Повышение квалификации и аттестация педагогических работников доклад

Обновлено: 17.05.2024

По части 2 статьи 49 ФЗ №273 педагогическим работникам не реже одного раза в 5 лет нужно проходить аттестацию, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности. Также учителя, воспитатели и преподаватели могут пройти проверку с целью получения категории. Скоро должны вступить в силу новые правила аттестации учителей в 2021 году. Какие изменения могут произойти, и к чему готовиться, расскажем далее.

О переносе аттестации педагогов в 2021 году

В 2020 году в связи с коронавирусом педагогическим работникам разрешили не проходить обязательную проверку. Вступило в силу два приказа Минпросвещения:

№193 — о продлении квалификационной категории (КК), срок действия которых закончился с 1 апреля по 1 сентября 2020 года, до 31.12.2020 года;

№713 — о продлении КК еще на год — до 31.12.2021 года.

Если педагогические сотрудники не прошли аттестацию в 2020 году, то волноваться не стоит — время еще есть. Уровень зарплаты для таких специалистов остается прежним, в соответствии с КК.

Причина переноса аттестации педагогов в 2021 году

Designed by stockking/Freepik

Даже если срок действия категории продлен, педагог вправе аттестоваться по утвержденному ранее порядку — указано в письме Минпросвещения №ВБ-90/08/27 от 27.01.2021 г. Поэтому процедура будет проходить также, как раньше (в каждом регионе она отличается).

Новая система аттестации учителей в 2021 году — что уже известно?

Принципы системы развития педагогических работников отражены в распоряжении Правительства №3273-р от 31.12.2019 г.. Новая модель аттестационной процедуры проходила апробацию в школах 19 регионов России. По последним данным модель планируют запустить с 1 сентября 2021 года.

Новые категории

Теперь помимо первой и высшей педагог сможет получить следующие квалификационные категории:

Старший учитель (методист) — занимается внедрением инновационных образовательных технологий, проводит экспертизу конкурсных работ мастерства, курирует проекты, устраивает семинары. Чтобы получить категорию, необходимо 5 лет проработать в учреждении.

Ведущий учитель (наставник) — выстраивает план карьерного роста педагогов, помогает коллегам в вопросам профессионального мастерства. Для такой квалификационной категории нужно 10 лет проработать в образовательном учреждении.

При получении сразу 2 квалификационных категорий надбавка к зарплате будет идти сразу за обе.

Аттестация учителей в 2021 — как проходит оценка педагогов по последним данным?

Теперь педагогических работников будут оценивать по ЕФОМ — единым федеральным оценочным материалам, включающим в себя 4 вида компетенций:

Педагоги будут проходить 3 типа оценки знаний: первичную, на соответствие занимаемой должности и в целях получения категории. Рассмотрим каждую.

Введение первичного экзамена

Процедуру проводят также для специалистов, которые:

5 лет не работали по профессии;

не имеют опыта работы учителем;

выпустились из колледжа или вуза.

Как будет проходить аттестация учителей в 2021 году на соответствие занимаемой должности

Как будет проходить аттестация педагогов

Designed by stockking/Freepik

Такую проверку знаний раз в 5 лет проходят практически все педагогические работники — по статье 49 ФЗ №273. Оценка включает профессиональный экзамен по ЕФОМ. Также оцениваются мотивированное представление работодателя, которое включает:

деловые качества педагога;

результаты профессиональной деятельности.

Итак, как пройти аттестацию учителю в 2021 году, чтобы подтвердить соответствие занимаемой должности? Порядок таков:

В образовательной организации собирают комиссию из преподавателей, руководства, членов профсоюза — на усмотрение учреждения.

Аттестуемый сотрудник готовит документы. В перечень входят: заявление, копии документов об образовании, подтверждение категории (при наличии), характеристику и сопроводительное письмо с работы.

В течение 30 дней рассматриваются документы педагога и назначается дата проведения процедуры.

На экзамене учителю могут задать не только вопросы о продаваемом предмете, но и на знание психологии, методик обучения, законов и так далее. Комиссия выставляет баллы по аттестационным процедурам. Если педагог набирает нужное количество баллов, ему выдают сертификат сроком на 5 лет. Учителя, не прошедшие проверку, получают свидетельство.

Изменения в аттестации педагогов в 2021 году с целью получения категории

Учитель добровольно решает пройти аттестационную проверку, чтобы подтвердить квалификацию и получить первую или высшую категорию. Процедура проводится по старым правилам — в каждом регионе процесс различается. Для этого необходимо подавать соответствующее заявление и документы (можно в электронном виде). В зависимости от места нахождения учебной организации процедуру проводят Минпросвещения или департамент образования.

Аттестационная комиссия рассматривает портфолио педагога, куда входят благодарности и награды. Также нужно предоставить характеристику с работы. Присвоенная категория действует 5 лет, потом ее потребуется снова подтвердить.

Аттестация учителей в 2021 году последние изменения — подытожим

Педагогические работники, у которых срок действия сертификатов истек в 2020 году, могут не проходить аттестацию до конца 2021 года;

с 1 сентября планируют изменить процедуру, введя оценку компетенций педагогов (ЕФОМ);

педагоги могут подать документы на присвоение категории электронно и получить решение в течение 60 дней;

Пока вопрос об изменениях в процедуре остается открытым. Если все-таки аттестация преподавателей в 2021 году будет проводиться по новым правилам, педагогам придется тщательнее готовиться.

Рекомендуем пройти повышение квалификации, чтобы устранить пробелы в знаниях — вспомнить теорию по детской психологии, педагогике, современным педагогическим технологиям, а также изучить основные положения ФГОС и так далее.

Для того чтобы успешно обучать, сам педагог должен быть хорошо подготовленным.

В этом ему помогут курсы повышения квалификации. Они позволят педагогу быть всегда

в курсе тех изменений, которые произошли в какой-либо дисциплине. Благодаря этому, педагог всегда остается интересным для своих учеников.

ВложениеРазмер
povyshenie_kvalifikatsii_pedagoga.docx 19.42 КБ
Онлайн-тренажёры музыкального слуха

Теория музыки и у У пражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение дополнительного образования

“Детская музыкально-хоровая школа имени Г. Струве”

Повышение квалификации педагога – необходимое условие роста и совершенствования его профессиональной компетенции

преподаватель по классу гитары

МОУДО “ДМХШ им. Г. Струве”

Повышение квалификации педагога – необходимое условие роста и совершенствования его профессиональной компетенции.

Для того чтобы успешно обучать, сам педагог должен быть хорошо подготовленным.

В этом ему помогут курсы повышения квалификации. Они позволят педагогу быть всегда

в курсе тех изменений, которые произошли в какой-либо дисциплине. Благодаря этому, педагог всегда остается интересным для своих учеников. КПК помогают преподавателю выполнять свою работу на должном уровне, позволяют узнать много нового, в том числе и за счет общения с коллегами из других учебных заведений дополнительного образования. Полезно и необходимо посещать курсы повышения квалификации не только молодым специалистам, но и работникам образования, имеющим за плечами большой стаж работы. Каждый специалист определенной дисциплины должен проходить курсы по своей специальности. Учебные центры, организующие курсы повышения квалификации, предлагают обучение без отрыва от работы. Кроме этого, сегодня широкое распространение получили дистанционные курсы. Подобные курсы повышения квалификации позволяют проходить обучение в домашних условиях и в любое удобное время с использованием современных технологий. Курсы, тренинги и различные семинары, предполагающие повышение квалификации работников образования, необходимы для того, чтобы оставаться конкурентоспособным работником. Общество всегда предъявляло и будет предъявлять к педагогам самые высокие требования. Конечно, ведь для того, чтобы учить подрастающее поколение, нужно знать в разы больше, чем другие.

Повышение квалификации - это один из видов профессионального обучения сотрудников. Цель данного вида обучения – повышение уровня теоретических знаний, а также совершенствование практических навыков и умений, повышающих в соответствии с требованиями государственных образовательных стандартов. Повышение квалификации направлено на последовательное совершенствование профессиональных знаний, умений и навыков, рост мастерства работников по имеющимся профессиям.

Основные цели повышения квалификации педагогических работников:

- развитие их профессиональной компетентности;

- формирование устойчивых навыков системной рефлексии педагогического процесса и его результатов;

-формирование структурной целостности педагогической деятельности каждого работника.

Все эти цели вместе обеспечивают выполнение требований по достижению современного качества образования.

К задачам повышения квалификации педагога можно отнести:

  1. Совершенствование педагогического мастерства способом внедрения современных педагогических технологий и передовых методик.
  2. Поддержка и совершенствование профессионального мастерства всех педагогов с учетом достижений научной и практической деятельности.
  3. Создание условий для развития индивидуальных способностей к профессиональной деятельности.
  4. Апробация в процессе обучения новых технологий и прогрессивных форм подготовки и повышения квалификации управленческих и педагогических кадров.
  5. Предоставление научной и методической поддержки для полноценной самореализации индивидуальных творческих замыслов педагогов.

Совершенствование профессионально-педагогической компетенции можно обеспечить путем создания условий для максимально возможной адаптации и развития конкретной личности в системе повышения квалификации. Оптимальный результат профессионального развития преподавателей ДШИ может быть достигнут, если будет внедрена методическая система повышения квалификации. Это многоэтапный процесс, направленный на повышения профессионального уровня преподавателей ДМШ, их готовности к профессиональному развитию к принятию компетентных решений в изменяющейся педагогической ситуации.

Методическая система повышения квалификации должна предусматривать:

- обеспечение интеграции знаний: специальных, теоретических, личностных и др.;

-обеспечение деятельно-практической направленности знаний с целью их практического применения и образовательной деятельности каждым преподавателем;

Методическая система повышения квалификации должна функционировать, основываясь на следующих принципах:

  1. Принципе интегративности системы. Этот принцип обеспечивает постановку общих задач развития профессиональной компетенции преподавателя при сохранении специфики каждого предмета.
  2. Принципе модульности и гибкости . Он позволяет преподавателю выбрать индивидуальный образовательный маршрут.
  3. Принципе дифференцированности. Он определяет различный исходный уровень компетентности преподавателей. (Например, разное образование, стаж работы)

Для того чтобы данная методическая система повышения квалификации эффективно работала, необходим постоянный информационный взаимообмен между организациями дополнительного профессионального образования и ДШИ. В межкурсовый период преподаватель должен заниматься саморазвитием, чтобы обеспечить себе переход к более высокому уровню профессионально-педагогической компетентности.

Основным компонентом методической системы повышения квалификации, определяющим содержания обучения, является информационно-методическое обеспечение участников образовательного процесса, включающее в себя кроме традиционных печатных материалов, все виды современных источников информации, такие как медиаресурсы педагогической и музыкальной направленности, энциклопедии по искусству, различные справочники, электронные книги, ноты учебники, ресурсы сети интернета и др.

Открытый характер информационно-методического обеспечения предусматривает постоянную корректировку и дополнение его содержания новыми материалами, причем в этом процессе могут принимать участие непосредственно сами обучающиеся, т.е. преподаватели, осваивающие программы ДПО.

Таким образом, повышение квалификации преподавателей ДШИ в системе дополнительного профессионального образования станет более эффективным и выйдет на новый качественный уровень, если повышение квалификации будет основано на принципах, позволяющих получать и продолжать дополнительное профессиональное образование (самообразование) на любом этапе профессиональной деятельности.

Непрерывность профессионального образования педагога является необходимой предпосылкой развития его творческих способностей, интегративным элементом его жизнедеятельности и условием постоянного развития индивидуального педагогического опыта. Рост педагогической квалификации и профессионального мастерства учителя идет более интенсивно, если личность занимает позицию активного субъекта деятельности, если индивидуальный практический опыт осмысливается и соединяется с социальным и профессиональным, если в педагогическом коллективе поддерживается и поощряется профессиональный творческий поиск, проводится системная работа по повышению квалификации.
Повышение квалификации понимается как вид дополнительного профессионального образования, направленного на формирование готовности работника к выполнению более сложных трудовых функций. Оно предусматривает освоение новых общетеоретических и специально-технологических знаний, расширение спектра умений и навыков, углубление понимания связи между наукой и технологией. Повышение квалификации одновременно является одной из форм освоения лучшего опыта, направленной на совершенствование профессионального труда. Основная цель повышения квалификации работников школы состоит в том, чтобы установить соответствие между уровнем их готовности к реализации задач, стоящих перед школой, постоянно растущими социальными требованиями к его личности и деятельности, и уровнем современных научных знаний, составляющих основу управленческих процессов в системе образования.
Одним из основных направлений повышения квалификации педагогов является организация в школе системы методической работы как части системы непрерывного образования преподавателей, воспитателей.
Целями методической работы в школе являются:

● освоение наиболее рациональных методов и приемов обучения и воспитания учащихся;
● повышение уровня общедидактической и методической подготовленности педагога к организации и ведению учебно-воспитательной работы;
● обмен опытом между членами педагогического коллектива, выявление и пропаганда передового актуального педагогического опыта. Для его реализации издаются методические материалы, проводятся лекции и консультации для учителей по вопросам методики учебно-воспитательной работы, организуются методические объединения учителей.

Задачи методической работы в школе:

● формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива школы, проявляющейся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта, в работе по внедрению достижений педагогической науки;
● повышение уровня теоретической (предметной) и психолого-педагогической подготовки учителей;
● организация работы по изучению новых образовательных программ, учебных планов, образовательных государственных стандартов ;
● обогащение образовательно-воспитательного процесса новыми педагогическими технологиями, формами и методами обучения и воспитания;
● организация работы по изучению новых нормативных документов, инструктивно-методических материалов;
● оказание научно-методической помощи учителям на диагностической индивидуализированной и дифференцированной основе: молодым учителям; учителям-предметникам; классным руководителям и воспитателям; учителям, испытывающим определенные затруднения в педагогической работе; учителям, имеющим небольшой педагогический стаж; учителям, не имеющим педагогического образования и др.;
● оказание консультативной помощи учителям в организации педагогического самообразования;
● повышение общего уровня профессионально-педагогической культуры работников образовательного учреждения.

В масштабе района или группы школсоздаются районные или кустовые предметные методические объединения и методические объединения учителей начальных классов. В школах организуются предметные комиссии, объединяющие учителей того или иного предмета. Районные педагогические кабинеты и институты усовершенствования учителей периодически созывают конференции, семинары, практикумы. Все эти коллективные формы методической работы основываются на самодеятельности, активности и взаимопомощи учителей и способствуют распространению передового методического опыта.
Содержание методической работы определяется актуальными задачами школы. Управление методической работой в школе может протекать эффективно, если ее задачи, содержание, организационные основы четко и ясно представляют для себя не только директор школы, завуч, но и учителя.
Методическое усовершенствование учителей осуществляется также в процессе самообразовательной работы.
В соответствии с планами повышения квалификации учителей (один раз в пять лет)
они проходят специальное обучение в Институте усовершенствования учителей, на специальных факультетах педагогических учебных заведений.
Формы организации методической работы в школе многообразны и динамичны. Они изменяются, обновляются в зависимости от многих факторов, основные из которых:

● государственная политика в сфере образования, законодательные акты и документы;
● уровень педагогической культуры учителей, их методическая грамотность, выявленная в процессе диагностических измерений личностных и профессионально-деятельностных показателей;
● морально-психологический климат в коллективе школы, материально-технические возможности организации методической работы;
● изучение внутришкольного педагогического опыта, инновационная открытость и активность учителей, уровень профессиональной готовности руководителей школы к осуществлению методической работы;
● конкретная ситуация в коллективе школы (в отношениях между учителями, учителями и учениками, учителями и руководителями и др.).

Наиболее распространенной формой методической работы в школе являются предметные методические объединения учителей - групповая форма организации методической работы учителей того или иного предмета или классных руководителей, создаваемая в школе, в районе, в городе. На методических объединениях учителей обсуждаются вопросы:

● преподавания конкретных учебных дисциплин, методики и технологии организации учебного процесса;
● организации обмена опытом, внедрения передового педагогического опыта и достижений педагогической науки;
● преподавания наиболее трудных разделов и тем новых программ и учебников;
● тематики и видов творческих контрольных работ для проверки знаний учащихся и др.

В большинстве школ по инициативе руководителей или педагогов создаются организационные координационные органы методической работы - методические советы. В отличие от совета школы, педагогического совета методический совет имеет единственную функцию - повышение научно-методического уровня педагогической деятельности каждого учителя. Эффективность работы зависит от двух обстоятельств: кто руководит советом и каков состав его членов. В методический совет входят наиболее опытные учителя, представляющие разные ступени образования и профили учебных предметов. Это могут быть руководители различных методических формирований.
Руководит работой методического совета, как правило, завуч. Методический совет школы определяет тактику и стратегию совершенствования педагогической квалификации учителей. Он также определяет вопросы для рассмотрения на объединениях, комиссиях; разрабатывает и обсуждает программы семинаров, практикумов, лекториев, общую программу методической работы в школе. Таким образом, методический совет - это проявление коллегиальности и делегирования полномочий в такой сложной сфере управленческой деятельности, какой является повышение профессионально-педагогической культуры каждого учителя школы.
К числу традиционных форм методической работы в школе относятся:

● предметные методические объединения ;

● единый методический день в школе (для всех педагогических работников школы один раз в четверть);
● проблемные семинары и практикумы (для обеспечения единства теоретической и практической подготовки учителя, стимулирования самообразовательной деятельности; введение их в круг педагогических инноваций, таких как деловые, ролевые игры, практикумы, организационно-деятельностные игры, различного рода тренинги);
● школы молодого учителя (осуществляющие адаптацию учителя в первые годы работы в школе);
● школы передового опыта (реализующие цели и задачи индивидуального и коллективного наставничества);
● проблемные (инновационные ) группы (создаваемые по инициативе руководителей школы, ученых-педагогов, самих учителей, направленные на изучение, обобщение и распространение передового опыта как в своей школе, так и за ее пределами; разработку и внедрение собственной концепции или методической находки, проведение соответствующей опытно-экспериментальной работы);
● работа педагогического коллектива над избранной научно-методической темой ;
● проведение открытых и показательных уроков ;
● научно-педагогические конференции и педагогические чтения ;
● ролевые, деловые и организационно-деятельностные игры, моделирование и анализ педагогических ситуаций ;
● научно-педагогические конференции, педагогические чтения, творческие отчеты (отдельных учителей или методических объединений), являющиеся итоговыми формами методической работы, которые проводятся по итогам деятельности за определенный промежуток времени или по завершении какого-либо этапа работы и др.;
● индивидуальная работа с учителями, осуществляемая в форме педагогического самообразования учителя.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности и экспертной оценке практической деятельности.
По первому показателю учитель представляет творческий отчет, научно-методическую или опытно-экспериментальную работу.
По второму показателю он проходит психолого-педагогическую экспертизу (диагностику) в различных вариантах. Для этих целей используются компьютерная технология, тестирование, методы экспертных оценок. Механизм диагностирования и обобщения опыта педагогической деятельности уточняется и корректируется соответствующей аттестационной комиссией.
Общие требования к оценке труда учителя характеризуются по следующим критериям: критерий результата (результат педагогической деятельности) и критерии процесса.
О качестве знаний учащихся по предмету, их воспитанности (критерий результата ) судят по:

● запасу фактических знаний по предмету;
● умению пользоваться полученными знаниями;
● пониманию сути процессов и явлений в природе и обществе;
● степени самостоятельности учащихся, умению добывать знания;
● отношению к делу, поведению в школе, активности в общественно полезной трудовой деятельности.

При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо этим ограничить показатели труда учителя, поэтому вводятся критерии процесса. С этой целью изучаются:

● работа учителя над повышением своей квалификации;
● качество уроков, учебная и воспитательная работа;
● умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;
● работа с родителями и помощь семье в воспитании детей.

Для прохождения аттестации необходим следующий набор документов: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ; аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения.

Аттестация учителей проводится в несколько этапов:

1) создание аттестационной комиссии, ее утверждение руководителем учреждения; назначение ответственных лиц за организацию аттестации;
2) организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности;
3) принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий.

Достоверная оценка результативного компонента образовательного процесса возможна только как итог всестороннего изучения личности учителя и эффективности его учебно-воспитательной деятельности.

Аттестация педагогов фото

С наступлением нового учебного года педагогам приходится готовиться к прохождению аттестации. Данная процедура является регулярной и проводится для того, чтобы работник сферы образования подтвердил свою пригодность и выявил степень соответствия той должности, которую занимает. В процессе подтверждения оценивается уровень профессионализма, личные характеристики, результаты взаимодействия с учениками, потенциал и перспективы развития.

Только своевременная и успешная аттестация педработников позволит повысить качество образовательных услуг.

Виды аттестации педагогов профессионального образования: обязательная и добровольная

Аттестация учителей бывает двух видов:

  • Обязательная, подтверждающая, что педагог оправданно занимает должность;
  • Добровольная - установление степени квалификации.

Обязательное подтверждение проводится с периодичностью в пять лет и подразумевает оценивание трудовой деятельности. Учителя представляет к аттестации директор образовательного учреждения, в то время как для присвоения квалификации (первой или высшей) педагог самостоятельно заявляет о таком желании.

Если педагогический работник числится одновременно на нескольких должностях, то аттестацию можно проводить по каждой из них.

Перед тем, как пройти аттестацию педагог формирует пакет документов, состоящий из:

  • Документации, удостоверяющей личность и образование;
  • Данные о прошлых оценках и присуждении квалификации;
  • Удостоверения о совершенствовании уровня компетенций;
  • Профессиональных и деловых достижений педагога;
  • Характеристики с места работы.

Сроки независимой аттестации педагогов

При аттестации, которая устанавливает компетентность педагога, работодатель за 1 месяц до начала процедуры представляет ему все собранные сведения, характеристики и результаты методической работы. Педагог подтверждает ознакомление письменно – росписью.

Период обязательной аттестации длится в рамках двух месяцев. Дату, место и время процедуры оповещают не позднее, чем за 1 месяц до начала.

Во время добровольной аттестации учитель самостоятельно подает заявление без временных рамок. Законодательством не установлено точного периода самой процедуры, поэтому педагог лично подает документацию в подходящее для него время. Однако, если педагогическому работнику была ранее присвоена квалификационная категория, то подавать заявку требуется за 3 месяца до истечения действия предыдущих результатов. В противном случае может истечь срок еще на этапе рассмотрения заявки.

Сроки независимой аттестации педагогов изображение

Какие условия и формы аттестации

Аттестационный комитет по установлению компетентности педагога формируется учебным учреждением и состоит из председателя первичной профсоюзной организации, его зама, секретаря и членов комиссии – собранных из числа педработников.

Если учитель отсутствует во время заседания в связи с уважительной причиной, то процедура подтверждения соответствия переносится на другую дату, и директор оповещает педагогического работника за месяц до новой проверки. Однако в случае неявки учителя на аттестацию без уважительного повода комиссия имеет право провести процедуру оценки в его отсутствие.

В ходе обязательной аттестации педагоги сдают экзамен письменно, устно или в объединенной форме. Это могут быть:

  • ответы на профессиональные вопросы;
  • прохождение тестов на компьютере,
  • подготовка конспекта проведения урока;
  • решение нестандартных ситуации;
  • собеседование.

При добровольной аттестации эксперты анализируют пакет документов педработника, его профессиональные достижения. На заседании учителю присутствовать необязательно. Однако, если педагог захочет стать участником аттестации, то ему нужно заранее подать заявку о возникшем желании.

Кто не допускается к аттестации

Существует категория лиц, которая может не проходить аттестацию, к ним относятся:

  • Работники, проработавшие на одной должности менее 2-х лет (молодые учителя после окончания образовательного учреждения, вновь прибывшие на работу);
  • Беременные женщины в декрете;
  • Учителя, находящиеся в отпуске по уходу за детьми до трех лет;
  • Отсутствовавшие в связи с болезнью более 4-х месяцев.

Что будет, если не прошел аттестацию

В случае, когда обязательная аттестация была провалена, комитетом делается заключение, что педработник неоправданно занимает должность. По законодательству директор может уволить подчиненного или предложить альтернативные варианты:

  • повысить квалификацию и заново пройти аттестацию;
  • перевестись на другую должность (по письменному согласию).

Нажмите, чтобы узнать подробности

Актуальность выбранной темы обусловлена изменениями управления профессиональным развитием педагогических работников, внесением изменений в существующую практику организационно-методической работы в школе. В школе должна быть создана адекватная современным условиям система управления профессиональным развитием педагогов, должны быть созданы условия для развития коллектива, где каждый педагог осознает необходимость постоянного роста и развития своего мастерства.

Аттестация педагогических кадров стимулирует рост квалификации, профессионализма и продуктивности педагогического труда, способствует развитию творческой инициативы. Цель аттестации – установление соответствия уровня профессиональной компетентности педагога требованиям, предъявляемым к квалификационной категории (первой или высшей), а также занимаемой должности.

Управление процессом профессионального развития педагогов, как и любой другой управленческий процесс, включает в себя все основные стадии управленческого цикла: анализ существующего положения дел, целеполагание, планирование, стимулирование, организацию, регулирование, контроль и оценку.

На уровне образовательного учреждения составной частью плана профессионального развития может стать сетевой график, в котором могут быть отражены персоналии, формы профессионального развития, а также сроки мероприятий по профессиональному развитию (аттестация, повышение квалификации, участие в конкурсах, в научно-методической работе и т.п.). Система аттестации педагогических кадров в современных условиях может рассматриваться как один из мощных факторов, стимулирующих дальнейшее развитие всей системы российского образования и каждого педагога в частности. Аттестуемые педагоги формируют новый опыт решения актуальных педагогических проблем, имеющих перспективное значение, активно распространяют его в своих коллективах. В результате аттестации собран богатый опыт педагогов.
На основе теоретического анализа психолого-педагогической литературы можно сделать вывод о том, что аттестацию целесообразно рассматривать как целостную педагогическую систему, в которой решается проблема профессионального становления учителя в результате целенаправленного непрерывного повышения квалификации; личностно-ориентированных методов экспертизы (Т.Г. Браже, Н.К. Зотова, С.С. Татарчинкова и др.); эксперты должны знать, какие силы следует привести в действие, как разбудить созидательную энергию личности каждого педагога; наиболее предпочтительнее с точки зрения привлечения к организации аттестационной экспертизы педагогических работников, в структуре мотивов которых преобладают как значимость экспертизы для развития и поддержки инновационного образования влияние результата экспертизы на реальные образовательные процессы, их изменение; профессиональный и личностный рост, возможность личностного развития посредством экспертной деятельности; творческий характер экспертного исследования (Г.А. Мкртычян, Л.В. Кузьмина, Е.А. Федорова и др.).

Таким образом, аттестация в педагогической теории предстает как многомерный полифункциональный феномен, являющийся одновременно процессом обучения и оценивания, фактором профессионального становления учителя. Это служит основанием для стимулирования потребности учителя в повышении квалификации и определяет направление поиска им индивидуальной траектории профессионального становления, соответствующее личностным запросам. Аттестация приводит учителя как субъекта деятельности в состояние активности, соответствующее объективным задачам, проведение единой линии требований к себе и их последовательную реализацию (К-А. Абульханова-Спавская).

Важную роль в реализации данной стратегии выполняют аттестационные курсы, построенные на основе взаимосвязи процессов обучения и развития, поиска зоны ближайшего развития учителя (по Л.С. Выготскому).

В противоречивых условиях современной действительности гарантией успешности модернизации системы образования, открытости педагогической среды к инновациям выступает способность и готовность учителя качественно и эффективно выполнять профессиональные функции. В этой связи проблема профессионального становления учителя приобретает глубокий общественно значимый смысл. В данной ситуации одним из наиболее важных факторов профессионального становления учителя, позитивно влияющим на творческую самореализацию, является аттестация педагога.

Профессиональное становление учителя в процессе аттестации возможно как обращение к внутреннему потенциалу человека, его способности к самостоятельной творческой деятельности, к переносу инновационных идей в пространство собственной проблемы. Профессиональное становление рассмотрено как процесс самореализации учителя в педагогической деятельности на основе наиболее полного использования своих творческих способностей и возможностей в ходе квалификационной аттестации.

Квалификационная аттестация педагогических работников при реализации гуманистического подхода способствует усилению внутренней мотивации учителя к профессиональному становлению, стимулирует повышение им уровня своей профессиональной компетентности, активизирует творческий поиск, влияет на формирование субъектной позиции. Аттестация выступает важнейшим фактором профессионального становления: системная перестройка курсов повышения квалификации, изменение его ценностно-целевых, содержательно-процессуальных компонентов предоставляет учителю вариативный выбор индивидуальной образовательной траектории; способствует активизации творческого потенциала учителя.

Таким образом, аттестация в педагогической теории предстает как многомерный полифункциональный феномен, являющийся одновременно процессом обучения и оценивания, фактором профессионального становления учителя. Это служит основанием для стимулирования потребности учителя в повышении квалификации и определяет направление поиска им индивидуальной траектории профессионального становления, соответствующее личностным запросам. Аттестация приводит учителя как субъекта деятельности в состояние активности, соответствующее объективным задачам, проведение единой линии требований к себе и их последовательную реализацию (К.А. Абульханова-Славская). Важную роль в реализации данной стратегии выполняют аттестационные курсы, построенные на основе взаимосвязи процессов обучения и развития, поиска зоны ближайшего развития учителя (по Л.С. Выготскому). Обучение в рамках аттестационных курсов предполагает оценивание реальной профессиональной компетентности, профессиональных достижений в контексте квалификационных требований и становится одновременно этапом аттестации учителя.

Анализ исследований Т.Г. Браже, Н.К. Зотовой, Н.В. Кузьминой, Т.Е. Ковиной, А.К. Марковой, Н.Б. Харчиной позволяет выделить особенности квалификационной аттестации, способствующие профессиональному становлению учителя: а) единство и взаимосвязь оценочной, обучающей и развивающей функции аттестации; б) развитие инициативы и ответственности; в) обеспечение возможностей для самоопределения и творческой самореализации; г) расширение поля выбора, необходимого для предоставления индивидуальной образовательной траектории; д) создание условий для саморазвития, индивидуальности.

Аттестация проводится в целях установления соответствия уровня квалификации педагогических работников требованиям, предъявляемым к квалификационным категориям (первой или высшей) или подтверждения соответствия педагогических работников занимаемым ими должностям на основе оценки их профессиональной деятельности.

Основными задачами аттестации являются:

стимулирование целенаправленного, непрерывного повышения уровня квалификации педагогических работников, их методологической культуры, личностного профессионального роста, использования ими современных педагогических технологий;

повышение эффективности и качества педагогического труда;

выявление перспектив использования потенциальных возможностей педагогических работников;

учет требований федеральных государственных образовательных стандартов к кадровым условиям реализации образовательных программ при формировании кадрового состава образовательных учреждений;

определение необходимости повышения квалификации педагогических работников;

обеспечение дифференциации уровня оплаты труда педагогических работников.

Основными принципами аттестации являются коллегиальность, гласность, открытость, обеспечивающие объективное отношение к педагогическим работникам, недопустимость дискриминации при проведении аттестации.

Читайте также: