
Пн - Пт с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне


Ваш персональный менеджер: Екатерина
Ответственная и отзывчивая! 😊

Ожидайте

Специалист свяжется с Вами сразу в рабочее время, ежедневно с 10:00 - 19:00 МСК

Перезвоните мне

Статья

В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Бесплатные занятия с логопедом

Бесплатный курс ИКТ для детей

В последние годы медики констатируют тенденцию увеличения в нашей стране детей, страдающих недостатками в физическом развитии, особенно нарушениями в опорно-двигательном аппарате.

Правильная осанка имеет не только эстетическое, но и физиологическое значение – она способствует нормальной деятельности внутренних органов, так как отклонения в осанке отражаются на их функциях. Важно как можно раньше начать профилактику дефектов осанки или коррекцию имеющегося ее нарушения, чтобы в школе у ребенка не возникли проблемы с повышенной утомляемостью, головными болями и болями в мышцах туловища.

Стопа – фундамент, опора нашего тела, и любое нарушение развития может отражаться на осанке ребенка. В дошкольном возрасте стопа находится в стадии интенсивного развития, ее формирование еще не завершено, поэтому любые неблагоприятные внешние воздействия могут приводить к возникновению тех или иных функциональных отклонений. Главной причиной его возникновения является слабость мышечно-связочного аппарата стопы. Врожденное плоскостопие встречается редко. Оно чаще развивается у детей ослабленных, плохо развитых физически, перенесших рахит.

Профилактика и коррекция нарушений опорно-двигательного аппарата, особенно начальных степеней, проходит на фоне хорошо организованного не только двигательного, но и профилактического режима, составленного с учетом характера заболевания ребенка.

Контингент воспитанников групп для детей с нарушением опорно-двигательного аппарата (ОДА) – это дети, имеющие нарушения функций опорно-двигательного аппарата, который формируется из числа детей, прошедших городскую психолого–медико-педагогическую комиссию и получивших рекомендации продолжить дальнейшее обучение в ДОУ IV вида. Данный контингент детей нуждается в коррекционно-развивающем образовании, отвечающим их особым образовательным потребностям.

Основные виды нарушений опорно-двигательного аппарата у детей дошкольного возраста:

Дисплазия тазобедренных суставов

Вальгусная деформация коленных суставов

Плоско-вальгусная деформация стоп

Деформация грудной клетки

Дети, имеющие нарушения функций ОДА разной степени выраженности и не имеющие достаточно развитого уровня сенсомоторного опыта, испытывают определенные трудности в процессе овладения программным материалом. Эти особенности часто сопряжены с недостаточным развитием мышления, восприятия, внимания, памяти и несформированностью всех компонентов речевой функциональной системы.

У детей с нарушением функций ОДА снижена умственная работоспособность, повышена утомляемость, что затрудняет формирование познавательного опыта, проводит к искажению мыслительной деятельности. У дошкольников замедленна артикуляционная моторика, расстроена динамическая координация и соразмерность как тонких, так и общих движений движений. Указанные трудности затрудняют усвоение учебной программы и формируют особые образовательные потребности у наших воспитанников.

Особенности детей младшего и среднего дошкольного возраста с нарушением ОДА:
• двигательная нескоординированность;
• нарушения в соблюдении темпа движений;
• низкая работоспособность;
• повышенная утомляемость;
• отставание в физическом развитии;
• ограниченность определенных видов движений (в зависимости от диагноза);
• затруднения в освоении отдельных или основных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в фиксации положения на определенное время;
• заторможенность.
У детей старшего дошкольного возраста:
• затруднения в соблюдении точности движений;
• низкий уровень развития некоторых физических качеств (ловкости, быстроты, выносливости);
• затруднения в освоении определенных двигательных умений и навыков (ходьба, бег, прыжки, подскоки);
• затруднения в принятии правильной осанки и фиксации положения туловища на определенное время;
• недостаточное развитие моторных функций пальцев рук;
• ограничение определенных видов движений (в зависимости от диагноза).

Вопрос физической реабилитации дошкольника в стенах дошкольного, а не лечебного учреждения очень актуален. Дошкольники с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата нуждаются в работе коррекционно-развивающего характера, в целенаправленном воздействии на коррекцию недостатков, которые могут привести к нарушению умственной работоспособности, вызвать трудности во взаимодействии с окружающим миром, изменению способов коммуникации и средств общения, в дальнейшем овладении познавательным опытом на этапе школьной ступени обучения.

Процесс коррекционно-развивающего обучения и воспитания в дошкольном учреждении для детей с ОДА строится с учетом психологических особенностей и закономерностей развития психики данной категории детей.

Процесс коррекционного обучения и воспитания условно можно разделить на два этапа:
1 этап – формирование предпосылок для развития высших психических функций, что предполагает:
• профилактику и коррекцию двигательной сферы;
• стимуляцию познавательной активности и совершенствование ориентировочно-исследовательской деятельности;
• развитие общей и ручной моторики;
• развитие и коррекцию психомоторных функций и межсенсорных связей;
• обогащение сенсорного опыта ребенка и развитие всех видов восприятия;
• развитие и коррекцию простых модально-специфических функций, таких как, выносливость к непрерывному сосредоточению на задании (работоспособность), скорость актуализации временных связей и прочность запечатления следов памяти на уровне элементарных мнемических процессов, способность к концентрации и к распределению внимания;
• готовность к сотрудничеству со взрослым;
• стимуляцию речевого развития ребенка.
2 этап – формирование предпосылок к школьному обучению. На данном этапе коррекционно-педагогическая работа направлена на реализацию следующих задач:
• формирование чувства самоконтроля за правильным положением тела;
• развитие и коррекция недостатков эмоционально-волевой сферы и формирующейся личности;
• укрепление здоровья, создание условий для полноценного физического развития и совершенствование двигательной сферы;
• развитие познавательной деятельности и формирование определенного запаса представлений об окружающем;
• целенаправленное формирование высших психических функций и предпосылок к школьному обучению;
• развитие речи и коммуникативной деятельности;
• формирование ведущих видов деятельности, их мотивационных, ориентировочно-операционных и регуляционных компонентов.

Коррекционно-развивающая работа осуществляется под руководством врача-ортопеда в тесной взаимосвязи с инструктором по физической культуре и плаванию, воспитателем, учителем-логопедом, музыкальным руководителем, родителями воспитанников. Практически во всех видах образовательной деятельности в комплексе решаются как коррекционно-развивающие, так и воспитательно-образовательные задачи. Они определяются с учетом специфики различных видов деятельности, возрастных и индивидуально-типологических особенностей детей с нарушением ОДА. Соотношение этих задач, преобладание коррекционно-развивающего или воспитательно-образовательного компонента изменяется в зависимости от выраженности недостатков в развитии.

Педагоги в коррекционно-развивающей деятельности с детьми дошкольного возраста, имеющими нарушения опорно-двигательного аппарата, решает следующие группы задач:

1. Реабилитационные
 разгрузка позвоночника – создание благоприятных физиологических условий для роста тел позвонков и восстановление правильного положения тела;
 укрепление мышечного корсета;
 формирование правильной осанки;
 коррекция плоскостопия.
2. Коррекционно – развивающие
 укрепление здоровья и повышение работоспособности детей с нарушением функций ОДА;
 развитие динамической координации и соразмерности движений;
 развитие статического равновесия;
 развитие пространственной ориентировки;
 развитие двигательного воображения и творчества, музыкального слуха и чувства ритма ребенка;
 формирование умений и навыков выразительных, грациозных движений и осознанного отношения к ним.
3. Образовательные
 формирование навыков выполнения основных движений, важных элементов сложных движений;
 развитие умения переключаться от выполнения одних движений к другим;
 развитие самоконтроля при выполнении физических упражнений;
 увеличение силовой выносливости мышц;
4. Оздоровительные
 снятие психологической напряженности и создание оптимистического настроения
 выработка привычек здорового образа жизни;
 повышение приспособляемости и работоспособности органов и систем растущего организма;
 закаливание организма, профилактика простудных заболеваний;
 обеспечение пропорционального развития всех мышечных групп;
 формирование опорно-двигательного аппарата и воспитание правильной осанки
5. Нравственно – воспитательные
 воспитание гигиенических привычек и телесной рефлексии;
 воспитание воли, сознательной дисциплины, организованности;
 поддержание интереса к двигательной деятельности;
 воспитание желания участвовать в организованных формах работы по физической культуре, совместно с другими детьми: подчинять свое поведение правилам в подвижных играх.


Возникающие заболевания опорно-двигательного аппарата, а также растущая вместе с населением численность людей с ограниченными возможностями, явление, часто встречающееся в современной медицинской практике. Предлагается способ реабилитации пациента с нарушениями функций опорно-двигательного аппарата с помощью функциональной электростимуляции (ФЭС) мышц, в применении с ходунками.

Ключевые слова: опорно-двигательный аппарат, функциональная электростимуляция, датчик давления, двигательный акт, реабилитация, ходунки.

Emerging diseases of the musculoskeletal system, as well as the growing number of people with disabilities along with the population, a phenomenon often encountered in modern medical practice. A method is proposed for the rehabilitation of a patient with impaired functions of the musculoskeletal system using functional electro-stimulation (FES) of the muscles, in use with a walker.

Key words: musculoskeletal system, functional electrostimulation, pressure sensor, motor act, rehabilitation, walkers.

Актуальность проблемы заболеваний опорно-двигательного аппарата обусловлена, в первую очередь, высокой частотой встречаемости данного вида заболевания у людей, которые имеют временные трудности с передвижением, а также имеющие более серьезные нарушения опорно-двигательного аппарата.

Длительность адаптации, физические затраты персонала и уменьшение длительности пребывания пациентов в реабилитационном учреждении предъявляют повышенные требования к рациональному выбору и сочетанию адекватных методов и средств реабилитации, разработке и созданию систем, позволяющих улучшить двигательную функцию.

Способ относится к медицине, а именно к травматологии, ортопедии, и предлагается использовать для реабилитации больных после травм и поражений опорно-двигательного аппарата различного происхождения. [2]

Рассматривается способ реабилитации пациента с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью функциональной электростимуляции мышц, совершаемой в фазах естественного возбуждения и сокращения мышц, в процессе передвижения пациента.

ФЭС представляет собой воздействие электрическим током специальной формы на мышцы, посредством специальных контактов, накладываемых на кожу. Параметры канала ФЭС: знакопеременное напряжение с крутыми фронтами частотой 10–150 Гц. Напряжение 40–120 В. Ток лежит в пределах 0,1–20 мА. [1]

В процессе исследования данной темы был произведен патентно-информационный поиск. Данный способ отличается тем, что синхронизацию электростимуляции мышц с фазами двигательного акта, совершаемого пациентом, осуществляют по сигналам с датчиков давления, установленных в ручках ходунков, используемых пациентом для передвижения.

Техническим результатом предлагаемого способа реабилитации пациента с нарушениями опорно-двигательного аппарата является упрощение процесса реабилитации, обусловленное исключением необходимости использования сложных технических локомоторных средств и необходимости индивидуальной настройки датчиков синхронизации, а также обеспечение возможности реабилитации при естественных передвижениях пациента.

Совместное применение ФЭС с ходунками указан на рис.1.


Рис. 1. Графическое изображение совместного применения ФЭС с ходунками: 1 — ходунки; 2 — датчики давления в ручках; 3 — дисплей; 4 — блок ФЭС; 5 — пациент; 6 — электроды

Указанный технический результат достигается тем, что способ реабилитации пациента с нарушениями опорно-двигательного аппарата с помощью функциональной электростимуляции мышц, совершаемой в фазах естественного возбуждения и сокращения мышц, в процессе передвижения пациента предусматривает синхронизацию электростимуляции мышц с фазами двигательного акта, совершаемого пациентом, осуществляющих по сигналам с датчиков давления, установленных в ручках ходунков, используемых пациентом для передвижения. Кроме того, данный способ предусматривает возможность использования костылей для передвижения пациента, в опорной части которых установлены датчики давления. К предлагаемым способам возможно применение голосового управления, направленное на предупреждение аварийных ситуаций.

Способ обеспечивает повышение эффективности восстановительного лечения больных, улучшение функционального результата реабилитации с одновременной социализацией пациента за счет восстановления адекватной опороспособности нижних конечностей, увеличения мышечной массы паретичных мышц, возможности реального перемещения человека в пространстве. [3]

Основные термины (генерируются автоматически): опорно-двигательный аппарат, датчик давления, двигательный акт, способ реабилитации пациента, FES, естественное возбуждение, процесс передвижения пациента, ручка ходунков, функциональная электростимуляция, функциональная электростимуляция мышц.

Читайте также: