Доклад по теме экономика вчера сегодня завтра

Обновлено: 12.05.2024

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Россия вчера, сегодня и завтра.docx

Жутовский Вадим Евгеньевич

Россия вчера, сегодня и завтра

Что же было сделано? Прежде всего была проведена приватизация промышленных предприятий. И к 1997г. в частные руки перешло 95.6% предприятий, дававших 89.6% продукции.

Следующим шагом стало расчленение крупных государственных предприятий. В результате численность рабочего класса сократилось вдвое, на 8.5 млн. человек, резко ухудшилась его демографические и квалификационные характеристики.

За годы реформ они упали более чем в 2 раза.

Тяжелый удар был нанесен по энергетике – свернута Энергетическая программа. Последствия – резкий спад производства, который не был компенсирован даже в 2006г. при высоких ценах на нефть.

Перестройка подорвана научную базу. Более 100 тысяч ученых покинули страну.

Были ли какие-то основания для полной замены советского проекта?

Таким образом, серьезных оснований не было.

Целью этой работы является определить перспективные направления развития России.

Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи:

Проанализировать исторический опыт выхода из кризисных ситуаций

Предложить новую социально-экономическую модель развития государства

Объектом изучения является народ и государство

Предметом изучения социально-экономическое развитие в разные периоды времени

Гипотеза. Мы предполагаем, что анализируя социально-экономические процессы в прошлом и настоящем России, мы способствуем осмыслению ее истории и выработке наилучшей модели развития государства.

Можно ли утверждать, что осуществив демонтаж советского государства властная элита получила шанс догнать и обогнать развитые капиталистические страны?

По основным экономическим показателям сегодняшняя Россия уступает многим, не только развитым странам. Но есть еще и социальные показатели. А как с ними?

Отсюда же узнаем, что по индексу человеческого развития (ИЧР) Россия на 55-м месте. Возглавляют список Норвегия, Австралия и США. Четвертое место досталось Нидерландам, пятое — Германии.

Еще одна беду увидел писатель Юрий Поляков.

Понятно, что все люди не могут быть одинаковыми и иметь равный доход, но справедливым решением было бы определять эту разницу по уровню образования, способностям и трудолюбию.

Данное предложения не учитывает военно-политический фактор.

Другой подход предлагает профессором МГУ Сергей Бобылев.

С нашей точки зрения, Россия является не просто большим государством, а отдельной цивилизацией, с присущими ей уникальными чертами. С этим были согласны и многие западные исследователи. Например А.Тойнби.

В границах этой цивилизации: тип общества, его хозяйственный уклад, общественные отношения, даже индивидуальная психология, сложились иными, чем, например, на Западе. Одним из факторов можно считать большую географическую протяженность нашей страны с запада на восток и суровый климат на значительной части территории.

Исторически такие условия жизни выработали в нашем народе полезные качества: умение понимать природу, трудолюбие, неприхотливость, выносливость. Сюда же можно добавить привычку к коллективному труду у большей части населения.

Следовательно, вывод первый - для успешного поступательного развития нам необходимо, прежде всего, восстановить формы социальной организации труда, какие были утрачены в результате бездумной имитации чуждых неолиберальных структур.

Чему учит нас история? Есть ли у России шанс выбраться из тяжелого кризисного состояния?

Нас спасла Великая французская революция. Европе стало не до России.

В свое время Екатерина II очень ловко использовала этот прием – отвлекать внимание европейских монархов, чтобы самой иметь свободу рук в Азии.

Второй, воспользовался Великой депрессией, успешно проведя индустриализацию, коллективизацию и перевооружил армию.

Тяжесть этой борьбы ложилось на плечи народа. Миллионы людей недоедали, умирали от голода и гибли на полях сражений, но бунты и восстания жестко подавлялись.

Один из них – наладить грамотную работу управляющих структур, обеспечив их ответственными квалифицированными кадрами.

Для этого необходимо качественно воспитывать и обучать подрастающее поколение – будущую смену.

Различные водонагревательные приборы, водомобили и прочие качественные вещи (отечественного производства), работающие на других принципах, должны войти в обиход у жителей нашей страны.

Подобные разработки уже есть в России.

То же самое касается дорогих медицинских препаратов, уникальных приборов, лекарств и т.п. Они должны быть доступны для всех.

Все технические новинки, отечественные изобретения необходимо максимально широко внедрять в производство. (Не исключено, что придется возрождать свою погубленную Систему стандартов и может быть отказаться от чрезмерных международных обязательств по ВТО).

Появление таких людей во власти будет зависеть не только от их способностей.

Вывод четвертый – государство должен возглавлять яркий лидер, наделенный необходимыми полномочиями, волей и желанием принести пользу Отечеству.


По сути дела мы стали свидетелями не только глубокого теоретического, но и явственно практического свойства — противоречия, в которое вступила мировая экономика.

Чтобы было совсем понятно, практика не поспевает за теорией, а научно-техническая революция, прежде всего информационные технологии, настолько быстро развиваются, что мировая экономика, а главное бизнес-процедуры (сделки, операции, менеджмент, маркетинг) не поспевают и становятся по сути дела неадекватными на фоне всё ускоряющегося динамичного, начавшегося уже идти в геометрической прогрессии бизнес-процесса.

Мировая экономика вчера, сегодня, завтра: прогноз до 2050 года

Джозеф Штиглиц

Выяснилось, что до начала эпохи глобализации такого уровня достижения были в среднем раз в сто-сто пятьдесят лет за всё время наблюдений с древнейших времён (включая открытия И. Ньютона, Н. Коперника, Г. Галилея и др.). В последние же 40 лет достижения такого уровня происходят раз в год. А последние пять лет — раз в два-шесть месяцев. О чём говорят эти исследования?

Они говорят о том, что достижения науки — это результат совокупных накопленных знаний как в качественном, так и в количественном отношениях. Частота появления научных открытий растёт в геометрической прогрессии.

Мировая экономика вчера, сегодня, завтра: прогноз до 2050 года

Жорес Алфёров

Не хочу сегодня вдаваться в ликбез и напоминать общеизвестные истины, но не привести пример того, о чём говорит выдающийся учёный, не могу.

И в самом деле, речь идёт о следующем. До появления известной формулы E-MC² мир был по сути дела материален. Наука рассуждала приблизительно так: что способно быть научно подтверждённым, то есть, что может быть эмпирически доказуемым, то и реалистично. И, конечно же, материально. И существовал принцип, что всё в мире, и вообще в окружающей человека действительности, материально. Формула, приведённая лауреатом Нобелевской премии по физике физиком-теоретиком А. Эйнштейном по сути дела открывала путь к восприятию всего того же, но только не в материальном измерении, а всё провозглашалось энергией. Здесь нельзя не вспомнить восхищённые восклицания из лагеря священнослужителей всех мастей, провозглашавших атеиста Альберта Эйнштейна чуть ли не новым мессией в науке, о чём учёный и не помышлял. Тем более, что автором исключительно красивой формулы была жена Эйнштейна — математик по профессии.

Формула учёного позволяла предположить (а вскоре это было подтверждено как минимум восемью Нобелевскими лауреатами по физике и математике), что и время — это тоже форма состояния энергии.

К слову сказать, нечто подобное задолго до появления результатов научной деятельности американского учёного одесского происхождения говорил и мой предок — тоже Нобелевский лауреат — Иван Петрович Павлов. Будучи очень религиозным человеком, он был выдающимся учёным-материалистом, никогда не прерывавшим свою деятельность старосты в Знаменском соборе в Петербурге. Даже в самые страшные годы лихолетья и богоборчества.

Так о чём идёт речь? Какая связь между достижениями в науке и мировой экономикой? А вот какая: если 40 лет тому назад, то есть в самом начале эпохи глобализации, крупная оптовая сделка, скажем, в области продажи нефти (условно говоря, продажа одного танкера или супертанкера клиенту) длилась от шести до восьми месяцев, а иногда и больше (согласование цен, условий транспортировки, юридическое оформление документов и так далее), то сегодня такая сделка происходит в режиме онлайн и 24 часа в сутки. Зачастую никакого специального оформления юридических документов при этом не требуется.

Я хочу сказать, что небывалый до сих пор прорыв в мировой экономике, её лицо, характер, формы и движущие силы, меняющиеся на глазах — всё это не случайно.

Уже упоминавшейся нами Жорес Алфёров был отчасти одним из акторов, которые самым ярким образом иллюстрируют эту цепочку. Приведу пример, чтобы было понятно. Он однажды открыл явление в сфере деятельности лазеров, в результате чего прикладники (т.е. учёные, работающие на практическом уровне) сформулировали и использовали эффект для создания так называемых микросхем (чипов). Эти самые чипы ныне используются во всех сферах экономики и не только. Надо отметить, что открытие самих чипов — это ещё одно выдающееся открытие науки, потому что только оно одно перевернуло не только мировую экономику, создав прорыв в инновационной сфере, но и сделало высокие технологии тем сегментом мировой экономики, который сегодня и двигает её вперёд.

Итак, искусственный интеллект и мировая экономика: что здесь общего, а что разделяет эти два понятия?

Мировая экономика вчера, сегодня, завтра: прогноз до 2050 года

Давид Рикардо

Когда сейчас говорят, что среди тех или иных драйверов мировой экономики идёт борьба за рынки, то на самом деле идёт борьба не за рынки как таковые, а за ресурсы или лучше сказать за механизм, влияющий на овладение ресурсами, обеспечивающими конечную цель в мировой экономике — сверхприбыль.

  • Для учеников 1-11 классов и дошкольников
  • Бесплатные сертификаты учителям и участникам

Выберите документ из архива для просмотра:

Выбранный для просмотра документ Россия вчера, сегодня и завтра.docx

Жутовский Вадим Евгеньевич

Россия вчера, сегодня и завтра

Что же было сделано? Прежде всего была проведена приватизация промышленных предприятий. И к 1997г. в частные руки перешло 95.6% предприятий, дававших 89.6% продукции.

Следующим шагом стало расчленение крупных государственных предприятий. В результате численность рабочего класса сократилось вдвое, на 8.5 млн. человек, резко ухудшилась его демографические и квалификационные характеристики.

За годы реформ они упали более чем в 2 раза.

Тяжелый удар был нанесен по энергетике – свернута Энергетическая программа. Последствия – резкий спад производства, который не был компенсирован даже в 2006г. при высоких ценах на нефть.

Перестройка подорвана научную базу. Более 100 тысяч ученых покинули страну.

Были ли какие-то основания для полной замены советского проекта?

Таким образом, серьезных оснований не было.

Целью этой работы является определить перспективные направления развития России.

Исходя из цели можно сформулировать следующие задачи:

Проанализировать исторический опыт выхода из кризисных ситуаций

Предложить новую социально-экономическую модель развития государства

Объектом изучения является народ и государство

Предметом изучения социально-экономическое развитие в разные периоды времени

Гипотеза. Мы предполагаем, что анализируя социально-экономические процессы в прошлом и настоящем России, мы способствуем осмыслению ее истории и выработке наилучшей модели развития государства.

Можно ли утверждать, что осуществив демонтаж советского государства властная элита получила шанс догнать и обогнать развитые капиталистические страны?

По основным экономическим показателям сегодняшняя Россия уступает многим, не только развитым странам. Но есть еще и социальные показатели. А как с ними?

Отсюда же узнаем, что по индексу человеческого развития (ИЧР) Россия на 55-м месте. Возглавляют список Норвегия, Австралия и США. Четвертое место досталось Нидерландам, пятое — Германии.

Еще одна беду увидел писатель Юрий Поляков.

Понятно, что все люди не могут быть одинаковыми и иметь равный доход, но справедливым решением было бы определять эту разницу по уровню образования, способностям и трудолюбию.

Данное предложения не учитывает военно-политический фактор.

Другой подход предлагает профессором МГУ Сергей Бобылев.

С нашей точки зрения, Россия является не просто большим государством, а отдельной цивилизацией, с присущими ей уникальными чертами. С этим были согласны и многие западные исследователи. Например А.Тойнби.

В границах этой цивилизации: тип общества, его хозяйственный уклад, общественные отношения, даже индивидуальная психология, сложились иными, чем, например, на Западе. Одним из факторов можно считать большую географическую протяженность нашей страны с запада на восток и суровый климат на значительной части территории.

Исторически такие условия жизни выработали в нашем народе полезные качества: умение понимать природу, трудолюбие, неприхотливость, выносливость. Сюда же можно добавить привычку к коллективному труду у большей части населения.

Следовательно, вывод первый - для успешного поступательного развития нам необходимо, прежде всего, восстановить формы социальной организации труда, какие были утрачены в результате бездумной имитации чуждых неолиберальных структур.

Чему учит нас история? Есть ли у России шанс выбраться из тяжелого кризисного состояния?

Нас спасла Великая французская революция. Европе стало не до России.

В свое время Екатерина II очень ловко использовала этот прием – отвлекать внимание европейских монархов, чтобы самой иметь свободу рук в Азии.

Второй, воспользовался Великой депрессией, успешно проведя индустриализацию, коллективизацию и перевооружил армию.

Тяжесть этой борьбы ложилось на плечи народа. Миллионы людей недоедали, умирали от голода и гибли на полях сражений, но бунты и восстания жестко подавлялись.

Один из них – наладить грамотную работу управляющих структур, обеспечив их ответственными квалифицированными кадрами.

Для этого необходимо качественно воспитывать и обучать подрастающее поколение – будущую смену.

Различные водонагревательные приборы, водомобили и прочие качественные вещи (отечественного производства), работающие на других принципах, должны войти в обиход у жителей нашей страны.

Подобные разработки уже есть в России.

То же самое касается дорогих медицинских препаратов, уникальных приборов, лекарств и т.п. Они должны быть доступны для всех.

Все технические новинки, отечественные изобретения необходимо максимально широко внедрять в производство. (Не исключено, что придется возрождать свою погубленную Систему стандартов и может быть отказаться от чрезмерных международных обязательств по ВТО).

Появление таких людей во власти будет зависеть не только от их способностей.

Вывод четвертый – государство должен возглавлять яркий лидер, наделенный необходимыми полномочиями, волей и желанием принести пользу Отечеству.

Хорошая экономика – это всегда про завтра, а не про сегодня

Фото: yandex.fr

Экономика (хорошая экономика) – это не про то, чтобы посчитать, сколько нам надо денег. Денег может быть мало – и это плохо (часто идет латание дыр), денег может быть много – иногда и это плохо: идет их неэффективное расходование, а результаты образования не растут. А вот определить оптимальный объем средств – это крайне сложная задача, особенно в такой многообразной стране, как России. Экономика (хорошая экономика) – это о том, куда идут и как прирастают общественные ресурсы (финансы, кадры, матбаза) и почему. И какие это ресурсы, особенно – кадры. Экономика (хорошая экономика) – это всегда про завтра (про будущее), а не про сегодня. Образование (хорошее образование) – это тоже про завтра (про будущее), а не про сегодня.

Система оплаты труда учителей

Можно повысить зарплату всем учителям и закрепить это (см. выше) в очень важном документе. Правда, надо бы понять, до какого уровня? До средней по России? (плохо станет Москве, Питеру). До средней по экономике каждого региона? Пробовали – не очень-то вышло, а региональные экономики оказались в долгах (ведь есть еще врачи и медсестры, библиотекари и клубные работники, и у них те же проблемы).

Переход на окладную систему – рабочее время учителя 36–40 часов, из них аудиторной 18–20 часов и внеаудиторной 18–20 часов нагрузки и нормальная зарплата (а больше работать нельзя). Учитель готовится к занятиям, ведет кружки, повышает квалификацию в процессе самообразования, активно отдыхает (или просто отдыхает). Беда только, что тогда как минимум не хватает 250 тыс. учителей, а следовательно, очень не хватает денег. Дальше выбор: студенты педвузов и педучилищ идут работать в школу (качество кадров?), растет нагрузка или падает зарплата.

Нормативное подушевое финансирование и развитие общего образования

НПФ не является единственной возможной моделью. В случае маленьких (малочисленных и малокомплектных) школ он не работает. НПФ – это экономическая модель экономии на масштабе. Хотя норматив подушевой, отдельную душу за него не выучишь. Даже в Москве. Возьмем норматив 200 тысяч рублей/чел. (норматив основной школы). Поделим его на 10 учебных месяцев, получим 20 тысяч. Можно за эти деньги в Москве хорошо выучить одного учащегося по всем предметам? Нет, нет и нет… Нужно иметь в школе определенное число учащихся, чтобы можно было это обеспечить. Вот школы и ведут, как считается, конкурентную борьбу за учащегося. Но если в одну школу придет много, а в другую мало детей, то в первой упадет качество, поскольку классы будут переполнены, а во второй потому, что денег не будет хватать (а закрыть ее нельзя, потому что, например, детей надо будет далеко в другую школу возить). На школы Рачевского и Ямбурга не надо кивать – это особые случаи.

Большинство школ в России сельские. Где можно детей возить в большие, так называемые базовые, школы – возят. Но все равно много маленьких (малочисленных и малокомплектных) школ. Очень дорогих… на фоне городских. Регионы, где много сельских школ, находятся в значительно более сложном положении по сравнению с регионами, где таких школ мало.

ФГОС, муниципальное задание и НПФ

Воруют? Где?

В муниципалитетах нет, как правило, утверждённого муниципального финансового норматива на содержание зданий, потому что это ничего не дает. Сельскую маленькую школу надо финансировать по смете (иначе погибнет), в городах школьные здания разных эпох и т.п. И учащихся в них разное число. А следовательно, затраты разные. Можно установить норматив, но потом все равно придется перераспределять средства. Или школа будет вынуждена часть регионального норматива (зарплата + учебные расходы) тратить на содержание зданий.

Субсидия – это соединение субвенции с муниципальными средствами на содержание зданий и сооружений. И общая сумма поступает в школу. Про воровство я уже сказала…

Из какого бюджета финансировать образование?

Можно ли теоретически направлять средства прямо из федерального бюджета в каждую школу? Можно, но не нужно. Можно и детям запретить в течение учебного года переходить в другую школу. Но не нужно. Я понимаю логику – на федеральном уровне определяем объем бюджетных средств на образование, делим на общее число школьников и получаем что-то вроде норматива (или очень умно считаем норматив, что на самом деле неважно). Но тогда, во-первых, надо забирать образовательные бюджеты из регионов и муниципалитетов, а во-вторых, у кого-то было побольше, у кого-то поменьше, одни пострадают, другие выиграют. В следующем году регионы и муниципалитеты, считая, что деньги идут из федерального бюджета, постараются отдать на образование поменьше, а на здравоохранение побольше… Результат понятен. Можно, конечно, и поликлиники финансировать из федерального бюджета, и муниципальные клубы (библиотеки)… Только все это в несколько другой форме мы уже имели. И нам это не нравилось.

Как ликвидировать финансовое неравенство российских школ?

Как ликвидировать финансовое неравенство российских регионов? Наши власти пытаются выравнивать бюджетную обеспеченность субъектов Российской Федерации.

Школы и в США финансируются по-разному в разных штатах, и учителя получают разную зарплату. Германия также не может выровнять экономическое положение своих земель: есть богатые, есть не очень. Соответственно, и школы живут по-разному. Мы просто этого не замечаем за фасадом значительно большего экономического благополучия. А в Китае в сельских школах очень плохо и с финансами, и с учителями, а это вторая экономика мира… Еще раз повторю – можно все выровнять и все финансировать из центра, только кончится все это как всегда… Я уже говорила, что экономика – дама стервозная.

Модель персонифицированного ФГОС 4.0

Пока мы пытаемся хоть как-то индивидуализировать образование через введение профилей. Фактически сейчас мы хоть какой стандарт в старшей школе оставляем только для русского языка. По математике уже единого стандарта нет – есть базовая математика на ЕГЭ и профильная. В известной степени от этого можно оттолкнуться при построении ФГОС. Но надо понимать, что по предметам, которые не сдаются на ЕГЭ, стандарт вообще перестает действовать. Принципы построения стандарта должны быть иными, и это надо серьезно обсуждать. Одно могу сказать – через стандарт условий (через ресурсы) прорваться не удастся.

Проблема

У нас нет образа учащего будущего (кроме некоторой кальки с учащихся развитых стран, представлений о построении их систем образования). Но без образа нет образования (образование по смыслу слова – это создание или достижение образа). А в этом году за парты сядут первоклассники, которые закончат школу в 2031 году. А мы думаем не про то, что будет тогда, в 2031 году, а про сегодня.

Универсальные компетенции, с одной стороны, есть реакция на неопределенность будущего, с другой, в силу своей универсальности они ничего не решают. Точнее, создают иллюзию некоторого решения. Важнейший вопрос: должна ли быть школа, особенно старшая, фундаментальной в свете новых вызовов? На этот вопрос ни в тех стандартах, которые были, ни в тех, которые то ли приняли, то ли нет, ни в постановке задачи о ФГОС 4.0, ответа нет.

Читайте также: